Последняя любовь анализ стихотворения. «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева Продлись очарованье тютчев


Федор Тютчев и Елена Денисьева.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Елена Денисьева - последняя любовь Федора Тютчева.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев - русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

Елена Денисьева - муза и любовница поэта Федора Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...


Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: "...Память о ней - это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля - жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же..."

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве писателей и поэтов XIX века. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, в творчестве которого можно встретить лирические произведения, посвященные женщинам, которые занимали важное место в жизни поэта. Так, стихотворение «Последняя любовь», написанное в 1852-1854 годах, относится к «денисьевскому циклу». Стихотворения, посвященные Елене Александровне Денисьевой, считаются по праву венцом любовной лирики Тютчева, ведь история трагической любви, отраженная в более чем пятнадцати стихотворениях, произошла в реальной жизни. Запретная любовь между взрослым поэтом и молодой ученицей Смольного института не могла не оставить следа в творчестве Тютчева.

В этой любви было все: и глубокая привязанность, и искренняя влюбленность, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагическая развязка, которой стала ранняя смерть Денисьевой. Стихотворение «Последняя любовь» было написано поэтом уже в зрелом возрасте, именно поэтому вместо пылких и страстных признаний мы видим искренние нежные, добрые слова, которые говорят о привязанности и более бережном отношении поэта к любимой женщине.

В самом начале стихотворения «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней» лирический герой вместе с читателем удивляется этим новым чувствам, которые заполнили его сознание. Частица «О», которая встречается в стихотворении еще один раз придает возвышенную интонацию всему произведению, а многочисленные повторы: «Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарование» придают особую музыкальность всему произведению. Таким образом, можно определить жанр стихотворения, как элегия -лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными вопросами человечества.

Тютчев является непревзойденным мастером пейзажной лирики, что нашло отражение и в стихотворении «Последняя любовь». Поэт показывает, как тесно связана природа с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом. Трагичность любви поэта и молодой девушки заключается в том, что это чувство скоротечно, заканчивается с наступлением темноты «прощальный свет Любви последней, зари вечерней». Последняя любовь по сути своей является безнадежной - наступает ночь, любовь заканчивается, но лирический герой не теряет силы духа «Но в сердце не скуднеет нежность…О ты, последняя любовь» Ты и блаженство и безнадежность» . Действительно, великое счастье испытать благородное чувство взаимной нежной любви, то чувство, которое будет храниться в глубине души всю жизнь, которым не следует делиться «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…» .

В стихотворении «Последняя любовь» лексический повтор является основным художественным элементом, который помогает читателю уловить доверительную, исповедальную интонацию лирического героя. Он словно ведет диалог с невидимым собеседником «Сияй, сияй прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье» . Для привлечения особого внимания собеседника, перед которым лирический герой раскрывает свою душу, автор использует один из художественных тропов - оксюморон «вечерний день», а так же говорит о том, что «безнадежность» любви может вызывать у него необычное чувство «блаженства». В данном случае использование оксюморона создает атмосферу внутреннего противоречия, которое терзает лирического героя.

Стихотворение «Последняя любовь» раскрывает перед читателем обреченность запретной любви, и в то же время учит не отчаиваться и принимать с благодарностью данное чувство. В произведениях Федора Ивановича Тютчева встречаются размышления философского характера на разные темы, но тема трагичной любви может по праву занимать одно из важнейших мест в творчестве поэта.

Стихотворение было написано в 1853 году.

Построение

Условно стихотворение можно разделить на три части по числу строф. Каждая строфа представляет собой законченную смысловую и эмоциональную часть.

В первой строфе автор размышляет о том, что с возрастом любовь перерождается в нечто большее, чем просто привязанность. Лирический герой обращается к прощальному свету последней любви, олицетворяя её в образе "зари вечерней”. По сравнению с остальными частями стихотворения, эта строфа содержит в себе максимальное количество эпитетов. Первоначально кажется, что строфа перенасыщена ими. Это создает эффект эмоциональной напряженности. Чувствуется, что лирический герой близко к сердцу воспринимает происходящее.

Во второй строфе Тютчев использует образ тени, охватившей полнеба, олицетворяя в её образе приходящую старость. В этой строфе также присутствует обращение к вечернему дню с просьбой помедлить (с ним автор отождествляет старость) и к очарованию "Продлись, продлись, очарование”.

