Исторический опыт в развитии военной науки. О структуре военной истории как науки, ее общих положениях и методологии

Составляющие:

3)эмблематика

7)история локальных войн

8)история управления войсками

Причины и характер войн рабовладельческого общества.

Военное искусство зародилось в рабовладельческом гос-ве в 6 в до н э в середине 5 в. Войска в это время предназначались для того чтобы держать в поминовении рабов отражать нападения др государств и покорять ближайшие земли, обращая населения в рабов. Войны отличались крайней мерой развития искусства, войска компликтовались из рабовладельцев, свободных земледельцев, рабы не были воинами. Войско состояло из пехоы и конницы. Основное оружие меч копье щит. Самым развитыми был китай 4000 км достягала китайская стена. Военное искусство раб общества получило наивысшие развитие в Древней Греции и Риме 5 в д нэ 6 в нэ. Системы компликтование др греции и рима были одинаковы. Армия этих государств имела четко выраженный характер. Рабы использовались но редко.

Способы комплектования в рабовладельческом обществе:



1)сочетание постоянных отрядов с ополчением (защита госва) - ее основой служили отряды родоплменной знати+во время войны армия увеличивалась крестьянами

2)кастовая система-(страны др Востока) армия состояла из проф воинов которые служили пожизненно и по наследству

3)милиционная система-каждый гражданин гос-ва должен отслужить до самой старости от 18-22 4)кашническая система-получила разв в дргреции и реме греки за оплату привлекали к службе

Вооружение к моменту рабовл: Простейшие оружия из стали, копья, наконечники стрел, защита-металлические доспехи. В период развития крепостная и осадная техника широка применяла метательные механизмы, совершенствовалось и развивалось ручное оружие. Для рукопашного боя мечи кинжалы дротики. К защите относили панцирь шлем. щит. Появляются зачатки инженерных войск,основной единицей стал фланг который действовал единой силой в него входила тяжелая пехота 8-16 тыс чел, помимо тяж пехоты была легкая.

Военные реформы и полководческое искусство Александра Невского, Дмитрия Донского.

Русскому военному искусству периода феодализма были присуще широкий размах стратегических действий, решительность в атаке, четкое планирование при подготовке к бою, стремление разгромить по частям, использование народного ополчения. Основной вид - стратегическая оборона. Начинает создаваться сторожевая служба. Необходимость сочетания на поле действий пехоты и конницы приводит к тому, что с наала 9-го века русское войско начинает состоять из 3 частей(чело, левой/правой руки). Славяне использовали засады, попытки захвата измором, военные хитрости. Артиллерия применялась редко, только в обороне.

5 апреля 1242 - Ледовое побоище; 8 сентября 1370 - Куликовская битва; 1942 году в ВО был учрежден орден Александра Невского.

Битва под Москвой.

Битва за Москву (1941-1942 гг.) Задачей группы «Центр» (немецкая армия) стало осуществление плана «Тайфун». В результате немцы смогли глубоко вклиниться в тыл советских войск и окружить четыре армии под Вязьмой и две – под Брянском. Тогда в фашистский плен попали более 660 тыс. советских солдат.
К началу декабря 1941 года фашисты заняли Химки перейдя канал Москва – Волга. На востоке войска вермахта перешли Нару и вышли к Кашире. Решение об эвакуации предприятий и правительственных учреждений было принято ГКО еще 8 октября. Город перешел на осадное положение. В октябре в Москву были переброшены войска из глубины страны. В этот сложнейший момент главнокомандующим западным фронтом назначен Жуков Г.К. К концу ноября 1941 года немцам удалось взять Клин. И на этом их дальнейшее продвижение было остановлено. Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов. В итоге враг был отброшен на 120 – 150 км. от столицы. В декабре освобождены Тверь и Калуга. Но, важнейшее значение битвы под Москвой заключается в опровержении мифа о непобедимости войск вермахта. Войска фашистов впервые понесли серьезные потери.



36.Обстановка на советско-германском фронте к середине ноября 1942г. планы сторон.

За второе полугодие 1942 г на фронт работала вся страна было произведено 13.5 тыс боевых самолетов,13 тыс 300 танков 137 боевых орудий. свыше 3млн винтовок и автоматов, больше стала зарубержной техники. В мае 1942 г создается центральный штаб партизанского движения. в 1942 г созд 2 приказа теоретич подготовки сов армии: Приказ нарком обороны №306 от 8 октября:1)вводится одноэшелонное построение боевого порядка от роты до дивизии 2)обязательно выделяется резерв 3)отделения и взвода в наступлении требовалось развести в цепь с интервалами междк бойцами 68 шагов 4)для удара из глубины предусматривалось создание 2го оперативного эшелона.5)место командира в бою определялось за боевым порядком своего подразделения. 2 приказ №325 от 16 октября 1942:установление нового порядка и использование танковых и механизированных частей и соединений во всех видах боя. Отдельные танковые полки должны использоваться на главном направлении как танки поддержки пехоты, а пехота не должна оставать 500 м.Танковые механизированные корпуса в полном составе предназначались для наступления в главном направлении.1942 9 октября наркомом ссср был разработан боевой устав пехоты. контрнаступление под сталинградом назвали Уран.

Битва за Днепр.

Битва за Днепр продолжалась с 26 августа по 23 декабря 1943 года и включала в себя несколько этапов и сражений: Первый этап. Черниговско-Полтавская операция. (26 августа – 30 сентября 1943); Второй этап. Нижнеднепровская операция (26 сентября - 20 декабря 1943). Также к битве за Днепр можно отнести несколько отдельных операций, которые историки не относят к одному из этапов, но считают важной составляющей частью этого периода войны: Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943); Киевская наступательная операция (1943) (3-13 ноября 1943); Киевская оборонительная операция (13 ноября - 23 декабря 1943).

ИТОГИ:
Битва за Днепр стала одним из редких примеров столь масштабного и быстрого форсирования такой огромной территории, захваченной и хорошо охраняемой противником. Даже немецкое командование вынуждено было признать, сто советская армия в этой операции показала свои наилучшие качества и огромное мужество.
Освобождение Днепра, Киева и Украины в целом имело огромное политическое и моральное значение для Советского Союза. Во-первых, удалось вернуть захваченные ранее территории со всеми их ресурсами, во-вторых, Украина давала Советскому Союзу выход к границам Румынии и Польши, и в дальнейшем самой Германии.

