Конспект занятия на тему вверху внизу. Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под

Сценарий урока математики.

Учитель: Самойлова Виктория Михайловна.

Образовательное учреждение ЦО №1460.

Тема урока: « Пространственные отношения «вверху», « внизу», « слева»,

« справа».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1.Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения

« вверх», «вниз», « налево», «направо».

2.развивать навык определения местоположения предметов.

Основные этапы урока:

1.Изучение нового материала.

2.формирование навыка определения местоположения предметов в

пространстве.

УДД, формируемые на уроке:

1. Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

2.Регулятивные - научиться принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий;

3.Познавательные - научиться понимать заданный вопрос, осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках, понимать знаки, символы.

4. Коммуникативные - научится использовать в общении правила вежливости, получит возможность научиться строить понятные для партнера высказывания, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке:

учитель- ученик, парная.

Предполагаемый контроль: творческое задание.

Использованное оборудование: счетный материал, сюжетные картинки, магнитная доска, геометрические фигуры, цветные карандаши.

Ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

организация деятельности по постановке цели, система

вопросов, организация урока в деятельностной парадигме,

дифференцированный подход, индивидуальная помощь,

система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.

Деятельность учащихся

Основной акцент на

этапе урока

сотрудничество,

использование

компьютерного и

дидактического

оборудования, работа по учебнику или учебному пособию, самостоятельная деятельность учащихся, контроль и т.д.

I .Организаци-

онный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

Ребята, вам тепло, светло? Прозвенел для вас звонок? Хотите учиться? Значит можно садиться!

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам.

Сотрудничество, наблюдения учителя

II . Изучение

нового мате-

риала .

1.Составление

рассказа по

сюжетным

картинкам.

Задает вопросы по сюжетной картинке(с. 6

учебника) с целью выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отно

шения « вверху», « внизу».

Кто находится вверху рисунка?

В какую игру играют дети?

Рассмотрите детей, качающихся на качелях. Кто находится вверху?

Кто внизу?

Расскажите о детях на горке. Кто выше всех?

Кто находится в самом низу?

Рассмотрите рисунок в учебнике на с.7. Расска-

жите, как мальчику дойти до школы.

А как ему дойти до кинотеатра?

Использует фланелеграф или магнитную доску с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и нескольких дорог.

Молодцы, ребята. Вы помогли мальчику. С вашей помощью он попал к нам на урок и сможет учиться вместе с нами. (Оставляет на доске фигурку мальчика).

Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова, которое поможет вам лучше запомнить направления « лево», « право»:

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право? Где лево?

Понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал.

« Победа!»- раздался ликующий крик.

Где « право», где « лево»,

Узнал ученик.

Как ученик догадался, где «право», где « лево»

Рассматривают иллюстрацию в учебнике и составляют рассказ о том, в какие игры любят играть дети летом.

Осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют сюжетные картинки для решения учебной задачи.

Учащиеся словесно

описывают путь мальчика, используя слова: вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Анализируют стихотворение и отвечают на вопросы учителя.

Работа по учебнику, использование магнитной доски с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра, нескольких дорог.

Проводит физкультминутку.

Тишина стоит вокруг, вышли косари на луг.

Взмах косой туда- сюда, делай раз и делай два.

Исходное положение ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя упражнения.

Наблюдения учителя.

2. Формирование навыка определения местоположения предметов в пространстве.

Беседа по вопросам о предметах, имеющихся в классе:

Что ниже: стол или стул?

Кто ниже: Сережа или Таня?

Что находится в кабинете вверху?

Что находится внизу? и т.д.

Прикрепляет на доску различные фигурки.

Определите, какой предмет расположен слева, какой справа.

Например: на доске грибы и ягоды.

Что находится слева: грибы или ягоды?

Что находится справа?

Отвечают на вопросы учителя.

Используют наглядный счетный материал для решения учебной задачи.

Работа с наглядным материалом. Ответы на вопросы учителя.

3. Работа в тетради.

Кто изображен на рисунке? Сколько кроликов?

Кроликов, которые смотрят направо, оставьте белыми, а тех, которые смотрят налево, закрасьте черным цветом.

Дорисуйте морковки так, чтобы у всех кроликов их стало поровну.

Взаимопроверка.

Работают в тетради № 1(с. 4, рисунок 2)

Рассматривают иллюстрации в печатной тетради и отвечают на вопросы.

Рисуют морковки по заданию.

Принимаюм о сохраняют учебную цель и задачу.

Применяют коммуникативные навыки.

Взаимопроверка в парах.

Работа в печатной тетради.

