Когда бордюрный камень подлежит замене. Как это сделано, как это работает, как это устроено

В столице реализуется масштабная инициатива мэрии по замене бордюров, пришедших в негодность: те, что расположены в пределах Садового кольца, заменят на гранитные, а те, что за его пределами, - на новые бетонные. То, как эта идея реализуется на практике, повергает многих москвичей в полное недоумение.

Замена бордюров вдоль Аргуновской улицы, расположенной в Северо-Восточном округе Москвы, вызвала у жителей такое возмущение, что они даже вышли на стихийный народный сход и написали письмо президенту по этому поводу. Рабочие выломали почти новый бордюрный камень, не простоявший на этом месте и пары лет, а потом заменили его на точно такой же, заодно сняли и асфальт, который нуждался разве что в незначительном ремонте. Не только бессмысленность, но и качество ремонтных работ у жителей вызвали множество нареканий. При этом заменять бордюрный камень во дворах, о чем они просили на протяжении года и прошли для этого все возможные инстанции, все никак не соберутся.

У нас есть три основные претензии по поводу того, как они тут все устроили, - объяснил "МП" житель района Сергей Семенов, член совета дома 2 по 2-й Новоостанкинской улице, ведущий инженер НИИ измерения. - Во-первых, полностью отсутствовало информирование о начале ремонтных работ. Автомобили, которые мешали работе, просто переставили эвакуаторами на другое место. Убрали, может, и недалеко, метров на 100 - 200, но кто вернет человеку нервные клетки, потраченные до того, как он это понял? Что говорить о жителях, если даже главу управы (человека, формально отвечающего за район) не сочли нужным проинформировать? Во-вторых, у рабочих не было при себе комплекта необходимых документов на проведение работ (например, дефектной ведомости на замену бортового камня и асфальта). Что жители должны были подумать, увидев неизвестных людей, уничтожающих бордюр? У нас ведь в Москве хватает и самостроя, и незаконного захвата территорий. А может, это мошенники, которые хотят увезти камни себе на дачу? В-третьих, проект (которого никто, похоже, не видел и который, может, вообще не существует) не учитывает того, как в реальности выглядит улица, того, что рельеф где-то надо бы сгладить, а где-то, наоборот, приподнять. Но самый главный вопрос: зачем? Зачем менять хороший камень? Зачем менять хороший асфальт? Удобнее не стало, качественней не стало, нет никаких плюсов. А минусы есть: исчезла тактильная плитка, испорчены газоны, старый асфальт не снимали, клали поверх, тем самым стали круче и менее ровными стыки улиц и пешеходных дорожек. Вы посмотрите, как это сделано!

Действительно, результаты работ вдоль Аргуновской улицы удручают. Ремонтники уехали неделю назад и возвращаться, по всей видимости, не собираются. Рядом с домом 2, возле которого заканчивается фронт ремонтных работ, не хватает бордюрного камня - на его месте просто дыра, асфальт вокруг канализационного люка пошел здоровенными трещинами. Посередине улицы, рядом с магазином, в асфальте тоже приличная яма размером 2х2 метра, в которой валяются неуложенные бордюрные камни. На проезжей части, рядом с парковочными местами, поставили кадки, но деревьев в них нет, только срезанный почти под корень пенек, зато чреватую авариями ситуацию они создают.

Для того чтобы постелить новый слой асфальта, старый зачастую не снимается, и из-за этого улица идет буграми. Из-за таких вот "перепадов высот" жители дома 2 по 2-й Новоостанкинской постоянно сталкиваются с подтоплениями, о проблеме которых "Московская правда" уже неоднократно писала.

