Сокровищницы адмирала чжэн хэ. Экспедиции в китай Биография Чжэн Хэ

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Принято считать, что последним российским императором был Николай II. Но это не так. Правление династии Романовых закончилось царствованием младшего брата Николая Александровича - великого князя Михаила Александровича Романова, просто оно было рекордно коротким: всего одни сутки - со 2 по 3 марта 1917 года.

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно. Зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершенные рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Как известно, столица Польши находится в Варшаве, но сердце страны, безусловно, бьётся в Кракове. В этом городе с его уникальной средневековой архитектурой живёт сама душа Польши.

В 2019 году исполнилось ровно сто лет с тех пор, как была создана Первая конная армия под командованием С.М. Будённого, ставшая символом победы Красной армии в Гражданской войне. В годы советской власти о подвигах буденновцев написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов, но ряд интересных фактов до сих пор неизвестны широкой публике.

Греко-персидские войны - один из самых великих и трагических периодов в истории Древнего мира. Во время этих долгих войн, которые закончились победой греков и завоеванием Персии Александром Македонским, случились немало великих сражений и походов. Любой современный человек осведомлён, к примеру, о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье (правда, скорее, благодаря Голливуду, чем учебнику истории). А вот о том, как 10000 греческих элитных пехотинцев-гоплитов воевали за своих заклятых врагов-персов при их дележке власти, мало кто знает.

Эта история возникла вокруг старой фотографии, рассекреченной из архивов СССР в 1980-x годах. На ней группа медиков стоит вокруг операционного стола, на котором отдельно оживлены голова собаки колли и её тело. В подписи указано, что это часть проекта по созданию биоробота, в котором биологическую часть выполняет собачья голова, оживлённая с помощью «автомата сохранения жизни имени В.Р. Лебедева», а механическая часть называется «Шторм» и напоминает костюм водолаза. Так что же было на самом деле?

Согласитесь, красивое название - «Чаронда»… Некоторые знатоки топонимики предполагают, что слово это происходит из саамского языка и означает «берег, поросший мхом». Другие считают, что название «Чаронда» родилось от имени живущего в северных озёрах злого духа - черандака.

журнала LIFE, то на 14 месте, сразу за Гитлером, мы встретим имя Чжэн Хэ. Кто он такой, и чем заслужил такое призвание. Эпоху Великих открытий мы все знаем, Магеллан, Колумб, Португалия и Испания делят весь мир пополам и доят его по максимуму. А что делал Великий Китай за 100 лет до этого в эпоху династии Мин?


Флот Чжэн Хэ совершил 7 путешествий из Китая в Юго-восточную Азию, Цейлон и Южную Индию. В ходе некоторых путешествий флот доходил до Ормуза в Персии, а его отдельные эскадры - и до нескольких портов в Аравии и Восточной Африке.

Согласно Гэвину Мензису, автору последней книги про Чжэн Хэ под названием «1421», он прошел под парусами через весь Индийский океан, проплыв в Мекку, Персидский залив, Восточную Африку, Цейлон (Шри Ланка), Аравию и через весь Индийский океан за десятилетия до Христофора Колумба или Васко да Гама, а его корабли по размеру были больше в пять раз!

По мнению историков, среди причин организации этих экспедиций было как желание Чжу Ди получить международное признание Минской династии, пришедшей на смену монгольской династии Юань, как новой правящей династии «Срединного государства», так и утверждение законности его собственного пребывания на троне, узурпированном им у своего племянника Чжу Юньвэня. Последний фактор, возможно, усугублялся хождением слухов, что тот отнюдь не погиб при пожаре нанкинского императорского дворца, а смог бежать и скрывается где-то в Китае или за его пределами. Официальная «История Мин» (составленная почти 300 лет спустя) утверждает, что розыск пропавшего императора был одной из целей и для экспедиций Чжэн Хэ. Кроме того, если бы Чжу Юньвэнь оказался жив и искал поддержки за рубежом, экспедиция Чжэн Хэ смогла бы помешать его планам и показать, кто в Китае является подлинным властителем.

Стационарная полноразмерная модель "корабля-сокровищницы среднего размера" (63,25 м в длину), построенная ок. 2005 г. на месте бывшей судоверфи Лунцзян в Нанкине. Модель имеет железобетонные стены с деревянной обшивкой

Парусный флот, во главе которого стоял евнух Чжэн Хэ, был построен в начале XV века в китайской Империи Мин, и состоял из не менее чем 250 судов. Этот флот назывался еще золотым.

