История и самобытность: воспитание детей на Кавказе. «кавказа гордые сыны История сыны кавказа

22.07.2011 /11:42/ Кавказ - край неповторимостей. Ослепительные горные красоты, богатство языков, культур, традиций и в то же время - те же общие обычаи, культура и традиции. Кавказ горд, отважен и мстителен. Во времена царей, шахов и императоров Кавказ все время был в центре внимания. Если на Кавказе начинается война, то последствия, как минимум, катастрофические.

В конце ХХ в. Кавказ в очередной раз закипел. Начались конфликты в Грузии, Армении, Азербайджане, и по-адски закипела Чечня.
Война в Чеченской Республике унесла много жизней, покалечила судьбы многих людей, заставила жителей надолго покинуть родные места, а кое-кого и навсегда. Много лет Чечня на глазах превращалась в руины. Чеченцы с каждым днем теряли надежды на хорошее будущее. Самое страшное - то, что в Чечне нет семьи, которая не потеряла человека в этой войне.
С первого дня после того, как Ахмат-Хаджи Кадыров стал во главе Чеченской Республики, стало понятно, что жизнь в Чечне станет лучше. Конечно, за один день невозможно добиться всего того, что хотел А. Кадыров, а хотел он того же, чего и все жители Чечни: спокойной жизни, процветания, уверенности в завтрашнем дне. К сожалению, А. Кадырову не суждено было долго находиться во главе республики. Но если оглянуться на то, что сделал он за все время на посту президента, то это стоит того, чтобы о нем говорили как о человеке, который начал новый этап в развитии Чечни. К тому же его достаточно трудная работа волею судьбы досталась сыну - Рамзану Ахматовичу Кадырову, который очень и очень аккуратно ее продолжил, а теперь уже продолжает выполнять свою миссию.
Ахмат-Хаджи Кадыров поистине национальный герой. Он останется в сердце каждого чеченца. Я не чеченец и, возможно, кто-то подумает, зачем я обо всем этом пишу. Но если каждый будет думать только о себе, то я даже не представляю, как мы сможем сохранить духовную целостность Кавказа. Лично я называю Ахмата Кадырова «Отцом надежд и мира» для чеченского народа. А надежды и мечты превращаются в реальность благодаря сыну первого Президента ЧР - Рамзану Кадырову.
Рамзан Кадыров - человек, не знающий усталости, работает, не жалея сил. А если говорить конкретнее, то, что он сделал и продолжает делать на посту Главы ЧР, можно оценить только так: занести Рамзана Кадырова в «Книгу рекордов Гиннеса» как самого успешного руководителя-политика. Сколько людей получило рабочие места, сколько построено жилья, на каком уровне находится архитектура столицы и других городов, административных центров, сколько сделано в области образования, духовно-нравственного воспитания и других направлений, какая работа ведется с эмигрировавшими чеченцами, какое внимание уделяется подрастающему поколению. Не каждый глава самым активнейшим образом участвует в жизни общества, общается с народом чуть ли не каждый день. Не каждый руководитель подражает образу жизни простого, рядового гражданина.
Статья моя называется «Сын Отца или человек, с которого начинается история Кавказа 21 века».
Почему? Потому что действующий Глава ЧР воплощает в жизнь то, что хотел сделать для своего народа А-Х. Кадыров.
Любой уважающий себя и своего отца человек должен воплотить в жизнь то, что не успел сделать при жизни его отец. И только тогда человек может называться Сыном Отца с большой буквы.
Почему я называю Рамзана Ахматовича человеком, с которого начинается история Кавказа 21 века? Чечня год за годом превращалась в руины, в городах Чечни не было неповрежденных домов, госучреждений и т.д. Как говорится, разрушать легко, а строить долго и трудно.
Рамзан Ахматович восстановил республику за несколько лет, то есть, оказавшись в Чечне сейчас, никто и не подумает, что здесь еще несколько лет назад была война. Более того, Чечня теперь является одной из самых красивых и чистых республик на Кавказе. Рамзан Ахматович заработал себе репутацию на всем Кавказе, в России и в мире, и теперь он является одной из самых ярких политических фигур в России.
Результат стольких лет работы Рамзана Кадырова явно дает понять человеку, что руководитель относится к числу самых ответственных людей, которых в российской политике, да и не только в российской, не так уж много. Его отношение к Чечне, народу, да и просто к отдельным людям показывает совершенно четко, что воспитан он в духе патриотизма, уважения к людям, гостеприимства, то есть именно так, как должен быть воспитан СЫН КАВКАЗА. А сегодня Новая Чечня является результатом его воспитания, вернее - доказательством тому.
Конечно, я могу еще о многом сказать, но был бы не против от души пожать ему руку, однако не имею такой возможности.

