Фантастическая история про звездное небо рассказ. Сказка про звезды и космос: откуда взялись созвездия

Мажорова Анастасия

Мне очень нравится смотреть на звёздное небо.

Летом, в деревне, где нет многоэтажных домов, я выхожу ночью на улицу, сажусь возле дома и смотрю на небо.

Звёздное небо иногда выглядит глубоким, бездонным, а иногда кажется, что протянешь руку и можно достать до звезд.

Сначала, посмотрев на звёздное небо, становится немного страшно, даже кружится голова, кажется, что, если не устоишь на ногах, то можно сорваться в небесную бездну. Но потом понимаешь, что небо похоже на пушистое, мягкое одеяло, оно ласкает и согревает. И невольно, глядя на звёзды, хочется улыбаться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

г. о. Саранск

Городской литературно-творческий конкурс

«Россия – космическая держава»,

посвящённый 50-летию со дня полёта в космос

первого космонавта Ю.А. Гагарина

Сочинение

Звёздное небо

Выполнила: ученица 4 класса А

МОУ «Школа № 27»

Мажорова Анастасия

Проверила: учитель начальных классов

Терлецкая Н.В

2011

Звёздное небо

Мне очень нравится смотреть на звёздное небо.

Летом, в деревне, где нет многоэтажных домов, я выхожу ночью на улицу, сажусь возле дома и смотрю на небо.

Звёздное небо иногда выглядит глубоким, бездонным, а иногда кажется, что протянешь руку и можно достать до звезд.

Сначала, посмотрев на звёздное небо, становится немного страшно, даже кружится голова, кажется, что, если не устоишь на ногах, то можно сорваться в небесную бездну. Но потом понимаешь, что небо похоже на пушистое, мягкое одеяло, оно ласкает и согревает. И невольно, глядя на звёзды, хочется улыбаться.

Больше всего мне нравится смотреть на звездное небо в июле и августе. Именно в это время с неба падает много звёзд. Считается, что если успеешь загадать желание, пока падающая звезда не погасла, оно обязательно сбудется.

Так ли это - я не знаю. Мне ни разу не удавалось загадать желание, пока падает звезда. Ведь они падают так быстро, в считанные доли секунды. Вспыхивают, как искра, проносятся по небу, оставляя за собой светящийся след, и исчезают.

Когда я была совсем маленькая, мне было очень жаль маленькие звёздочки, которые падали. Я с грустью говорила маме: «Ещё на одну звёздочку на небе стало меньше. А вдруг на ней тоже жили люди?"

А ещё меня очень интересовало: "А куда падают звёзды? Можно ли их найти на земле?» На что мама отвечала: "Нет, они сгорают в атмосфере и не успевают долететь до поверхности земли».

Сейчас, став старше, я уже сама могу всё узнать о звёздах из книг.

Теперь я точно знаю, что падающая звезда - это не погибшая планета, а метеоры и метеориты, твердые космические частицы и камни, которые, двигаясь навстречу Земле, попадают в её атмосферу и сгорают, вызывая свечение.

Некоторые очень крупные метеориты, всё же, способны достичь поверхности Земли. На их поиски часто отправляются целые экспедиции.

Учёные, изучая состав метеоритов, узнают, из чего образовались планеты Солнечной системы, и каким было Солнце миллиарды лет назад.

В телепередачах нередко рассказывают о таком явлении, как «звёздный дождь», когда с неба одновременно падают тысячи метеоров. Я никогда не видела «звёздный дождь» сама, только в телерепортажах программы «Новости». Но мне так хочется понаблюдать самой за этим явлением! Наверное, это очень красиво! Настоящий салют из звёзд!

Я очень надеюсь, что когда-нибудь, я смогу увидеть в ночном небе, как одновременно падает огромное количество метеоров….

А может быть, когда-то мне даже удастся найти кусочек упавшего с неба метеорита…

Но не только я люблю наблюдать за звёздами. Во все времена небо завораживало и манило всё человечество. С самых давних времён люди мечтали покорить космос и раскрыть все его тайны.

Но завоевание воздушного пространства было очень долгим и трудным. Только самые смелые и отчаянные люди решались построить летательные аппараты и поднимались на них в воздух. Сначала это были воздушные шары, дирижабли, аэропланы, а в двадцатом веке появились самолёты и космические корабли. Не всегда полёты первых испытателей были успешны. Было немало случаев, когда смельчаки погибали.

В наше время, мы уже не удивляемся, видя в небе пролетающий самолёт. А в ночном небе можно часто увидеть пролетающий спутник. Человек полностью завоевал околоземное космическое пространство.

В этом году исполняется пятьдесят лет, с того момента, как впервые человек отправился в космическое путешествие.

Первым космонавтом, совершившим полёт в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года он отправился в космос на космическом корабле «Восток». Его полёт продолжался всего один час сорок восемь минут. За это время он пролетел один раз вокруг Земного шара, а затем благополучно катапультировался на Землю.

