Тест «Творческие способности» (1). Тест на выявление творческих способностей учащихся

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области

КАРТОТЕКА

игр-тестов для выявления

художественно-творческих способностей дошкольников

Составила:

Денисова Л. В.

«Дорисовывание фигур»

Тест для детей 3-4 лет

Материал : лист белой бумаги (стандартный лист формата А4) и овал длиной 5-7 см, вырезанный из цветной бумаги,.

Инструкция: возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы в центре ее был этот самый овал.

Проведение теста . Для того чтобы детям было удобнее рисовать,

Взрослому необходимо прикрепить цветной овал липкой лентой на место, выбранное ребенком. Перед началом рисования (цветными карандашами или фломастерами) детей спрашивают, что они будут рисовать. Если ребенок не может ответить заранее о том, что он нарисовал, его спрашивают еще раз после окончания работы. Если ребенок не может сам придумать название картинки, ему можно в этом помочь, однако ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного.

При исследовании детей 3-4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования – 3 балла, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы – 2 балла, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности – 1 балл, которое влияет и на общее познавательное развитие.

Тест для детей 4-6 лет

Материал : листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция : посмотри на этот листок. Кто -то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста : детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Анализ результатов . При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.

Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два -три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать).

Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, н животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий).

Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведенного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания - 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла.

В норме дети должны набрать 5-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 2-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

«Составление изображений объектов»

Этот тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление.

Проведение теста : попросите ребенка нарсовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, клоун, дождь, радость.

Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Параметры для оценки результатов :

Изображены ли все заданные объекты

Реалистичность изображения

Уникальность изображения

Использование всех предложенных фигур

Каждый пункт оценивается по пятибальной системе, подсчитывается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше представлены у ребенка функции воображения и мышления.

Правила оценки: за изображение, обозначенное ребенком требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное - 4 балла. За изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации, ставится 5 баллов.

«Незаконченные рисунки»

Данный тест направлен на выявление способности к воображению.

1. Инструкция: ребенку предлагается блок последовательных рисунков, который подводит в конце к полному изображению собаки. Необходимо закрыть блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображение от. А до Г предложить ребенку, что же здесь нарисовано. Время выполнения 1 минута.

Оценка : чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

2. Инструкция : ребенку предлагается последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из девяти квадратов. На всю работу дается 1 минута.

Оценка: чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

«Вербальная (словесная) фантазия»

Инструкция : придумай рассказ, сказку о каком – либо живом существе (человеке, животном) и потом расскажи его. Время проведения в течение пяти минут.

Оценка: 1) Быстрота воображения (оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно)

2) Необычность, оригинальность образов воображения (необычность, оригинальность оценивается высоко, если ребенок придумал, что то такое, чего он не мог видеть и слышать раньше, или пересказал известное, но в нес в это новое)

3) Богатство фантазии, эмоциональность образов (оценивается высоко в том случае, если в рассказ внесены большое количество живых существ, более семи образов, и все образы эмоционально окрашены)

«Невербальная фантазия»

Инструкция : Стандартный лист, бумага, цветные карандаши. Нарисовать сказочную картину. Время проведения в течение пяти минут.

Оценка: Интерпретацию теста смотреть выше (тест1)

« Что это?»

Инструкция: Посмотри на рисунок. Что ты на нем видишь?

Оценка: а) 3 варианта названий рисунка-низкий уровень развития воображения.

Б) 6 вариантов-средний уровень развития воображения.

В) 8 вариантов - высокий уровень развития воображения.

« Определи выражение лица»

Инструкция: Изобразить схему на лице, назвать соответствующее чувство. Допускается приближенная интерпретация чувств:

1) Радость. 2) Спокойствие. 3) Грусть. 4) Удовольствие. 5) Смущение.

6) Насмешка. 7) Злость. 8) Недовольство. 9) Стресс (слезы)

Оценка : 1-3 низкий уровень развития воображения.

Б) 1-4-средний уровень развития воображения.

