Утро было радостное жаркое. Контрольный диктант с грамматическим заданием

1. Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. 2 . Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. 3. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. 4 .И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро…

5 .Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

6 .Взбираться было трудно. 7 .Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. 8 .Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. 9 . Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало всё кругом! 10 . То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!

11 .А в сумерках я уже опять шагал в степи. 12 .Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. 13 . И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…

И.А. Бунин

Вопросы

    Какое утверждение является неверным?

    Антонимы- уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы.

    Паронимы- это слова, которые обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком.

    Синонимы- это слова, которые уточняют основное значение, передают авторское отношение, степень интенсивности признака и действия, придают стилистическую окраску, выразительность.

    Изобразительно- выразительные средства – это слова, которые показывают на многозначность слова.

Ответ: 4

    Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет

    А в сумерках я уже опять шагал в степи.

    Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов.

    Я нанял лодку.

    Говор гулом стоял над рекой.

Ответ: 2.

    Какая из данных пар не является синонимами?

    Празднично- радостно

    Трудно- тяжело

    Тёмный- чёрный

    Высь- низина

Ответ: 4

4.Укажите неверное лексическое значение слова

1.Скит- небольшой посёлок для монахов- отшельников.

2. Мох- растение без корней и цветков.

3. Курган- холм, в частности могильный холм у древних народов

4.Ковыль- это человек, который ковыляет.

Ответ: 4

5.Выпишите предложение, где встречается лексический повтор.

1. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды.

2. И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…

3. Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

4. Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале.

6.Выпишите группы слов с непроизносимыми согласными

1. радостно, празднично

2. сердце, солнце

3. ясном, церковка

4. кладбище, монастырь

Ответ: 1,2

7.Выпишите однозначные слова из 5 предложения

Ответ: скит, берёза, кладбище

8. Замените фразеологизмами следующие фразы

1.там было тихо (предложение 5)-…..

2. неподвижно стоял(предложение 8)-….

3. бесконечных(предложение 13)

4. один-одинёшенек (предложение 13)

Ответ: 1.стояла мёртвая тишина

2.стоял как столб

3.во всю ивановскую

4.один как перст

9.Выпишите сравнение из 2 предложения

Ответ: гулом

10.Выпишите метафоры из предложения

Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало всё кругом!

Ответ: даль открылась,

сверкали разливы,

горячею жизнью дышало всё кругом

Укажите односоставные предложения и их виды. Укажите 3 словосочетания. Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что

закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде, она вышла в сад на минутку, видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой. В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Какие аргументы можно подобрать к проблеме данного текста?

Последнее
время мне нередко приходилось встречаться со случаями, когда мужчины вели себя
немужественно. Не по-рыцарски, если будет позволено употребить такое слово.
Пожалуй, сильнее всего меня поразила одна фраза. Всего одна фраза, сказанная
моей дочерью.

Однажды
мы с ней поехали в Ялту. У нее были студенческие каникулы. Я заканчивал книгу.
Утром мы завтракали в кафе на набережной. Здесь по утрам было пусто. Через
огромное окно видны море, теплоходы, катера и чайки. Вечером съедали что-нибудь
у себя в номере. Но однажды решили поужинать в кафе, где обычно завтракали.
Вечером там собиралось много шумных компаний. Пока мы ждали ужина, из-за
соседнего столика донеслась брань. Там никто не ссорился, просто
«разговаривали» . Но каждое второе слово было ругательством.

Я
оглянулся. Люди за другими столиками опустили глаза в тарелки, делая вид, что
ничего не слышат. Уверенности, что меня поддержат, если я попытаюсь пресечь
брань, у меня не было. Мне пришлось сделать над собой усилие, но я его сделал.
Подошел к столику, за которым ругались.


Прекратите ругань, – сказал я. – Или мы выведем вас отсюда. (Я не знал, кто это
«мы».)


А что? А мы ничего! Так, к слову! – сказал один из них.

