Любовное чувство в лирике Ф. Тютчева (ЕГЭ по литературе)

Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

Вопрос №2

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

Вопрос №3

Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

Вопрос №4

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Вопрос №5

Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

Вопрос №6

Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Вопрос №7

Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

Вопрос №8

Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»

11. Не то, что мните вы, природа... – дата написания: 1836 г.
Впервые напечатано в С, т. III, 1836, стр. 21-22. Запрещенные цензурой 2 и 4 строфы заменены здесь точками. Перепечатано Некрасовым (без точек вместо отсутствующих строф) с пропуском 3 и 4 стихов первой строфы и исправлениями 1 и 3 стихов последней в С, т. XIX, 1850, № 1, отд. VI, стр. 65-66. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 9-10, изд. 1854 г., стр. 15 и изд. 1868 г., стр. 18. Печатается по списку с поправками Тютчева в СТ (ЦГАЛИ, 505/54, стр. 12-13), но с восстановлением по первопечатному тексту точек на месте пропущенных строф.
Написано не позднее апреля 1836 г., так как в начале мая этого года послано Тютчевым И. С. Гагарину.
Д. Д. Благой высказал мысль о том, что «полемическая направленность этого стихотворения Тютчева имеет двойной адрес»: с одной стороны, оно имеет в виду теологические традиционно-церковные представления, подчиняющие законы природы божественной воле, с другой стороны - «вульгарные механистические представления о природе как о голом механизме, бездушной машине» (Д. Благой. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, стр. 446).
По-видимому, пантеистическое мировоззрение поэта, неприемлемое с ортодоксально-церковной точки зрения, наиболее отчетливо было выражено в недошедших до нас строфах стихотворения, обративших на себя внимание цензуры. 14 июля 1836 г. Петербургский цензурный комитет утвердил предложение цензора А. Л. Крылова, рассматривавшего рукопись III тома С, об исключении этих строф. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками. Отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. См. «Временник Пушкинского Дома». Пг., 1914, стр. 14; А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 16. Изд-во АН СССР, 1949. стр. 144; Е. Рыскин. Из истории пушкинского «Современника». «Русская литература», 1961, № 2, стр. 199. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти. См. ЛН, т. 19-21, 1935, стр. 377.
Ораторской интонацией стихотворение нaпоминает гневную и суровую оду Г. Р. Державина «Властителям и судиям» , в которой дерзко осуждаются нeдoстойные властители. Продолжая традиции русской гражданской поэзии, Тютчев обрушивает свой обличительный гнев на тех, кто далек от «беседы дружеской» с природой, кто не чувствует ее в каждом проявлении.
Композиционный строй стихотворения, eгo поэтическую идею определяет антитеза первой строфы, которая строится на противопоставлении взаимоисключающих понятий слепок, бездушный лик - душа, свобода, любовь, язык. Это противопоставление находит воплощение и в стилистической организации строфы, состоящей из одного предложения, в котором отрицанию не то... не то... противостоит утверждение в четырежды повторенном есть. Не случайно, что именно первая строфа стихотворения вошла в живое наследие литеpaтурнoгo языка и стала использоваться в качестве кpылатого выражения.
Обличительная интонация, соединенная со страстным утверждением идеи родства человека и природы, пронизывает все тютчевское стихотворение. Mнoгoкpaтнo повторяющиеся отрицания не, нет соединяются с метафорическими образами, создающими одухотворенный лик природы, где «дышат солнцы», «говорят» леса и где гpoза «совещается» с человеком «в беседе дружеской».
Одним из средств художественной выразительности стихотворения является eгo интонационный строй, в котором повествовательно-описательная интонация первой строфы сменяется поисково-вопрошающим строем второй, а в заключительных строфах вытесняется восклицанием, внушающим читателю определенное эмоциональное отношение к содержанию произведения. ()

12. Умом Россию не понять… – дата написания: 1866 г.
Впервые напечатано в изд. 1868 г., стр. 230, с датой: «28 ноября 1866 г.». (

Поиск

"
Всего: 38 1-20 | 21-38

Изображая пер­вый гром, Тют­чев пишет, что он гро­хо­чет «резвяся и играя». Ука­жи­те название этого при­е­ма иносказательной выразительности.


Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение - по­э­ти­че­ский троп, при­пи­сы­ва­ние свойств и при­зна­ков одушевлённых пред­ме­тов неодушевлённым.

Ответ: олицетворение.

Ответ: олицетворение


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.

Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных).

Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению - романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические пред¬почтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах со¬временников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.

Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.


Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

Арина Максимова 01.05.2017 13:58

На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о "ночной" лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.

А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.

Татьяна Стаценко

Ответ верен. Любовь - это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.

Вторая и тре­тья стро­фы сти­хо­тво­ре­ния по­стро­е­ны на со­по­став­ле­нии кар­тин при­ро­ды и со­сто­я­ния человека. Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся этот прием?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины при­ро­ды и со­сто­я­ния че­ло­ве­ка.

Ответ: сравнение или параллелизм.

Ответ: сравнение|параллелизм

Шура Процкофьева 22.05.2016 21:18

Я предполагаю, что это может быть сравнением. Вторая и третья строфы соединены союзом КАК, ...ТАК. Это ярко выраженное сравнение. Автор проводит параллель между состоянием природы и души человека.

Татьяна Стаценко

Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.

Татьяна Стаценко

Ответ добавлен

Анна Дмитриева 01.02.2017 14:35

Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм

Какое сред­ство ино­ска­за­тель­ной вы­ра­зи­тель­но­сти два­жды ис­поль­зо­ва­но по­этом в пер­вой стро­фе («отжившее сердце», «время золотое»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Такое сред­ство на­зы­ва­ет­ся эпитет. Дадим определение.

Эпитет - образное определение.

Ответ: эпитет.

Ответ: эпитет


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Такой герой на­зы­ва­ет­ся лирическим. Дадим определение.

Лирический герой — услов­ный герой, чьи пе­ре­жи­ва­ния пе­ре­да­ет автор.

Ответ: лирический.

Ответ: лирическийгерой|лирический

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приемов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той и пятой стро­фах дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

5) эпифора


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.

Сравнение («как бы во сне»).

Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.

Ответ: 123 или 234.

Ответ: 123|234

Татьяна Стаценко

В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.

Алена Петрова 16.03.2017 19:35

5-я строфа "вековая разлука" - эпитет

Татьяна Стаценко

Александра Иванова 29.03.2017 10:38

так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).

Татьяна Стаценко

Нет, если мы сочетание «вековая разлука» считаем гиперболой, а других эпитетов в 4-й и 5-й строфах нет, тогда ответ будет - 123, а если меняем гиперболу на эпитет, то - 234, предложенного Вами варианта ответа не может быть.

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но стихотворение (без указания количества стоп).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «ямб». Дадим определение.

Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Ответ: ямб


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Лирический герой стихотворения «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Так с помощью развёрнутой метафоры автору удаётся передать переживания героя. В первой строфе стихотворения это состояние подчёркивают противопоставленные друг другу эпитеты: «отжившее» сердце - «золотое» время. Для того чтобы акцентировать внимание на силе испытываемых героем переживаний, автором используются многочисленные повторы. Примером этого может служить последняя строфа: в ней представлена анафора (единоначатие):

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.

Не всегда всё в любви можно высказать словами - в стихотворении недоговорённость передана многоточием в третьей, четвёртой, пятой строфах – поэт словно погружается в свои мысли, предоставляя возможность и читателю вспомнить и задуматься о своих чувствах.

Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.

Как на­зы­ва­ет­ся прием, ис­поль­зо­ван­ный Тютчевым для со­зда­ния настроения и рит­ми­че­ско­го рисунка стихотворения: «В лесу не молк­нет птичий гам , И гам лес­ной и шум нагорный...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся повтор. Дадим определение.

Лексический по­втор - сти­ли­сти­че­ская фигура, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в на­ме­рен­ном повторении в обо­зри­мом участке тек­ста одного и того же слова либо ре­че­вой конструкции.

Ответ: повтор или лексический повтор.

Ответ: повтор|лексическийповтор

Татьяна Стаценко

Поправили))

Определите размер, ко­то­рым написано стихотворение.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние написано раз­ме­ром «ямб». Дадим определение. Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром ударение па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Из приведённого ниже пе­реч­ня выберите три на­зва­ния художественных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных поэтом во вто­рой строфе дан­но­го стихотворения (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

1) анафора

2) метафора

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солн­це нити золотит», эпи­те­ты (молодые, дождевые), зву­ко­пись (аллитерация - повтор со­глас­ных «Р», «Л»).

Ответ: 245.

Ответ: 245


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такая рифма на­зы­ва­ет­ся перекрестной.

Ответ: перекрестная.

Ответ: перекрестная|перекрёстная

Полина Бондарь 16.05.2016 22:13

Но ведь рифма бывает мужской/женской. А "перекрёстная" -- это способ рифмовки. Задание составлено некорректно. Ведь в данном стихотворении 1 и 3 строки объединяет женская рифма, а 2 и 4 -- мужская.

Татьяна Стаценко

И всё-таки в литературоведении способ рифмовки также называют рифмой. Например, смотрим Поэтический словарь(М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966): «ПЕРЕКРЕ´СТНАЯ РИ´ФМА - наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab». Согласна, что разработчики заданий ЕГЭ должны чётче формулировать вопросы, чтобы не возникало двойственной трактовки.

С какой целью в по­след­ней строфе сти­хо­тво­ре­ния упоминаются древ­не­гре­че­ские мифологические персонажи?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

1. В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
2. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?
3. Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).
4. Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».
5. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?
()
С поляны коршун поднялся...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)

1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Тютчева "С поляны коршун поднялся...".
2. Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке ("Я , ца рь земли , прирос к земли !..")?
3. Какая рифмовка (схема ААВВ) использована автором в данном стихотворении?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)повтор; 2) инверсия; 3) неологизм; 4)эпитет; 5)гротеск.
5. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева "С поляны коршун поднялся..." (без указания количества стоп).
6. Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Ф.И. Тютчева к философской поэзии? ()
* * *

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Ф.И. Тютчев, 1851 г.)

1. Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
2. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»?
3. Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?
4. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!" и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857)

1. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
2. Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?
3. Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).
4. Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?
5. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?


ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

1. Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).
2. Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?
3. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2–3 примера.)
4. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
5. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?
6. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?
7. Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Темы сочинений 17.2

В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?

Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф.И. Тютчев

Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето , Был мимолетным гостем он!»?

Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль , злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?

8. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!"?

9. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев

Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?

Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде »).

Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?

8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?

9. Какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).

Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как

туман , // Дремота жаркая объемлет»?

Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река…?

8. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?

9. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов?

Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

___________________________

¹ Молчание! (лат.)

В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).

Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».

8. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию?

9. Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?