Короткая, но яркая жизнь галима саляма стала примером беззаветного служения родине. Литературные имена района Переводы на башкирский язык

Творчество Галима Саляма составляет одну из ярких страниц башкирской литературы ХХ века.

Он вошел в историю литературной жизни башкирского народа как поэт-новатор, напряженно искавший новые поэтические формы, как поэт-лирик, чьи пронзительные строки волнуют сердце спустя десятилетия. Его лирику можно считать образцом новаторства в башкирской поэзии.

18 января 2016 года исполняется 105 лет со дня рождения одного из видных поэтов-новаторов, активных реформаторов башкирской поэзии Саляма Галимова. К сожалению, жизнь отпустила ему немногим более четверти этого срока. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, не успев сказать очень многого.

Салям Галимович Галимов родился 18 января 1911 года в старинной башкирской деревне Тягеш (Таскино) Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. В возрасте 10 лет лишился отца, после чего занимался батрачеством у богатых башкирских баев.

Саляма воспитывали его мама и бабушка. Особенно большое влияние на молодого поэта оказала его бабушка. Она помнила и рассказывала внуку множество башкирских сказок, пословиц и поговорок, народных четверостиший - баитов и колыбельных. К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в башкирской деревне Сары. Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе 2-й ступени, вступил в комсомол.

Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.

В 1928 году окончил школу, работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево, активно участвует в организации первых колхозов.

Затем Г.Салям в течение 2-х лет преподавал в школах Аргаяшского района башкирский язык. Как педагог он особенно отличался тем, что мог вызвать неподдельный интерес учеников к своему предмету, литературе. Делал все возможное, чтобы развить у них эстетический вкус. Известная башкирская поэтэсса Катиба Киньябулатова вспоминала, каким одаренным педагогом был Галим Салям: «Его уроки оставляли глубокое впечатление, потому что он преподавал литературу увлеченно и интересно. Прохаживаясь по классу, он увлеченно рассказывал о творчестве того или иного поэта и приводил из него стихотворные цитаты наизусть. И учащиеся слушали его, затаив дыхание». Начал печататься в 1929 году. Работал селькором, публикуя заметки в республиканской комсомольской газете «Башкортостан йэштэре» («Молодежь Башкортостана») и «Кызыл Башкортостан». Весной 1930 года Саляма Галимова приглашают в редакцию газеты «Кызыл Башкортостан», он становится литературным сотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактирует приложение к газете - журнал «Трактор».

Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского государственного пединститута им. Тимирязева. Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г.Салям.

Его идейные и художественные интересы были широки и разносторонни. Нет такой области современной ему действительности, которую не затронул бы он в своих произведениях. Его увлекают вопросы социалистической индустриализации и технического прогресса, коллективизации сельского хозяйства, дружбы народов, участия женщин в жизни общества.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм – синтеза различных традиций – составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года.

До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других. Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Ясность мысли, простота изложения, мелодичность и плавность стиха - вот то главное, над чем неустанно работал Г.Салям, отделывая и шлифуя каждое слово, каждую строчку, доводя их до совершенства. Лаконизм, умение при минимальной затрате слова сказать о многом - характерные свойства поэзии Г.Саляма, который стремился к точности, краткости, афористичности. Язык поэзии Г.Саляма - живой, народный. Он знал множество притч, кубаиров и мастерски мог их рассказывать. В его записной книжке, с которой он никогда не расставался, каллиграфическим почерком были записаны жемчужины поэзии, классические башкирские баиты. Он постоянно искал и находил новые стихотворные формы, мог часами трудиться над одним словом. Поэт писал: «Самые несчастные мои минуты те, которые прошли без стихов», призывал «на помощь полновесные слова».

Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей империалистической агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствуют о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации – к образности, от риторики – к истинной лирике.

Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыгане" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова. Особенную любовь питал он к жанру поэмы, что для того времени было довольно внове.

Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные - особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии - проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. Поэма имела широчайший резонанс. Ее зачитывали «до дыр», мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением.

Его друг башкисркий поэт Мухаметьяр Хай был очень рад успеху произведения своего друга, совершенно искренне называл его лучшим поэтом и мастером жанра поэмы в башкирской литературе.

В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Были попытки перевести ее на русский язык. Его просили сделать подстрочники, чтобы выпустить сборник на русском языке, но он был настолько поглощен научной работой, что так и не сумел выбрать время для этого. Между тем, столь редкая и коварная болезнь продолжала неуклонно развиваться, пока не свела его в могилу.

Замечательный башкирский литературовед и критик, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана неподдельно глубоким лиризмом.

В 60-е годы прошлого века, под влиянием все того же Кима Ахмедьянова, Газим Шафиков сделал перевод поэмы Г.Саляма «Гумер» («Жизнь»).

Именем Саляма называлась премия Башкирского комсомола, которая в перестроечное время была заменена премией имени Шайхзады Бабича. В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.

Галим Салям принадлежит к тем могучим художникам слова, кто продолжил, развил и обогатил лучшие традиции многовековой башкирской поэзии Его поэзия отличается высоким художественным мастерством, глубокой эмоциональностью и задушевностью, современностью тематики и общечеловеческим содержанием. В 50-70-е годы он был кумиром творческой молодежи, его драматургия для многих начинающих поэтов была предметом для подражания, школой поэтического мастерства. Лучшие представители творческой интеллигенции тех лет пытались подражать его манере, поэтическому стилю, романтическому духу его произведений.

Поэзия Галима Саляма - это, прежде всего, пламенное, проникновенное слово, всегда глубоко волнующее. И благодарный народ свято хранит в своем сердце память о талантливом сыне башкирского народа. Свидетельство тому - улицы, скверы, названные его именем, портреты, написанные на холсте, издание его произведений.

Наследие этого замечательного башкирского поэта -Галима Саляма, стало неотъемлемой составной частью духовного богатства, национального достояния башкирского народа и всего тюркского мира. И сегодня оно, не утратив своего значения, играет важную роль в идейно-эстетическом воспитании башкирского народа.

Салям Галимович Галимов (псевд. Салям Г. , башк. Слм алим улы лимов, 1911-1939) - башкирский поэт и публицист.

Биография

Галимов Салям родился 18 января 1911 года в деревне Тягишево Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Сосновского района Челябинской области).

В 1928-1930 гг. работал учителем в Аргаяшской школе Челябинской области.

В 1930-1932 гг. являлся литературным сотрудником газеты «Кызыл Башкортостан» (ныне «Башкортостан»).

В 1937 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева.

В 1937-1938 гг. - научный сотрудник Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1938 году записал один из версий эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» со слов своей матери Уммугульсум Галимовой.

В 1938 году был направлен в аспирантуру Ленинградского филиала АН СССР, где он тяжело заболел. Скончался 19 июня 1939 г. в г. Ленинграде.

Творчество

Начал печататься с 1929 года. В 1932 году был опубликован первый сборник стихов «Тревога». Г. Салям одним из первых среди башкирских писателей обратился в жанр баллады («Поверка», «Лейтенанту 21 год», «Красный букет», «Самурай и его хозяин», «Слова и дела», «Синьор и женщина с ребенком», «Безмолвный солдат»).

В 1935 году написана поэма «Три песни» («с йыр»), в 1936 году - «Шункар» («Шоар»), 1939 году - «Дитя» («Бала»). В стихотворении «Утро республики» («Республика иртhе», 1935) создал лирический портрет Башкортостана. В написанном в 1938 году эпическом произведении «Сквозь годы» Г. Салям прогнозирует будущее страны и народа.

Перевел на башкирский язык произведения А С. Пушкина («Цыганы», «Сказка о золотом петушке»), М. А. Светлова («Гренада»), М. Ильина «Который час? Рассказы о времени» и др.