Среди историков существуют разные мнения о числе судов во флоте Чжэн Хэ. К примеру, автор популярной биографии Чжэн Хэ (Levathes 1994, С. 82), следуя многим другим авторам (к примеру, авторитетной истории Минской эры (Chan 1988, С. 233), вычисляет состав флота, участвовавшего в первой экспедиции Чжэн Хэ (1405-1407) как 317 судов, складывая 62 корабля-сокровищницы о которых говорится в «Истории Мин» с «250 кораблями» и «5 кораблями» для океанских плаваний о заказе которых говорится в других источниках периода. Однако Э. Дрейер, анализируя источники, полагает что складывать подобным образом цифры из разных источников некорректно, и в реальности упоминание о «250 кораблей» подразумевает все суда, заказанные для этой экспедиции.

Баочуань: длина - 134 метра, ширина - 55 метров, водоизмещение - около 30 000 тонн, команда - около 1000 человек
1. Каюта адмирала Чжэн Хэ
2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония - так задабривали богов
3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора
4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов
5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна
6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей
7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна

«Санта-Мария» Колумба: длина - 25 метров, ширина - около 9 метров, водоизмещение - 100 тонн, команда - 40 человек

Краса и гордость эскадры, баочуани (дословно «драгоценные корабли» или «сокровищницы»), сооружались на так называемой «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Именно этот последний факт, в частности, обусловливает то, что осадка джонок при их гигантском размере была не очень глубокой - иначе они просто не прошли бы в море через этот приток Янцзы. И вот, наконец, все было готово. 11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен Юнлэ) была сделана простая запись: «Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу». Всего в армаду вошло до 255 кораблей с 27 800 человек на борту.

Джонка с рисунка сунской эпохи демонстрирует традиционную конструкцию китайского плоскодонного судна. За отсутствием киля, большой руль (на корме) и боковые шверцы помогают устойчивости судна.

Китайские кораблестроители понимали, что гигантский размер кораблей усложнит их маневренность, и поэтому они установили балансирный руль, который можно было поднимать и опускать для большей стабильности. Современные кораблестроители не знают как китайцы построили корпус корабля без использования железа, который смог бы нести судно в 400 футов, и некоторые вообще усомнились, что такие корабли в то время существовали вообще. Однако, в 1962 году в Нанкине в развалинах одной из судоверфей династии Мин был обнаружен рудерпост корабля сокровищ, который был тридцать шесть футов в длину. Используя пропорции типичной традиционной джонки (типичного китайского судна), произведя повторные просчеты, расчетный корпус для подобного руля составил пятьсот фут (152,5 метра).


Руль на современной модели корабля-сокровищницы (судоверфь Лунцзян)

Что странно, сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй (англ. Robert Finlay) пишет: «Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление Нового времени. Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке… В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».

Парусник Христофора Колумба в сравнении с кораблем Чжэн Хэ (в футах).

В связи с плаваниями Чжэн Хэ западные авторы часто задают вопрос: «Как получилось так, что европейская цивилизация за пару веков вовлекла в свою сферу влияния весь мир, а Китай, хотя начал крупномасштабное океанские плавания раньше и с гораздо большим флотом, чем имели Колумб и Магеллан, вскоре прекратил такие экспедиции и перешёл к политике изоляционизма?», «что было бы, если бы Васко да Гама встретил на своём пути китайский флот, подобный флоту Чжэн Хэ?»

В популярной литературе высказывалось даже мнение, что Чжэн Хэ был прототипом Синдбада-морехода. Доказательства тому ищут в сходстве звучания между именами Синдбад и Саньбао и в том, что оба совершили по семь морских путешествий.

Чжэн Хэ (1371--1435) -- китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

При рождении будущий мореплаватель получил имя Ма Хэ. Он родился в деревне Хэдай, уезда Куньян. Семья Ма происходила из так называемых сэму -- выходцев из Средней Азии, прибывших в Китай во времена монгольского владычества и занимавших разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань. Большинство сэму , включая предков Чжэн Хэ, были мусульманского вероисповедания (часто считается, что и сама фамилия «Ma» есть не что иное, как китайское произношение имени «Мухаммед»). путешественник китайский экспедиция военный

О родителях Ма Хэ известно не так уж много. Отец будущего мореплавателя был известен как Ма Хаджи (1345--1381 или 1382), в честь совершенного им паломничества в Мекку; его супруга носила фамилию Вэнь. В семье было шестеро детей: четыре дочери и два сына -- старший, Ма Вэньмин, и младший, Ма Хэ.

