Признаки однокоренных слов общий корень близки по значению корень это. Урок "Признаки однокоренных слов" (2 класс) Признаки однокоренных слов

Конспект урока.
Подготовила
Каменщикова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ Молчановская СОШ
Класс: 2 класс
УМК ` Школа России`
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа
Тема урока: признаки однокоренных слов.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема: - развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей. - развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные: развивать умение работать совместно в парах, группах.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока
1.Организационный момент.
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
-Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
-Как проверить слова с безударным гласным в слове?
2.Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте. (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
-Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
3.Минутка чистописания
-Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной(медведь)
-Скажите, какой первый звук в слове медведь?
-Какой буквой, обозначается этот звук?
-Дайте полную характеристику звука.
-Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
-Что начинаем писать с большой буквы?
-Как мы их называем?
4.Словарно-орфографическая работа
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
-Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
- Как проверить парные согласные на конце слова?
-Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило.Примените его.

4.Проверка Д.З.
-Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
-Какой корень вы выделили в словах?
-Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
-Кто составил предложение?
-Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
К какой части речи относится каждое слово?
Выделите корень в словах.
Что заметили?
От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
5. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
- Как называется эта общая часть родственных слов?

Родственные слова.
Однокоренные слова.

Общая часть общее значение
корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
-Мы найдем слова родные-однокоренные
6 Игра Пригласи в гости
7.Групповая работа
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.
8.Работа в парах

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

9.Индивидуальная работа
Упражнение 297 взаимопроверка
-12. Домашнее задание
Повторить правило
Упр.296
13 Рефлексия Самооценка
Подведение итога работы
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Оцените результаты своей работы
14.Итог урока

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Литература
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2.Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3.Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
5.Электронные источники информации.

МОУ Лицей г. Истры

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Признаки однокоренных слов»

учитель начальных классов

Гурьянова Н.В.

Истра, 2015 г.

Тема урока: «Признаки однокоренных слов.»

Тип учебного занятия: урок формирования знаний

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема:

Развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);


Образовательные:

учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы;

Обогащать словарный запас детей.

Развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

(познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные:

Развивать умение работать совместно в парах, группах.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

Ход урока

I . Организационный момент. (3 мин.)
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
- Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
- Как проверить слова с безударным гласным в слове?

II . Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
- Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте (все здоровы)
Будет солнышко опять

На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету прошепчу: Будет интересно!
- Открываем тетради, пишем число, классная работа.
- Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?

III . Минутка чистописания (1 мин.)
- Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,

Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
- Скажите, какой первый звук в слове медведь?
- Какой буквой, обозначается этот звук?
- Дайте полную характеристику звука.
- Какую букву будем писать сегодня на уроке?

Мм ма ам мам ама

- Что начинаем писать с большой буквы?
- Как мы их называем?

IV . Словарно-орфографическая работа (4 мин.)
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
- Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
- Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
- Как называются эти слова?
- Каким одним словом можно их все назвать? (а) имена существительные, б) нарицательные, в) одушевлённые)
- Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
- Как проверить парные согласные на конце слова?
- Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило. Примените его.

V . Проверка Д/З (5 мин.)
- Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
- Какой корень вы выделили в словах?
- Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
- Кто составил предложение?
- Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
- Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло

Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
- К какой части речи относится каждое слово?
- Выделите корень в словах.
- Что заметили?
- От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах.

Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

VI . Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. (5 мин.)
- Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
- Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
Родственные слова.

Как иначе называются родственные слова?
Однокоренные слова.
- Как называется эта общая часть родственных слов?
Общая часть общее значение корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?

Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
- Мы найдем слова родные - однокоренные

VII . Игра «Пригласи в гости»

1. Групповая работа (5 мин.)
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.

2. Работа в парах (5 мин.)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

3. Индивидуальная работа (10 мин.)
Упражнение 297 (взаимопроверка)

VIII . Домашнее задание (2 мин.)
- Открыли дневники записали домашнее задание

Повторить правило
- Упр.296

IX . Рефлексия ( c амооценка) (2 мин.)
Подведение итога работы

- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен

Оцените результаты своей работы

X . Итог урока (1 мин.)
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,

Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Используемая литература:

1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;

2. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)

3. Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004

4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004

Тема: « Признаки однокоренных слов».
Цели: 1. Развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам. Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Развивать интеллектуальные способности учащихся: мышление, память, внимание, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблица « Признаки однокоренных слов», картина по развитию речи с изображением сказочных героев, демонстрационные картинки с игровым материалом: школа, дорожка с препятствиями, замок Ведьмы,Ведьма, Принцесса., карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организация класса.

