Что такое сенат и синод. Правительствующий сенат - конституционный суд рф

Угол нынешней Сенатской площади и Английской набережной, где сегодня стоит здание Сената и Синода в XVIII веке наверное считалось «нехорошим местом». Сперва, этим участком владел Александр Данилович Меньшиков, но в 1727 году фаворит Петра отправился в ссылку, а дорогостоящая недвижимость в центре отошла вице-канцлеру Андрею Ивановичу Остерману. Выдающийся интриган и дипломат проработал на берегах Невы чуть более десяти лет, в 1741 году настала и его пора знакомиться с сибирской природой. Новым владельцем земли стал канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмина, который, в 1758 году получил срок с конфискацией имущества и отбыл из Петербурга в места не столь отдаленные.

Надо заметить, что в отличие от своих предшественников, Бестужев-Рюмин все-таки вернулся в Петербург, но свой дом на набережной он уже мог только разглядывать со стороны. В 1763 году указом Екатерины II туда из здания Двенадцати коллегий был переведен Сенат. Имперским бюрократам стало тесно на Васильевском острове и они отчаянно нуждались в новом помещении. Палаты Бестужева были перестроены под нужды сенаторов, которые проработали в них до 1827 года.

Cтарое здание Сената. Начало XIX века

К тому моменту, относительно скромный и неоднократно ремонтировавшийся дом уже не соответствовал статусу резиденции Сената Российской империи и 10 августа 1827 года Николай I распорядился построить для высшего органа власти государства новое здание. По замыслу императора новая резиденция Сената должна была напоминать здание Генерального Штаба на Дворцовой площади.

Для исполнения поручения государя был создан соответствующий комитет, который решил перевести под крышу нового здания и светлейший Синод, таким образом освободив здание Двенадцати коллегий под университет.

В архитектурном конкурсе принимали участие Василий Стасов, Поль Жако и некоторые другие зодчие. Позднее, после ряда напоминаний в соревнование включился и Карл Росси. Последний принимал участие в конкурсе без особого энтузиазма из-за сильной занятости на других проектах, но именно предложенный им вариант двух отдельных зданий Сената и Синода соединенных аркой и был утвержден императором. Впрочем, удивительного в этом мало, ведь именно Росси был творцом полюбившейся Николаю I Арки Генерального штаба.

Скульптурная группа "Благочестие и правосудие"

Строительство здания Сената и Синода было завершено в 1834 году. Для уменьшения стоимости строительных работ, в конструкцию архитектурного ансамбля были включены элементы домов, стоявшие на этом месте раньше. Вершину арки символизирующей единство государства и церкви венчала скульптурная группа «Благочестие и правосудие». По ее сторонам были установлены барельеф и горельефы посвященные истории русского законодательство. Интересной достопримечательностью здания является уникальная православная церковь со стеклянным куполом. Здание Сената и Синода это последний крупный проект, который Карл Росси осуществил в Петербурге.

Архитектура нового государственного учреждения почти сразу же вызвала ехидные комментарии петербуржцев. «Сенат и Синод живут ПОДарками», говорили горожане, намекая на суровую бескорыстность слуг Бога и Государя. В собрании городских преданий сохранилась легенда о неком персонаже, который круглые сутки бродил вокруг Медного Всадника, что-то бормоча и размахивая руками. Несчастного взяли под белые руки и привели к государю. Выяснилось, что человек - помещик, которого разорила тяжба в Сенате. Кружась вокруг памятника Петру, несчастный твердил: «Петр сидя на коне одной рукой показывает на Сенат, а другой на Неву. Это значит - «Кто имеет дело в Сенате, пусть бросается в Неву».

Здание Сената и Синода в начала XX века. Открытка

Впрочем, несмотря на злословие клеветников России, Сенат продолжал исполнять свои функции. К 1909 году число его служащих выросло настолько, что для размещения сенатских учреждений пришлось прикупить близлежащий особняк Лаваля.

