Провинции китая. Восток – дело тонкое, или Особенности административного деления Китая Китайский уезд

Когда читаю о разных удивительных местах и городах Китая, интересно по карте отслеживать, в какой части Китая это находится, в какой провинции Китая , что еще есть рядом. Так незаметно постепенно привыкаешь к китайским названиям, а к ним, согласитесь, не так уж легко привыкнуть.

Китай - большая страна, и претендует на то, чтобы быть еще больше. Я имею ввиду не идею о захвате Китаем российских земель, которая витает в умах людей и в Интернете. А то, что как и у многих стран у него есть спорные территории, на которые он претендует, но пока ими не владеет.

Территория Китая (Китайской Народной Республики - КНР) в силу разнообразия географического расположения и распределения национальных меньшинств, да и просто, чтобы легче было управлять, разделена на отдельные административные единицы.

Всего в Китае 23 провинции (включая остров Тайвань, который на самом деле управляется Китайской Республикой). Есть 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения.

С относительно недавнего времени в Китае появился новый вид административного образования - специальный административный район. Это с 1997 года Гонконг, и с 1999 года Макао. В это время они были возвращены под суверенитет Китая Великобританией и Португалией соответственно. В этих территориях есть свои паспорта, таможня, правила въезда, валюта. Не забываем учитывать это при планировании поездки!

У всех провинций Китая и городов центрального подчинения, кроме полных наименований, есть и их краткие варианты. Сокращенные названия часто совсем не похожи на полные, потому что являются историческими и носят названия древних государств, которые когда-то занимали территории нынешних провинций.

Хорошо эти краткие названия тоже знать, или иметь их с собой в путешествии под рукой, потому что они иногда официально используются. Вы их можете увидеть в следующих ситуациях:

  • На номерном знаке автомобилей указывается иероглиф-код региона, где он был зарегистрирован.
  • Конечные пункты крупным автомагистралей и железнодорожные направления обозначаются краткими названиями, например, железная дорога Пекин - Шанхай - 京沪铁路 - Jīnghùtiělù.
  • Место происхождения традиционной продукции или достижений в той или иной области. Например, из провинции Юньнань - 滇红 - diānhóng, - 京剧 - jīngjù.

