Творческий проект "пластилиновая история". Исследовательская работа "удивительный пластилин" Что такое пластилин история создания техники

Сегодня в цивилизованных странах нет ни одного человека, который бы не знал о пластилине и хотя бы раз не держал этот материал для рукоделия в своих руках. С лепкой из пластилина многие из нас знакомы еще с детского сада, и в этом нет ничего удивительного ведь данный материал признан одним из лучших для развития важных в процессе взросления и формирования личности ребенка качеств и навыков: начиная от мелкой моторики и заканчивая критическим мышлением.

Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая:

  • аппликации на бумаге и прочих поверхностях;
  • статуэтки представителей животного мира;
  • любые растения, овощи и фрукты;
  • модели машин, самолетов и прочей техники;
  • статуэтки сказочных животных и персонажей;
  • множество других поделок.

Однако, хотя сегодня данный материал и используется в качестве инструмента для эффективных образовательных программ для детей дошкольного возраста, история появления пластилина не имеет никакого отношения ни к образованию, ни к рукоделию в целом.

Когда появился пластилин

Изобретение пластилина принято приписывать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту, а случилось это более сотни лет назад. Первый из них запатентовал модельную массу под названием «Plastilin» в 1880 году, а второй изготовил не засыхающую глину в 1987 году, которую назвал «Plasticine»ю изобретения оказались практически идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин».

Интересным является тот факт, что на заре своего существования пластилин имел только один цвет – серый. Однако с ростом популярности данного изобретения, как материала для изготовления поделок, в продажу начала поступать масса для лепки в четырех цветовых решениях. Первая же фабрика по изготовлению пластилина была основана Харбуттом уже через пару лет после его открытия и просуществовала до 1968 года, когда из-за пожара производство было перенесено в Таиланд.

Что же касается второго изобретателя Франца Колба, то его оригинальный изготовленный по его рецептуре материал для лепки можно найти в продаже и сегодня под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

На сегодняшний день сфера использования пластилина невероятно обширна. Его применяют:

  • в детских садах для развития мелкой моторики воспитанников и их знакомства с окружающим миром;
  • в сфере моделирования;
  • в качестве материала для рукоделия (популярность такого хобби, как пластилиновая лепка, и сегодня продолжает расти);
  • в мультипликации и многих других сферах человеческой жизнедеятельности.

Несмотря на более чем вековое существование пластилина его популярность продолжает расти, а области применения только расширяются. Кроме того, различные поделки, композиции и прочие изделия из этого материала неоднократно попадали в книгу рекордов Гиннесса.