Второй полёт в космос совершил шестого августа тысяча девятьсот шестьдесят первого года Герман Титов. Его полёт длился уже более суток. Герман Титов также благополучно вернулся на Землю.

В июне тысяча девятьсот шестьдесят третьего года в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

За совершение полётов в космос, первые космонавты получили множество различных наград. Они стали почётными гражданами многих городов мира, и их именами названы улицы этих городов.

Однако, удачные полёты в космос первых космонавтов, совсем не означают, что космическое путешествие безопасно. Ни один раз полёты человека в космос оканчивались трагически.

И в наши дни никто не может гарантировать благополучного возвращения космонавтов на Землю. Там, вдали от Земли, могут случиться разные непредвиденные ситуации.

Не так давно, в две тысячи третьем году, потерпел крушение американский космический корабль, из-за неисправности в системе. Все восемь членов экипажа погибли. Конечно, ученые делают всё возможное, чтобы избежать таких трагедий, однако никто не застрахован от неприятностей.

Казалось бы, раз так опасны полеты в космос, может быть их вовсе прекратить, во избежание гибели людей?

Нет! Ведь космонавты летают в космос не ради прогулки или увлекательного путешествия. Они летают туда работать. Космонавты наблюдают за состоянием поверхности Земли, за погодой, проводят различные научные эксперименты и исследования. Кроме того, космонавтам нередко приходится выходить для работы в открытое космическое пространство, что очень опасно, ведь такое явление, которое мы наблюдаем с Земли, как падение метеоров и метеоритов, там, в космосе, несёт в себе серьезную опасность. Твёрдые космические частицы в открытом космосе летят со скоростью пули и могут попасть в космонавта и повредить скафандр и, даже, нанести серьезные травмы.

Именно поэтому, в космос отправляются только самые смелые, с крепким здоровьем люди. Но даже им приходится проходить серьезную подготовку перед полётами.

Любуясь звёздным небом, я часто думаю, что где-то там, высоко-высоко, работают люди…

Какой бы была наша жизнь без исследователей космоса?

Ведь космос таит в себе множество тайн и загадок, которые ещё предстоит раскрыть нашим отважным космонавтам. И я восхищаюсь их героизмом, их смелостью, стойкостью и целеустремленностью.

Звездное небо… Чарующее, манящее, мерцающее тысячами огоньков, бездонное и бесконечное, такое близкое и в то же время такое далекое… Не то, которое засвечено ночным городом или уличными фонарями, а то, которое вдали от цивилизации, такое, что виден космический мрак. Для этого не обязательно ехать в горы или в степь. Достаточно уехать на десяток километров от населенного пункта и уединиться, например, в долине реки или на поляне, окруженной на некотором расстоянии лесом.

Первое Большинство фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Летнее небо Астрономического города; 2. Звездное небо в горах.

Для меня звездное небо с самого раннего детства было самой главной загадкой и одновременно самой сакральной мечтой. Я любил подолгу лежать на стогу сена возле моего деревенского дома и любоваться этой бесконечной, мерцающей красотой. И мечтать… О том, что хорошо было бы иметь возможности астронавта и со сверхсветовой скоростью на корабле полететь в космические дали, чтобы стать рядом и прикоснуться к волшебству самых необычных космических миров. С этими мыслями, находясь внутри визуализированных, ярких образов космического путешественника, я часто засыпал у себя в кровати. Еще в детстве нашел карту и выучил на небе все созвездия.

Самыми любимыми и желанными для меня в детстве были фантастические фильмы на космическую тему. Во время их показа мысленно я исчезал из своего пространства и находился там, в космических мирах, вместе с героями фильмов. Жаль, что тогда (70-е годы) эти фильмы были очень редкими по телевидению (всего пару раз в году). Помню, какой сильнейший эмоциональный всплеск получил во время первого просмотра цветной космической фантастики в городском кинотеатре, когда стал студентом университета. Библиотека в деревенской школе была слабенькая, книг на тему космической фантастики там не было. Помню, какой получил эмоциональный шок, когда в 9-м классе учительница принесла объемный сборник фантастических повестей и рассказов. Читал до самого утра. Следующей книгой стал "Час быка" Ивана Ефремова…

Среди моих одноклассников, школьных друзей и детского окружения не было никого, кто так сильно увлекался и восторгался звездным небом. Тогда для меня это казалось странным. Сейчас понятно, почему. Ведь космос - это один из каналов здесь, на Земле, который заставляет нас задавать вопросы - кто Я, откуда Я, куда Я, зачем Я. И если человек не готов искать и получать ответы на эти вопросы в силу юного возраста души, либо по причине недостатка опыта и знаний, записанных в его духовной памяти, то у него не возникает сильной тяги и мощного восторга от созерцания звездных далей. Скажу больше, после прохождения "черты" духовной трансформации, когда человек из говорящего о любви становится духовно любящим, когда ответы на выше названные сакральные вопросы получены, восторг и наслаждение от пребывания под звездным небом и созерцания созвездий лишь усиливается…

Звезды . Про одну звезду, самую главную для нас, - - я уже подробно написал ранее. Солнце – это небольшая, спокойная, одиночная звезда спектрального класса G (G2V – "жёлтый карлик»), одна из 200 – 300 миллиардов в нашей галактике. Звезда рядовая, ничем особым не выделяющаяся. Таких большинство. Поэтому, что касается строения звезд, их свечения и жизни, то повторяться нет смысла. Здесь стоит отметить то, что характерно для других звезд и звездных систем, но не свойственно Солнцу.

Фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Плеяды; 2. Ведьма в свете звезд.

Невооружённым взглядом на небе видно около 3000 звёзд в каждом полушарии (северном и южном), всего около около 6000. Мощные наземные телескопы позволяют увеличить эту цифру в миллионы раз.


1. Звездные скопления в NGC 1313; 2. Звездное скопление M34; 3. M39 - рассеянное скопление в Лебеде; 4. Каскад Кембла.

Звезд в нашей галактике так много, что только около 0,01 % их количества занесено в каталоги . Остальные пока не обозначены и не сосчитаны. Наиболее известные звезды - Полярная звезда, Сириус, Вега, Альдебаран, Арктур, Ригель, Мицар, Алголь и другие. По сложившейся традиции, поддерживаемой астрономами, лишь около 300 ярких звёзд имеют собственные имена. Никаких официально присвоенных имён у звёзд не существует. В связи с этим, выдаваемые некоторыми организациями сертификаты о наименовании звёзд являются частной инициативой и не признаются Международным астрономическим союзом.

Первое фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Созвездия Дракона и Малой Медведицы; 2. Созвездие Большой Медведицы.

Еще древние люди наиболее яркие звезды мысленно связали линиями и полученные геометрические фигуры или узоры – созвездия - назвали именами. Например, Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Кассиопея, Стрелец, Лира, Лебедь, Андромеда, Пегас и т.д. Как правило, названия созвездий были созвучны персонажам мифов и легенд. Таким образом, созвездия – это достаточно большие, условно очерченные участки небесной сферы, в каждом из которых содержится несколько ярких звезд, хорошо видимых невооруженным глазом. Позже появились звездные атласы, в основу которых легли созвездия, сопровождаемые красивыми рисунками мифических персонажей. В них звёзды были обозначены буквами греческого алфавита в порядке убывания их блеска: α - ярчайшая звезда созвездия, β - вторая по блеску, и т.д. Звезды, входящие в созвездие, вовсе не обязательно близки между собой в пространстве.

1. Созвездие Ориона на небе; 2. Созвездие Ориона на звездной карте.

Кажется, что на небе звезды находятся недалеко друг от друга. На самом деле расстояния между ними даже по космическим меркам огромны. Ближайшая к Земле звезда (не считая Солнца) - Проксима Центавра. Она расположена в 4,2 световых лет (или 39 триллионов км = 3,9×10 13 км) от Солнечной системы (1 световой год – расстояние, которое свет в космическом пространстве проходит в течение одного года). Яркость звезды на небосклоне связана не только с расстоянием к ней от Земли, но и с размером самой звезды и ее светимостью.

Звезды различаются между собой по многим признакам. Прежде всего по цвету . Различают звезды голубые, бело-голубые, белые, жёлто-белые, жёлтые, оранжевые и красные. Цвет звезды зависит от температуры ее поверхности. Самые горячие звезды – голубые (до 60 000 ° Кельвина на поверхности), самые холодные – красные (2000 - 3500 ° К). Вообще, невооруженным глазом очень трудно определить цвет слабых звезд, тогда как на фотографиях он легко различим. Цвет звезд гораздо легче определить при наблюдениях в телескоп. Следует также иметь в виду, что наблюдатели по-разному воспринимают цвет: у некоторых глаз более чувствителен к синим лучам и с трудом различает красные звезды или наоборот.

Второй различительный признак – яркость звезды, которая оценивается в звездных величинах. Так, звезда, которая глазом воспринимается как звезда первой величины, почти в два раза ярче звезды второй величины, которая в свою очередь во столько же раз ярче звезды третьей величины, и т.д. Невооруженным глазом видны звезды до 6-й величины. Звезда первой величины ровно в 100 раз ярче звезды шестой величины. Так принято, что самые яркие звезды имеют отрицательные значения звездных величин.

1. Звезда Бетельгейзе, видимая в телескоп Хаббл; 2. Пятнистая поверхность звезды Бетельгейзе.

Третий различительный признак – размер звезды. Здесь соотношение между самыми маленькими и самыми большими достигает еще бОльших значений. На картинке слева показаны сравнительный размеры Солнца (маленькая точка слева, внизу) с голубой звездой LBV 1906-20.



