Какие конфликты встречаются в нашей жизни. Эссе на тему “Конфликт и Я”

Под новым обществом я подразумеваю нынешнее поколение, растущее в новом времени со своими принципами и привычками, именно с ними часто возникают конфликтные ситуации, так как мнение о стиле жизни кардинально расходятся. Для состоявшегося конфликта нужен оппонент, при этом он должен быть активен в конфликтной ситуации, если же оппонент не поддается провокации или игнорирует инициатора, то конфликт можно считать не состоявшимся. Не состоявшийся конфликт исчерпает сам себя или же будет продолжаться в скрытой форме до удобного случая перевести его в открытую. Бывают ситуации, когда конфликты заканчиваются компромиссами, а бывает и полным расколом отношений (возможен в скрытом виде). В любом конфликте, как и в других формах общения, есть границы, которые не желательно переступать такие как переход на личности, открытое оскорбление собеседника.

В моей жизни возникало множество конфликтов, как и у любого другого человека. Возникали они, как по мелочам, так и по серьезным темам. Разногласия начались еще с малого возраста с родителями, к примеру, по поводу сладкого, мне хотелось много это же так вкусно, но они мне не разрешали есть больше положенного, дабы оградить меня от сахарного диабета и от прочих последствий после переедания сладкого, я не понимал, почему мне нельзя есть больше, чем мне разрешают, можно сказать, что именно с этого начались мои конфликтные ситуации на тот момент они выражались детскими капризами и не послушаниями. Когда я стал взрослым, конфликты становились более серьезными и отношение к ним тоже поменялось, в частности я стал замечать, как у меня меняется отношение к тому или иному человеку, прислушиваюсь ли я к его мнению и получается ли найти компромисс. Каждый раз после разногласий я пытаюсь анализировать, а правильно ли я поступил? Не перегнул ли палку? А стоило ли вообще конфликтовать по той или иной ситуации? и т.д..

По своей натуре я стараюсь избегать подобных ситуаций, т.к не люблю споры и выяснения отношений, при возможности не начинаю первый и если кто то решит начать стараюсь сгладить ситуацию, если же не получается, то прибегаю к поиску компромисса.

Последний мой серьезный конфликт произошел с моей девушкой, так как она не предупредила меня о том, что собралась идти с подругами на ночную дискотеку. В момент ее отсутствия я ей звонил, но телефон был недоступен, что заставило меня начать волноваться. Еще после нескольких неудачных попыток дозвониться до нее я решил позвонить её близкой подруге (Катя), с которой могла быть моя возлюбленная. Катя сообщила мне, что у моей девушки разрядился аккумулятор и честно сообщила, где они сейчас находятся, мне это не понравилось, но я не стал начинать конфликт, а только попросил передать что бы потом моя девушка мне отзвонилась. В тот момент мне было неприятно и обидно, что произошла такая ситуация, я начал размышлять о том, почему она так поступила, ведь я никогда не запрещал ей проводить время с подружками. Меня одолела обида и отчаяние, переборов это чувство я лёг спать с мыслями, что лучше разбираться лично чем по телефону или как то по-другому. На следующий день она позвонила, и мы договорились о встрече, мы обсудили, почему она так сделала. Мне был непонятен ее поступок, на что она сказала, что у одной из её подруг было день рождения, и она просто не успела предупредить меня о том, что они идут на дискотеку. Мы разобрались в ситуации, и я попросил ее, что бы больше такого не повторялось. После этой ситуации я немного начал в ней сомневаться и начал проверять её. Ей это не понравилось и она пошла на открытый конфликт по этому поводу, пытаясь ей обосновать свои сомнения и действия понял, что сгладить уже не удастся, у нас началась активная дискуссия. Я доказывал, что так делать нельзя, а она, упираясь в своё «так получилось» пыталась оправдаться, меня крайне не устраивало такое оправдание, на фоне этого у нас начался довольно сильный конфликт. Через некоторое время, успокоившись, мы сели поговорить, не возвращаясь к проблеме и тут то нашлось компромиссное решение, теперь моя возлюбленная всегда меня предупреждает, где она, с кем и не заставляет волноваться, в свою очередь я тоже соблюдаю это правило. Конфликт был исчерпан, забыли о произошедшем и все довольны.