Чувствуя,
как у меня тяжело колотится сердце, я вернулся на место. И вдруг увидел, что
дочь смотрит на меня не то испуганными, не то сердитыми глазами.

Я
хотел спросить ее, что случилось, но не успел. К нам направлялся один из тех,
кто ругался.

Я
снова оглянулся и увидел: на поддержку соседей рассчитывать не приходится.


Мы, конечно, извиняемся, – сказал тот. – Больше себе не позволим. Выпей с нами.


Не пью с незнакомыми! – резко сказал я. – С пьяными тем более!

Он
еще постоял с минуту, потом ушел к своей компании. Уф, обошлось…

Нет,
не обошлось!

За
соседним столиком больше не ругались, по громко обсуждали, как посчитаются со
мной, когда мы выйдем из кафе.


Уйдем! – взмолилась дочь.


Ни за что! – ответил я. Как буду выглядеть в глазах дочери я, немолодой
мужчина, прослуживший десять лет в армии, пишущий на морально-нравственные
темы, если испугаюсь кучки сквернословящих и угрожающих мне парней? Выглядеть
буду так, как себя поведу.

Как
большинству моих сверстников мне случалось быть в переделках не только в
военное время, но был я тогда моложе и здоровее.

Тут
соотношение сил было невыгодное. Прямо надо сказать, – безнадежное,

Но
я понял: никакая сила не заставит меня уйти отсюда, пока мы не кончим ужинать.
Особенно сегодня. Утром в парке дочка повела меня в тир. Когда-то я прилично
стрелял. Но сколько лет прошло с тех пор!

Однако
тут я не осрамился. Более того, сам был поражен, как удачно я стрелял. Девять
из десяти! Дочь была в восторге. Не скрою, я гордился ее удивлением и похвалами
больше, чем когда ей нравилась моя статья или рассказ.

И
после этого на ее глазах праздновать труса? Ни за что!

Я
подозвал официантку:


Принесите, пожалуйста, бутылку сидра, – попросил я.


Зачем нам сидр? – возмутилась дочь.


Может понадобится! – сказал я. Сидр разливают в толстые бутылки – «шампанки» . Я
недвусмысленно поставил бутылку, не раскупоривая, рядом с собой.

Ничего
в кафе не случилось. Но с дочерью мы поссорились.


Они тебя подкараулят, когда ты вечером выйдешь на набережную, – сказала она,
когда мы доели ужин и ушли к себе. – Весь наш отдых пропал.


Можешь не беспокоиться! Все хулиганы трусы! – сказал я.


Трусы? Пусть трусы! Они и нападут на тебя вчетвером.


Но я же не мог, чтобы при тебе звучала брань. Я бы себя перестал уважать… Хорош
мужчина! Хорош отец!

Этот
довод не возымел действия. Тогда я спросил ее:


Ну вот, когда ты идешь из университета и вы наталкиваетесь на хулиганов… Как
поступают твои спутники?


Спешат перейти на другую сторону, – горько ответила дочь.

А1 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведёном ниже предложении. Само время было

проникнуто духом перемен() и Маяковский почувствовал этот дух, выразил его в своих стихах.

1)сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2)ссп, перед союзом И нужна запятая

3)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

А2 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1)Грохот грома раздавался непрерывно, и сливался в один сплошной гул

2)Было уже часов десять, и над садом светила полная луна

3)В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса

4)Шёл мелкий снежок, и было довольно холодно

А3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А4 В каком спп придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Можно говорить о трёх литературно-художественных направлениях (романтизме, реализме и модернизме), которые определили развитие литературного процесса в России в 20веке.

2)Сценическое действие пьесы движется сложно и не укладывается в схему, по которой ложь посрамляется, а правда утверждается.

3)Удивительная молитва, которая является смысловым центром стихотворения, соотносится со всем творчеством поэта.