После революции 1917 года здание Сената и Синода было передано главному архивному управлению. Видимо у большевиков не было ни сил не средств перевозить огромные залежи бумаг скопившиеся в штаб-квартире русской бюрократии. До 2005 года в здании Сената и Синода располагался Российский исторический архив.

В годы Отечественной войны здание серьезно пострадало после попадания в него восьми тяжелых снарядов. Реставрация здания продолжалась с 1944 по 1952 года.
С 2008 года в здание Сената был переведен Конституционный Суда Российской Федерации. Любопытно, что один из его залов назван … именем подсудимого. Это Зал Чернышевского, дело которого разбирал Сенат в 1864 году. Теперь там расположен малый, совещательный зал Конституционного Суда, что демонстрирует преемственность традиций русского судопроизводства.

Последними крупными произведениями Карла Ивановича Росси стали здания высших правительственных учреждений Российской империи — Сената и Святейшего правительствующего синода, связанные в единое целое великолепной аркой, переброшенной над Галерной улицей. Расположены они на одной из трех центральных площадей Санкт-Петербурга — Сенатской, очерчивая ее границы с западной стороны. Своим северным фасадом Сенат, как Зимний дворец и Адмиралтейство, обращен в сторону Невы, широкие водные просторы которой неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами возвышающихся на них зданий. Торжественность Сената особенно помогает раскрыть величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.

В начале XVIII столетия участок, ныне занятый зданием Сената, принадлежал светлейшему князю А. Меншикову — сподвижнику Петра I и первому губернатору Петербурга. Именно здесь располагался его фахверковый дом. После опалы князя имение на набережной Невы перешло в собственность вице-канцлера А. Остермана. А в 1744 году дом был пожалован Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину, который перестроил его в пышных барочных формах по проекту А. Квасова. В 1763 году после восшествия на престол Екатерины II он перешел в казну и был изменен архитектором А. Вистом для Сената, переведенного с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону. В 1780-1790-х годах барочное здание Сената было перестроено, его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Предположительно, проект был выполнен архитектором И. Старовым.

При проектировании отдельных зданий Росси одновременно решал и градостроительные задачи, поэтому часто современники высказывались о нем так: «Этому архитектору нужно строить не здания, а города»

После окончания в 1823 году перестройки Главного Адмиралтейства по проекту зодчего А. Захарова возникла необходимость реконструировать здание Сената, так как прежние сооружения уже не соответствовали новому облику Петровской (ныне Сенатской) площади. Решение этой задачи в 1827 году было поручено Инженерному департаменту, в котором вел проектирование его главный архитектор А. Штауберт. Однако он не сумел справиться с застройкой площади, что привело к отклонению его архитектурного замысла. Поэтому был организован конкурс, в котором приняли участие видные зодчие того времени: К. Росси, В. Стасов, С. Шустов, А. Михайлов II, П. Жако, В. Глинка. Лучшим был признан проект Росси, один из нескольких разработанных им вариантов. Карл Иванович с 1828 года занимался реконструкцией Петровской площади. Он предлагал возведение в том же стиле здания Синода через улицу от Здания Сената, более того, соединяя их триумфальной аркой. Но несмотря на все архитектурные достоинства проекта, его арочная композиция встретила возражение со стороны начальника Инженерного департамента князя Долгорукова, считавшего, что «и без приведения всей западной стороны Петровской площади под один фасад, она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки». Эту мысль старались внушить и Николаю I. Но проект Росси имел столь явные преимущества, даже экономические, что именно он и был утвержден 29 февраля 1829 года.

Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. Возведение здания Синода на месте купленного в казну дома XVIII века купчихи Кусовниковой началось на год позже. Зодчий в своих разработках продуманно использовал стены старых построек. Руководить работами Росси отказался, ссылаясь на чрезмерную занятость и болезнь. Надзор за возведением, закончившимся в 1834 году, был поручен архитектору Штауберту, консультировавшемуся в случае необходимости у автора проекта.

