Василий Менделеев: биография, достижения. Менделеев василий дмитриевич Смотреть значение Менделеев, Василий Дмитриевич в других словарях

Герман Смирнов

Менделеевы: Владимир, Ольга, Любовь, Иван, Мария, Василий...

Четверть века назад, когда научная общественность готовилась отметить 150-летний юбилей Дмитрия Ивановича Менделеева, я работал в журнале «Техника и наука». И, конечно, столь знаменательное событие не могло пройти мимо нашего журнала - органа ВСНТО - Всесоюзного Совета научно-технических обществ. В октябре 1983 года мы вдвоем с нашим фоторепортером Николаем Калининым поехали в Ленинград, имея в виду посетить три организации, связанные с именем Менделеева: Музей-архив в Ленинградском университете, Музей при Технологическом институте и музей во ВНИИМе, Всесоюзном научно-исследовательском институте метрологии, бывшей Главной палате мер и весов, последнем месте службы Дмитрия Ивановича.

Увы, нам не повезло. Все эти организации лихорадочно готовились к грядущим торжествам: везде шел ремонт, мебель и экспонаты были сдвинуты в углы, вдоль стен стояли связки книг и документов, сотрудникам было не до нас. Такую же картину мы застали и во ВНИИМе. Тем не менее Николай нашел кое-какие экспонаты для съемки, и пока он хлопотал вокруг них, я разговорился с пожилой симпатичной сотрудницей музея Тамарой Сергеевной КУДРЯВЦЕВОЙ. Как выяснилось, она всю жизнь проработала в архивах и музеях города, лично знала массу друзей и родственников знаменитых петербуржцев, располагала сведениями, которых не найдешь ни в одной монографии. От нее я узнал драгоценные детали и тонкости, связанные с бытовым укладом семьи и судьбой менделеевских родственников, в первую очередь детей.

У Дмитрия Ивановича было шестеро детей. От первого брака с Феозвой Лещёвой двое - сын Владимир (1865–1898) и дочь Ольга Трирогова-Менделеева (1868–1950). От второго, с Анной Поповой - четверо: Любовь (1881–1939), вышедшая замуж за Александра Блока, Иван (1883–1930) и близнецы Мария (1886–1952) и Василий (1886–1922).

В начале 1970-х годов, работая над биографией Менделеева в серии ЖЗЛ, я был удивлен загадочностью судьбы его младшего сына Василия. В доступных мне источниках сообщалось, что он учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища, но, не окончив его, в 1908–1916 годах работал конструктором на петербургских судостроительных заводах над проектами подводных лодок и минных заградителей. В архивах сохранились документы о разработанной им сухопутной боевой машине, прообразе тяжелого танка. При весе 170 тонн она была вооружена 120-миллиметровой морской пушкой и пулеметом, защищена 100-150-миллиметровой броней и развивала скорость 24 км/ч. Экипаж состоял из 8 человек. Для сравнения укажем: вес тяжелых танков Второй мировой войны составлял не более 50 тонн, а калибр орудий - 76-88 миллиметров. Эти официальные сведения как-то плохо стыковались с семейными преданиями Менделеевых, в которых о Василии глухо говорилось, как о молодом человеке со странностями, который будто бы не захотел учиться, ушел из дома и пропал.

Кудрявцева пролила мне свет на эту тайну менделеевской семьи. По ее словам, в 1911 году Вася надумал жениться на простонародной Фене, чем вызвал страшный гнев своей матери Анны Ивановны, боявшейся, что он в связи с женитьбой потребует своей доли наследства. Она его прокляла, и он действительно плюнул на все и ушел из дома, после чего следы его затерялись. Но в начале 1950-х годов Кудрявцева случайно обнаружила в архиве письмо от свояченицы Менделеева Марии Ивановны Сафоновой: она писала своей сестре, жене Дмитрия Ивановича Анне Ивановне Менделеевой, что, мол, Вася живет в подмосковной Александровской слободе в доме таком-то. И все.