в) 1,2,3,4,5- высокий уровень развития воображения.

г) 1-9- очень высокий уровень развития воображения

Упражнение «Пантомима»

Изобрази жестами, мимикой, звуками каждый предмет (чайник, поезд, машину, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, рисование, расчесывание, плавание)

Упражнение «Изображение»

Ребенку предлагаются различные незаконченные изображения и просят его нарисовать, что нибудь интересное, используя эти изображения. В конце задания, просят ребенка рассказать, что он изобразил.

Упражнение «Точки»

Ребенку показывается, как можно соединить точки, сделав рисунок. А второй рисунок он рисует сам. Необязательно соединять все точки.

Упражнение «Комбинирование»

Нарисовать как можно больше предметов, используя предметные фигуры

Упражнение «Представь-ка»

Попробуй представить, что будет если:

А) Собаки научатся летать?

Б) Твоя любимая игрушка научится разговаривать?

В) Ты окажешься в стране Чудес?

Упражнение « Не может быть»

Расскажи мне то, во что я не поверю. И я должна тебе сказать не может быть, тогда ты выиграл.

Тест « Где чье место»

Инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка. На картинке около всех предметов расположены пустые кружочки, с нарисованными фигурками. Необходимо попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Оценка : Если ребенок испытывает затруднение, выполняя задание, ставит фигурки на законные места, то у ребенка низкий уровень развития воображения. Например: Собака в конуре потому-то она должна там быть.

Если ребенок легко ставит кружочки с персонажами на «чужие» места, но объяснения вызывают трудности, то средний уровень развития воображения.

Если ребенок легко расставляет кружочки с персонажами на «чужие» места, все объясняют легко, связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в целостный единый сюжет, высокий уровень развития воображения.

Список литературы методической литературы

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004

8. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000

10. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

11. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961

12. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997

13. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994

14. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997

15. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992

16. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004

17. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

18. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.

19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.

20. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.

21. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

22. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.

24. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.

27. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.

29. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25.

30. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.

31. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.

32. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.

33. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.

34. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]/Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.

35. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.

36. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50.

38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.

39. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

40.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.

41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219.

42. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

43. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223.


Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности»

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

9–6 баллов – соответствие значительное.

5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

80-100 баллов – потенциал очень велик.

60–80 баллов – вы творческая личность.

40–60 баллов – вы не хуже большинства.

20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 13 ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":1. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3;2. "а"-0, "б"-3, "в"-6;3. "а"-6, "б"-3, "в"-0;4. "а"-0, "б"-6, "в"-3;5. "а"-6, "б"-3, "в"-0;6. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 6;7. "а"-0, "б"-3,

Из книги Испытание Эриксоном. Личность мастера и его работа автора Зейг Джеффри К.

1. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЭРИКСОНА Понятие «гений» относят к некоему духу, присущему человеку. Помимо этого, гением принято называть личность, наделенную трансцендентными психическими способностями и изобретательностью. Гений Эриксона возник на перекрестке его

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Как освободить естественные творческие способности В раннем возрасте, еще не научившись говорить, вы мыслили совсем иначе, чем сейчас, став взрослыми. В вашей памяти вряд ли сохранилось что-то от того, прежнего образа мышления. Помните ли вы то время, когда плохо отличали

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности» Тест направлен на определение творческого потенциала личности.Инструкция. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего: 10 баллов –

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Тест «Каковы ваши творческие способности?» Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет.

