Сальто-мортале: как социология стала заниматься смертью, или Что изучает death studies. Человек после смерти

Опыт смерти, или те, кто вернулись…

Развитие реаниматологии и интенсивной терапии в последние десятилетия позволило вернуть к жизни огромное число ранее считавшихся безнадежными больных.

Благодаря этому у многих тысяч людей, выведенных врачами из состояния клинической смерти, появилось то, что принято называть «опытом смерти». Оттуда, из-за казавшейся незыблемой черты, отделявшей жизнь от смерти, возвращались люди и рассказывали о своих ощущениях.

В середине 80-х годов нашего века список бестселлеров США возглавила книга американского врача Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», в которой им проанализированы поразительные свидетельства 150 людей, переживших состояние клинической смерти. «Описания столь сходны, столь живы и непреодолимо достоверны, что они могут навсегда изменить взгляд человечества на смерть, жизнь и посмертное существование души» - писал журнал «Америка» в июне 1989 года.

В своей книге доктор Моуди выводит типичную схему клинической смерти: при наступлении смерти больной успевает услышать слова врача, констатирующего летальный исход, затем слышит непривычный шум, громкий звон или жужжание и чувствует, что с большой скоростью несется сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, видит свет; перед ним проходит вся жизнь; к нему приходят души других людей, чтобы встретить и помочь ему, он узнает в некоторых случаях своих друзей или умерших родителей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Затем он чувствует приближение границы, из-за которой возврата уже не будет, и… возвращается к жизни. Затронутая Раймондом Моуди тема тут же нашла энтузиастов. Доктор психологии Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут. Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чем. Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал: 60 процентов больных испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов - парили над собственным телом, 26 - помнят различные панорамные видения, 23 - входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб, 16 - до сих пор восторгаются чарующим светом, 8 процентов утверждают, что встречались с умершими родственниками. Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или из Бурунди; атеисты, христиане или буддисты; считают ли они свет природным явлением или божественной благодатью - все рассказывали одни и те же вещи.

На другом конце Соединенных Штатов молодой кардиолог доктор Сейбом, рациональный и педантичный человек, прочитав тезисы Моуди, разразился язвительными насмешками и, чтобы совсем уж не оставить от них камня на камне, провел систематическое анкетирование среди персонала реанимационной службы во Флориде. Когда же результаты его исследований полностью совпали с данными Моуди и Ринга, Сейбом решил посвятить свою жизнь изучению этого феномена. Он даже разработал десятиступенчатую модель состояния клинической смерти, которая теперь носит его имя.

Итак, данный феномен существует и получил специальное название «феномен НДЕ» (английская аббревиатура, означающая состояние, близкое к смерти). Организована даже Международная ассоциация по изучению феномена НДЕ, председателем французского отделения которой является Луи-Венсен Тома, президент Французской танатологической ассоциации (есть и такая!). Интервью с месье Тома было опубликовано в № 43 еженедельника «За рубежом» за 1990 год.

Современные исследователи считают, что треть пациентов, переживших клиническую смерть, находились в состоянии НДЕ, однако многие опытные врачи, всю жизнь проработавшие в службах «скорой помощи», никогда не слышали (или не хотели слушать?) каких-либо подобных свидетельств. Объясняется это тем, что люди, пытающиеся обсудить пережитый ими предсмертный опыт, чаще всего сталкиваются со скептицизмом и полным непониманием. Почти каждый в такой ситуации начинает ощущать, что он чем-то отклоняется от нормы, поскольку никто не переживал того, что случилось с ним. Эти люди замыкаются в себе и стараются никому не открывать, что произошло с ними за гранью жизни.

Однако феномен НДЕ должен был быть известен уже давно, задолго до появления реанимации, хотя, может быть, и не в таких значительных масштабах, как сейчас. Об этом свидетельствуют отдельные, разбросанные в различных источниках свидетельства. Вот, например, описание посмертного состояния Блаженной Федоры, заимствованное из источника Х века: «Я оглянулась назад и увидела, что мое тело лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на свое тело, будто бы на одежду, и очень удивлялась этому». Это описание почти дословно повторяет многочисленные свидетельства, приведенные в книге Моуди.

В библиотеке Псково-Печерского монастыря, которую мне посчастливилось посетить, хранится очень редкая книга, повествующая о том, как некий русский человек побывал «на том свете». Книга сшита из страниц «Троицкого листка» № 58, изданного в Троице-Сергиевой лавре в 1916 году. На титуле ее значится: К. Инекуль «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Приведенные в ней свидетельства также совпадают с уже описанными нами симптомами феномена НДЕ.

На картине «Эмпиреи» голландского художника Босха, жившего пять веков тому назад, показано «вхождение душ умерших в царство небесное». Поражает удивительное совпадение изображенного с рассказами людей, перенесших клиническую смерть: стремительное вращающееся движение душ по длинному темному туннелю, в конце которого сияет невыразимо яркий свет.

Несомненно, творчество многих художников, поэтов, писателей питалось опытом людей, знакомых с феноменом НДЕ. Перечитайте «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого - потрясающее описание феномена НДЕ!

А вот сцена расстрела адмирала Колчака из романа писателя-эмигранта Владимира Емельяновича Максимова «Заглянуть в бездну»: «Странно, но Адмирал не услышал выстрела и не почувствовал боли. Только что-то мгновенно треснуло и надломилось в нем, а сразу вслед за этим возник уходящий вдаль винтообразный коридор со слепящим, но в то же время празднично умиротворяющим светом в конце, увлекая его к этому свету, и, осиянный оттуда встречной волной, он радостно и освобожденно растворился в ней. Последнее, что он отметил своей земной памятью, было распростертое на синем снегу его собственное тело, вдруг ставшее для него чужим».

Поразительны также по точности художественного воплощения сцены клинической смерти главного героя в фильме Эльдара Рязанова «Одинокая мелодия для флейты». Там представлены все компоненты феномена НДЕ - непривычный шум, движение по длинному полутемному коридору; встреча с душами умерших родителей, пытающихся помочь ему подготовиться к переходу в новый мир; сопровождающие героя души погибших одновременно с ним людей - стариков, воинов-афганцев, жертв чернобыльской аварии в специальных защитных костюмах; и, наконец, - яркий свет в конце коридора, где исчезают все двигающиеся к нему души.