Злая Ведьма заколдовала прекрасную Принцессу, лишив ее красоты. И теперь, девушка сидит одна, заточенная в высокую башню, в замке Ведьмы. А найти дорогу к этому замку и расколдовать Принцессу, сможете только вы, если соберете по пути волшебные слова, необходимые для заклинания и правильно выполните все задания, которые приготовила для нас Ведьма по теме: « Признаки однокоренных слов».
II. Выявление теоретических знаний по теме урока.
Для того чтобы победить Ведьму, нам понадобятся хорошие знания. Давайте вспомним все, что мы знаем о родственных словах.
Какие два признака родственных слов мы знаем?
(однокоренные слова имеют общую часть и общее значение)
Как называется общая часть родственных слов?
(общая часть называется корнем)
Как иначе назвать родственные слова?
(однокоренные)

Учитель вешает на доске плакат
Признаки однокоренных слов.
Имеют общее значение
Имеют общую часть море- моря гора- горный
-Необходимые знания у нас есть, можно отправляться в путь. Ох, нелегкую работу нам
предстоит проделать, чтобы спасти Принцессу. Но, как же найти дорогу, ведущую к замку
Ведьмы? Для этого нужно догадаться, какую букву мы будем писать на чистописании.
III Чистописание.
работа, рабочий, работать.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Узнав, что общего у всех этих слов, вы догадаетесь, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания.
(все слова начинаются с буквы «р» и являются родственными, значит надо писать букву «р»)
Графическая минутка.
Из каких элементов состоит строчная буква «р»?
(из наклонной прямой линии, опущенной в межстрочное пространств и наклонной линии
с закруглением вверху влево и внизу вправо)
Напишите всю строчку строчную букву «р».

2. Фонетическая минутка.
--Какие звуки на письме обозначаются буквой «р» ?
(Буква «р» обозначает звуки р и р,)
--В словах работа, рабочий, работать, какой звук обозначен буквой «р» ?
--Дайте характеристику звуку р
(p- согласный, твердый» не парный)
Дайте характеристику звуку р,
(р, согласный, мягкий, звонкий, непарный)
В каком из данных слов букв больше, чем звуков? Почему?
(в слове работать звуков меньше, чем букв, так как не имеет звука)
3. Орфографическая минутка.
Какие орфограммы встретились в словах, записанных на доске.
(слова работа и рабочий являются словарными. В первом слоге надо запомнить безударную гласную а.Слово работать является родственным, в нем так же следует писать а в первом слоге)
4.Морфологическая минутка.
Какими частями речи являются эти слова?
(работа -это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?рабочий- имя прилагательное, т к обозначает признак предмет и отвечает на вопрос какой, работать -глагол т к обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?)
Запишите эти слова в тетрадь.
Молодцы, мы справились с первым заданием Ведьмы. Теперь мы видим дорожку по которой должны двигаться, чтобы отыскать замок Ведьмы и освободить Принцессу. А вот и первое волшебное слово: красота
IV.Словарно-орфографическая работа.
Но что это? На дороге лежит бревно.Обойти его нельзя, поднять тоже. Это происки Ведьмы. Только выполнив следующее задание мы сможем расчистить дорогу и продолжить путь.
На доске:
Собака, молоко, город, мороз, собачий, молочный, загородный, морозить.
Прочитайте слова с доски.
--Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.
(Найти однокоренные слова, и распределить слова по группам. Выделить орфограммы и ударение. Выделить корень)
Как таблица поможет нам выполнить задание?
(Таблица будет напоминать о признаках однокоренных слов.)
(Собака, собачий- эти слова являются однокоренными, т. к. имеют общую часть и общее значение Ударение падает на второй слог, запоминаем безударную гласную «о» в первом слоге, и т. д.) Задание учащиеся выполняют по цепочке.
--И с этим заданием мы справились. Бревно исчезло с дорожки. А вот еще одно волшебное слово: краса. Продолжим путь. А чтобы в пути нам было не скучно, запишем предложение.
V. Работа над предложением.
Что случилось с предложением, которое я записала на доске?
Смотрите, записка!
По дороге не пройти,
Все разрушены пути.
Я слова заколдовала,
Предложения не стало.
Опять злая Ведьма нам мешает. Давайте предложение восстановим и запишем его в тетради.
путники, чащи, лесной, из, замку, вышли, чудесном, к.