И примерно в это же время в музей приехал полковник Мостовенко - известный специалист по истории танкостроения - и расспрашивал Марию Дмитриевну Кузьмину, дочку Менделеева, которая тогда была директором Музея-архива, о судьбе ее брата Васи. Мария Дмитриевна занервничала и, сославшись на срочные дела, поспешила уйти, предоставив дальнейшие переговоры Кудрявцевой. Тамара Сергеевна рассказала Мостовенко об обнаруженном ею письме Сафоновой, и он предложил, не откладывая дела в долгий ящик, отправиться в Александровскую слободу на поиски дома.

Было это уже году в 1950 или 1951-м. В слободе они долго ходили, спрашивая у старух, где, в каком доме снимал комнаты Василий Менделеев. Никто их не понимал, пока одна из старух не сообразила, что речь идет о «чокнутом Ваське, выдававшем себя за сына Менделеева». Самое удивительное, что нашелся дом и нашлась хозяйка, от которой они узнали дальнейшую судьбу менделеевского сына.

Он снимал у нее мансарду, завалив ее какими-то бумагами с чертежами и расчетами. Жил с Феней, а в 1920 или 1921 году они из голодного Питера поехали к родственникам Фени в Краснодар. Перед отъездом Вася сложил все свои бумаги в сарай, запер на замок и поручил хозяйке следить за их сохранностью до его возвращения. Хозяйка тоже куда-то уезжала, а когда вернулась, с ужасом обнаружила, что сарай вскрыт, бумаги разбросаны по двору. Она очень беспокоилась, что ей придется теперь перед Васей держать за это ответ. Но делать этого ей не пришлось: стало известно, что по пути в Краснодар Феня заболела брюшными тифом. Вася ходил за ней, заразился сам и умер в 1922 году в Краснодаре.

Когда Кудрявцева рассказала все это его сестре Марии Дмитриевне, та облегченно вздохнула. Оказывается, она всю жизнь боялась, как бы ее исчезнувший брат не объявился в эмиграции за рубежом.

В своей книге я писал, что любимый старший сын Дмитрия Ивановича, морской офицер Владимир Дмитриевич в 1889 году пережил душевную травму: «девушка, которую он любил, неожиданно вышла замуж, нарушив данное ему слово».

С изумлением узнал от Кудрявцевой, что этой девушкой была не кто иная, как Мария Федоровна Андреева, урожденная Юрковская (1868–1953), будущая актриса, невенчанная жена Горького, член КПСС с 1904 года, комиссар театров и зрелищ, директор московского дома ученых!

Чтобы облегчить переживания сына, Менделеев пошел на поклон к высокому морскому начальству и добился, чтобы Владимира назначили на полуброненосный фрегат «Память Азова», на котором наследник престола, будущий император Николай II должен был отправиться в путешествие на Дальний Восток через Грецию, Египет, Индию, Цейлон, Батавию и Японию. По возвращении из этого похода Владимир Менделеев женился на дочери известного художника-передвижника Варваре Кирилловне Лемох. После скоропостижной смерти молодого Владимира Дмитриевича она жила вдовой, после революции - одинокой старухой в Ленинграде, и когда умерла, сосед по квартире, режиссер ленинградского телевидения перетащил к себе ее имущество и только после этого сообщил о ее смерти. Разобрав присвоенное, он сначала предлагал музею купить у него портрет Варвары Кирилловны как невестки Менделеева, а потом продал музею ставший ему ненужным диван В.Д.Менделеева.

