Сколько фенотипических групп образуется. Хламидомонада, которая представляет род одноклеточных зелёных водорослей из семейства Хламидомонадовые - пример уровня организации


1) популяционно-видового

2) организменного

3) биогеоценотического

4) молекулярного


Инфузория туфелька представляет собой как клеточный уровень организации жизни, так и


1) молекулярный

2) организменный

3) видовой

4) биоценотический


Какие исследования затруднены у человека в связи с медленной сменой поколения и малочисленным потомством


1) анатомические

2) физиологические

3) гистологические

4) генетические


4. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?



Инородные белки, попавшие в организм человека, связываются, образуя комплексы с


1) антигенами

2) тромбоцитами

3) антителами

4) антибиотиками


Клетка одноклеточного животного

1) не имеет эндоплазматической сети

2) создает органические вещества из неорганических

3) имеет вакуоли с клеточным соком

4) выполняет все функции живого организма

Дочерний организм сохраняет наибольшее сходство с родительским при размножении


1) партеногенезом

2) половым способом

3) с помощью семян

4) почкованием


Сколько фенотипических групп образуется при скрещивании двух дигетерозигот?


3) двенадцать

4) шестнадцать


Сущность явления гетерозиса, используемого в селекции, составляет

1) кратное увеличение числа хромосом

2) изменение генофонда сорта или породы

3) переход многих генов в гомозиготное состояние

4) гетерозиготность гибридов

Какой из приведённых ниже представителей царства грибов не образует мицелия?


1) пеницилл

4) подберёзовик


Задание 2. «Да» или «Нет»?

Вспомните кто такие оболочники и ланцетники, к каким систематическим группам они относятся?Какие морфологические признаки или биологические особенности присутствуют («Да») или отсутствуют («Нет») у этих групп. Заполните ячейки таблицы.

Задание 3. Круги!

Рассмотрите представленные рисунки, на них хорошо видны концентрические круги. Ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Что изображено на рисунках?

2. Это аналогичные или гомологичные структуры?

3. Как они образуются? (1 предложение)

4. В чем причины сходства? (1-2 предложения)

Задание 4. Биологические задачи.

Внимательно прочитайте условия и решите биологические задачи. Подробно запишите: дано, решение, ответ.

1. В среднем пчелиная семья летом насчитывает 70 тысяч пчёл и собирает за сезон 130 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/14 часть этого семейства занята другими делами.

2. Любитель голубей скрестил черного самца с мохнатыми ногами с такой же самкой. И получил потомство – 15 птенцов: 8 черных с мохнатыми ногами, 2 бурых с мохнатыми ногами, 4 черных с голыми ногами и 1 бурых с голыми ногами. Гены двух признаков не сцеплены.

Определите:

1) генотипы родителей,

2) генотипы потомков

3) закономерность наследования признаков.

Задание 5. Фотовопрос.

На данном фото изображен низкий остров, имеющий правильную форму кольца, состоит из известняка. Почти вся его площадь занята необычной сочной зеленью, снаружи неширокий песчаный пляж и полоса мелководья, частично обнажающаяся во время отливов. Ответьте на вопросы.


Вопросы:

1. Как называют такие образования?

2. Какие животные создали этот уникальный рельеф?

3. К какой систематической группе они принадлежат?

Задание 6. Год обезьяны!

По китайскому лунному календарю новый год празднуется на второе новолуние после зимнего солнцестояния, что обычно выпадает на период с 21 января по 21 февраля. 2016 новый год соответствует году обезьяны!

Вам необходимо, используя свои знания по биологии обезьян, придумать три оригинальных и каверзных вопроса о биологических особенностях этих животных и дать на них ответы.

Критерии оценивания:

1. Соответствие заданию.

2. Биологическая грамотность.

3. Оригинальность.

4. Соответствие техническим требованиям.

Задание 7. Как это было…

Ответьте на предложенные вопросы:

1. Какое у вас настроение после выполнения всех заданий?

2. Что было самым трудным и как вы преодолевали трудности?

3. За что вы можете себя похвалить?