Проводит физкультминутку.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись, Три, четыре- руки вниз.

Исходное положение - ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения.

Выполняют упражнения для профилактики утомления.

Наблюдение учителя.

III. Письмо по образцу.

Задание 1:

Обведите по контурам

Флажки, которые находятся левее, закрасьте красным карандашом, а флажки, которые расположены правее - зеленым.

Задание 2. Рисование дорожки.

Закрашивают флажки цветными карандашами.

Обводят образец по точкам, а затем повторяют его самостоятельно.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Работа в учебном пособии. Самостоятельная работа.

IV. Подведение итогов.

Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективы последующей работы.

Что нового узнали?

Что особенно понравилось?

Какую работу вам хотелось бы выполнить

Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Развернутые ответы на вопросы.

Учитель Самойлова В. М. ЦО № 1460

Тема : Пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа»

Цель: Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз», «налево», «направо».

Задачи: развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа);

продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов;

создать условия для развития мыслительных операций – анализа, сравнения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; уважения к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Ход урока.

    Орг.момент

Ребята, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел для вас звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит, можно садиться!

Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос автора:

Один кузнечик стрекотал,

Две бабочки летели,

Гуляли вместе три кота,

Четыре птички пели.

Белок пять, а может, семь?

В них я запутался совсем.

Слон один, но тянет весом

И на восемь, и на десять.

Всех пока пересчитали,

Что-то в счёте потеряли. (числа 6 и 9)

3. Постановка цели и задачи урока.

Откройте учебник на с.6. Прочитайте тему урока.

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?

Для чего нужно уметь определять левую, правую стороны, верх и низ?

4. Работа по теме урока.

Задаёт вопросы по сюжетной картинке (с.6 учебника) с целью выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу».

Кто находится вверху рисунка?

В какую игру играют дети, изображённые внизу рисунка?

Рассмотрите детей, качающихся на качелях. Кто находится вверху?

Кто внизу?

Рассмотрите горку? Кто выше всех?

Кто находится в самом низу?

Рассмотрите рисунок в учебнике на с.7.

Расскажите, как мальчику дойти до школы? до кинотеатра?

Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.

Правая и левая.

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Они так устали …

Правая и левая

Спят на одеяле. (О.Дриз)

О чём идёт речь в стихотворении?

Поднимите вверх правую руку.

Что умеет правая рука?

Поднимите вверх левую руку.

Что делает левая рука

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Беседа по вопросам о предметах, имеющихся в классе:

Что выше: стол или стул?

Кто ниже: Стас или Матвей?

Что находится в кабинете вверху?

Что находится внизу?

Игра «Составь узор»

Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг, синий квадрат.

Сколько фигур вы выложили?

Сколько синих фигур?

Сколько треугольников?

Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника

Какие фигуры лежат слева от синего круга?

5. Работа в тетради

Какая фигура первая справа?

Какая фигура первая слева?

Задайте вопросы по узору, который вы выложили.

Откройте тетрадь на с.4.

Задание 1

О чём говорит условный знак около первого задания?

Прочитайте задание. Какой вагончик будет левее всех?

Какой вагончик нарисуете рядом с зелёным?

В каком порядке будете раскрашивать дальше?

Прочитайте и раскрасьте флажки сами.

6. Рефлексия

Что нового узнали?

Что особенно понравилось?

Покажите правой рукой вверх

Покажите левой рукой вниз

Придумайте ситуацию, когда вам может понадобиться умение определять, где лево, где право.

Конспект занятия по математике

«Вверх-вниз»

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете дома?

Ответы детей: ……

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь двум медведям и кукле Насте расставить посуду на полки.

Воспитатель:

выставляет на стол дом и двух медведей с куклой.

Игра « Найди свое место»

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на пары.

На столах разложены карточки с цифрами 1-4. Дети должны соотнести количество точек на своей каточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются два, три ребенка с одинаковым количеством точек на своих карточках.

Игра «Расставь посуду»

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «вверхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

Закрепить счет в пределах 4, умение определять, назвать и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформуровать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда)-3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Сколько полок на кухне у медведя?

Воспитатель:

Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

Одна, две, три-всего три тарелки.

Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

Чем похожи эти тарелки?

Дети отвечают: они все круглые – у них одинаковая форма; они все желтые-у них одинаковый цвет.

Воспитатель:

Чем отличаются тарелки?

Дети: у них разный размер.

Воспитатель:

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит медведю? Насте? Мишутке?

Дети: самый большой-медведя, круг поменьше- Настин, самый маленький-мишутки.

