Педагогический конфликт. Вопросы к экзамену по педагогической конфликтологии для студентов факультета конфликтологии Журавлев основы педагогической конфликтологии читать онлайн

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Екатеринбург

И. А. Курочкина (темы 3–7, прил. 1–4), О. Н. Шахматова (введ., темы 1, 2, 8, заключение)

Курочкина, И. А.

К93 Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-

пед. ун-та, 2013. 229 с. ISBN 978-5-8050-0524-5

Рассматриваются проблемы педагогических конфликтов, причины их возникновения, способы урегулирования. Представлены практические задания, выполнение которых должно способствовать формированию конфликтологических компетенций педагога-психолога.

Предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика», а также студентам других специальностей, практическим психологам, работающим в системе образования, педагогам.

УДК 37.015.4(075.8) ББК Ю984.01я73-1

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор С. А. Минюрова (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»); кандидат педагогических наук, доцент И. И. Хасанова (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

Введение

Педагогическая конфликтология – практико-ориентированное направ-

ление педагогической науки, целями которого являются изучение характе-

ра и причин педагогических конфликтов, разработка методов их регулиро-

вания и разрешения.

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса при-

обретает все большую остроту в современной школе. Сегодня педагог дол-

жен обладать компетенциями, которые позволят предупреждать и разре-

шать конфликтные ситуации в образовательном пространстве.

Интерес к психологии педагогических конфликтов обусловлен сле-

дующими причинами:

● социально-экономические и политические условия, а именно сни-

жение уровня жизни основной массы населения;

● жесткая конкуренция в социальной сфере (бизнес, производствен-

ные отношения);

● изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспи-

тания ребенка;

ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций;

рост правонарушений;

падение престижа педагогической профессии в обществе;

напряженность межличностных отношений в образовательных уч-

невротический стиль общения во многих семьях.

Педагогический конфликт – социальное явление, которое, в принципе,

естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учиты-

вать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о со-

циальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы).

Многие процессы, происходящие в обществе и в педагогической дея-

тельности, – это проблемы коммуникативной культуры. Поэтому важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегаю-

щих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов и развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного и вузовского социума.

Анализ научных трудов показал, что однозначного определения конфликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфликтов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гиппенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и многими другими учеными.

Неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса.

Сегодня становится все более актуальным формирование конфликтологических компетенций у педагогов и всех участников образовательного процесса. Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, использование методов индивидуального консультирования, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать гармоничному развитию личности каждого учащегося.

В первой главе раскрываются междисциплинарная категория «конфликт», структура данного феномена, функции и динамика. Во второй и последующих главах рассматриваются особенности педагогических конфликтов, их причины, специфика протекания, связанная с участниками конфликтов: «педагог – учащийся», «учащийся – учащийся», «учащийся – родитель», «педагог – педагог», «родитель – педагог», «педагог – администрация». В восьмой, заключительной, главе представлен анализ практико-ориентированных подходов, психотехнологий, используемых в предупреждении и урегулировании педагогических конфликтов.

В глоссарии (прил. 1) даны основные понятия, владение которыми обязательно для профессионального педагога-психолога.

Тема 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Цель – ознакомиться с основными феноменами межличностного конфликта.

Задачи:

1) раскрыть суть понятия «межличностный конфликт»;

2) рассмотреть междисциплинарную категорию «конфликт», функции

и классификацию конфликтов;

3) изучить структуру конфликтов;

4) познакомиться с динамикой протекания конфликтов и стратегиями поведения в них.

Ключевые понятия : конфликт, конфликтная ситуация, структура конфликта, функции, динамика конфликта.

Основные теоретические положения

Слово « конфликт » происходит от латинского conflictus – « столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия . Впервые понятие «конфликт»

в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер

в своем труде «Основания социологии».

Понятие «конфликт» является междисциплинарным. Конфликты изучают такие науки как психология, педагогика, социология, история, политология, философия и др. Изучением социального конфликта занимались М. Вебер, У. Мур, А. Росс и другие зарубежные и отечественные социологи.

Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели. Все конфликты имеют общую структуру и включают в себя участников конфликта (личности, группы), конфликтную ситуацию (противоположные интересы, позиции, мотивы) и специфическую активность субъектов (противоборство, столкновение, непримиримость).

С точки зрения А. Г. Здравомыслова, конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями . Р. Дарендорф понимает его как лю-

бое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности . В «Психологическом энциклопедическом словаре» конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями . При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Б. И. Хасан определяет конфликт как актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы .

В истоке любого конфликта лежат противоречия, обусловленные неудовлетворенностью каких-либо потребностей конфликтующих. Противоречия являются объективной основой развития конфликтов. В тех случаях, когда конфликт возникает без видимых причин, конфликтная ситуация порождается латентным (скрытым) действием противоречий в социальных системах. Конфликт всегда связан с конкретными действиями противоположных сторон. Важной стороной этого противодействия является поведение людей. В конфликтных ситуациях стороны (индивиды, социальные группы, социальные организации) стремятся реализовать свои интересы .

Структура конфликта

Все конфликты имеют общую структуру, однако разные исследователи рассматривают различные структурные компоненты конфликта.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов при описании структуры конфликта говорят о конфликтной ситуации , участниках конфликта , объекте кон - фликта , условиях протекания конфликта , образах конфликтной ситуации

и конфликтном взаимодействии . Конфликтная ситуация, с их точки зрения, включает в себя участников (стороны конфликта); группы поддержки; объект или предмет конфликта; условия протекания конфликта и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия. Динамические характеристики конфликта авторы сводят к стадиям процесса возникновения и развития конфликта (включая и конфликтное взаимодействие, и разрешение конфликта) .

Автором первой понятийной схемы социально-психологического анализа конфликта является Л. А. Петровская. При описании структуры конфликта она выделяет следующие составляющие: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Динамика конфликта, по мнению Л. А. Петровской, представляет собой процесс, состоящий из различных стадий развития конфликта – от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.

Существенным признаком конфликта, по мнению Н. В. Гришиной, является наличие субъекта или субъектов как активных носителей конфликта. Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами .

Под конфликтной ситуацией понимают совокупность объективных и субъективных условий, которые предшествуют конфликту и обусловливают несовместимые, взаимно отрицаемые требования сторон, вовлеченных в конфликт.

Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий.

Участники конфликта , или конфликтующие стороны (оппоненты, соперники), – лица, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций .

С точки зрения протекания конфликтной ситуации она может быть производственной, семейной, детско-родительской. Основой разногласий в конфликте являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Кроме непосредственных участников конфликтной ситуации в конфликте опосредованно могут принимать участие и другие лица, заинтересованные в его развитии, – косвенные участники.

Подстрекатель (провокатор ) – это лицо, стремящееся столкнуть участников, втянуть их в конфликтную ситуацию, преследуя свои цели, но при этом остающееся в стороне. Его главная задача – спровоцировать конфликт, поддерживать его, извлекая из ситуации пользу, выгоду.

Пособник – это лицо, содействующее конфликту различными способами – советом, делом, а иногда и материально; пособничество может проявляться и в пассивности, бездействии.

Организатор – человек, который планирует конфликт, намечает стратегию и тактику развертывания действий, последовательность акций (чаще организатор находится вне конфликта и руководит им со стороны, но он также может представлять одну из противоборствующих сторон).

Посредник – нейтральное лицо, взявшее на себя обязательства оказать помощь противоборствующим сторонам в разрешении конфликта.

Переход от конфликтной ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий инициатора – того, кто проявляет инициативу. В конфликте сторона – инициатор действий может рассматриваться как активная, а другая – как пассивная. В конфликтной ситуации стороны пытаются помешать друг другу в достижении определенных целей, противодействовать удовлетворению интересов противоположной стороны. Действия сторон проявляются в стремлении завладеть ресурсами противоположной стороны, повысить свой социальный статус, в посягательстве на собственность, на территорию. Конфликт может проявляться и в активных действиях сторон, направленных на изменение поведения соперника, его социальной позиции или статуса.