Что такое пластилин? Краткая история, когда и кем придуман пластилин.
Что такое пластилин и как он появился.
Покупая своему ребенку коробочку с яркими брусочками для творческих занятий, взрослые часто не задумываются, что такое пластилин, из чего он изготавливается и откуда он появился. А ведь это очень интересный материал.
Пластилин – специальный материал для лепки, состав которого – очищенная и размельченная до однородного состояния глина, воск, вазелин. Также в состав пластилина могут входить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры.
История пластилина.
Слово пластилин произошло от итальянского прилагательного, которое переводится как лепной.
Впервые материал, похожий по свойствам на пластилин, упоминается еще в шестнадцатом веке в книгах Джордже Вазари. Претендентов на звание изобретателя пластилина несколько. В Германии считают, что немец Франц Колба изобрел первый пластилин. В 1880 году Колба запатентовал свое изобретение. В Великобритании в 1899 году преподаватель школы искусств Уильям Харбут также создает материал, похожий на пластилин. Позже он даже откроет свою фабрику по производству этого материала.
Существует также версия, что изобретатель пластилина – итальянец Джо Маквикер. Причем создал он материал не для лепки, а для очистки обоев от пятен. Но его родственница – воспитательница в детском саду – начала использовать его изобретение вместо глины для создания поделок. Ее идея приняла масштабный размах – и в 1955 году пластилин был введен официально для занятий по лепке в учреждениях дошкольного образования. А сам Маквикер стал долларовым миллионером в 27 лет благодаря пластилину.
Ранее пластилин использовали не по его прямому назначению, а в качестве оконной смазки и выводителя пятен с бумажных поверхностей. Также этот универсальный материал широко использовался скульпторами для изготовления декоративных элементов в интерьере и статуй.
В наше время пластилин используют в основном профессиональные скульпторы и дети – соответственно идет в ход скульптурный и поделочный пластилин.
Скульпторы очень любят этот материал, он занимает второе место после глины по использованию. Из пластилина делают медали, различные миниатюры, жанровые композиции, маленькие эскизы для последующего создания крупных скульптур, разного вида макеты. У пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет и сохраняет гибкость. Именно поэтому скульпторы используют его для изготовления тонких деталей при выполнении сложных кропотливых работ.
Для детских творческих занятий в настоящее время существует широкий выбор различных видов пластилина: шариковый, отскакивающий, восковой, застывающий, плавающий, нано-пластилин, арт-пластилин. Продается он в различных формах: в шариках, брусочках, ведерках, ячейках и колбасках. Хороший пластилин для детей должен быть мягким, нетоксичным, он не должен прилипать к рукам, окрашивать и пачкать их, не должен оставлять жирных следов.
У пластилина много плюсов в использовании. Занятия с его использованием очень полезны для детского развития. Ведь когда ребенок лепит, у него развивается моторика рук. Также такие занятия способствуют развитию аккуратности и фантазии, положительно влияют на нервную систему. И на любом этапе творческого процесса можно скорректировать изделие.
Существует множество идей для использования пластилина детьми. Из него можно делать различные поделки: это могут быть животные, фрукты, игрушки, цветы. Из пластилина получаются оригинальные картины – для основы берется картон или бумага. Красиво и необычно смотрится сделанная из стекла и пластилина витражная картина. Еще этим пластичным материалом можно обмазать вазу, стакан или доску и прилепить ракушки, бусины и крупу в виде различных узоров.
С помощью фигур из пластилина создается уникальный жанр мультипликации – пластилиновая анимация. В основе такой анимации – объемные фигуры из пластилина. Самый известный мультфильм — «Пластилиновая ворона».
Недостатков у пластилина немного: выцветание и расплавление под действием открытых солнечных лучей, возможность горения некоторых видов, прилипание на него пыли.
И все-таки, пластилин – это безопасный материал, если он выбран грамотно и правильно. Он не имеет сроков годности, у него широчайшая палитра цветов. Но самое главное, пластилин — максимально удобный материал для детского творчества.

Покупая своему ребенку коробочку с яркими брусочками для творческих занятий, взрослые часто не задумываются, что такое пластилин, из чего он изготавливается и откуда он появился. А ведь это очень интересный материал.

Пластилин – специальный материал для лепки, состав которого – очищенная и размельченная до однородного состояния глина, воск, вазелин. Также в состав пластилина могут входить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры.

История пластилина

Слово пластилин произошло от итальянского прилагательного, которое переводится как лепной.

Впервые материал, похожий по свойствам на пластилин, упоминается еще в шестнадцатом веке в книгах Джордже Вазари. Претендентов на звание изобретателя пластилина несколько. В Германии считают, что немец Франц Колба изобрел первый пластилин. В 1880 году Колба запатентовал свое изобретение. В Великобритании в 1899 году преподаватель школы искусств Уильям Харбут также создает материал, похожий на пластилин. Позже он даже откроет свою фабрику по производству этого материала.

Существует также версия, что изобретатель пластилина – итальянец Джо Маквикер. Причем создал он материал не для лепки, а для очистки обоев от пятен. Но его родственница – воспитательница в детском саду – начала использовать его изобретение вместо глины для создания поделок. Ее идея приняла масштабный размах – и в 1955 году пластилин был введен официально для занятий по лепке в учреждениях дошкольного образования. А сам Маквикер стал долларовым миллионером в 27 лет благодаря пластилину.

Ранее пластилин использовали не по его прямому назначению, а в качестве оконной смазки и выводителя пятен с бумажных поверхностей. Также этот универсальный материал широко использовался скульпторами для изготовления декоративных элементов в интерьере и статуй.

В наше время пластилин используют в основном профессиональные скульпторы и дети – соответственно идет в ход скульптурный и поделочный пластилин.

Скульпторы очень любят этот материал, он занимает второе место после глины по использованию. Из пластилина делают медали, различные миниатюры, жанровые композиции, маленькие эскизы для последующего создания крупных скульптур, разного вида макеты. У пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет и сохраняет гибкость. Именно поэтому скульпторы используют его для изготовления тонких деталей при выполнении сложных кропотливых работ.