В своей книге «Жизнь после жизни» Раймонд Моуди описывает одиннадцать четко различных фаз, от произнесения врачебного вердикта о наступившей смерти до возвращения к жизни, хотя большинство «возвращенцев» не проходит полностью все эти фазы. Давайте и мы рассмотрим подробнее некоторые ступени феномена НДЕ.

Феномен НДЕ, кажется, изучен уже хорошо, и в каждом случае ему всегда находится какое-то объяснение. Но одна вещь до сих пор не укладывается ни в какие схему: отделение от тела или декорпорация. Как относиться к больным, которые после операции начинают рассказывать о том, что происходило в соседней комнате? А слепые, безошибочно называющие цвет галстука у хирурга? Некоторые реанимированные рассказывают, что в первые минуты они не могли понять, что произошло. Находясь вне тела, они пытались общаться с окружающими, заговаривать с ними и с недоумением убеждались, что те не воспринимают, не слышат их. «Я видела, как они пытаются вернуть меня к жизни. Я пыталась говорить с ними, но никто меня не слышал».

Описание подобного посмертного переживания содержит и тибетская «Книга мертвых». Умерший, говорится в ней, как бы со стороны видит свое тело и близких, оплакивающих его. Он тоже пытается окликнуть их, заговорить с ним, но никто не слышит его. Как и в случаях, рассказанных реанимированными, он не сразу понимает, что с ним произошло.

Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед этим. Это может быть жужжание, громкое щелканье, рев, стуки, свистящий звук, похожий на ветер, колокольный звон, величественная музыка.

Часто, одновременно с шумовым эффектом, у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то пространство. Для описания этого пространства используется много различных выражений: пещера, колодец, нечто сквозное, некое замкнутое пространство, туннель, дымоход, вакуум, пустота, сточная труба, долина, цилиндр. Хотя люди в этом случае пользуются различной терминологией, ясно, что все они пытаются выразить одну и ту же мысль.

Моуди приводит также несколько рассказов реанимированных о встречах других духовных существ. Эти существа, очевидно, присутствовали рядом с ними с тем, чтобы помочь облегчить умирающим переход в новое состояние.

Наиболее невероятным и, в то же время наиболее обычным элементом во всех изученных доктором Моуди случаях была встреча с очень ярким светом. Несмотря на всю необычность этого видения, ни один из пациентов не сомневался в том, что это было существо, светящееся существо, обладающее личностью. Идентификация этого существа различными людьми весьма различна и зависит главным образом от религиозной среды, в которой формировался человек, его воспитания и личной веры. Далее, по описаниям, собранным Моуди, светящееся существо показывает человеку картины, как бы обзор его жизни. Этот обзор, всегда описываемый как некий экран видимых образов, несмотря на его скорость, оказывается невероятно живым и реальным, в этом согласны все опрошенные свидетели. Несмотря на то, что картины быстро сменяли друг друга, каждая из них отчетливо узнавалась и воспринималась. Даже эмоции и чувства, связанные с этими картинами, могли переживаться заново человеком, когда он их видел.

В нескольких случаях пациенты рассказывали Раймонду Моуди, как во время своего предсмертного опыта они приближались к чему-то, что можно было бы назвать границей или каким-то пределом. В разных свидетельствах это явление описывается поразному: в виде какого-то водного пространства, серого тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или просто линии. За этими впечатлениями, вероятно, стоит один и тот же опыт или идея, и различные по форме рассказы представляют собой лишь индивидуальные попытки передать с помощью слов воспоминание об одном и том же переживании.

Так как черта, переход через которую означает, что назад возврата нет, часто ассоциируется с какой-то водной преградой, то вероятно, именно отсюда символ воды в значении последней преграды перешел в самые различные мифологии и культуры.

Достаточно вспомнить реки Аида, Лету, Стикс, Ахерон в античном мифе, реку Сендзу у буддистов Японии и т. д. Такая традиция была свойственна и древним египтянам. На рисунках из древнеегипетской «Книги мертвых» (свода инструкций и заклинаний для души умершего) душа, готовая к переходу, преклоняет колени перед рекой, отделяющей земной мир от загробных Полей Благословенных, где вечно богатые урожаи обеспечивают сытую и беспечальную жизнь всем умершим.

Ни один из 150 пациентов доктора Моуди не переступил эту черту. Вероятно те, кто ее все-таки переступили, не смогли вернуться и рассказать об этом. Все же люди, выведенные из состояния клинической смерти, пережили возвращение обратно от какого-то момента их предсмертного опыта. Почти все опрошенные помнили, что в первые мгновения их смерти доминировало безумное желание вернуться обратно в тело и горестное переживание своей кончины. Однако когда умерший достигал определенных стадий умирания, он не хотел возвращаться обратно, он даже сопротивлялся возвращению в свое тело. Это было особенно характерно для тех случаев, в которых имела место встреча со светящимся существом.

В средние века считали, что признаком тех, кто побывал на том свете является неспособность смеяться. Некоторые изменения психики людей, вышедших из состояния клинической смерти отмечают практически все исследователи. Раймонд Моуди считает, что пережитый опыт оказал на жизнь реанимированных очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие думают, что жизнь стала глубже и содержательнее, изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела и его разума.

Французский психиатр Патрик Дьюаврин, также исследовавший феномен НДЕ, пишет, что психологическая уравновешенность реаниминированных лиц выше среднего уровня, у них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, которые бывали в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя, не употребляют никаких наркотиков.

Как и следовало ожидать, опыт НДЕ оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые до этого не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме, подчеркивает Моуди, все эти люди высказывали одну и ту же мысль: они больше не боятся смерти.

Самая сложная задача, которая встает перед читателем после знакомства с приведенными фактами - это их оценка. Большинство комментаторов книги Р. Моуди и статей его последователей единодушно заявляют - эта книга открывает новую страницу в познании человеком самого себя, она доказывает, что жизнь человека не прекращается со смертью тела, и, следовательно, укрепляет веру в существование загробного мира.