Библиография

  • Тревога. Поэма и стихи. Уфа, Башгиз. 1932. 90 с.
  • После тревоги. Уфа, Башгосиздат, 1934. 64 с.
  • Шункар. Поэма. Уфа, Башгиз, 1936. 35 с.
  • Любовь. Уфа, Башгосиздат, 1937. 125с.
  • Красный букет. Детям. Уфа, Башгосиздат, 1939. 16 с.
  • Дитя. Поэма. Уфа, Башгосиздат, 1940. 72 с.
  • Как кошка попала в большую беду. Для детей. Уфа, Башгосиздат, 1941. 42 с.
  • Памятник. Стихи. Казань, Татгосиздат, 1941. 110 с. (на татарск. яз)
  • Избранные произведения. Стихи и поэмы. Уфа, Башкнигоиздат, 1945. 191 с.
  • Избранные произведения. Предисловие З. Шарки. Уфа, Башкнигоиздат, 1953. 190 с.
  • Красный букет. Поэма для детей. Уфа, Башкнигоиздат, 1958. 16 с.
  • Избранные произведения. Предисловие К. Ахмедьянова. Уфа, Башкнигоиздат, 1962. 637 с.
  • Избранная лирика. Предисловие М. Луконина. Уфа, Башкнигоиздат, 1968. 47 с. (на русск. яз)
  • Почему кошка попала в беду? Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1969. 14 с. (на русск. яз); Уфа, Башкнигоиздат, 1971, 14 с.

Переводы на башкирский язык

  • Ильин М. Который час? Рассказы о времени. Уфа, Башгиз, 1935. 146 с.
  • Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. Уфа, Башгосиздат, 1939. 12 с. ; 1955. 16 с.

Память

В Башкирской АССР существовала премия за лучшие произведения литературы и искусства имени Г. Саляма.

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка детки все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну..

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего урока

«Поэт Галимов Салям. Пламенное сердце поэта».

Заметьте ребята, какое имя у поэта интересное – Салям!

Наш край богат своей историей, прекрасен своей природой, удивительными лесами, озерами, богат щедрой на урожай землей. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди.

    Это и поэт-переводчик Галимов Салям, (псевдоним).

    Известный писатель – самородок Хай Мухамедьяров.

    Поэт педагог Кадыр Даян.

    Общественный деятель Шарифа Тимергазина.

    Кадыр Рахимович Тимергазин – первый башкирский доктор наук, профессор геологии. Заслуженный деятель науки и техники.

Сегодня в преддверии 100-летия со дня рождения Саляма Галимовича Галимова на уроке мы поговорим о его жизни и творчестве.

Кто он Галимов Салям?

Вошедший в литературу под псевдонимом Галимов Салям (его имя – Салям Галимович Галимов) родился 18 января 1011 года в д. Тягене ныне Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. К 13 годам Салям уже, закончил школу первой ступени в д. Сарино. Затем на 4 года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам, окончил среднюю школу. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Салями к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты где появляются его стихи и заметки. В старших класах Салям редактирует школьный литературный журнал.

После окончания школы в 1928 – 1930 годах будущий поэт работает учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеева под Аргаяшем является комсомольским вожаком активным селькором учавствует в организации первых колхозов. Биоргафы отмечают, что именно в эти годы в республиканских газетах появляются заметки и первые стихи Саляма.

Первая его книга вышла в 1932 году под названием «Тревога».

Болезнь унесла поэта в возрасте 27 лет когда он учился в аспирантуре в Ленинграде. И все же, Салям успел оставить после себя много произведений: поэмы «Дитя», «Шонкар», «Жизнь», «Через годы», «Три песни», стихотворения песни очерки статьи.

Свою знаменитую поэму «Шонкар» («Кречет») он писал, будучи студентом института.

Ребята, а вы знаете что такое псевдоним?

А что такое аспирантура?

Физкультминутка.