Постарайтесь, чтобы ответы на вопросы было интересно прочитать и другим участникам. Ответы вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ, заметка, сказка, стихотворение и др.

Критерии оценивания :

· Рефлексия не предоставлена – 0 баллов.

· Рефлексия выполнена для данного конкурса и представляет собой формальные ответы на вопросы, не связанные между собой – 1 балл.

· Рефлексия выполнена для данного конкурса и представляет собой авторские развернутые ответы на вопросы – 2 балла.


Рекомендации, которые помогут вам получить отличный результат, а нам – быстро проверить вашу работу:

1. Документ с ответами необходимо назвать Фамилия_Имя_класс. Образец имени файла: Петров_Иван_ 5класс.doc

2. Графические изображения выполняются в любом графическом редакторе с расширением – JPG или GIF. Документ с изображением необходимо назвать: Фамилия_Имя_класс. Образец имени файла: Петров_Иван_1 класс.jpg (Если иного не требует задание).

3. Если работа участника содержит более одного файла, то ее необходимо поместить в архив с именем: Фамилия_Имя_класс. Образец архива: Петров_Иван_1 класс.rar

4. Работу необходимо загрузить в Личном кабинете, предварительно заполнив список участников.

5. Размер загружаемого файла должен быть не больше 20 Мб

6. Подробные инструкции как загрузить работу, скачать наградной материал на странице сайта Как участвовать.

7. Если у вас возникли вопросы или предложения – ждем ваших писем на почту [email protected] или воспользуйтесь нашей онлайн-формой на сайте.

Полезные документы:

1. Положение о Международных конкурсах Центра дополнительного образования «Снейл»

2. Свидетельство о регистрации СМИ

3. Лицензия Центра «Снейл»

Читайте и узнавайте последние новости, общайтесь и узнавайте новости Центра «СНЕЙЛ» на страничках социальных сетей:

ЧОУ «ЦДО «Снейл», 2016 г.

По какой формуле определяют число фенотипов в потомстве при расщеплении?

Для определения используется формула 2 n , в которой n - количество пар аллельных генов.

Если происходит моногибридное скрещивание , «родители», наделенные отличием в одной паре признаков (Мендель экспериментировал с горошинами желтыми и зелеными), во втором поколении дают два фенотипа (2 1). При дигибридном скрещивании они имеют различия по двум парам признаков и, соответственно, во втором поколении производят четыре фенотипа (2 2).

Точно таким же образом подсчитывается количество фенотипов, получившихся во втором поколении методом тригибридного скрещивания - появится восемь фенотипов (2 3).

По какой формуле определяют число различных видов гамет у гетерозигот?

Это число высчитывают также по формуле (2 n). Однако n в этом случае - количество пар генов в гетерозиготном состоянии. На использовании этой формулы построены задачи в ЕГЭ по биологии и внутреннем экзамене МГУ.

По какой формуле определяют число генотипов в потомстве при расщеплении?

Здесь применяется формула 3 n , где n - количество пар аллельных генов. Если скрещивание моногибридное, расщепление по генотипу в F 2 происходит в соотношении 1:2:1, то есть образуются три различающихся генотипа (3 1).

При дигибридном скрещивании возникают 9 генотипов (3 2), при тригибридном - 27 генотипов (3 3).

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда -

При дигибридном скрещивании

  • изучается два признака, например, "белая короткая шерсть";
  • две пары (альтернативных) генов, например, AaBb x AAbb.

При дигибридном скрещивании гены А и В могут наследоваться независимо либо сцепленно .

Независимое наследование

Если гены А и В находятся в

  • разных хромосомах;
  • разных парах хромосом;
  • негомологичных хромосомах;
  • разных парах негомологичных хромосом (все это одно и то же);

то они наследуются независимо, согласно III закону Менделя (закону независимого наследования): "Расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков".


Цитологической основой независимого наследования является независимое расхождение хромосом в анафазе I мейоза.