И в этом произведении, как и в предыдущих, ясно виден градостроительный талант Росси, его мастерство в составлении композиции архитектурного ансамбля, умение вписать свои творения в пейзаж города. Сложное архитектурное окружение зодчий не только учел, но и умело использовал. Ансамбль Сената и Синода с высокой аркой в центре занимает всю западную границу Сенатской площади, начинаясь от Конногвардейского манежа и заканчиваясь уже на набережной Невы. Росси сыграл на сложном взаимодействии своего сооружения со строгим классическим Адмиралтейством (автор — А. Захаров) и с возводившимся в это же время архитектором О. Монферраном Исаакиевским собором, общий замысел и решение которого были уже иного характера.

Оба здания правительственных учреждений в плане представляют форму, близкую к квадрату, с обширным внутренним двором. Массивный рустованный цокольный этаж, мощные колоннады — все это созвучно Адмиралтейству и создает архитектурно-цельный облик площади. Композиционная связь особенно выразительно воспринимается с противоположного берега Невы и стрелки Васильевского острова. Широкие гранитные лестницы и покатые въезды к парадным дверям зданий своими выступами связывают их с площадью и со стоящим на ней памятником Петру I, который получил удачный фон для своей динамической композиции благодаря строгому ритму фасадов Сената и Синода. Росси закруглил угол здания Сената, обращенный к Неве, и этим создал плавный переход от застройки площади к панораме набережной, а также визуально скрыл разную длину двух зданий. За высокой аркой он открыл перспективу длинной, прямой, как стрела, Галерной улицы.

Значительная протяженность зданий Сената и Синода заставила Росси довести их высоту до 8,5 сажени (около 18 метров), поэтому здание Адмиралтейства оказалось ниже их на одну сажень (около 2,1 метра)

В зданиях Сената и Синода ясно проявилась склонность мастера к декоративной пышности. Росси широко использовал приемы, создающие игру светотени и подчеркивающие богатство форм: лоджии, сильно выступающие раскреповки карниза, глубокие ниши для статуй, сдвоенные маленькие колонны среднего этажа, поддерживающие балюстрады перед полукруглыми трехчастными арочными окнами. Подчеркнутую парадность и пластическую выразительность придает сооружению коринфский ордер. Единство достигается мастерски используемым Росси приемом ритмического повторения в различных вариациях однотипных элементов. На фасадах четырежды возобновляется мотив лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, близкий зданиям Александрийского театра и Публичной библиотеки. Такая же колоннада по дуге огибает угловую часть здания, обращенную к набережной, и затем на невском фасаде повторяется в шестиколонном варианте. Тройные окна и портики со ступенчатыми аттиками перекликаются с отделкой соседнего дома А. Лаваль на Английской набережной, перестроенного в 1806-1809 годах архитектором Т. де Томоном. Здесь Росси вновь превратил старое здание как бы в продолжение своей постройки. Другой повторяющийся элемент структуры ансамбля Сената и Синода — выступающие пары колонн, которые фланкируют центральную арку. В композиции арки, напоминающей о Нарвских воротах архитектора Дж. Кваренги, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная в здании Главного штаба. Несмотря на активную пластику ордера, арка Сената и Синода более статична. Ее скульптурное убранство, включая венчающую группу «Правосудие и благочестие», выполненную В. Демут-Малиновским, менее выразительно, чем в других образцах синтеза искусств в творчестве Росси.

Для интерьеров ансамбля зданий характерна некоторая несобранность и излишняя помпезность. Это связано с тем, что Росси не занимался прорисовкой деталей, а руководивший строительством Штауберт не обладал столь высоким архитектурным мастерством. Интерес представляет интерьер церковного помещения. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера, поддерживающего купол на парусах. Наиболее парадным выглядит двусветный зал заседаний Сената, перекрытый полуциркульным сводом, плафон которого был расписан художником Б. Медичи. Стены, пилястры и карнизы зала были отделаны искусственным мрамором. Размещенный в центре трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Плафон парадной лестницы, ведущей в зал, расписывал Ф. Рихтер, другие помещения Сената — группа художников во главе с В. Ширяевым и А. Соловьевым.