Исмаил МУГАДОВ, Дагестан

Однако, часто, когда упоминают военные события Первой мировой войны, революции 1917 года, о выходцах из Северного Кавказа пишут мало или чаще всего умалчивают. «Дикая дивизия» состояла из чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев и других народов Кавказа. Эти отряды прославились героизмом и верностью Родине.

На днях в Грозном завершила свою работу Международная научная конференция «Роль горцев Северного Кавказа в укреплении российской государственности», организатором которой выступили «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», Общественная палата Чеченской Республики, министерство культуры Чеченской Республики и Национальная библиотека ЧР им. А.А. Айдамирова.

В работе конференции приняли участие депутаты Парламента Чеченской Республики, видные ученые, политологи, члены Общественной палаты ЧР и Республики Северная Осетия-Алания, руководители общественных организаций, деятели культуры и др. В числе почетных гостей были председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонид Решетников, депутат Парламента ЧР Мурат Тагиев, председатель Общества памяти Императорской гвардии князь Александр Трубецкой и др.

Открывая торжественную часть, председатель Общественной палаты ЧР И.Денильханов подчеркнул, что поднимаемая на конференции тема участия горцев Северного Кавказа в государственном устройстве России очень актуальна в свете событий, проходивших на Кавказе в конце XX и начале XXI вв. «Если рассматривать историю развития Северного Кавказа, ее невозможно рассматривать в отрыве от политических, экономических и культурологических процессов и истории российского государства, - отметил И. Денильханов. - Чеченская Республика внесла весомый вклад в укрепление России. Более трех веков назад наши предки, люди разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, объединились ради спасения Отечества. Сегодня общая историческая память помогает нам в решении современных задач с целью укрепления государства. Сегодня мы вновь обращаемся к вопросу о взаимоотношениях народов различных национальностей. Россия – это многонациональная страна, поэтому, выстраивая сегодня политику взаимоотношения народов России, необходимо учитывать отечественные национально-исторические традиции, обращаясь к опыту и практике прошлых лет, с целью избежать многих ошибок», – добавил он.

Славные сыны народов Северного Кавказа, с исторических времен выступали за защиту России. Горцы всегда были смелыми защитниками страны в ходе военных перипетий. Их бесстрашный героизм навсегда увековечен в хронологии тех лет.

«Мы не имеем права забывать их подвиги. Я горд, что сегодня мы с вами еще раз вспоминаем имена этих доблестных, мужественных людей», - отметил Леонид Решетников.

С докладами на конференции выступили: доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, руководитель Экспертной комиссии Общества «Двуглавый орел» Дмитрий Володихин, председатель Общественной палаты Республики Северная Осетия-Алания Нина Чиплакова, начальник отдела научных публикаций Архивного управления Правительства ЧР Раиса Батаева, общественный деятель, правнук шейха Дени Арсанова - Ибрагим Арсанов, председатель Общества памяти Императорской гвардии, князь А.А. Трубецкой (Париж), Акаев Вахит - доктор философских наук, профессор, академик АН ЧР, эксперт РАН, заместитель директора СКИ (Ф) МГЭУ, кандидат технических наук Евгений Вилль, заместитель директора БФ «Благое дело», координатор благотворительного образовательного проекта «В главном - Мы вместе» Михаил Пушкарев, атаман МКЦ России по СКФО генерал-майор В.Г. Правоторов.