Берлинская операция.

БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - наступательная операция Красной Армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.В январе - марте 1945 г. советские войска разгромили крупные немецко- фашистские группировки в Восточной Пруссии, Польше и Восточной Померании, глубоко вклинились на территорию Германии и захватили плацдармы, необходимые для взятия ее столицы.План операции состоял в том, чтобы нанести на широком фронте несколько мощных ударов, расчленить берлинскую группировку противника, окружить и уничтожить ее по частям. Для реализации этой задачи советское командование сосредоточило 19 общевойсковых (в том числе две польские), четыре танковые и четыре воздушные армии (2,5 млн человек, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 самолетов).Немецкое командование сосредоточило в районе Берлина крупную группировку в составе группы армий «Висла» (3-я танковая и 9-я армии) и группы армий «Центр» (4-я танковая и 17-я армия) - около 1 млн человек, 10 400 орудий и минометов, 1530 танков и штурмовых орудий, свыше 3300 самолетов. На западных берегах рек Одер и Нейсе были созданы три оборонительные полосы глубиной до 20-40 км; Берлинский оборонительный район состоял из трех кольцевых оборонительных обводов, все крупные здания в городе были превращены в опорные пункты, улицы и площади перекрыты мощными баррикадами.16 апреля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки 1-й Белорусский фронт (маршала Г.К. Жукова.) атаковал противника на р. Одер. Одновременно войска 1-го Украинского фронта (маршала И. С. Конева) начали форсировать р. Нейсе. Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, особенно на Зеловских высотах, советские войска прорвали его оборону. Попытки гитлеровского командования выиграть сражение за Берлин на линии Одер - Нейсе провалились.20 апреля войска 2-го Белорусского фронта (маршала К. К. Рокоссовского) форсировали р. Одер и к исходу 25 апреля прорвали главную полосу обороны противника южнее Штеттина. 21 апреля 3-я гвардейская танковая армия (генерала Я. С. Рыбалко) первой ворвалась в северо-восточные окраины Берлина. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов после прорыва обороны противника с севера и юга обошли Берлин и 25 апреля замкнули западнее Берлина в кольце окружения до 200 тыс. немецких войск.Разгром этой группировки вылился в ожесточенное сражение. До 2 мая на улицах Берлина днем и ночью шли кровопролитные бои. 30 апреля войска 3-й ударной армии (генерал-полковника В. И. Кузнецова) начали бои за рейхстаг и к вечеру его взяли. Сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария водрузили на рейхстаге Знамя Победы.Бои в Берлине продолжались до 8 мая, когда представители германского Верховного командования во главе с генерал-фельдмаршалом В. Кейтелем подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) и других агрессивных блоков.

В 1945 г. ВС США являлись самыми многочисленными и наи­более технически оснащенными среди армий стран Запада. Как только отгремели последние залпы Второй мировой войны, США стали открыто провозглашать свои претензии на мировое господ­ство. Уже в декабре 1945 г. американский президент Г. Трумэн в своем послании конгрессу заявил о том, что США берут на себя ответственность «за руководство миром». Основой для подобного заявления были экономическая мощь Соединенных Штатов Америки и их временная монополия на атомную бомбу, которая, по мнению Трумэна, превратила США в «мирового лидера».5 марта 1946 г. в г. Фултон прозвучала речь лидера английских консерваторов У. Черчилля, в которой он открыто призвал Запад к «крестовому походу» против СССР и союзных ему стран. Это со­бытие и принято считать началом «холодной войны» - такое на­звание получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период 2-й половины 40-х - начала 90-х гг. XX в. Международные проблемы решались в обста­новке гонки вооружений. Одним из проявлений «холодной войны» стало формирование военно-политических блоков.Логическим продолжением и развитием «доктрины Трумэна» стал «план Маршалла» (1947) - программа так называемого вос­становления и развития стран Западной Европы, а по сути усиле­ния их военно-политической зависимости от США, постепенного превращения их территорий в плацдарм для подготовки агрессии против СССР и других социалистических стран.. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Ита­лия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Португалия подписали в Вашингтоне Североатлан­тический пакт, чем оформили создание НАТО. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1982 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Чешская Республика, Венгрия, в 2004 г. - Бол­гария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.В 1949 г. был принят американский план войны против СССР под кодовым названием «Дропшот». Конечная цель вой­ны - ликвидация социалистического строя в СССР, оккупация и расчленение его территории на отдельные зоны - западную, укра­инско-кавказскую, западно-сибирско-уральско-туркестанскую, восточно-сибирско-дальневосточнуюВ 1954 г. в Юго-Восточной Азии представители США, Вели­кобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана создали новый военный блок СЕАТО, до­говор о котором вступил в силу в феврале 1955 г. Позднее Вели­кобритания, Турция, Иран, Ирак и Пакистан создали еще одну аг­рессивную военно-политическую группировку государств на Ближнем и Среднем Востоке - Багдадский пакт, реорганизован­ный в 1959 г. в блок СЕНТО.

Объект и предмет военной истории

Предметом военной истории науки выступает исторически закономерное возникновение хода и исхода войн, возникновение и развитие военной организации государства, военная деятельность во всех аспектах: экономическ, социальн, духовн, политич, военная как в мирное так и в военное времяв различные исторические эпохи.

Ви представляет собой совокупность объектов изучения:

История войн - изучает источники и причины войн, их социальную сущность, ход, итоги и уроки;

История военного искусства изучает непосредственные формы и способы в вооруженной войне.

Составляющие:

1)Стратегия - высшая форма военного искусства, охват теорию и практику для подготовки страны к войне.

2) Оперативное искусство охватыв теорию и практику подготовки и ведению общевойсковых совместных и самостоятельных операций.

3)Тактика-часть военного искусства охватыв теорию и практику в подготовке к ведению боя в подразделениях.

4)История строительства вооруж сил- изучает принципы способы и рода войск.

4)История военной мысли-предмет изучает мысли,планы полководцев.

6)История военной техники-изуч создание и развитие различной военной техники.