Таблица. Провинции Китая

Адм.единица (кит.) Адм.единица (рус.) Сокращение Столица (кит.) Столица (рус.)
Провинции (22) - 省- shěng
安徽 (Ānhuī) Аньхой 皖 (wǎn) 合肥 (Héféi) Хэфэй
福建 (Fújiàn) Фуцзянь 闽 (mǐn) 福州 (Fúzhōu) Фучжоу
甘肃 (Gānsù) Ганьсу 甘 (gān) или 陇 (lǒng) 兰州 (Lánzhōu) Ланьчжоу
广东 (Gu ǎ ngdōng) Гуандун 粤 (yuè) 广州 (Gu ǎ ngzhōu) Гуанчжоу
贵州 (Guìzhōu) Гуйчжоу 黔 (qián) или 贵 (guì) 贵阳 (Guìyáng) Гуйян
海南 (H ǎ inán) Хайнань 琼 (qióng) 海口(H ăikŏu ) Хайкоу
黑龙江 (Hēilóngjiāng) Хэйлунцзян 黑 (hēi) 哈尔滨 (Hā"ěrbīn) Харбин
河北 (Héběi) Хэбэй 冀 (jì) 石家庄 (Shíjiāzhuāng) Шицзячжуан
河南 (Hénán) Хэнань 豫 (yù) 郑州 (Zhèngzhōu) Чжэнчжоу
湖北 (Húběi) Хубэй 鄂 (è) 武汉 (W ǔ hàn) Ухань
湖南 (Húnán) Хунань 湘 (xiāng) 长沙 (Chángshā) Чанша
江苏 (Jiāngsū) Цзянсу 苏 (sū) 南京 (Nánjīng) Нанкин
江西 (Jiāngxī) Цзянси 赣 (gàn) 南昌 (Nánchāng) Наньчан
吉林 (Jílín) Цзилинь (или Гирин) 吉 (jí) 长春 (Chángchūn) Чанчунь
辽宁 (Liáoníng) Ляонин 辽 (liáo) 沈阳 (Shěnyáng) Шэньян
青海 (Qīngh ǎ i) Цинхай 青 (qīng) 西宁 (Xīníng) Синин
山东 (Shāndōng) Шаньдун 鲁 (lǔ) 济南 (J ǐ nán) Цзинань
山西 (Shānxī) Шаньси 晋 (jìn) 太原 (Tàiyuán) Тайюань
陕西 (Sh ǎ nxī) Шэньси 陕 (shǎn) или 秦 (qín) 西安 (Xī"ān) Сиань
四川 (Sìchuān) Сычуань 川 (chuān) или 蜀 (shǔ) 成都 (Chéngdū) Чэнду
云南 (Yúnnán) Юньнань 滇 (diān) или 云 (yún) 昆明 (Kūnmíng) Куньмин
浙江 (Zhèjiāng) Чжэцзян 浙 (zhè) 杭州 (Hángzhōu) Ханчжоу
Неконтролируемая территория - контролирует Китайская республика (1) - 省- shěng (КНР считает своей пр.)
台湾 (táiwān) о. Тайвань 台 (tái) 台北 (táiběi) Тайбэй
Города центрального подчинения (4) - 市 - shì - букв. Рынок, город
北京 (běijīng) Пекин 京 (jīng) 北京 (běijīng) Пекин
重庆 (chóngqìng) Чунцин 渝 (yú) 重庆 (chóngqìng) Чунцин
上海 (shànghǎi) Шанхай 沪 (hù) 上海 (shànghǎi) Шанхай
天津 (tiānjīn) Тяньцзинь 津 (jīn) 天津 (tiānjīn) Тяньцзинь
Автономные районы (5) - 自治区 - zìzhìqū - букв. Сам + править + район
广西壮族 (Guǎngxī Zhuàngzú) Ганьси-Чжуанский 桂 (Guì) 南宁 (Nánníng) Наньнин
内蒙古 (Nèiměnggǔ) Внутренняя Монголия 内蒙 (Nèiměng) 呼和浩特 (Hūhéhàotè) Хух-Хото
宁夏回族 (Níngxià Húizú) Нинься-Хуэйский 宁 (Níng) 银川 (Yínchuān) Иньчуань
新疆维吾尔 (Xīnjiāng Wéiwúěr) Синьцзян-Уйгурский 新 (Xīn) 乌鲁木齐 (Wūlǔmùqí) Урумчи
西藏 (Xīzàng) Тибетский 藏 (Zàng) 拉萨 (Lāsà) Лхаса
Специальные административные районы (2) - 特别行政区 - tèbié xíngzhèngqū
香港 (xiānggǎng) Гонконг (Сянган) 港 (gǎng)
澳门 (àomén) Макао (Аомынь) 澳 (ào)

В статье в качестве транскрипции использовалась официальная транскрипция

Конституция Китайской Народной Республики определяет страну, как унитарную, где проживают множество наций, этнических групп, национальных меньшинства и народностей. В Основном законе страны (в статье 30) указано, что Китай по административно-территориальному признаку должен делиться по трёхступенчатой системе:

  • Первая ступень или верхнее звено – это провинции, города центрального подчинения, автономные области;
  • Вторая ступень предполагает деление на провинции; области, имеющий автономный статус, включают округа (автономные), уезды, автономные уезды, города;
  • Волости, поселки, национальные волости (входят в состав уездов и автономных уездов).

В городах существует своя административная структура, представленная районами и уездами. В свою очередь, автономные округа включают города, уезды и автономные уезды.

Отдельно существуют районы национальных автономий, в которые входят области, округа и уезды (все территориальные единицы обладают автономным статусом.