Для детских творческих занятий в настоящее время существует широкий выбор различных видов пластилина: шариковый, отскакивающий, восковой, застывающий, плавающий, нано-пластилин, арт-пластилин. Продается он в различных формах: в шариках, брусочках, ведерках, ячейках и колбасках. Хороший пластилин для детей должен быть мягким, нетоксичным, он не должен прилипать к рукам, окрашивать и пачкать их, не должен оставлять жирных следов.

У пластилина много плюсов в использовании. Занятия с его использованием очень полезны для детского развития. Ведь когда ребенок лепит, у него развивается моторика рук. Также такие занятия способствуют развитию аккуратности и фантазии, положительно влияют на нервную систему. И на любом этапе творческого процесса можно скорректировать изделие.

Существует множество идей для использования пластилина детьми. Из него можно делать различные : это могут быть животные, фрукты, игрушки, цветы. Из пластилина получаются оригинальные картины – для основы берется картон или бумага. Красиво и необычно смотрится сделанная из стекла и пластилина витражная картина. Еще этим пластичным материалом можно обмазать вазу, стакан или доску и прилепить ракушки, бусины и крупу в виде различных узоров.

С помощью фигур из пластилина создается уникальный жанр мультипликации – пластилиновая анимация. В основе такой анимации – объемные фигуры из пластилина. Самый известный мультфильм — «Пластилиновая ворона».

Недостатков у пластилина немного: выцветание и расплавление под действием открытых солнечных лучей, возможность горения некоторых видов, прилипание на него пыли.

И все-таки, пластилин – это безопасный материал, если он выбран грамотно и правильно. Он не имеет сроков годности, у него широчайшая палитра цветов. Но самое главное, пластилин — максимально удобный материал для детского творчества.

Лепка – один из интересных и увлекательных видов прикладного творчества. Чем глубже постигаешь азы, тем больше открывается для тебя что-то новое. Хочется лепить, неординарно подходя к подбору материалов для работы: ракушки, камешки, ткань, мех, кожу и многое другое любопытно добавить в тесто. От этого работы приобретают живость, неповторимость и очарование.

Спорный вопрос происхождения пластилина.

Первая версия.

В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Фабрика проработала до пожара в 1968 году. В «глину которая никогда не высыхает» , как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Оригинальный пластилин был серого цвета (его точная формула до сих пор – СЕКРЕТ), но поступил в продажу уже в четырех цветах, а в вскоре выпускался во множестве ярких цветов. Название «пластицин» придумывали всей семьей.

Вторая версия.

Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был, более пластичным инее пачкал руки. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях.

Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить из шарикового пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают в течение 24 часов.

Есть еще и очень интересный пластилин, который появился совсем недавно, это арт – пластилин или пластилин ключниковых. Арт – пластилин бывает двух видов. Арт – пластилин «мягкий» - подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций. Арт – пластилин «твердый» или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек. Изделия из этого пластилина подвергаются отвержению в бытовых условиях. Например, за 15-20 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ – печи.

Почему пластилин так популярен? Почему мы пользуемся пластилином, а не глиной или чем – то другим. В чем его преимущество?

Пластилин в отличие от глины и воска остается мягким, практически не твердеет и не сохнет. В отличие от керамики, он имеет широкий спектр цвета, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ. Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев.

Для тех, кому нравиться лепить, есть рецепт приготовления «домашнего пластилина», который будет абсолютно безвреден.

Для этого нам потребуется:

400 гр. муки, 200 гр. соли, 500 мл. кипящей воды, 1 столовая ложка «alann» (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке) и 1 столовая ложка подсолнечного масла.

Муку, соль и «alann» перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комочков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтоб цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет далее крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто. И пластилин готов!

Домашний пластилин можно сушить и на воздухе и в микроволновке, покрывать лаком и даже пробовать на вкус (соленый!). Домашний пластилин, завернутый в пакет, может храниться в холодильнике около месяца. Наконец, такой пластилин не должен размываться, прилипать и пачкать столы, полы, стены, одежду и руки!

А вот что можно сделать из пластилина:

МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ

В У Л К А Н

Чтобы изготовить вулкан, вполне безопасный и тем не менее очень эффектный, потребуется тарелка, пластилин, питьевая сода, уксусная кислота(уксус), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин делим на две части и одну из них раскатываем в плоский «блин» - основание вулкана, а из второй лепим полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что «вулкан» не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости «вулкана» не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл. , это емкость стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.