В рамках научного форума были затронуты такие темы, как: «Роль семейства князей Черкасских в Российском государстве времен последних Рюриковичей и Великой русской смуты», «О вкладе горских народов Кавказа в победу в Отечественной войне 1812 года», «Александр Чеченский - герой Отечественной войны 1812 года», «История одной фотографии» (о дружбе и куначестве представителей рода Романовых с чеченцами»), «Вклад горских народов в победу России в русско-японской и Первой мировой войнах», «Горский дивизион на острове Лемнос», «Мусульмане Кавказа, которыми гордится Россия» (о примерах служения России горцев Северного Кавказа), «Наша дружба – лучший памятник предкам» и др.

История показывает, что целое поколение выходцев из Северного Кавказа были уважаемыми личностями, внесшими неоценимый вклад в становление российской государственности. Большинство из них заслуживают увековечивания имен в виде памятников. Защищать страну для горцев было благородным делом, делом чести. В этом никто не видел ничего предосудительного. Горцы пользовались большим уважением среди офицеров русской армии. К сожалению, имена многих из них, в силу сложившихся обстоятельств были забыты. Благодаря подобным конференциям, есть возможность восстановить историческую справедливость, вспомнить имена тех, кто с честью отстаивал целостность России. Наравне с другими народами Северного Кавказа, чеченцы в защите российской государственности от внешних противников всегда стояли плечом к плечу с армиями России, а в более поздние времена активно участвовали в формировании её политики и культуры.

Блестящую страницу участия чеченцев в защите России от её внешних врагов открыл генерал-майор Александр Чеченский в годы Отечественной войны 1812 г. Его ребенком вывезли в Россию, воспитывали в семье военного. Там он получил образование и стал одним из известных героев Отечественной войны 1812 г. Об отчаянной смелости и находчивости А. Чеченского, командовавшего 1-м Бугским казачьим полком в сражениях с войсками Наполеона, имеются записи фельдмаршала М.И. Кутузова и подполковника Д.В. Давыдова, – отметила в своем докладе Р. Батаева. Она привела много интересных фактов из жизни А. Чеченского.

Оценив военно-историческое значение Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и участие в ней народов Кавказа, можно утверждать, что их вклад весьма значим, поскольку существенным образом повлиял на ход войны. Горцы Северного Кавказа во все времена являли собой яркий пример доблестного и честного служения Отечеству. Храбрость и решительность на полях сражений, героические подвиги и смелые решения – все это воплощено в характере воинов, которыми Россия по праву может гордиться.

Хеди Закаева

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Это было много лет назад. Мы с ребятами из школьного клуба “Арион” готовили постановку “Наш синий город”, копались в книгах Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Икскуля, тщательно отбирая материал для сценария. Планов было видимо-невидимо! И все-таки что-то не клеилось. Хотелось чем-то удивить аудиторию, зацепить, заставить задуматься. Оттолкнулись от пушкинского “Путешествия в Арзрум” и пришли к теме аманатов. Да, да. Аманаты во Владикавказской крепости. Каково было им здесь? Кто их окружал? Что испытывали родители мальчиков? Как к этому явлению относились современники, включая иностранцев, которые множество раз гостили здесь, в крепости, останавливаясь по пути в Тифлис в ожидании оказии?