Специальные отрасли, относящиеся к ВИ:

1) военная историография - изучает саму историю ВИ

2) военноисторическая - изучает письменные, устные факты

3)эмблематика

4)геральдика - позволяет устанавливать подлинность

5)военная археология - позволяет устанавливать временные границы

6)фалеристика - исследует историю орденов и медалей

7)история локальных войн

8)история управления войсками


Libmonster ID: RU-10077


Военно-исторический сектор был образован весной 1944 года. Вначале сектор состоял из двух основных групп: истории армии и истории флота, без каких-либо подразделений этих групп. Однако в соответствии с расширением программы работ внутри этих групп, при участии военных " гражданских историков, были образованы небольшие рабочие коллективы. Так, например, в группе истории армии последовательно образовались:

Суворовская комиссия (руководитель проф. В. А. Афанасьев), занимающаяся исследованием и изучением богатейшего наследия А. В. Суворова;

Кутузовская комиссия (руководитель

проф. Н. М. Коробков), изучающая полководческую и дипломатическую деятельность М. И. Кутузова;

Восточная группа (руководитель доцент гвардии генерал-майор Б. С. Антропов), изучающая русское военное искусство в войнах, которые вела Россия со своими соседями на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, а параллельно с этим и военное искусство народов, с которыми велись эти войны.

Образуется группа "Истории родов войск", под руководством генерал-лейтенанта В. Г. Фёдорова.

В процессе развития и расширения работ сектора в его составе будут образованы группы: "История русского военного искусства" и "История русской армии".

Группа "История флота" в соответствии со своими задачами также дифференцирует свою работу по следующим основным разделам: изучение и популяризация героического прошлого отечественного флота; сбор, изучение и публикация архивных и других материалов и источников по истории отечественного флота; составление справочников по военно-морской истории; подготовка монографий по наиболее интересным и актуальным проблемам истории отечественного флота.

К научно-исследовательской работе сектора привлечены и аспиранты сектора. Научной работой аспирантов руководит проф. К. В. Базилевич. Доклады аспирантов на военно-исторические темы заслушиваются и обсуждаются на заседаниях сектора.

Группой "История армии" подготовляется сборник "Очерки по истории русского военного искусства" в двух томах. В первый том (25 - 26 печ. л.) вошли статьи и очерки, охватывающие обширный период истории - от Киевской Руси до второй половины XVIII века: акад. Б. Д. Грекова "Организация военных сил славян и Киевского государства", канд. исторических наук М. Г. Рабиновича "Вооружённые силы Новгородской земли в XI-XV вв." и "Вооружённые силы Московского княжества XIII-XV вв.", канд. исторических наук В. И. Шункова "Русское войско и военное искусство в XV-XVIII вв.", проф. А. А. Савича "Русское народное войско в борьбе против иностранных захватчиков в 1604 - 1612 гг.", канд. исторических наук Е. А. Беркова "Создание русской регулярной армии при Петра Великом", проф. Н. М. Коробкова "Русская армия и военное искусство в период после Петра I и до Суворова" и "Русская армия во второй половине XVIII в. и военное искусство Суворова". Том отредактирован и подготовлен к печати проф. К. В. Базилевичем.

Во второй том (23 - 24 печ. л.) войдут следующие статьи: проф. Н. М. Коробкова - "Полководец Кутузов", проф. Н. М. Дружинина "Русское военное искусство в период крымской войны 1853 - 1856 гг.", канд. исторических наук С. А. Никитина "Военные реформы Д. А. Милютина", канд. педагогических наук Л. Г. Бескровного "Военно-педагогическая система генерала Драгомирова", полк. П. Н. Фортунатова "Война 1877 - 1878 гг. и её значение в развитии русского военного искусства", доц. генерал-майора Б. И. Кузнецова "Генерал Брусилов и его роль в первой мировой войне". Работа по подготовке к изданию этого тома будет завершена в текущем году.

Кроме материалов, вошедших в первые два тома сборника, планом работ сектора намечен ряд тем, по которым будут заслушаны доклады на пленарных заседаниях сектора. Эти материалы либо войдут в третий том сборника либо будут изданы в другом виде. К этим темам относятся: "Полоцкий поход Ивана Грозного" (проф. К. В. Базилевич), "Развитие русской военной мысли в первой половине XIX в.", "Развитие русской военной мысли во второй половине XIX в." (доц. Г. П. Мещеряков), "Обучение и воспитание русских войск в XVIII в." (канд. педагогических наук под полк. Л. Г. Бескровный), "Военное искусство Богдана Хмельницкого" (майор Л. М. Лещинский) и др.

Коллективом Суворовской комиссии выполняются следующие работы: майором В. В. Жуковым составлена и подлежит сдаче в печать "Суворовская хрестоматия", представляющая собой сборник отрывков из лучших сочинений о Суворове; она предназначается для суворовских училищ, военных школ и гражданских высших учебных заведений.

Подготовляются материалы для сборника "Суворовские чтения". В первый том сборника (около 10 печ. л.) должны войти доклады, прочитанные в Суворовской комиссии: проф. В. А. Афанасьевым "Библиография суворовской "Науки побеждать"; А. К. Соловьёвой "Суворов в иностранной литературе"; капитаном С. Н. Ильиным "Штурм Измаила". Кроме того составляются для издания: карта походов Суворова и художественный плакат "Суворов". "Суворовские чтения" будут издаваться и в последующие годы.

Коллективом Кутузовской комиссии подготовляется к печати сборник документов "Кутузов", т. I (25 печ. л.). Всего предполагается составить четыре таких сборника; они будут выходить последовательно в ближайшие годы. Кроме того в 1947 г. должен выйти сборник "Кутузовские чтения", т. I (около 15 печ. л.), в который войдут доклады, посвященные полководческой и государственной деятельности Кутузова: доц. П. Г. Рындзюнского "Кутузов и русская армия в 1812 г.", майора Л. М. Лещинского "Кутузов и малая война", канд. исторических наук И. М. Эльтермана "Посольство Кутузова в Турцию в 1793- 94 гг.", генерал-майора Б. С. Антропова "Тарутинская операция Кутузова в 1812 г.", "Кутузов и Наполеон" и др. По мере накопления материалов комиссией будут подготовляться последующие сборники "Кутузовских чтений". Кроме того намечается издание монографий, посвященных полководческой деятельности Багратиона, Барклая де Толли и других, русских полководцев.

