Инструкция
При раскопках города Урук были найдены глиняные таблички примерно 3300 года до нашей эры. Это позволило ученым сделать вывод о том, что письменность способствовала стремительному развитию городов и полной общества. На находилось царство Элам, а между реками Тигр и Евфрат – Шумерское царство. Эти два государства вели торговлю, а потому в письменности была крайняя необходимость. В Эламе использовались пиктограммы, которые шумеры адаптировали.
В Эламе и Шумере использовались токены – глиняные фишки различной формы, которые обозначали единичные объекты (одну козу или одного барана). Несколько позже на токены стали наносить обозначения: засечки, отпечатки, треугольники, круги и другие фигуры. Токены складывали в контейнеры с . Чтобы узнать о содержимом, необходимо было разбить емкость, подсчитать количество фишек и определить их форму. Впоследствии на самом контейнере стали обозначать, какие токены в нем лежат. Вскоре эти фишки потеряли свое . Шумеры довольствовались лишь их отпечатком на контейнере, который превратился из шара в плоскую табличку. При помощи уголков и кругов на таких табличках указывали тип и количество предметов или объектов. По определению все знаки были пиктограммами.
С течением времени сочетания пиктограмм стали устойчивыми. Смысл их складывался из совокупности изображений. Если на табличке была нарисована с яйцом, то речь шла о плодовитости и продолжении рода как абстрактного понятия. Пиктограммы стали идеограммами (символическими изображениями идеи).
Через 2-3 века стиль шумерского письма кардинального изменился. Чтобы упростить чтение, символы разложили на клинья – небольшие отрезки. Кроме того, все используемые символы стали изображать перевернутыми на 90 градусов против часовой стрелки.
Начертания многих слов и понятий со временем стандартизируется. Теперь на таблички можно наносить не только письма административного назначения, но и литературные трактаты. Во II до нашей эры шумерской клинописью пользовались уже и на Ближнем Востоке.
Первую попытку расшифровки шумерской письменности предпринял Гротефенд в середине XIX века. Позднее его работу продолжил Роулинсон. Предметом его изучения стала Бехистунская рукопись. Ученый установил, что попавшие к нему в руки таблички написаны на трех языках и представляют собой эламскую и аккадскую письменности – прямых потомков шумерской письменности. К концу XIX века поздние формы клинописи были окончательно расшифрованы благодаря найденным в Ниневии и Вавилоне словарям и архивам. Сегодня ученые пытаются понять принцип протошумерского письма – прототипов клинописи шумеров.
Шумеры - первая цивилизация на земле.
Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.
На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке.
Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.
Идя на прием к врачу, мы все... получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров. Получая повестку в суд и рассчитывая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шумерах, первые законодательные акты которых способствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о превратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, которые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадывается об этом.
Шумеры - "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере.
Но начну я, наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур, возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3 колонки в надписи - это три разных вида клинописи, содержащих один и тот же текст.
В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса - это алфавитная староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса - слоговое письмо, 3-го - идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду. Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов Гротенфенд сделал следующий перевод:
Ксеркс, царь великий, царь царей
Дария, царя, сын, Ахеменид
Однако только через 30 лет француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристианн Лассен нашли правильные эквиваленты для почти всех клинописных знаков 1-й группы. В 1835-м году была найдена вторая многоязычная надпись на скале в Бехистуне и в 1855-м году Эдвину Норрису удалось дешифровать 2-й тип письменности, состоявший из сотни слоговых знаков. Надпись оказалась на эламском языке (кочевые племена называемые в Библии амореями или аморитянами).
С 3-м типом оказалось ещё сложнее. Это был совершенно забытый язык. Один знак там мог обозначать и слог и целое слово. Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные могли фигурировать и как отдельные знаки. Например звук "р" мог быть передан шестью различными знаками, в зависимости от контекста. 17 января 1869-го года лингвист Жюль Опперт заявил, что язык 3-й группы является.... шумерским... А значит должен существовать и шумерский народ... Но была ещё и теория, что это лишь искусственный - "сакральный язык" жрецов Вавилона. В 1871м году Арчибальд Сайс пуликует первый шумерский текст, царскую надпись Шульги. Но только в 1889-м году определение шумерский принимается повсеместно.
РЕЗЮМЕ: То, что мы сейчас называем шумерским языком - фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись - эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. А теперь вспомните как древние греки коверкали иностранные имена и оцените возможную достоверность звучания "восстановленного шумерского". Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" - но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.
Появление Шумеров.
Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды. Однако, в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.
Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями.
Оттиск шумерийской цилиндрической печати с изображением плуга. Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию
Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.
По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые"). Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.
В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды - сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая - выпуклую. Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии - с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.
Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.
После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу" своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация "клинописных" источников, в большинстве своём переведённых и переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы "Энума элиш" датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая, что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных источников (из-за плохой сохранности).
Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются “большими людьми” (лугаль), которым противостоят “маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.
Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси” (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.
Разобщённость городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского периода и представляют собой смесь обрывков различных "храмовых списков" что привело к путанице и ошибкам. Но в общем всё выглядит так:
2900 - 2316 г. до Р.Х. - период расцвета шумерских городов-государств
2316 - 2200 г. до Р.Х - объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру)
2200 - 2112 г. до Р.Х - Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников -кутиев
2112 - 2003 г. до Р.Х - Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры
2003 г. до Р.Х - падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия
1792 - возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)
После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю - Религию.
Религия Древнего Шумера.
Давайте коснёмся Религии Шумеров. Похоже в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.
Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.
На горе небес и земли Ан зачал [богов] Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю.
Существует гипотеза, что в начале поддержание порядка в миря являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он занял руководящее место среди богов.
К сожалению до нас не дошёл ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий представленный в аккадском мифе "Энума Элиш", по мнению исследователей не соответствует концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований. Тяжело поначалу жилось богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и создали людей, для услужения себе. Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской мифологии. И, действительно, его почитали, правда скорее всего символически. Его храм в Уре назывался E.ANNA - "Дом AN". Первое царство называли "Царство Ану". Однако по представлениям Шумеров, Ан практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в "повседневной жизни" перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных богов "вершащие судьбу".
Считается что структура совета богов повторяла "земную иерархию" - где правители, энси, правили совместно с "советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных..
Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью Некоторые исследователи считают что "ме" - это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, "Божественные правила".
Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку.
Интересно, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Египте концепции рая не было вообще. Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.
Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях, но сейчас нам гораздо более интересен их вклад в техническую сторону развития современной цивилизации.
История начинается в Шумере.
Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей книге "История начинается в Шумере" перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах земледельца"; в Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.
В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.
Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов - по их размерам, назначению и по виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога Нинурта приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих товаров поразительна - начиная от золота, серебра, меди - и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди - для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.
Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение - 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.(В отличии, например, от Тиауанако) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды - оловянного камня - необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" - что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.
Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом - зачем это было нужно?
"Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный (соответственно у древних шумеров - "путь Энлиля", "путь Ану" и "путь Эа"). В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это внезапно возникло в Шумере.
Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре созданном в городе Ниппуре- солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия) . Удивительно то, что такая развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только что народившемуся обществу.
Вообще математика шумеров имела "геометрические" корни и очень необычна. Лично я вообще не понимаю как такая система счисления могла зародится у примитивных народов. Но лучше судите об этом сами...
Математика Шумеров.
Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; "крючок" - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:
1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.
Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.
Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.
Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.
Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.
Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?
Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.
Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.
Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.
Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.
Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.
Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.
Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/68407
МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.
В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.
В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.
Возникновение письменности
Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала
К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.
Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.
От сложного пиктографического письма, не позволяющего передать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначения ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.
Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму - слева направо. Так пиктография, известная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, расшифровка и прочтение которых потребовали от учёных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.
В доме табличек надсмотрщик сделал
мне замечание: «Почему ты опоздал?»
Я испугался, сердце мое бешено
заколотилось,
Подойдя к учителю, я поклонился
до земли.
Отец дома табличек выпросил
мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.
Потом я усердствовал с уроком,
мучился с уроком...
Классный надсмотрщик приказал нам:
«Перепишите!»
Я взял свою табличку в руки,
Писал на ней,
Но было на табличке и то, чего я
не понимал,
Чего не мог прочесть...
Судьба писца мне опостылела,
судьбу писца я возненавидел...
Перевод Л. Шаргиной
Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыванию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.
В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая собой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили её продолжением и хранились в специальном ящике.
Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь отправлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были отобрать самые интересные и значительные «книги», а затем переписать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколотыми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропотливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.
Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астрономии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.
В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учёным удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.
Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.
Архитектура
Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.
В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.
Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.
Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , который частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.
Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин
Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выполнения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!
Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружённых телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.
"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстрирующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые колесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обезоруженных пленников.
Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон
Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.
Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж
Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о каменных плитах с округлой поверхностью, на которых символически запечатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарамсина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - символы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сразиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глубокую пропасть.
Интересна композиция стелы. На сравнительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасающихся бегством врагов: их копья сломаны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искривлённые ветром деревья, которые лепятся по крутым тропам горного ущелья.
Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж
Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, оставляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов - знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.
Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из самых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»). У них благоговейно сложены руки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое желание божества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в
Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж
храме. Вот управляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжённый выжидающий взгляд? Обращает на себя внимание утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.
Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар, предвосхитившее многие античные образцы. Пустые глазницы богини когда-то были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Волосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.
Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад
Музыкальное искусство
Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высоком уровне развития музыки можно судить по произведениям литературы и изобразительного искусства. Так, например, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узнаём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. Именами музыкантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были рангом выше.