Оригинал взят у indilenka в

Как мало и как много сказано об этих людях, аманатах, которые были обыденной повседневностью во Владикавказе.
Весной 1829 года из печати вышли “Записки во время поездки из Астрахани на Кавказ и в Грузию в 1827 году” Николая Александровича Нефедьева - астраханского чиновника, путешественника. Он был здесь, на Кавказе, с одним из друзей А. С. Пушкина Н. В. Всеволожским и его супругой. В начале своего описания автор отмечает, что через Терек построен “на каменных столбах длинный и высокий мост”. Речная вода настолько мутна, что жители сутками отстаивают ее в бочках для употребления. Далее следует описание крепости.
“Ров и земляной вал составляют здесь цитадель. Внутри ее помещаются каменные казармы, церковь, дом коменданта и много других казенных зданий; в том числе дома для приезжающих и для аманатов.
Местоположение Владикавказа весьма приятное. В форштадте дома офицеров и солдат окружены цветущими палисадниками. В самой крепости есть небольшой садик и липовая аллея, заменяющая бульвар, где видел я гуляющих аманатов. Это маленькие дети владельцев или старшин горских народов, залог их верности. Несмотря, однако же, на сих заложников, здесь небезопасно; все живут, как в блокаде, и никто не смеет отлучаться отсюда на самое близкое расстояние”. На обратном пути автор вновь проезжал через Владикавказ и отмечал, что у него осталось “приятное воспоминание о Владикавказе”, если бы не аманаты...