Восточная группа образована в начале 1946 года. На заседаниях группы заслушаны доклады: проф. Н. А. Смирнова "Русско-турецкая война 1677 - 1678 гг. за Украину", Н. М. Гольдберга "Принципы комплектования индийской армии в свете их исторического развития", проф. С. К. Бушуева "Русско-английские отношения в период Кавказской войны 1816 - 1864 гг.", канд. истори-

ческих наук майора А. В. Фадеева "Первые русские десанты на побережье Кавказа" и др. Все эти доклады должны будут выйти отдельным сборником.

Группа "История Флота" работает над составлением "Очерков истории Военно-морского флота СССР" в трёх томах. Первый том охватывает период от древнейших времён до конца XIX века. В его составлении приняли участие профессора К. В. Базилевич, М. Н. Тихомиров, Н. М. Дружинин, А. И. Андреев, капитан 1-го ранга Н. В. Новиков, С. А. Никитин, П. К. Алефиренко. Первый том, подготовленный к изданию редколлегией под руководством адмирала флота И. С. Исакова, находится в производстве в Воениздате.

Во второй том войдут главы, посвященные русско-японской войне, первой мировой войне и истории революционного движения во флоте (1904 - 1905) до начала Великой Отечественной войны. В написании его приняли участие: капитан 1-го ранга П. Д. Быков, генерал-майор С. Ф. Найда и канд. исторических наук Г. М. Деренковский. Том подготовляется к сдаче в набор в текущем году.

В третий том войдут главы, посвященные истории флота от Великой Октябрьской социалистической резолюции до Великой Отечественной войны включительно, которые написаны капитаном 1-го ранга Э. Я. Келле, генерал-майором С. Ф. Найда, проф. А. И. Андреевым и адмиралом флота И. С. Исаковым.

Планом предусмотрено, совместно с Главным архивным управлением МВД, издание серии сборников материалов о жизни и деятельности крупнейших русских флотоводцев, В 1945 г. издан первый сборник документов, посвященный адмиралу П. С. Нахимову. Такой же сборник документов, посвященный вице-адмиралу В. А. Корнилову, находится в производстве. В 1947 г. должен выйти из печати сборник документов о жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова в двух томах. Работа по составлению сборника статей, посвященных адмиралам М. П. Лазареву, С. О. Макарову и Д. Н. Сенявину, находится в производстве. Группой "История флота" подготовлены к изданию два труда: "Боевая летопись русского флота" и заканчивается составление "Списка русских военных кораблей с 1861 - 1917 гг.". Первый из этих трудов представляет собою аннотированную хронику боевых действий флота с IX века до окончания гражданской войны в СССР, Второй труд является продолжением известного справочника, составленного в прошлом столетии Ф. Веселаго и доведённого лишь до 1861 года.

Агеев Николай Валентинович


О структуре военной истории как науки, ее общих положениях и методологии

Агеев Николай Валентинович,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, документоведения и архивоведения Российского государственного социального университета.

Базовое образование: Киевское высшее зенитное ракетное училище имени С.М. Кирова в (1982), Военная академия ПВО СВ в г. Смоленск (1997)

Тема кандидатской диссертации: «Опыт борьбы с воздушным противником в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века»

Тема докторской диссертации: «Развитие теории применения войск ПВО в армейских операциях и ее реализация в локальных войнах второй половины ХХ века».

Основные публикации: Агеев Н.В. Применение экспертно-интуитивных методов в прогнозировании систем управления. 2010, Агеев Н.В., Костин К.К. Военная история. 2010, Агеев Н.В. Описание, объяснение и понимание как процедуры научного познания. 2010, Агеев Н.В. Некоторые вопросы теории управления. 2011. и др.

Сфера научных интересов: методология научного исследования, общая теория управления, основы социологического исследования, военная истории России, военная конфликтологияmail:[email protected]

Аннотация: в настоящее время в среде ученых Российской Федерации отсутствует единство во взглядах на место, предмет и взаимную связь военной науки и военно-исторической науки. По своей сути продолжают господствовать взгляды на данные вопросы второй половины 1980-х годов ХХ века. В статье приводится авторский вариант структуры военной истории как науки, соотношения предметов военной истории и военной науки, раскрываются основные аспекты методологии военно-исторического исследования.

Ключевые слова: объект науки, предмет науки, история, военная история, военная наука, методология военной истории, военно-историческое исследование.

Военная история как наука складывалась на всем протяжении процесса развития человечества. В древности и в средние века (до XVI-XVII веков) наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи). Они носили описательный характер и содержали события и факты исторической жизни, а также прославляли военных вождей различных рангов. Тогда же появились первые военно-исторические труды.

В XVIII-XIX веках, по мере накопления фактологического материала, все чаще авторы стремились дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие закономерности и принципы военного дела. Окончательное оформление военной второй половине истории как науки (в том числе и отечественной) стало возможно в XIX века, к моменту определения основ общей науки в целом. С этого времени изучение военной истории вошло в практику подготовки офицерского состава русской армии и флота.

Так что же это за наука - военная история? Как она соотносится со всеобщей историей и с военной наукой?

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это именно то целостное явление или процесс, которое подвергается изучению. При этом одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредоточивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

История (греч. istoria - повествование, рассказ о прошлом, сведения, полученные путем распросов) в широком смысле слова это процесс развития природы и человечества. В этом значении термин история применим ко всем без исключения явлениям в жизни природы и человеческого общества. История в более узком смысле - это наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности исторического процесса, развитие общества и деятельность людей во всем ее многообразии. Кстати, при внимательном анализе данной формулировки не трудно сделать вывод о тождественности сущности истории как науки с сущности истории социологии.

Предметом исторической науки согласно Большой энциклопедии является «вся конкретная и многообразная жизнь общества во всех ее проявлениях и в ее исторической преемственности, начиная с появления человеческого общества и до современности». При этом изучение исторического процесса как единого целого не исключает того, что отдельные историки сосредоточивают свое внимание на тех или иных сторонах этого процесса, на своем предмете, для которых объектом будет наука история.

При этом возможно выделение двух подходов. Так, например, с точки зрения системного подхода «Отечественная история» изучает только историю России, а «Древняя история (История Древнего мира)» исследует развитие древних рабовладельческих государств. При функциональном подходе следует выделить такие составные части истории как «Историю культуры», «Историю экономики», «Историю права», «Историю политики» и т.д. Следуя логике второго подхода, именно история как наука является объектом исследования для военной истории, то есть военная история является предметом науки история.