Конфликтное взаимодействие состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, в которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы, происходящие в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Действия оппонентов влияют друг на друга, вытекают из взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны, т. е. являются взаимообусловленными, а значит, приобретают характер взаимодействия.

Под условиями конфликта имеют в виду объективные характеристики ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта и включают в себя условия возникновения и особенности протекания.

Причины возникновения конфликта – конкретные действия участни-

ков ситуации или возникшие обстоятельства. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликт .

Предмет конфликта – это то, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия (несовместимые притязания сторон) и связан с целями конфликтующих сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материальный предмет). Таким образом, предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая

(воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, т. е. это основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

К условиям протекания конфликта относят факторы, влияющие на его развитие: социокультурный контекст конфликта (культурные нормы протекания и разрешения конфликтов); ситуационный фон развития дан-

ной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесто-

чения конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта, и др.

Действия участников конфликта . Конфликтное взаимодействие, в сущ-

ности, и является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько иде-

альный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и определяющий его направленность. Исходом конфликта могут быть совершенные действия, изменение отношений, психологические последствия. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников – не только непосредственных, но и тех лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией, и чья позиция может иметь влия-

ние на исход конфликта (косвенные участники данного конфликта).

Классификация конфликтов

В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рас-

сматривались, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А. А. Ер-

шов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые создавали свои классификации конфликтов (табл. 1).

В зависимости от сторон, вовлеченных в конфликт, противоречия бывают:

внутриличностными – отражают борьбу равных по силе мотивов,

влечений, интересов личности;

● межличностными – характеризуются тем, что каждый из участни-

ков стремится реализовать в процессе взаимодействия свои, взаимоисклю-

чающие, цели;

● личностно - групповыми – в этом случае возникает конфликт между личностью и группой; наблюдается в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

● межгрупповыми – конфликтующими сторонами в этом случае вы-

ступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и пре-

пятствующие друг другу в их осуществлении;

● международными.

Таблица 1

Классификации конфликтов

Виды конфликтов

К. Боулдинг

● Конфликты между отдельными личностями;

● между личностью и группой;

● между личностью и организацией;

● между группой и организацией;

● конфликты между разными типами групп и орга-

● Конфликтные явления внутриличностного и меж-

личностного уровня;

● конфликты между государствами, нациями и т. д.

А. Г. Здравомыслов

● Межиндивидуальные конфликты;

● межгрупповые конфликты:

между группами по интересам;

группами этнонационального характера;

группами, объединенными общностью положения;

● конфликты между ассоциациями (партиями);

● внутри и межинституциональные конфликты;

● конфликты между секторами общественного раз-

деления труда;

● конфликты между государственными образованиями;

● конфликты между культурами или типами культур

А. Я. Анцупов,

● Внутриличностные конфликты;

А. И. Шипилов

● социальные конфликты: межличностные конфлик-

ты, конфликты между малыми, средними и больши-

ми социальными группами;

● международные конфликты между отдельными го-

сударствами и их коалициями

В аспекте потребностей конфликты подразделяются на материаль-

ные, статусно-ролевые, духовные.

По времени протекания конфликты бывают кратковременными, быст-

ротечными, длительными (затяжные, продолжающиеся годы, десятилетия).

Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.

Как социально-психологическое явление свойственен практически всем сферам жизнедеятельности человека. Исходя из этого, практически все отрасли научного познания в той или иной мере связаны с конфликтологией. Эта связь носит взаимный характер. Конфликтология, являясь самостоятельной научной дисциплиной, особенно тесно связана с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась, - с социологией и психологией.

Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.

Конфликтология как наука использует :

  • Теоретические модели;
  • Данные;
  • Приемы;
  • Методы.

С одной стороны другие области научного знания дают конфликтологии фактический материал, а с другой - являются точкой приложения ее концепций.

Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >> << Точка приложения конфликтологических концепций: Конфликтология

Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:

  • дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
  • Математики - математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
  • Психология - изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;
  • Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.

Методологические принципы:

  • Принцип развития;
  • Принцип единства теории, эксперимента и практики;
  • Принцип системного подхода;
  • Принцип конкретно-исторического подхода;
  • Принцип объективности;
  • Принцип всеобщей связи.

Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.

Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории , выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.

Основные законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей;
  • Закон отрицания отрицания;
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • материя-движение;
  • качество-количество;
  • сущность-явление;
  • причина-следствие;
  • необходимость-случайность;
  • содержание-форма;
  • единичное-всеобщее;
  • время-пространство.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики . Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.

Исходя из требований принципа системности , конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.

В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.

Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.

Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.

Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.

Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА :

  • 1-й ЭТАП 1920-1933 гг. (Г.Ф. Гаузе);
  • 2-й ЭТАП 1940-1974 гг. Математическая теория игр Модель «рефлексивных игр» (В.А. Лефсвр, Т. Саати, В. Крапивин и др.);
  • 3-й ЭТАП 1975-1985 гг. Применение математических моделей в решении частных проблем экономики, спорта;
  • 4-Й ЭТАП 1986 г.- настоящее время. Создание программного продукта для использования ЭВМ в моделировании конфликта.

Однако человеческие конфликты настолько сложны, разнообразны и специфичны, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для математического описания, делают их мало-информативными. Достаточно эффективно математические модели зарекомендовали себя при моделировании масштабных конфликтов. В частности, Т. Саати на математической модели американско-вьетнамской войны доказал необходимость вывода американских войск из Вьетнама еще до ее окончания.

В экономике, спор те, поенном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

Таким образом, выделившись в относительно самостоятельную отрасль научного знания, и на сегодняшний день тесно взаимосвязана не только с социальными науками, но и с естественными.

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.

По мнению ряда исследователей, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками. Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.

Рассмотрим причины школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти к определенным представлениям о наиболее распространенных причинах.

По мнению специалистов, ими являются:

Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.

Действительно, учитель, планируя занятие, даже при богатейшей интуиции не может предсказать возникающие ситуации. Неожиданные поступки могут не только прерывать план урока, но и вообще привести учебный процесс к срыву. Это порождает раздражение и желание скорее решить проблему, чтобы вернуться к намеченному плану. При таком ходе событий объективно учитель должен быстро реагировать, располагая недостатком информации о причинах происходящего. Это не может не приводить к ошибкам, выбору неадекватного поведения и несоответствующих обстановке педагогических приемов; учитель оценивает, как правило, не отдельный поступок ребенка, а его личность. Такие личные оценки влияют и на самооценку ребенка, формируя отношение к нему со стороны других людей (учителей и сверстников).

Стремление педагога сохранить социальный статус, руководствуясь своим представлением о том, что предстало делать учителю, а что не позволительно или унизительно. Сохранить свой авторитет иногда для учителя оказывается более важным, чем последствия конфликта для детей.

Часто оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов, индивидуально-типологических особенностей, условий и проблем в семье.

Нередко педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится наказать, считая, что излишняя строгость не повредит. Конечно, такие педагогические установки свойственны учителям, которые придерживаются авторитарного стиля общения с детьми.

Определенные ситуации конфликта порождаются мерой несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя.

Неординарное поведение ученика тоже может выступить причиной конфликтного отношения со стороны учителя.

Отдельные черты личности учителя могут быть источником ряда конфликтов (например, общая конфликтность в общении с людьми, неадекватные формы реагирования в проблемных ситуациях: раздражительность, соперничество, неумение искать компромисс и сотрудничать и т.д.)

Причиной педагогических конфликтов может быть недостаточная профпригодность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения. Учителя нередко в силу низкого профессионализма оказываются в плену ошибочных педагогических заблуждений, упрекают детей, употребляют резкие слова, переходят на личность, высмеивают перед классом. Общеизвестные рекомендации по педагогическому такту далеко не всегда применяются на практике.

