Методы и приёмы триз для совершенствования речи детей. Проведение занятий по технологии триз в детском саду Занятия с использованием методов триз

Татьяна Шелофаст
Методы и приёмы ТРИЗ для совершенствования речи детей

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» /Ушакова О. С. /

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление не литературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Задача педагогов дошкольных учреждений , согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

Активизации познавательной деятельности детей;

Созданию мотивационных установок на проявление творчества;

Созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

Повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Главная задача взрослого - создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой - своей сказке. А есть - творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор - и взрослый, и ребенок, - использует так, как хочет.

На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости - >нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи - воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

1. Сообщение необходимых знаний.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне:

– демонстрация деятельности в целом и по элементам;

– организация отработки умений в упрощенных условиях;

– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.

3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:

– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;

– обязательный анализ своей деятельности

При решении ТРИЗ-задач используются следующие приемы:

– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;

– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога - помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Приём « Причина – Факт – Следствие».

Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).

Урок литературного чтения
Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть».


Стратегия «Идеал»

Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.

Пример на уроке русского языка.
Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да
Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
-Посмотреть в словарь
-Спросить у взрослых
-Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, реки, водовоз, водица,
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».

Приём «Маша-растеряша»

Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.

Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Или пример на уроке математики.
Ученик.
-Что с тобой?
Маша-растеряша.
-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 15 на 5?
Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Приём «Я беру тебя с собой»

Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.
Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

Приём «Хорошо – плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умеий: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

Приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений(сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий).
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.

Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты.
1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример (урок “Окружающий мир”)

Приём «ПОПС-формула»

Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением.

Приём «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

Приём «Цветные поля»

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

Данный прием в своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Пример работы ученика

Этот прием удобен и детям, и учителю.
Во-первых , учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых , какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

20.03.2017 10:00

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Широкое распространение в педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

Родители могут пробовать применять в общении с ребенком отдельные приемы ТРИЗ-педагогики с самого раннего возраста, как только он начнет говорить фразами. На групповые занятия по ТРИЗ имеет смысл отдавать ребенка не раньше 4,5 лет.

Цели и задачи методики

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Задачи:

    Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

    Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

    Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

    Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

    Воспитание определённых качеств личности

    Качества творческой личности

    Навыки сильного мышления

    Параметры управляемого воображения

    Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами

    Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления

Модели использования ТРИЗ

На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ - инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

Можно выделить следующие модели

    Использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Например, педагог для работы с картиной использует методику «Картинка без запинки», а для анализа смысла сказочных сюжетов - составление ситуативных данеток. Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.

    Результат: у детей формируются те навыки, которые заложения результатом в данных методиках. Т.е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и данетки по литературному сюжету.

    Возможный негатив: этот подход не всегда формирует навыки сильного мышления, а только в том случае, если педагог специально ставит перед собой эту задачу ТРИЗ-педагогики.

    Специальный курс ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе - урок РТВ, в детском саду - занятие по РТВ).

    Результат: дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса.

    Возможный негатив: дети не умеют делать переноса или затрудняются перенести полученные навыки в бытовую или учебную ситуацию. То есть, умея решать задачи, они не используют этого умения в своей практике при возникновении потребности.

    Использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания.

    Результат: образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами.

    Возможный негатив: остаётся проблема с навыками личного пользования инструментарием решения задач; не происходит перенос усвоенных навыков работы с информацией на сознательный план.

    Интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности.

    Результат: формирования системы ЗУН (знания, умения, навыки), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируется в традиционном понимании от педагога к детям, а формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир.

    Возможный негатив: вариант не работает без коррекции содержания базисных программ, их приходится перестраивать и адаптировать под программу формирования навыков творческой деятельности и в соответствии с требованиями системного мышления.

Вероятно, что четвёртая модель - наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

Методы ТРИЗ

    Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

    Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

    Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

    Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).

    Да - нет – ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.

    Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

    Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.

    Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Результаты

Результаты занятий не всегда можно наглядно представить родителям, как например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения.

    У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

    ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

    ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. Занятия ТРИЗ сослужат добрую службу и обязательно пригодятся в дальнейшем при решении жизненных задач.

Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером , мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество , ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.

Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.

На этой странице приведены некоторые задачи и упражнения, которые Г. Альтов (псевдоним, под которым Г. С. Альтшуллер писал научную фантастику) публиковал в газете «Пионерская правда» для юных изобретателей. И, как часто бывает в таких случаях, не каждый взрослый мог справиться с этими задачами, в чём вы сможете убедиться самостоятельно. Подобраны и кейсы - описания реальных ситуаций, когда возникшие противоречия были решены при помощи ТРИЗ. Они более сложные для решения, но позволяют завершить представление о теории, как практическом инструменте.

Марсоход

Условие . Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться - этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились - они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы - груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.

Предполагаемое решение

Решение . Техническое сформулировано в условии задачи. Идеальный конечный результат - достичь абсолютной проходимости. При этом космонавты действуют в условиях Марса, у них нет возможности изменять конструкцию марсохода. Исходя из этого, ресурсом выступает груз. Не стоит также забывать и о , и следить за тем, чтобы изменение одной части не влияло на функционирование других элементов. Памятуя об этом, становится очевидным, что поднять груз в кабину или на крышу невозможно, так как произойдёт смещение центра тяжести и проблему решить не удастся. Спустить воздух из шин также нельзя - устойчивость немного повысится, но пострадает проходимость, усилится тряска.