В соответствии с принятыми в настоящее время взглядами военная история рассматривается в двух аспектах и представляет собой:

) процесс развития военного дела с древнейших времен до настоящего времени;

) науку, изучающую войны и вооруженные силы прошлого, развитие средств, форм и способов ведения вооруженной борьбы.

Интересно, что в энциклопедии советского периода формулировка содержания военной истории как науки было более объемным: «наука, изучающая войны и вооруженные силы прошлого, в зависимости от изменения материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества, выявляющую опыт военной деятельности масс, страт (классов), партий».

Действительно, война как сложное социально-политическое явление изучается многими науками. При этом военная энциклопедия, изданная уже в Российской Федерации, трактует предмет военной науки как «вооруженную борьбу в войне». Не случайно один из виднейших военных теоретиков Российской империи конца XIX - начала ХХ века Н.П. Михневич считал объектом военной науки именно социологию. Однако в той же энциклопедии военная наука определяется как «система знаний о законах, военно-стратегическом характере войны (той войны, которая может произойти!), путях ее предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне (прогнозируемой войне), способах ведения вооруженной. Эта же энциклопедия выделяет предмет военной истории вразрез с вышесказанным, а именно, как «историю военной мысли, военного искусства, вооруженных сил, вооружения и других отраслей военного дела». Таким образом, достаточно путаная трактовка предметов и объектов военной истории и военной науки ставят в тупик исследователей, не позволяя сделать вывод о взаимном соответствии и взаимоотношении указанных отраслей науки.

Вместе с тем, представляется очевидным, что военная история и есть та система научных знаний о войнах и вооруженных силах прошлого, из которой военная наука получает базисные, исходные данные для современных военно-теоретических исследований. Именно военная история на основе знаний о сущностных закономерностях и взаимосвязях процесса развития военного дела, вскрывает тенденции развития тех или отраслей военной области, именно она является основой для военной науки. Итак, с одной стороны военная история является составной частью истории, с другой лежит в основе военной науки.

Вместе с тем, военная история как наука сама может быть объектом исследования для каждой из составных ее частей и специальных отраслей. Согласно современным военно-историческим взглядам (см. рис. 1), структура отечественной военной истории как науки включает следующие составные части: историю войн, историю военного искусства, историю военной мысли, историю строительства вооруженных сил и историю вооружения и военной техники. Кроме составных частей выделяют также и специальные отрасли военной истории, а именно историографию, источниковедение, военную статистику, военную археологию, военную археографию и т.д.

Вместе с тем, изучение трудов по военной истории последних лет, собственная научная деятельность автора, анализ тем отечественных военно-исторических исследований конца ХХ - начала ХХI века, трудности, возникавшие и возникающие в ходе научного руководства учениками, свидетельствуют, что данная структура требует некоторой корректировки.

Предлагается, что состав военной истории как науки должен включать (рис. 2): общие положения и методологию военной истории, историю военной политики и войн, историю государственного и военного управления, историю военной науки (в свою очередь включающую историю военного искусства и историю военной мысли), историю военного строительства и развития видов вооруженных сил и родов войск.


Рис. 1. Структура отечественной военной истории как науки по взглядам конца ХХ - начала ХХI веков

военный история вооруженный наука

Специальные и междисциплинарные отрасли военной истории это те предметы исследования, которые находятся на стыке предметов нескольких научных дисциплин. Например, историю вооружения и военной техники следует считать специальной отраслью военной истории, так как с одной стороны вооружение и военная техника с древнейших времен использовалась в военном деле, а с другой стороны развитие техники вообще неразрывно связано с развитием ее военных образцов. Историография как отрасль науки имеет свой собственный раздел - военную историографию, источниковедение - соответственно военное источниковедение, геральдика - военную геральдику и т.д.

К междисциплинарным отраслям следует отнести военные разделы соответствующих наук: военную педагогику, военное право, военную экономику и т.д.

Несмотря на то, что приведенная на рисунке 2 структура военной истории несколько отличается от общепринятой сегодня, основной целью данной публикации все же является не столько постановка вопроса о конкретизации названий ее составных частей (предметов), сколько назревшая необходимость введения в состав военной науки методологического раздела как направления, предмета или отдельной научной дисциплины.

Рис. 2. Военная история как объект и предмет исследования. Предлагаемый вариант ее структуры.


Давайте разберемся, что же это за дисциплина - общие положения и методология военной истории. Учитывая, предметом методологической науки является изучение тех методов и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке, начнем с рассмотрения общих положений военной истории, что же они в себя включают?

Во-первых, изучение военной истории невозможно без разработки ее философского аспекта, без выявления и анализа факторов, обусловливающих изменения в военной области социальной сферы, без объективных знаний и последующего обобщения опыта решения государственно-политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия в исторической ретроспективе. Именно философия позволяет выделять проекты теоретических проблем в науке, идеи, методы, правила и операции мышления.

Во-вторых, только все вышеперечисленное позволяет выявить направление развития военной истории в исторической ретроспективе и провести научно обоснованный прогноз и последующую четкую формулировку целей, а, соответственно, и тематик военно-исторических исследований с учетом теоретической и практической направленности ожидаемых результатов.

В-третьих, именно эти основополагающие знания помогут теоретически выработать и в последующем создать на практике обоснованную, учитывающую самые последние достижения науки в целом, структуру военной истории, определить ее содержание, сформулировать как название ее составных частей, так и их минимально необходимое количество, взаимосвязи между ними и взаимообусловленность научных задач, решаемых отдельными отраслями военной истории.

В-четвертых, важным при реализации научного подхода в ходе изучения общих основ военной истории является выявление взаимосвязи данной отрасли с другими отраслями науки. Речь здесь идет о вскрытии местонахождения военной истории в системе наук и правильной формулировке ее объекта и предмета. Именно эти знания позволяют определить область специальных исследований для вспомогательных военно-исторических дисциплин, обусловливают понимание требований к конечным результатам военно-исторических исследований, таких как их важность и востребованность для самой военной истории и других наук (актуальность), возможность использования в дальнейших теоретико-научных исследованиях и на практике (теоретическая и практическая значимость).