Чтобы «зарядить» вулкан «лавой», готовим смесь жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливаем в вулкан, а потом добавляем туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла показывается ярко окрашенная пена

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение. Актуальность: пластилин используют не только как материал для лепки детей, но и его используют в разных целях.

В детском саду, на уроках технологии мы работали с пластилином. Меня заинтересовала история возникновения пластилина, какой бывает пластилин, что можно сделать из пластилина.

Цель: Изучить историю возникновения пластилина, познакомиться с разновидностью пластилина, приготовление пластилина в домашних условиях и выполнить изделия из пластилина.

Задачи:

    Изучить литературу по данному вопросу.

    Провести практическую работу:

    Приготовление пластилина в домашних условиях

    Изготовление изделий из пластилина

    Сделать вывод о том, какой вид пластилина использовать для творчества детей.

Методы исследования : изучение литературы, наблюдения, практическая работа, анализ.

Гипотеза : пластилин не только материал для творчества детей, но и материал для производства.

Объект исследования : пластилин, как материал используемый в разных практических целях.

Предмет исследования: изделия из пластилина.

2.Литературный обзор

2.1. История изобретения пластилина

Пластилин - это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».

Известно, что пластилин был изобретен преподавателем Школы искусств Вильямом Харбаттом в Англии в 1897 году (Приложение I. Рис.1). До этого для лепки использовалась исключительно глина, и Харбатт хотел обеспечить своих студентов таким материалом, который бы не высыхал при создании скульптур и мог быть использован многократно.

Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о продаже пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название « Пластилин» придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Тайланд.

В Германии изобретателем пластилина считают Франца Колба. (Приложение I. Рис.2). Пластилин по его рецептуре до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

С тех пор художники, архитекторы, инженеры и дети использовали тонны пластилина для создания самых разных вещей.

2.2. Изготовление пластилина

Изготавливают пластилиниз очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета (тот который был изобретен англичанином). Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

2.3.Отличие пластилина от других материалов

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

    1. Разновидности пластилина

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте.

Разновидность пластилина: обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, плавающий, восковой, АРТ пластилин, шариковый, прыгающий, съедобный.

Скульптурный пластилин , как правило, бывает черного или темно-оливкового цвета, и продают его в больших брикетах. Его недостатком является сложность работы с ним: сначала с помощью взрослых необходимо отрезать ножом часть брикета, затем нагреть его в горячей воде в течение 15-20 мин. В процессе работы он более упругий, чем обычный пластилин, и достаточно скучного цвета.

Восковой пластилин. Состав воскового пластилина традиционный, но имеет усовершенствованную формулу - добавление большего количества натурального воска.

Воск — клейкое вещество животного или растительного происхождения, состоящее из эфиров, жирных кислот и других компонентов. Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. С глубокой древности использовался для лепки.

Восковой пластилин идеально подходит для детей.

Шариковый пластилин .

Отличительная особенность этого пластилина заключается в том, что он состоит из небольших мягких шариков поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен.

Арт-пластилин. Отличается тем, что затвердевает под воздействием тепла, например в микроволновой печи, духовом шкафу или в горячей воде. Бывает двух видов. Мягкий предназначен для плоского моделирования, создания аппликаций и картин. Твердый используют для создания объемных форм, каркасных кукол и игрушек.

Прыгающий пластилин, или«Жвачка для рук» - пластилин, способный принимать любую форму. Изобрели в Америке в 1943 году. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. В упаковке умный пластилин может храниться пять лет и при этом не потерять своих свойств. Плавающий пластилин . Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. С ним можно играть даже во время купания

Съедобный пластилин. Съедобный пластилин выпускается в основном зарубежными производителями и состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.

Съедобным такой пластилин называют формально. Им не отравишься, но особо и не поешь. Впрочем, для начинающих маленьких скульпторов, отправляющих в рот все предметы без исключения, такой вариант очень удачный.

    Применение пластилина

3.1. Пластилин в детском творчестве.

Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения, пространственного мышления, учит быть аккуратным и внимательным, расширяет наш кругозор. Этот материал легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону. Поэтому пластилин - неиссякаемый источник для развития детской фантазии и творчества. Слепленная из качественного пластилина поделка не теряет свою форму и может долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств.