В субботу позвонили жители с Аргуновской улицы, - рассказал "МП" муниципальный депутат Останкинского района Михаил Степанов, - сказали, что у них ломают бордюрный (или, как правильнее говорить, бортовой) камень. Там были недавно построены парковочные карманы, для ограждения которых положили новейший, совершенно отличный камень. Мы вызвали полицию, работников задержали. Спрашиваем у них: "Что вы делаете?" Они говорят: "Приказ выполняем". Результат выполнения приказа: на протяжении всей Аргуновской улицы выломали весь бортовой камень и установили такой же; постелили новый асфальт (уже, наверное, 25-й слой этого асфальта там лежит). Ведь можно было отремонтировать 5% пешеходной части этого асфальта, может быть, 40 - 50%, но не весь же! При этом на части 2-й Новоостанкинской улице вообще нет тротуара, что создает угрозу для жизни пешеходов: машины там гоняют на большой скорости, а поблизости два детских сада и Центр соцзащиты. Вот на что необходимы деньги, а не на замену новых бордюров на новые же! И не на одной Аргуновской так. На Звездном бульваре, например, сняли почвенный покров и варварски ломают и уничтожают хорошую, недавно уложенную плитку. Зачем? Дело ведь даже не в том, что они вдруг решили, что вправе позволять себе подобные излишества в кризис, а в том, что это просто какое-то безумие!

В соседнем Алексеевском районе ситуация ровным счетом та же: новые бордюры меняют на еще более новые, а просьбы москвичей провести ремонт у них во дворах, где это действительно необходимо, остаются без ответа.

Сейчас в Алексеевском районе есть несколько улиц, где проходит замена бордюров, - рассказали "МП" представители инициативной группы "Алексеевцы" Виталий Купеев и Владимир Квасов. - Одна из них - Новоалексеевская. Нормальные бетонные бордюры здесь меняют на новые. Зачем - можно только догадываться. Хорошо еще, если их меняют вместе с асфальтом, но вот вдоль нечетной стороны Новоалексеевской улицы в июне в рамках программы "1200 метров от метро" (благоустройство пешеходных зон поблизости от станций подземки) недавно заменили асфальт на тротуаре. Сейчас же его раскурочивают, чтобы заменить бордюры.

Работы по замене бордюров ведутся на проспекте Мира от пересечения с улицей Бориса Галушкина до Садового кольца, а также на прилегающей территории - части Звездного бульвара и аллеи Космонавтов. Рядом со станцией метро "ВДНХ" перерыли и огородили лентой сотни квадратных метров земли. Пробираться к вестибюлю метро приходится по колдобинам, мимо штабелей нового бортового камня, перетянутых пленкой.

Совершенно нормальные, по мнению местных жителей, бордюры поменяли на улице Рудневке в ВАО, разрушив при этом дорожное полотно, испортив газоны и тротуары. Москвич Святослав Текоцкий опубликовал в соцсетях фотографии из серии "было - стало": на одном снимке - совершенно новые бордюры, уложенные вдоль Можайского шоссе, без каких-либо повреждений и сколов; на другом - в том же самом месте кучи камней и гигантская яма, пересекать которую предлагается по шаткому мостику из двух досок.

И дело не только в очевидных неудобствах для транспорта и пешеходов. Прежде всего замена бордюров требует серьезных вложений из городского бюджета. На днях стало известно, что тендеры на поставку гранитного камня в центре Москвы выиграл малоизвестный на рынке "К-Холдинг", который занимается строительством дорог, аэродромов и спортивных сооружений и много чем еще. Как сообщает РБК, в июле это ООО заключило два контракта с ГБУ Москвы "Автомобильные дороги" на сумму 559,1 миллиона и 389,3 миллиона рублей. По данным информагентства, настолько крупного заказа на поставку гранитного камня (тем более в столь сжатые сроки) никогда раньше не поступало. За эти деньги компания должна поставить 343 километра бордюров, которые будут установлены вдоль 171 километра московских дорог.

Правда, об установке бордюрного камня в условиях тендера ничего не говорится. По всей видимости, кругленькая сумма, которую заплатят "К-Холдингу", уйдет исключительно на покупку бортовых камней, а ремонтные работы из бюджета оплачивать придется отдельно. Таким образом, каждый километр пресловутого бордюра обойдется москвичам примерно в 3000000 рублей, метр, соответственно - в 3000. Не слишком ли дорогое удовольствие, если учесть, что элементарный поиск в интернете показывает, что в среднем цены за погонный метр бордюрного камня, предлагаемого разными фирмами, колеблются в пределах от 900 до 1700 рублей. "МП", конечно, не предлагает, чтобы вдоль наших мостовых клали самые дешевые и плохие камни, но закупать гранитные камни в два раза дороже их средней цены на рынке несколько расточительно в наше трудное время, не находите?