Чтобы понять, как поступить с грузом, и получить сильное решение, нужно вспомнить, как мы обычно поступаем в условиях нехватки места? Стараемся разместить всё максимально компактно: объединить, сложить одно в другое. В ТРИЗ такой приём получил название «матрёшка». С её помощью задача про марсоход легко решаема: груз (металлические шарики, тяжёлая жидкость) нужно поместить внутрь шин. Этот способ имеет применение на практике, его предложил использовать японский изобретатель П. Шохо, для повышения устойчивости и проходимости кранов и погрузчиков.

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение - нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

Безопасный бассейн

Условие . Это скорее не задача, а упражнение на способность находить . Цель - предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.

Предполагаемое решение

Решение . Используя метод , можно найти ряд приемлемых решений, поскольку условия задачи не ограничивают нас в выборе средств. Так, можно построить бассейн уникальной конструкции (с небольшой глубиной, верёвочными ограждениями для каждой дорожки, выталкивающими фонтанами). Также можно снабжать пловцов вспомогательными плавсредствами, к примеру, спасательными жилетами. С точки зрения идеальности наиболее удачным вариантом можно считать предложение наполнить бассейн раствором концентрированной поваренной соли. В нём тело будет выталкиваться на поверхность без дополнительных усилий. Кстати, на эту тему существует : «В каком море невозможно утонуть?». Поскольку физическую составляющую необходимого условия вы уже знаете, в качестве дополнения к упражнению подумайте над географической.

Лекарства для космонавтов

Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие - вредно. Как решить эту проблему?

Предполагаемое решение

Решение . Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Для его решения был применён Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация - очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.

Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Предполагаемое решение

Решение . Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно - применить один из - закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек - системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.

Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя - рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Предполагаемое решение

Решение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями - кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР - независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями - достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».

Лёд на проводах

Условие . Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?

Предполагаемое решение

Решение . Как и было анонсировано, решение данного кейса потребовало от изобретателей значительных усилий. Сначала высказывались предложения очищать провода внешними способами, например, с помощью человека. Но такие методы были откинуты в силу своей нецелесообразности. Появилась идея нагревать провода, пуская по них ток под сильным напряжением. Но это рождало новое противоречие, ведь в такое время пользователи не смогли бы пользоваться энергией. В данном случае сам ресурс (ток) был выбран правильно и учёные начали развивать идею нагрева проводов его посредством. Вскоре решение нашли - по всей линии на расстоянии в 5-6 м на провода надели специальные кольца из материала, обладающего магнитными свойствами - феррита. Под воздействием переменного тока магнит нагревался, что исключало обледенение.

Но и это решение не оказалось оптимальным. Дело в том, что провода продолжали греться и в тёплую пору, что было ненужным. Изобретение было усовершенствовано - кольца начали делать из магнита с точкой Кюри (П. Кюри первым заметил, что разные магниты сохраняют свои свойства до разных температур) равной нулю градусов. Такие магниты не грелись, когда температура воздуха поднималась выше 0°.

Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир », в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!

А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.

Список приемов устранения технических противоречий

1. Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта.

2. Принцип вынесения:
отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3. Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

4. Принцип асимметрии:
а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.

5. Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
б) объединить во времени однородные или смежные операции.

6. Принцип универсальности:
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип “матрешки”:
а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;
б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте.

8. Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).

9. Принцип предварительного антидействия:
а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;
б) если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

10. Принцип предварительного действия:
а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.

11. Принцип “заранее подложенной подушки”:
компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

12. Принцип эквипотенциальности:
изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

13. Принцип “наоборот”:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся;
в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.

14. Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
б) использовать ролики, шарики, спирали;
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.

15. Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

16. Принцип частичного или избыточного действия:
если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” - задача при этом существенно упростится.

17. Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект или положить его “на бок”;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.

18. Принцип использования механических колебаний:
а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.

19. Принцип периодического действия:
а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному) ;
б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
в) использовать паузы между импульсами для другого действия.

20. Принцип непрерывности полезного действия:
а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
б) устранить холостые и промежуточные ходы.

21. Принцип проскока:
вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

22. Принцип “обратить вред в пользу”:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

23. Принцип обратной связи:
а) ввести обратную связь;
б) если обратная связь есть, изменить ее.

24. Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

25. Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
б) использовать отходы (энергии, вещества).

26. Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.

27. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности:
заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

28. Принцип замены механической схемы:
а) заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”;
б) использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных - к меняющимся во времени, от неструктурных - к имеющим определенную структуру;
г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.

29. Принцип использования пневмо- и гидроконструкций:
вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.

30. Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок:
а) вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки;
б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.

31. Принцип применения пористых материалов:
а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.

32. Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды;
б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.

33. Принцип однородности:
объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).

34. Принцип отброса и регенерации частей:
а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы.

35. Принцип изменения физико-химических параметров объекта:
а) изменить агрегатное состояние объекта;
б) изменить концентрацию или консистенцию;
в) изменить степень гибкости;
г) изменить температуру.

36. Принцип применения фазовых переходов:
использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.

37. Принцип применения теплового расширения:
а) использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
б) использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения.

38. Принцип применения сильных окислителей:
а) заменить обычный воздух обогащенным;
б) заменить обогащенный воздух кислородом;
в) воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением;
г) использовать озонированный кислород;
д) заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном.

39. Принцип применения инертной среды:
а) заменить обычную среду инертной;
б) вести процесс в вакууме.

40. Принцип применения композиционных материалов:
перейти от однородных материалов к композиционным.