Но возможны и другие, материалистические толкования приведенных нами фактов. Лично я, как человек, занимающийся теоретическими и практическими проблемами медицины, считаю, что большинство из описанных феноменов вполне можно интерпретировать в рамках известных биологических явлений. Так, при наступлении клинической смерти вследствие прекращения нормального кровоснабжения рецепторов наступает резкое их кислородное голодание, на которое разные рецепторы отвечают по-разному. В слуховых рецепторах возникают ощущения, похожие на шум, звон, свист, в зрительных - вспышки яркого света. Острая ишемия (обескровливание) вестибулярных рецепторов, вероятно, приводит к ощущению падения, вращения, стремительного движения по туннелю. Недостаток кровоснабжения головного мозга может инициировать работу его коры, проявляющуюся в потоке воспоминаний или продуцировании образов ушедших из жизни людей.

Так как у всех людей рецепторы реагируют одинаково на недостаток кровоснабжения, то и возникающие ощущения вполне идентичны у различных лиц, перенесших это состояние. То же можно сказать и о возникающих образах. Например, известна старинная народная примета, что умершие родственники снятся к перемене погоды. Действительно, изменения атмосферного давления при перемене погоды вызывают изменение сна с поверхностного на более глубокий, когда в образование сновидений включаются глубинные механизмы памяти, сохраняющие образы когда-то близких, но умерших людей. Вероятно, нечто подобное может происходить и в момент наступления клинической смерти.

Хотя я далеко не во всем согласен с Р. Моуди и его единомышленниками, я постарался наиболее полно изложить их точку зрения. Многообразие точек зрения никогда еще не приносило вреда знанию и поиску истины.

Литература

Слово, 1990, № 7.

Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

ГЛАВА 11 ПРИБЛИЖЕНИЕ К СМЕРТИ Несколько лет назад на нашем первом семинаре по сознательному отношению к жизни-умиранию во время знакомства участников миловидная седая женщина, безо всякого смущения носившая цветную футболку, которая не могла скрыть, что обе ее груди были

Из книги С нами Бог автора Франк Семен

ГЛАВА 22 МОМЕНТ СМЕРТИ Наблюдая за многими нашими больными, когда они умирали, мы пришли к выводу, что момент смерти – это чаще всего мгновение великого покоя. Как правило, даже те, кто приближался к смерти в тревоге, перед смертью переживают раскрытие. Это напоминает

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

§ 47. Опыт смерти других и возможность охвата целого присутствия Достижение целости присутствия в смерти есть одновременно утрата бытия его вот. Переход к уже-не-присутствию изымает присутствие как раз из возможности иметь опыт этого перехода и понять его как испытанный.

Из книги Дао «Звездных войн» автора Портер Джон М.

3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ Теперь пора обратиться к учтению того, что правильно в упомянутых выше возражениях против намеченного мною понятия веры. Я предвижу, что только что развитые соображения о вере как религиозном опыте могут только

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

За порогом смерти: клиническая смерть и посмертный опыт Русский поэт Арсений Тарковский рассказывал о таком драматическом, очень интересном и заставляющем задуматься эпизоде своей жизни…Январь 1944 г. Прифронтовой госпиталь. Ему произведена повторная операция -

Из книги Самоанализ автора Хаббард Рон Лафайет

Глава девятая Жизненный опыт Все рассмотренные нами положения Дао относятся к жизни человека в реальном мире. Даосизм не требует от человека жить отшельником где-нибудь на горной вершине. Сама окружающая жизнь является проявлением и обоснованием истинности

Из книги Мир Леонардо. Книга 2 автора Богат Евгений

ГЛАВА 4 ФИЗИКА И ОПЫТ Вопрос, излагаемый в этой главе, по моему мнению, слишком мало подвергался обсуждению. Он сводится к следующему: допустив, что физика, вообще говоря, истинная наука, можем ли мы знать, что она истинна, и, если ответ должен быть утвердительным,

Из книги Онтология лжи автора Секацкий Александр Куприянович

Глава 3. О смерти сознания Где тот момент, когда человек перестает выживать и начинает угасать? Эта точка демаркации - не смерть, в том виде, как мы ее знаем. Этот момент отмечен тем, что можно было бы назвать смертью сознания индивидуума.Величайшее оружие человека - его

Из книги Идентификация ужаса автора Фрезер Джеймс Джордж

ГЛАВА 9 Опыт самопознания, или Письма Кэрролла к детям (Иллюстрация, использованная к шмуцтитлу: Леонардо да Винчи, рисунок) «Что такое „интеллектуальный ребус“?» Это вопрос не мой, а самого Павлинова. Видимо, его занимало мышление как творчество и он пытался уяснить для

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Глава 4 ОПЫТ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБМАНА 1 Прибор, именуемый детектором лжи, известен всем хотя бы понаслышке, например по детективной литературе. Когда нашего знаменитого шпиона по кличке «Надежда» готовили к забросу во вражеский центр, инструкторы больше всего беспокоились,

Из книги Как жить человеку на планете Земля? автора Тор Вик

Вместо послесловия Человек перед страхом смерти и пустоты Из книги Ж. Батая «Внутренний опыт» Мир дан человеку как загадка, которую следует разгадать. Полностью мы обнажаемся лишь тогда, когда без малейшего лукавства идем навстречу неизвестности. Но, в конце концов,

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

Жизнь и опыт близости смерти Большинство людей обычно идентифицируют себя как тело, находящееся в определенном месте, делающее то или это. В глубоком сне и на пороге смерти, когда ваше обычное «я» играет менее заметную роль, становится более явным весь ваш ум, то есть ваш

Из книги автора

Глава 13 Наука, религия и ваш опыт Бога В первых двух частях этой книги мы исследовали качества процессуального ума и то, как оставаться наполовину внутри и наполовину снаружи, чувствуя и применяя эту новую (или древнюю) форму сознания к нашим настроениям, симптомам,

Из книги автора

Собрание 9. О добродетели (Вернулись в Подмосковье) Подмосковная природа. Чудно, чудно! Ах, господи, какая красота! Сегодня я видел сосны из бронзы, – длинные стройные сосны, залитые солнечным светом на фоне ослепительно синего неба и ослепительно белых облаков. Невыразимо

Из книги автора

Глава одиннадцатая Метафизический опыт

Некромантия - это древнее искусство темной магии. С давних времен ее адепты внушали страх и благоговение толпе. Причина тому - их способность взывать к душам усопших и пользоваться их силой. И даже спустя многие столетия искусство некромантии не только не угасло, но даже окрепло, став основой для многих культов и сект.