Однако все вышеперечисленные результаты, входящие в общие основы военной истории, являются следствием выработки и последующего правильного применения методологии военно-исторического исследования.

Другим направлением дисциплины под названием общие положения и методология военной истории является выявление, формулировка и разрешение проблемных вопросов понятийного характера в аппарате как военно-исторической науки, так и в аппаратах наук, с различной степенью глубины рассматривающих в своих исследованиях военную область социальной сферы.

Основные трудности для военного историка при этом заключаются в следующем. Учитывая, что результаты военно-исторических исследований должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было использовать в современных условиях (например, военной наукой), весь понятийный аппарат, претерпевший даже незначительные изменения от того, выбранного историком конкретного хронологического этапа до настоящего времени, требует «перевода» на современный научный язык.

На практике это означает следующее. Во-первых, военный историк должен знать состояние изучаемого предмета не только в выбранных для исследования хронологических рамках, но и в конкретных современных условиях. То есть, к примеру, при изучении тактики мотострелковых (танковых) рот и батальонов по опыту локальных войн историк должен разбираться в современных взглядах на тот же предмет.

Во-вторых, представляемый историком результат может быть при необходимости «переведен» на «языки» других наук. Другими словами результат военно-исторического исследования смогут использовать для достижения своих целей специалисты иных дисциплин. Например, специалист в области истории тактики при расчете боевых возможностей подразделений, частей или соединений должен апеллировать принятыми в математике современными научными терминами и понятиями, а не «специально изобретенными» военными специалистами ранее или сейчас. Именно подобный подход позволит использовать результаты военного исследования при выработке, скажем, требований к тактико-техническим характеристикам перспективных образцов вооружений и техники.

В-третьих, методологией определены требования и к самому научному тексту - простота, ясность, доходчивость, краткость, смысловая точность и др. Однако, при выборе структуры изложения результатов исследования следует помнить о правильности ее архитектоники (то есть необходимости соблюдения внутренней логики изложения материала).

Еще одним разделом методологии военной истории должны являться специальные методы, способы и приемы, использовавшиеся при проведении военно-исторического исследования как ранее, так и разработанные с учетом их развития в современных условиях. При этом следует ориентироваться и на развитие методологии познания на общефилософском или общенаучном уровне и на современные методологические достижения других наук.

Известно, что методология (как и логика) не может служить безошибочным инструментом открытия новых истин в науке, но это отнюдь не исключает использования логических и особенно методологических норм, правил и рекомендаций по более организованному и систематическому поиску и проверке новых истин. Вместе с тем, как целью, так и возможным результатом исследований в области методологии для военной истории следует считать выработку новых или совершенствование имеющихся специальных методов.

Например, общенаучный метод систематизация был применен автором при корректировке структуры военной истории как науки. Систематизация тем военно-исторических исследований последних лет позволила сделать вывод о необходимости корректировки заглавий составных частей военной истории: вместо «истории войн» - «история военной политики и войн», вместо «история военной мысли» - «история военной науки», вместо «истории строительства ВС» - «история военного строительства и развития видов ВС и родов войск». Сравнительный анализ с применением другого общенаучного метода - классификации, а именно классификации разделов общей истории (согласно паспорту специальности), обусловил вывод о необходимости включения в состав военной истории предмета «история государственного и военного управления». Анализ же классификации других наук и выявление в них разделов, касающихся военного дела, позволили сделать вывод о наличии междисциплинарных дисциплин (см. выше), а также вывод о том, что историю вооружения и военной техники более целесообразно считать специальной отраслью, нежели составной часть военной истории.

При необходимости изучения военно-исторического процесса важнейшим методом можно считать периодизацию, с помощью которого могут быть выявлены тенденции изучаемого процесса. Изучая конкретное историческое явление зачастую не обойтись без выделения его уровней и их взаимосвязей путем структуризации с целью вскрытия закономерностей, присущих этому явлению. Методом, сочетающим в себе черты, как периодизации, так и структуризации, а поэтому и более сложным, но при этом и значительно более универсальным следует считать табличный метод.

При этом следует отметить, что одновременное использование методов периодизации, структуризации, систематизации может с одной стороны усложнить военно-историческое (социологическое) исследование, с другой стороны привести к новым, нередко оригинальным результатам. Такой эффект наблюдался при изучении профессором Виниченко М.В. проблем использования подземного пространства социальными системами в экстремальных условиях.

И, наконец, методология военной истории будет неполной без определения принципов (требований к…, правил, которым следуют в своей практической деятельности) военно-исторического исследования. К наиболее общим из них следует отнести достоверность полученных данных (к ним относятся как достоверность самого источника получения данных, так и достоверность получения данных при создании источника). В ходе военно-исторического исследования достоверность достигается повышением объективности оценок, выявлением наиболее существенных для исследуемого предмета причинно-следственных связей и может быть обеспечена учетом ряда факторов, среди которых:

·использованием современных методов сбора и обработки исходной информации, в том числе и специальных, используемых при изучении отраслей военной истории;

·перекрестной проверкой информации из различных источников;

·повышением массива статистического и фактологического материала;

·представительной выборочной совокупностью;

·наличием у соискателя личного опыта как участника исследуемых событий;

·правильным выбором показателей оценки исторического события, явления или процесса.

Необходимость соблюдения принципа обоснованности в ходе обобщений полученных результатов, полученных в результате проведения военно-исторического исследования и формулировки выводов, обусловлена, в первую очередь, требованием соблюдения законов формальной логики - тождества, достаточного основания, исключенного третьего, противоречия, а также репрезентативностью выборки использованных данных. При этом их доказательность может быть подтверждена:

·сопоставлением результатов исследования с данными зарубежного и отечественного опыта;

·обсуждением результатов исследования на международных и всероссийских научных конференциях с привлечением специалистов из различных направлений военной истории;

·публикациями результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в т.ч. включенными в списки ВАК;

·корректностью применения уже апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата;

·подтверждением результатов экспертными оценками специалистов и динамикой развития событий в современных условиях.