Третья строфа является заключительной. В ней заключена основная мысль произведения. Лирический герой как бы подытоживает все вышесказанное словами "О, ты! Последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность!”.

Основная мысль стихотворения наиболее полно отражена в последних строчках "Пускай скудеет в жилах кровь, но не скудеет в сердце нежность…”. Этими словами автор как бы бросает вызов наступающей старости, говоря, что, несмотря на то, что тело слабеет, душа остается неизменной и не теряет способности любить.

Эпитеты

В стихотворении использованы следующие эпитеты: нежней, суеверней, прощальный свет, любви последней, зари вечерней и др.

Обращения

Сияй, прощальный свет; помедли, вечерний день; продлись, очарование; О, ты! Последняя любовь!.

Каждый русский человек знаком с творчеством великого поэта XIX столетия – Федора Ивановича Тютчева. Многие стихотворения этого автора изучаются в школьной программе . Благодаря его фантастическому таланту, читатели могут познать все самые сокровенные мысли этого прекрасного мастера русского слова, умело подбирающего мелодичные рифмы, создающие неповторимый мотив с глубочайшим смыслом.

Жизнь знаменитого русского поэта была не так проста, как это кажется на первый взгляд. Не многие читатели знают, что почти двадцать лет своей жизни Тютчев провел вдали от родины. Он работал в Германии, где и сформировался как великий поэт современности. Несмотря на то что большинство его стихотворений посвящены родине, автор создавал их вдали от России. Он умело передавал живописные краски русской природы, особо акцентировал внимание на смене времен года, сравнивая каждую пору с циклом человеческой жизни.

Лирика Фёдора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой знаменитый русский поэт знал многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самых глубин.


Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слово «измена», он просто не считал прискорбным любить несколько женщин одновременно. о личной жизни Тютчева – он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он и передавал умело в своем гениальном творчестве. Известный для многих читателей стих «Я встретил вас, и все былое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей в последующем его возлюбленной.

Первая любовь Тютчева

В 1822 году Фёдор Иванович Тютчев поступил на службу в коллегию иностранных дел. К этому времени юный поэт уже окончил Московский университет. По работе, его отправили в Мюнхен в должности русского чиновника-дипломата для выполнения государственной миссии. Именно здесь молодой Тютчев встретил свою первую любовь.

Его избранницей стала внебрачная дочь прусского короля – Амалия фон Лерхенфельд. Молодая и достаточно красивая девушка была покорена достойными чувствами девятнадцатилетнего Федора, поэтому тут же отдалась навстречу безумной любви. Поэт сделал ей предложение, но родственники Амалии были категорически против этих отношений, поэтому Тютчева ждал прискорбный отказ. По мнению родителей красавицы, Фёдор был недостаточно богат.

Вскоре, молодому дипломату пришлось на время уехать со страны, и в это время состоялась свадьба Амалии с бароном Крюндером, являвшимся сослуживцем Федора Ивановича. Вернувшись в Мюнхен, он узнал об этом событии. Это известие очень расстроило Тютчева, но даже его откровенное намерение назначить сопернику дуэль, не смогло изменить сложившуюся ситуацию. Любимая Амалия так и осталась баронессой Крюндер, женой другого человека…

На протяжении всей жизни, поэт и первая возлюбленная поддерживали дружеские отношения . Он посвятил этой женщине несколько стихотворений. Самое трогательное лирическое произведение – «Я помню время золотое».

Первая жена Тютчева

Не состоявшиеся отношения с Амалией фон Лерхенфельд заставили страдать молодого дипломата, но ненадолго. Вскоре, состоялось знакомство Тютчева с графиней Элеонорой Петерсон, которая и стала первой женой Фёдора Ивановича.

Она влюбилась в молодого поэта страстно и безумно, передавая возлюбленному все свои самые откровенные и чистые намерения. Элеонора окружила мужа невероятной заботой и искренним теплом. Поэту было хорошо с ней, она стала надежной опорой и великолепной спутницей жизни. Все бытовые и даже финансовые проблемы молодая супруга решала самостоятельно. В доме Тютчевых всегда было тепло и уютно, даже когда в семейном бюджете появлялись серьезные материальные трудности. Элеонора была преданной женой и гостеприимной хозяйкой. Поэт был счастлив, однако, этот брак вскоре был разрушен непредвиденным обстоятельством.