4)В образе Беликова Чехов изобразил тип героя, который не встречался раньше в русской литературе

Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания. Ранним

утром Была неизъяснимая радость не понимаемая разве заядлым городским жителем пр…сыпат…ся ребенком в своей чисто прибра…ой уютной спал…нке в лег…нькой камыш…вой кровати на утре…ей заре от пастушь…го рожка. Тума…ый полог за окном неожида…о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр…творе…ые ставни золотит изра…цовую печь свежевыкраше…ые полы недавно краше…ые стены обвеша…ые (не)пр…тязательными картинками на темы детских сказок в лакирова…ых рамках. Низенький стари…ый домишк… с соломе…ой крышей беле…ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная растрепа…ая сирень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскошью прикрыть его убожество. По деревя…ым ступенькам балкончика прогнившим от времени и кача…щимся под ногами сразу спуска…шься в заброше…ую купальню к расположе…ой близ дома водя…ой мельнице. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быстрой реч…нки образовав (не)широкий но глубокий затон. В зеленоватой прозрачной воде (не)принужде…о плавают (на)перегонки стайки серебря…ой рыбешки и на старом (полу)разваливш…мся бочонке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких досок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная зеленая лягуш…нка, (не)приязне…о следя за (не)угомо…ыми солнечными зайчиками играющими на пепельно-серых досках.

Отредактируйте предложения, устранив

грамматические ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

1) Снег, таящий с самого утра, был серого цвета.
2) Мальчик, воспитанный отчимом и любящий его как родного отца, во всем
старался быть похожим на него. 3) Переходя улицу, у меня слетела шляпа. 4)
Пролета над Мостовой, надо внимательно смотреть вниз. 5) Выполнив задачу, юноше
учитель вернул тетрадь.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро... Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз! А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля... (246 слов) (И. Бунин)

Грамматическое задание:

Вариант 1

1. Выполните фонетический разбор слова радостно (первое предложение).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова трезвонили (первое предложение первого абзаца).

Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды. Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать восточную часть неба, видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. Объездчик остановился, чтобы попросить у пастуха огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова не сказав, облокотился о седло и задумался. (281 слово) (А. Чехов)

Грамматическое задание:

Вариант 1

1. Сделать морфологический разбор одного существительного и одного числительного из предложений первого абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.

Вариант 2

1. Сделать морфологический разбор одного прилагательного и одного местоимения из предложений второго абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях второго абзаца.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Красота осени

(1)На холсте был яркий прощальный день конца октября. (2)Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца казались чёрными. (3)Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. (4)Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. (5)Одинокое упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.

(6)Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день. (7)Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы, старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. (8)Всё было прозрачно, свежо, прощально. (9)Почему прощально? (10)Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? (11)Может быть, красота осознаётся только в роковой и робкий момент её зарождения и перед её неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?

(12)Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. (13)День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии. (По Ю. Бондареву.) (196 слов.)


I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Какой частью речи являются слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

В3. Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.

В7. Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 2.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Какой частью речи являются слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

В3. Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 10 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.

В7. Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 13.


Контрольный диктант с грамматическим заданием

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносили туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде. Донца, в тени береговой зеленили девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – все было так прелестно в это милое утро...

Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выско­чив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз.

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, и опять думал о старине, о лю­дях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...


(246 слов) (И. Бунин)

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложении (по выбору учителя).

Схема анализа орфографических ошибок в диктанте

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %

Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.


Чел.

Чел.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определять звуки речи

Давать характеристику звукам речи

Определять морфемы в слове

Определять способ образования слова

Объяснять расстановку знаков препинания

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили звуки речи

Дали им характеристику

Определили морфемы в слове

Определили способ образования слова

Объяснили расстановку знаков препинания

Сумма баллов

Отметка

Урок №…. Зачет № 5 по теме «Орфография»

1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?

а) к..таться; г) д..ревья;

б) тр..ва; д) р..стем.

в) цв..ты;

2. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется о ?

а) предл..гать; г) з..ря;

б) покл..ниться; д) к..сается.

в) выр..стили;

3. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется а ?

а) к..снуться; г) отр..сль;

б) пол..жение; д) р..сток.

