Международные организации и союзы. Военные союзы и блоки Военно политические блоки в современном мире

  • 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.

    В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

    Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

    Усиление англо-немецких противоречий

    После коронации нового императора Германии Вильгельма II (1888 г.) и отставки Бисмарка (1890 г.) Германия стала еще активнее бороться за свое место под солнцем, делать более решительные шаги в политике. Усиливается ее экономическая и военная мощь, начинается строительство мощного флота. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира в свою пользу.

    Это встревожило правительство Великобритании - крупнейшей колониальной империи того времени. Лондон в коем случае не хотел допустить передела колоний. Кроме того, Великобритания слишком зависела от морской торговли и считала свой флот важнейшей гарантией выживания. Поэтому усиление германского флота создавало реальную угрозу морской гегемонии англичан. И хотя до конца ХIХ века правительство Великобритании продолжал придерживаться принципа «блестящей изоляции», политическая ситуация в Европе, усложнялась, подталкивала Лондон поисков надежных союзников против Германии.

    Создание Антанты

    В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим.

    Гарри Трумэн

    Военные союзы и блоки создавались и создаются с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач. Они призваны обеспечивать защищенность своих членов от военных угроз и сохранять политическую стабильность в районах своей ответственности.

    История создания военных союзов и блоков

    Военные союзы и блоки стали возникать ещё в Древнем мире.

    Так, в середине VI в. до н.э. на основе отдельных соглашений между Спартой и другими полисами был оформлен Пелопонесский союз - объединение древнегреческих полисов Пелопоннеса. Спарта, создавая Пелопоннесский союз, стремилась к лидерству в Греции и рассчитывала на помощь союзников при подавлении восстаний илотов. Другие полисы Пелопоннеса надеялись на военную поддержку Спарты в случае внешней опасности. В случае войны каждый член Союза выставлял 2/3 своей военной силы, но верховное командование принадлежало спартанцам.

    В V-II вв. до н. э. существовал Фокидский союз из племенных объединений Древней Греции, цель которого состояла в коллективной обороне родственных полисов.

    В ходе греко-персидских войн в V веке до н.э. был создан Делосский союз (первый афинский морской союз), союз древнегреческих приморских городов и островов Эгейского моря под гегемонией Афин. Собрания членов союза проходили на о. Делос, в святилище Аполлона. Этот союз превратился в Афинскую державу (архэ), которая полностью овладела торговыми путями и рынками на северо-восточном направлении (в Македонии и Фракии, а также по берегам Черного моря). Союз был распущен после поражения Афин в Пелопоннесской войне.

    В 481 г. до н.э. был организован военно-оборонительный союз из 31 греческого государства во главе со Спартой, сыгравший немалую роль в борьбе греков с персами.

    В 338 г. до н.э. Филиппом 11 Македонским для содействия своим войскам в войне против Персии был создан Коринфский союз - союз греческих городов-государств.

    В 224 г. до н.э. был образован Эллинский союз - политическая организация в Древней Греции, включавшая в свой состав Македонию, Фессалию, Ахейский союз, Эпир, Акарнанию, Беотию, Фокиду, Локриду. Важнейшим условием явилось запрещение союзникам вести самостоятельную внешнюю политику. Союзникам позволялись отдельные внешнеполитические акции, пока они не мешали интересам союза в целом. Внешняя политика союза вырабатывалась на основе общего решения синедриона в Коринфе. В исключительную компетенцию синедриона входило объявление войны и заключение мира.

    В Средние века чаще всего военные союзы государств возникали на основе династических связей, как например, Кальмарская уния (1397-1523) - личная уния королевств Дании, Норвегии и Швеции пол верховной властью датских королей.

    Среди многочисленных военных союзов и блоков, создаваемых в Новое время можно выделить:

    • ? Католическую лигу (1609) - объединение католических княжеств Германии накануне Тридцатилетней войны;
    • ? «Священную лигу» - антитурецкая коалиция, сложившаяся в ходе начавшейся в 1683 г. войны Австрии и Польши против Турции;
    • ? Тройственный альянс (1668) - союз Англии, Швеции и Республики Соединённых провинций с целью противодействия экспансии Людовика XIV;
    • ? Коалиции, создаваемые на протяжении 1792-1814 гг. европейскими государствами с целью защиты от Франции;
    • ? Священный союз - союз России, Пруссии и Австрии созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка;
    • ? «Союз трёх императоров» - совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией, заключённых в 1873, 1881 и 1884 гг.;
    • ? Тройственный союз - военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 гг., который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны;
    • ? Антанта - военно-политический блок России, Англии и Франции, который сложился в 1904-1907 гг. в качестве противовеса «Тройственному союзу» и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.