Конституция наделяет руководство страны правами менять или регулировать границы автономных районов, но для этого нужны веские основания. Например, для сплоченности определенного меньшинства, развития определенной экономической специализации в промышленности и торговле.

Исключения

Специальным законодательством предусмотрено создание других территориальных образований:

  • Особых административных районов, к которым принято в КНР относить Гонконг и Макао;
  • Свободных экономических зон, т.е. территорий, имеющих специальный таможенный режим.

Современное деление страны

Китай разделен на два специальных админрайона, четыре города центрального подчинения, пять автономных районов, 23 провинции. Каждая из них имеет центр, который имеет статус столицы провинции.

Столицей страны является город Пекин. Правительство страны контролируют все территориальные единицы, кроме Тайваня.

Во главе провинции стоит губернатор, который напрямую подчиняется правительству КНР. Хотя вся власть фактически принадлежит секретарям провинциальных комитетам Компартии Китая.

В административном плане Китай делится на несколько уровней (от самого крупного к мелком):

  • Провинциальный;
  • Окружной;
  • Уездный;
  • Волостной;
  • Деревенский.

Каждый из указанных уровней имеет свои территориальные единицы. Так в состав первого уровня – провинциального – принято относить провинции, автономии районного значения, города центрального подчинения и специальные админрайоны. Второй – окружной уровень – это города так называемого субпровинциального уровня, округа, городские и автономные округа, аймаки.

Третий уровень – уездный – охватывает большее количество административно-территориальных объединений. В частности, уезды, городские и автономные уезды, хошуны, автономные хошуны, районы, подчиняющиеся городу и отдельные национальные районы городского значения. Довольно сложную структуру имеет волостной уровень, включающий волости, поселки, волости национального значения, сомоны и национальные сомоны, районы уездного подчинения. Сюда же входят и уличные комитеты, нацпоселки, города поселкового значения. Самый простой и немногочисленный уровень – деревенский, поскольку окхватывает только деревни и микрорайоны.

Столь сложная административно-территориальная структура Китайской Народной Республики обусловлена огромными масштабами и пространствами страны, в которой проживает 1,382 миллиарда человек. Учитывая многонациональность и полиэтничность населения государства, руководство КНР старается сохранять автономные права представителей всех народностей, этнических групп.

Неконтролируемая провинция

Это Тайвань или Китайская Республика, которая считается 23 провинцией КНР, но имеет собственное управление, столицу, президента. Территориально охватывает остров Тайвань и Пескадорские острова.

Столицей Китайской Республики является город Чжунсин.

Районы со статусом автономии

Образованы по национальному признаку, где в обязательном порядке есть титульная нация. Именно она имеет право на выбор председателя районного собрания всех жителей района. В Китае есть пять подобных образований:

  • Внутренняя Монголия со столицей в городе Хух-Хото;
  • Гуанси-Чжуанский, столица Наньнин;
  • Нинся-Хуэйский, столица Иньчуань;
  • Синьцзян-Уйгурский, столица Урумчи;
  • Тибет.

Города, подчиняющиеся центру

По своему статусу приравниваются к провинциям, но делятся на уездные единицы без окружного уровня. Такая админединица появилась на картах страны после 1949 года, когда была создана Китайская Народная Республика. В состав таких городов входят небольшие населенные пункты – города, поселки, земли сельскохозяйственного значения, из-за чего количество городских жителей на таких территориях меньше, чем сельского населения.

В Китае статус городов центрального значения имеют Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и Шанхай.

В состав провинции Тайвань входят еще два города, подчиненные центральной власти. Только ситуация тут радикально отличается от материкового Китая. Город центрального подчинения охватывает только городские районы. В Китайской Республике такими городами считаются столица провинции – Тайбэй и Гаосюн. Центральная власть КНР данные населенные пункты не приравнивает по статусу к Пекину или Чунцину. Административным центром Тайваня принято считать Тайбэй, хотя в Китайской Республике таким называют город Чжунсин.