    1. Профессии, связанные с лепкой.

Профессии, связанные с лепкой: скульптор, гончар, военный, инженер, врач-ортодонт, мультипликатор.

Скульптор — художник или мастер, изготовляющий произведения скульптуры. Он создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. (Приложение I. Рис. 3).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Гончар. Гончара, горшечники - мастера, изготовляющие различные изделия из обожженной глины. Гончара занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения её в предметы домашнего обихода, созданием керамики. Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. (Приложение I. Рис.4).

Архитектор. Архите́ктор — специалист, который занимается, разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий. Современный архитектор, в широком смысле — это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях — целые поселки и даже города. (Приложение I. Рис.5).

Военный . Военные используют восковые рельефные карты, так как они обладают наглядностью, то есть дают возможность зрительно воспринимать пространственные формы, размеры и размещения изображенных объектов. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других. Карты с данными о поверхности дна морей, океанов и других водоемов называются морскими навигационными картами. (Приложение I. Рис.6,7)

Ортодонт. Врач-ортодонт изучает и лечит аномалии прикуса, положения зубов, формы зубных дуг, улучшает пропорцию лица, а также занимается профилактикой подобных нарушений. Изготавливает слепки зубов при протезиировании. (Приложение I I. Рис. 1).

Мультипликаторы. Мультипликаторы — художники, занимающиеся созданием мультипликации.Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы. (Приложение I I. Рис.2).

Инженер. Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах. Оказывается, инженеры тоже лепят. Это модели машин, приборов. Модель первого космического скафандра тоже была слеплена из пластилина. (Приложение I I. Рис.3).

    Практическая часть.

    1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином.

Работая, с пластилином я составила памятку работы с ним и предложила её одноклассникам.

1. Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

4. Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.

5. Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.

6. Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.

7. После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.

8 .Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.

9 .Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.

    1. Изготовление пластилина в домашних условиях

В промышленных условиях пластилин изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. (Приложение I I. Рис.4,5,6,7,8).

В Интернете мы с мамой нашли около 10 различных способов изготовления пластилина в домашних условиях. Решили выбрать самый доступный, его компоненты есть на любой кухне. Нам потребовалось:

    3,5 стакана муки,

    0,5 стакана соли,

    1 ложка картофельного крахмала,

    2,5 столовой ложки растительного масла или глицерина,

    2 стакана воды,

    пищевые красители,

    1 ч.л. лимонного сока или яблочного уксуса (для стойкости цвета)

    большая чашка для замешивания и деревянная ложка. В кипящую воду добавляем пищевой краситель. Снимаем воду с плиты и добавьте в нее уксус и масло. Смешиваем сухие ингредиенты в большой чашке и медленно добавляем цветную воду с маслом. Тщательно перемешиваем массу с помощью деревянной ложки. Когда смесь остынет, нужно вымесить её руками до тех пор, пока она не достигнет пластичной консистенции. Этот продукт можно хранить в герметичном контейнере в течение неограниченного времени.

Для сравнения мы приготовили пластилин другим способом. (Приложение III. Рис.1,2,3) Ингредиенты: воск, глицерин и белая глина (порошок, который на самом деле имел зелёный оттенок). Вместо воска взяли парафин от растопленной свечи. Влили его в сухую глину. Парафин быстро остыл и взялся хлопьями. Добавили по каплям глицерин и стали пальцами разминать эту массу, напоминающую грязь и трудно отстающую от пальцев. У нас получился комок тёмно-зелёного цвета. Он имел слоистую структуру. При формировании «рулетика» масса не проявляла эластичных свойств, ломалась и крошилась. Возможно, в этом рецепте нужно использовать именно воск, т.к. это компонент природного происхождения, будет становиться мягким и пластичным от тепла рук. Парафин имеет неприятный запах, я не советую его использовать детям.

    1. Изготовление изделий из пластилина

Из литературы я узнала, пластилин бывает: обычный детский пластилин, скульптурный, восковой, шариковый, АРТ пластилин, прыгающий, плавающий, съедобный. Я решила выполнить из разного вида пластилина различные изделия.