Поступление на службу к Чжу Ди и военная карьера

После свержения монгольского ига в центральном и северном Китае и установления там Чжу Юаньчжаном Династии Мин (1368) горная провинция Юньнань на юго-западной окраине Китая ещё несколько лет оставалась под контролем монголов. Неизвестно, воевал ли Ма Хаджи на стороне юаньских лоялистов во время завоевания Юньнани минскими войсками, но как бы то ни было, он погиб во время этой кампании (1382), а его младший сын Ма Хэ был взят в плен и попал в услужение Чжу Ди, сыну императора Чжу Юаньчжана, руководившему юньнаньской кампанией.

Три года спустя, в 1385 году мальчика кастрировали, и он стал одним из многочисленных евнухов при дворе Чжу Ди,. Юный евнух получил имя Ма Саньбао то есть Ма «Три Сокровища» или «Три Драгоценности». Согласно Нидэму, несмотря на несомненно мусульманское происхождение евнуха, этот его титул служил напоминанием о «трёх драгоценностях» Буддизма (Будда, дхарма и сангха), чьи имена столь часто повторяют буддисты.

Первый минский император Чжу Юаньчжан намечал передать престол своему первородному сыну Чжу Бяо, но тот умер ещё при жизни Чжу Юаньчжана. В результате первый император назначил своим наследником сына Чжу Бяо, Чжу Юньвэня, хотя его дядя Чжу Ди (один из младших сыновей Чжу Юаньчжана) наверняка считал себя более достойным престола. Взойдя на престол в 1398 , Чжу Юньвэнь, опасавшийся захвата власти одним из своих дядьёв, начал уничтожать их одного за другим. Вскоре между молодым императором в Нанкине и его пекинским дядей Чжу Ди разгорелась гражданская война . Ввиду того, что Чжу Юньвэнь запрещал евнухам принимать участие в управлении страной, многие из них во время восстания поддержали Чжу Ди. В награду за службу Чжу Ди со своей стороны позволил им участвовать в решении политических вопросов, причем позволил им подниматься до высших ступеней политической карьеры, что также было весьма выгодно и для Ма Саньбао. Молодой евнух отличился как при обороне Бэйпина в 1399 году, так и при взятии Нанкина в 1402 году и был одним из командиров, которым было поручено захватить столицу империи -- Нанкин. Уничтожив режим своего племянника, Чжу Ди 17 июля 1402 года взошёл на трон под девизом правления Юнлэ.

На (китайский) новый 1404 год новый император в награду за верную службу пожаловал Ма Хэ новую фамилию Чжэн. Это служило напоминанием о том, как в первые дни восстания лошадь Ма Хэ была убита в окрестностях Бэйпина в местечке называемом Чжэнлуньба.

Что касается внешности будущего адмирала, то он, «став взрослым, говорят, вырос до семи чи (почти два метра. -- Ред.), а обхват его пояса равнялся пяти чи (более 140 сантиметров. -- Ред.). Скулы его и лоб были широки, а нос невелик. У него был сверкающий взгляд и голос громкий, словно звук большого гонга».

После того как Чжэн Хэ за все его заслуги перед императором был присвоен титул «главного евнуха» (тайцзянь ), что соответствовало четвёртому рангу чиновника, император Чжу Ди решил, что тот лучше остальных подходит на роль адмирала флота и назначил евнуха руководителем всех или почти всех семи плаваний в Юго-Восточную Азию и Индийский океан в 1405--1433 годах, попутно повысив его статус до третьего ранга.

Баочуань: длина -- 134 метра, ширина -- 55 метров, водоизмещение -- около 30 000 тонн, команда -- около 1000 человек

  • 1. Каюта адмирала Чжэн Хэ
  • 2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония -- так задабривали богов
  • 3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора
  • 4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов
  • 5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна
  • 6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей
  • 7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна

«Санта-Мария» Колумба: длина -- 25 метров, ширина -- около 9 метров, водоизмещение -- 100 тонн, команда -- 40 человек.