Но давайте узнаем, насколько правдивы легенды о некромантах. Действительно ли черные маги способны управлять энергией других существ? И какая участь ждет того, кто посмел потревожить сон мертвых?

Воззвание к мертвой плоти

Первые некроманты появились на заре цивилизации. Ими были жрецы и шаманы, которые использовали кости и органы животных, чтобы заглянуть в будущее или узнать волю древних богов. Естественно, это были примитивные ритуалы, весьма далекие от настоящей магии. Однако даже тогда они пользовались большим спросом и уважением. Возьмем, к примеру, Древний Рим. В трудах историков детально описывается ритуал гадания на птичьих костях, который проводил их главный жрец. Без такого обряда не начинался ни один важный поход, и даже царь не мог оспорить его решения.

И подобных примеров в истории великое множество. Но больше всего поражает то, что подобные ритуалы практиковались многими древними цивилизациями. И это при том, что большинство из них были полностью изолированы и не могли перенять магические заклинания друг у друга.

Возвышение культа мертвых в древнем Египте

И все же родиной некромантии по праву считается Древний Египет. Здесь жрецы впервые осознали, насколько сильным может быть влияние мертвых на живых. Именно поэтому к смерти здесь относились с таким почтением и щепетильностью. Чего только стоят сами гробницы фараонов в пирамидах, приготовленные для их

Также египтяне первыми начали экспериментировать с мистическими ритуалами и заклинаниями. И если верить преданиям, то их труды увенчались большим успехом. Они не только смогли призвать души умерших, но и научились управлять их силой. Поэтому для этой цивилизации некромантия стала частью культуры и воспринималась как само собой разумеющиеся.

В конечном счете египтяне создали особый трактат, который назвали «Книгой мертвых». Это был четырехметровый свиток, сделанный из папируса. В нем древние жрецы записали часть своих знаний о мертвых и загробном мире. Следовательно, «Книга мертвых» - это первое известное человеку руководство по некромантии, сохранившиеся до наших дней.

Истоки слова «некромантия»

Но, несмотря на все труды египтян, само слово «некромантия» пришло к нам из Древней Греции, а означает оно Следовательно, именно эту страну необходимо считать отправной точкой, откуда по всему миру распространилась сия темная наука.

Что же касается религии самих эллинов, то они также верили в жизнь после смерти. Существует множество свидетельств того, что в Древней Греции существовали культы поклонения богу подземного царства и смерти Аиду. Его жрецы не только воздавали хвалу и преподносили жертвы своему божеству, но и проводили множество таинств и обрядов. К примеру, они часто использовали кости мертвых, дабы узнать как собственное будущее, так и судьбу всего государства.

Некромантия и христианство

С приходом христианства жизнь темных магов осложнилась. Ведь священники уверяли всех в том, что некромантия - это дьявольское учение, а все ее последователи продали сатане душу. Из-за этого учеников культа смерти начали активно преследовать и выдавать инквизиции, а у нее, как известно, разговор с такими людьми был весьма коротким.

Именно поэтому некроманты стали прятаться, практикуя свое искусство подальше от человеческих глаз. Благо их мастерство от этого только крепло, ведь реальная мистика не нуждается в общем одобрении. Ведь для адептов смерти куда важнее их собственные цели и стремления.

Некромантия сегодня

Времена церковных табу уже давно позади, и желающих познать тайны темного искусства уже не сжигают на кострах. Однако это не означает, что теперь реальная мистика ожидает людей на каждом шагу. Нет, в действительности все как раз-таки наоборот.

Даже сегодня истинные некроманты стараются избегать внимания со стороны простых смертных. Кто знает, возможно, причиной тому стала давняя привычка, или же за долгие года отрешенности они полюбили одиночество. Но факт остается фактом: некромантия - магия, живущая вдали от реального мира.

И все же это не означает, что все темные маги живут где-то в или в тайных пещерах и не появляются в обществе. Нет, многие из них - простые люди, ничем не выделяющиеся из толпы. Глядя на такого, и не скажешь, что он - адепт культа смерти. Но с приходом ночи их образ жизни в корне меняется.

Что такое некромантия и в чем ее суть?

Но давайте оставим историю позади и перейдем непосредственно к самой некромантии. В частности, поговорим о том, на что способны темные жрецы и какими делами они занимаются? Ведь только так можно познать суть этого мистического искусства.

Итак, прежде всего некромантия - это наука об энергии смерти. Следует заметить, что данный вид мистической силы витает не только вокруг усопших, но и возле живых. Ведь любое тело бренно, а значит, подвластно влиянию смерти.

И все же некроманту намного ближе мертвые, ведь именно с ними он проводит большую часть своего времени. Изучая древнее искусство, он учится управлять энергией смерти и подчинять себе души усопших. Это нужно для того, чтобы использовать их в собственных целях, ведомых только ему.

Например, некромант может воззвать к духу покойника и узнать обстоятельства его гибели. Или же, призвав сильного призрака, расспросить его о грядущих событиях. Возможно, некоторые читатели сейчас подумают: «А как это возможно, разве мертвые способны предрекать судьбу?» Что же, как уверяют сами некроманты, загробный мир живет по иным правилам, и время там течет совсем по-другому. Поэтому некоторые духи знают о событиях будущего, пускай и не слишком далекого.

Проще говоря, некромантия - это мистическая наука о мертвых. Изучив ее, человек становится более восприимчивым к влиянию загробного мира, что позволяет ему взывать к помощи мертвых. Именно в это и заключается суть некромантии.

или безвинная магия?

В современном обществе существует еще один устоявшийся стереотип: все некроманты - это прислужники дьявола. В целом в этом нет ничего удивительного, ведь специфика такой магии сама наталкивает на эту мысль, не говоря уже о том, что много столетий подряд об этом твердила церковь. Но действительно ли все адепты смерти исполняют волю лукавого?

Оказывается, сама по себе некромантия не является оружием зла. Да, она работает с мертвой энергией, но это еще не означает, что ее можно использовать только во вред людям. Существует множество примеров того, как некроманты помогали другим: снимали знаки «смерти», предостерегали от бед, защищали от воздействия злых сил и так далее.