В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конфликты между учителем и учеником.

2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).

3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).

4. Конфликты между детьми.

5. Конфликты в педагогическом коллективе.

6. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.

При этом по содержанию все эти конфликты могут быть деловыми или личными. В конфликтологии педагогические конфликты принято делить по основе содержания ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношений.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или при плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину.

Конфликт поведения . Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми – в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие.

По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:

1) изменить ситуацию;

2) изменить отношение к ситуации;

3) измениться самому.

Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен. Они различают следующие стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если учитель отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения. Иногда выбор учителем именно такой стратегии является попыткой наказать учащихся или изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода от конфликта:

молчание;

демонстративное удаление ученика из класса;

отказ от проведения урока (как вариация – «обиженный уход»);

затаенный гнев;

депрессия;

игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);

переход на сугубо формальные отношения, показное безразличие; ведение урока «сквозь скрежет зубов» и т. д.

Эта стратегия достаточно распространена, в том числе и среди педагогов. В ее основе лежит механизм «вытеснения», описанный в психоанализе. Аналогично тому, как человек старается вытеснить из сознания все беспокоящее, непонятное, пугающее, вызывающее резко отрицательные эмоции, так и в своей реальной жизни он пытается уйти от необходимости решения сложной проблемы с непредсказуемыми последствиями, от риска, напряжения, беспокойства.

2. Противоборство («выиграть/проиграть»). Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей, и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации учителем различных конкурсов, соревнований или в случае какой-либо острой ситуации, когда учитель должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов стратегия противоборства приводит обычно к негативным последствиям, и тогда противостояние приобретает деструктивный характер («победа любой ценой»). Предпочтение этой стратегии объясняется подсознательным стремлением многих учителей обезопасить себя (боязнь потерять авторитет, власть над учащимися, проявить слабость и т. д.). В соответствии с названной стратегией учителями используются следующие тактические приемы: угрозы, запугивание наказаниями, которые будут отменены, если ученики согласятся с требованием учителя; настойчивые убеждения; выставление негативной отметки; задержка ученика после уроков, высмеивание ученика перед другими и т. п. Особый интерес представляет тактика чередования приемов по принципу «плохой и хороший полицейский». В этом случае один работник школы (учитель, завуч, директор) по отношению к конкретному ученику использует угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой – напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены и в одном лице.

При реализации второй стратегии следует учитывать, что ее эффективность крайне низка, наиболее вероятный результат ее применения – эскалация конфликта. В психоанализе стратегия противоборства соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.).

3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта учителя могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).

Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данная стратегия обычно используется, когда учителя либо не уверены в собственных силах, либо безразличны к учащимся и результатам своего труда (так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон, их взаимных уступок. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон, что называется, «по справедливости». Однако в реальной ситуации кому-либо из противников, как правило, приходится идти на большие уступки, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временной мерой, поскольку ни одну из сторон практически не удается удовлетворить полностью. Чаще всего в качестве компромисса используется так называемый нулевой вариант, или «статус-кво», когда конфликтующие стороны возвращаются на исходные позиции. Привлечение в качестве посредника представителя администрации в редких случаях приносит позитивные плоды в деле урегулирования школьных конфликтов. Учителя, прибегнувшие к этой тактике, в большинстве своем теряют авторитет в глазах учащихся, представляются им некомпетентными, слабыми, не способными самостоятельно решать проблемы. Однако в системе учитель – родитель – ученик посредничество может оказаться плодотворным.

4. Сотрудничество. Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Для реализации данной стратегии следует:

определить интересы и потребности всех участников;

предпринять возможные действия по их удовлетворению;

признать ценности других, равно как и свои собственные;

стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

искать творческие неординарные решения;

не щадить проблему, щадить людей.

Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналитической теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений (возмущение, гнев, обида, жажда мести, превосходство, агрессия и т. д.) направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигнет на этом пути максимального эффекта.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» - оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.

«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» - высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3.

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

- чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

- резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

- повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;

- решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»

- угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4.