Перед строителями здания Сената стояла задача: «...придать сооружению характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится»

Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города — ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей, одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.

Архитектор и градостроитель Карл Иванович Росси мыслил масштабно, в своих работах старался решать не только художественные задачи, но и развивать инфраструктуру города. Он был великолепным декоратором, талант которого распространялся на украшение как интерьеров, так и фасадов возводимых им зданий. Это особенно заметно на последних его творениях — зданиях Главного штаба и ансамбля Сената и Синода, которые стали превосходным примером синтеза искусства и архитектуры. Такие профессиональные качества выделяли его из славной плеяды зодчих, сумевших не только создать национальную русскую архитектуру нового направления, но и возвысить ее до лучших образцов мировой архитектуры.

Одним из удивительных архитектурных творения Северной столицы считается здание Сената и Синода. В Санкт-Петербурге много замечательных строений, тем не менее именно этот последний крупный проект знаменитого архитектора Росси стал символом позднего классицизма.

Обзор

На самом деле речь идет не об одном, а о двух строениях, которые сегодня объединены одним названием - здание Сената и Синода. В Петербурге раньше эти два государственных управленческих органа Российской империи находились в здании Двенадцати коллегий. Однако после возведения в 1823 году Адмиралтейства прежняя постройка уже не соответствовала новому облику, который получила Сенатская площадь. Назрела острая необходимость ее реконструкции. А потому в 1824-м был объявлен конкурс на проект, по которому предполагалось построить новое здание Сената и Синода.

В Санкт-Петербурге 24 августа 1829 года был заложен первый камень в строительство. Вначале начали возводить сооружение, предназначенное для Сената, а спустя год приступили и к конструкции Синода. Строительство было завершено в 1834 году. Архитектор здания Сената и Синода - Карл Иванович Росси. Строительными работами по его проекту руководил Александр Штауберт.

Предистория

Первоначально на месте нынешних Сената и Синода располагался фахверковый дом, принадлежащий А. Меншикову, а рядом - особняк, которым владела купчиха Кусовникова. Когда оказался в опале, его имущество на набережной Невы перешло во владение вице-канцлера А. И. Остермана. Спустя некоторое время, в 1744 году, строение было пожаловано Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину. Канцлер реконструировал его, поручив архитектору А. Висту возвести дом в стиле барокко.

В 1763-м, когда на престол взошла Екатерина II, строение перешло в казну. В практически сразу переехал Сенат. С 1780 по 1790 годы барочная постройка Бестужева-Рюмина был снова реконструирована: фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

История создания

Когда в 1823 году архитектор Захаров закончил монументальное возникла необходимость преобразования трех центральных площадей Северной столицы: Сенатской (нынешней Декабристов), Дворцовой и Адмиралтейской, где в конце девятнадцатого столетия был разбит Александровский сад. Оформление уже существовавшего к тому времени дома, в котором находился Сенат, перестало соответствовать тогдашним масштабам, да и общей архитектуре и парадности центра города. И потому он требовал реконструкции.

Своим приказом император, а тогда на престоле был Николай I, начал строительство нового дома для Сената по единому образу и подобию, чтобы здание Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге было выполнено в едином архитектурном решении. Поэтому для последнего был приобретен дом купчихи Кусовниковой. А на месте дома А. Бестужева-Рюмина решили уже построить здание Сената.

Выбор проекта

В 1828 году был объявлен конкурс. В нем участвовали Василий Стасов, Поль Жако, Смарагд Шустов, Василий Глинка и, конечно, Росси. Здание Сената и Синода на чертежах конкурсантов имело самые разные решения. К примеру, Жако предлагал возвести одно общее здание, которое напоминало бы галерею Лувра, Стасов планировал перестроить только бывший дом Бестужева-Рюмина. Росси же сделал проект двух корпусов и соединил их между собой арочной конструкцией. И именно таким сегодня мы и видим здание Сената и Синода.