И все же есть и плохие маги. К тому же адепты этой науки больше других подвержены искушению применить свои навыки в корыстных целях. Ведь, заглядывая в бездну, нужно помнить о том, что со временем и она начнет пристально смотреть на тебя.

Проклята ли душа некроманта?

Как христиане, так и мусульмане считают, что все темные маги попадают после смерти прямиком в ад. Ведь, согласно святому писанию, именно такое наказание полагается за чародейство и колдовство.

Вот только, как уверяют сами некроманты, их это правило не касается. Они верят в то, их дух останется в этом мире, прислуживая другим последователям культа смерти. А некоторые считают, что и вовсе смогут достигнуть бессмертия, увековечив свое тело или же переселив свою энергию в другого человека.

Но, как ни крути, считается, что душа некроманта все же проклята. Следовательно, дорога в рай ему закрыта навсегда.

Как стать некромантом?

Сейчас существует огромное количество книг и пособий о том, как стать на путь мага смерти. Увы, большинство из них написано лишь для того, чтобы собрать как можно больше денег с наивных читателей. Настоящая прикладная некромантия является скрытой наукой, а потому желающим ее постичь придется изрядно попотеть.

При этом человеку нужно будет найти себе наставника, который согласится обучить его основам темного искусства. Ведь если сунуться в мир мертвых без опытного проводника, то есть вероятность того, что обратного пути не будет. К сожалению, на воротах дома не написано, что здесь живет ведьма-некромант или повелитель душ, а значит, подобные поиски могут занять довольно долгое время.

Но, как говорит одна древняя мудрость: «Учитель появляется лишь тогда, когда ученик к этому готов». Поэтому человек, который действительно хочет научиться некромантии, обязательно найдет своего наставника.

Обряд посвящения

Поступив на обучение к мастеру, ученик должен будет пройти ряд испытаний, которые закалят его душу и тело. Это нужно для того, чтобы проверить решительность и настрой человека, а также убедиться в его моральной стойкости. Ведь в ходе обучения ему придется очень нелегко, и голоса мертвых еще не раз будут искушать его сладкими речами.

Именно поэтому в начале своего пути некроманты обучаются концентрации и повиновению. И только после того, как они пройдут все испытания, их посвятят в адепты культа мертвых.

Изучение искусства поднятия мертвых

Реальная мистика начинается с первых дней обучения молодого некроманта. Ведь отныне он имеет право присутствовать на всех ритуалах и обрядах, что проводит его мастер. И поверьте, от многих из них у нормального человека волосы встанут дыбом.

Ведь практически все магические заклинания некроманта требуют наличия останков мертвых. При этом существуют определенные законы, которые гласят: чем сильнее магия, тем выше должен быть уровень используемых в ней материалов. Например, если для малых чар подойдут кости любого животного, то для ритуалов высшего порядка наличие человеческих останков обязательно.

Еще одной преградой на пути к достижению магических высот может стать сложность заклинаний и обрядов. Так, некроманту нужно выучить не только слова силы, но и то, как правильно рисовать различные пиктограммы и руны. Ведь малейшая неточность приведет к устрашающим последствиям, которых потом уже не исправить.

Магический артефакт

Взаимодействие с мертвыми забирает у некроманта много духовной силы. Поэтому они использую особые предметы - артефакты, способные облегчить эту задачу. Где же они их берут?

Зачастую артефакты передаются от одного мага к другому, и чем старше они становятся, тем больше их сила. Также некоторые волшебные предметы создают сами колдуны с помощью специальных обрядов и заклинаний. Например, если продержать обычное зеркало над покойником в течение суток, оно впитает часть его души. После этого некромант сможет взывать к ней в любое время, и та будет обязана ему отозваться.

Однако наибольшей силой обладают те артефакты, что пропитаны энергией смерти. Такие предметы можно найти на местах больших захоронений, пожарищ, катастроф и так далее. Все некроманты стремятся заполучить в свой арсенал хотя бы несколько таких вещей, дабы в любой момент прибегнуть к их силе.

Время выходить на свет

Как говорилось ранее, сегодня церковь уже не так строга к колдунам и ведьмам, как ранее. В связи с этим люди все чаще стали прибегать к услугам «волшебников» всех мастей и направлений. В их число входят и некроманты, долгое время бывшие не у дел. Что же они могут предложить своим клиентам?

Итак, в большинстве случаев адепты темной школы предлагают людям поговорить с душой их погибших родственников или друзей. Только не стоит путать их обряды с теми сеансами, что проводят медиумы. Некроманты не впускают в себя дух мертвого и не говорят его устами, они служат посредниками в общении, передавая людям то, что им сказали души умерших.

Также некроманты снимают различного рода проклятия и сглазы, особенно сделанные «на смерть». Но при этом они могут и сами их насылать на людей, правда, не каждый маг на этой пойдет. Тут уже все зависит от моральных устоев темного чародея. Ведь некромантия — это лишь инструмент, который можно использовать в различных целях, в том числе и в коварных.

А еще заклинатели духов могут видеть как события прошлого, так и будущего. Иногда это помогает избежать грядущих бед или понять, из-за чего они произошли до этого.

Опасность, которую таит в себе темное искусство

В завершение хочется поговорить о том, какие опасности таит некромантия. Ведь только самый наивный человек поверит в то, что общение с мертвыми проходит бесследно, не говоря уже об управлении ими.

Как уже упоминалось ранее, некромант навсегда теряет право попасть в рай, даже если он применяет свою магию во благо людям. Также после смерти его дух, скорее всего, будет «пойман» другим колдуном, пожелавшим увеличить свою силу.

К тому же иногда ритуалы проходят не так как надо, и тогда некроманту приходится платить за свою ошибку. Например, мертвые могут отнять часть его жизненной силы или вовсе захватить его тело, превратив незадачливого адепта в покорную марионетку. Поэтому путь темного мага - это удел тех немногих, чье стремление познать смерть куда выше желания выжить.

На протяжении всей человеческой истории каждого интересовал вопрос о том, что будет после смерти. Что же ждет нас после того, как наше сердце остановится? Это вопрос, на который недавно ученые получили ответ.

Конечно, предположения были всегда, но теперь стало окончательно ясно, что люди после смерти могут слышать и понимать, что происходит вокруг них. Конечно, с паранормальными явлениями это не имеет ничего общего, ведь человек, по сути, живет еще некоторое время. Это стало медицинским фактом.

