Уточняющие чл предложения примеры с предлогами. Уточняющие члены предложения

§1. Обособление. Общее понятие

Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

  1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
  2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
  3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .

§2. Обособленные определения

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные
  • несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

  • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
  • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

  • одиночное определение: взволнованная девочка;
  • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
  • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя .
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и :

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются , если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

§7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно :

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?

  2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

  3. Какими могут быть обособленные определения?

    • распространённые и нераспространённые
    • согласованные и несогласованные
  4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

  5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

    • если выражается добавочное обстоятельственное значение
    • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
  6. Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

  7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

    • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
    • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
  8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

  9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?

  10. Вконтакте

    Термин уточняющие обособленные члены предложения , как правило, употребляется в широком значении для обозначения уточняющих , пояснительных и присоединительных членов предложения . Такими членами предложения могут быть и главные, и второстепенные.

    Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

    Например: Его сообразительность, вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени , шумела река (обстоятельство).

    Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени , поскольку они в предложении могут быть обозначены очень общо и неопределённо такими словами, как там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п.

    Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого понятия к более узкому.

    Например: Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть. (А.Чехов) Там, ниже , мох тощий, кустарник седой. (А.Пушкин)

    Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть) .

    При этом довольно часто пояснительные члены предложения (главные и второстепенные) присоединяются при помощи слов то есть, именно, а именно, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно . Иногда присоединительные слова отсутствуют, но их можно мысленно подставить.

    Например: В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей, или горлинок . (С. Аксаков) Даже любимцы царя, преображенцы , чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. (Д. Мор-довцев)

    Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания, сообщаемые попутно, как дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только .

    Например: Над ним часто посмеивались, и справедливо . По ночам, особенно в грозу , поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо. (И. Бунин)

    Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

    Уточняющие члены предложения

    1. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия.

    Например: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть .); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.).

    Уточняющими членами предложения могут быть также определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.

    Например: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус мед а, напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

    1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

    Например: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (Шукш.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

    2. Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

    Например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); ...Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

    3. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится .

    Например: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.).

    4. Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение , хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

    Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временное значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют ;

    Сравните: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал...

    Пояснительные члены предложения

    1. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

    Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или (в значении "то есть")

    Например: Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно – пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком , который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

    2. При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире.

    Например: Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время – живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна – до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная – до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая – пурга (Нил.).

    Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением.

    Например: ...Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

    3. Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением.

    Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях – они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность.

    Например: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

    Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами.

    Например: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) – т.е. "тридцатая, оказавшаяся последней " (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

    Присоединительные члены предложения

    1. Присоединительные члены предложения выделяются запятыми.

    Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.

    Например: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч .); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого – тайны или предчувствия ее – и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.).

    Возможно выделение и с помощью тире.

    Например: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день – и тоже с рекой (Расп.).

    2. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания.

    Например: Старуха приняла кончину старика как судьбу – не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут – до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы – просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря – от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу – к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

    Такие члены предложения легко парцеллируются (разделяются на отдельные, неполные предложения) и при усилении их выделительной роли отделяются точкой.

    Например: Щетка и мастерок– вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [ Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний аст.).

    Рассмотрите два предложения:

    Уточнение: Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю… (Тургенев);

    Пояснение: Федор получил пятерку, то есть высшую оценку .

    В первом примере выражение РОВНО В ВОСЕМЬ ЧАСОВ используется для конкретизации, уточнения значения слова УТРОМ. Такие обороты называются уточняющими. Во втором примере оборот ТО ЕСТЬ ВЫСШУЮ ОЦЕНКУ служит для пояснения значения слова ПЯТЕРКА. Такие обороты принято называть пояснительными.

    Обратите внимание, что уточняющие члены предложения обязательно должны стоять после уточняемого слова. Если в предложении слово с более конкретным значением стоит перед словом с более широким значением, то в этом предложении нет уточняющих членов. Сравните два примера ниже.

    На третьем этаже в нашем доме появились новые жильцы.

    В нашем доме, на третьем этаже, появились новые жильцы.

    Иногда за одним членом предложения может выстраиваться целая цепочка уточнений. Рассмотрите предложение из романа И. С. Тургенева, в котором три обстоятельства последовательно уточняют друг друга.

    В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием (Тургенев).