Узнал тогда же от Кудрявцевой, что дочь Менделеева Любовь Дмитриевна, вышедшая замуж за Александра Блока, была артисткой в труппе Мейерхольда и умерла в 1939 году буквально на руках у актрисы Ветриной. Она рассказала Тамаре Сергеевне, что Любовь Дмитриевна умерла мгновенно: встала, пошла к двери и вдруг осела и упала на пол уже мертвая. Не менее загадочно ушел из жизни и ее брат Иван Дмитриевич - математик, философ, профессор, работавший в институте метрологии. Во время революции дом Менделеевых в Боблове был сожжен и разграблен, остались лишь некоторые вспомогательные хозяйственные постройки, в частности, баня. Каждое лето Иван Дмитриевич продолжал приезжать в Боблово, где организовал школу для крестьянских детей. Жил в бане, гулял в окрестностях, помогал окрестным крестьянам. Однажды, почувствовав недомогание, обратился к местному фельдшеру, тот сделал ему укол - и крупный, внешне физически очень здоровый Иван Дмитриевич от него умер!

Дочь Менделеева от первого брака Ольга Дмитриевна Менделеева-Трирогова, овдовев, получила в наследство от мужа имение Аряш в Саратовской губернии и вела хозяйство, разводя породистых охотничьих собак. После революции имение было разграблено, и Ольга Дмитриевна перебралась в Москву, где по протекции Дзержинского получила должность консультанта питомника служебных собак ВЧК-ОГПУ. Ее дочь Наталья страдала неизлечимой слоновьей болезнью, и Ольга Дмитриевна поддерживала в ней жизнь, держа на голодной диете. Но как только мать умерла, к ней нахлынули прихлебатели, быстро обкормившие ее и после ее смерти растащившие имущество.

В 1983 году, сказала мне Кудрявцева, в Ленинграде жила единственная внучка Менделеева Екатерина Дмитриевна Каменская. Ее мать, младшая дочь Менделеева Мария Дмитриевна Кузьмина, еще до революции считавшаяся крупнейшим специалистом по легавым собакам, после войны работала директором музея-архива своего отца при Ленинградском государственном университете. Екатерина не сразу нашла свое призвание, училась в Академии художеств, в театральной студии и, в конце концов, окончила исторический факультет Ленинградского университета. Работала в знаменитой Кунсткамере, специализируясь на истории и культуре народов Полинезии.

Личная жизнь Каменской не задалась: ее муж, горный инженер Евгений Каменский, вернувшись из сталинских лагерей, развелся с ней. Их сын Александр - прямой менделеевский правнук - жил у родителей отца, был осужден и по отбытии наказания, утратив и жилье, и прописку, с трудом прописался в материнскую комнату в огромной коммуналке на канале Грибоедова. Жили бедно на зарплату экспедитора завода монументальной скульптуры и крошечную материнскую пенсию. В судьбе Екатерины Дмитриевны приняли участие ученые Менделеевского химико-технологического института, в 1989 году добившиеся для нее места в Доме-пансионате ветеранов науки АН СССР. У нее был рак, но умерла она, как и ее дед, от тривиальной простуды. После кремации прах передали сыну для захоронения на Волковом кладбище рядом с могилами деда и матери…

Кудрявцева говорила, что в музей приезжали какие-то немцы из ФРГ, утверждавшие, будто где-то в Германии есть потомки Менделеева от той дочки, которую родила от него немецкая актриса Агнесса Фойхтман, когда он стажировался в Гейдельберге. Сам Дмитрий Иванович, правда, сомневался в своем отцовстве: «18 лет платил, но не знаю, мой ли ребенок?» Но в том, что у него есть внучка в Японии, Дмитрий Иванович не сомневался. Во время плавания с цесаревичем на Дальний Восток Владимир, будучи офицером крейсера «Память Азова», заключил в Нагасаки брачный контракт с японкой Такой Хидесима, которая родила от него дочь Офудзи. После безвременной кончины Владимира Дмитрий Иванович посылал Таке деньги на содержание внучки. Считается, что Офудзи погибла во время землетрясения в Токио в 1923 году. Но японский менделеевед Масанори Кадзи, специально изучавший этот вопрос, утверждает, что гибель Офудзи ничем не подтверждена, что это не более чем слухи и что, возможно, в Японии есть потомки Дмитрия Ивановича.