После этого рассказа хотелось бы сделать вывод, в различных ситуациях каждый человек ведет себя по-разному, зачастую именно конфликтные ситуации раскрывают личность человека, никогда нельзя предугадать как отреагирует твой оппонент. Любые проблемы, в том числе конфликты разрешаемы, просто мы не всегда хотим это делать. В моём случаи это тоже было не особо важно, но здесь сыграла большую роль обида на человека, за то, что он не предупредил меня. С этого момента можно отслеживать начало нашего разногласия, которое закончилось сотрудничеством т.е участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет.

Мой пример был основан на взаимоотношениях в паре, в то время как бывают конфликты в других аспектах жизни, например, без разногласий нельзя обойтись на предприятии. Конфликт это как неотъемлемая часть нашей жизни, в таких ситуациях становится личность человека, вырабатывается сила воли, всё это помогает нам жить.

Выйдя на сцену выступать перед аудиторией примерно 5% не понравишься, т.к невозможно нравится всем. В большинстве случаев люди опираются на внешность и на так называемое первое впечатление, возможно в последствии отношение к человеку поменяется как в лучшую, так и в худшую сторону, все зависит от схожести темпераментов, интересов, общих тем и поведения в обществе. Очень часто случается, что люди ошибаются в своих первых выводах о собеседнике, из чего вытекают недопонимания, и разногласия порождая, тем самым конфликтную ситуацию.

Времена меняются, раньше конфликт мог породить войну между государствами, теперь люди пытаются избежать крайних мер и уладить отношения разговорами, пойдя на уступки или же отстоять свое слово, что бы оппонент принял его точку зрения. Впрочем взаимоотношения всегда остаются самой интересной вещью, каждый человек по своему индивидуален и интересен, эта тема никогда не останется без интереса, т.к почти каждому охота понять что же на самом деле твориться в голове человека и как построить правильно взаимоотношения. Я же живу по правилу «Хочешь узнать лучше человека? Послушай что он говорит о других, а не о себе», на мой взгляд, это самое оптимальное решение о том как узнать по – лучше человека. Каждый из нас хочет показать себя хорошим, забывая о том, что нельзя быть положительным человеком разнося грязь о других людях.

Хотелось бы пожелать всем людям следовать своему здравому смыслу, который подсказывает нам, что не стоит начинать конфликт и поддаваться на него, дабы не портить взаимоотношения.

Опять же следуя цитате «Когда человек делает нам больно, то скорее всего, сам он – глубоко несчастен. Счастливые люди не хамят в очередях, не ругаются в транспорте, не сплетничают о коллегах. Им это ни к чему».

Относитесь к людям так, как хотите, что бы относились к вам. Наилучшее завершение моего эссе. Каждый сделает для себя свои выводы, выбор только за вами.

Эссе на тему “Конфликт и Я” обновлено: Июнь 21, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

В широком смысле слова конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон. В основе конфликта всегда имеется значимое для жизнедеятельности людей противоречие, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей и приводящее к противоборству. Причинами различных конфликтов, существующих в жизни людей, являются противоречия их интересов и целей деятельности во всех областях их жизнедеятельности. Противоречия пронизывают все сферы жизни человека - социально-экономическую, политическую, духовную. Они проявляются в общении, поведении и целенаправленной деятельности людей.

Выделяют следующие типы причин конфликтов :

1. Наличие противоположных ценностных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их жизнедеятельности. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ценностные ориентации, могут протекать в экономической, политической, социально-психологической и других сферах.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие вопросы мировоззрения у представителей различных групп общества.

3. Причины конфликта, относящиеся к области экономических и социальных отношений в обществе. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении материальных и социальных ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как значимая для личности или социальной группы, нарушающая ее права, представления о справедливости и т.д.

4. Причины конфликтов, лежащие в области социальных и социально-психологических отношений людей в обществе. Конфликты появляются в связи с различием в положении, которое люди занимают в структуре социальных и социально-психологических связей и отношений в различных социальных группах. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными личностями или группами, во-вторых, с желанием того или иного человека или группы занять более высокое место в иерархической структуре отношений.

5. Причиной конфликта могут быть психологические особенности личности . Различные деформаци личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, психологический дискомфорт, неадекватность восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации и другие психологические особенности личности, препятствующие адекватному восприятию и пониманию других людей, их взаимоотношений и общей ситуации жизнедеятельности человека могут быть причинами возникновения конфликтов.Конфликтогенными качествами личности являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность и завышенный уровень притязаний, импульсивность, несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения по отношению к отдельным лицам или группам, склонность к агрессивному поведению, к подчинению себе других, корыстолюбие, эгоизм, ригидность, косность привычек, высокий уровень нейротизма.