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 7 Общие творческие способности

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Когда вам нужно раскрыть свои творческие способности Какие типы целей подходят лучше всего, когда вам нужно вдохновение, чтобы устроить мозговой штурм, предложить свежие идеи, мыслить неординарно? Вас не должно удивить, что ориентированная на продвижение цель способна

Из книги Развитие интуиции [Как принимать верные решения без сомнений и стресса] автора Клакстон Гай

7. Творчество и творческие способности - Сова, - сказал Пух, - Я что-то придумал. - Сообразительный и изобретательный медведь! - сказала Сова. Пух приосанился, услышав, что его называют Поразительным и Забредательным Медведем, и скромно сказал, что да, эта мысль

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Глава 4 Мы знаем больше, чем думаем, что знаем: интуиция и творческие способности – Это ты сам додумался? – Да, вроде как сам, – отвечал Пух. – Но не то чтобы я умел думать, – продолжал он скромно, – ты ведь знаешь, но иногда на меня это находит. – Угу, – сказал Кролик,

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Наши неосознанные творческие способности Вы придумываете сюжет, вы не только выбираете, но и сами создаете действующих лиц, устанавливаете декорации, руководите спектаклем, а иногда даже сами играете одну или несколько ролей. И самое удивительное, что каждую ночь вы

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Глава 2 Творческие способности мысли Мысль творит способы Наш мозг действительно внимательно слушает каждое наше слово и послушно выполняет любую нашу команду. И этот результат иногда содержится в одном слове.«Пойду поговорю с начальником о прибавке зарплаты», –

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Улучшаем творческие способности Мы уже видели, как ТЭС может облегчить тревогу у спортсменов, но точно так же можно воздействовать на людей всех творческих (и не только) специальностей – писателей, музыкантов, художников, лекторов и преподавателей и многих-многих других.

Из книги автора

Творческие способности терапевта Старлика сказала, что терапевтам очень важно иметь определенный доступ к своим творческим способностям. Орел как-то заметил, что если бы мы не были связаны со своим сновидением, мы бы устали и заскучали и могли бы захотеть сменить

(Х.Зиверт)

Находчивость (шкала н)

Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания коллективно, то Вам необходимо назначить «секретаря». Другие члены группы будут выступать лишь в роли «поставщиков идей». Вы можете также работать самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер.

Задание. В левой колонке таблицы (на следующей странице) множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «c»: свежий, свободный, святой, свинина и т. д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для заполнения каждой колонки.

Оценка шкалы Н (находчивость)

Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально Вы можете получить 60 баллов.

0-20 баллов. Это задание далось Вам с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего Вашу пригодность к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами.21-40 баллов. У Вас средние результаты. Оценка результатов «настоящего» тестирования будет средней. Чем больше Вы получили баллов, тем лучше Ваш результат. Поупражнявшись, Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие начальные буквы.

41-60 баллов. Несомненно, Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно).

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО..? У Вас одна минута. «НОТАРИУС»

Проделайте то же самое с сочетанием «БО..» У Вас одна минута. «БОКАЛ»

Проделайте то же самое с сочетанием «НЕ..». У Вас одна минута. «НЕЖНОСТЬ»

Тест «Определение уровня творческого потенциала»

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1;

за ответ «в» - 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5-й - веру в себя;

вопросы 9 и 15-й - постоянство;

Мониторинг в начале года по выявлению одарённых детей.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

    Приобщить учащихся к творческой работе;

    Прививать интерес к творчеству, поиску;

    Развивать навыки созидания, самореализации.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Провела тестирование среди учащихся 8 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

    За ответ «а» - 3 очка;

    За ответ «б» - 1;

    За ответ «в» -2.

Результат:

    Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;

    Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;

    Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Сегодня востребованы профессионалы, умеющие широко мыслить, связывать теорию с практикой, быстро реагирующие на постоянно изменяющиеся условия.

Гибкость мышления, инициативность, готовность к переменам, открытость новому опыту, стремление преобразовывать окружающую действительность – качества, необходимые для достижения успеха в разных сферах деятельности.

К сожалению, современная система отечественного образования учит совсем другому – быть послушным исполнителем, безропотно подчиняющимся правилам системы. Получается палка о двух концах – или ты встраиваешься в систему и подчиняешься правилам, или же нарушаешь нормы и проявляешь творческую активность. Как тут не вспомнить Эйнштейна и других гениев, прослывших в школе двоечниками.

Творчество - это то, для чего наш мозг и создан, именно это он умеет делать.