В июле заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков сообщил журналистам, что городские бордюры практически не менялись на протяжении более чем 20 лет, поэтому даже при отремонтированном асфальте дороги и тротуары смотрятся неприглядно. По его словам, речь идет не о реконструкции, а о плановом ремонте: заменяют только сломанные и разбитые, а новые и хорошие никто при этом не трогает.

Сведения, поступающие от горожан, подтверждают, что на самом деле замена происходит в совершенно хаотичном порядке. Кроме того, при ремонте очень часто разрушается асфальтовое покрытие или газон, который бордюр огибал. И все это тоже потом придется чинить.

Есть ли смысл в подобном расточительстве?

Разумеется, нет, - считает преподаватель Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Петр Иванов. - При установке бордюра создается дефектная ведомость, в которой указывают срок его службы. Она автоматически обновляется каждый год, пока не приходит пора менять бордюр на новый. Массовая замена бордюров в Москве с этим процессом вообще никак не связана. Зачем заменять практически новую бордюрную плитку, не прослужившую еще и двух лет, да еще и выбрасывать на это такую невероятную сумму? Никакого логического объяснения найти этому невозможно. Еще одна бессмысленная инициатива: покраска бордюрного камня масляными красками аляповатых цветов - ярко-желтого, зеленого. Сам по себе гранитный камень без этой покраски зачастую смотрится лучше, а денег на нее тратится очень много.

Есть у англичан хорошая поговорка - "Не чини, если не поломано". Не пора ли и нам взять ее на вооружение?

В столице реализуется масштабная инициатива мэрии по замене бордюров, пришедших в негодность: те, что расположены в пределах Садового кольца, заменят на гранитные, а те, что за его пределами, - на новые бетонные. То, как эта идея реализуется на практике, повергает многих москвичей в полное недоумение.

Замена бордюров вдоль Аргуновской улицы, расположенной в Северо-Восточном округе Москвы, вызвала у жителей такое возмущение, что они даже вышли на стихийный народный сход и написали письмо президенту по этому поводу. Рабочие выломали почти новый бордюрный камень, не простоявший на этом месте и пары лет, а потом заменили его на точно такой же, заодно сняли и асфальт, который нуждался разве что в незначительном ремонте. Не только бессмысленность, но и качество ремонтных работ у жителей вызвали множество нареканий. При этом заменять бордюрный камень во дворах, о чем они просили на протяжении года и прошли для этого все возможные инстанции, все никак не соберутся.

У нас есть три основные претензии по поводу того, как они тут все устроили, - объяснил “МП ” житель района Сергей Семенов, член совета дома 2 по 2-й Новоостанкинской улице, ведущий инженер НИИ измерения. - Во-первых, полностью отсутствовало информирование о начале ремонтных работ. Автомобили, которые мешали работе, просто переставили эвакуаторами на другое место. Убрали, может, и недалеко, метров на 100 - 200, но кто вернет человеку нервные клетки, потраченные до того, как он это понял? Что говорить о жителях, если даже главу управы (человека, формально отвечающего за район) не сочли нужным проинформировать? Во-вторых, у рабочих не было при себе комплекта необходимых документов на проведение работ (например, дефектной ведомости на замену бортового камня и асфальта). Что жители должны были подумать, увидев неизвестных людей, уничтожающих бордюр? У нас ведь в Москве хватает и самостроя, и незаконного захвата территорий. А может, это мошенники, которые хотят увезти камни себе на дачу? В-третьих, проект (которого никто, похоже, не видел и который, может, вообще не существует) не учитывает того, как в реальности выглядит улица, того, что рельеф где-то надо бы сгладить, а где-то, наоборот, приподнять. Но самый главный вопрос: зачем? Зачем менять хороший камень? Зачем менять хороший асфальт? Удобнее не стало, качественней не стало, нет никаких плюсов. А минусы есть: исчезла тактильная плитка, испорчены газоны, старый асфальт не снимали, клали поверх, тем самым стали круче и менее ровными стыки улиц и пешеходных дорожек. Вы посмотрите, как это сделано!