(Из лесной чащи путники вышли к чудесному замку)
Какие орфограммы встретились в словах этого предложения?
Найдите главные члены предложения и укажите части речи, которыми они выражены.
Какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию
главных членов?
Не смогла Ведьма своим колдовством остановить нас. Мы продолжим свой путь дальше.
И новое волшебное слово: красивый
VI. Творческая работа.
·А чтобы Ведьма больше не путала слова в предложениях, напишите два предложения о
любви к сказкам, употребив в них родственные слова: добрый, добро.
А поможет вас составить предложения иллюстрация со сказочными героями..
Проверка.
Какой корень у слов добрые добро?
VII.Физминуткa.
Молодцы, но вы устали, как я погляжу. Давайте немного отдохнем.
(выполняется под музыку)
Если я прочитаю пару родственных слов, вы наклоняете корпус вперед и хлопаете в
ладоши перед собой.Если я назову пару слов не являющихся родственными, вы ставите
руки на пояс и вращаете корпусом влево в право.
лес- лесник сад- садовый смелый- смелость
река-плот дом- домашний рис- рисовать
стена-гвоздь обед-стол лето- летать
кот-котик поле-полюшко дружить- дружба
VIII.3акрепление изученного.
Снова препятствие на нашем пути. Густой непроходимый лес преградил нам дорогу.
Коварная Ведьма не пускает нас дальше. Только если мы сможем подобрать как можно
больше слов с корнем лес, мы сможем отправиться дальше.
(лес, лесной, лесистый, лесок, пролесок, лесовик, лесник)
Молодцы, составили достаточное количество слов. Лес исчез, и новое волшебное слово:
прекрасный.
Чувствую мы уже близко. Но Ведьма не отступает. На этот раз широкая река преградила
нам путь. Только если вы сможете вместо вопросительного знака поставить нужную
букву, или цифру мы сможем отправиться дальше
вода-2
водица-3
подводный-?
Прочитайте слова. Что это за слова?
(Родственные слова)
Назовите корень
Что по вашему означают цифры напротив слов?
(вода-2 слога, водичка-3)
Какую цифру нужно поставить напротив слова подводные?
(В слове подводные 4 слога, значит надо вставить цифру 4.)
река-с
речушка-с
речной-?
Прочитайте следующую группу слов.
Какими являются эти слова?
(однородными)
Назовите корень
Что по вашему означает буква с, напротив слов река и речушка?
(это имена существительные)
Какую букву следует поставить напротив слова речной?
(Надо поставить букву «п»- это имя прилагательное.)
-Спишите, выделите корень, поставьте нужную цифру и букву.
-Молодцы, через речку появился устойчивый мост. По нему мы сможем перебраться на
другую сторону реки и продолжить путь. А вот и новое слово: красить
Наконец-то мы добрались до замка Ведьмы. Но кА же нам найти Принцессу?
Чтобы освободить принцессу и разрушить стены замка нужно выучить стихотворение и записать его по памяти.
Откройте учебники на стр. 159 Упр. 289.
Прочитайте текст стихотворения.
-Встретились ли вам непонятные слова?
Что такое проталинки?
(места где снег уже растаял)
Подберитбе однокоренные словак слову проталинки?
(таять)
Назовите изученные орфограммы.
Запомните это стихотворение.
чтение про себя.
чтение в слух хором
письмо по памяти 4)самопроверка
Стены замка разрушены. Вот и Принцесса. Пора вернуть девушке красоту.
Ведь она так давно этого ждет. Вот и последнее слово для нашего заклинания: красавица,
Прочитайте все волшебные слова, которые мы собрали по дороге.
(Красота, краса, красивый, прекрасный, красавица, красить).
Выделите корень всех слов.
Если вы правильно ответите на вопрос: Все ли слова в этом ряду являются однокоренными,
то мы сможем произнести заклинание и вернуть красоту Принцессе.
Что вам поможет выполнить это задание.(таблица)
(слово красить является лишним, т к не является однокоренным с данными словами.)
-Почему слово красить является лишним, ведь его корень тоже крас!
(т. к. значение слов разное)
Правильно, значение этого слова является отличным от слов этого ряда, но одинаковым по значению.
Словно по мановению волшебной палочки слова выстроились в заклинание. Прочитаем его.
Если душой ты прекрасен, То не мечтай о красе. Вопрос о красавицах ясен. .Краса совсем не в косе. .Красота всем подря не дается,Красивым лишь добрый зовется!
Посмотрите на нашу Принцессу! Как же она преобразилась. Да она действительно настоящая красавица! Но злые чары еще не разрушены, а это значит, что Принцесса снова может превратиться в белый лист бумаги. Чтобы закрепить действие заклинания каждый из вас должен выполнить индивидуальное задание.
1Х.Индивидуальная работа.
Вы должны поставитт крестик в окошке напротив той группы слов, которые являются родственными. И минус если слова в этом ряду не являются однокоренными.