Расщепления, характерные для независимого наследования при дигибридном скрещивании
1) Расщепления нет (все дети одинаковые) – скрещивали двух гомозигот ААBB х ааbb (или AAbb x aaBB).
2) Расщепление 9:3:3:1 – скрещивали двух дигетерозигот АаBb х АаBb (третий закон Менделя).
3) Расщепление 1:1:1:1 – скрещивали дигетерозиготу и рецессивную гомозиготу АаBb х ааbb (анализирующее скрещивание).

Сцепленное наследование

Если гены А и В расположены в

  • одной хромосоме;
  • одной паре хромосом;
  • одной паре гомологичных хромосом;

то они не смогут разойтись независимо, происходит сцепленное наследование согласно закону сцепления Моргана: "Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно" .


Все гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления. Количество групп сцепления равняется количеству хромосом в гаплоидном наборе (количеству пар гомологичных хромосом).

Сколько видов гамет получится у AaBb:

  • при независимом наследовании – 4 вида гамет (AB, Ab, aB, ab) по 25% каждой
  • при полном сцеплении – только 2 вида гамет (например, AB и ab)
  • при неполном сцеплении (происходит из-за кроссинговера) – 4 вида гамет, но не по 25% (не поровну).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон
1) независимого наследования
2) сцепленного наследования
3) расщепления признаков
4) доминирования

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
1) пар гомологичных хромосом
2) аллельных генов
3) доминантных генов
4) молекул ДНК в ядре клетки

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при сцеплении доминантных генов
1) АВ, аb
2) Аb, аВ
3) АВ, Аb, аВ, аb
4) Аа, Вb

Ответ


СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ ПРИ АНАЛИЗИРУЮЩЕМ СКРЕЩИВАНИИ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ
1. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения тыквы с белыми круглыми плодами и дигомозигогного растения с желтыми удлиненными плодами (белый цвет и круглая форма плода доминантные признаки) при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании гомозиготного по обоим признакам организма (ааbb) с дигетерозиготным организмом. Гены не сцеплены. Доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

Ответ


3. Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при полном доминировании и независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

Ответ


4. Определите соотношение фенотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной чёрной хохлатой курицы при независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Ответ


СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ ПРИ АНАЛИЗИРУЮЩЕМ СКРЕЩИВАНИИ ДИГЕТЕРОЗИГОТЫ
1. Определите соотношение генотипов в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип родительской особи – АаBb при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов (без дополнительных знаков).

Ответ


2. Определите соотношение генотипов в потомстве, полученном при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей – ААBb. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

Ответ


3. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаBb, aaBb, Aabb, aabb. Запишите соотношение этих генотипов в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

Ответ


СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДВУХ ДИГЕТЕРОЗИГОТ
1. Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух дигетерозигот при полном доминировании и независимом наследовании генов? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Ответ


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ


3. Определите соотношение фенотипов в потомстве при скрещивании самок и самцов с генотипами АаBb, если учесть, что гены не сцеплены друг с другом и наблюдается полное доминирование. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ


4. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании двух дигетерозигот дрозофил с серым телом и нормальной формой крыльев (гены находятся в разных парах аутосом). Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

Ответ


СЛУЧАЙНАЯ ЗАДАЧА, ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ
1. У фасоли желтая окраска бобов доминирует над зеленой, а черная окраска семян - над белой. Определите вероятность (в %) появления растений фасоли с зелеными бобами и белыми семенами при самоопылении дигомозиготного растения с желтыми бобами и черными семенами. В ответ запишите только соответствующее число.

Ответ


2. У человека карий цвет глаз (А) и одна из форм близорукости (В) – аутосомные признаки. Определите вероятность (в %) рождения голубоглазого ребенка с нормальным зрением, если его родители кареглазые с нормальным зрением (гомозиготы по обеим парам признаков). В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


3. Женщина с длинными ресницами и широкими бровями, отец которой имел короткие ресницы и узкие брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготными по обоим аллелям, в семье родился ребенок с длинными ресницами и широкими бровями. Какова вероятность (в процентах) рождения в этой семье детей с таким же фенотипом, как у матери, при полном доминировании и независимом наследовании признаков? В ответ запишите только число.