Сердце и мозг

Важно понимать, что абсолютно любая смерть наступает при одном из двух или при наличии сразу двух условий: либо сердце перестает работать, либо мозг. Если перестает работать мозг в результате серьезных повреждений, то смерть наступает сразу же после отключения «центрального процессора» человека. Если же жизнь прерывается вследствие каких-то повреждений, из-за которых останавливается сердце, то тут все намного сложнее.

В Нью-Йоркском университете эксперты-ученые определили, что человек после смерти может чувствовать запахи, слышать речь людей и даже видеть мир своими глазами. Это во много объясняет феномен, связанный с видением мира в ходе клинической смерти. Невероятно много было случаев за всю историю медицины, когда человек рассказывал о своих ощущениях во время пребывания в этом пограничном состоянии между жизнью и смертью. После смерти бывает такое же, говорят ученые.

Сердце и мозг — это два органа человека, которые работают на протяжении всей жизни. Они связаны, но ощущения доступны после смерти именно благодаря мозгу, который еще некоторое время передает информацию от нервных окончаний к сознанию.

Мнение экстрасенсов

Специалисты по биоэнергетике и экстрасенсы еще очень давно начали предполагать, что человек не умирает мгновенно, как только его мозг или сердце остановили работу. Нет, все гораздо сложнее. Это и подтвердили научные изыскания.

Мир потусторонний, по мнению экстрасенсов, зависит от мира настоящего и видимого. Когда человек умирает, говорят, что он видит все свои прошлые жизни, а также всю текущую жизнь сразу. Он переживает все заново за бесконечно малую долю секунды, превращаясь в ничто, а потом заново возрождаясь. Конечно, если бы люди могли умирать и сразу возвращаться, то вопросов бы не было, однако даже эксперты в области эзотерики не могут на 100 процентов быть уверенным ив своих заявлениях.

Человек не чувствует боли после смерти , не чувствует радости или горя. Он просто остается жить в потустороннем мире или переходит на иной уровень. Никто не знает, идет ли душа в другое тело, в тело животного или человека. Быть может, она просто испаряется. Может быть, она живет вечно в лучшем месте. Этого никто не знает, поэтому так много религий в мире. Каждый должен слушать свое сердце, которое подсказывает ему верный ответ. Главное — это не спорить, потому что никто не может знать наверняка, что творится с душой после смерти.

Душа как нечто физическое

Душу человека нельзя потрогать, но возможно, что ее наличие ученым, как ни странно, удалось доказать. Дело в том, что при смерти человек теряет по какой-то причине 21 грамм своего веса. Всегда. При любых обстоятельствах.

Никто этот феномен так и не смог объяснить. Люди считают, что это и есть вес нашей души. Это может говорить о том, что человек видит мир после смерти, как доказали ученые, лишь потому, что мозг умирает не сразу. Это не имеет особого значения, потому что душа уходит от тела, мы остаемся неразумными. Возможно, это и есть причина того, что мы не можем двигать глазами или говорить после остановки сердца.

Смерть и жизнь взаимосвязаны, не бывает смерти без жизни. Относиться к миру потустороннему нужно проще. Лучше не стараться понимать его чрезмерно сильно, потому что на сто процентов быть точными не получится ни у кого из ученых. Душа дает нам характер , темперамент, возможность мыслить, любить и ненавидеть. Это и есть наше богатство, которое принадлежит лишь нам. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.11.2017 15:47

Люди издревле задавались вопросом о том, что ждет их после завершения земного пути. Известная ясновидящая...

Сознание продолжает существовать после смерти

Люди в большинстве своем до такой степени боятся смерти, что не желают даже обсуждать ее. Это одна из тем, о которой они говорят шепотом и с крайней неохотой, не желая вспоминать о «мрачной перспективе» и сосредоточиваясь на том, как полнее прожить жизнь, окунувшись с головой во все возможные удовольствия. Но игнорирование смерти не освобождает нас от нее. Временами, в особенности когда мы оказываемся в состоянии личного кризиса, начинают маячить в нашем сознании и заставляют задуматься о неизбежном.

Больше всего пугает нас не сама смерть, а перспектива небытия, то есть нашего полного исчезновения. Идея небытия так чужда нам, что ее трудно понять. Мы так сильно погружены в ощущение собственного сознания, что не можем принять даже саму мысль о его полной утрате. Дело здесь не столько в том, что человек не желаем расставаться с этой жизнью, а скорей в том, что он не хотим перестать ощущать себя. Человек не хочет перестать быть.

Многие человеческие трагедии и горести можно было бы предотвратить, если бы идея кажущегося небытия не устрашала нас, если бы мы не ощущали грядущую безнадежность и кажущуюся бесперспективность. Во многих случаях мысль о смерти глубоко любимого человека более болезненна, чем мысль о конце нашего собственного сознания. С утратой близких связана такая невыразимая, душераздирающая боль, не сравнимая ни с какой другой болью, испытываемой человеком.

В это время ничто не сможет нас утешить. Возникающее чувство крайнего опустошения и отчаяния подчас не могут облегчить ни религиозные убеждения, ни чьи-либо добрые слова. Причиной отчаяния и опустошения является чувство, что этот человек необратимо потерян для нас, что его или ее личность прекратила свое существование, что у нас больше нет никакой надежды когда-то еще разделить с ним или с ней любовь, радость и даже боль. Религия сможет дать нам надежду на будущую жизнь в лучшем мире, но в момент смерти наши глубочайшие религиозные убеждения представляются вымыслом, и порой мы с гневом и негодованием отбрасываем их.

Потому когда мы думаем о смерти, нас больше всего волнует вопрос: выживает ли личность человека после смерти и что происходит с ней потом. Больше всего мы боимся потерять наши сокровенные мысли и чувства, самую суть нашего существа. Мы до такой степени уверены, что так оно и произойдет, что в своей жизни неистово предаемся погоне за жизненными удовольствиями, оставляя в стороне важнейший ее момент - время, когда придется испытать самое пугающее из всех переживаний.


Если бы мы не так боялись смерти, если бы мы знали точно, что наша жизнь продолжится после смерти физического тела, что наша сознающая личность выживет и ум не прекратит своего существования, мы могли бы жить с более глубоким осознанием смысла и цели жизни, с благодарностью и радостью.

