Сколько самолетов сбил иван федоров. Иван Федоров: как советский летчик был награжден Гитлером и Сталиным одновременно

Биография

Ранние годы

Военная служба

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО . За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО . 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький .

26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта . В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников , затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии . В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции .

Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 - лично).

03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».

С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской , Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях . Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945).

Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.

Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).

После войны

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени.

В 1949-1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950-1954 годах был лётчиком - испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени.

В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 - сотрудник посольства СССР в Тунисе , до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР . Жил в Москве .

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов - 13 + 1
Боевых вылетов - 264.

Память

Спорные моменты биографии Фёдорова

Сверхсекретный супер-ас

В книге В. К. Шморгуна «Красный сокол. Сверхсекретный супер-ас истребительной авиации» (художественно-исторический роман) - М.: Голос-Пресс, 2005. - 256 с. / Тираж 1000 экз. ISBN 5-7117-0081-2 в Части 2. Глава 1, на стр. 58 пишется:

« В группу из четырёх тайных агентов, отплывающих на пароходе „Кооператив“, кроме Ивана Федорова, вошли Рычагов, Пумпур, Якушин.».

В наиболее полной монографии по участию советских летчиков-добровольцев в гражданской войне в Испании авторства Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании» (2003) написано следующее…

В Приложении 1 «Советские летчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию» читаем:

«Рычагов Павел Васильевич. В Испании с 20.10.36 по 6.02.37» стр. 342;

«Федоров Иван Евграфович. В Испании с 31.05.37 по 28.01.38» стр. 346;

«Якушин Михаил Нестерович. В Испании с 31.05.37 по 15.11.37» стр. 348.

В Приложении 3 «Летчики и авиационные советники, удостоенные за бои в Испании звания Героя Советского Союза» (стр. 351) читаем:

«Пумпур Пётр Иванович. В Испании с 09.36 по 11.05.37»

Таким образом, И. Е. Фёдоров в Испании с П. И. Пумпуром и П. В. Рычаговым в Испании даже не встречался…

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций [ ] , вызванных озвученными самим Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле . При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне , а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы .

Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

К самому Федорову неприязненно относились: конструктор А. Яковлев , командарм-16 -

Федоров Иван Евграфович (1914-2011).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948 г.), полковник.

Родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего.
С 1918 года жил в Луганске.
В 1921-1927 годах беспризорничал.
Окончил 5 классов в 1928 году. Работал слесарем — инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске.
С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа, летал на планерах.
В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году — школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
В 1932 году досрочно окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года лейтенант И.Е.Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Летал на истребителе И-16 . Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»). 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И.Е.Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. Награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937 г. и 02.03.1938 г.), медалью «XX лет РККА» (23.02.1938 г.).

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком.
С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО.
21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй.

С лета 1940 года был лётчиком-испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3 .
В июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.

В июле-сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте.
В сентябре-декабре 1942 года — командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт).
В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава.
В январе-апреле 1943 года — командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт).
В апреле 1943 года-июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты).
С июня 1944 года — заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).

За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе.

С сентября 1945 года был старшим лётчиком-испытателем ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150 , Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156 , Ла-174ТК .
В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160 .
В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15 .
В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением. Всего испытал 284 самолёта.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303)., Ил-28 . Лётчик-испытатель 1-го класса.

С 1954 года полковник И.Е.Фёдоров — в запасе. Работал на различных должностях.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948 г.);
-орден Ленина № 68028 (05.03.1948 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени (28.10.1937 г., 3.03.1938 г., 31.07.1948 г., 13.06.1952 г.);
-орден Александра Невского (16.12.1943 г.);
-четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943 г., 6.06.1945 г., 20.09.1947 г., 11.03.1985 г.);
-орден Отечественной войны II степени (14.10.1944 г.);
-орден Красной Звезды (30.04.1947 г.);
-Орден Почёта (10.08.2004 г.);
-медали.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Фёдоров Иван Евграфович.

Среди его наград немецкий Железный крест и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Первый самолет — немецкий «мессершмитт» — он сбил в 1937 году в небе , последний — американский Р-51 «Мустанг» — над Кореей в 1951 году. Имя этого летчика Иван Евграфович Федоров.

АСАМИ СТАНОВЯТСЯ В БОЮ!

Родился Иван Евграфович в Харькове в 1914 году в семье рабочего. В небо он шел дорогой, проторенной до него сотнями молодых людей: школа-пятилетка, рабфак, ФЗУ, завод, Осоавиахим, авиационная школа. Но уже в летной школе начальство выделяло Федорова как безусловно талантливого пилота и человека с весьма строптивым характером, склонного к авантюрам и безрассудным поступкам.

63 взыскания и 48 благодарностей плюс запись в личном деле: «Имеет лучшие показатели в стрельбе и бомбометании, ценный подарок и денежную премию от наркома обороны Ворошилова». С таким багажом окончил Федоров военно-авиационную школу в Луганске.

В 19 лет Иван Федоров командир звена, а через 4 года командир отряда. Несмотря на молодость, он уже считается высококлассным пилотом, но сам Федоров знает, что настоящим асом можно стать только в бою.

ИСПАНСКАЯ КОМАНДИРОВКА

В 1937 году участников воздушного парада в Москве, в числе которых был и Федоров, пригласили в Кремль. Такой случай упускать нельзя! На банкете Федоров подошел к Ворошилову с личной просьбой: «Хочу в Испанию!» И уже в мае он воевал под Мадридом и одержал свою первую победу. Сколько самолетов сбил Федоров в Испании, военные историки спорят до сих пор. Цифры колеблются от 2 до 24, однако никто не отрицает, что из Испании Иван Федоров вернулся в январе 1938 года с двумя орденами Боевого Красного Знамени.

Но самой высокой наградой, привезенной из «испанской командировки», Федоров считал поцелуй, которым одарила героя-летчика легендарная Пассионария — Долорес Ибаррури.

В 1938 году около 160 летчиков, танкистов и пехотных офицеров, вернувшихся из Испании, были представлены к званию Героев Советского Союза. Была в списке и фамилия Федорова. Но все испортила грандиозная драка на торжественном банкете по случаю награждения между летчиками и танкистами, заспорившими, какой род войск круче. Все участники потасовки были вычеркнуты из приказа о награждении. Золотая Звезда для Ивана Федорова еще не была отлита.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

Весной 1941 года в Советском Союзе побывала группа немецких пилотов. (Официально и СССР — союзники, их дружба скреплена Пактом о ненападении.) Немецкие пилоты изучали советские истребители. В июне в Германию с ответным визитом отбыли советские летчики — изучать немецкие машины. В составе группы был и Федоров.

Уже в конце командировки на аэродром в сопровождении свиты прибыл Геринг. Рейхсмаршал предложил советским пилотам продемонстрировать свое мастерство. Показать класс вызвался Федоров. На «Хенкеле-100» под восторженные «Дас ист фантастиш!» он выполнил в воздухе несколько фигур высшего пилотажа и заслужил высшую оценку своего показательного выступления от командующего люфтваффе. Вечером на прощальном банкете Федорову торжественно вручили Железный крест.

(Некоторые историки подвергают сомнению этот эпизод биографии Федорова. Что ж, оставим это на их совести и совести Ивана Евграфовича.)

ДЕЗЕРТИРСТВО... НА ФРОНТ

С первого дня Иван просился на фронт. Но кровопролитные бои первых месяцев войны проходили без него. Все это время Федоров находился за тысячи километров от линии фронта, в командировке в . Первый рапорт, пятый, десятый оставались без ответа. Наконец рапортам дали ход и Федорова отправили... на горьковский авиазавод летчиком-испытателем. Снова бесчисленные рапорты, и снова безрезультатно: «броня от фронта» не-пробиваема. Как объясняли настырному испытателю, линия фронта проходит и через заводские цеха.

Отчаявшись, Федоров решил попасть на фронт самовольно. 3 июля 1942 года у него был запланирован испытательный полет. Но опытному ЛаГГ-3 не суждено было в тот день вернуться на родной завод. Сделав круг над аэродромом, Иван Федоров на прощание покачал крыльями оставшимся на земле техникам и взял курс на запад.

ТРУДНАЯ ДОРОГА НА ПОЛЕ БОЯ

Самовольное оставление места службы, угон опытного самолета — все это неоднозначно попахивало судом военного трибунала. Федоров не мог этого не понимать. Поэтому он летел на Калининский фронт: командующий 3-й воздушной армии Михаил Громов — его давний друг, он не выдаст. До аэродрома в Мигаево, где располагался штаб 3-й воздушной армии, Иван долетел не без приключений: его обстреляла своя зенитная артиллерия, пытались перехватить истребители,от которых летчик с боевым опытом легко ушел.

В Монино Федоров, угрожая ТТ, заставил техника дозаправить самолет. В момент прибытия Федорова в Мигаево там как раз находился Громов, и Иван доложился ему по всей форме. Громов не подвел старого друга и сразу взял его под свою опеку, прикрыл от гнева начальства. А вскоре Федорову нашлось настоящее дело, вернее, он нашел его себе сам.

ГРУППА ШТРАФНИКОВ

Конец июля 1942 года был отмечен на фронте появлением знаменитого приказа № 227, известного как «Ни шагу назад!», вводившего заградотряды, штрафные роты и батальоны. Командующий 3-й ВА Михаил Громов сразу же обратился к командующему фронтом Ивану Коневу с предложением: вместо того чтобы отправлять провинившихся боевых летчиков в пехотные штрафные подразделения, свести их в особую эскадрилью для выполнения особо важных и опасных задач. Добро было получено, и Громов дал указание приступить к формированию штрафной эскадрильи. Вскоре прибыли 64 летчика, готовые кровью искупить свои проступки.