Еще одна картинка слева, если щелкнуть по ней, раскроет большой рисунок, на котором наглядно показаны размеры звезд в сравнении. А ниже два видеоролика, где это сравнение Земли и Солнца с другими звездами еще более впечатляюще.




Эти видеоролики можно скачать с YOUTUBE по адресу http://www.youtube.com/watch?v=VEa0RiU5aeU и http://www.youtube.com/watch?v=kdUAus2-RXg

Массы звёзд меняются в гораздо более скромных пределах и в большинстве составляют от 0,07 до 100-150 масс Солнца. Есть и более тяжелые, но такие массивные звезды очень редки. Звезды очень сильно отличаются по плотности. Есть среди них такие, кубический сантиметр вещества которых перевешивает большой груженый океанский корабль. Например, плотность вещества белого карлика в миллион раз выше плотности воды. А у нейтронной звезды, размер которой всего несколько километров, плотность вещества в 280 триллионов раз превышает плотность воды. Вещество же других звезд настолько разряжено, что его плотность в поверхностных слоях меньше плотности того вакуума, который достижим в земных лабораторных условиях.

Различают следующие типы звезд : коричневые карлики, белые карлики, красные гиганты, переменные, звёзды типа Вольфа-Райе и типа T Тельца, новые, сверхновые и нейтронные звезды. Более подробно об этом можно почитать в материалах, ссылки на которые даны в конце текста.

Фото кликабельны, чтобы увеличить их, нажмите на картинку:
1. M13 - огромное шаровое звездное скопление; 2. Миллионы звезд в Омега Центавра.

По количеству звезд , связанных в группу, различают одиночные и кратные (двойные, тройные и большей кратности) звёздные системы. Если в систему входит более десяти звёзд, её называют звёздным скоплением. Наше Солнце является одиночной звездой. В галактике очень распространены двойные (кратные) звёзды (более 70 % звёзд). Например, самая яркая из визуально наблюдаемых на небе звёзд Сириус является двойной (рядом с ней вокруг единого гравитационного центра вращается еще белый карлик).

Различные типы звезд проходят различную эволюцию . Ее основные этапы следующие: рождение, жизнь на главной последовательности, финальный этап и смерть звезды. Звезды рождаются из газопылевых облаков, когда происходит гравитационное сжатие и разогрев вещества до температур, запускающих термоядерные процессы. Области звездообразования выдает, как правило, присутствие массивных горячих и ярких (молодых) звезд. Заканчиваю свою жизнь, в зависимости от класса, обычные звезды либо переходят в белые карлики, нейтронные звезды или пульсары, либо затухают и становятся невидимыми ("черные" карлики), либо взрываются как сверхновые, либо превращаются в черные дыры.

Вопрос

Подумаем вместе: почему люди смотрят на звёзды?

Люди во все времена любили смотреть на звезды, наблюдали за ними, изучали их, строили предположения о том кто создал Вселенную, придумывали им названия и красивые истории о них, ведь ничто не может сравниться с завораживающим и пугающим одновременно своей бесконечностью, таинственным звездным небом.

Звезды очень красивы и они, безусловно, украшают небо и особенно в безоблачную ночь. Красивое, красота всегда притягивает взгляды людей.

Задание

Ты конечно, тоже разглядываешь ночное звёздное небо. Что при этом тебе представляется? О чем ты думаешь?

Придумай фантастическую историю про звездное небо.

Когда я разглядываю ночное звёздное небо, то мне представляется безмерное пространство, темное и очень далекое. Я думаю о том, как в этом пространстве далекие от нас звезды существуют. Есть ли на этих звездах жизнь, или там как в пустыне ночью – темно, холодно, и безжизненно.

«Однажды я приехал к своему другу в деревню. У его семьи было большое фермерское хозяйство, и однажды мы с Андреем и его дедушкой пошли в ночное, пасти лошадок. Сделали все необходимые приготовления, и легли у костерка. Я долго смотрел на небо. И мне показалось, что я попал в Звездную страну. Первого кого я встретил - была Большая Медведица. Мы с ней познакомились, она спросила мня откуда я, с какой звезды? Я ответил что с планеты Земля, которая недалеко от Луны, Венеры и Марса. Она очень обрадовалась, сказала что знает Землю и немного скучает о ней, потому что жила там. Мы с Медведицей пошли по светящейся большой дороге – Млечному пути и Большая Медведица рассказала мне, кто она на самом деле и как попала на звездное небо.

Когда она жила на Земле её звали Каллисто, она была красавица, а богиня Гера позавидовала ей и превратила в Медведицу. Несчастная Медведица чуть не погибла от руки собственного сына, который встретил ее, возвращаясь с охоты. Но всемогущий бог Зевс спас медведицу и взял ее на небо, превратив в созвездие и даровав бессмертие.