Татьяна Владимировна Черниговская, российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, доктор филологических и биологических наук, профессор

Творчество как предназначение мозга. Лекция Т.В. Черниговской

Генерируют творческие идеи люди, обладающие такими характеристиками, как открытость новым впечатлениям, любопытство и нонконформизм. Эти личностные особенности являются гораздо более сильными детерминантами творческого потенциала, чем интеллект, школьная успеваемость или мотивация. Творческий человек задает вопросы, думает о проблеме в различных сценариях и при решении задачи использует, казалось бы, не связанную с её сутью информацию.

Личностными особенностями творческого человека также являются: высокая самооценка, уверенность в себе, мотивация достижения успеха, целеустремленность, развитое критическое мышление.

Быть творческим - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Пол Торренс, американский психолог, создатель тестов на творческие способности

Креативность, по мнению Торренса, характеризуется появлением чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, поиском подходящего решения, выдвижением гипотез, их проверками и корректированием и, наконец, формулированием наилучшего результата. В поисках наиболее подходящего определения креативности Торренс рассмотрел до полусотни формулировок. В результате он определил её как естественный процесс, порождающийся актуальной потребностью личности в снятии напряжения, которое возникает в ситуации неопределенности.

В тестах, направленных на диагностику креативности, выделяют три ключевых параметра творческого мышления:

  • скорость (продуктивность). Определяется количеством ответов и заключается в способности быстро производить множество идей (порой банальных и однотипных, среди которых выделяются и нестандартные);
  • гибкость (пластичность) – способность придумывать разнообразные идеи, находить несколько различных путей решения задачи, преобразовывать старые идеи и представления;
  • оригинальность – нестандартность творческого мышления, определяется количеством редких, уникальных, необычных идей по сравнению с мнением большинства.

Чем эти показатели выше, тем выше общий уровень креативности личности.

Для диагностики невербальных творческих способностей часто используется краткий тест образного мышления «Незавершенные фигуры» (авторства Торренса). Человеку предлагается за короткий отрезок времени дорисовать ряд фигур. Даётся задание придумать нечто оригинальное, необычное, чего раньше никто не мог изобрести. Экспериментатор оценивает идею и количество деталей, художественный уровень выполнения не важен.

Вербальная креативность оценивается рядом словесных тестов, среди которых предлагаются задания из разряда: «невероятные ситуации», «необычное использование предмета», «усовершенствование предмета» и др.

Полученные по тестам вербальной и образной креативности результаты необходимо соотносить друг с другом, таким образом можно получить достаточно разностороннюю характеристику творческих способностей личности. Высокий общий индекс творческого потенциала может свидетельствовать о развитой креативности. Однако у одного учащегося может быть выше оригинальность идей при небольшом суммарном количестве ответов, а у другого может превалировать количество разноплановых идей, среди которых лишь некоторые претендуют на оригинальность.

Задания из подобных тестов можно использовать и в качестве тренировочных, обсуждая с ребенком полученные результаты, открывая новые грани решений, предлагая простор для фантазии.

Творческие способности потенциально есть у каждого ребенка, их можно и нужно развивать.

Это могут быть занятия по развитию креативности, направленные на освобождение от стереотипов мышления, наработку навыков генерации нестандартных идей. Тренинги креативности позволяют посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса, открыть новые грани своей личности.

А можно просто развивать наблюдательность вместе с ребенком, искать и находить в жизни нестандартное. Задавать вопросы и придумывать гипотетические ситуации, рассматривать варианты и находить подходящий для конкретного случая.

«Находчивость – великая вещь», как говорил знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен. Именно гибкость мышления и умение посмотреть на вещи с другой стороны не раз выручали этого литературного героя из беды. Его подвиги вызывают улыбку и в то же время укрепляют веру читателя в то, что из любой ситуации можно найти выход.

Лучший пример для ребёнка – его родитель. Действуя нешаблонно, вы показываете ребенку, что в одной и той же ситуации можно поступать по-разному, а проблема может иметь множество вариантов решения.