Во время траурных церемоний храмовые музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасными звуками. Сохранилось такое приказание царя музыкантам:
«Царь повелел певцу предстать и петь перед властелином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, умиротворилась его душа, осушились его слёзы, прекратились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».
Таким образом, музыка должна была доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые давали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемоний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.
Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и лиры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящённых культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения.
Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги
Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.
Иракский музей, Багдад
ня Иштар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозовую тучу, которые должны были погубить Гильгамеша.
Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и способом исполнения, особой популярностью пользовались ассирийские горизонтальные арфы. На них играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только пальцами.
Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Междуречье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также развивали музыкальную теорию.
Вопросы и задания
1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события?
2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?
3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.
4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобытного человека?
5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?
Творческая мастерская
· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?
Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моём едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоён,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде небольшого сочинения.
· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.
Похожая информация.
Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.
До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.
Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятельности, хозяйственных записей и подсчетов . Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальнейшем, божество. Чаша, без сомнения, передавала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».
Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ложиться на ребро», что могло быть связано с тем, что шумерские писцы стали переворачивать таблички, чтобы иметь возможность писать слева направо, а не сверху вниз, как раньше. Но каковы бы ни были реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы постепенно стали утрачивать связь с конкретным изображаемым объектом.
Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда писцы сменили заостренную тростниковую палочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок максимально походил на изображаемый предмет, и с этой целью применяли всевозможные виды клинообразных оттисков . Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.
Так возникла клинопись на глиняных «дощечках» . Она распространилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользовались народы, говорившие на различных языках. Особенно продуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.
Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.
*Слайды: Нa примере избранных шумерских знаков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет - преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.
Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».
Эпос о Гильгамеше
Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.
Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..
Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наделен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляется в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель - поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккадский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, который пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки - Тигр и Евфрат - широко разливались. Возможно, катастрофическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.
Религия шумеров
Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.
По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Завете. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.
Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:
· Ану – отец богов, бог неба;
· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;
· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.
Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саранча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шумеры стремились их умилостивить . Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах - земных жилищах богов. Совершались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона . Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии .
Падение Шумера
Вторжение амореев . Мари . После 2000 г. до н. э. в битве с эламитами, пришедшими из Персии, могущественное государство шумеров пало. Затем последовало вторжение семитских племен - амореев - из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопотамии и построили богатые, цветущие города-государства.
Из всех городов особенно выделялся большой аморейский город Мари , построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой - длинные проспекты, дворцы на площадях, перпендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.
Большой дворец Мари
Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.
Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.
Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.
Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.
Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.
Хаммурапи
В начале 2-го тысячелетия до н. э. возникло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне . Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".
После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.
Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.
Законы Хаммурапи. Хаммурапи был величайшим законодателем в истории человечества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).
*Слайд: Сверху на монолите, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изображение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосудия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.
Кодекс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существовавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.
Многие законы были заимствованы у шумеров, но применение и толкование юридических норм было более детализированным и более разработанным юридически.
Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:
«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не покинет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему второй женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».
Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления - воровство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвидетельство - карались смертной казнью. Строгие наказания предусматривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу отсекали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.
Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по повелению царя стал Мардук. (Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.
Возвышение Ассирии.
После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хеттов, затем - касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами - семитским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.
Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на просторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия , в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства , обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».
Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу - Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.
Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.
Сын Саргона Синаххериб (705-680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию . Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинописным письмом.
Сын Синаххериба - Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) - в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской культуры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.
В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба прославляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительности Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иерусалим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.
Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству . Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразительны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строителями . Построенные ими водопровод, дворцы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур - все это поражало воображение.
Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Ниневии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.
*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669-631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.
После смерти Ашшурбанипала его великая империя просуществовала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была
Невозможность защищать необъятные границы государства,
Восстания порабощенных народов, а также
Моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает гибель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев . Ассирийская империя была поделена между двумя победителями. Началась новая эпоха возвышения Вавилона и распространения его культуры.
Нововавилонское царство .
Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.
Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Вавилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона . По свидетельству Геродота, ее ширина была такой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей! На протяжении более чем двух тысячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, предпринятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двойные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км , окружавшие центр города. Пространство между стенами было заполнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.
Ворота Иштар
Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Вавилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота богини любви Иштар . Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.
*Слайд: В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.
Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.
От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная для праздничных процессий . Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена крупными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.
Дорога вела к святилищу Мардука - Эсагиле , величественному храмовому комплексу , в центре которого возвышался колоссальный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень земли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи террас, окрашенных в разные цвета . На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.
Этеменанки был святыней и гордостью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу . Именно с ним связана библейская легенда о вавилонском столпотворении . Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человеческие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменанки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксеркса , потрясли Александра Македонского своим величием.
Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопримечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводчатых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.
Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам - Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидский залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, договорными документами (например, на фрахт судов).
Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.
Еще в древнейших городах Шумера - Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки . Одна из самых больших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.
Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.
В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роскоши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфрата, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопотамией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.
В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществленным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.
Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь напоминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Возникли многие науки - астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.