Руки к верху поднимаем

А потом их опускаем

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем

А потом быстрей быстрей

Хлопай хлопай веселей

Давайте прочитаем одно из его произведении под названием «Кошка» и «Новогодняя елка».

    Ребята, расскажите пожалуйста о событиях первого дня о котором повествуется в стихотворении?

    На какие игрушки украшенной елки обратила внимание кошка?

    Найдите пример из учебника, что вместо нарядной елки увидели разбуженные шумом дети?

    В какое время снова появились кошка в доме?

    Как ее встретили дети, собравшиеся на новогодний праздник?

Ребята, а вы заметили что-нибудь необычное в стихотворении?

Удовлетворил ли вас ответ кошки?

Какой суд дети вынесли кошке?

Какой суд вынесли бы вы?

С чьим творчеством каким поэтом мы сегодня на уроке познакомились?

Какое произведение мы читали?

Д/з 3-4 понравившихся столбика выучить наизусть.

Всем спасибо за урок. Вы сегодня все работали хорошо. Молодцы!

Сегодня отмечается 105 лет со дня рождения Саляма Галимова - видного поэта 20-го столетия, активного реформатора башкирской поэзии. К сожалению, жизнь отпустила ему совсем немного. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, успев сказать очень многое.

Салям Галимович Галимов (литературный псевдоним Г. Салям) родился 18 января 1911 года в деревне Тягешево (Таскино) Шадринского уезда Пермской губернии, ныне Большое Таскино Сосновского района Челябинской области, в семье указного муллы. К 13 годам Салям закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками окончил среднюю школу. Именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. В школе он принимал активное участие в выпуске школьной стенгазеты, где публиковались его стихи и заметки. В старших классах Салям редактировал школьный литературный журнал.

После окончания школы в 1928-1930 годах будущий поэт работал учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, являлся комсомольским вожаком и активным селькором, участвовал в организации первых колхозов. В эти годы в республиканских газетах начали появляться заметки и первые стихи Саляма.

В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить литературное образование привело Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Во время учебы ярко и полно раскрылся его незаурядный литературный дар. В этот период он создал такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитую поэму «Сокол». Свои творения он начинает подписывать псевдонимом Г. Салям.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Г. Салям становится один из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм, синтез различных традиций составляли новаторство Г. Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году поэт работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г. Саляма направили в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. В Ленинграде Салям Галимов успешно учился, удивляя своих коллег трудолюбием, умением гармонично сочетать научную работу с литературной деятельностью. Но, к несчастью, он тяжело заболел менингитом и неожиданно скончался 19 июля 1939 года. В газете «Вечерний Ленинград» был помещен некролог, написанный классиком советской литературы Николаем Тихоновым.

Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. Всего за десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г. Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека, поднял вопрос об ответственности автора.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых». Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Одним из первых башкирских поэтов Г. Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, империалистической агрессии. В конце 30-х годов Г. Салям создал широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспел высокие гуманистические идеалы, предсказывал светлое будущее страны и народа. Занимался он и переводами - талантливо перевел на башкирский язык поэмы «Цыгане» Александра Пушкина и «Гренада» Михаила Светлова.

Крупнейшим поэтическим произведением Г. Саляма была его большая поэма «Бала» («Дитя»). В ней автор сознательно и бесстрашно обратился к актуальным для своего времени темам. К сожалению, как считал Газим Шафиков, неоправданно большой размер этой воистину «эпохальной» поэмы, в yщерб поэтичности, поневоле привел к длиннотам и некоторой повествовательности. Тем не менее она имела широкий резонанс. Ею зачитывались и стар и млад, изучали в школах, вузах и техникумах. Поэма стала не только литературным, но и заметным общественно-политическим явлением. Ее считали новым словом во всей советской литературе.

Замечательный башкирский литературовед и критик Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он особо выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана глубоким лиризмом. К сожалению, эта поэма (как и многие другие), так и осталась не переведенной на другие языки.