Медведица познакомила меня со своими соседями, я познакомился я с Рысью и Малым Львом. Когда мимо нас пронеслись две собаки я спросил Медведицу, что они тут делают и куда так спешат, Медведица рассказала мне об охотнике Орионе, и его охранниках – собаках – Большом и Малом Псах. Ещё я видел небесного Дракона. А на смешном Жирафе я даже прокатился верхом... А потом, кто-то толкнул меня и спросил, долго ли я еще спать буду. Я очнулся и увидел что небо уже посветлело на горизонте и понял, что грезил наяву. Но все, что было со мной на звездном небе, я помню и никогда не забуду.»

Солнечная «семья»

Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? Попробуй ответить на этот вопрос.

Книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» - основной труд астронома XVI века опубликованный в 1543 году в Нюрнберге.

В этой книге была впервые в христианской Европе предложена гелиоцентрическая модель мира, по которой Солнце является центром Вселенной, а планеты движутся вокруг него. Система мира Коперника предлагалась взамен общепризнанной на тот момент геоцентрической модели Птолемея, где центром была неподвижная Земля. Книга Коперника оказала огромное влияние на развитие научной революции в Европе Нового времени. На неё опирались продолжатели, развивавшие коперниковскую систему мира, - Джордано Бруно, Галилей, Кеплер и Ньютон.

Несмотря на все свои несовершенства, модель мира Коперника была крупным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты подготавливало ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов. В конце XVII века Ньютон завершил разработку динамического фундамента небесной механики, и модель Птолемея окончательно отошла в историю.

Как вы думаете, что расскажет о Солнце земледелец, а что – путешественник?

Земледелец:

Солнце это объект дающий тепло и свет, без него не растут деревья, трава, невозможно вырастить овощи и фрукты, пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб, вода в реках, озерах при солнце нагревается, а поливать растения лучше теплой водой.

Путешественник:

Над горизонтом рассеивая ночную мглу встает Солнце, просыпается все живое. В ярком солнечном свете все окружающие нас объекты обладают яркими красками, листва на деревьях ярко-зеленая, небо синее, вода в водоемах голубая, путешествовать наблюдая многоцветье окружающего мира более приятно, чем в дни без солнца, тогда все сумрачно, окружающий нас мир становится серым, все краски приглушенными и настроение становится таким же мрачным, тяжелым, недобрым. Кажется что весь мир застыл в тревожном ожидании чего-то страшного.

Сделаем вывод после проведения опыта «Вращение Луны вокруг Земли», отвечая на вопросы:

Какая сторона Луны освещается Солнцем?

Какую часть Луны видно с Земли?

Движение Луны по орбите мы можем наблюдать по изменениям ее фаз. Луна не излучает света - она видна благодаря отраженному солнечному свету, падающему на ее поверхность. С течением времени внешний вид Луны меняется: то ее совсем не видно, то она представляет собой тонкий серп, то месяц, то полный диск. Все зависит от того, как Луна расположена относительно Земли и Солнца.

Важно запомнить простую вещь: Луна как любое сферическое тело, всегда освещается Солнцем одинаково. В каком бы положении ни находилась Луна, Солнце освещает почти точно половину ее поверхности, то есть целое полушарие.

Если мы видим тонкий серп, это значит, что невидимая нам часть Луны освещена почти полностью. Если Луна предстает перед нами в виде месяца, то ее обратная сторона также освещена ровно наполовину. И понятно, что во время полнолуния невидимая часть нашего спутника погружена во тьму, а во время новолуния обратная сторона сияет под солнечными лучами.

Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны.

В ясную погоду посмотрим внимательно на луну. Для этого используем бинокль. На что похожи темные пятна на её поверхности?

Тёмные области на Луне называются «Морями», это относительно ровные участки поверхности спутника, покрытые застывшей лавой, в противоположность светлым областям - «материкам», которые покрыты реголитом, пылью, камнями. Моря подразделяются на собственно моря, океаны, озёра, заливы и болота. На видимой стороне находится значительно больше морей, чем на обратной (21 море, один океан и 16 озёр против 2 морей и 3 озёр) и сами моря большего размера. Возможно из-за такой разницы Луна и повернута к Земле одной стороной.

Задание

Сочини рассказ « Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы…»

«Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы, что Атмосфера на Луне практически отсутствует, потому небо тут - всегда черное как уголь, и ночью, и днем, температура в дневное время солнце раскаляет поверхность до +120°C, а ночью она опускается до −160°C.

Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью.

Поверхность Луны можно разделить на два типа: очень старая гористая местность (лунный материк) и относительно гладкие и более молодые лунные моря. Лунные «моря», которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, - это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой.

Мы бы обнаружили отверстие в поверхности Луны, расположенное недалеко от вулканического плато Холмы Мариуса, предположительно ведущее в тоннель под поверхностью. Диаметр отверстия составляет около 65 метров, а глубина, предположительно, 80 метров.