Тамара Сергеевна говорила мне, что «материнская ветвь Менделеева вся азиатская, киргизская» и что только отец «Иван Павлович внес в нее чистую тверскую струю». О том, что Менделеев состоял в родстве с декабристом Басаргиным, известно давно, но лишь недавно я узнал, что Николай Басаргин (1800–1861) был женат трижды - на Мещерской, Мавриной и Ольге Менделеевой, старшей сестре Дмитрия Ивановича. В их семье воспитывалась дочь декабриста Н.Мозгалевского Пелагея, которая потом вышла замуж за Павла, брата Дмитрия Ивановича. Кудрявцева утверждала, что через Басаргина Менделеев состоял в отдаленном родстве со знаменитым художником Врубелем!

В своей книге о Менделееве я писал о том, что другом Владимира Менделеева по Морскому корпусу был будущий академик-кораблестроитель А.Крылов, Езоп, как его прозвали в корпусе. Сыну и его другу Дмитрий Иванович когда-то даже прочел курс лекций по химии. Но я не знал того, что сообщила мне об отношениях Крылова и Менделеева Т.С.Кудрявцева…

По ее словам, в дом Дмитрия Ивановича был вхож Павел Кузьминский (1840–1900), талантливый инженер и изобретатель, в 1880–1881 годах занимавшийся вместе с Дмитрием Ивановичем исследованиями вязкого трения в жидкостях. Однажды у Менделеевых он демонстрировал толстую тетрадь, в которой излагалась его оригинальная теория «тетраэдрического» корпуса. Тетрадь украшал портрет известного русского кораблестроителя Ильи Алымова, заслуги которого Кузьминский ценил особо высоко. Случившийся о ту пору в гостиной молодой Крылов попросил у Кузьминского тетрадь, чтобы ознакомиться с деталями работы, и тот ему ее отдал. Вскоре после этого Павел Дмитриевич умер, и когда его жена и дочь потребовали у Крылова эту тетрадь обратно, тот послал их куда подальше.

Дочь Кузьминского уже в старости рассказала Кудрявцевой об этой истории и довольно подробно описала, как выглядела эта тетрадь. И тогда Кудрявцева невинно заявилась в Центральный военно-морской архив и в фонде Крылова действительно обнаружила некогда присвоенную им работу Кузьминского! Кстати, когда Менделеев узнал о неблаговидном поступке Крылова, написавшего донос на Алексея Андреевича Грехнёва (1840–1913), создателя и директора первого отечественного опытного бассейна, он отказал будущему академику от дома.

По словам Кудрявцевой, далеко не безоблачные отношения установились у Менделеева с его заместителем в Главной палате мер и весов профессором Егоровым, который распространял слухи о том, что Дмитрий Иванович стар и ничего не делает. Дошло до того, что Дмитрий Иванович даже сказал ему: «Не торопитесь стать администратором, вам все кажется просто только пока вы за моей спиной». Егоров сыграл неприглядную роль позднее, когда Дмитрий Иванович простудился и заболел гриппом. Егоров скрыл ото всех его болезнь. Родные куда-то уехали, за Менделеевым ухаживала сестра жены Мария Ивановна и дядька Володи Михайло. Они были не в состоянии понять, насколько опасна болезнь. И в результате Менделеев скончался, не получив элементарной медицинской помощи. Об этом подробно написал М.Н.Младенцев, один из любимых сотрудников Менделеева, который сразу же после смерти Дмитрия Ивановича ушел из Палаты. Тетрадь с этими записями Младенцева Тамара Сергеевна обнаружила в каком-то архиве, далеком и от химии, и от метрологии.