Да, предполагаемое пребывание “в гостях” среди цивилизованного общества в результате казенного, преступного равнодушия оборачивалось для сыновей горских князей обыкновенной тюрьмой. Даже царские историки возмущались по этому поводу. “Благая цель эта достигалась только на бумаге, а наделе…” , - писал наш земляк Д. В. Ракович, преподаватель Владикавказского кадетского корпуса, автор интересных краеведческих книг. А “Тифлисские ведомости” (№ 56, 1830 г.) в корреспонденции “Поездка из Москвы на Кавказ” сообщали: “В крепости небольшой деревянный домик с железными решетками наполнен аманатами, данными горскими народами. Это оборванные, грязные ребятишки, обреченные вечному невежеству, ибо во Владикавказе их ничему не учат, а содержат, как пленников. Какая была бы польза, если бы учредить для них училище и по окончании курса учения отпускать в домы, а вместо их набирать других: сколько от этого выиграло и правительство, и человечество вообще”.
Мало кто знает, что аманатство - это очень старый обычай, помогавший нашим предкам решать частые межплеменные и межобщинные конфликты. Это был своего рода мирный договор с гарантиями. У народов Востока в качестве заложников-аманатов выступали дети или другие ближайшие родственники вождей, старейшин, ханов. Именно они представляли наивысшую социальную ценность в глазах соперников.
Во время 25-летней Кавказской войны ХIХ века аманаты вообще были разменной монетой. Генерал Алексей Петрович Ермолов, покоритель захватчик Кавказа, использовал не только военную мощь русской армии, но и заложников . Так же действовал и Шамиль, о котором говорили: “Как и у русских, у Шамиля в неволе постоянно содержались несколько сотен аманатов, взятых в сомнительных своею верностью селениях”. Ермолов, воюя в горах, брал на вооружение методы, принятые здесь испокон веку. Аманаты, по его мнению, должны были быть казнены в случае обмана, нарушения или предательства со стороны своих соплеменников. Он говорил: “Снисхождение в глазах азиатов - знак слабости, и я… из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячу мусульман от измены”. И это были не просто слова…
Картечью, кнутом и мечом
Вот только несколько совсем коротких историй. Они вовсе не придуманы. О них рассказывает один из сборников документов по истории завоевания Осетии русским царизмом , подготовленный В. С. Гальцевым, выпущенный в 1942 году государственным издательством СО АССР.
В крае начинает прочно устанавливаться институт аманатства как одно из сильнейших средств в системе покорения Осетии (как и вообще горцев Кавказа). В рапорте моздокского коменданта на имя коменданта Кизляра об отказе осетин селений Саниба и Даргавс выдать новых аманатов вскрывается весь рабовладельческий характер этой системы. Дело возникло в связи со смертью в Кизлярской крепости сына алдара Тембулата Ахполова. Старшины этих селений отказались не только заменить умершего новым аманатом, но также наотрез отказались дать новых взамен “аманатов подлых сословий”. Столь резкий отказ старшины мотивировали так: “…как прежде присланному сотнику, так и тебе отвечаем: затем не даем, что дети наши содержатся в Кизляре не лучше невольников, без выпуску из крепости, оттого и помирают”. Однако, немного, видимо, подумав и взвесив, они все же обещали прислать аманатов к Пасхе. Это, видимо, было пустой отговоркой, маневром, так как они дальше заявляли: “…если к тому времени не пришлем, то никогда не дадим, да чтобы за оными к нам более и не присылали, а кто будет прислан, с таковыми будем ссориться и драться”.
Вам не кажется, что данный документ исключительно ярко освещает эту часть применяемых царизмом методов своего господства в Осетии?
Шла изнурительная Кавказская война . В июне 1943 1843 года Шамиль четыре раза собирал значительные скопища с намерением вторгнуться в пределы противников со стороны плоскости. Потом решил изменить тактику и приказал своему помощнику Ахверды-Магомету вести несколько тысяч человек против непокорных горских племен. Но те отказали в выдаче 12 аманатов в залог покорности Шамилю и, запершись в башнях, отогнав скот в неприступные места, обратились за помощью во Владикавказ. И помощь была оказана. Регулярные войска, артиллерия, довольно сильная милиция - все это выступило против Ахверды-Магомета, которого после получения им смертельного ранения на носилках унесли с поля боя.
Школы для аманатов
Их стали открывать уже во второй половине ХVIII века. Военная администрация рассчитывала отучить заложников от “варварских” нравов, приобщить к грамоте. Известный исследователь Жан Шарль де Бесс, говоря об одной из аманатских школ, где детей учили читать, писать и говорить по-русски, отмечал: “Легкость, с которой учатся эти дети, необычайна, самый старший из них читал предо мною русскую книгу очень бегло и внятно, хотя пробыл в школе всего один год - срок, после которого родители забирают своих детей, чтобы прислать на их место других”.
А исследователь С. Б. Узденова, основываясь на письменных свидетельствах некоторых очевидцев, пишет: “Овладев русским языком, они становились переводчиками, чиновниками царской администрации. Некоторая часть выпускников этих школ продолжала образование в частных пансионатах, гимназиях, кадетских корпусах, проходила службу в Императорском конвое, в войсковых частях России, дислоцировавшихся на Северном Кавказе”.
И все же нельзя забывать о небольшом сроке обучения аманатов о возрасте детей, зачастую затрудняющим им усвоение знаний… Конечно, были и такие, которые получали возможность учиться и дальше и занять официальную должность в администрации. Но это было скорее исключением из правил, чем закономерностью.