Ответ


4. Укажите какой процент детей, будет иметь коричневую шерсть и нормальную длину ног, если отец Ааbb, а мать aaBb (А - черная шерсть, а - коричневая шерсть, B - короткие ноги, b - нормальные ноги).

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Схема AABB х aabb иллюстрирует скрещивание
1) моногибридное
2) полигибридное
3) анализирующее дигибридное
4) анализирующее моногибридное

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении
1) 3:1
2) 9:3:3:1
3) 1:1:1:1
4) 1:2:1

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как отвечающие за эти признаки гены расположены в
1) ДНК митохондрий
2) разных парах хромосом
3) одной паре хромосом
4) половых хромосомах

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особи с доминантными и особи с рецессивными признаками в F1 происходит расщепление по фенотипу в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:2:1
3) 3:1
4) 1:1:1:1

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 1:1:1:1

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Всегда наследуются вместе гены
1) рецессивные
2) аллельные
3) доминантные
4) тесно сцепленные

Ответ


СКОЛЬКО ТИПОВ ГАМЕТ ПРИ ПОЛНОМ СЦЕПЛЕНИИ
1. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

Ответ


2. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВb при полном сцеплении исследуемых генов? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВb, если известно, что неаллельные гены сцеплены, а кроссинговер отсутствовал? Ответ запишите в виде цифры.

Ответ


СКОЛЬКО ТИПОВ ГАМЕТ ПРИ НЕЗАВИСИМОМ НАСЛЕДОВАНИИ
1. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВb при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде цифры.

Ответ


2. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при независимом наследовании признаков?

Ответ


3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВb при нарушении сцепления генов при кроссинговере? Ответ запишите в виде цифры.

Ответ


4. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при нарушении сцепления кроссинговером?

Ответ


Сколько типов гамет образуют особи с генотипом АаВВ? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


Сколько типов гамет образует дигомозиготная особь? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


СКОЛЬКО ГЕНОТИПИЧЕСКИХ ГРУПП
1. Сколько разных генотипов получится у потомства при анализирующем скрещивании организма с генотипом АаBB (полное доминирование и независимое наследование признаков)? В ответе запишите только количество генотипов.

Ответ


2. Сколько генотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигомозиготного по доминантным признакам формы плодов и окраски плодов при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


3. Сколько разных генотипов может получиться при самоопылении растения томата, гомозиготного по рецессивному признаку формы плодов и гетерозиготного по окраске плодов, при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


4. Сколько разных генотипов может получиться при скрещивании растения овса, гомозиготного по гену позднеспелости и гетерозиготному по гену нормального роста, с растением овса, гетерозиготного по гену позднеспелости и гомозиготного по гену гигантского роста при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


СКОЛЬКО ФЕНОТИПИЧЕСКИХ ГРУПП
1. Сколько фенотипических групп получится при самоопылении гетерозиготного растения гороха с желтыми гладкими семенами? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


2. Сколько разных фенотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигетерозиготного по признакам формы и окраски плодов, при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


3. Сколько фенотипических групп получится при скрещивании двух дигомозиготных особей с разными фенотипами (гены расположены в разных хромосомах). В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


4. Сколько разных фенотипических групп может получиться при самоопылении томата, гомозиготного по рецессивному признаку формы плодов и гетерозиготного по окраске плодов при полном доминировании и независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Ответ


5. Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:1:1:1
3) 3:1
4) 1:1

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля гетерозигот по обеим аллелям в потомстве составит
1) 0,75
2) 0,5
3) 0,25
4) 0

Ответ


СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ ПРИ ПОЛНОМ СЦЕПЛЕНИИ
1. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух дигетерозиготных организмов. Попарно сцеплены доминантные и рецессивные гены. Доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

Ответ


2. Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного хомяка при полном сцеплении генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

Ответ


СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ ПРИ ПОЛНОМ СЦЕПЛЕНИИ
Определите соотношение генотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух дигетерозиготных организмов. Сцеплены гены А и b, а и В. Доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько типов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаВb в случае сцепленного наследования при отсутствии кроссинговера?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом)
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 9:3:3:1