Административные районы со специальным статусом

До конца 1990-х гг. два города Китая Гонконг и Макао были под контролем двух европейских государств – Великобритании и Португалии. Первым владела Британия, которая отказалась от своей китайской территории в 1997 г., а вторым – Португалия, отдавшая Макао КНР в 1999 г. С целью интеграции этих городов в состав остальной части материкового Китая и были созданы специальные админрайоны. От остальных территориальных единиц Гонконг и Макао отличаются очень широкими автономными правами, в том числе возможностью проводить свою политику относительно мигрантов, участвовать в работе международных организаций. Руководство Китая определяет только направления во внешней политике и оборонной сфере. Гонконг делится на 18 районов, а Макао не имеет административного деления.

Административное деление. Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями (省); при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов (自治区), где проживают национальные меньшинства; 4 муниципальных образования (直辖市), соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района (特别行政区).

22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения объединяются термином «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.

В конституции КНР де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Но де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления, не включая Гонконг, Макао и Тайвань:

Провинциальный уровень (34 ) : 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района.

Окружной уровень (333) : 15 округов (префектур), 286 городских округов, 30 автономных округов, 3 аймака

Уездный уровень (2853): 1455 уездов, 370 городских уездов, 117 автономных уездов, 49 хошунов, 857 районов, 3 автономных хошуна, 4 специальных района.

Волостной уровень (46466) : 19683 посёлка, 13587 волостей, 1085 национальных волостей, 106 сомонов, 1 национальный сомон, 7194 уличных комитета и 2 района уездного подчинения

Деревенский уровень : деревни и местные общины, или микрорайоны (в городах).

Форма государственного устройства. Китайская Народная Республика – унитарная республика , «социалистическое государство демократической диктатуры народа». Основным законом государства является конституция, принятая в 1982 году.

Форма государственного правления Китая – социалистическая народная республика. Высший орган государственной власти – однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) , состоящее из 2 979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе. Между сессиями полномочия ВСНП осуществляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.

Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.

Глава государства Председатель КНР . Действующий Председатель КНР Си Цзиньпин – представитель пятого поколения руководителей страны.

Переход властных полномочий к этому поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР, а в сентябре 2004 – Председателем Центрального Военного Совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента – Всекитайского собрания народных представителей , одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста Председателя Центрального Военного Совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.

Центральный Военный Совет КНР был учреждён в 1982 году. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек.

Военный совет и его руководитель играют важную роль в китайской политической системе. Так, в 1989 занимавший этот пост Дэн Сяопин, к этому времени уже ушедший с высших партийных и государственных постов, принял решение о подавлении выступлений на площади Тяньаньмэнь.

Политические партии. Власть в КНР принадлежит правящей Коммунистической партии Китая (КПК) . Основанная в 1921 году, она считается авангардом китайского рабочего класса, выразителем интересов многонационального народа и руководящим ядром дела строительства социализма. Ведущая роль КПК отражена в Конституции страны.

Революционный комитет Гоминьдана – одна из официальных малых партий КНР. Была основана в 1948 году левыми сторонниками Гоминьдана, которые порвали с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае. Партия стремится быть единственным последователем идей Сунь Ятсена. Среди официально разрешённых партий Революционный комитет по статусу занимает второе место в стране после Коммунистической партии Китая. В партийной системе на различных уровнях ему принадлежит некоторое количество мест, в том числе в НПКСК достаточно большое представительство – 30% мест. Принимают участие и в других областях партийной жизни, например, в деятельности партийных школ. На конец 2014 года в партии насчитывалось около 82 тыс. членов.

Демократическая лига Китая – ещё одна из официальных малых партий КНР.Была создана в марте 1941 года в городе Чунцин. Изначально была коалицией трёх демократических партий и трёх групп давления. Пыталась найти «третий путь» между коммунистами и националистами в гражданской войне, но растущий авторитаризм гоминьдановского диктатора Чан Кайши склонил её к соглашению с КПК.

Основой партии являются представители интеллигенции, работающие в сфере культуры и образования, а также науки и техники. По сообщениям китайских СМИ, в 2014 году Лига насчитывала более 230 тыс. членов партии.