Учёные считают, что подобные тоннели сформированы путём затвердевания потоков расплавленной породы, где в центре застыла лава. Данные процессы происходили в период вулканической активности на Луне. Если бы мы объехали всю луну на луноходе, то с обратной, невидимой нам стороне Луны, увидели бы огромный «бассейн» - впадину диаметром 2250 км и глубиной 12 км - это самый большой бассейн в Солнечной системе, появившийся в результате столкновения Луны с астероидом.

Мы наверно смогли прокатиться и с куполов и хребтов в борозды - узкие извилистые долиноподобные понижения рельефа. К сожалению нам нельзя долго быть на такой безжизненной планете-спутнике земли, там нечем дышать, нет свободной воды, температуры не пригодны для нашего пребывания. Но люди все равно будут летать на Луну, исследовать её, потому что это очень притягательный и неизведанный космический объект на долгие времена.»

Глобус – модель Земли

Рассмотрим глобус. Определим, какого цвета на рисунке больше - голубого или коричневого, Что обозначено голубым цветом? А коричневым?

На глобусе, модели Земли, голубым цветом обозначена вода, и коричневым суша.

Сделаем вывод: чего больше на Земле - суши или воды? Найдем на глобусе океаны и материки. Прочитаем и запомним их названия.

На Земле воды больше чем суши.

На Земле 4 океана и 6 материков.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Материки: Евразия (самый большой), Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка, Южная Америка.

МОУ Травнинская средняя общеобразовательная школа Доволенского района Новосибирской области

Литературно-поэтический конкурс «Солнечная страна»
Номинация: Реальные или выдуманные истории
Тема: Звёздочка

В одной семье не было детей. Супруги потеряли всякую надежду и смирились со своей судьбой. Они понимали, что помочь им может только чудо. Но они были слишком взрослыми, чтобы верить в чудеса.
Однажды поздним вечером супруги увидели в небе падающую звезду. Желание у них было одно на двоих - стать родителями. Его-то они и загадали.
А вскоре наши герои услышали раздирающий душу детский плач. Казалось, ребёнок плакал прямо под окнами дома. Открыв двери, они увидели маленькую девочку. Она поражала своей необыкновенной красотой. Мужчина взял девочку на руки и, чувствуя прилив нежности, вошёл в дом. Женщина оглядела двор, но никого и ничего не заметила. Войдя в дом, она поманила к себе ребёнка. Девочка подняла на неё глаза. Глаза были синие-синие, как сама Вселенная. Милое личико окаймляли золотистые волосы. От ребёнка веяло теплом. И ещё наших героев поразило то, что девочка словно излучала мерцающий свет, как звёздочка. Ну, разве можно не полюбить такого ребёнка?!
Супруги с первого взгляда полюбили девочку и растили ее как свою родную дочь. Дали ей имя - Ариэль. Она росла в ласке и любви. Каждый год родители открывали все новые и новые способности и возможности ребёнка. Но иногда замечали за ней странности и считали это причудой. Ариэль разговаривала со звёздами. Она рассказывала родителям, что звезды зовут её к себе. Ей очень хочется отправиться к звёздам, но она не может покинуть Землю, пока не подрастёт. Женщина очень переживала после таких разговоров с дочерью, а мужчина посмеивался. Он был очень практичным человеком и не верил во всякие чудеса. Хотя и признавал, что само появление девочки - чудо. Но объяснял это по-своему: «За наше долготерпение мы были награждены Богом или провидением. Но мы это заслужили. Дочке с нами хорошо, зачем ей куда-то отправляться?»
Прошло время, девочка подросла. Но ее желание отправиться в космос только усиливалось с годами. Когда она думала об этом, её кожа светилась мерцающим светом. Однажды Ариэль поняла, что воздух для нее, словно вода для жителей водных глубин. Она легко оттолкнулась ногами от земли и взмыла высоко в небо. Родители были ошеломлены и напуганы. А ещё они поняли, что теперь ничто не удержит их ненаглядную девочку на Земле, рядом с ними. Как же тяжело стало на сердце у обоих. Мужчина и женщина были бы совсем не против, чтобы их дочь осталась самым обыкновенным человеком.
Пришло время разлуки. Ариэль окрепла, освоилась в воздухе, а звезды неумолимо звали к себе. Родителям дала обещание не забывать и навещать. И вновь легко оттолкнулась ногами от Земли и стремительно полетела ввысь. Её золотистые волосы развевались, словно языки пламени. Ариэль быстро покинула земную атмосферу и оказалась в безвоздушном пространстве. Там, далеко в космосе она ощущала лишь приятную лёгкость. Привычного земного дыхания не было, но она жила! Она была дома! И ей казалось, что звезды шепчут приветливые слова. Откуда-то извне послышался голос или что-то наподобие голоса, сказавший ей, что она - Дитя Космоса! Это известие придало силы. Восторг захлестнул Ариэль. Она могла свободно передвигаться от звезды к звезде, от одной Галактики к другой. А когда уставала, могла присесть на какой-нибудь пролетающий мимо астероид или метеорит. Звезды, планеты, галактики, туманности, переливающиеся розовым, голубым, зелёным светом, а то и всеми цветами радуги, ошеломляли и радовали маленькую, но бесстрашную девочку. Лишь к таинственным чёрным «дырам» Ариэль не приближалась. Она знала - там опасность!
Наша маленькая, хрупкая девочка помнила, что ее вырастили на чудесной голубой планете Земля. Она привыкла считать своим домом Землю. Ариэль часто навещала родителей, рассказывала им об увиденном и услышанном там, далеко от Земли. Родители ещё больше полюбили свою доченьку. С нетерпением ждали её неожиданных возвращений и пугались её неожиданных отлётов.
Однажды, гуляя далеко в космосе, Ариэль встретила инопланетян. Они были невысокого роста, кожа серая, покрыта большими складками. Огромные зелёные глаза злобно рассматривали девочку из-под надбровных дуг. Они прекрасно поняли, кого встретили на своём пути, знали, что силу девочке даёт Космос. Поэтому предложили ей присоединиться к ним. Поделились своими планами. И самыми ближайшими планами было уничтожение планеты Земля. Ариэль без раздумий отказалась. Она решила, во что бы то ни стало спасти родную планету. Звезды подарили бесстрашной девочке необычайно прочный и красивый звёздный щит. Солнце наделило ее огненной силой.
Инопланетян было бесчисленное множество. Они одновременно повернулись в сторону Земли. Из их глаз заструился зелёный свет, нёсший гибель планете. Ариэль создала вокруг себя звёздный щит и отбила атаку инопланетян. Собрав в руке мощный огненный шар, дитя Космоса одним ударом уничтожила непрошеных злобных «гостей».
Серые существа были уничтожены, а маленькая планета светилась под лучами солнца голубым светом. Бедная девочка отдала все свои силы, чтобы спасти родной дом, любимых и дорогих для неё людей, и превратилась в самую яркую звёздочку во всей нашей Галактике. Она и сейчас ярко и задорно сияет на загадочном ночном небосводе. Своим сиянием звездочка делает души людей чище и манит в звёздные дали.

Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Фантастическая сказка «Космические спасатели»
Описание:
Вашему вниманию предлагается авторская сказка о космических просторах Вселенной.Создавая произведения, я стараюсь писать в разных тематических направлениях. Фантастическая сказка расскажет о том, как герои попадают в будущее 3691 года и помогают землянам вернуться на свою планету. Сказочная история может быть полезной учителям литературы, педагогам - организаторам, классным руководителям школьного сообщества при подготовке и проведении театрализованных представлений ко Дню Космонавтики для детей школьного возраста.
Цель: Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1) учить детей воспринимать реальный и нереальный мир через призму воображения и фантазии;
2) прививать интерес к книге, желание сочинять добрые фантастические сказки;
3) развивать устную речь детей и актёрское мастерство.

Фантастическая сказка «Космические спасатели»


Это было обычное утро, которое предвещало совсем необычный день…На дворе стояло 21 августа 3691 года. Мне было 13 лет. Я училась в 7н классе и предполагала, что именно этот год будет самым несчастливым в моей жизни. И, к сожалению, я оказалась права. После водных процедур, как обычно, начала настраивать свой наручный телепорт, чтобы попасть в школу. Он был черный с оранжевыми полосками и с широким ремешком, разрисованным граффити такой же расцветки. Помимо телепорта в нем были часы, телевизор, сотовая голограмма, и еще много всякой новейшей техники. И вот я выбрала место назначения, нажала кнопку «пуск», и всё было бы хорошо, если бы не одно непредвиденное обстоятельство. Моя школа находилась на Гидронской улице, но вчера вечером эту улицу решили переименовать в Дремерскую, так как предыдущее название продержалось более 600 лет. Поэтому я телепортировалась на несуществующий объект, и меня просто выкинуло в МКЦ – межгалактическую космическую цивилизацию (за последние 1000 лет мы успели подружиться с некоторыми пришельцами). Я хотела вернуться обратно домой, но, как назло, мой телепорт разрядился из-за большого магнетизма.
Оставалось только найти ронитов, зыдоков или людей, чтобы попросить у них помощи. Я пошла прямо по коридору и попала на развилку двух точно таких же. Долго блуждая в этом «космическом» лабиринте, я вдруг услышала осторожные шаги. Обнаружив это, я ускорилась. Шаги тоже стали чаще. За поворотом я увидела Серёжу. Он учился в 5м и, как выяснилось, тоже «попал не по тому адресу».


- Привет! Что будем делать? – спросила я.
- Сам не знаю, - ответил Серый.
- Теперь нас хотя бы двое! Не так страшно будет. Нужно найти кого-нибудь.
- Ясно, понятно! Но все до сих пор спят. Для них утро настанет только через 3 часа.
- Это проблема. Тогда давай поищем что-нибудь съестное, я с утра ничего не ела.
Мы пошли искать еду, и через полчаса бесполезного блуждания вернулись на то же самое место.