    Пояснительные члены предложения тоже всегда стоят после поясняемого слова и выделяются запятыми. Ошибки на обособление пояснительных членов предложения встречаются редко, так как пояснения всегда присоединяются к главному слову с помощью специальных союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ, а также с помощью слов ИМЕННО, А ИМЕННО, которые легко запомнить. Рассмотрите примеры ниже.

    Ростовы до первого сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе (Толстой).

    Недалеко от нас, а именно в деревне Петрове, происходят прискорбные факты (Чехов).

    Упражнение

      В тот же день_ но уже вечером_ часу в седьмом_ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).

      Там_ в самом углу_ внизу_ в одном месте были разодраны отставшие от стены обои… (Достоевский).

      В город Анна Сергеевна являлась очень редко_ большею частью по делам_ и то ненадолго (Тургенев).

      Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад_ в свою любимую беседку (Тургенев).

      Налево_ во флигеле_ виднелись кой-где отворенные окна… (Достоевский).

      Посреди леса_ на расчищенной и разработанной поляне_ возвышалась усадьба Хоря (Тургенев).

      Он сидел возле кузни_ на косогоре над речкой_ над плесом_ против водяной мельницы (Бунин).

      Вдали_ ближе к роще_ глухо стучали топоры (Тургенев).

      Аристофану удивительно повезло - из его сорока комедий сохранилось целиком одиннадцать_ то есть больше четверти всего написанного_ в то время как из драм популярнейшего в античности Еврипида была отобрана только одна десятая часть (впоследствии к ней случайно прибавились еще девять пьес), Эсхила - примерно одна двенадцатая, а Софокла - вовсе одна семнадцатая (Ярхо).

      Однажды весною_ в час небывало жаркого заката_ в Москве_ на Патриарших прудах_ появились два гражданина (Булгаков).

      Положительно и окончательно этого еще, правда, нельзя было сказать, но действительно в последнее время_во весь последний год_ ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться (Достоевский).

      В 1717 году_ 12 ноября_ двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие… (Перельман).

      На столе_ под лампой_ валялся изорванный кусок старой, мятой газеты (Набоков).

      Мы встречаемся каждый день у колодца_ на бульваре… (Леромонтов).

      «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник_ чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (Чехов).

      И опять, как прежде, ему захотелось вдруг куда-нибудь далеко: туда_ к Штольцу, с Ольгой, и в деревню, на поля, в рощи, хотелось уединиться в своем кабинете и погрузиться в труд… (Гончаров).

      Он был замечателен тем, что всегда_ даже в очень хорошую погоду_ выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате (Чехов).

      На Неве_ от Исаакиевского моста до Академии художеств_ тихая возня: в узкие проруби спускают трупы (Тынянов).

      Впоследствии_ во время южной своей ссылки_ Пушкин не раз встречался с Марией Раевской и в Каменке, и в Киеве, и в Одессе, и, возможно, в Кишиневе… (Вересаев).

      12 августа 18.. года_ ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки_ в семь часов утра_ Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе (Толстой).

      Из-за плохих дорожных условий и многочисленных ДТП самой опасной была признана федеральная трасса Москва-Минск, а ее самым аварийным участком – с 16-го по 84-й км._ то есть от города Одинцово до поворота на Рузу: именно здесь произошло 49 % всех аварий на трассе.

      В Гороховой улице_ в одном из больших домов_ народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели_ на своей квартире_ Илья Ильич Обломов (Гончаров).

    Урок русского языка по теме: «Обособление уточняющих членов предложения» в 8 классе.

    Цели урока:

    1.Общеобразовательные

    Отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

    Научить отделять уточняющие члены предложения запятыми

    Научить конструировать предложения с уточняющими членами

    2.Развивающие

    Активизировать познавательную деятельность учащихся

    Стимулировать и развивать мыслительные процессы

    Развивать память, внимание, быстроту реакции

    Тип урока: Урок объяснения нового материала.

    Ход урока:

    1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».

      Что такое обособление? (Обособить - отделить особо

      Выделить, выгородить, исключить из общего.

      Обособление - интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения.

      Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены

      Как выражается обособление на письме? В устной речи? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).

      В каком случае обособляются определения,приложения?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению,имеют дополнительное обстоятельственное значение,относятся к имени собственному)

      Каковы правила обособления обстоятельств? (В русском языке есть случаи обязательного обособления обстоятельств –

      это обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)

    Что такое определяемое слово, как его обозначаем?(определяемое слово, то к которому относится обособленный член предложения)

    В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства (если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.