Сад, садовник, садовые

Зима, зимний, зимуют

Слеза, слезинка, слезать

Борьба, бороться, воевать

Соль, солонка, солить

Вода, водитель, водица

Х.Самостоятельная работа. стр.159 Упр 299
Самостоятельно запишите в тетрадь однокоренные пары слов. Выделите корень.Что вам будет помогать в выполнении задания? (таблица)
(Пока учащиеся выполняют задание, учитель проверяет тест)
Прочитайте пары однокоренных слов, которые записали в тетрадь.
Назовите корень слов.
С заданием справились, колдовские чары разрушены. Теперь наша Принцесса останется прекрасной и очаровательной на всю свою жизнь.
-А вот и сама Ведьма показалась наконец. Но теперь она не собирается нам вредить. Своими знаниями мы покорили ее, она стала добрее и хочет учиться в нашем классе, чтобы стать такой же умной как и вы.

Х1.Итог урока.
Давайте подведем итог.
--Чему мы научились на уроке
. Какие два признака однокоренных слов мы знаем?
Что называется корнем?
Приведите примеры однокоренных слов.
XII. Домашнее задание. стр 158 Упр 297
ХШ.Оценка

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока:

  • закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
  • познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
  • развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
  • развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
  • воспитание любви к родному языку, к русским традициям.

Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

II. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом? (Упр. 5 с.133. Нужно было списать слова, продолжить ряд слов)

Берёза, берёзовый, … .

Снежок, подснежник, … .

Смола, смолистые, …

Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?

(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)

Назовите корни в этих словах.

(Слайд 2)

III. Актуализация опорных знаний

– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)

– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети отвечают на вопросы.)

– Какая лишняя среди согласных? Почему?

(Ответы детей.)

Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)

– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?

(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)

Ко"рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен . Начало, источник, основа чего-н. Корень зла . 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239

– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)

(Слайд 5)

– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"

IV. Чистописание

– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)

– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке

Кки Кке Ккё …

(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)

V. Словарно-орфографическая работа

1. Повторение ранее изученных слов

Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:

1. Москва, Киев, Минск - … (города). (Слайд 7)

2. Чашки, тарелки, блюдца - … (посуда ). (Слайд 8)

3. На заборе очень громко

Утром каркала… (ворона ). (Слайд 9)

4. После пятницы идет … (суббота ). (Слайд 10)

5. На пеньке растут опята

Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)

6. Ты держи всегда в порядке

Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)

Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)

2. Знакомство с новым словом

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.

Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)

Правильно. Это слово БЕРЁЗА.

  1. Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
  2. Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
  3. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
  4. Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
  5. Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)

Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.

Учитель: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)

Учитель: Берёза - символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.

Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.

Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово "оберег ".

На какой слог в слове берёза падает ударение?

Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый .)

Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)

VI. Изучение нового материала

VII. Формулирование темы урока

Продолжаем работу. Сформулируем тему урока.(Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)

Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение ) (Слайд 19)

1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику

Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)

Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)

Дополнительное задание.

Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)

Проверка написанного (Слайд 21)

2. Устная работа

(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)

Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.

  1. Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
  2. Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
  3. Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
  4. А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)

Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)

Подведём итог. Что же такое корень?

Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

Напишите и закончите предложение:

Под берёзой растут (подберёзовики).

Выделите корень в родственных словах.