Ответ


1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания сцепленного типа наследования. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно
2) наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1
3) число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
4) гены, расположенные в разных парах хромосом, наследуются независимо
5) в результате кроссинговера происходит перекомбинация генов

Ответ


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания сцепленного наследования признаков. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) один ген определяет развитие нескольких признаков

3) количество групп сцепления равно количеству пар хромосом
4) неаллельные гены в одной хромосоме наследуются совместно
5) проявление признака зависит от действия фактора среды

Ответ


Все приведённые ниже законы, кроме двух, являются законами наследственности Г. Менделя. Найдите два закона, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единообразие гибридов первого поколения
2) независимое наследование признаков
3) наследование признаков, сцепленных с полом
4) расщепление признаков
5) сцепленное наследование признаков

Ответ


Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигибридного скрещивания гороха при независимом наследовании и полном доминировании. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
2) расщепление по фенотипу происходит в соотношении 9:3:3:1
3) гены разных признаков находятся в разных хромосомах
4) формирование разных типов гамет обусловлено кроссинговером
5) образуется четыре фенотипических класса потомков в соотношении 1:1:1:1

Ответ


Все приведённые ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) признаки родителей наследуются потомками
2) гены расположены в хромосоме линейно
3) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно
4) неаллельные гены наследуются независимо
5) сцепление генов нарушается в результате кроссинговера

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1) темноволосый голубоглазый мужчина гетерозиготный по первой аллели женился на темноволосой кареглазой женщине гетерозиготной по второй аллели. каковы

возможные фенотипы и генотипы детей?

2) у человека карие глаза. сколько генотипов данной аллели и какие именно могут быть у человека такого фенотипа? а если глаза голубые?

3) Муж и жена имеют кудрявые волосы. У них родился ребенок с кудрявыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

4) У кошек ген черной окраски (В) и ген рыжей окраски (в) дают неполное доминирование. При сочетании этих двух генов (Вв) получается трехцветная (черепаховая) окраска. Гены расположены только в Х хромосомах. У черной кошки родились один черепаховый и несколько черных котят. Определите фенотипы и генотипы отца и котят.

5) От скрещивания белого кролика с черной крольчихой получено 5 черных и 3 белых кролика. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат?

6) Платиновая окраска (А) меха норки красивее и ценится дороже, чем коричневый мех. Как нужно вести скрещивание, чтобы от стандартной коричневой самки и платинового самца получить максимальное количество платиновых потомков?

7) В семенном магазине купили и посеяли 150 гладких семян гороха. Почему в собранном урожае из 2032 горошин 498 оказались морщинистыми?

8) Какое получится по генотипу и фенотипу потомство, если скрестить розовоплодную клубнику с красноплодной?

9) в потомстве от скрещивания серой дрозофилы с черной получено 290 черных и 908 серых особей. Каковы генотипы родителей и потомства?

10) Темноволосая голубоглазая женщина, гомозиготная по двум аллелям вступила в брак с темноволосым голубоглазым мужчиной, гетерозиготным по первой аллели. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей?

11) У кролика белый мех. Сколько генотипов и какие именно могут быть у кролика такого фенотипа?

12) От брака мужчины-дальтоника со здоровой женщиной родилась девочка-дальтоник. Каковы генотипы родителей?

13)Мужчина, страдающий отсутствием потовых желез, вступил в брак с женщиной, здоровой по этому признаку. Каковы возможные генотипы и фенотипы детей?

14) При скрещивании серой и черной мышей получено 30 потомков, из них 14 были черными. Известно, что серая окраска доминирует над черной. Каков генотип мышей родительского поколения?

помогите пожалуйста решить:)

Линия морских свинок с черной
длинной шерстью была скрещена с линией, имеющей белую короткую шерсть. Гибриды F1 скрещивались
между собой, в результате получилось примерно 160 гибридов F2 .
Короткошерстность и чёрная окраска шерсти доминантные гены и наследуются
независимо. Сколько разных генотипов может быть среди гибридов F2 ?
Сколько теоретически должно получиться в F2 черных
длинношерстных морских свинок?