Действительно, результаты работ вдоль Аргуновской улицы удручают. Ремонтники уехали неделю назад и возвращаться, по всей видимости, не собираются. Рядом с домом 2, возле которого заканчивается фронт ремонтных работ, не хватает бордюрного камня - на его месте просто дыра, асфальт вокруг канализационного люка пошел здоровенными трещинами. Посередине улицы, рядом с магазином, в асфальте тоже приличная яма размером 2х2 метра, в которой валяются неуложенные бордюрные камни. На проезжей части, рядом с парковочными местами, поставили кадки, но деревьев в них нет, только срезанный почти под корень пенек, зато чреватую авариями ситуацию они создают.

Для того чтобы постелить новый слой асфальта, старый зачастую не снимается, и из-за этого улица идет буграми. Из-за таких вот "перепадов высот" жители дома 2 по 2-й Новоостанкинской постоянно сталкиваются с подтоплениями, о проблеме которых Московская правда уже неоднократно писала.

В субботу позвонили жители с Аргуновской улицы, - рассказал “МП ” муниципальный депутат Останкинского района Михаил Степанов, - сказали, что у них ломают бордюрный (или, как правильнее говорить, бортовой) камень. Там были недавно построены парковочные карманы, для ограждения которых положили новейший, совершенно отличный камень. Мы вызвали полицию, работников задержали. Спрашиваем у них: "Что вы делаете?" Они говорят: Приказ выполняем . Результат выполнения приказа: на протяжении всей Аргуновской улицы выломали весь бортовой камень и установили такой же; постелили новый асфальт (уже, наверное, 25-й слой этого асфальта там лежит). Ведь можно было отремонтировать 5% пешеходной части этого асфальта, может быть, 40 - 50%, но не весь же! При этом на части 2-й Новоостанкинской улице вообще нет тротуара, что создает угрозу для жизни пешеходов: машины там гоняют на большой скорости, а поблизости два детских сада и Центр соцзащиты. Вот на что необходимы деньги, а не на замену новых бордюров на новые же! И не на одной Аргуновской так. На Звездном бульваре, например, сняли почвенный покров и варварски ломают и уничтожают хорошую, недавно уложенную плитку. Зачем? Дело ведь даже не в том, что они вдруг решили, что вправе позволять себе подобные излишества в кризис, а в том, что это просто какое-то безумие!

В соседнем Алексеевском районе ситуация ровным счетом та же: новые бордюры меняют на еще более новые, а просьбы москвичей провести ремонт у них во дворах, где это действительно необходимо, остаются без ответа.

Сейчас в Алексеевском районе есть несколько улиц, где проходит замена бордюров, - рассказали “МП ” представители инициативной группы “Алексеевцы ” Виталий Купеев и Владимир Квасов. - Одна из них - Новоалексеевская. Нормальные бетонные бордюры здесь меняют на новые. Зачем - можно только догадываться. Хорошо еще, если их меняют вместе с асфальтом, но вот вдоль нечетной стороны Новоалексеевской улицы в июне в рамках программы "1200 метров от метро" (благоустройство пешеходных зон поблизости от станций подземки) недавно заменили асфальт на тротуаре. Сейчас же его раскурочивают, чтобы заменить бордюры.

Работы по замене бордюров ведутся на проспекте Мира от пересечения с улицей Бориса Галушкина до Садового кольца, а также на прилегающей территории - части Звездного бульвара и аллеи Космонавтов. Рядом со станцией метро “ВДНХ ” перерыли и огородили лентой сотни квадратных метров земли. Пробираться к вестибюлю метро приходится по колдобинам, мимо штабелей нового бортового камня, перетянутых пленкой.

Совершенно нормальные, по мнению местных жителей, бордюры поменяли на улице Рудневке в ВАО, разрушив при этом дорожное полотно, испортив газоны и тротуары. Москвич Святослав Текоцкий опубликовал в соцсетях фотографии из серии "было - стало": на одном снимке - совершенно новые бордюры, уложенные вдоль Можайского шоссе, без каких-либо повреждений и сколов; на другом - в том же самом месте кучи камней и гигантская яма, пересекать которую предлагается по шаткому мостику из двух досок.