4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)

VIII. Физкультминутка (музыкальная)

IX. Закрепление изученного материала

X. Упражнение 6, с. 135 - самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)

Записать родственные слова, выделить корень

1 вариант: корень -сад-

2 вариант: корень –лес-

Проверка: (Слайд 23)

1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)

Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)

Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.

1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.

2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.

3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.

Проверка (Слайд 25)

Тест-опрос (Слайд 26)

Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!

Тест-опрос
Вопросы Ответы
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
Согласные звуки в корнях могут чередоваться.
Фамилия, имя:

Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +

XI. Домашнее задание. (Слайд 28)

  • С.137, упр.8.
  • С.139, упр. 10.
  • Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
  • Индивидуальная работа по карточкам.

(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)

XII. Итог урока. Выставление оценок

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься

всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было интересно…

Всем спасибо за урок! (Слайд 30)

Приложение 2

Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.

Тема урока:

«Признаки однокоренных слов»



Цели урока :

  • Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
  • учить выделять корень в однокоренных словах,
· наблюдать над единообразием написания корня в однокоренных словах,
  • наблюдать над лексическим значением корня;
  • Развивать внимание, память, мышление, восприятие на слух, орфографическую зоркость, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
  • Продолжать работу по развитию речи учащихся


Оборудование:
· опорные таблицы по теме
· рисунок ели.
· картина с изображением ледохода на реке.
· Карточки для групповой работы
· Карточки для индивидуальной работы (для слабых)
· Сигнальные круги.
· Учебник «Русский язык», С.В. Иванов
УМК «Начальная школа- 21 век»








План урока:

1. Орг. момент.
2. Чистописание.
3. Орфографический диктант.
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
6. Выполнение упражнений.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.








1.Орг. момент

А) Психологическая установка на урок.
Б) Организация рабочего места.
В) Пальчиковая гимнастика.


2.Чистописание .

Хх хх хв ха хе хн хр хл хо

Хвоя, хвойный, хвоинки
-Списать.
- В словах поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
-Что вы можете сказать о данных словах. Докажи, что они однокоренные.
Рисунок ели.

3.Орфографический диктант
На доске: картина с изображением ледохода на реке.
Краткая беседа по картине.
Объяснение слова ледоход.
Текст на доске:

Ледоход! Ледоход!
По реке зима плывет.
Ледяную бронь реки
Солнце колет на куски.

- Назовите орфограммы в выделенных словах. Объясни.
- назови однокоренные слова в тексте. Докажи.
- От какого слова образовались данные слова?
-Выпиши, начинай со слова -лёд.
-Выдели корень.
4.Сообщение темы и целей урока.

-Упражнение на внимание. Запомни прочитанные слов.
Учитель читает:
Зелень, зеленеет, зеленый.
Веселый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
-Повтори первую тройку слов, вторую и т.д… По ходу ответа слова открываются на доске.
-Что вы можете сказать об этих словах? Докажи. Назови корень.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
-Как вы думаете: о каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?

5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
А) - Назови два признака однокоренных слов.
Работа по таблице «Однокоренные слова»

6.Выполнение упражнений.
А) Игра.
Собери вместе все однокоренные слова.
Устно. Фронтальная работа. Назови части речи.
На доске карточки.
Докажи - ------

- Почему слова шипеть, водитель, белка, лето будут лишними.

Б) Подбери и выпиши однокоренные слова, выдели корень.
На доске задание по вариантам:
· Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).

· Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

Для слабых учащихся задание индивидуально на карточках.
Проверка индивидуально.





Проверка. Взаимопроверка с доски.
- У кого есть ошибки?
Обратная связь с помощью сигнальных кругов.
Итог. - Кому было легко? - Кому было трудно?

В) Работа по учебнику. Страница 77.Упр. 1
-Прочитай.
-Назови пары слов, которые не будут однокоренными.
-Почему?
- Выпиши однокоренные слова.Выдели корень.


7.Рефлексия.
На доске скороговорка. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Кто быстро прочитает скороговорку?
-Есть ли в ней однокоренные слова?
- Какое слово лишнее? Почему?

-Какие слова называем однокоренными? Приведи примеры.
-Назови признаки однокоренных слов.

-Вам понравился урок?
-Кто доволен своей работой?
- Кто на уроке заслуживает «отличной» отметки?


9. Домашнее задание
На выбор:
· Придумать сказку про корень слова.
· Стр. 77 упр.2