Биология. Задача на моногибридное скрещивание:

окраска оперения у кур наследуется по принципу неполного доминирования,причем черная окраска доминирует над белой,а гетерозиготные организмы имеют пеструю окраску. каким будет потомство от скрещивания пестрых курицы и петуха?

у дурмана краснаяокраска цветков доминирует над белой,а шиповатые семенные коробочки-над гладкими,признаки наследуются независимо.Отскрещевания двух

Моногибридное скрещивание.

F1 расщепление

по генотипу

Фенотипы

Второй закон, или правило расщепления.

Мендель сформулировал второй закон на основании изучения закономерностей расщепления гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании. При скрещивании между собой гибридов первого поколения (F1 ), гетерозиготных по аллелям одного гена, каждый из них образует в равных количествах гаметы двух типов, а среди гибридов второго поколения (F2 ) появляются особи с генотипами и фенотипами родителей и гибридов первого поколения в строго определенных соотношениях 1:2:1 - по генотипу и 3:1 - по фенотипу.

Моногибридное скрещивание. Расщепление признаков.

F1 расщепление

по генотипу

Фенотипы

Расщепление по

фенотипу

Особи, имеющие одинаковый фенотип, образуют фенотипический класс, а особи с одинаковым генотипом - генотипический класс. Во

втором поколении происходит расщепление на два фенотипических класса в соотношении 3А_ (жёлтые) : 1 аа (зелёные) и три генотипических класса в соотношении 1 АА: 2 Аа: 1 аа.

Количество генотипических и фенотипических классов при скрещивании гетерозиготных организмов, отличающихся по n признакам, можно выразить формулой:

количество классов генотипов: 3 n количество классов фенотипов: 2 n

Явление расщепления объясняется с помощью одной из закономерностей генетики, которая получила название правила «чистоты гамет ». Согласно этому правилу в процессе созревания половых клеток (мейоза) в каждую гамету попадает только один из пары аллелей данного гена.

При решении задач по генетике необходимо правильно определить и записать типы гамет, которые образуются при данном скрещивании. Чтобы подсчитать, сколько типов гамет будет давать организм с заданным генотипом, нужно подсчитать и перемножить количество типов гамет по каждой паре генов. Например, организм с генотипом АаBbCсDDEe будет давать 16 типов гамет.

Третий закон Менделя, или закон независимого наследования.

При дигибридном скрещивании изучают наследование двух пар альтернативных наследственных признаков. Мендель учитывал форму семян гороха (гладкая/морщинистая) и цвет (жёлтый/зелёный) (рис. 2-3). При скрещивании гладких жёлтых семян гороха (ААВВ) с зелёными морщинистыми (ааbb) во втором поколении образуются четыре фенотипических класса в соотношении 9:3:3:1 и девять генотипических классов с расщеплением - 1:2:1:2:4:2:1:2:1. В каждой паре аллелей двух генов особи распределялись по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу - 1:2:1. При этом во втором поколении появляются новые комбинации признаков, которые отсутствовали у родителей.

Таким образом, Мендель установил, что при скрещивании дигетерозиготных особей во втором поколении по каждой паре признаков происходит независимое расщепление. Признаки передаются по наследству независимо друг от друга, комбинируясь во всевозможных сочетаниях.

Независимое наследование признаков

Морщинистые

АB, Ab, aB, аb

Морщинистые

Морщинистые

Морщинистые

Морщинистые

генотипу

фенотипу

Количество

фенотипических

Если применить формулу расщепления по фенотипу из второго закона Менделя (3:1), то получим те же четыре фенотипических класса: (3A_: 1 aa) x (3B_: 1bb) = 9 A_B_ : 3 A_bb: 3 aaB_ : 1aabb

Если применить формулу расщепления по генотипу из второго закона Менделя (1:2:1), то получим девять генотипических классов: (1AA: 2 Aa: 1aa) х (1BB: 2Bb: 1bb) = 1AABB: 2AABb: 1AAbb: 2AaBB: 4 AaBb: 2Aabb: 1aaBB: 2aaBb: 1aabb

Независимое наследование признаков объясняется тем, что гены, отвечающие за развитие данных признаков, расположены в негомологичных парах хромосом. Цитологическое объяснение данного явления заключается в мейотическом делении половых клеток с образованием гаплоидных гамет, в которых признаки могут комбинироваться в различных сочетаниях.