Выполнила несколько поделок из обычного пластилина. (Приложение III. Рис.4)

Из скульптурного пластилина телесного цвета я вылепила лошадку. (Приложение III. Рис.5). Я потратила достаточно много времени на изготовление туловища. Гриву и хвост я сделала из обычного пластилина, т.к. хотелось украсить и скорее закончить поделку.

На занятиях изобразительного искусства в детском клубе «Солнышко» мы выполняли поделки из белой, серой и коричневой глины. Все мои работы представлены на фотографиях. (Приложение III. Рис.6).Глину, как и скульптурный пластилин, перед работой нужно размягчить в теплой воде. Преимуществом белой глины является её цвет (лошадка, в стиле дымковской игрушки). Больше всего мне понравилось заниматься с серой глиной, которую можно купить в магазине. Лягушка на листе лилии выполнена из этого материала. Серая глина более гладкая, однородная, на неё хорошо ложится гуашь. Коричневая глина - природный материал, она очень вязкая, липнет к рукам. На такую поделку (котёнок с клубком) уходит много краски, она ложится неравномерно. Все изделия из глины должны сохнуть не менее трёх дней и только затем подлежат окрашиванию. Я заметила, что после высыхания, на моих работах появились трещинки. А пока я несла их домой, некоторые детали откололись. Части изделий можно склеивать клеем ПВА - и мои животные были спасены!

В отличие от глины, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Он не прилипает к рукам. Имеет широкий спектр цветов. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Из мелкозернистого шарикового пластилина я слепила цветок и бабочку. (Приложение III. Рис.7) Я заметила, что этот пластилин липнет к рукам, имеет сильный запах, цвета плохо смешиваются. Однако, он яркий и лёгкий. После высыхания поделка похожа на объёмную картину.

    Заключение.

В своей работе я изучила историю возникновения пластилина, разновидность пластилина, составила правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином, в домашних условия изготовила пластилин и выполнила изделия из пластилина. Сделала вывод: детям для работы скульптурный пластилин не подойдёт, так как слишком твёрдый и имеет небольшую гамму цветов. Восковой, шариковый, отскакивающий, « Умный пластилин», плавающий - эти виды пластилина хорошо подойдут для творчества детей. Съедобный пластилин подходит для лепки лишь малышам. Школьникам для обычной лепки не подходит. Мягкий АРТ пластилин хорошо использовать детям для рисования на плоскости. Твёрдый АРТ пластилин не подходит для повседневной лепки. Из него можно слепить сувенирные работы.

Пластилин стал очень популярен среди аниматоров, благодаря простоте использования: ему легко придать нужную форму, он достаточно гибкий, чтобы персонаж мог двигаться, и хорошо держит форму, особенно если использовать арматуру. Ярким тому примером служит мультфильм «Пластилиновая ворона». Меня очень заинтересовал процесс «оживления» пластилиновых фигур, и я хотела бы на следующий год создать свой собственный мультфильм.

Литература.

    Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.: Айрис- пресс, 2005.- 175 с. : ил.- (Внимание: дети!)

    Белова Е. Фигурки, игрушки и зверюшки в разных техниках: пряжа, бисер, пластилин, бумага. Ярославль, 2013.- 111с. : цв. ил.- (100 идей для творчества)

    Анистратова А. А. Поделки из пластилина и слоёного теста.- М.: Ин-т инноваций в образовании, 2010.- 44с.: ил.- (Развиваем творческие способности)

    Кард В.А. Сказки из пластилина.- СПБ., 1997.- 157с. : ил.- (Учить и в оспитывать, развлекать)

    Игры из пластилина// Подарки для друзей: поделки из природных материалов.- Смоленск: Русич, 2002.- с.5-112

Приложение I.

Рис. 1. Вильям Харбатт Рис. 2. Франц Колба.

Рис.3. Мастерская скульптора Рис. 4. Гончар

Рис.5.Архитектор. Рис.6. Военный.

Рис.7. Восковая рельефная карта.

Приложение I I.

Рис.1. Ортодонт. Рис.2. Мультипликатор.

Рис.3. Инженер Рис. 4 Изготовление пластилина

Рис. 5,6,7,8. Изготовление пластилина.

Приложение I I I.

Рис.1,2,3. Выполнение изделия из пластилина.

Рис.4. Из детского пластилина Рис.5. Лошадка из скульптурного пластилина

Рис.6. Изделия из глины Рис.7. Изделия из шарикового пластилина