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Игра «Наведи порядок»

Организовать активный отдых детей, тренировать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов, развивать фантазию.

Воспитатель: Ребята, к трем медведям собирается в гости заяц.

Что обычно делают перед приходом гостей?

Дети: наводят порядок

Воспитатель: Что значит «навести порядок»? Разложить по местам вещи, подмести и т.д.

Воспитатель: предлагает поиграть в игру « Где мы были мы не скажем, а что делали –покажем» подметать пол, вытирать пыль, пылесосить, убирать на место игрушки и т.п. Дети имитируют названные действия.(воспитатель отгадывает движения детей)

Игра « Накрой на стол»

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на столе рядом с медведями и куклой изображение зайца. К медведю в гости пришел заяц.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?

Дети: нет

Воспитатель: Почему вы думаете, что не хватит?

Дети: Потому что тарелок три, а зверушек на столе-четыре.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем?

Дети: надо поставить на стол еще одну тарелку.

Воспитатель: Где можно взять недостающую тарелку?

Дети: с нижней полки.

Воспитатель: Какую тарелку вы поставили зайцу?

Дети: квадратную, треугольную.

Воспитатель: Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?

Дети: формой

Воспитатель: медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Игра «Что где?»

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху», «внизу», связать их с движением детей;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где-вверху или внизу-он находится.

Можно предложить не только говорить, но и показывать, где что находится. Звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит слово «камень»-присесть на корточки и сказать «внизу».

Слова могут быть: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, и т.п.

Воспитатель:

Что у человека вверху (голова), внизу-ноги)

Что у дерева на вверху-ветки, внизу-корни.

Итог занятия:

Восстановить в памяти то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они сегодня смогли помочь медведям потому, что хорошо считают, знают, где вверх, а где вниз, и не боятся трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми среднего возраста

«Вверх-вниз».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Технологии:

Речь с движением, игровая, здоровьесберегающие, триз.

Конспект составила:

Воспитатель: Керимова Л.А.

Санкт-Петербург

2016г

Программное содержание:

1. Социально-коммуникативное развитие :

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой группе, к взаимодействию в практической деятельности

2. Познавательное развитие:

Закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.

3. Речевое развитие:

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Развивать эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

5. Физическое развитие :

Развивать умение уверенно и активно выполнять элементы пальчиковой гимнастики

Материал к занятию:

Демонстрационный:

2 игрушечных медведя, игрушка кукла, 1 заяц, карточки с цифрами от 1-4.

Раздаточный:

Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного размера от 1-4.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете дома?

Ответы детей: ……

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь двум медведям и кукле Насте расставить посуду на полки.

Воспитатель:

выставляет на стол дом и двух медведей с куклой.

Игра « Найди свое место»

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на пары.

На столах разложены карточки с цифрами 1-4. Дети должны соотнести количество точек на своей каточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются два, три ребенка с одинаковым количеством точек на своих карточках.

Игра «Расставь посуду»

Задачи:

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «вверхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

Закрепить счет в пределах 4, умение определять, назвать и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформулировать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда)-3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Сколько полок на кухне у медведя?

Воспитатель:

Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

Одна, две, три-всего три тарелки.

Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

Чем похожи эти тарелки?

Дети отвечают: они все круглые – у них одинаковая форма; они все желтые-у них одинаковый цвет.

Воспитатель:

Чем отличаются тарелки?

Дети: у них разный размер.

Воспитатель:

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит медведю? Насте? Мишутке?

Дети: самый большой-медведя, круг поменьше- Настин, самый маленький-мишутки.

Пальчиковая игра: «Дикие животные»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Игра «Наведи порядок»

Задачи:

Организовать активный отдых детей, тренировать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов, развивать фантазию.

Воспитатель: Ребята, к трем медведям собирается в гости заяц.

Что обычно делают перед приходом гостей?

Дети: наводят порядок

Воспитатель: Что значит «навести порядок»? Разложить по местам вещи, подмести и т.д.

Воспитатель: предлагает поиграть в игру « Где мы были мы не скажем, а что делали –покажем» подметать пол, вытирать пыль, пылесосить, убирать на место игрушки и т.п. Дети имитируют названные действия.(воспитатель отгадывает движения детей)

Игра « Накрой на стол»

Задачи:

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на столе рядом с медведями и куклой изображение зайца. К медведю в гости пришел заяц.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?

Дети: нет

Воспитатель:

Почему вы думаете, что не хватит?

Дети: Потому что тарелок три, а зверушек на столе-четыре.

Воспитатель:

Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем?