    В рабочем листе учеников даны семь предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания.

    1.Ваза,стоявшая на столе,поразила меня.

    2.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, пели жаворонки.

    3.Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.

    4.Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце.

    5.Безмерно влюбленный в небо, он остался верен ему.

    6.Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.

    7.Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

    Один из учеников делает синтаксический разбор второго предложения (устно). Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: Жаворонки –подлежащее, пели – сказуемое. Предложение простое двусоставное. В предложении есть второстепенные члены. Пели где? Под облаками – поэтому оно распространенное. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

    2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»

    На доске написаны предложения:

    а) Завтра мы пойдем на экскурсию.(в 10 часов)

    б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)

    в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

      Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.

    Учащиеся приводят свои примеры уточнения.

      Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?

      Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

      Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения?

    а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где, когда,когда именно) Я у аптеки, а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте, в тот же час.

    б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную

    ценность. Золотая, с желтыми листьями, осень землю украшает.

    в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

    Вопросы: Какие члены предложения называются уточняющими?

    Как выделяются в устной речи?В письменной?

    Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на доске Такая же таблица в рабочих листах учащихся . Один ученик у доски а остальные в своих рабочих листах должны соотнести левую и правую часть таблицы. Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.

    Обособляются слова и словосочетания,уточняющие смысл предшествующих слов

    Уточняющие обстоятельства места

    Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

    Уточняющие обстоятельства времени

    Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

    Уточняющие обстоятельства образа действия

    Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

    Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

    Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

    Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

    Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

    Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

    Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза.

    6.Закрепление материала.

    Выборочное (осложненное) списывание.

    Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

    А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

    2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

    Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

    2.Сегодня,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

    В. 1.Нутрия,или водяная крыса,ценит(т,ть)ся своим мехом.

    2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

    Г. 1.Я ничего не слышал,кроме шума листьев.

    2.На севере,слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.

    После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям:

    2 предложения - «3»

    3 предложения - «4»

    4 предложения - «5»

    Лексическая работа: В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.

    Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

    Учитель зачитывает правильное толкование слов.

    Хутор: 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.

    2)На Украине, Кубани - небольшой крестьянский поселок.

    Камелек: Небольшой камин или очаг для обогревания.

    Белесый: Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак, например, красноватый, грустноватый).

    4.Конструирование предложений.

    Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение.

    а) Половодья, весной, сейчас,с, опасением,мы, ранней, ждем.

    Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья.

    б) Сидели, дети, дома, около, скамейке, на.

    Около дома, на скамейке, сидели дети.

    в) Изучаем, то есть, мы, предложения,науку, о, словосочетании, предложении, и.

    Мы изучаем синтаксис, то есть, науку о словосочетании и предложении.

    У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами, прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.

    5.Составить схемы предложений с уточняющими членами.(Аудирование)

    Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.

    Затем схемы предложений записываются на доске.

      Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад

      Вправо от дома, на берегу реки, раскинулся огромный парк.

      Мы беседовали хорошо, по-дружески.

      В воздухе изредка появлялись белые комары, то есть снежинки.

      Он работал весело, с огоньком.

    Проверка:

      когда, когда именно,

      где, где именно,

      как, как именно.

      Что, то есть.

      как, как именно.

    6.Творческое задание.

    Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните, какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ, используйте предложения с уточняющими членами.

    Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.








    Обособляются уточняющие обстоятельства места: Далеко, в лесу, раздавались удары топора. (где? где именно?). В углу двора, под рябиной, накрыт стол для ужина. (где? где именно?). Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нём можно было лежать. (куда? куда именно?)


    Обособляются уточняющие обстоятельства времени Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.(когда? когда именно?) Однажды, в будний день, поутру, я с дедом разгребал снег во дворе.(когда? когда именно?) На другой день, на восходе солнца, около ста человек собрались запрудить реку. (когда? когда именно?)


    Уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи специальных союзов: то есть, или (в значении то есть), а именно. Весь этот день Анна провёла дома, то есть у Облонских. Инфинитив, или неопределённая форма глагола, помогает определить спряжение. У меня есть одна вещичка, а именно маленький локомотив, что я сам сделал.


    Обособляются уточняющие члены со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да и, да и вообще. Было очень тепло, даже жарко. Болит, притом сильно, у меня сегодня голова. Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.


    Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.