Индивидуальные информационные модели конфликта

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Каждый участник конфликта имеет свою информационную модель конфликта, которой он руководствуется в действиях по отношению к оппонентам.

Информационные модели конфликтной ситуации – это субъективные представления участников конфликта друг о друге, предмете и целях конфликта, конфликтной ситуации в целом. Они являются своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, и поведением участников конфликта. Информационные модели конфликтной ситуации включают следующие представления участников конфликта:
- о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.;
- о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);
- о том, как его воспринимает оппонент;
- о среде и условиях, в которых протекает конфликт;
- о необходимых и возможных действиях, поведении по отношению к оппоненту для достижения цели конфликта;
- о предмете, цели и возможных вариантах решения конфликта.
Степень расхождения образа и реальной картины ситуации бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот. Представления участников конфликта имеют большое значение для их взаимоотношений в процессе решения проблемы, которая является предметом конфликта, и влияют на результат конфликта. Внешнее воздействие на участников конфликта позволяет изменить их субъективные информационные модели. Это является реальным и эффективным средством влияния на ход конфликта и выбор варианта его разрешения.

Психологические барьеры в конфликте

Психологические барьеры присутствуют в общении и взаимодействии людей в подавляющем большинстве ситуаций их жизнедеятельности. Человек отвергает, считает для себя ненужной какую-то информацию, испытывает страх, различные опасения, чувство неуверенности, вступая в общение с другим человеком, ему мешают свободно выражать свои мысли, чувства, свое отношение к происходящему какие-то особенности личности или поведения другого человека и многое, многое другое.

В психологии понятие психологический барьер в широком смысле слова обозначает препятствие в общении и взаимодействии с другими людьми. В конфликтных ситуациях в качестве психологических барьеров часто выступают негативные эмоции и чувства людей, участвующих в конфликте. Развитие конфликта обычно сопровождается негативными эмоциями его участников такими, как антипатия, раздражение, гнев, презрение, обида и др. Как правило, именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

Под влиянием негативных эмоций происходит искажение восприятия и понимания информации личности партнера по общению и ситуация идет в направлении увеличения отрицательных характеристик во всем, все воспринимается «в черных тонах». Негативные эмоции и отношения людей могут выступать в качестве значимого фактора конфликтного поведения людей. В исследованиях М.З. Неймарк был изучен «эффект неадекватности», который представляет собой психологический механизм влияния негативной, не соответствующей оценки ситуации и других людей на поведение личности в конфликтной ситуации. Этот эффект возникает при столкновении высокой самооценки личности и страха не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний. В данном случае срабатывает механизм психологической защиты от нарушений внутреннего равновесия.

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения людей в конфликте являются очень значимым фактором, определяющим динамику развития конфликта и его результативность.

Уклонение . Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может использоваться во многих конфликтных ситуациях, когда
- предмет конфликта не является личностно значимым, заслуживающим затрат времени и сил;
- имеется возможность достичь желаемой цели другим путем;
- силы и возможности оппонентов равны и конфликтное взаимодействие может привести к нежелательному для обоих нарушению взаимоотношений между ними;
- один из участников конфликта имеет значительно более слабую позицию по сравнению с другим (понимание собственной неправоты, более низкий социальный статус, личностные особенности и т.п.);
- необходимость отсрочить во времени конфликтное взаимодействие для того, чтобы усилить свою позицию дополнительной информацией, поддержкой своих сторонников и т.д.;
- субъективные мотивы избегания общения и конфликтного взаимодействия с конкретным оппонентом, обладающим определенными личностными особенностями (агрессивность, беспринципность, лживость, завышенная самооценка и т.д.).
Уклонение от конфликтного взаимодействия целесообразно, если предмет конфликта выявился под влиянием негативного эмоционального состояния одного из участников конфликта. В случае существования объективного противоречия, препятствующего дальнейшему общению и совместной деятельности людей стратегия уклонения от конфликта препятствует разрешению имеющегося противоречия и, как следствие, нарушает развитие взаимоотношений между людьми и осуществление их совместной деятельности.