После смерти Менделеева Егоров потребовал, чтобы семья умершего директора немедленно выселилась из казенной квартиры при Палате. Вдова с детьми была вынуждена переехать в доходный дом, его строил сам Дмитрий Иванович, сильно запутавшийся в денежных делах, связанных с этой стройкой. В конце концов и этот дом ей пришлось продать, и Менделеевы потом где-то снимали квартиру, не зная, куда девать огромный архив и обстановку менделеевского кабинета. Прознав об этом, к Анне Ивановне подъехали англичане и немцы, предлагая продать им менделеевский архив. Но русские химики, узнав об этом, выделили средства из фонда, созданного на I Менделеевским съезде, на приобретение архива. Однако после этого возник вопрос: где разместить, где хранить эти бесценные документы?

Верный памяти своего учителя Вячеслав Тищенко, заведовавший университетской библиотекой, поместил часть ящиков в библиотечных помещениях, но ректор университета Иван Боргман - приятель Егорова, - узнав об этом, сделал Вячеславу Евгеньевичу выговор. Тогда Тищенко обратился к Мусину-Пушкину - попечителю учебного округа и почитателю Менделеева. Тот возмутился, вернул деньги за менделеевский кабинет Менделеевскому фонду, выкупил на свои деньги архив и приказал Боргману разместить его в трех комнатах бывшей менделеевской квартиры. Эти три комнаты и были пристанищем музея на протяжении почти сорока лет. Лишь в самом начале 1950-х годов Кудрявцева, прикрываясь именем Кузьминой-Менделеевой, написала прошение в отдел науки ЦК ВКП(б) Юрию Жданову, и тот приказал добавить музею еще несколько комнат бывшей менделеевской квартиры. Но лишь в канун 150-летнего юбилея менделеевскую квартиру полностью передали музею…

Василий Дмитриевич Менделеев (1886, Санкт-Петербург - 1922, Екатеринодар) - русский инженер, изобретатель и создатель проекта первого российского танка под названием «Бронеход».

Биография

В 1903-1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища. В 1908-1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919-1922 годах - инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре.

Умер от брюшного тифа в 1922 году.

Семья

  • Отец: Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) - учёный-энциклопедист и общественный деятель.
  • Мать: Попова, Анна Ивановна (1860-1942) - дочь донского казака из Урюпинска.
  • Сестра: Любовь (1881-1939)- жена русского поэта Александра Блока.
  • Сестра-близнец Василия: Мария (1886-1952) - видный русский и советский кинолог, эксперт, любитель и заводчик английских сеттеров.
  • Брат: Иван (1883-1936) - русский философ, метролог.

Разработчик: В.Д.Меделеев

Начало работы над проектом: 1911

Изготовление опытного экземпляра : не изготавливался

Судьба проекта: проект не был реализован, ввиду начавшейся войны и последующего октябрьского переворота

Рис.6 Василий Дмитриевич Менделеев

Инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922), сын русского учёного химика Д.И.Менделеева, создаёт проект принципиально новой для того времени боевой машины на гусеничном ходу. Работу над ним он начал ещё в 1911 (!) году.

В период с 1911 по 1915 годы в свободное от основной работы на судостроительном заводе время В.Д.Менделеев разрабатывал проект принципиально новой боевой машины. В первом варианте на 170 тонную машину планировалось установить 120 мм пушку (размещалась в передней части бронированного корпуса) и пулемёт (для него была предназначена вращающаяся башня, размещаемая сверху). Боекомплект для орудия насчитывал 51 выстрел. А толщина брони колебалась от 150 мм в носовой части до 100 мм в корме и по бортам. Ожидалось, что максимальная скорость, с которой сможет передвигаться данный агрегат, составит 24 км/час. Экипаж - 8 человек.

При разработке этой боевой машины Менделеев младший использовал новейшие разработки отечественного военного кораблестроения, что позволило создать по-настоящему уникальную конструкцию, не имевшую аналогов в мире по многим конструктивным решениям.