Китайская партия стремления к справедливости является одной из восьми законно признанных политических партий в Китайской Народной Республике, представленных в составе Всекитайского народного политического консультативного комитета .

Партия была основана в октябре 1925 года в Сан-Франциско. Первая платформа партии придерживалась принципов федерализма и многопартийной демократии. В 1926 году партия перенесла свою штаб-квартиру в Гонконг. Во время японской оккупации Гонконга партия была почти полностью уничтожена.

После 1949 года по приглашению КПК представители партии приняли участие в первой пленарной сессии НПКСК в 1949 году. Они принимали участие в составлении общей программы и избрании правительства. Партия поддерживается зарубежными китайцами. Используется как инструмент китайского правительства для поддержания международных контактов. Например, в случае с Парагваем, который до сих пор признаёт тайваньское правительство, а не КНР. В 2001 году парагвайская делегация посещала Китай по приглашению именно Китайской партии стремления к справедливости.

Лига демократической автономии Тайваня – одна из так называемых. демократических партий, действующих в КНР. Была основана в Гонконге в 1947 году в ответ на кровавое подавление беспорядков на Тайване в феврале 1947 года. В настоящее время сосредоточено около 1 600 членов из Тайваня либо с тайваньскими корнями.

Демократическая Партия Китая (ДПК) является политической партией, зародившейся в Китайской народной республике. Официально запрещена Коммунистической партией Китая. Принято считать, что ДПК была создана в 1998 году активистами-демократами и бывшими лидерами студенческого движения с митинга на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Запрещёнными являются также Новая Демократическая партия Китая, Союз националистов Китая, Народная партия Внутренней Монголии .

Судебная система

Судебная система. Система судопроизводства в КНР включает Верховный народный суд , местные народные суды, военные народные суды, суды железнодорожного, водного транспорта, а также морские портовые суды.


Похожая информация.


47. Административно-территориальное деление Китая

Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 47. Административно-территориальное деление Китая

    Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

    Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

    Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

    Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

    По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

    Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

    Рис. 91. Административно-территориальное деление Китая

    48. Демографические проблемы Китая

    Обычно работы, посвященные населению Китая, начинаются с фразы о том, что КНР – самая многонаселенная страна Азии и всего мира. И действительно, проблемы народонаселения накладывают отпечаток на все стороны жизни китайского общества. Особенно большое влияние имеет собственно демографический фактор. И это относится не только к нашей эпохе, но фактически ко всей многотысячелетней китайской цивилизации.

    История регистрации населения в Китае восходит ко времени глубокой древности. Первые учеты населения проводились еще при династиях Чжоу и Хань в первом тысячелетии до нашей эры. Демографы считают, что к началу этой эры население Китая составляло 60–70 млн человек. На протяжении средних веков население страны росло в соответствии с традиционным типом его воспроизводства (высокая рождаемость и высокая смертность). Отрицательно влияли на этот рост войны, завоевания, эпидемии. Так что к началу XVIII в. общая численность населения поднялась только до 100–120 млн человек. В последующие полтора столетия она росла гораздо быстрее и в 1850 г. составила 430 млн человек. Но затем этот рост снова резко замедлился, и в первую очередь из-за Тайпинского восстания, во время которого погибли около 50 млн человек. В 1949 г. население страны исчислялось 540 млн человек.

    Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн человек, а в 2008 г. Китай имел уже 1330 млн жителей. Это означает, что за время существования КНР население страны увеличилось в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 19,9 % всех жителей нашей планеты.

    Надо иметь в виду, что население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Немалое впечатление на все китайское общество произвели и результаты переписи 1953 г. Они помогли осознанию того, что решение социально-экономических проблем страны невозможно без организации планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью.

    Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». С 1981 г. в стране существует Государственный комитет планирования рождаемости.

    Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер» и т. п. Иногда девиз формулируется в более мягкой форме: «Двое детей – хорошо, трое – слишком много, иметь четверых детей – ошибка». Еще один девиз демографической политики звучит так: «Позже, реже, меньше». Он означает стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей.