- Надо было направо идти, – сказала я.
- Ну, раз так, пошли, попытка не пытка, – ответил Серый.
Направо виднелся голубой коридор с красными огоньками по краям. В его конце была какая-то дверь. Мы с лёгкостью открыли её, опустив красный рычаг. Там находилась кабина с двумя иллюминаторами и креслами, сенсорной панелью и суточным запасом еды. Позавтракав, мы хотели уже идти, но двери не открывались. Я стала нажимать на все кнопки, и тут кабина, в которой мы находились, отсоединилась от МКЦ и вышла в открытый космос. Стало понятно, что это аварийная «шлюпка». Как управлять ей, мы не знали, поэтому в панике начали искать всевозможные средства связи, чтобы сообщить кому-нибудь о нашей проблеме. Но, к сожалению, ничего, кроме разряженных наручных телепортов, у нас не было.


Снаружи синим блеском отливали холодные звезды. Красная, желтая, оранжевая пыль носилась по всей Вселенной. Мы отчаялись и думали, что теперь будем летать в космосе вечно! И вдруг...
- Что случилось!? В чём дело!? – громко закричал Серёжа.
- Не знаю. Возможно, мы с чем - то столкнулись!
Я успела заметить некую черную воронку в иллюминаторе, которая так быстро вращалась, что у меня даже голова закружилась.
- Дыра! Чёрная! – прокричала я.


Мы очнулись, лёжа на желтой земле. Над нами стояло красное солнце в зелёном небе. Дышать было необычайно легко, и чтобы набрать полные лёгкие воздуха, надо было сделать небольшой вдох.
- Ну и где мы? – спросила я.
- Как думаешь, здесь есть жизнь?- пробормотал Серый.
- Это нужно проверить.
- Пойдем вон к тому озеру, посмотрим, какая в нём вода? Если она пресная - это будет отлично! Тем более, воды мы в кабине нашли совсем немного. Вода была зеленовато-розового оттенка. На вкус она ничем не отличалась от обычной питьевой, кроме того, что была немного горьковата. Вскоре мы услышали какие - то звуки. Подошли ближе и увидели существ, очень похожих на людей. Кожа была практически такого же цвета, но с серо-голубым оттенком.


-О, народ! – воскликнул Серёга.
-Тише! Вдруг они злые!? Съедят ещё ненароком…
Мы не сразу вышли из своего убежища, пересилив страх, прошли немного и сразу почувствовали на себе чьи-то пристальные цепкие взгляды. Нам стало неловко, тогда мы подняли руки и сказали:
- Мы пришли с миром!
Казалось, что нас не понимают, но попробовать стоило. Все «НЛО» (так я в шутку называла обитателей этой планеты) сразу окружили нас и отвели в какое - то здание. Оно было белое, с синими полосками и красной крышей.
- Йад ми тсеоп, – сказал один из них. Сначала мы ничего не понимали, но потом до нас дошло, что это тот же русский язык, только «вверх тормашками». В сосуде, похожем на флягу, нам дали какую - то жидкость. Она была зелёной и очень похожей на манную кашу с большими комочками.
- Фу, какая гадость!– сморщился Серый.
На вкус она была похожа на огурец с киви и горохом, но нам пришлось съесть эту «адскую смесь», так как другой еды не было!
- Мы по-е-ли. Ым ил-е-оп!!!-сказала я осторожно.
Никто не отозвался. Мы вышли на улицу, там стояла такая же гробовая тишина. Вдруг из окна какого - то здания раздались крики: «Етидоху, сетьчярп еертсыб!!!»
- Зачем нам прятаться!? – спросила я.
И тут в небе появился странный космический корабль в виде огромного карандаша или ракеты. У нас заложило уши, страх прижал ступни ног к жёлтой земле!


- О боже, что это!?
- Бежим скорее, пока нас эта бандура не раздавила!
Мы стремглав понеслись к тому зданию, из которого раздавались крики. Космолёт медленно приземлился, и из него один за другим начали выходить астракты. Потом мы долго смотрели, как они выводят землян в цепях и светящихся ручных телепортах.
- Они же добрые! Как они могли?!!
Нам стало понятно, что отпускать пленников никто не собирается. Астракты оказались хитрыми, злыми и беспощадными! Надо было действовать решительно и быстро! Командование я взяла на себя, Сергей хоть и был мальчишкой, но явно из робкого десятка. Заметив голограмму и телепорт, я тихонько добралась до них и незаметно спрятала под одеждой. Когда астракты отвлеклись на дозаправку своих организмов, мы с Серым потихоньку создали голограммы пленников, а настоящих землян переправили на корабль. Хорошо, что в школе нам преподавали гологистику и управление космическими кораблями разных модификаций. У меня была пятёрка, поэтому я легко справилась с управлением космолёта.