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5.

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя - не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6.

Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент - анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу -выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций .

Именно поэтому от педагогического такта учителя , умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание - начало согласия».

В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в ре­зультате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как раз­новидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сфе­ру его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфлик­та. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами. Думаю, что наиболее приемлемым можно считать понятие «субъекты конфлик­та», под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в школьном социуме, являющихся непосредственными участниками конфлик­та и вовлеченных во все его стадии.

Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и пе­дагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как прави­ло, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой . По мнению ряда исследовате­лей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их от­ношениями и характеристиками (Битянова М. Р., Вереникина Н. М.)

Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокуп­ность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это по­вод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участ­никам наличие объективного противоречия в интересах и целях» . Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Имен­но инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие. Последнее проявляется в поведении субъектов в конфликтной ситуации. В связи с этим можно говорить о культуре конфликтного поведе­ния его субъектов, заключающегося в грамотном разрешении противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации.

Особо следует остановиться на таких проблемах, как функции, причины, типология педагогических конфликтов.

Обобщая и систематизируя многочисленные исследования ученых (Л. А. Пе­тровская, А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов, Е. А. Первышева и др.), можно выделить следующие общие функции педагогического конфликта, условно названные конструктивными:

Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспита­тельного процесса и управление им.

Обозначим наиболее важные из них.

На протяжении нескольких десятков лет сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным внимани­ем общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ве­дущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией. Возможно, что именно поэтому важным компенсатором низкого общественного признания становится уважение окружающих (особенно в рам­ках микросреды), хорошие взаимоотношения с коллективом, администрацией, учениками и их родителями. Сформированная у значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта, склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к прогнозу, что приходит в проти­воречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью перестройки всех сторон школьной жизни.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как пра­вило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в це­лом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятель­ности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-пси­хологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренчески­ми качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соот­ветствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фак­тора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Аналитика результатов ряда исследований позволяет выделить нам некото­рые основные тенденции в определении источников педагогических конфлик­тов в школе и их типологии.

Вторая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса. Как считает тот же В. И. Журавлев, конфликты дисциплины, факты негативного поведения могут быть как неспровоцированными, так и вызванными педа­гогически непрофессиональными действиями учителей. Плохая организация класса, приказной тон, крик учителя часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися.

Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Многие ученые и педаго­ги полагают, что данный конфликт возникает в сфере эмоционально-субъ­ективного отношения учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности (М. М. Рыбакова), из-за целевых установок и цен­ностных ориентации (В. М. Афонькова, Н. И. Самоукина, С. М. Березин). Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство (М. Р. Битянова, С. М. Березин, Н. И. Самоукина), открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запре­дельно-этические конфликты у В. И.Журавлева), серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.

Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса, к сожалению, слишком распространены в учительской среде. Лишь 10 % учителей обладают умением пристального и постоянного внимания к личности другого челове­ка, глубокого понимания ее, уважения, искренностью в выражении чувств и переживаний в межличностном общении.

В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П. П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педа­гогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключать­ся, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании чело­века, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Все вышеуказанные тенденции в типологизации педагогических конфлик­тов касаются, в основном, конфликтов между учителем и учеником.

Правомерным является выделение некоторыми учеными типа педагогиче­ского конфликта, условно названного «организационным» или «структурным». Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса: отсут­ствие преемственности в содержании и организации обучения, существование четырех возрастных школьных периодов, как то: сложность адаптации к шко­ле первоклассников, переход из начальной школы в среднее звено, высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения у девятиклассников, неподготовленность учащихся 11-х классов к взрослой, самостоятельной жизни (Н. И. Самоукина, М. Г. Битянова). С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по 7-ми подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распре­делением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вы­званные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противо­речия с общественными нормами поведения и др. О серьезных упущениях в организации учебно-воспитательною процесса, являющихся одним из важ­нейших источников возникающих конфликтов в школе, пишут в своих работах С. В. Березин, Э. И. Бурнашева.