Архитектор и скульптор

Восемнадцатого февраля 1829 года проект Росси был утвержден. Главной задачей архитектора было придание зданию характера, соответствующего огромной площади, на которой он стоял. Уже в конце августа состоялась торжественная закладка дома, в котором должен был работать Сенат. В фундамент здания заложили памятную доску о том, что чертеж фасада, утвержденный высочайше, принадлежит Карлу Росси. Строителем же был назначен другой известный архитектор - А. Штауберт. Причем, согласно проекту, данная постройка весьма органично включила в себя и стены, сохранившиеся от дома Бестужева‑Рюмина. А в августе 1830 года, после того как удалось выкупить дом Кусовниковой в государственную казну, на его месте началось строительство здания Синода

В июле 1831-го императором Николаем I был утвержден и проект скульптурного убранства. При этом было дано отдельное указание о том, чтобы фигуры были изображены не «в рост», а сидячими. Кроме того, их нужно было одеть в античную одежду, например, в тоги, и убрать все трофеи и надписи на книгах.

Скульптурным оформлением занималось сразу несколько художников - С. Пименов, В. Демут-Малиновский с П. Соколовым, которым помогали Н. Токарев, а также П. Свинцов и другие. Скульптором Устиновым была создана расположенная в первой нише слева статуя «Вера». Соколов изваял «Благочестие», а Пименов - «Закон» и «Правосудие».

Капители и львиные маски, так же как и остальные декоративные детали, выполнены рукой Торичелли. Скульптурная композиция, расположенная на аттике, а также "Гениев" с книгами законов работы Демут-Малиновского отлили из меди на заводе Берда.

Строительство

Поставленная перед архитектором и строителями задача о придании зданию Сената характера, соответствующего величию Сенатской площади, была ими решена с большим мастерством и с точным ощущением масштаба. Достаточно большая протяженность фасада заставила автора проекта Росси увеличить высоту сооружения до восьми с половиной сажень. Нужно сказать, что соседнее строение Адмиралтейства ощутимо ниже, чем здание Сената - на целых двести десять сантиметров. В начале октября 1832-го строительные работы были свернуты, и сразу же началась внутренняя отделка обоих зданий. В феврале следующего года император лично совершил осмотр объектов. А уже в 1934-м строительство было окончательно завершено.

Особенности

Центром фасадной композиции, оформляющей грандиозную по масштабам и значимости Сенатскую площадь, Росси решил сделать эффектную арку, переброшенную над Галерной улицей. Она связывает оба здания в единый архитектурный комплекс. Для ее оформления Карл Иванович использовал один из им же ранее придуманных, но не осуществленных вариантов арки, предусмотренной для Главного штаба. Это архитектурное решение было переработано архитектором с учетом ощутимо меньшей ширины у проезда. При этом присущий композиции триумфальный характер зодчим был полностью сохранен.

Арка

Она объединяет здания Сената и Синода и завершается скульптурной композицией, расположенной на многоступенчатом аттике. «Правосудие и благочестие», а именно так называется работа мастеров С. Пименова, В. Демут-Малиновского и П. Соколова, символизирует единство двух властей - церковной и светской. Над этой композицией скульпторы работали около года. Кроме нее, над еще и фигуры, аллегорически означающие «гениев, которые держат закон».

На самом же аттике располагаются три барельефа - «Закон гражданский», «Закон Божий», а также «Закон естественный». Очень интересно их расположение. В центре, непосредственно над аркой, красуется сравнительно более крупный барельеф под названием «Закон гражданский». Среди изображений, имеющихся на нем, бросаются в глаза бюсты Петра Первого и Екатерины II.

Описание

Архитектор здания Сената и Синода - Росси - предусмотрел в плане трехэтажных прямоугольных корпусов и внутренние дворы. Необыкновенно красивые и широкие лестницы с пандусами, сделанные из гранита, оформляют вход. Удивительно богатый световой и теневой эффект создается благодаря чередованию выступающих частей на фасадах зданий и ниш. Этому немало способствуют и многочисленные лепные украшения.