Флот состоял, видимо, из около 250 судов, и нёс около 27 тысяч человек личного состава на борту, во главе с 70-ю императорскими евнухами. Флотилия под руководством Чжэн Хэ посетила свыше 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана. Китайские корабли доходили до берегов Аравии и Восточной Африки.

Открытия китайских мореходов

Китай являлся густонаселенной страной с достаточно высоко развитой культурой. На севере он граничил с Маньчжурией, а на юге - с Вьетнамом. А знаменитый Великий шелковый путь проходил через Центральную Азию, из Китая в Европу. Судя по сохранившимся документам, китайские моряки обычно плавали вдоль побережья юго-восточных и южных частей Азии. При этом их путь вел, как правило, из Тихого океана в Индийский.

Наиболее удобной была для купцов и первооткрывателей именно морская дорога. Верным спутником моряка уже тогда был компас, разработанный и впервые изготовленный китайцами.

Китайская джонка

Одним из самых дальних и длительных путешествий современные ученые считают путешествие буддийского монаха И Цзина, который в период с 689 по 695 год смог достичь Суматры, двигаясь вдоль побережья Индокитая и Малакки. И Цзин был сражен красотой острова, сплошь покрытого зеленью тропических и мангровых лесов. Прибыв на Суматру, монах высадился на берег и остановился в культурном и экономическом центре острова, городе Шриваджаи (современное название - Палембанг). В течение нескольких месяцев И Цзин жил на Суматре, изучая язык, литературу и культуру островитян. После этого на борту торгового корабля монах отправился путешествовать дальше. Так, он побывал в Индийском океане, а затем через Бенгальский залив подошел к устью реки Ганг. И только после этого И Цзин решил возвратиться на родину с тем, чтобы написать подробный рассказ о своем дальнем, но интересном путешествии.

Китайский император Му Ван, правивший страной в X столетии до н. э., предпочитал морским путешествиям сухопутные. Так, однажды он стал организатором и главой экспедиции, которая совершила сложный переход к горам Куньлунь и далеким северным районам.

Историки утверждают, что еще в начале новой эры китайские суда регулярно ходили к островам Индонезии, а также на Филиппинские острова, в Индию, на Цейлон. Кроме того, нередко корабли китайских путешественников бороздили просторы Аравийского моря и подходили близко к побережью Африканского континента. При этом главной целью морских странствий была торговля. Из Китая везли обычно шелк, фарфор и металлы, а привозили золото, пряные травы, носорожьи рога, бивни слонов и древесину.

До сей поры одним из самых уникальных морских переходов считается путешествие, организованное евнухом, состоявшим на службе при дворе царя, Чжей Хэ. Китайская экспедиция состояла тогда из 317 хорошо оснащенных кораблей, на борту которых находилось около 27 000 человек, сведущих в самых разных областях знаний: мореплавании, навигации, военном деле, картографии и географии.

Индия

В то время одной из самых надежных моделей корабля во всем мире считалась китайская джонка. По своим размерам она немного превосходила европейские суда того же класса, однако по маневренности ничуть не уступала им. На такой джонке Чжей Хэ и путешествовал по морям, побывав у берегов Индостана, Аравийского полуострова, Восточной Африки, Юго-Западной Африки, в Персидском заливе, а также смог обогнуть мыс Доброй Надежды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Окончательно избавился от монгольского владычества и вплоть до 1644 года страной правила династия Мин. В этот период в истории Китая оставили неизгладимый след многие монархи. Одним из них был Юнлэ, «второй основатель династии», при котором Великая Минская империя резко изменила политический вектор и вошла в новую эпоху расцвета. Во времена правления Юнлэ (Чжу Ди) и единственного императора-художника Сюаньдэ (Чжу Чжаньцзи) жил Чжэн Хэ (1371-1435 гг), великий китайский путешественник, дипломат и адмирал, совершивший семь дальних морских путешествий по Индийскому океану.

Причины и значение военно-торговых экспедиций Чжэн Хэ

Европейские страны и Россия были больше нацелены на экспансию. Неудивительно, что большинство великих путешественников происходили из Старого Света, преимущественно из стран с сильным военно-морским флотом. Они искали и находили пути в Вест-Индии, новые континенты и острова, новые колонии и рынки сбыта. Они «ходили за три моря», плавали на «Мэйфлауэре», искали Эльдорадо и основывали форпосты на Аляске и в Форт-Россе, на неприветливых тихоокеанских и Карибских островах с кровожадными аборигенами.

Китай большую часть своей истории был замкнут на себе, и интересы государства обычно не заходили дальше территории ближайших соседей. Зачастую строго ограничивались контакты с заморскими купцами и собственное каботажное судоходство у восточного побережья страны. Тем не менее, и у Китая во времена правления Чжу Ди и Чжу Чжаньцзи был свой великий путешественник, появившийся в эпоху расцвета Великой Минской империи - Чжэн Хэ. Император Юнлэ был одним из самых прогрессивных монархов в китайской истории. При нем были построены многие популярные ныне , начато и закончено возведение в , основаны и построен .

Чжу Ди и его внук Сюаньдэ тратили много средств и энергии на дипломатическую и военную деятельность по усилению влияния Великой Минской империи вне «Внутреннего Китая», ограниченного , тихоокеанскими морями и Тибетским нагорьем. Такая деятельность была не характерна ни для их предшественников, ни для потомков. Одним из значительных внешнеполитических шагов стали семь крупных военно-торговых экспедиций к южной Индии, берегам Персидского залива и Северо-Восточной Африки. Экспедиции подобного уровня были беспрецедентны для Китая. Если будете в Малакке (Малайзия), обратите внимание на величественную статую Чжэн Хэ. Плавания знаменитого путешественника и адмирала оказали огромное и длительное влияние на историческое развитие Явы, Суматры и Малайского полуострова. Считается, что экспедиции Чжэн Хэ посодействовали усилению эмиграции китайцев в эти места и развитию китайской культуры в регионе. В современной китайской историографии мирные плавания великого путешественника обычно противопоставляются агрессивным, захватническим экспедициям западноевропейских колонизаторов.

Биография Чжэн Хэ

При рождении Чжэн Хэ дали имя Ма Хэ. Фамилию Чжэн будущему путешественнику за верную службу пожаловал император на в 1404 г. Родился он в деревне Хэдай, в центральной части провинции Юньнань, граничащей с Индокитаем и Тибетом. Род Ма происходил из Средней Азии. Предки Хэ мигрировали в Китай, когда Поднебесная находилась под управлением монгольской династии Юань. Впоследствии они китаизировались, сохранив мусульманскую веру. В 14-летнем возрасте Ма Хэ кастрировали, и он стал евнухом при дворе Чжу Ди, будущего императора Юнлэ. Первое путешествие будущий адмирал возможно совершил в 1404 году, когда получил фамилию Чжэн. По некоторым данным он занимался сооружением боевых кораблей для борьбы с пиратами и посещал Японию, также заинтересованную в разгроме корсаров.

Семь путешествий Чжэн Хэ

Впервые решение о постройке эскадры прозвучало, скорее всего, в 1403 году. Уже через два года состоялось первое плавание огромного флота из четверти тысячи судов с общей численностью экипажей порядка 27000 человек. Если верить официальной истории Мин, среди этих кораблей были настоящие громадины, превышавшие любые из построенных когда-либо деревянных судов. Семь плаваний происходили в период с 1405 по 1433 гг. За это время флот адмирала-евнуха побывал в десятках стран.

Во время первого плавания (1405-07 гг) флот посетил острова Ява, Суматра и Шри-Ланка, побывал в портах Южной Индии. В последующих двух экспедициях маршрут отличался незначительно (1407-1409 гг и 1409-1411 гг). Во время последующих плаваний Чжэн Хэ и подчинявшиеся ему эскадры доходили до Африканского Рога (р-н нынешней Сомали), острова Ормуз (Персия-Иран), побережья Красного моря. После смерти Юнлэ наступил перерыв на несколько лет. В это время Чжэн Хэ руководит нанкинским гарнизоном. При Сюаньдэ плавания вновь возобновляются. Во время последней экспедиции адмирал уже лично не заходит во многие страны, посылая туда отдельные корабли и эскадры. Длительные путешествия уже тяготят Чжун Хэ, и он возвращается в Китай еще до полного завершения похода.

Во время своих плаваний адмирал и его подчиненные активно занимались установлением и улучшением дипломатических и торговых связей со многими странами, составляли навигационные карты и собирали подробную информацию о посещаемых государствах и территориях. Впоследствии трудами китайского адмирала воспользовались и многие европейские путешественники, еще не знакомые с северными водными путями Индийского океана. В наше время многие общины китайцев Индонезии и Малайзии считают Чжун Хэ чуть ли не святым. В его честь возведено немало храмов и памятников.