Приспособление (сглаживание). Этот стиль поведения основывается на принципах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». Человек старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая других к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта, игнорируется, ее стремятся представить как малозначимую. В результате использования такой стратегии может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к «взрыву», последствия которого окажутся дисфункциональными.
Стратегия приспособления используется обычно в следующих ситуациях:
- участник конфликта не считает предмет конфликта значимым для себя и поэтому считает возможным уступить оппоненту;
- у одного из участников конфликта имеется желание оказать поддержку оппоненту и получить удовлетворение от проявления своей доброты;
- оппоненты уступают друг другу ради сохранения значимых для обоих взаимоотношений;
- при наличии острых, неразрешимых в данный момент противоречий, сильных эмоциональных проявлений одного из оппонентов для предотвращения дальнейшего деструктивного развития конфликта;
- в случае проявления тенденции к соревнованию у одного из оппонентов.
Стратегия приспособления может использоваться при любом типе конфликтов, но чаще используется в области деловых, профессиональных конфликтов при взаимодействии людей, имеющих различный социальный и профессиональный статус (подчиненный – руководитель, студент – преподаватель и т.д.). Данная стратегия в случае имеющихся объективных, значимых для совместной деятельности противоречий, может быть неэффективной, т.к. неразрешенное противоречие может стать причиной конфликтов в будущем и снижать качество и продуктивность совместной деятельности людей.

Принуждение (конкуренция, конфронтация). Участник конфликта, придерживающийся этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения своего оппонента во что бы то ни стало, его не интересует мнение других людей. Данный стиль связан с агрессивным поведением, имеющим различные формы. Для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении.
Эта стратегия поведения используется в следующих ситуациях:
- предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного из участников конфликта, и он считает, что обладает достаточными возможностями для разрешения конфликта в свою пользу;
- участник конфликта уверен, что его вариант решения возникшей проблемы наилучший и он имеет возможность добиться его принятия оппонентом;
- один из участников конфликта не имеет других возможностей для достижения своих целей и ничего не теряет, принуждая оппонента принять его вариант решения.
Эта стратегия может быть эффективной, если используется в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью людей, когда надо быстро принимать жизненно важные решения. Главный недостаток использования этой стратегии - подавление инициативы участников конфликта, игнорирование их мнения, проявление неуважения к личности другого человека и вероятность повторных проявлений возникшего противоречия.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в ситуациях совместной профессиональной деятельности высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной часть породившей его проблемы.
Стратегия компромисса используется в случаях, когда
- участники конфликта знают его причины, объективно оценивают все достоинства и недостатки своих позиций и готовы к сотрудничеству путем уступок в некоторых вопросах;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности, но взаимно противоположные интересы и рассматривают вариант решения проблемы на основе некоторых взаимных уступок как промежуточный;
- участники конфликта, имеющие разные силы и возможности принимают компромиссное решение с целью получения дополнительного времени для подготовки к новому конфликтному взаимодействию;
- конфликтующие стороны идут на взаимные уступки в связи с изменением собственного мнения на проблему в ходе развития конфликта и изменением целей взаимодействия с оппонентом;
- остальные стратегии поведения в имеющейся конфликтной ситуации не принесли успеха.


Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, каждый может быть прав, может ошибаться. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Данная стратегия основана на уважении к личности другого человека, самокритичности и нацеленности на решение проблемы наилучшим способом, как для общего дела, так и для каждого из участников конфликта. Тот, кто опирается на сотрудничество, ищет решение проблемы, учитывающее интересы всех сторон.
Стратегия сотрудничества является наиболее эффективной для сохранения и дальнейшего развития конструктивных взаимоотношений между людьми. В конфликтных ситуациях сотрудничество возможно в тех случаях, когда
- имеющиеся противоречия являются важными для обеих конфликтующих сторон, и они обе намерены совместно решать данную проблему;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности или рассматривают их как таковые;
- участники выступают как партнеры, имеющие доверительные отношения, уважающие интересы друг друга и заинтересованные в разрешении конфликта.

Универсальных стратегий поведения в конфликтной ситуации не существует. Для выбора наиболее эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации важно учитывать условия конкретной ситуации, особенности предмета конфликта, особенности личности каждого из участников и другие особенности конфликтного взаимодействия. Преобладание какой-либо одной стратегии поведения в системе способов взаимодействия личности с другими людьми является признаком наличия ряда качеств, препятствующих эффективному общению с другими людьми. Например, преобладание стратегии компромисса в арсенале стратегий поведения личности в конфликтной ситуации может свидетельствовать о недостаточной выдержке, терпении человека, склонности к импульсивным решениям. Преобладание стратегии приспособления может быть признаком недостаточной силы воли, принципиальности, настойчивости в достижении цели.

Сложные конфликты требуют использования комбинации различных стилей поведения, изменения их набора в соответствии с особенностями развития конфликта на той или иной стадии. Например, на латентном этапе развития конфликта может использоваться стиль приспособления, в открытом периоде на стадии инцидента – уклонение, при активном взаимодействии – комбинация нескольких стилей в соответствии с действиями и поведением оппонента, на стадии принятия решения и разрешения конфликта – сотрудничество, компромисс, конкуренция в зависимости от конкретной ситуации.

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Цели:

    познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

1. Организационный момент

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

Можно было избежать конфликта? (можно)

Как? (ответы уч-ся)

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

2. Беседа по теме.

Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Кл.рук . Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Ответы детей:

Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

А что же такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Структура конфликта

· К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)

· К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта

· И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

· К – конфликт

Виды конфликтов: политические, семейные (супружеские), юридические, военные, среди животных.

3. Индийская сказка

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон.

Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

4. Разновидности конфликтов.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

В чём же вред таких конфликтов?

    Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

    Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

    В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

5. Предупреждение конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения ?

Примерные фразы:

Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Микросценки:

· Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

    Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

· Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.

5. Разрешение конфликтов

Но если конфликт уже возник, вопрос 1 группе «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся)

Вот как схематически можно отразить

«Нарастание конфликта»:

6. Разрыв

5. Агрессия

4. Унижение

3. Противодействие

2. Недовольство

1. Несогласие

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

Вопрос 2 группе: «Что происходит, если конфликт разрешается правильно?» (ответы уч-ся)

А вот каковасхема

«Разрешение и предотвращение конфликта»:

8. Временный разрыв

7. Согласие

6. Понимание

5. Умение слушать

4. Анализ своих действий

3. Компромисс

2. Юмор

1. Нежность (признание достоинств)

Общение – основа разрешения конфликта.

6. Разбор ситуаций

1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 1 . Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2 . Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот, передо мной конфликт».

Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

2) Конфликт разрешен или нет?

7. Заключительное слово .

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

Газетные и журнальные статьи о конфликтах,

Поэзия о конфликте, войне и мире,

Картинки,

Сообщения об улаженных конфликтах,

Придумайте сами и добавьте.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Хочу, чтобы именно накануне осеннего равноденствия (22.09.16.) – этот пост помог вам выйти из своего главного конфликта .

Вряд ли найдется на земле хоть один человек, который бы не соприкоснулся в своей жизни с конфликтом или конфликтной ситуацией. И, как ни странно, чаще всего, это касается тех, кто выбрал идти именно по духовному пути развития.

Вот у землян все гораздо проще. У них нет такой болезненной реакции на конфликт . Они очень быстро про него забывают.

Но люди ориентированные на духовные ценности, почему – то не обходятся без горестных переживаний, при встрече с любым конфликтом. Хотя внешне – это не всегда можно увидеть.

Только если мы раздвинем шторки и заглянем внутрь их души, то удивимся великому множеству конфликтов , которые они несут в себе. При, чем они всячески стараются не показывать это внешнему миру.

Лично я полагаю, что такой феномен связан с их повышенной чувствительностью, как следствие их высокой ранимостью.

Такие выводы я сделала в результате своих исследований в практической деятельности.

И все – таки по — прежнему существует в жизни людей?

Если ответить кратко, то конечно же для нашего развития. А более подробно читайте в предыдущих постах.

А вот Зачем он существует или остается в нашей личной жизни.

На мой взгляд, именно этот вопрос требует немедленного прояснения.

Поэтому не теряя время — сразу перехожу к практике.

И для разбора вашей персональной ситуации, предлагаю воспользоваться всего лишь одним инструментом.

Это вопрос — ЗАЧЕМ?

Инструкция к применению.

Сначала задаем себе первый вопрос, который может выглядеть примерно так —

Зачем сейчас я (ВАШЕ ИМЯ) оказалась в этом конфликте или конфликтной ситуации ?

Примерный ответ.

Да надоело все! Сколько можно терпеть выходки этого человека!

Вот и не удержалась. Взяла и все высказала.

А теперь он (она) щеки «дует».

К полученному ответу опять и снова задаем все тот же вопрос.

Зачем я не удержалась и все ему (ей) высказала?

Примерный ответ.

Просто чаша терпения переполнилась.

И снова вопрос ЗАЧЕМ?

Зачем я терпела столько времен? Или

Зачем я эту чашу переполнила? (Используйте вопрос, который наилучшим образом, проясняет для вас этот момент.)

Примерный ответ.

Да просто не хотелось лишний раз связываться с этим человеком.

Зачем я не хотела связываться с этим человеком?

Примерный ответ.

Просто боялась его реакции.

Зачем я выбрала бояться его реакции?

Ваш ответ.

И так продолжаете этот процесс до полного прояснения и понимания сути произошедшего конфликта.

Знайте, что вопрос ЗАЧЕМ – это ваш КЛЮЧ.

Чтобы открывать каждую последующую дверь, за которой спрятан для вас ответ или новое откровение о самом себе.

Суть данного процесса, заключается в том, чтобы последовательно (шаг за шагом) пройти к скрытой мотивации (как неосознанной выгоде) и своему бессознательному намерению.

Процесс считается законченным тогда, когда приходит полное (целостное) понимание того, Зачем мы эту ситуацию создали или притянули в свою жизнь?

Кульминацией всего этого действа – будет ваш осознанный выбор, ваше осознанное

желание, сформулированное исходя из полученного опыта.

P. S. Если, что – то не понятно. Пишите. Проясню.

И конечно же хочу, чтобы вы поделились своим полученным результатом от проделанной практики.

А сейчас пока и до новых встреч. Пеняйчева Любовь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конфликты в нашей жизни

3 Что такое конфликт? Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

4 В чём же вред конфликтов? От конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

5 ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ДОСТАТОЧНО: Два человека Две точки зрения Предмет спора

6 Виды конфликтов внешний внутренний межличностные супружеские межгрупповые среди животных военные

7 Первая помощь в конфликтной ситуации. Первое и главное правило гласит, что в конфликтной ситуации не следует принимать ни каких скоропалительных решений. Прислушайтесь к совету предков - сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно (или сделать три глубоких вдоха). конфликт межличностный правило помощь

8 Анкетирование - «Конфликтная ли вы личность?» -Как ты обычно ведёшь себя в конфликтной ситуации?

9 « Золотые правила » -каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; -каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует; -каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; -если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»; -не говорят о том, кто сейчас отсутствует.

10 Ситуация 1 Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате. Ответьте на вопросы: - Кто участвует в конфликте? - Кто виноват в конфликте? - Каковы позиции участников конфликта?

11 Ситуация 2 Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора. Ответьте на вопросы: - Что такое конфликт? - Почему возник конфликт? - Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

12 Ситуация 3 Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп- музыку, затем «металл». Все остались очень довольны. Ответьте на вопрос: Благодаря чему удалось избежать конфликта?

13 Ситуация 4 Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю: В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот передо мной конфликт». Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

14 Копилка добрых советов СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам. СОВЕТ ВТОРОЙ. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь. СОВЕТ ПЯТЫЙ. «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?»

15 Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Е.Евтушенко.

16 Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.

17 Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

18 Правила, позволяющие склонить людей к вашей точке зрения: 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него. 2.Проявляйте уважение к мнению собеседника. 3. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав; если вы не правы, признайте это. 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5.Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 6. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. 7. Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды конфликтов. Фазы развития конфликта. Основные методы решения конфликта. Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций. Пример конфликтной ситуации. Посредничество в конфликте. Теории мотивации.

    реферат , добавлен 18.01.2004

    Понятие конфликта как неотъемлемого фактора человеческого существования. Типы и виды конфликтных ситуации и причины их возникновения. Структурные способы преодоления конфликтной ситуации. Способы преодоления межличностных конфликтов в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

    реферат , добавлен 31.12.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива. Конфликты в классе и роль классного руководителя в их разрешении. Психологический анализ конфликтов. Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2008

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Механизмы возникновения и развития конфликтов. Стили поведения в конфликте. Пути принятия решения в конфликтной ситуации. Склонность к агрессии и степень конфликтности людей. Метод разрешения конфликта путем переговоров при участии третьего человека.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Межличностные конфликты в организации. Сущность конфликта, его типы и функции. Этапы развития конфликта. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов. Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии. Разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2006

    Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.