Кроме того, военный историк постоянно должен помнить, что учет опыта прошлого при формулировании рекомендаций и выработке предложений для современного военного дела возможен далеко не всегда. Сужение хронологических рамок исследуемого процесса при вскрытии динамики событий или их чрезмерная временная удаленность от сегодняшнего дня существенно снижают степень конкретности предложений и, как следствие, теоретическую и практическую значимость результатов проведенного военно-исторического исследования для современной военной науки.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что знание общих положений военной истории как науки и усвоение ее методологии закладывают основы научного подхода к проведению военно-исторического исследования в целом, позволяя прогнозировать не только сроки его проведения, но и качество получаемого результата. Вместе с тем, именно данная составная часть военной истории является наименее разработанной военными историками не только у нас в стране, но и за рубежом. Именно общие положения и, особенно, методология военной истории требует незамедлительной и углубленной разработки в интересах наиболее качественного развития всей военно-исторической науки.

Список литературы


1.Большая Российская энциклопедия: В 30-и т. /Председатель Науч-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 12 Исландия - Канцеляризмы. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. -767 с.

.Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 19. -М.: ТЕРРА, 2006. -592 с.

.Виниченко М.В. Системно-структурное представление об использовании подземного пространства войсками. //Военная мысль. -2007. № 7.- С. 54-56

.Военная энциклопедия: В 8 томах. /Председатель Главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Т. 2: Вавилония - Гюйс. -М.: Воениздат, 1994.- 544 с.

.Военная энциклопедия: В 8 томах. /Председатель Главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Т. 3: «д» - Квартирьер. -М.: Воениздат, 1995.- 543 с.

6.Кириллов А.В. Уточнение понятийного аппарата в интересах повышения эффективности управления. //Экономика и управление <#"justify">Spisok literatuy


1.Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia: V 30-i t. /Predsedatel Nautsh-red. soveta U.S. Osipov. Otv. red. S/L/ Kravez. T. 12 Islandiyia - Kantzelayrizmi. -M.: Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia, 2008. -767 s.

.Bolshayia entsiklopedia: V 62 tomah. Т. 19. -М.: TERRA, 2006. -592 s.

.Vinichenko M. V. Sistemno-strukturnoe predstavlenie ob ispolzovanii podzemnogo prostranstva voiyskami. //Voennayia misl. -2007. № 7.- S. 54-56

4.Voennayia entsiklopedia: V 8 tomah. / Predsedatel Glavmoi red. komissii P.S. Gratchev. Т. 2: Vaviloniyia - Gyis. -М.: Voenizdat, 1994.- 544 s.

.Voennayia entsiklopedia: V 8 tomah. / Predsedatel Glavmoi red. komissii P.S. Gratchev. Т. 3: «D» - Kvartiryer. -М.: Voenizdat, 1995.- 543 s.

.Kirillov A.V. Utothenie ponyatiynogo apparata v interesah povisheniya effektivnosti upravleniya. //Ekonomika i upravlenie. 2013 . № 10 (96). - S. 55-59

.Otetchestvennayia istoriyai: entsiklopedia. V 5 т.: Т. 2. D-К. /Red. kol.: V.L. Yianin (Gl. red.) i dr. -М.: Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia, 1996. -656 s.

.Ruzavin G.I. Metodologiyia nautchnogo poznaniyai: Utch. pos. dlyia vuzov /G.I. Ruzavin. -М.: UNITI-DANA, 2009.- 287 s.

9.Sovttskayia voennayia entsiklopedia. V 8 tomah. Т. 3. Grajdanskayai - Yaiokota. / Predsedatel Glavmoi red. komissii N.V. Ogarkov. -М.: Voenizdat, 1977.

.Filosofiyia nauki. /V.O. Golubintzev, V.A. Dantzev, V.S. Lubtchenro. -Rostov n/D: Feniks, 2007. -541 s.


of historical sciences, professor, professor of chair of human resource management, document science and archive science of the Russian state social university.education: The Kiev highest antiaircraft rocket school of a name of S. M. Kirov in (1982), the SV air defense Military academy to Smolensk (1997)of the master"s thesis: "Experience of fight against the air opponent in local wars and armed conflicts of the second half of the XX century"of the doctoral dissertation: "Development of the theory of application of armies of air defense in army operations and its realization in local wars of the second half of the XX century".publications: Ageev N. V. Application of expert and intuitive methods in forecasting of control systems. // Interdisciplinary scientific and practical Sociology magazine and social policy. 2010, Ageev N. V., Kostin K.K. Military history. 2010, Ageev N. V. Description, explanation and understanding as procedures of scientific knowledge. 2010, Ageev N. V. Some questions of the theory of management. 2011, etc.of scientific interests: methodology of scientific research, general theory of management, basis of sociological research, military stories of Russia, military conflictologymail:[email protected]

: at present, scientists of the Russian Federation there is no unity in views on the place, the subject and the interconnection of military science and military history. Essentially continue to dominate views on these issues in the second half of 1980-ies of XX century. In the article the author"s variant of the structure of military history as a science, the ratio of items of military history and military science, describes the main aspects of the methodology of the military-historical research.words: object of science, the subject of science, history, military history, military science, methodology of military history, military history research.

Домашний адрес: 127576 г. Москва

Улица Алтуфьевское шоссе, д. 89А, кв. 126

телефон: домашний 8-915-474-30-92


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важной функцией военной истории является образовательная функция, которая выражается в передаче, прежде всего военнослужащим, профессиональных знаний, умений и навыков, повышении уровня их воинского мастерства, расширении кругозора, развитии творческого мышления.

И наконец, воспитательная функция, которая состоит в том, что, раскрывая героическое прошлое народов России, СССР, военно-историческая наука способствует тем самым повышению морального духа нашего населения, его нравственности, она не только является побудительным мотивом воспитания высоких нравственных качеств воина, гражданина — патриота, но и непосредственно участвует в формировании такой важной составной части оборонной мощи государства, как морально-политический фактор.

Не случайно поэтому накануне и в годы Великой Отечественной войны политики, военачальники и общественные деятели постоянно обращались героическому прошлому страны, пропагандировали славные подвиги русского народа. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, Д Пожарского, П. Салтыкова, П. Румянцева, Г. Потемкина. А. Суворова, Г. Спиридова, Ф. Ушакова, М. Кутузова, М. Барклая де Толли, П. Багратиона, М. Лазарева, В. Корнилова, В. Истомина, П. Нахимова, Г. Бутакова, С. Макарова, М. Драгомирова, А. Брусилова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и других знаменитых защитников Отчизны звали солдат и на подвиги, воодушевляли их в тяжелых боях и в стремительном всесокрушающем наступлении.