И дело не только в очевидных неудобствах для транспорта и пешеходов. Прежде всего замена бордюров требует серьезных вложений из городского бюджета. На днях стало известно, что тендеры на поставку гранитного камня в центре Москвы выиграл малоизвестный на рынке “К-Холдинг ” , который занимается строительством дорог, аэродромов и спортивных сооружений и много чем еще. Как сообщает РБК, в июле это ООО заключило два контракта с ГБУ Москвы Автомобильные дороги на сумму 559,1 миллиона и 389,3 миллиона рублей. По данным информагентства, настолько крупного заказа на поставку гранитного камня (тем более в столь сжатые сроки) никогда раньше не поступало. За эти деньги компания должна поставить 343 километра бордюров, которые будут установлены вдоль 171 километра московских дорог.

Правда, об установке бордюрного камня в условиях тендера ничего не говорится. По всей видимости, кругленькая сумма, которую заплатят “К-Холдингу ” , уйдет исключительно на покупку бортовых камней, а ремонтные работы из бюджета оплачивать придется отдельно. Таким образом, каждый километр пресловутого бордюра обойдется москвичам примерно в 3000000 рублей, метр, соответственно - в 3000. Не слишком ли дорогое удовольствие, если учесть, что элементарный поиск в интернете показывает, что в среднем цены за погонный метр бордюрного камня, предлагаемого разными фирмами, колеблются в пределах от 900 до 1700 рублей. “МП ” , конечно, не предлагает, чтобы вдоль наших мостовых клали самые дешевые и плохие камни, но закупать гранитные камни в два раза дороже их средней цены на рынке несколько расточительно в наше трудное время, не находите?

В июле заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков сообщил журналистам, что городские бордюры практически не менялись на протяжении более чем 20 лет, поэтому даже при отремонтированном асфальте дороги и тротуары смотрятся неприглядно. По его словам, речь идет не о реконструкции, а о плановом ремонте: заменяют только сломанные и разбитые, а новые и хорошие никто при этом не трогает.

Сведения, поступающие от горожан, подтверждают, что на самом деле замена происходит в совершенно хаотичном порядке. Кроме того, при ремонте очень часто разрушается асфальтовое покрытие или газон, который бордюр огибал. И все это тоже потом придется чинить.

Есть ли смысл в подобном расточительстве?

Разумеется, нет, - считает преподаватель Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Петр Иванов. - При установке бордюра создается дефектная ведомость, в которой указывают срок его службы. Она автоматически обновляется каждый год, пока не приходит пора менять бордюр на новый. Массовая замена бордюров в Москве с этим процессом вообще никак не связана. Зачем заменять практически новую бордюрную плитку, не прослужившую еще и двух лет, да еще и выбрасывать на это такую невероятную сумму? Никакого логического объяснения найти этому невозможно. Еще одна бессмысленная инициатива: покраска бордюрного камня масляными красками аляповатых цветов - ярко-желтого, зеленого. Сам по себе гранитный камень без этой покраски зачастую смотрится лучше, а денег на нее тратится очень много.

Есть у англичан хорошая поговорка - "Не чини, если не поломано" . Не пора ли и нам взять ее на вооружение?

/ Понедельник, 10 августа 2015 года /

темы: Преступность ЖКХ Реконструкции ВДНХ Калужско-Рижская Садовое кольцо

Крупным планом

Андрей Апалин

Ольга Алимова: «Вот стоят сейчас бордюры вдоль столичных дорог - новые, целые, имеющие вполне товарный вид. Менять их необходимости нет, пусть и даже на более новые, более красивые и даже более дорогие, гранитные. Позволить себе это можно только в случае серьезного профицита городского бюджета, что большинству провинциальных наших городов, тому же, к примеру, Саратову, и не снилось. Так что под моим итоговым резюме подпишутся не глядя почти все жители российской глубинки: Москве деньги девать некуда».