Происхождение “аманатских” школ теряется в глубокой древности. Обучение детей-заложников практиковалось в государствах Древнего Востока и в Римской империи. Такой путь усвоения господствующей культуры через знать покоренных народов считался достаточно эффективным и безболезненным для последующего органичного вхождения новых территорий в состав того или иного государства. И здесь Россия не изобрела ничего нового. Следует только дополнить, что условия воспитания во дворцах того же Ксеркса резко отличались от ситуации, в которой находились дети горцев, запертые в военных крепостях…
О справедливости такого заключения можно судить по отзыву одного из современников, описавшего положение в Моздокской аманатской школе: “Ныне, при обветшании и разорении оных покоев, остались ученики без пристанища и скитаются по разным домам, претерпевают крайнюю бедность и недостаток, не имея ни обуви, ни рубах, для чего не только по городу, но и в школу ходить не могут”. Первыми воспитанниками Моздокской школы были дети старшин Алагирского ущелья: Петр, Павел и Харитон Хетагуровы, Иван Елииканов, Андрей Битаров, Феофан Карабугаев, Беро Мамиев, Иван Наниев. Но обучение было поставлено плохо. Все это свидетельствовало об одном: власти не собирались вкладывать средства в такого рода учебные заведения. И все же, несмотря ни на что, следует отметить, что аманатские школы были одновременно и первым опытом распространения грамотности на Северном Кавказе, и частью государственной политики в регионе.
А уже чуть позже на Кавказе, и в частности во Владикавказе, появились школы “военных воспитанников”, созданные в полках и батальонах русской армии, хотя первые возможности получить хорошее военное образование появились у горцев раньше, когда русское правительство только стало использовать институт аманатов.
Несколько судеб
Асланбек Туганов был первым осетинским генералом, еще при жизни его считали патриархом осетинской военной интеллигенции. Он командовал собственным Его Императорского Величества Конвоем. “Будучи четырех лет от роду, я был выдан правительству в аманаты”, - писал Асланбек в своей биографии. В формировании его личности немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что многие годы он воспитывался в семье русского полковника. В девятнадцатилетнем возрасте Туганов начал свою военную службу рядовым. А потом, благодаря успехам в учебе, достиг высших военных должностей - стал генерал-майором. Уже на закате дней он писал: “Я имел счастье несколько раз по Высочайшему повелению быть отправляем из Санкт-Петербурга на Кавказ для приглашения горских князей, узденей, бадилят и алдаров отдавать своих детей в кадетские корпуса и в гвардейский полуэскадрон Собственного Его Величества Конвоя”.
Мусса Кундухов. Храбрый воин, он проявил себя тонким дипломатом и выдающимся просветителем. И Родину любил беззаветно. Интересовался национальными корнями, занимался исследованием истоков обычаев и нравов осетинского народа и их совершенствованием. В 12 лет он, не по возрасту умный и смышленый мальчик, был взят аманатом в Петербург и определен воспитанником Павловского военного училища, откуда был выпущен корнетом кавалерии при Отдельном Кавказском корпусе. Дослужился до генерала.
В книгах Г. Т. Дзагуровой “Сыны Отечества” и “Под российскими знаменами” неожиданно для себя встретилась с интересными фактами. Оказывается, герой Русско-турецкой войны подполковник Асламурза Есиев, служивший в Дунайской армии при генерале М. Д. Скобелеве, тоже был в свое время аманатом. В девятилетнем возрасте мальчик был увезен в Петербург. Юность и молодость его прошли вдали от Родины. Закончив там, в столице, Второй кадетский корпус, он начал свой длинный путь по служебной лестнице.
А как необычна судьба Тасо Гайтова - мальчика из Куртатинского ущелья! В шестилетнем возрасте родители тоже отдали его в аманаты. Только случай избавил маленького горца от судьбы тех “резвых и красивых мальчиков”, закованных в деревянные колодки, которых А. С. Пушкин видел во Владикавказе. Тасо был взят в семью русского офицера, который вскоре переехал в Варшаву. Это навсегда определило судьбу подростка, со временем позволило понять назначение России на Кавказе как проводника передовой культуры.
В одиннадцать лет приемные родители Петра, каким стали называть мальчика после крещения, отдали его в Горскую казачью команду, и вскоре обстоятельства так сложились, что он вернулся на Родину. Тасо Гайтову предстояло дослужиться до чина подполковника, занимать ответственные посты пристава, участвовать в Крымской войне. Простые люди любили его за честность и справедливость. Неслучайно во время конфликта крестьян с феодалами-баделятами первые подали жалобу на имя наместника графа Воронцова с просьбой направить к ним приставом войскового старшину Гайтова, “…который для нашего общества истинно справедлив, поддерживает нас от обид, чинимых нам старшинами Кубатиевыми, Тугановым, Каражаевыми, и бедным, обиженным оказывает чрезвычайную защиту…”.
Вместо заключения
Да, отдавая сына в аманаты, родители жили под вечным страхом . И основания для этого действительно были. Земля всегда полна слухами. А они будоражили, пугали, заставляли сомневаться. Вот за провинность села аманатов отправили в Сибирь в школу кантонистов; вот аманатов не сменили вовремя; вот мальчиков погнали в Гори (там тоже содержали аманатов) за то, что село восстало, несмотря на просьбы со стороны аманатов о смирении. С этим они обращались к своим землякам. И в казенных бумагах само слово “аманаты” - одно из наиболее часто встречающихся. А вот о судьбе заложников сказано крайне скупо и осторожно, всегда будто с какой-то оглядкой.
Да, история, а особенно история Кавказа, не сразу посвящает нас в свои загадки, тайны, законы. Многое здесь еще ждет своих Колумбов, исследователей. И, наверное, это к лучшему. И почва для этого вполне благодатная. А пока… Пока на карте старого Владикавказа мы по-прежнему находим домик для аманатов. И что было там, за обшарпанными стенами и решетчатыми окнами, - тайна, покрытая мраком, полузакрытая страница истории.