Мы избавились бы от чувства отчаяния и горя в связи с утратой близких, потому как знали, что непременно встретимся с ними в другом, чудесном мире. Мы относились бы к прочим человеческим существам с чувством любви и единения и научились бы наслаждаться жизнью более глубоко, чем когда-то прежде. Кроме этого, мы подготовились бы к этому завершающему путешествию, постарались бы стать лучше, приняв переживания жизни - и позитивные, и негативные - как обогащающий опыт развития нашего духовного и личностного сознания. Мы обрели бы величайший из всех даров - дар надежды.

Любопытно, что существует множество данных, поддерживающих идею о том, что наше сознание и личность, пройдя через травму смерти, продолжают жить. Многие ученые уверены, что это в действительности так, но не решаются выразить свою точку зрения из-за нехватки эмпирических доказательств. Сама природа науки требует доказательства для каждой теории и постулата; для ученого сделать заявление , которое не подтверждено поддающимися неоднократным проверкам экспериментами, означает подвергнуть свое имя и репутацию риску. Потому нам остается самим найти научные данные, проверить их и сопоставить, чтобы получить убедительные, весомые . Среди наиболее сильных аргументов, подтверждающих эту концепцию, - законы природы.

Один из основных законов природы - первый закон термодинамики, по которому энергия не может быть ни создана, ни разрушена. Ее форма может быть изменена физическими и химическими процессами, но сущность всегда остается неизменной. Материя - это нечто такое, что обладает массой и занимает пространство и является формой энергии.

Простой пример материи - бумага. В соответствии с первым законом термодинамики, если бумагу разрезать на несколько кусочков, то каждый кусочек будет считаться бумагой, несмотря на то, что в материи, которую мы называем бумагой, произошла физическая перемена. Если бумагу не разрезать, а сжечь, ее материя видоизменяется посредством химического процесса сгорания, который расщепит бумагу на разные атомы.

Эти частички уходят в атмосферу, оставляя в наших руках только пепел. Но это не означает,- что энергия, которая формировала бумагу, уничтожена. Разные компоненты бумаги были расчленены, но они продолжают существовать в нашем окружении, хотя мы их не видим. Эта особая форма материи не может быть проявлена как бумага, но все частицы, которые ее формировали, все еще существуют. Ничто не пропало. Материя бумаги не была уничтожена - она только трансформировалась.

Это - простые знания, которые мы приобрели еще в средней школе. Не зря говорится, что на наши самые важные вопросы имеются простые ответы, и это со всей справедливостью относится к первому закону термодинамики.

Когда этот закон утверждает, что энергия не может быть создана или уничтожена, имеется в виду электромагнитная энергия, формирующая атом и его субатомные частицы. Вся Вселенная пронизана этой светящейся электромагнитной энергией. Атом как таковой состоит из трех главных частиц: протона, имеющего позитивный электрический заряд, электрона, имеющего негативный заряд, и нейтрона с нейтральным зарядом. Протон и нейтрон находятся в ядре, а электроны вращаются по крошечным орбитам вокруг ядра. Количество электронов и протонов в одном атоме всегда одинаково, и оно определяет характер разных элементов и разные проявления энергии. Сравнительно не так давно ученые обнаружили новые элементарные частицы - кварки, входящие в состав всех форм материи.

Мы все слышали о явлении телепатии и ясновидения. Большинство людей хоть раз в своей жизни имели такого рода опыт. Почти с каждым бывало так, что, подумав о ком-то, он затем «случайно» встречал этого человека на улице или этот человек вдруг позвонил ему. Случаются также и так называемые «вещие сны», когда мы ясно видим какое-то событие, которое вскоре и происходит.

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг выдвинул теорию, что объединенные подсознательные умы всего человечества формируют огромный резервуар, который называется коллективным бессознательным. Согласно Юнгу, когда люди спят или засыпают, входя в состояние альфа, они автоматически погружаются в коллективное бессознательное, где могут войти в контакт с другими человеческими умами. Именно в это время человек может встретить кого-то, кого он знает на бессознательном уровне, и таким образом обменяться информацией. Этот бессознательный обмен лежит в основе одного из объяснений явления телепатии и ясновидения.

Когда мы спим, наш ум перемещается в мир, почти полностью сформированный из образов нашей памяти и опыта. В этом другом мире могут также существовать родовые воспоминания, представляющие собой опыт страха, переданного нам генетически через наших родителей. Мир ума, часто отождествляемый , сформирован из образов и символов. Этот мир - визуальный, и, как правило, мы в нем бываем зрителями. В этом мире все или почти все, что происходит, символично. Многие из этих символов носят личностный характер и имеют значение лишь для наблюдателя. Другие образы представляют из себя элементы или символы, имеющие общее значение для всех членов человеческого сообщества.

Ничто из того, что мы видим, чувствуем или делаем во сне, не удивляет нас. Самые невероятные переживания, самые невозможные ситуации кажутся совершенно нормальными. Сверхъестественные существа, фантасмагорические формы, странные цвета, катаклизмы, божественные или неприятные переживания - все это часть нашей жизни во сне, которую мы воспринимаем так же естественно, как опыт жизни в материальном мире.

Порой, хотя и не так часто, мы осознаем, что видим сон. Это состояние известно как «ясное сновидение». По большей части мы просто принимаем наше ночное путешествие в Астральный мир, или мир ума, как очень реальный и естественный опыт. Этот мир образов, где все возможно и ничто не кажется странным, - мир чистого ума - считался древними истинным миром духа.

Если природа сохраняет миллионы видов в течение миллионов лет, логично допустить, что она должна также стремиться сохранить человеческий ум и его огромный творческий потенциал. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что природа сохраняет то, что является сильным и ценным, а самое ценное, что вообще развилось на этой планете, - это человеческий ум.

В соответствии с этими положениями, после того как мы умираем, физическое тело распадается на основные элементы, которые затем используются природой в формировании других жизненных форм. Ум, который является чистой электромагнитной энергией, оставшись без тела и не имея физической субстанции, продолжает существовать в астральном мире, где он становится частью коллективных воспоминаний и опыта этого мира.