Элеонора вместе с детьми возвращалась с поездки к мужу. Во время этого путешествия по воде, случилось кораблекрушение. Ей удалось спастись, но из-за сильнейшего переохлаждения, здоровье супруги Тютчева значительно ухудшилось, что вскоре привело к смерти женщины. Элеоноре Петерсон на тот момент едва исполнилось 37 лет…

Потеря любимой супруги серьезно отразилась на состоянии поэта. Тютчев очень болезненно пережил это страшное событие . Позже, он напишет несколько трогательных стихотворений , посвященных этой прекрасной женщине.

Любовница и новая жена Тютчева

Несмотря на искреннюю любовь к супруге Элеоноре, еще при ее жизни, Тютчев увлекся другой женщиной, которая стала тайной любовницей поэта. Ей была Эрнестина Дернберг, молодая женщина, в которой Федор Иванович разглядел родную душу . Он посвятил ей прекрасное стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг..».

Как не пытался скрыть свой роман великий русский поэт, Элеонора узнала об измене мужа и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, это страшное событие не случилось, хотя и не спасло жизнь законной супруги, переживавшей неприятную измену любимого человека.

Попытка жены свести счеты с жизнью изменили планы Тютчева на будущее. Он решительно разорвал отношения с Эрнестиной, чтобы сохранить брак с Элеонорой. Но через два года после смерти любимой супруги, Федор Тютчев все же сделал предложение бывшей любовнице, которая, не раздумывая согласилась на вступление в брак с поэтом.

Их жизнь была обыкновенной – дети, дом, работа. На этот период Тютчев стал несколько рассеянным, он стал мало уделять времени службе и семье. А в 1850 году новая супруга Тютчева заметила характерные изменения в состоянии мужа. Прошло еще несколько месяцев, Федор Иванович снял отдельное жилье и съехал от Эрнестины…

Первая встреча Федора Ивановича и Елены Денисьевой состоялась в июле 1850 года. На этот момент талантливому поэту уже исполнилось 47 лет, а юной избраннице было только 24 года. Они познакомились случайно, девушка дружила со старшими дочками Тютчева. Знакомство будущих возлюбленных состоялось в доме поэта, когда выпускница института благородных девиц пришла в гости к подругам. Елена приглянулась уже зрелому автору с первой минуты, эта встреча кардинально изменила жизнь и самого Тютчева, и Денисьевой.

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Стихотворение «Последняя любовь» было написано в начале 1850 года. В этот период и случилось судьбоносное знакомство поэта с молодой Еленой Денисьевой. На тот момент, уже зрелый Тютчев, даже не мог представить, какие сильные чувства ему предстоит испытать в объятьях новой возлюбленной.

Федор Иванович был безмерно счастлив, эти отношения окрыляли его душу, дарили надежду на светлое будущее с любимой женщиной. Конечно, в дальнейшем, судьба этой пары сложится совсем безрадостно…Но, все самое печальное случится потом, а пока, влюбленный поэт посвящает новым отношениям свои превосходные лирические произведения. Прочувствовать, что ощущал Тютчев в этот период жизни, можно прочитав стихотворение «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет

Полнеба обхватила тень,



Пускай скудеет в жилах кровь,

О ты, последняя любовь !
Ты и блаженство и безнадежность.

Федор Иванович стремительно пытался разобраться в собственных чувствах и ощущениях, и эти эмоции он целенаправленно передал в данном лирическом произведении. Только в зрелом возрасте он понял очень важную истину – на склоне лет любовь обретает более откровенные и нежные чувства, дарующие силу и желание жить, творить, любить…


Тютчеву даже удалось открыть в себе новые качества характера, которые, несмотря на столь большой жизненный опыт, были незаметными все это время. Автор сравнивает свою последнюю, и самую большую любовь к милой Елене, с вечерней зарей. Она освещает жизненный путь своим блеклым сиянием, наделяя новым смыслом жизненного существования.