При полигибридном скрещивании в основе расщепления признаков лежат те же цитологические закономерности, что и при дигибридном скрещивании. Количество классов и расщепление во втором поколении при скрещивании гетерозиготных организмов, отличающихся по n признакам, рассчитывают по формуле:

количество фенотипических классов - 2 n количество генотипических классов - 3 n расщепление по фенотипу - (3: 1) n расщепление по генотипу - (1: 2: 1) n

Решите ситуационные задачи, основываясь на опытах Менделя

1. Жёлтая окраска (А) семян гороха доминирует над зелёной (а). Определите фенотип семян, полученных в результате скрещиваний:

а) АА × аа б) Аа × Аа в) Аа × аа

2. У гороха гладкая форма семян (В) доминирует над морщинистой

(в). Определите фенотип и тип гамет у растений с генотипом BB, Bb, bb.

3. У гороха жёлтая окраска семян доминантный признак (А), а зелёная - рецессивный (а). Гладкая форма семян - домининантный признак (В), а морщинистая - рецессивный (b). Определите тип гамет и фенотип растений с генотипом ААbb; АAВВ; Ааbb; АаВВ. Определите фенотип семян гороха в потомстве, полученном в результате скрещивания: ААbb х ааВВ; ААВВ х ааbb; ААbb х ааbb; ААВb х АаВb; ааВВ х АаВb; ааВb х АаВb.

Рис. 2-3. Опыт Грегора Менделя (1865 г) по изучению наследования при дигибридном скрещивании [из: http://medbiol.ru].

2. МИКРОПРЕПАРАТЫ. ФЕНОТИПИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ У ПЛОДОВОЙ МУШКИ ДРОЗОФИЛЫ

Удобным модельным объектом для проведения генетических исследований является плодовая мушка дрозофила. Эксперименты чаще проводят на плодовых мушках D. melanogaster , D. simulans , D. mercatorum . Преимуществами дрозофилы являются быстрая смена поколения, большое количество потомства, большое разнообразие видимых фенотипических проявлений мутаций; кариотип содержит всего 8 хромосом.

Плодовую мушку D. melanogaster (рис. 2-4) широко используют в научных экспериментах, начиная с работ Т. Моргана по генетике пола и хромосомной теории наследственности. В настоящее время D. melanogaster - один из наиболее изученных видов живых организмов, который является удобной биологической моделью для исследований взаимодействия генов, генетики развития, изучения действия медицинских препаратов и поллютантов.

Рис. 2-4. Самка (справа) и самец (слева) дрозофилы и их хромосомные наборы [из: http://www.cellbiol.ru].

Геном D. melanogaster содержит 4 пары хромосом: половые X/Y или X/X пара и три аутосомы, маркируемые как 2, 3 и 4. Четвёртая хромосома точковидная и в ряде исследований её не принимают во внимание. X (или первая), 2 и 3-я хромосомы - метацентрические. В настоящий момент геном дрозофилы полностью отсеквенирован и состоит приблизительно из 132 миллионов пар оснований и 13 767 генов.

Изучение генома и мутаций у дрозофилы имеет важное медицинское значение, так как около 61% известных заболеваний человека имеют узнаваемое соответствие в генетическом коде плодовой мушки. С помощью дрозофилы получены генетические модели болезни Паркинсона, Хантингтона и Альцгеймера. Плодовую мушку часто используют в экспериментах для изучения механизмов, лежащих в основе иммунитета, диабета, рака и наркотической зависимости.

1. Фенотип «жёлтое тело» (рис. 2-5, А). Цвет D. melanogaster определяют три пигмента: жёлтый, коричневый и чёрный. Дикий тип имеет коричневый цвет тела и крыльев. Ген жёлтого пигмента локализуется в Х-хромосоме, наследуется по рецессивному типу.