Столичные власти затеяли очередное обновление облика любимого города. Как и в прошлый раз, будут менять тротуарные бордюры и плитки, а также асфальт. В результате капитального ремонта в пределах Садового кольца, а также еще нескольких десятков улиц, к примеру, Мясницкой, Новослободской, Большой Ордынки и Варшавского шоссе, проезжую часть от тротуаров будут отделять бордюры, выполненные из гранита. Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин уже назвал эту инициативу мэрии мало того что экономически неэффективной, но и, вполне возможно, коррупционной.

Новые тротуарные плитки - в два раза шире и в три раза длиннее тех, которыми вымощены тротуары сегодня - не самая насущная потребность как государства в целом, так и его столицы, считает Рашкин. В его заявлении, направленном в Генпрокуратуру и ФАС, говорится, что плитки и бордюры в Москве вполне пригодны к эксплуатации, и их замена, тем более за весьма высокую цену, является верхом цинизма «в разгар масштабного кризиса российской экономики, ударившего, в частности, по социально не защищенным слоям населения». Хотя в столичном городском бюджете не ощущается нехватки средств, это не значит, что эти средства следует расходовать так безрассудно. А если это все-таки происходит, то не без участия коррупционной составляющей, уверен коммунист.

Так ли это, депутат призвал разобраться правоохранительные органы, и в случае получения соответствующих доказательств - «принять предусмотренные действующим законодательством меры». Стоит отметить, что Генпрокуратура уже обратила свое внимание на столичные тротуары, подвергнув сомнению необходимость укладки новых бордюров из гранита. Не оставят без внимания эту проблему и активисты Общероссийского народного фронта.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дала депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова.

Почему именно сейчас Валерий Рашкин озаботился проблемой бордюров? Здесь есть какая-то политическая подоплека?

В замене-то бордюров? Даже не сомневайтесь - конечно же, есть. Только не политическая, а коррупционная. Я, точно так же, как и мой коллега по фракции, считаю, что эта замена - элементарный распил бюджетных средств. Вот стоят эти бордюры вдоль всех столичных дорог - новые, целые, имеющие вполне товарный вид. Менять их необходимости нет, пусть и даже на более новые, более красивые и даже более дорогие, гранитные. Позволить себе это можно только в случае серьезного профицита городского бюджета, что большинству провинциальных наших городов, тому же, к примеру, Саратову, и не снилось. Так что под моим итоговым резюме подпишутся не глядя почти все жители российской глубинки: Москве деньги девать некуда.

А если бюджетных денег слишком много, всегда найдутся люди, которым не хватает своих собственных, и которые постараются восполнить эту нехватку за счет казенных. И тут затея с новыми и, что самое главное, более дорогими бордюрами придется куда как кстати.

В руки Рашкина могли попасть какие-то документы, на основании которых он сделал выводы о возможной коррупции?

Думаю, что Валерий Федорович не стал бы делать голословных заявлений. Наверняка он ознакомился с соответствующей законодательной и нормативной базой. Однако, чтобы сделать вывод о наличии в этой инициативе коррупционной составляющей, не надо быть семи пядей во лбу крутым законником - здесь все и так вполне очевидно. Не в первый раз у нас в Москве выламывается половина городской инфраструктуры с целью заменить ее на более качественную, современную и при этом более дорогую. Все это мы наблюдаем примерно раз в полгода - наверное, такова регулярность поступления очередной порции бюджетных средств, подлежащих распилу.

По Вашему мнению, сейчас, в кризис, мэру Собянину следовало бы отказаться от своей затеи? Какова вероятность того, что столичные власти в итоге так и сделают?

Мне кажется, что замену бордюров Сергей Собянин доведет до конца в любом случае, несмотря ни на какие возражения депутатов. Скорее всего, эти работы проводятся в рамках какой-либо программы и уже в силу этого являются неприкосновенными. А заодно под прикрытием этой программы кто-то нечистоплотный решает свои материальные проблемы. И все это в целом становится возможным в силу того, что в столичном бюджете слишком много денег и, соответственно, слишком велик соблазн «наложить на них лапу».

Если денег так уж чересчур много, лучше бы раздали их по регионам - таково мое мнение. В регионах этим средствам уж нашли бы достойное применение. К примеру, поставили бы на них хоть какие-нибудь бордюры - в провинции их зачастую нет никаких, не то что гранитных.

Подробно

Крупным планом

Снова по Москве не проехать, не пройти. На вылетных магистралях и проспектах ведутся ремонтные работы по замене старого бордюрного камня на новый, белый и красивый. А раз меняют бордюры, значит впереди и замена дорожного покрытия. В общем, не успел полностью сойти снег, как городские службы
уже принялись активно ремонтировать город.

1. Зачем менять старые бордюры на новые? Разумеется, чтобы распилить жирный, московский бюджет! - это вам скажет любой интернет-специалист.

Но есть и побочные причины, которые не столь очевидны:
- многие бордюры разваливаются или уже развалились, их срок службы подошел к концу. На многих улицах центральной части города бортовой камень, несмотря на жесткие условия эксплуатации, сохранился с послевоенных лет и его срок службы достиг уже 60 – 70 лет;
- иногда приходится менять геометрию улиц в связи с изменением транспортной схемы, а значит переносить бордюры;
- сохранение и улучшение архитектурного облика улиц города, а также реконструкции по проекту "Моя улица" и создание безбарьерной среды.

2. Демонтаж старых бордюров. Я спросил, почему нельзя проводить работы ночью, чтобы не мешать движению (в данном случае общественному транспорту):
- Как ни крути, любой подобный ремонт - это неудобства. Днем мы мешаем транспорту проехать, ночью местным жителям не даем спать. Даже когда все работы закончатся, найдутся недовольные, у которых не спросили мнения как лучше ремонтировать дороги.

3. За пять минут я изучил технологию установки камня. Срезается асфальт, выкапывается углубление под бордюр, из бетонной смеси с щебнем готовится основание, на которое устанавливают и выравнивают камень.

4. После того, как весь участок будет готов, вокруг бордюра с обоих сторон заливают марочный бетон.

5. По словам работяг, срок эксплуатации гранитного бортового камня в разы дольше, чем бетонного борта, который нужно менять каждые 5-7 лет. Все камни приезжают разного размера по длине. На прямых участках это вообще не заметно и не важно (только если не дай бог их не начнут красить в желто-зеленый цвет!), а в местах радиусов и устройств понижения пешеходных переходов, где требуется подпилка, камни подбирают индивидуально.

6. Никакой специальной хитрой техники не используется. Обычный погрузчик и два добрых молодца.

8. Нано-полено для утрамбовки и точной юстировки блока)

9. Пример выполнения радиуса. Каждый камень подпиливается индивидуально вручную. На таких участках в дело идут в том числе и бракованные блоки с изъянами на углах, все равно их обрезают и подгоняют под радиус.

10. Вжжж!

12. Понижение для пешеходного перехода. Выглядит аккуратно. Стоит отметить, что наши строители неплохо научились подпиливать камни, и таких страшных косяков, которые встречались на первых реконструированных улицах в центре, уже не найти.

13. Американский аналог, правда бетонного, а не гранитного бордюра и понижения.

14. Американцы заливают лотковую часть из бетона. Да и сами бордюры, такое ощущение, льют прямо на месте, а не привозят с завода.

15. Бетонные бордюры менее надежны, чем гранитные, но их можно раскрашивать в любые цвета.

17. Бетонный «приляпыш» - временная мера, пока не заменят асфальт.

18. Снова американские аналоги. Не дают они мне покоя, уж больно симпатичные и круглые. Но из бетона.

20. Что вам больше нравится? Вам слово, расскажите мне всю правду про бордюры!

Дмитрий Чистопрудов,

В Москве заменят все бордюры на дорогах — впервые за последние 20 лет. Об этом объявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков. Все бордюры заменят за три ближайших года. Причем в центр города Бирюков пообещал вернуть гранит, как было ранее, а за пределами Садового кольца поставить бетонные бордюры, но новые.

По словам Бирюкова, даже отремонтированные дороги и тротуары в Москве имеют довольно непрезентабельный вид, поскольку около 20 лет масштабные работы по замене бордюров не проводились. На самом деле бордюры меняли как минимум два года назад, а еще раньше убирали как раз гранитные, рассказал Business FM бывший глава управы Пресненского района Александр Краснов.

Александр Краснов

глава управы Пресненского района

«Всегда, когда ставится вопрос о замене бордюрного камня, это означает большую жульку, потому как при любом ремонте двора, даже самого обычного, самого маленького московского, первым делом пытаются подрядчики заложить в стоимость замену бордюрного камня. С точки зрения экономической, это очень дорогая работа, поэтому она хорошо оплачивается и очень трудно контролируется, поэтому она и представляется наиболее выгодным на небосклоне московских заказов. Длительное время бордюрные камни, которые абсолютно были цельные и нормальные из гранита, то есть очень прочные, они вытаскивались, и была двойная выгода у коммунальщиков: они эти бордюрные камни оттаскивали на кладбище и там продавали их мастерским, которые изготавливают памятники могильные. Сейчас это не просто масштабные работы по деньгам, это масштабные работы по трудозатратам, это масштабные работы по времени, и длительное время дороги будут раскурочены, и образуются дополнительные пробки и проблемы для движения, чтобы коммунальные службы получили легальную возможность наполнить свои карманы абсолютно ненужным никому заказом, очень дорогим и объемным по своей величине, и можно его выполнять летом, зимой, ломать дорогу под благовидным предлогом — мы меняем бордюрный камень».

Работы по замене бордюров слишком дорогостоящие и абсолютно излишние для города, особенно учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, считает архитектор-градостроитель, урбанист Илья Заливухин.

Илья Заливухин

архитектор

«Конечно, ремонт бордюров делать нужно там, где они либо покосились, либо какие-то у них действительно есть проблемы. Если говорить про какую-то комплексную программу, то мне бы казалось более необходимой комплексная программа по озеленению наших проспектов и улиц. Где-то нужны дополнительные пешеходные перекрестки, пешеходные переходы, где-то светофоры поставить, а бордюры — заменить одни бордюры бетонные на гранитные. Это очень дорогостоящие работы, потому что гранитные бордюры стоят очень дорого. Это будет какая-нибудь одна компания и одна какая-нибудь программа для этой компании. На эти деньги можно было купить и оборудование в поликлиники, и посадить деревья, и сделать дополнительные светофоры там, где случаются аварийные ситуации, где люди перебегают улицы. Можно было найти им другое применение».

Рынок бордюрного камня до кризиса рос на 15-20% в год. Москва — основной потребитель этой продукции. В год городские власти покупали 5 тысяч километров бордюров при цене примерно 450 рублей за 1 метр. В 2012 году на дорожные работы в столице власти выделяли 100 млрд рублей, но тогда речь шла о частичной замене. На новую программу выделят не меньше, учитывая масштаб, говорит гендиректор компании «Дорстрой-СК» Алексей Смирнов.

Алексей Смирнов

гендиректор компании «Дорстрой-СК»

«Работы стоят сотни миллионов, и в качестве замены, я считаю, надо заменить московское правительство, которое занимается воровством бюджетных денег. Бордюрные камни, которые стоят в Москве, поставлены еще при советской власти, они переживут и Собянина, и тех, кто сейчас у руля. Их трогать не надо. У кого-то просто, видать, заинтересованность протулить свой товар, который он выпускает, чтобы поставить и заработать на этом деньги за счет бюджета, вот и все. А сейчас в бюджете и так денег нет. За чей только счет этот банкет, мне интересно. Опять налоги повысят? В центре гранитные борта стоят везде нормальные, но они хотят выпустить свое и продать за большие деньги. Я понимаю, конечно, это бизнес. А вы не знаете, кто вообще занимается производством этим? По слухам, этим занимается жена Собянина. Она и плитку выпускала. Причем, когда всех заставили класть плитку, заставили покупать только на ее заводе, плитка была очень плохого качества, и многие люди потом деньги не получили за свою работу, потому что плитка развалилась».

Кроме того, Петр Бирюков сообщил о ремонте в Москве около 12,5 млн квадратных метров асфальтового покрытия дорог. Работы будут проходить в основном по ночам с 22:00 до 04:00, а закончатся ориентировочно к 1 октября. Заммэра призвал автомобилистов и горожан отнестись к ситуации с пониманием.