ВО ГЛАВЕ ШТРАФНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

И тут встал вопрос о подборе командира на эту хлопотную должность. Никто из прославленных асов 3-й ВА не хотел брать на себя командование этим воинством. Неизвестно, как поведут себя в воздухе осужденные трибуналом летчики, а заградотряд не поставишь.

За каждого перелетевшего к врагу штрафника командир ответит своей головой (если останется жив: где гарантия, что воздушный перебежчик предварительно не расстреляет в воздухе своего командира?). Иван Федоров сам вызвался возглавить штрафников.

Чуть больше двух месяцев просуществовала группа Федорова. Вопреки опасениям особистов, ни одной попытки перелететь на сторону врага не было. Предоставленным ему исключительным правом самолично решать судьбу свих подчиненных без суда и следствия — как в воздухе, так и на земле — Федоров не воспользовался ни разу.

ВОЗДУШНЫЙ ДУЭЛЯНТ

После расформирования авиагруппы штрафников в составе 3-й ВА был сформирован полк асов, которым командовал все тот же Федоров. Иван и его летчики получили право «свободной охоты», чем стали пользоваться весьма своеобразно. Во главе своей группы Федоров прилетал на немецкий аэродром и выбрасывал вымпел — банку из-под тушенки с вложенной внутрь запиской-вызовом на бой по числу прилетевших.

После 16-го такого вылета командир «дуэлянтов» получил от Громова жестокий нагоняй и категорический запрет на воздушные поединки: «Еще одна дуэль — вернешься обратно испытателем на завод!»Не было для отважного летчика угрозы страшнее.

КРАСНЫЙ ДРАКОН

В июне 1944 года в зоне действия эскадрильи Федорова появилась группа из 29 немецких асов под командованием полковника Берга. Самолеты группы были размалеваны игральными картами, за что их прозвали «картежниками». На фюзеляже Берга был изображен красный дракон. Федоров и его летчики долго охотились за «картежниками», и рандеву состоялось.

Иван взял на себя командира вражеского звена. В ходе боя Федоров сымитировал беспорядочное падение самолета, а потом в упор расстрелял «дракона», неосторожно приблизившегося, чтобы добить поврежденную машину. Побывавшая на месте падения самолета комендантская команда привезла Федорову маузер, трубку и награды «красного дракона». Рыцарские кресты Федоров прибил на каблуки своих сапог вместо подков и носил их, пока те не стерлись.

До конца войны Федорову пришлось служить и в качестве заместителя командира дивизии, и в должности комдива. Но даже в высокой должности Федоров оставался летающим командиром. В феврале 1943 года он был вновь представлен к званию Героя Советского Союза, но летчик, имевший среди начальства репутацию анархиста, опять остался без давно заслуженной награды. Победу ас встретил в Берлине, в звании полковника. В Москву он привез с фронта трофей — не тряпки и барахло, а бочку спирта, которую выпил с друзьями и соседями за Победу.

ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ

В сентябре 1945 года в дверь Федорова постучали представители ОКБ Лавочкина: «Ну что, дезертир, война кончилась! Пора возвращаться!» Началась работа летчика-испытателя. Испытания самолета со стреловидным крылом, достижение скорости 1000 км/ч, преодоление звукового барьера, выброска из реактивного самолета не методом катапультирования, а с обычным парашютом — все это впервые делал Федоров.

В ходе испытаний Иван Евграфович побил более трех десятков мировых рекордов. В марте 1948 года Лавочкин представил шеф-пилота своего ОКБ Сталину. На вопрос, чего начальник ОКБ просит для своего пилота, Лавочкин ответил: «Хочу, чтобы он стал Героем!»

5 марта 1948 года с третьего захода Иван Евграфович Федоров стал Героем Советского Союза. Золотая Звезда наконец-то нашла свое место на груди этого удивительного человека.

ПОСЛЕДНИЙ СЧЕТ

Свой боевой путь Иван Евграфович Федоров окончил в 1951 году в Корее, где во время краткой командировки сбил свой последний самолет. Всего, по словам Федорова, на его счету более 50 сбитых самолетов, но этих данных нет в энциклопедиях. Иван Евграфович на это всегда реагировал очень спокойно: «Я ведь за Родину воевал, а не за ордена».

1914-2011

Герой Советского Союза (05.03.1948), лётчик-испытатель 1-го класса, полковник (1943).
Родился 10 (23) февраля 1914 года в городе Харьков (Украина). С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921-1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил школу за 5 классов, в 1930 году – вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году – школу ФЗУ, в 1932 году – 1 курс Луганского педагогического института.
Работал на паровозостроительном заводе в Луганске: слесарем-инструментальщиком (в 1929-1930 годах), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (в 1930-1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах.
В армии с февраля 1932 года. В августе 1932 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком и командиром звена в Житомире (Украина).
С мая 1937 года по январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании. На самолёте И-16 сбил два самолёта противника.
После возвращения из Испании был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире. В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в должности командира истребительного авиационного полка в городе Великие Луки (Псковская область).
С мая по октябрь 1940 года – лётчик-испытатель авиазавода №21 (город Горький, ныне Нижний Новгород); испытывал серийные истребители И-16. С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод №600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем. В феврале 1942 года вернулся на авиазавод №21 (город Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1942 – старший инспектор по технике пилотирования Управления 3-й воздушной армии, в августе-октябре 1942 – командир группы штрафников (Калининский фронт); в октябре-декабре 1942 – командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт). В декабре 1942-апреле 1943 – командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт). В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В апреле 1943-июне 1944 – командир 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты); с июня 1944 – заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).
За время войны совершил 118 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5, в 15 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 2 самолёта противника.
С сентября 1945 года по сентябрь 1949 года – старший лётчик-испытатель ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания реактивных самолётов Ла-150 (1946-1947), Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла-174 (1948), Ла-174ТК (1948). В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. 11 мая 1948 года покинул аварийный реактивный самолёт Ла-174 с парашютом. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8303).
С сентября 1949 года по июль 1950 года – лётчик-испытатель ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р».
С июля 1950 года по декабрь 1953 года – лётчик-испытатель Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, МиГ-15.
С марта 1954 года – в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах – ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 – сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве.
Умер 12 февраля 2011 года, похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.
Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 4 орденами Красного Знамени (28.10.1937, 3.03.1938, 31.07.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), 4 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.01.1943, 6.06.1945, 20.09.1947, 6.04.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), Красной Звезды (30.04.1947), медалями, иностранными наградами.

Большую часть своих подвигов летчик-ас попросту выдумал

В канун Дня защитника Отечества на 96-м году жизни скончался Герой Советского Союза Иван Евграфович ФЕДОРОВ. Жизнь летчика достойна авантюрного романа. А он сам может поспорить с бароном Мюнхгаузеном.

Первого своего «немца» Иван Федоров завалил в небе Испании 17 июня 1937 года. По его словам, в период гражданской войны он сбил 24 самолета, причем два таранил.

Испанцы называли меня Диабло Рохо (Красный Дьявол. - П. С. ), а Долорес Ибаррури подарила трехэтажную виллу, - вспоминает о своих подвигах Иван Евграфович.

А всего на боевом счету аса в разных сражениях 134 машины врага. Иногда Федоров «повышал градус» до 148 самолетов. С такими показателями впору поспорить с двумя главными нашими воздушными снайперами трижды Героями Советского Союза Кожедубом и Покрышкиным . Вот только слова фронтовика сильно расходятся с официальными данными. Скажем, генерал Борис Смирнов и старший военный советник по авиации Яков Смушкевич (легендарный генерал Дуглас), командовавший в Испании нашими летчиками, о Федорове даже не упоминают.

Всех сбивал дважды

Нет доверия и версии летчика, почему за военные подвиги он не получил Звезду Героя. Якобы во время банкета в Кремле по случаю вручения награды он затеял драку и представление на награждение было отозвано. Вот как было на самом деле.

Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги… В результате настоятельных требований полковника Федорова командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику Федорову. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано… Изучая справки о сбитых самолетах противника, я выяснил, что полковник Федоров проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолеты, - указано в официальном документе за подписью командующего 16 ВА генерал-лейтенанта С. И. Руденко .

По словам известного летчика-испытателя Марка Галлая , не один год знавшего Ивана Евграфовича, он имел славу неистощимого фантазера. С этой оценкой согласен и генерал-лейтенант Степан Микоян .

Так что же, Иван Федоров - вовсе даже не герой, а стопроцентный врун и мистификатор? Нет, летчик действительно воевал, фашистов сбивал, причем командовал не кем-нибудь, а штрафниками, не раз был ранен. И Героя Советского Союза получил честно. Правда, не за подвиги на фронтах. Уже в мирном 1948 году высшей награды Родины он был удостоен за испытания новой техники - первым на истребителе Ла-168 достиг скорости 1000 км/ч.

Только факт

* Первым самолетом, который сбил в начале Великой Отечественной войны трижды Герой Советсвого Союза Александр Покрышкин, стал… советский легкий бомбардировщик Су-2. Ас совершил роковую ошибку.

* В 1945 году легендарный летчик Иван Кожедуб, на счету которого было уже 62 фашистских стервятника, сбил два американских «мустанга». Союзники по ошибке атаковали нашего аса.