    В Новейшее время в 1936 г. был создан Антикоминтерновский пакт - международный договор, заключённый между Германией и Японией, с целью не допустить дальнейшее распространение коммунистической идеологи в мире. В 1937-1941 гг. к этому пакту последовательно присоединялись Италия, Венгрия, Маньчжоу-го, Испания, Финляндия, Болгария, Румыния, Хорватия, Дания, Словакия. Этот пакт сыграл важную роль в подготовке и развязывании Второй мировой войны.

    В ходе Второй мировой войны была создана Антигитлеровская коалиция - объединение государств и народов, сражающихся против стран нацистского блока (Германия, Италия, Япония) и их сателлитов и союзников.

    В 1948-2011 гг. для сотрудничества в сфере обороны и безопасности в Европе функционировал Западноевропейский союз, в состав которого входили 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры.

    В 1949 г. США была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Одной из декларированных целей создания НАТО стала «защита Европы от советского влияния», а также сдерживание и отражение агрессии против любого государства - члена НАТО.

    В ответ на создание блока НАТО в 1955 г. СССР был создан военный союз европейских социалистических государств (Организация Варшавского договора), просуществовавший до 1991 г.

    В 1955-1977 гг. действовал военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (СЕАТО), в состав которого в разное время входили Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, США, Таиланд, Филиппины, Франция.

    В 1955 г. по инициативе США, Великобритании и Турции была создана военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке (СЕНТО), просуществовавшая до 1979 г.

    В 1971-1975 годах действовал военно-политический союз АНЗЮК, названный по начальным буквам наименований трёх основных стран-участниц: Австралии, Новой Зеландии и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

    В настоящее время основными действующими военными союзами и блоками являются:

    • ? Организация Североатлантического договора (НАТО), в состав которого к 12 странам, создавшими договор, добавились Греция и Турция (1952), Германия (1955), Испания (1982), Венгрия, Польша и Чехия (1999), Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония (2004), Албания и Хорватия (2009). Общее количество стран-членов НАТО увеличилось до 28. В настоящее время ещё ряд стран выражают желание вступить в НАТО;
    • ? АНЗЮС военный союз трёх стран - Австралия, Новая Зеландия, США.
    • ? Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (Россия, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Беларусь) на основе Договора о Коллективной Безопасности.
    • ? Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

    К другим организациям, обеспечивающим военную безопасность в региональном масштабе, можно отнести Организацию Американских Государств (ОАГ), Организацию Центрально-Американских Государств (ОЦАГ), Организацию африканского единства (ОАЕ), Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств - СНГ (территория бывшего СССР). Важными элементами в обеспечении региональной военной безопасности являются двухсторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей, Россией и Беларусью).

    В годы «холодной войны» под руководством США сформировались военно-политические союзы в Европе, Азии и Латинской Америке. Первым из них был Межамериканский «договор о взаимной помощи», подписанный в 1947 г. Его членами стали все американские государства, за исключением Канады. Договор предусматривал совместные действия американских государств в случае вооруженного нападения на одно из них, а также в случаеj«агрессии, не представляющей собой вооруженное нападение», например при возникновении «внеконтинентального или межконтинентального конфликта» и вообще любой ситуации, которая может «угрожать миру Америки». Столь широко сформулированные обязательства значительно отличались от общепринятой дипломатической практики и открывали правящим кругам США большие возможности для вмешательства в дела латиноамериканских государств. Созданная в 1948 г. постоянная Организация американских государств, где США играли ведущую роль, окончательно оформила военно-политический союз государств Американского континента.

    В Европе главными инициаторами формирования блоков были правящие круги Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и Франция подписали в Дюнкерке договор о взаимной помощи. Формально он был направлен против возможности новой агрессии со стороны Германии, но фактически представлял собой соглашение двух крупнейших держав Западной Европы с целью защиты своих интересов. В 1948 г. к Англии и Франции присоединились правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга. Они образовали Западный Союз, члены которого обязались оказывать помощь друг другу в случае агрессии в Европе. Так возникла замкнутая военно-политическая группировка западноевропейских государств, тесно связанных с Соединенными Штатами.

    Крупнейшим военно-политическим союзом, объединившим страны Западной Европы и Америки, стала Организация Североатлантического договора (НАТО), подписанного 4 апреля 1949 г. Первоначально в него вошли 12 государств, в том числе ведущие державы западного мира: США, Англия, Франция, Италия, с 1955 г.- Федеративная Республика Германии, а затем и другие государства. Они обязывались оказывать помощь друг другу в случае вооруженного нападения «против одной из них или нескольких из них в Европе или в Северной Америке».

    Подобно Межамериканскому договору о взаимной помощи, Североатлантический договор содержал положения, допускавшие возможность вмешательства во внутренние дела его членов. Совместные действия стран-участниц НАТО могли осуществляться не только при вооруженном конфликте, но и в том случае, если «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон будут поставлены под угрозу». В отличие от обычных договоров о взаимной помощи Североатлантический союз имел специальную интегрированную военную организацию, постоянные вооруженные силы и объединенное командование, во главе которого стал американский генерал.

    Во время войны в Корее и после ее окончания Соединенные Штаты Америки дополнили систему военно-политических блоков новыми договорами с государствами Азии и Тихого океана. Сохраняя в силе «договор безопасности» с Японией и договор о взаимной помощи с Южной Кореей, США в 1951 г. заключили «договор безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (договор АНЗЮС). Затем они приступили к организации многостороннего блока - Организации договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

    Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября 1954 г. в Маниле, должен был играть на Дальнем Востоке и в Тихом океане такую же роль, как Североатлантический пакт на Западе. В него вошли 8 стран: США, Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого океана - Пакистан, Таиланд, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Подобно Североатлантическому пакту, договор СЕАТО был направлен не только против внешней, но и против «внутренней опасности» или «подрывной деятельности».

    Члены СЕАТО обещали оказывать помощь друг другу как при вооруженном нападении извне, так и в том случае, когда их территориальная целостность и политическая независимость «будут поставлены под угрозу9, каким-либо иным путем». При СЕАТО существовал ряд постоянно действующих органов, в том числе группа военных советников и комитет по борьбе с «подрывной деятельностью».

    В эти же годы часть американских правящих кругов перешла от доктрины «сдерживания коммунизма» к доктрине «освобождения» социалистических стран и «отбрасывания коммунизма». Вскоре она была дополнена доктриной «массированного возмездия», т.е. угрозой массового применения атомного оружия. В соответствии с этим США и их союзники окружили Советский Союз и другие социалистические страны целой системой военных баз, с которых их авиация могла бы наносить удары по социалистическим государствам.

    В свою очередь СССР стремился укрепить свою безопасность созданием противостоящей системы военно-политических союзов. После окончания войны Советский Союз установил союзные отношения с социалистическими государствами Центральной и Юго-Восточной Европы. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.

    14 мая 1955 г. на совещании руководителей СССР и других европейских социалистических стран в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и СССР. Участники Варшавского договора обязались немедленно оказывать помощь друг другу, если один из них подвергнется вооруженному нападению в Европе.

    В 1955 г. в Багдаде был подписан Багдадский пакт. В него вошли Турция. Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с США. Но в связи с победой июльской революции 1958 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, созданного в 1955 г. по инициативе США и Великобритании в составе Великобритании, Турции, Ирана, Пакистана и Ирака. Выход Ирака существенно ослабил пакт, который с 1959 г. был воссоздан остальными его участниками под именем Организации Центрального договора (СЕНТО).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

    Андский совет (Andean Community)

    Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

    Арктический совет

    Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

    Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

    Африканский союз (АС, AU)

    Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

    "Большая Восьмерка" (G8)

    Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

    Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

    Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

    ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

    ЕвроАзЭС

    Европейский союз (ЕС, EU)

    Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

    Лига арабских государств (ЛАГ)

    Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

    МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

    МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

    Организация американских государств

    (ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

    Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

    Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

    НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

    Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

    ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

    Организация Исламская Конференция (ОИК)

    Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

    Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

    Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

    ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

    Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

    Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

    Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

    Союз арабского Магриба (САМ)

    Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

    Содружество демократического выбора (СДВ)

    Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

    Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

    Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

    Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

    Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

    Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

    Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

    Совет Европы

    Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

    Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

    Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

    Тихоокеанский союз (Pacific Island)

    Шенгенское соглашение

    Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

    В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

    27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

    классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

    В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

    По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

    Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

    о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

    Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

    На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

    Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

    Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

    Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

    8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

    Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

    Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

    Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

    Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

      Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

      Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

      Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

      Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

      Отличается слабой реактивной способностью.

      Является системой переходного (от советской модели) типа.

    в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

    Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

    Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

    Военно-политические блоки являются организациями, к которым в обществе относятся довольно неоднозначно. Одни люди верят, что их главной задачей является поддержка мира и обеспечение военной защиты членов альянса, другие считают, что именно подобные организации - главный источник агрессии в мире. Кто же тут прав и существует ли однозначный ответ на этот вопрос? Давайте выясним, что же представляют собой военно-политические блоки, а заодно проследим историю их создания и развития.

    Определение

    Установим, что же подразумевается под определением данной организации. Военно-политический блок - союз нескольких государств, созданный для коллективной обороны или же для ведения боевых действий против общего противника. Создание блока может также преследовать цель сотрудничества по политическим и экономическим вопросам между его членами. Степень этого сотрудничества и взаимной интеграции для каждого подобного союза индивидуальна. Договоренности могут предусматривать совместные действия только при возникновении конкретной военной опасности либо же предполагать тесное взаимодействие во всех сферах даже в мирное время.

    В одних организациях коллективное решение является строго обязательным для исполнения, в других же носит рекомендательный характер, то есть каждый член вправе отказаться от выполнения постановления, при этом не выходя из блока. Существуют союзы, в которых каждая страна-участник обязана начать военные действия в случае нападения на одного из членов блока. Но далеко не во всех подобных организациях данный принцип действует в обязательном порядке. Например, если в НАТО нападение на одного из членов союза означает объявление войны всему блоку в целом, то в СЕАТО такого правила в уставе не было.

    Военно-политические блоки могут создаваться для выполнения конкретной задачи и после достижения цели быть распущенными либо же действовать на бессрочной основе.

    Предыстория возникновения блоков

    Предшественники современных военных блоков известны ещё со времен Древнего мира. Самым первым военным союзом нескольких государств можно назвать существовавшую 10 лет коалицию греческих полисов в легендарном походе против Трои в XII в. до н.э. Но это были, скорее, легендарные времена, а не исторические, так как письменных летописей тех событий не сохранилось.

    Первая коалиция в достоверной истории появляется в 691 г. до н. э. Это был союз Мидии, Вавилонии и Элама против Ассирии. Кроме того, истории известны такие союзы греческих полисов, как Пелопоннесский, Делосский, Беотийский, Коринфский, Халкидский. Чуть позже образовались Эллийский, Ахейский и Этолийский союзы. Тогда же в Средней Италии был образован Латинский союз, позже выросший в Древнеримское государство.

    Все эти союзы больше напоминали конфедерации, чем военные блоки в современном их значении.

    В Средние века союзы государств чаще всего ограничивались военной поддержкой в случае войны и почти не касались других сфер взаимоотношений. Зачастую это было объединение против конкретного врага. Так, цементирующей основой франко-шотландского (или Старого) союза, который был заключен в 1295 году, было враждебное отношение обеих стран с Англией. Именно в это период Англия начала свою экспансию в Шотландию, а через несколько десятков лет началась Столетняя война с Францией. Примечательно, что союз между Шотландией и Францией просуществовал целых 265 лет до 1560 года.

    В 1386 году возник англо-португальский союз, оформленный Виндзорским договором. Он, в свою очередь, был направлен против усиления Испании. Впрочем, формально он существует по сегодняшний день, тем самым являясь старейшим военно-политическим союзом, но все-таки не блоком в современном понимании.

    На заре Нового времени возник целый ряд военных союзов европейских государств, стремившихся объединиться в коалиции против общего противника. К таким союзам можно отнести Священные и Католические лиги под патронатом папы римского, Протестантский союз, объединявший лютеранские и кальвинистские государства и другие объединения.

    В 1668 году возник Тройственный альянс Англии, Швеции и Голландии, направленный против усилившейся при Людовике XIV Франции.

    В 1756 году было образовано сразу два противоборствующих союза - англо-прусский и Версальский. В последнее объединения входили Россия, Франция и Австрия. Именно вступили в противоборство в Семилетней войне. В конце концов, Российская империя, вследствие восшествия на престол Петра III, перешла на сторону англо-прусского союза.

    С 1790 по 1815 год образовался целый ряд коалиций, направленных на борьбу с революционной и наполеоновской Францией. Причем зачастую силой оружия и с помощью дипломатии Франция заставляла некоторых членов данных коалиций выходить из них, или даже переходить на французскую сторону. Но, в конце концов, силам Шестой коалиции удалось одержать победу над Наполеоном.

    В 1815 году между Пруссией, Россией и Австрией был образован целью которого было закрепление миропорядка, установленного после Наполеоновских войн, и недопущение революций в Европе. Впрочем, в 1832 году после очередной этот союз распался.

    В 1853 году была образована коалиция между Францией, Англией, Османской империей и Сардинским королевством против Российской империи. Этот союз одержал победу в Крымской войне.

    Союзы нового типа

    Теперь настало время описать формирование военно-политических блоков, более близких к современному типу. Зарождение подобных организаций началось со второй половины XIX века и оформилось в конкретные структуры ближе к концу столетия. Именно формирование этих объединений стало решающим фактором, который привел к началу I мировой войны.

    Основой для противоборствующих блоков стал Тройственный (1882-1915 гг.) и франко-русский союз (1891-1893 гг.), позже преобразовавшиеся в Четверной союз и Антанту.

    Формирование Четверного союза

    Как было сказано выше, основой для создания Четверного союза послужил Тройственный союз, заключенный в 1882 году между Австро-венгерской империей, Италией и Германией. Страны Тройственного союза стремились утвердить свое доминирование в континентальной Европе, для чего объединились против Франции и Российской империи.

    Предшествовал заключению Тройственного союза двусторонний австро-германский договор 1879 года. Именно созданная на основе королевства Пруссия, выступила с инициативой создания военно-политического блока, направленного против России и Франции. Германия была также сильнейшим в экономическом и политическом плане государством блока.

    Нужно отметить, что прежде Австро-Венгрия придерживалась союзнических отношений с Российской империей, а с Пруссией как раз враждовала из-за соперничества за право главенства в германском мире. Но после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 года и во франко-прусской войне 1970 года ситуация в корне изменилась. Пруссия доказала свое доминирование на осколках бывшей Священной Римской империи, и Австро-Венгрия вынуждена была пойти на союз с ней, подписав в 1879 году в Вене договор о взаимной поддержке, срок действия которого устанавливался в 5 лет.

    Договор предусматривал, что в случае атаки Российской империи на одного из подписантов второй должен прийти ему на помощь. Если на Германию или Австро-Венгрию нападет не Россия, а другая страна, то второй фигурант договора обязан как минимум соблюдать нейтралитет, но если на стороне агрессора выступит российский император, то, опять же, подписанты должны объединиться для взаимной борьбы. Этот блок двух держав принято было называть Двойственным союзом.

    В 1882 году к Австро-Венгрии и Германии присоединилась Италия. Так возник Тройственный союз. Впрочем, подписание договора между этими тремя странами вначале держалось в секрете. Как и прежде, термин действия договора ограничивался пятью годами. В 1887 и в 1891 гг. он подписывался заново, а в 1902 и в 1912 гг. автоматически пролонгировался.

    Нужно отметить, что союз трех стран был не очень прочный. Так, по экономическим причинам в 1902 году между Италией и Францией был подписан договор, который гласил, что в случае войны между французами и германцами, итальянцы будут соблюдать нейтралитет. Поэтому после начала I мировой войны в 1914 году Италия не выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии. В 1915 году, подписав соглашение в Лондоне со странами Антанты, Италия отказалась от участия в Тройственном союзе, и вступила в войну на стороне его противников.

    Тройственному союзу пришел конец. Германии и Австро-Венгрии удалось создать новую коалицию. Вместо Италии, уже в ходе мировой войны, к союзу присоединились сразу два государства - Османская империя (с 1914 г.) и Болгария (с 1915 г.). Так возник Четверной союз. Страны, которые входили в объединение принято называть Центральными державами.

    Четверной союз прекратил существование вследствие поражения в I мировой войне. В итоге Австро-Венгерская и а Германия и Болгария понесли значительные территориальные потери.

    Антанта

    Военно-политические блоки Первой мировой войны не ограничивались только Четверным союзом. Второй грозной силой, которая вступила в противостояние, была Антанта.

    Началу формирования Антанты положил франко-русский союз, заключенный в 1891 году. Он был своеобразным ответом на образование Тройственного союза. Россия и Франция договорились, что в случае нападения членов враждебной коалиции на одну из стран, вторая должна оказать военную помощь. Данные договоренности имели силу, пока существует Тройственный союз.

    В 1904 году было подписано соглашение между Великобританией и Францией. Оно положило конец многовековому соперничеству этих держав. Великобритания и Франция договорились о колониальном разделе мира и стали фактически союзниками. За данным соглашением закрепилось наименование Entente cordiale, что с французского переводится как «сердечное согласие». Отсюда же и пошло название блока - Антанта.

    В 1907 году удалось преодолеть англо-русские противоречия. Между представителями государств был подписан договор о разграничении влияния. Таким образом завершилось формирование Антанты.

    Военно-политические блоки в Европе - Антанта и Четверной союз - сыграли определяющую роль в развязывании I мировой. После нападения Германской империи на Россию и Францию Великобритания, верная своему союзническому долгу, объявила войну Германии. Впрочем, не у всех членов Антанты хватило сил и ресурсов довести войну до победного конца. Так, в 1917 году в России произошла большевистская революция, после чего страна заключила мир с Германией и фактически вышла из Антанты. Впрочем, это не помешало другим участникам коалиции, при помощи США и остальных союзников, одержать победу в мировой войне.

    После завершения войны страны Антанты (Великобритания и Франция) предприняли интервенцию в Россию с целью свержения большевистского режима. Впрочем, на этот раз больших успехов достичь не удалось.

    Военные блоки во время II мировой войны

    Военный союз нацисткой Германии, фашисткой Италии, императорской Японии и ряда других стран послужил главной причиной Второй мировой войны. Началом создания блока послужил подписанный в 1936 году договор между Германией и Японией о совместных действиях против распространения коммунизма. Он получил название «Антикоминтерновский пакт». Позже к этому договору присоединилась Италия и ряд других государств, которые принято называть странами Оси. Именно державы этого блока проявили агрессию, начав Вторую мировую войну.

    Коалиция, противостоящая странам Оси, сложилась уже только в ходе II мировой войны. Она сформировалась из СССР, Великобритании и США и приняла название Антигитлеровской коалиции. Начало формирования было положено в 1941 году, после вступления в войну СССР и США. Ключевым моментом в создании блока, направленного против фашистских агрессоров, стала Тегеранская конференция глав держав в 1943 году. Только после создания прочной коалиции союзникам удалось переломить ход войны.

    Блок НАТО

    Создание военно-политических блоков стало элементом противостояния между странами Запада и СССР в так называемой холодной войне. От них исходила опасность развязывания новой мировой войны, но одновременно они служили и сдерживающим фактором.

    Наибольшую известность приобрел Североатлантический альянс (НАТО). Он был создан в 1949 году и объединял Европы, США и Канаду. Его целью является обеспечение коллективной безопасности вышеуказанных стран. Впрочем, ни для кого не секрет, что изначально Североатлантический альянс был задуман с целью сдерживания СССР. Но даже после распада Союза блок не прекратил существования, а, наоборот, пополнился целым рядом стран из восточной Европы.

    Ещё до образования НАТО в 1948 году был сформирован Западноевропейский союз. Это была своеобразная попытка организовать собственные общеевропейские вооруженные силы, но после формирования НАТО, актуальность этого вопроса отпала.

    Создание ОВД

    В ответ на образование НАТО в 1955 году страны социалистического лагеря по инициативе СССР создали свой военно-политический блок, который стал называться ОВД. Его целью было противостояние Североатлантическому альянсу. В состав блока, кроме СССР, входили ещё 7 государств: Болгария, Албания, Венгрия, Польша, ГДР, Чехословакия.

    ОВД был ликвидирован в 1991 году, после распада социалистического лагеря.

    Малые военные блоки

    Военно-политические блоки 20 века существовали не только в глобальном, но и в региональном масштабе. Между мировыми войнами было создано целый ряд местных союзов, призванных решать региональные задачи, и обеспечить версальский миропорядок. К ним относились Антанты: Малая, Средиземноморская, Балканская, Ближневосточная, Балтийская.

    Во времена холодной войны был создан ряд региональных блоков, целью которых было недопущение распространения коммунистических режимов. К ним относились СЕАТО (Юго-Восточная Азия), СЕНТО (Ближний Восток), АНЗЮК (Азиатско-Тихоокеанский регион).

    Формирование ОДКБ

    В 1992 году ряд сформировали союз - ОДКБ. Это своеобразный военно-политический блок России, так как она играет в нем доминирующую роль.

    Задачей ОДКБ является обеспечение безопасности её членов и стабильности на постсоветском пространстве. Кроме РФ, в блок входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Ранее в него входили также Узбекистан, Грузия и Азербайджан.