Последняя любовь Тютчева кардинально изменила мировоззрение и смысл жизни великого поэта. Он стал видеть в окружающем мире только прекрасное. Все эти изменения удивляли самого автора. Поэт был счастлив, но вместе с тем часто задумывался о быстротечности времени. Тютчев понимал всю безнадежность положения, старался решить все трудности, возникающие на их пути, но время было неумолимо.

Их любовный роман длился до самой смерти Елены Денисьевой. Ее трагический уход оставил незаживающую рану в душе угнетенного поэта. Он до последних дней вспоминал эту прекрасную женщину , подарившую ему безграничное счастье и безумную любовь. Несмотря на все превратности судьбы, Тютчев благодарил судьбу за такой бесценный подарок, ведь ему действительно повезло стать главным героем великолепного и страстного романа с юной красавицей – Еленой Денисьевой.


Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии . Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней..."

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения , только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии . В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское: "...земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

"скудеет в жилах кровь" , зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Когда Тютчев был взрослым мужчиной и известным автором многих произведений, он полюбил в девушку, которая была воспитанницей пансионата благородных девиц. Поэт не думал, что способен любить кого-либо так долго. Елена ответила взаимностью поэту, и их роман длился очень бурно. В высшем обществе возникло большое количество различных сплетен и споров, но Тютчев был счастлив и об этом нам рассказывает его произведение «Последняя любовь».

Тютчев старается разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а затем отмечает, что «не склоне лет нежней мы любим и суеверней». Мужчина был женат два раза, но никогда не испытывал тех эмоций и чувств, которые родились в его сердце в отношениях с Еленой. Он сравнивает ее с зарей, осветившей собой его путь. В данной любви мужчина видит смысл собственной жизни, а также благодаря нему в нем проснулось вдохновение, которое, казалось бы, уже покинуло поэта.

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике . За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент . Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева Ф.И.

Талантливый поэт-романтик Тютчев Федор Иванович уже в зрелом возрасте влюбляется в юную Елену Денисьеву, она была воспитанницей пансионата благородных девиц. Более того, это чувство взаимно и в них развивается бурный роман. Они становятся центром внимания многих сплетен. Сам автор не мог поверить своему счастью. В доказательство этого он пишет стихотворение «Последняя любовь» в 1850 году.

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта . Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии, так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик.

Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет , но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Предыстория написания «Последней любви»

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней», - говорит поэт. Этими словами он повествует нам о том, что с возрастом начинаешь ценить то, что подарила тебе судьба. Тютчев с годами стал очень суеверным человеком, он очень сильно боялся потерять самое дорогое – то, что никогда уже не сможет обрести вновь – любовь.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «

Продлись, продлись, очарованье».

Тютчевский герой – это немолодой уже человек, и как он сам отмечает, что «скудеет в жилах его кровь», но и в тоже время он утверждает, что несмотря на возраст и на эту «скудость», его любовь, доброта, нежность, забота о любимом человеке «не скудеют в его сердце».

Да, последние строчки наполнены грустью и тоской, свою последнюю любовь он называет «безнадёжностью», но именно это чувство почему-то вызвало у главного героя чувство блаженства.

Текст «Последняя любовь» Ф.Тютчев

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» №5

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования , но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению. Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа . Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

«Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева №6

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. " Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения, только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии. В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское. ". земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" . зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием , чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет. " . "Помедли, помедли, вечерний день. " . "Продлись, продлись, очарование. "

Послушайте стихотворение Тютчева Последняя любовь

Соседние темы

Картинка Последняя любовь

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Последняя любовь» - од­но из наиболее выдающихся по чистоте и возвышенности ро­мантического чувства произведений. Оно написано в 1852- 1854 годах уже немолодым поэтом и точно отражает автор­скую концепцию любви - благородного и самоотверженного чувства.