Фасадом здание Синода обращено как к Английской набережной, так и к бывшей Сенатской площади. Вообще, специалисты считают очень интересным архитектурное решение данной части строения. Его угол округлен. Он украшен монументальной колоннадой, поднятой над первым этажом и собранной из восьми колонн из мягкий изгиб которой завершен, согласно замыслу автора проекта, ступенчатым аттиком. Данное архитектурное решение удивительным образом обогащает линию Английской набережной, придавая ей богатый вид.

Не менее интересен своим оформлением и бывший Зал заседаний в корпусе Сената, стены которого украшены кариатидами и пилястрами из стюка, а также плафоном, роспись которого делал художник Б. Медичи. В середине находился трон, обитый ярким малиновым бархатом.

После революции

В 1919-м Сенат и Синод упразднили. С 1925-го в здании располагался Центральный исторический архив. В 1936-м здание Сената и Синода начали реставрировать, были восстановлены и фасады, и скульптуры, а спустя год начали обновлять роспись парадных лестниц. В годы войны оба строения сильно пострадали. В них попало несколько артиллерийских снарядов, нанесших зданиям тяжелый урон. Практически полностью была разрушена Синодальная церковь.

Работы по реставрации начали летом 1944-го - еще до окончания войны. В 2006-м Исторический архив переехал, а само здание Сената и Синода было передано Конституционному суду РФ. Сегодня же там находится

Судя по сохранившимся документам, покупка особняка купчихи Кусовниковой обошлась царской казне в неслыханную тогда сумму - в шестьсот тысяч рублей, хотя в 1796-м участок был оценен всего в семь с половиной тысяч. Хозяйка, прознав о том, что на месте ее дома будет строиться здание Синода, решила взвинтить цену, к тому же в общую сумму вошли и взятки многим чиновникам.

Во время работы над композицией «Правосудие и благочестие» скульптор здания Сената и Синода Пименов скончался. Его труд завершил его сын.

Сенат и Синод

Административное здание

Здание Сената и Синода

Страна Россия
Центр Санкт-Петербурга Сенатская площадь
Координаты 59.935278 , 30.301389 59°56′07″ с. ш. 30°18′05″ в. д.  /  59.935278° с. ш. 30.301389° в. д. (G)
Тип здания Комплекс зданий
Архитектурный стиль Неоклассицизм
Автор проекта Карл Росси
Строитель Карл Росси
Строительство - годы
Основные даты:
Здания:

Библиотека имени Ельцина внутренний двор

Статус Памятник архитектуры
Здание Сената и Синода на Викискладе

Здание Сената и Синода - памятник архитектуры Санкт-Петербурга . Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи : Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода . Автор здания - архитектор Карл Росси ( - ; последнее его крупное произведение).

История постройки

24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 - здания Синода. Завершено строительством в 1834 году . Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века: дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И. Старовым в духе классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов , С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса - «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».

В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки - дома Бестужева-Рюмина. Здание Синода было начато строительством после того, как соседний дом купчихи Кусовниковой был выкуплен в государственную казну.

С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания - статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, - созданы скульпторами Степаном Пименвым, Николаем Пименовым, Василием Демут-Малиновским , и С. Соколовым.

При значительной протяженности зданий Сената и Синода Росси довёл их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Во время Великой отечественной войны здания Сената и Синода пострадали от обстрелов. Интерьеры сохранились только отчасти - в основном роспись и лепнина. Интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.

Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.

Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.

В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.

18 февраля 1829 года проект Росси, главной задачей которого было «придать зданию характер, соответствующий огромной площади», был утверждён. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». По проекту постройка органично включала в себя стены дома Бестужева‑Рюмина.

26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.

15 июля 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства здания. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, надписи на книгах, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.

Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора , триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.

27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ .

27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.

В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась