Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут…» Ф

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Анализ стихотворения Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях - радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью - «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, её существование безмятежно и спокойно, что и выражается в стихотворениях русских поэтов, в том числе и Тютчева.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных его стихотворений красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика

Тютчева - это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении ≪Летний вечер≫. Закат у поэта ассоциируется с ≪раскаленным шаром≫, который скатила со своей головы земля; ≪светлые звезды≫ у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение ≪Осенний вечер≫. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест...

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: ≪...на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья≫, она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только

грустная, но и по-человечески сиротеющая. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а

показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении ≪Вчера≫ Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, ≪ухватился за одеяло≫, ≪взобрался на ложе≫, но и чувствуем его прикосновение.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

≪А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора, как откровенье неземное≫.

Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо.

В стихотворении ≪Кончен пир, умолкли хоры...≫ сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали -

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины...

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

….Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами...

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в ≪тайное тайных≫ человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна, она для поэта прежде всего святая: ≪Святая ночь на небосклон взошла...≫ В ней столько тайн и загадок:

…Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?...

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза - грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взметая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, - в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Писарев писал, что «в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы» и, действительно, его мастерство в описании природы поражает. Благодаря своему поэтическому таланту, Тютчев безошибочно подбирает яркие сравнения и эпитеты для нее, находит в самых обыкновенных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты и величия природы.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. ≪О Тютчеве не ду-

мает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии≫. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев - замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце...» - пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах («купаясь в небе голубом». «любовью воздух растворён») и в олицетворениях. Олицетворений в тексте встречается очень много: всё у Тютчева улыбается, движется, упивается, хотя эти ощущения и создаются не напрямую, а частым использованием глаголов. Прямой перенос разумного действия на неодушевлённый объект один - «поют деревья». Также нет упоминания о времени года, но чувство весны появляется само собой.

Говоря о глаголах, стоит отметить, что в первых двух строфах они используются особенно часто, создавая ощущение быстрого течения ручьёв, сверкание весенней природы, динамичность пробудившегося ото сна мира. Эпитетов встречается мало, если учитывать, что перед нами описание природы («цветущий мир», «голубое небо»).

Прекрасный эффект даёт выразительный повтор в строке «...И мир, цветущий мир природы..." - он предаёт особенной глубины после использования простых конструкций подлежащее-сказуемое.

Истинный смысл этого небольшого произведения открывается нам в последней, третьей, строфе, где мы видим, что расцветающая природа - лишь фон для чего-то большего, что зарождается между двумя людьми, что позволяет увидеть «измученную душу» в чужой улыбке. Третья строфа отличается от двух предыдущих ещё и своей сравнительной сложностью построения.

Ритм стихотворения - четырёхстопный ямб - идеально подходит под настроение весны и любви, которое с каждой строкой захватывает нас всё больше. «Сияет солнце, воды блещут...» легко запоминается благодаря своей безупречной перекрёстной рифме (первая-третья, вторая-четвертая строки), а небольшой объём и глубокий смысл, выраженный в нескольких простых словах, делают стихотворение прекрасным образцом поэзии о любви.

Анализ стихотворения Сияет солнце, воды блещут... по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности... И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.

  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

    После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал

  • Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

    Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

  • Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета

    В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

  • Анализ стихотворения Щечки рдеют алым жаром Фета

    Фет поднимает в своем творчестве три темы, которые являются ключевыми, это темы искусства, природы и любви. Все остальные темы автор считал приземленными и недостойными воплощения в своем творчестве

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы - природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

4) Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Сияет солнце, воды блещут,

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

Любовью воздух растворен,

Избытком жизни упоен…

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер - двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению. Лексика стихотворения проста, так как автор хочет передать простоту, наивность и легкость природы.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа - природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа - цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Поют деревья, блещут воды,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом…

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, - измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение - очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.