Последняя любовь не такая страстная и неистовая, как в юности. В основе ее простая человеческая нежность, доброта, внимание, бережное отношение людей друг к другу. В то же время это не просто дружба, а переживание, не лишенные ро­мантической окрашенности. Последняя любовь обречена на скорую конечность, поэтому Ф.И. Тютчев в финальной строфе пишет о безнадежности. Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звуко­вого удвоения («блаженство и безнадежность»), придает фи­нальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» - элегия (песня грустного со­держания). Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения («О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суевер­ней…», «О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безна­дежность». Музыкальность произведению придают также многочисленные повторы («Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, оча­рованье»). Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы. Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь, усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихо­творения становится мотив света, представленный следующи­ми образцами: «прощальный свет», «заря вечерняя», «сия­нье»). Во второй строфе оппозиция «тень» - «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день». На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь».

Лирический герой затаивает свое чувство. Он суеверен и бережет его, так как понимает, что полюбить вновь уже не сможет никогда. Любовь хрупка и трагична, как сама жизнь. Бывает, что любовь между людьми проходит сама собой. Ее часто разрушают ссоры и обиды, но в них хотя бы виноват сам человек. Однако есть одно непреодолимое обстоятельство , ко­торое нельзя предотвратить, - вечная разлука, смерть одного из любящих. Таким образом, любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия. Биографически стихотворение связано с любовью поэта к Е.А. Денисьевой и входит в так называемый Денисьевский цикл. Л.Н. Толстой, высоко ценивший Ф.И. Тютчева как поэта, отметил «Последнюю любовь» бук­вами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство).

Примечательно, что и по тематике, и по настроению сти­хотворение «Последняя любовь» перекликается с произведе­нием Н.А.Вяземского «14 января в Вене»: «Моя вечерняя звезда , Моя последняя любовь! На вечереющий мой день От­рады луч пролей ты вновь!».

На этой странице искали:

  • последняя любовь тютчев анализ
  • тютчев последняя любовь анализ
  • Анализ стихотворения Последняя любовь
  • последняя любовь анализ
  • Анализ стихотворения Последняя любовь Тютчева

В продолжение пушкинской мысли об «улыбке прощальной» жизни, которая ощущается в поздней любви на «закате печальном» существования человека на земле (А.С. Пушкин. «Безумных лет угасшее веселье...»), лирический герой стихотворения «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого мы проведем, видит в чувстве, посетившем его «на склоне... лет», зарю, вечерний свет. Фрагмент состоит из трех четверостиший четырехстопного метра. Это не ямб, хотя некоторые стопы напоминают ямбический ритм. Однако в нем присутствуют ритмические перебои, выделяющие особые, неповторимые черты «любви последней».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

На фоне четырехстопного ямба в первой и третьей строчках в четных строках появляются лишние слоги на слабых местах: после второго сильного места. Благодаря этому выделяются слова «любим» и «последней». Перед вами рождение русского дольника, принципиально нового метра, своеобразие которого в полной мере выявится позже, в поэзии Серебряного века. Но уже в его первых образцах заметно, что он предоставляет возможность для внесмыслового подчеркивания определенных аспектов. В стихотворении «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого нас интересует, двенадцать строчек, и в пяти из них наличествуют стопы, где промежуток между сильными местами является вариативным (1—2 слога). Помимо отмеченных, выделяются перебоями слова «на западе», «помедли», «блаженство», что концентрирует внимание на нежелании лирического героя расставаться с редким, необычным, как зрелище рассвета на западе, явлением, чувством, невзирая на его безнадежность, доставляющим блаженство.

Метрическое своеобразие, являясь сквозной особенностью текста, придает ему цельность. Есть и другая художественная черта, свидетельствующая о единстве замысла,— это богатая фоническая палитра, в которой выделяется как тоника ассонансный звук «е». Он слышен в рифмах всех трех четверостиший (1 — лет-свет, суеверней-вечерней; 2 — тень-день; 3 — нежность-безнадежность), а также во внутренних рифмах: «Поме дли, поме дли, ве че рний де нь...» «Но в се рдце не скуде ет не жность...» (строфы 2,3). Основной ассонанс перекликается с другими звуковыми повторами («а», «и», «у»), все они сочетаются с певучим полугласным и аллитерациями на сонорные «л», «н», «м». В первой строфе в связи с этим выстраивается стилистика песни без слов («О , как на склоне наших ле т / Не жней мы л юбим и суе верней ...»). Это пение продолжается и в дальнейшем, достигая особой выразительности в строчках с повторами мелодичных форм глаголов («Сияй, сияй», «Помедли, помедли», «Продлись, продлись»).