Слава Г. Саляма пошатнулась, когда он с двумя своими коллегами по перу в роковом 1937 году напечатал в журнале «Октябрь» обличительную статью, направленную против писателей старшего поколения, многие из которых позже были объявлены «врагами народа», расстреляны или отправлены в лагеря. Жертвой той злополучной статьи стали несколько ни в чем не повинных людей, одним из которых был тогдашний главный редактор газеты «Совет Башкортостаны» Касим Азнабаев, долгие годы просидевший в сталинских лагерях.

Сейчас трудно объективно судить об этих далеких событиях, до сих пор идут споры. Именем Саляма в свое время называлась премия Башкирского комсомола, которая затем была заменена на премию имени Шайхзады Бабича.

Большим другом Г. Саляма был Баязит Бикбай, посвятивший ему свое стихотворение «Жизнь».

В Уфе какое-то время Г. Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска, которая говорит о том, что здесь когда-то проживал башкирский поэт Г. Салям.

С недавнего времени вновь появилась литературная премия имени Г. Саляма, учредителем которой стала администрация Сосновского района Челябинской области.

Салям Галимов (наст. Галимов Салям Галимович; 18.1.1911, д.Таскино Екатеринбургского у. Перм. губ., ныне д.Б.Таскино Сосновского р-на Челяб. обл., — 19.7.1939, Ленинград), поэт. Окончил Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева (1937). С 1928 учитель в школах Аргаяшского кантона, в 1930—33 сотр. газ. «Башҡурдистан» (см. «Башкортостан»), в 1937—38 работал в Баш. НИИ языка и литературы (Уфа). Первый сб. стихов «Тревога» вышел в 1932. Для поэзии С. характерны высокий гражданский пафос, сочетание страстной публицистичности и глубокого лиризма, жанровое и тематич. разнообразие, интонац.-ритмич. экспрессивность. В стих. «Республика иртәһе» («Утро республики»), поэмах «Өс йыр» (1935; «Три песни»), «Шоңҡар» (1936; «Кречет»), «Бала» (1939; «Дитя») и др. осмысливается величие совр. поэту эпохи, раскрываются её характерные черты, взаимоотношения между личностью и народом, Родиной. Баллады «Ҡыҙыл букет» («Красный букет»), «Һүҙҙәр һәм эштәр» («Слова и дела»), «Синьор һәм балалы ҡатын» («Синьор и женщина с ребёнком») и др. носят пацифистский характер. В сатирич. и юмористич. стих. «Поезда булған ваҡиға» («Случай в поезде»), «Крәҫтиән субы» («Крестьянский суп»), «Беҙ ҡасандыр яҡын дуҫтар инек» («Мы были когда-то близкими друзьями») разоблачаются мещанство, невежество, отсталость. Перу С. принадлежат кн. для детей «Ни өсөн бесәй ҙур бәләгә ҡапты» (1941; в рус. пер. «Почему кошка попала в беду?», 1969), публицистич. статьи, посв. индустриализации и стр-ву новой жизни. Произв. С. переведены на рус. и тат. языки. Перевёл на баш. яз. поэму А.С.Пушкина «Цыгане», стих. М.А.Светлова «Гренада» и др. Пьеса С. «Салауат» (1938; «Салават», совм. с Б.Бикбаем) поставлена в Башкирском театре драмы. На стихи поэта А.К.Кукубаевым создана оратория «Утро республики» (1989). С. записаны варианты эпосов «Бабсак менэн Кусяк», «Кузыйкурпяс менэн Маянхылу», «Кунгыр-буга» и др. произв. баш. фольклора. Автор-сост. кн. «Башҡорт совет халыҡ йырҙары» (1939; «Башкирские советские народные песни»). Делегат 1-го съезда сов. писателей Башкирии (Уфа, 1934). Именем С. названы улицы в родной деревне, Уфе. Баш. обл. к-т ВЛКСМ в 1967 учредил премию его имени (вручалась до 1990).