24 августа 1916 года, ещё ДО того, как на полях сражений 1 Мировой появились первые танки, В.Д.Менделеев высылает в адрес Военного министерства комплект документов по новой машине, сопроводив их запиской следующего содержания: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

Рис. 7 «Бронированный автомобиль» Менделеева на поле боя. Модель-копия

В отличие от проектов «сухопутных броненосцев», «бомбардирных самобеглых колясок», «штурмовых вагонов» и т.п., в изобилии поступавших в то время в адрес ГВТУ, эскизный проект, предоставленный им, был тщательно проработан и оформлен по всем правилам. Описание его «Бронехода» подразделялось на главы. Тут были: таблицы весов, спецификация, внутреннее размещение экипажа, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и т.п.

Менделеев предложил «корабельный» вариант сборки. Каркас набирался из шпангоутов и стрингеров, на которые крепились цельнокатаные броневые листы. Причём бронирование было рассчитано таким образом, что должно было защищать экипаж от попадания шестидюймовых (152 мм) бронебойных снарядов. Основным оружием «Бронехода» была120 мм пушка Канэ, закреплённая на тумбовой установке. Вертикальное наведение обеспечивалось механизмом самой пушки, горизонтальное – поворотом корпуса машины. Боеприпасы подавались по подвесному монорельсу, на котором крепились роликовые подающие тележки. Боекомплект «Бронехода» насчитывал 51 выстрел, из которых один находился в казённике пушки, четыре на тележках, остальные – в «крюйт-камере» (сказывается флотская закалка инженера). В центральной части корпуса устанавливалась башня кругового вращения с пулемётом «Максим». В качестве двигателя В.Д.Менделеев предлагал 250-сильный автомобильный двигатель с водяным охлаждением, запускавшийся от сжатого воздуха.

Выше приведены чертежи, сделанные с оригинальных документов, разработанных конструктором Менделеевым В.Д, инженером Р.Казачковым.

Топливные баки находились под днищем задней части корпуса, т.е. были вынесены из заброневого пространства, что значительно повышало живучесть машины. «Бронеход» имел четырёхскоростную коробку передач и поворотный механизм дифференциального типа.

Рис. 8 «Бронированный автомобиль» Менделеева в разрезе

Гусеницы, в своей верхней части, прикрывались корпусом. Опорные катки обладали автономной пневматической подвеской и были сбалансированы по борту. Её конструкция позволяла ей работать как блокированной при медленных колебаниях и как индивидуальная - при быстрых колебаниях корпуса. При этом динамический ход каждого амортизатора составлял1500 мм, что позволяло машине сохранять продольную и поперечную устойчивость при движении по сложно-пересечённой местности.

Подобная конструкция давала возможность танку двигаться с полуопущенным корпусом, а в случае необходимости, полностью ложиться на грунт. Аналогичная подвеска в настоящее время используется на последних моделях российских БМД. Эта техническая находка решала одновременно двуединую задачу: позволяла защищать наиболее уязвимую часть конструкции (ходовую) и разгрузить последнюю от высоких нагрузок, возникающих в процессе стрельбы.

Для стрельбы машина ложилась на грунт днищем корпуса. Аналогичную конструкцию немцы смогли реализовать только через четверть века, в 1942 году в конструкции германской 600-мм самоходной мортиры «Тор». Несколько позднее этот вопрос технически смогли частично решить в конструкциях британских танков для авиадесантирования: «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх». Гусеницы имели регулируемое натяжение… Чем не САУ образца сороковых?

Для решения вопроса переброски данного танка на большие расстояния конструктивно была предусмотрена возможность установки его на железнодорожные траки и последующая его буксировки паровозом или перемещение последнего своим ходом (частично к этой идее советские конструкторы возвращались при разработке вариантов танка БТ-5).

С целью облегчения управления танком в конструкцию были заложены сервоприводы на пневматике, работавшие на коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота.