Чтобы почувствовать своеобразие инструментовки стихотворения «Последняя любовь» Тютчева, попробуйте прочитать его вслух, обращая внимание на отмеченные фонические особенности. Анализ начинается с них не случайно, так как предметом стихотворения становится явление, которое трудно обрисовать только с помощью слов. Любовь — это свет, заря, сиянье. Она воспринимается лирическим героем на фоне физического угасания как последняя вспышка (повторяется пушкинский эпитет — «прощальный свет») жизни. Метафорическое сближение с солнечным блеском на закате во второй строфе позволяет создать образ «вечернего дня»:

Полнеба охватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,—

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

На основе параллелизма природного и человеческого возникают картины заката в пейзаже и в земном существовании личности. В них соединяются свет и тень, дневные и ночные черты (оксиморон «вечерний день»), что обостряет ощущение неповторимости и таинственности жизни. Вследствие того что стихотворение содержит психологическую конкретику («наших лет», «мы любим»), образ лирического героя обладает субъективной достоверностью. Романтическая антитеза между вечной юностью души и физическим угасанием передается как волнующее переживания. В ощутимой характеристике чувства выделяется стремление к умиротворенности. Восхищение «зарей вечерней» (в закате подчеркивается светлая, солнечная окраска, побуждающая воспринимать его как начало нового, вечернего дня) свидетельствует об обретенной на склоне лет гармонии, преодолении мучительного раздвоения. В третьем четверостишии обрисована специфика внутренних ощущений. Противоречие умирания («скудеет в жилах кровь») и наслаждения пробудившейся, благодаря любви, нежностью разрешается в стихотворении в возвышении духовного блаженства, позволяющего преодолеть скорбь, воспринимая безнадежность как подарок судьбы (противопоставлением подавленности от сознания конца жизни становится возвышение «последней любви», переданное восклицанием и эмоциональным междометием). Это последний, прощальный дар, позволяющий познать правоту жизни.

В связи с важностью для лирического героя раздумий о ее глубинной сущности, грусть в его эмоциональном состоянии сочетается с победным чувством. В его настроении «Полнеба охватила тень», но с ней контрастирует сиянье истины, соединение одинаково важных для него переживаний создает неподдельное «очарованье». Оно является смысловой доминантой стихотворения, в котором разнообразие частностей не нарушает благозвучия целого. Тоникой становится звук «е», которым заканчивается (как последним гласным) текст, напоминающий многоголосное музыкальное произведение. На этом завершим анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева

Стихотворение о сильнейшем в своей жизни чувстве Федор Иванович Тютчев посвятил девушке, которая была намного моложе. Безнадежно влюбившись в молодую красавицу, поэт и не рассчитывал на взаимность, одна судьба распорядилась иначе. Элегия «Последняя любовь» — одно из знаменитых произведений автора, написанное для воспитанницы института благородных девиц Елены Денисьевой.

История создания произведения

Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.

Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.

Обо всех своих переживаниях автор рассказал в стихотворении «Последняя любовь». В каждой строчке чувствуется безмерная нежность, трепетность по отношению к юной особе. Вспыхнувшая симпатия была не просто страстью и мимолетным желанием, а пронизывающим до глубины души чувством.

Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.

Сам автор относится к этому этапу в своей жизни, как к настоящему подарку судьбы. Понимая, что эта любовь обречена, Федор Иванович передавал легкую грусть с нотками безнадежности в строках стихотворения: ««О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…». В письмах своему лучшему другу поэт признавался, что даже представить не мог о таком сильнейшем чувстве в своей жизни.

Литературные особенности

Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.

В каждой строчке читаются слова с возвышенным произношением благодаря частичке «О!». Не лишена элегия и многочисленных эпитетов, придающих тексту образность, яркость, выразительность. Для удивительной музыкальности и легкости автор использует лексические повторы. Этот стиль написания, по мнению Тютчева, претворяет литературное произведение в искреннее любовное послание.

«Последняя любовь» включена в школьную программу уроков литературы. Стихотворение считают уникальным, ярким примером любовной лирики, так как оно не посвящено ни юношеским страданиям, ни пылкой страсти, ни разлуке, а является откровением взрослого и мудрого влюбленного мужчины.