    По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Нужно иметь в виду и то, что для заключения брака необходимо получить разрешение по месту работы, пройти собеседование и медицинскую комиссию. А разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока.

    Рис. 92. Естественное движение населения в Китае

    В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2005 г. коэффициент рождаемости в стране снизился в 2,8 раза, а коэффициент естественного прироста – в 2,7 раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Как известно, эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18 %, в 1960-х – 1,84, в 1970-х – 1,94, в 1980-х – 1,3, в 1990-х – 1,1 % (или 11b, т. е. 11 человек на 1000 жителей). К тому же в начале XX1 в. он снизился до 1 % и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,7 ребенка в 2005 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Ныне уже почти 9 / 10 женщин, состоящих в браке, применяют контрацептивные препараты.

    Специалисты считают, что если бы в Китае не применяли такие жесткие (С. Н. Раковский называет их жестокими) меры демографической политики, то население страны могло бы превысить нынешний уровень на 200 млн человек. Естественно, что это привело бы и к тому, что пяти-шестимиллиардные рубежи численности мирового населения были бы тоже достигнуты раньше.

    При углубленном изучении демографических проблем Китая определенный интерес представляет рассмотрение нескольких последовательных этапов воспроизводства населения в этой стране. Познакомиться с ними можно при помощи таблицы 35 и рисунка 92.

    Первый этап охватил вторую половину 1950-х гг., когда демографическая политика еще не проводилась и сокращение смертности при сохранении высокой рождаемости привело к весьма значительному естественному приросту населения. В социально-экономической жизни страны он соответствовал времени первого пятилетнего плана, заложившего основы индустриализации Китая. Второй этап пришелся на начало 1960-х гг. – период социальных потрясений, вызванных «большим скачком» и связанной с ним политической нестабильностью, а также неурожаем и голодом. В это время смертность резко возросла, превысив рождаемость, и быстрый абсолютный рост населения в отдельные годы сменился даже его убылью. После провала «большого скачка» наступил третий этап, характеризующийся демографическим бумом. В 1970 г. абсолютный прирост населения достиг максимума, превысив 23 млн человек.

    Далее наступил четвертый этап, характеризовавшийся заметным снижением показателей рождаемости и естественного прироста. Сначала такое снижение в значительной мере объяснялось перипетиями «культурной революции», вызвавшей падение жизненного уровня людей, массовыми перемещениями молодежи в сельские и отдаленные районы страны. Затем стала все более сказываться демографическая политика. Самый низкий уровень естественного прироста населения (10,8 человека на 1000 жителей) был отмечен в 1984 г. Абсолютный прирост в том же году составил всего 9,8 млн человек.

    Таблица 35

    ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ КНР

    В середине 1980-х гг. осуществился переход к пятому этапу, когда абсолютный прирост снова стал расти. Это объясняется по крайней мере несколькими причинами. Во-первых, вступлением в брачный возраст той молодежи, которая родилась в начале 1960-х гг., во время упомянутого демографического бума. Во-вторых, введением в деревне семейного подряда, который стимулирует более высокую рождаемость. В-третьих, общим повышением жизненного уровня населения, отменой карточной системы почти на все продукты питания. И в-четвертых, некоторыми послаблениями в демографической политике государства, которые выразились в снижении возраста вступления в брак и в официальном разрешении для многих иметь второго ребенка – особенно в деревне и в тех городских семьях, где первый ребенок – девочка.

    По-видимому, можно говорить о наступлении в 1990-х гг. шестого этапа, для которого характерно новое сокращение абсолютного прироста населения. В начале XXI в. эта тенденция сохраняется. Так, в 2008 г. абсолютный годовой прирост населения остался на уровне 8 млн чел.