Интересными, на наш взгляд, являются исследования, в которых рассма­триваются основные факторы, влияющие на конфликтность в коллективе, Так, например, Р. С. Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчи­ненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосред­ственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь административные функции. По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева, можно выделить две основные группы факто­ров, влияющих на конфликтность (или несовместимость) в педколлективе. Это объективные характеристики коллективной деятельности, выражающиеся прежде всего в ее содержании и способах организации, и психологические особен­ности его членов, как функциональные, так и нравственно-коммуникационные.

Интересная типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Воро­ниным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учи­тель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Обобщая основные тенденции в построении типологии педагогических конфликтов, представленных в научной литературе, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъ­ектов учебно-воспитательного процесса нам представляется следующая типо­логия: «учитель-ученик», «учитель-администратор», «учитель-родитель», «учи­тель-учитель», «ученик-ученик». Признание данной типологии школьных кон­фликтов обусловлено следующим:

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить материалы бан­ка школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей, реальным способам упреждения и разрешения педагогичес­ких конфликтов . Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъек­тов школьных конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в реальной школе.

Конфликтология и конфликты

1.

2.

3.

4.

5.

Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии.

Состоит в:

1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов,

2. Разработке методов практического регулирования, разрешения и предупреждения пед. конфликтов.

3. Повышении уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях

4. Снижении напряжённости в межличностных отношениях в школьном социуме

5. Повышении престижа педагогической профессии в обществе

6. Обучении субъектов образования основам конфликтологических знаний в результате осуществления специализированных образовательных программ и тренингов

Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект.

Субъект – участники конфликтной ситуации (лицо, группа, организация, государство)

Объект – конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся субъекты конфликта (человек может быть объектом лишь в любовном треугольнике)

1. Внутри - личностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности

2. Межличностный: конфликт возникает между двумя или более отдельными личностями;

3. Личностно – групповой: возникает зачастую в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

4. Межгрупповой: столкновение различных групп.

1. конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников).

2. конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей.

3. конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми.

Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

результаты вне учебной деятельности нам помогают:

Разрабатывать образовательные программы вне учебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

Подбирать такие формы вне учебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

Диагностировать результативность и эффективность вне учебной деятельности;

Оценивать качество программ вне учебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Детерминированность-это определимость. Детерминированность в решении какой-либо практической задачи означает, что способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов вне учебной деятельности: например в творческой(объединение художников выпустило картину, и конфликт возник из-за гонорара)

Трудовая(увеличение рабочего дня) досуговая(в организации досуга).

Учебная деятельность-личностные конфликты(между учениками, между педагогами)

Учебно-поведенческие(снижения качества образования, не компетентность педагогов)

Дошкольные конфликты(малое уделение внимание ребенку в саду)

Подростковые(между детьми и родителями)

Классификация видов школьных конфликтов.

Внутриличностный. Возникновение таких конфликтов обусловлено противоречием школьника с самим собой. Противоречие может порождаться такими обстоятельствами как несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; влечениями и обязанностями.

Межличностный. Противоборство школьников происходит на основе столкновения их личных мотивов. Такие конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между школьниками, затрагивают интересы окружения.

Межличностно – групповой. Это конфликт между учеником и группой учеников. В основном такие конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

Межгрупповой. Конфликт между группами. Порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния.

Конфликт поколений.

Предмет и метод педагогической конфликтологии.

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения.

Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.

1. Структурно-функциональный (метод рассматривает объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности, образует структуру).

2. Процессуально-динамический-данный метод позволяет углубиться в исследование конфликта. Важнейший инструмент-определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Метод типологизации - он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликта личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Способствует не только описанию типа конфликта, но и более глубокому уяснению их сущностных принципов

4. Прогностический(он подразумевает прогнозирование, то есть предвидение возможного будущего того или иного явления.

5. Разрешительный (в рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактические улаживания конфликта, его силовое подавление, с помощью компромисса или взаимных уступок).