2. Фенотип «вильчатые щетинки» (рис. 2-5, Б). Щетинки дрозофил являются сенсорными органами, состоят из пучков актиновых филаментов и содержат чувствительные нервные окончания. Дикий тип имеет прямые, длинные, слегка изогнутые щетинки. В результате нарушения формирования пучков актиновых филаментов в эмбриогенезе образуются короткие, сильно изогнутые щетинки с раздвоенными концами. Наследуется по рецессивному типу.

1. Зарисуйте и опишите фенотип плодовой мушки.

2. Запишите генотип мушки и типы образуемых ею гамет.

3. Фенотип «зазубренные крылья» (рис. 2-5, В). В норме крыло дрозофилы имеет пять продольных и две поперечные жилки. При данном фенотипечисло и длина жилокне меняется, но по краю крыла между продольными жилками образуются выемки. Наследуется по рецессивному типу.

1. Зарисуйте и опишите фенотип плодовой мушки.

2. Запишите генотип мушки и типы образуемых ею гамет.

Рис. 2-5. Фенотипы плодовой мушки дрозофилы. А - дикий тип имеет коричневый цвет тела и крыльев. По рецессивному типунаследуется жёлтая окраска; Б - у дикого типа щетинки прямые и длинные. По рецессивному типу наследуется короткие и изогнутые щетинки. В - дикий тип имеет крыло с ровным плавно изогнутым краем. По рецессивному типу наследуется крыло с вырезками между продольными жилками [из: http://www.cellbiol.ru и http://www.bios.niu.edu]

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ И ПОЯСНЕНИЯМИ

Задача на определение типов гамет

Задача 1. Определите, какие гаметы и в каком соотношении образует организм с генотипомAaBBсcDd, если известно, что все гены наследуются независимо друг от друга.

Решение: Организм с данным генотипом гомозиготен по генам В и с, гетерозиготен по генам A и D. Таким образом, число генов, по которым организм гетерозиготен, равно двум. Подставив число 2 в формулу для определения количества сортов гамет, получаем 22 = 4 сорта гамет. Теперь определим сорта гамет: генотип AaBBccDd формирует гаметы ABcDABcd aBcD aBcd. При независимом комбинировании генов образование любого сорта гамет равновероятно, поэтому в данном случае все гаметы образуются с частотой 25%.

Ответ : данный организм образует 4 сорта гамет: 25% -ABcD, 25% - ABcd, 25% - aBcD, 25% - aBcd.

Задача на аллельное исключение

Задача 2. При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, при скрещивании черных кур - чёрным. Все потомство от скрещивания белой и черной куриц - имеет пёструю окраску. Какое оперение будут иметь а) потомки белого петуха и пестрой курицы, б) двух пёстрых родителей?

Решение : Ни чёрные и ни белые куры при скрещивании между собой не дают расщепления, следовательно, они гомозиготны. Т.к. потомство от скрещивания белой и черной куриц имеет промежуточную (пёструю) окраску, то можно предположить явление аллельного исключения (при неполном доминировании гибриды должны иметь равномерно серое оперение). Обозначим генотип черных кур - АА, белых - аа, пестрых - Аа.

Запишем схемы требуемых скрещиваний.

Ответ : а) потомки имеют родительские признаки в примерно равном соотношении (анализирующее скрещивание); б) появляются особи, имеющие все три типа окраски, в соотношении: 1 часть чёрных, 2 части пёстрых, 1 часть белых.

Задача на неполное доминирование

Задача 3. У львиного зева цветки бывают нормальной формы (двугубые) и пилорические (без выраженной губоцветости), а по окраске – красные, розовые и белые. Оба признака определяются несцепленными парами генов. Нормальная форма цветка доминирует над пилорической, а розовый цвет получается от скрещивания красных и белых особей. 1) Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных по обеим парам признаков растений? 2) Какое потомство получится от скрещивания двух растений, имеющих розовые пилорические цветки?

Решение : Запишем генотипы родительских форм: 1)