Он отождествляется с человеческим духом, личностью индивида, и через него мы идентифицируем себя в мире. В то время как мир материи после нашей смерти уходит, мир ума - наша истинная сущность, в которую мы погружаемся каждую ночь, - является финальным местом пребывания, где наше сознание продолжает существовать после окончания физической жизни.

Другими словами, основываясь на данных науки, мы можем утверждать, что наша личность действительно выживает после физической смерти и продолжает жить в другом мире или в другом, астральном, плане. Но как долго? Можем ли мы вступить в контакт с другими существами на этом плане? Существуют ли ангелы и духи-гиды? На что похож опыт смерти? Существуют ли ? Что происходит ? Есть ли другие миры или планы? ?

Ничто из того, что мы можем вообразить, независимо от того, насколько оно фантастично, не может даже приблизиться к существующим в реальности, захватывающим дух картинам Вселенной. Среди изобразительного материала, полученного в ходе путешествия «Вояджера» по солнечной системе, имеются фотоснимки одной из лун Урана Миранды, на которых видны пейзажи, более фантастические, чем в любом научно-фантастическом романе. Золотые горы, пересеченные гигантскими фонтанами расплавленного металла, взмывающего на сотни футов в воздух, ошеломили астрофизиков.

Эрнст Сенковски, без сомнения, является первым ученым, который посвящал свое время и усилия феномену коммуникации с умершими индивидами или с другими мирами. Всемирно известные ученые, такие как , Г. Маркони и Т. Эдисон, некогда проводили эксперименты, с использованием специального оборудования, в надежде установить такие контакты.

Эрнст показал мне фотографии, сделанные с экрана, на котором появилось изображение покойной немецкой актрисы Роми Шнейдер. Оно не было ясным - только контур, но ее черты были различимы. Это был фрагмент одного одного из ее фильмов. Как-то раз во время эксперимента, проводившегося в Люксембурге, перед телевизионной группой на экране появилось лицо Альберта Эйнштейна. Голоса не было - лишь изображение. Члены группы были так потрясены, что отказались от дальнейшего участия в опыте. О подобных результатах сообщали и другие исследователи. Эрнст объяснил мне, что никто со стороны не может вмешаться в эти трансмиссии, потому что они приходят через телевизионную систему замкнутого типа. Эти изображения и голоса прорываются вопреки всякой логике.

Одно из самых первых лиц, появившееся таким образом на телевизионном экране, было лицо Константина Родива, одного из пионеров техники записи потусторонних голосов на магнитную ленту. Его лицо, как и лица всех умерших людей, появлявшиеся на экранах телевизора, представляло из себя неясную копию одного из его прижизненных снимков. Мне это показалось странным, и я спросила Эрнста, почему на экране должна появляться фотоснимок умершего человека, когда он лично пытается установить контакт с нашим миром. Почему на экране не появляется реальный образ этого существа?

Эрнст ответил, что сами существа объяснили это тем, что сейчас у них нет физического тела, то есть нет физического облика, который можно было бы проецировать. Потому они используют свои собственные изображения, запечатленные на фотографиях при их земной жизни. Таким способом они пытаются идентифицировать себя и подтвердить факт существования личности человека после смерти физического тела. Потом Эрнст проиграл запись Родива, где он идентифицирует себя и приветствует своих слушателей глубоким, слегка хриплым голосом. Люди, которые слышали эти записи и которые хорошо знали Родива, убеждены в том, что это его голос.

Дух, или ум, продолжает жить после физической смерти человека. В некотором отношении мир, в который попадает дух или развоплощенная личность, очень похож на физический мир, но реальность там может быть изменена по его желанию. Дух может изменить окружающую обстановку, как если бы она была сделана из мягкого материала. В этом мире имеется два различных уровня существования, и его описывают как соединение многих миров в одном.

Когда дух вновь рождается, он оказывается в том окружении, которое подготовил для себя в своей предыдущей жизни. После смерти тела дух переходит на другую сторону, сохраняя свое сознание, и там существует абсолютно другая логика. Когда дух адаптируется к этой новой логике, ему со временем очень трудно возвращаться к нашему образу мышления. Исходя из этого, мы можем предположить, что сознание там - иного типа, и обусловлено оно другим восприятием времени, абсолютно отличным от нашего.

Люди, которые переходят в иной мир, считаются многомерными существами с многомерными личностями. Согласно этой концепции, когда дух вновь рождается, он может родиться в нескольких телах одновременно. Это возможно благодаря тому, что каждый человеческий дух имеет множественные измерения и множественное сознание. Кроме того, дух переживает все свои жизни или инкарнации как целое - одновременно, а не просто как одну жизнь в один период времени. Во время транскоммуникации с живым человеческим существом дух специально использует имена и образы, чтобы мы поняли, что он остался жить после физической смерти. Но ни имена, ни образы не имеют никакого значения .

Позднее Эрнст выразил свое мнение, что лучшими получателями транскоммуникаций являются психически одаренные люди. Однако он предупредил, что любая попытка вступить в контакт с умершими или незнакомыми существами, известными в науке под названием динамических информационных структур, имеет потенциальную опасность для психики. Он считает, что невольно может открыться то, что он называет ПСИ-барьер, являющийся естественной защитой против духовной или ментальной «перегрузки».

Когда это происходит, экспериментатору могут явиться различные фантасмагорические видения и голоса, что может привести к одержимости или ментальному расстройству. Некоторые экспериментаторы разделяют эту озабоченность и предупреждают об опасности того, что они называют «медиумическим психозом», когда одержимость человека духами умерших может закончиться острой шизофренией.

Потому должны толковаться осторожно и методично. Слышимые голоса (порой похожие на голос личности в период ее земной жизни), а также телевизионные проекции (внешне похожие на нее при жизни) следует рассматривать как проекции из , адаптированные к нашему чувству реальности.

Говоря словами Эрнста Сенковски: «Мы живем в мире вероятностей, в котором возможно практически все». При помощи наших мотиваций и эмоций, то есть нашего ума, мы способны влиять на возможности и обращать их в вероятности. Все взаимосвязано в этой целостной системе; разница только в силе сознающего сознания. В зоне ума не существует пространства и времени. Жизнь в этих условиях состоит из информационного обмена или коммуникации в соответствии с принципами высшего резонанса. Эволюция, преодолевающая энтропию, ведет к более сложным системам путем проб и ошибок, путем обучения и адаптации.