    Как китайские, так и российские специалисты по демографии Китая отмечают одну характерную, географическую по своей сути, особенность политики планирования семьи в этой стране. Она заключается в том, что такая политика оказалась гораздо более быстрой и эффективной в городах, чем в сельской местности. Видимо, это объясняется тем, что в городах выше уровень образованности, занятости женщин, лучше налажено медицинское обслуживание. Что же касается сельской местности, то здесь, особенно в национальных районах, но и у ханьцев, по-прежнему преобладают большие клановые семьи. Это связано с давними традициями многодетности, когда каждый китаец желал иметь как можно больше детей и внуков, в особенности сыновей. Это связано также с пережитками бесправного положения женщины в семье, которое определялось тремя заповедями учения Конфуция: послушание отцу в детстве, мужу в замужестве и сыну в старости.

    Несмотря на высокую эффективность проводимой в КНР демографической политики, первоначально поставленная перед ней задача все же была выполнена не полностью. Она заключалась в том, чтобы население страны на рубеже XX и XXI вв. не превысило 1,2 млрд человек. После публикации результатов переписи 1990 г. планку для 2000 г. было решено поднять до 1,28 млрд человек. Именно она и была почти достигнута. В стране происходит более 9 млн бракосочетаний в год, тогда как в США– 2,4, в Бангладеш – 1,2, в России – 1,1 млн. Поэтому можно ожидать принятия новых мер по сокращению рождаемости.

    Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1 % ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Неудивительно, что демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы.

    Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием глубоко укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла, их по-прежнему примерно на 40 млн меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. Даже государственная демографическая политика, как бы отдавая дань традициям, в гораздо большей мере направлена на рождение мальчиков, чем девочек. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин брачного возраста составляет 18 млн (в 2020 г. их станет 30 млн). Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется.

    Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34 %) и незначительная – старших возрастов (4 %). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2005 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 21 %, а лиц старше 60 лет увеличилась до 11 %, т. е. примерно до 145 млн человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира.

    В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Однако нужно учитывать, что эта цифра относится только к городскому населению, тогда как в сельской местности уровень безработицы и полубезработицы значительно выше. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77 %. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5–6 млн человек, а в действительности она значительно больше.

    В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение населения значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. Например, по использованию телефонов, мобильных телефонов, персональных компьютеров из расчета на 1000 человек населения Китай пока еще заметно отстает. Хотя при этом нужно учитывать и то, что по абсолютному количеству телефонов (315 млн) и мобильных телефонов (400 млн) Китай еще в 2005–2006 гг. прочно удерживал первое место в мире, опережая США почти в два раза.

    В-пятых, это проблема образования. В 50– 80-х гг. XX в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования, как минимум, в объеме средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже XX и XXI вв. в стране насчитывалось более 200 млн неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11 %, а получивших образование лишь в объеме начальной школы – 33 %.

    А вот данные на 2005 год: доля грамотных в возрасте 15 лет и старше составляет 91 %, в т. ч. 95 % среди мужчин и 87 % среди женщин; начальным образованием охвачено все детское население страны. Людей со средним образованием теперь 25 %, с высшим – 3,5 %. Соотношение мальчиков и девочек в начальной и средней школе фактически сравнялось. Однако проблема образования сохраняет свою актуальность.

    В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти площадь пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн га. В результате уменьшилась и обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. Это один из самых низких показателей в мире (табл. 21 в книге I).

    В последнее время в китайской печати широко обсуждается проблема воспитания молодого поколения. Опыт говорит о том, что когда в семье один ребенок, то родители обычно чрезмерно его балуют. Не случайно детей начали называть «маленькими императорами».

    Тем больший интерес представляют прогнозы роста численности населения Китая. Как уже было отмечено выше, в 2010 г. население страны должно возрасти до 1,36 млрд, а в 2025 г. – почти до 1,5 млрд человек. Согласно китайским оценкам, это примерно то количество жителей, которое могут выдержать природные ресурсы и экономические возможности страны, хотя по поводу этих оценок и возможностей есть и другие суждения. Что же касается прогнозов на 2050 г., то они довольно сильно различаются: от 1322 до 1515 млн человек.