Взяв папку,пошел к себе. Сидел и думал,что и как сделать,а потом решил полистать папку,стало любопытно,на какую тему у нее дипломная. Ее работа была непосредственно связано с Кавказом,19век,культура,обычаи,традиции,народы и еще была глава сыны Кавказа. Меня заинтересовала именно она. Кого она считает сынами Кавказа? Я читал эту работу два с лишним часа,но запомнилась одна глава. Мне хотелось увидеть ее защиту,как она будет все это передавать сидящим. Решил,что завтра поеду пораньше и попробую договориться присутствовать при защите.На следующий день я был там,но присутствовать не смог,зато речь студентов все кто пришли слышали,так как дверь аудитории был открыт,жара давала о себе знать.Через некоторое время начала выступать Хадижа,сперва вопросов особых не было,как только дело коснулось моей полюбившейся главы ее стали перебивать через предложение. Она рассказывала,что 19 век не был бы ничем примечательным если не всем известный легендарный Имам Шамиль. Для Кавказа эта целая эпоха-эпоха Шамиля. Первое его имя было Али,но ему потом дали другое имя Шамиль,так как он часто болел. После того как мальчику сменили имя он начал поправляться и рос крепким,здоровым юношей,изумлявшей всех своей силой. Он страстно любил гимнастику,никто не мог его догнать на бегу,также любил фехтование,кинжал и шашка не выходили из его рук. В 12 лет он окончил курсы грамматики,логики,риторики,арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения. Шамиль стал первым Имамом Чечни и Дагестана,единственный кто смог объединить эти республики,больше это не удавалось никому,ни до,ни после него. Он был истинным сыном Кавказа,только ему удалось поднять всех на газават,за ним шли не только дагестанцы и чеченцы,а также русские повстанцы. 25лет он воевал за свою независимость,защищал свой народ,свою верю. Однажды Имам Шамиль спросил у генерала: "Зачем вы пришли на нашу землю и воюете с нами?". Генерал ответил:" Мы пришли,к вам,дикарям,с высшей культурой и цивилизацией". Тогда Имам позвал одного из своих наибов и попросил снять башмак и носки,и показать генералу ногу- нога его блестела от пятикратного омовения. Тогда Имам позвал солдата генерала и попросил разуться.Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии. Имам спросил:"Так вы с этой культурой к нам пришли?". Этот пример,не оставил равнодушным сидящих,пошли вопросы без остановки,только один из преподавателей молчал,он все читал.Один из сидящих спросил- что значит,ваши слова,вы хотите сказать,что он был прав,а знаете ли вы,что его наибы грабили и убивали? - простите,но это не мои слова,а знаменитого Имама Шамиля,эта наша история,я не могу не упоминать про таких людей,легенд того века,этот век был бы пустым без них. И он никогда не допускал воровства среди своих наибов,у него есть такая цитата-