в) заг..рать.

4. Найдите лишнее слово.

а) б..ру; г) зап..реть;

б) зам..реть; д) соб..рите.

в) подж..гать;

5. Найдите лишнее слово.

а) пост..лить; г) заст..лал;

б) забл..стать; д) подж..гать.

в) ст..рает;

6. Найдите лишнее слово.

а) задира; г) драка;

б) разодрать; д) задираться.

в) дрожь;

7. Найдите лишнее слово.

а) зан..мал; г) он..меть;

б) подн..маться; д) прин..мала.

в) вн..мание;

8. В каком слове нет приставки?

а) доливать; г) дорожить;

б) доигрывание; д) дотерпеть.

в) доучиться;

9. Найти слово с приставкой.

а) солнце; г) солить;

б) соска; д) соколиный.

в) соскок;

10. В каком слове нет приставки?

а) сдвиг; г) сбитый;

б) сговор; д) сладкий.

в) склад;

11. В каком слове произношение приставки расходится с ее написанием?

а) смещение; г) сжатый;

б) сходка; д) срастись.

в) стащить;

12. На конце какой приставки пишется с ?

а) бе..грамотный; г) чре..мерный;

б) и..чезать; д) ра..давить.

в) и..носится;

13. На конце какой приставки пишется з ?

а) во..хождение; г) и..катель;

б) бе..славный; д) во..хвалять.

в) ра..датчик;

14. Найдите лишнее слово.

а) без..нициативный; г) зап..реть;

б) под..греть; д) сверх..дейный.

в) пред..стория;

15. Найдите значение, которое не может иметь пристава при- .

а) присоединение;

б) превосходная степень;

в) неполнота действия;

г) близость нахождения;

д) приближение.

16. Найдите слово, в котором значение приставки при- опре­делить трудно.

а) прибирать; г) причалить;

б) Приуралье; д) пригнать.

в) пришвартоваться;

17. В приставке какого слова может писаться , а может пи­саться ?

а) пр..творяется; г) пр..рывается;

б) пр..расти; д) пр..строить.

в) пр..ободрить;

18. Найдите лишнее слово.

а) пр..ломить; г) пр..интересный;

б) пр..трудный; д) пр..ступление.

в) пр..струнть;

19. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) приставить; г) подрасти;

б) писатель; д) подросток.

в) луноход;

20. Каким способом образовано слово зарплата ?

а) приставочным;

б) образованием слова из словосочетания;

в) сложением слогов;

г) сложением начальной части слова с целым словом;

д) сложением слов.

21. Найдите слово женского рода .

а) ТЮЗ; г) универсам;

б) вуз; д) ПТУ.

в) ЭВМ;

22. В каком слове приставка находится в середине слова?

а) землекоп; г) путеукладчик;

б) баснописец; д) книгопечатник.

в) самолетостроение;

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определять корень с чередованием

Определять корень - клон-

Определять слова исключения с корнем рос-рас

Определять и-е в корнях с чередованием

Найти слово с корнем - стел-

Найти слово с безударной гласной

Путь к Донцу, к древнему монастырю на Святых Горах, пролегает на юг восток, на Азовские степи.

Ранним утром великой субботы я был уже под Славянском. Но до Святых Гор оставалось еще верст двадцать, и нужно было идти поспешно. Этот день мне хотелось провести в обители.

Предо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко глядел на равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном. Но за мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане. Ветер дул мне навстречу, холодил лицо, рукава, степь увлекала, завладевала душой, наполняла ее чувством радости, свежести.

За курганом блеснула круглая ложбина, налитая весенней водой. Я свернул к ней на отдых. Есть что-то чистое и веселое в этих полевых апрельских болотцах; над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки щеголевато и легко пробегают по их бережкам и оставляют на иле свои тонкие, звездообразные следы, а в мелкой, прозрачной воде их отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. Он расплывался на два холма и, словно поблекшей скатертью из мутно-зеленого бархата, был покрыт прошлогодней травой. Седой ковыль тихо покачивался на его склонах - жалкие остатки ковыля. <Время его, - подумал я, - навсегда проходит; в вековом забытьи он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние степи и прежних людей, души которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели понимать его шепот, полный от века задумчивости пустыни, так много говорящей без слов о ничтожестве земного существования>.

Отдыхая, я долго лежал на кургане. С полей уже тянуло теплом. Облака светлели, таяли. Жаворонки, невидимые в воздухе, напоенном парами и светом, заливались над степью безотчетно-радостными трелями. Ветер стал ласковый, мягкий. Солнце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счастливым. В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были. А побывать на Донце, на Малом Танаисе, воспетом <Словом>, - это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря, - может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь. Сколько раз разрушался он до основания и пустели его разбитые стены! Сколько претерпел он, стоя на татарских путях, в диких степных равнинах, когда иноки его были еще воинами, когда они переживали долгие осады от полчищ диких орд и воровских людей!

Скрип телеги, на которой сидел старик, свесив с грядки ноги в допотопных сапогах, и сопение волов, которые, покачиваясь и вытягивая шеи, придавленные тяжелым ярмом, медленно тащились по дороге, разогнали мои думы. Я зашагал еще поспешнее.

Полоса леса серовато чернела вдали. Я не сводил с нее глаз, думая, что за лесом-то и откроется долина Донца и Горы. Лес оказался очень старым, заглохшим. Меня поразила его безжизненная тишина, его корявые, иссохшие дебри. Замедляя шаги, я с трудом пробирался по хворосту и бурелому, который гнил в грязи глубоких рытвин дороги. Ни одной птицы не слышно было в чащах. Иногда дорогу затопляло целое болото весенней воды. Сухие деревья сквозили кругом; их кривые сучья бросали слабые, бледные тени.

Скоро, однако, в пролете лесной дороги снова проглянула просторная, вольная даль. Сухой степной ветер все усиливался, разгоняя в ярком весеннем небе белые облака, делая даль бесконечной. Монастыря же все не было.

Хохол, к которому я подходил с расспросами о дороге, рослый мужик с маленькой головой, одетый в короткую, словно из осиновой коры сшитую, свитку, не спеша шел за плугом. Плуг тащили четыре вола, а волов вела девочка.

Тату! - сказала она мужику, обращая его внимание на меня.

Он остановился.

Эта дорога на Святые Горы? - спросил я.

А куды вам треба?

В монастырь.

Якiй монастырь?

Да вы разве никогда не были на Святых Горах?

В якономii?

Да не в экономии, а в самом монастыре, в церкви.

У церквi? Та у нас своя церква на селi.

А в монастыре?

Та був, ще хлопцем. Тодi чума на скот була, так казали, що там пробував такий монах, що знав замовляти. От i ходили усi, у кого скотина болiла; звiсно, молебствiе служили i в село привозили того iнока. Ну, походив вiн по дворам, покропив водою, а про те нiчого не помоглось.

Так это дорога туда?

И хохол, даже не взглянув на меня, снова спокойно пошел за плугом.

Я уже чувствовал усталость. Ноги ныли в пыльных, горячих сапогах. И принялся считать шаги, и занятие это так увлекло меня, что я очнулся только тогда, когда дорога круто завернула влево и вдруг ослепила резкой белизной мела. Вдалеке, налево, на самом горизонте, над чащей леса, сверкал золотой звездой купол церкви. Но я едва взглянул туда. Передо мной, в огромной, глубокой долине, открылся Донец.

Долго простоял я неподвижно, глядя на мутную синеву этих привольных лугов. Все они были затоплены водой, - Донец был в разливе. Стальные полосы реки сверкали в чащах коричневых камышей и залитых половодьем прибрежных лесов, а к югу разливались еще шире, совсем уже смутные у подножия далеких меловых гор. И горы эти белели так смутно-смутно... Потом я обгонял идущий на богомолье народ - женщин, подростков, дряхлых калек с выцветшими от времени и степных ветров глазами, и все думал о старине, о той чудной власти, которая дана прошлому... Откуда она и что она значит?

Между тем монастырь все еще не показывался. Небо потускнело, ветер начал пылить по дороге, и в степи стало скучно. Донец скрылся за холмами. Я попросил проезжего хлопца подвезти меня, и он посадил меня в свою тележку на двух колесах. Мы разговорились, и я не заметил, как мы въехали в лес и стали спускаться под гору.

Все круче, отвеснее становилась горная дорога, каменистая, узкая, живописная. Мы спускались все ниже и ниже, а столетние красноватые стволы мачтовых сосен, гордо выделяясь среди разнообразной лесной заросли, мощно вцепившись корнями в каменистые берега дороги, плавно подымались все выше выше, возносились зелеными кронами к голубому небу. Небо над нами казало еще глубже и невиннее, и чистая, как это небо, радость наполняла душу. А вниз сквозь зеленую чащу леса, между соснами, вдруг проглянула глубокая и, показалось, тесная долина, золотые кресты, купола и белые стены домов у подошвы лесистой горы - все скученное, картинно сокращенное отдалением, - светлая полоса узкого Донца, и густая синева воздуха над сплошными луговыми лесами за ним...

Донец под Святыми Горами быстр и узок. Правый берег его возвышается почти отвесной стеной и тоже щетинится лесной чащей. Под ним-то и стоит белокаменная обитель с величавым, грубо раскрашенным собором посреди двора. Выше, на полугоре, белея в зелени леса, висят два меловых конуса, два серых утеса, за которыми ютится старинная церковка. А еще выше, уже на самом вале, рисуется в небе другая.

С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. Солнце медленно уходило за горы; широкая тень стлалась по Донцу от них. По каменному двору обители, мимо собора, я прошел к крытым галереям, что ведут в гору. В этот час пусто было в их бесконечных переходах. И чем выше подымался я, тем все более веяло на меня суровой монастырской жизнью - от этих картинок, изображающих скиты и кельи отшельников с гробами вместо ночных лож, от этих печатных поучений, развешанных на стенах, даже от каждой стертой и ветхой ступеньки. В полусумраке этих переходов чудились тени отошедших от мира сего иноков, строгих и молчаливых схимников...

Меня тянуло туда, к меловым серым конусам, к месту той пещеры, где в трудах и молитве, простой и возвышенный духом, проводил свои дни первый человек этих гор, та великая душа, которая полюбила горный хребет над Малым Танаисом. Дико и глухо было тогда в первобытных лесах, куда пришел святой человек. Лес бесконечно синел под ним. Лес глушил берега, и только река, одинокая и свободная, плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом. И какая тишина царила кругом! Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - все гулко отдавалось в лесах. Ночью величавый мрак простирался над ними. По шороху и плеску воды угадывал инок, что вплавь переходят Донец люди. Молчаливо, как рать дьяволов, перебирались они через реку, шуршали по кустам и исчезали во мраке. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. А утром, изнуренный ночными ужасами и бдением, но с светлым лицом, выходил он на божий день, на дневную работу, и опять кротко и тихо было в его сердце...

Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. Там уже начиналась сдержанно радостная тревога приготовлений к светлой заутрене. А здесь, за меловыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари. Птицы, живущие в трещинах скал и под карнизами церковки, реяли вокруг, визжа, как старый флюгер, и всплывали снизу и неслышно падали вниз, в сумрак, на своих мягких крыльях. Туча с юга заволокла все небо, вея теплотой дождя, весенней душистой грозы, и уже содрогалась от вспышек молний. Сосны горного обрыва сливались в темную опушку и чернели, как горб спящего зверя...

Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину. Монах, как привидение, стоял за ящиком с свечами. Два-три огонька чуть потрескивали... Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители...

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро...

Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могуче чащи сосен, убегающих вниз!

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных мог под смутный шелест седого ковыля...