Дети: надо поставить на стол еще одну тарелку.

Воспитатель:

Где можно взять недостающую тарелку?

Дети: с нижней полки.

Воспитатель:

Какую тарелку вы поставили зайцу?

Дети: квадратную, треугольную.

Воспитатель:

Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?

Дети: формой

Воспитатель:

медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Игра «Что где?»

Задачи:

Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху», «внизу», связать их с движением детей;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где-вверху или внизу-он находится.

Можно предложить не только говорить, но и показывать, где что находится. Звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит слово «камень»-присесть на корточки и сказать «внизу».

Слова могут быть: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, и т.п.

Воспитатель:

Что у человека вверху (голова), внизу-ноги)

Что у дерева на вверху-ветки, внизу-корни.

Итог занятия:

Задачи:

Восстановить в памяти то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они сегодня смогли помочь медведям потому, что хорошо считают, знают, где вверх, а где вниз, и не боятся трудностей.


Урок по математике 1 класс.

Тема: Пространственные понятия: вверху – внизу.

Цель: 1. Учить детей определять предметы вверху и внизу.

2.Коррекция речи учащихся путём повторения слов за учителем, коррекция мелкой моторики.

3.Воспитание интереса к учёбе.

Оборудование: геометрические фигуры (треугольник, круг), светофорточки красного и синего цвета, картинки для счёта.

Ход урока.

I. Подготовительная часть.

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

Сегодня к нам на урок пришёл гость.

Кто это? (петушок)

Он будет смотреть, как вы сначала будете находить предметы вверху и внизу.

3. Устный счёт.

Посчитайте мальчиков в классе (хором)

Сколько всего? (4)

Кто это? (кошки) – картинки.

Посчитайте кошек. (хором и по одному)

Сколько кошек? (3)

Молодцы.

4. Работа с геометрическими фигурами.

а) по показу – назвать.

А теперь петушок хочет узнать какая это фигура.

Как называется эта геометрическая фигура? (показываю круг )

Какого цвета? (синего)

Покажите круг синего цвета. (на парте у детей геометрические фигуры, дети выбирают нужную и показывают)

Какая это фигура? (показываю треугольник)

Какого цвета? (красного)

Покажите у себя треугольник красного цвета (находят и показывают)

б) Сложение узоров.

Петушок, а ребята умеют складывать узоры из геометрических фигур. Тебе показать?

Ребята, сложите из кругов вот такой узор. Приложение 1

Показываю образец. (индивидуальная помощь)

5. Работа с мягким конструктором. Узоры. Приложение 2.

В круг вставить правильно маленький круг или треугольник.

6. Работа со счётными палочками.

Из палочек выложить треугольник. (даю образец)

Какую фигуру вы сложили? Молодцы!

7. Физминутка.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Прыгают как зайчики,

Девочки и мальчики.

II. Основная часть.

1. Объяснение нового материала.

Посмотрите вверх.

Что вверху? (потолок, лампы)

Что внизу? (пол, парты, стулья)

Покажите где верх, где низ.

На доске: - где синий круг? (вверху)

Где красный треугольник? (внизу).

2. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Кто сидит на полу? (мальчик)

Вверху или внизу сидит мальчик? (полный ответ детей)

Что он делает? (Играет с игрушками).

Что висит на потолке? (лампа)

Вверху или внизу лампа? (вверху)

Вы считали, работали с геометрическим материалом, смотрели, что вверху, что внизу, Петушку очень понравилось, как вы работали. А теперь Петушок посмотрит, как вы пишите.

3. Физминутка.

Игра. Если этот предмет вверху – руки поднять.

Если внизу – руки опустить, присесть.

Картинки: самолёт, машина, птичка, цветочек, трактор, солнышко.

Речевой контроль: где самолёт? (вверху…)

4. Разминка для кистей и пальцев рук.

5. Работа в тетрадях.

а) Назвать фигуру, прописать в тетради. Приложение 3.

б) Закрашивание рисунка по вербальному восприятию слов учителя.

Приложение 4.

Что изображено на картинке? (солнце)

Где солнце? (вверху)

Что изображено здесь? (домик)

Где находится дом? (внизу)

Задание: Закрасить солнце желтым цветом, а дом – синим.

III. Итог урока.

1. Сбор тетрадей.

а) - Где находится небо, земля? (небо – вверху, земля – внизу, дети дают полные ответы.)

Кто летает вверху? (бабочка, птица и т.д.)

Кто ходит по земле внизу? (человек, ёж, корова …)

Молодцы! Петушок очень многому научился и вас похвалил.

Приложение 3