Рис. 9 Продольный разрез

Рис. 10 Вид в плане

Эта конструкция резервировалась механическими управляющими приводами. Менделеев механизировал также и процедуру подачи орудийных выстрелов, что значительно повысило скорострельность. Предусмотрен был и механизм опускания верхней башенки в корпус при транспортировке танка на большие расстояния. Также пневматика применялась для того, чтобы облегчить экипажу процесс регулировки натяжения гусениц.

Вся установленная пневматика работала от специального компрессора, подключённого непосредственно к основному двигателю.

Рис. 11 «Бронированный автомобиль» Менделеева внешний вид. Реконструкция

Для повышения живучести танка в бою Менделеев предусмотрел целых 4 поста управления.

Этот прообраз танка впервые в мире был оснащён противоснарядным бронированием, а также имел броневую защиту разной толщины в зависимости от важности того или иного узла для живучести и боеспособности (дифференцированная броневая защита).

Экипаж состоял из 8 человек. Причём командир не имел постоянного рабочего места, а выбирал его в зависимости от решаемых задач: при совершении марша – возле «рулевого» (механик-водитель), в бою – руководил экипажем, вёл наблюдение и т.п. «Рулевой» также имел два рабочих места: в бою внутри машины, на марше – в передней части на крыше «Бронехода», управляя машиной со съёмного поста управления.

Детально проработанная пневматическая система решала задачи управления главным фрикционом, пуском двигателя, подъёмом башенки, натяжением гусениц, жалюзи воздухозаборника и т.п.

Освещение отсеков выполнялось 16 лампочками, питающимися от 24В аккумуляторов. Электрическая сеть состояла из 4 групп АКБ и генератора.

Чертежи выполнены инженером Р. Казачковым с подлинных материалов проекта, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

Расчетная масса «Бронехода» должна была составить 173,2 т. Габариты: 13000 (с пушкой)/10000 (без) мм – длина, высота с башенкой – 4450, без 3500, лёжа на грунте – 2800/3800 мм соответственно. Ширина машины –4400 мм, клиренс –700 мм.

Специально для работы над данным проектом конструктор изучил «Курс автомобилизма». «Бронеход» должен был развивать скорость около24 км/чи преодолевать подъёмы до 25 градусов. Планируемый радиус разворота должен был составлять10 м.

Учитывая конструктивную сложность машины для освоения её серийного производства в России и тот факт, что электрооборудование и двигатель необходимо было бы покупать за границей, В.Д.Менделеев разработал «облегчённый» вариант машины. Машина была гораздо слабее бронирована, но имела более мощное вооружение: два пулемёта и127 мм пушку.

Характеристики машины не позволяли использовать машину непосредственно на поле боя. Но эту задачу конструктор перед своим детищем и не ставил. По сути «Бронеход» был хорошо защищённой мобильной огневой точкой, своего рода «дот» на гусеницах.

Рис. 12 Разрез по отсеку подвесок

Подобная машина могла эффективно применяться для противодесантной или береговой обороны, либо использоваться в крепостной войне. Наработки Менделеева в 1933 легли в основу проекта гусеничной САУ береговой обороны конструктора Толочкова А.А., которая была вооружена морским орудием Б-10 калибра152 мм.

Рис. 13 Танк в положении для стрельбы

«Бронеход» Менделеева по праву считается первым русским проектом подобной боевой машины. И, несмотря на то, что он «осел» в архивных недрах ГВТУ и, по большому счёту, не оказал сколь-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие отечественного танкостроения, мы можем рассматривать его в качестве эталона добросовестности и технической культуры того времени.

Рис. 14 «Бронированный автомобиль» Менделеева. Реконструкция

Название «Бронеход» появилось позднее. Сам конструктор именовал машину «бронированным автомобилем моей системы». Но я позволил себе использовать его в данной статье. Размещённая в данной статье иллюстрация, по мнению экспертов, также не совсем соответствует описанию, составленному конструктором. Но другого изображения я, к сожалению, не нашёл.

Ни тот факт, что данный образец так и не был принят на вооружение, ни присущие ему недостатки не умаляют заслуги Менделеева, создавшего передовой для своего времени проект и предложившего так много новых конструкторских решений, что к ним прибегали (и продолжают прибегать в настоящее время) конструкторы бронетехники различных стран мира.

Тактико-технические характеристики «Бронехода» Менделеева В.Д.

Год разработки проекта 1911 – 1915
Масса проектная (т) 173,2
Длина с пушкой вперёд (мм) 13000
Корпус длина / ширина / клиренс (мм) 10000 / ? / 700
Высота с поднятой башней / с убранной башней (мм) 4450 / 3500
Среднее удельное давление на грунт (кг/кв.см) 2,5 – 2,8
Двигатель тип/мощность (л.с.) Карбюраторный / 250
Скорость максимальная (км/час) 24
Бронирование лоб / борт, крыша, корма (мм) 150 / 100
Экипаж (чел) 8
Вооружение Пушка Кана (одна) калибр 120 мм боекомплект 51 выстрелПулемёт «Максим» (один) калибр 7,62 мм

Менделеев Василий Дмитриевич (1886-1922), русский изобретатель, конструктор, создатель первого отечественного проекта боевой гусеничной машины (танка). Сын Д. И. Менделеева. В 1903-06 учился в Кронштадтском мор. инж. уч-ще на кораблестроит. отделении. В 1908-16 конструктор на петербургских судостроит. з-дах (Балтийском, Нев ском и др.), был гл- конструктором проектов подводных лодок, минных заградителей и др. В течение 1911-15 работал над проектом своей сухопутной боевой машины. По одному из вариантов боевая машина М. должна была иметь массу ок. 170 т, вооружена 120-мм пушкой, помещённой в носовой части броневого корпуса, и пулемётом, установл. во вращающейся башне. Толщина броневой защиты корпуса: лобовой 150 мм, бортов и кормы 100 мм. Расчётная скорость (макс.) 24 км/ч. Экипаж - 8 чел. Ходовая часть частично размещалась внутри броневого корпуса. Ряд конструктивных решений проекта получил реализацию лишь много лет спустя, после появления первых танков. По проекту на боевой машине М. предполагалось использование пневматич. подвески, позволявшей изменять клиренс машины и в случае необходимости опускать корпус на грунт; для облегчения управления движением М. предполагал применить пневматич. сервоприводы. Была разработана также механизация подачи арт. выстрелов. М. в своём проекте впервые предложил противоснарядное бронирование с распределением его соответственно вероятности поражения машины на поле боя.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.

Литература:

Косырев Е. А., Орехов E. M., Ф о м и н H. H. Танки. M., 1973, с. 11-13;

Из истории русской военно-технической мысли. М., 1952, с. 125-148;

Сверхтяжелый танк - русское изобретение. - «Техника молодежи», 1949, № 9.

(1886-12-30 )

Василий Дмитриевич Менделеев ( , Санкт-Петербург - , Екатеринодар) - русский инженер, изобретатель и создатель проекта первого российского танка под названием «Бронеход».

Биография

В 1903-1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища . В 1908-1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919-1922 годах - инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре .

Умер от брюшного тифа в 1922 году.

Семья

  • Отец: Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) - учёный-энциклопедист и общественный деятель.
  • Мать: Попова, Анна Ивановна (1860-1942) - дочь донского казака из Урюпинска .
  • Сестра: Любовь (1881-1939)- жена русского поэта Александра Блока .
  • Сестра-близнец Василия: Мария (1886-1952) - видный русский и советский кинолог , эксперт, любитель и заводчик английских сеттеров .
  • Брат: Иван (1883-1936) - русский философ, метролог.

См. также

Напишите отзыв о статье "Менделеев, Василий Дмитриевич"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • Отрывок, характеризующий Менделеев, Василий Дмитриевич

    – Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
    Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
    – Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
    Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
    – Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
    – Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
    – Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
    – Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]