В связи с этим особого внимания заслуживает факт кардинального поворота идеологической работы в вооруженных силах накануне Великой Отечественной войны от «абстрактной и крайне политизированной» к всестороннему и глубокому изучению военно-исторического опыта. «У нас особо изучается военная история.проводится… охаивание старой истории, выдающиеся полководцы прошлого забыты, их военное искусство остается неизвестным командному составу — все это приводит к игнорированию исторического конкретного опыта», — утверждается на совещании НКО в мае 1940 г. по вопросам идеологической работы в Красной армии. Военная история учила советских людей побеждать врага, напоминая о героическом прошлом, об умении отстаивать настоящее и бороться за будущее. Она как бы связывала воедино минувшее, настоящее и будущее. Эту же функцию выполняет военно-историческая наука и в современных условиях. Она выступает важным фактором военно-патриотического воспитания граждан России, и прежде всего молодежи.

Правдивое и яркое воспроизведение героических страниц и военного опыта прошлого способствует воспитанию молодежи в духе патриотизма. На этой основе укрепляется глубокая и нерасторжимая связь поколений, их верность Отечеству. Военная история как важнейшая составная часть отечественного культурного наследия дает возможность моделировать сложнейшие противоречивые процессы современности, облегчать поиск путей выхода из кризисных состояний общества.

И в этом отношении вполне правомерно ставить вопрос о прогностической функции военно-исторической науки, которая определяется возрастающей потребностью иметь исторический «капитал» для прогнозирования характера будущих войн и военных конфликтов, анализа как подготовки к ним, так и опыта их предотвраще ния. Таким образом, можно утверждать, что военно-историческая наука, обладая огромным потенциалом, выполняет важные методологические и общемировоззренческие задачи. В этой связи возникает вопрос, в какой мере современное состояние военно-исторической науки способствует выполнению названных выше функций?

К сожалению, ответ на этот вопрос неоднозначен, ибо, несмотря на высокий уровень своего развития, отечественная военно-историческая наука переживает своего рода кризис, обусловленный спецификой нынешнего переходного периода в истории России. Под кризисом в данном случае надо понимать не застой и упадок в развитии исторической отрасли (как это чаще всего трактуется), а такую популяризацию теоретикометодологических взглядов и подходов, следовательно, и конкретно-исторических концепций, которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического развития. Его проявления очевидны: — изменяется содержательная часть военной истории в результате уточнения или изменения объекта исторических исследований и пересмотра методологических основ в изучении исторических процессов;

— сокращается когорта профессионалов военных историков: многие опытные военные историки отстранены от работы, а новое поколение специалистов рождается, к сожалению, чрезвычайно медленно; — организационная структура (аппарат) военно-исторических исследований обеднена, а многие ее звенья уничтожены; — нарастает опасная тенденция сужения и сокращения проблематики военно-исторических исследований; — школьные и вузовские учебники по истории обильно нашпигованы второстепенными датами, фактами, событиями, именами, заслоняющими истинное величие военных подвигов России; — значительно уменьшилась доля позитивного военно-исторического материала в пропагандистских программах радио и телевидения. Стало привычным концентрировать внимание российских читателей и слушателей исключительно на некоторых негативных явлениях этого периода отечественной истории.

Это очень вредная тенденция, выбивающая из идеологического потенциала военной истории очень важный пласт, столь необходимый сегодня в воспитательной работе в Вооруженных силах и среди населения.

С.Н. Михалев. Военная стратегия

Дисциплина

«Военная история»

Тема 1

«Военная история как наука. Зарождение армий и военного искусства»

Лекция 1

«Военная история как наука»

Учебное время 2 часа

Рассмотрено и одобрено на заседании цикла ОВП

Протокол №_____ от «____» ____________ 20___ г.


Тема 1. Военная история как наука. Зарождение армии и военного искусства.

Лекция 1. Военная история как наука и учебная дисциплина.

Учебное время: 2 часа.

Место: аудитория.

Метод: лекция.

Материальное обеспечение: проектор, ноутбук.

Учебные вопросы и распределение времени:

І. Вводная часть – 10 мин.

1. Проверка наличия студентов и готовности к занятию – 1 мин.

2. Объявление темы занятия и времени, отводимого на её изучение – 3 мин.

4. Обоснование актуальности данной темы, её места в учебном плане и связи с предыдущим занятием – 3 мин.

5. Постановка учебных целей – 1 мин.

ІІ. Основная часть – 70 мин.

2. Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

ІІІ. Заключительная часть – 10 мин.

1. Краткие выводы по теме, ответы на вопросы студентов – 4 мин.

3. Доведение вопросов для самостоятельного изучения – 5 мин.


1. Зарождение военно-исторической науки. Структура, методы, понятия, категории и основные задачи военной истории.

Военная история как наука и как учебная дисциплина, изучаемая в военно-учебных заведениях, – итог ее длительного развития. Она зародилась в глубокой древности в форме простейших повествований о войнах и сражениях, о деятельности полководцев и военачальников в Египте, Ассирии, Китае, Персии, в странах античного мира (Древней Греции, Древнем Риме). Собственный путь имеет российская военно-историческая наука. На заре Отечества первоначальной формой освещения военно-исторических событий были летописи, которые велись на княжеских дворах и при монастырях. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Это были описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определенные методы военно-исторических исследований, появляются военные историки-профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки.

Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которое подвергается изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредоточивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что ее объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нем военная история исследует исторические закономерности военного строительства, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность (в единстве всех ее сторон) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Предметом же военно-исторической науки выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, политической, социальной, духовной и собственно военной – народных масс, военный армий, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определенная сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооруженной борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений, и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, - которые обусловливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т. д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почтенную, обширную и поставленную на научную почву литературу".Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

Военная история состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооруженной борьбы и ее обеспечения, так и на невоенных формах и средствах борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Все это обеспечивает объективный, конкретно-исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооруженной борьбы. Сам термин "военное искусство" пришел к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывался искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремеслами, военное искусство сохранило свое название. Исходя из этого, следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооруженной борьбы, которую в одних случаях можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооруженной борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооруженной борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. stratos - войско и ägö - веду) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями различных видов вооруженных сил.

Тактика (от греч. taktika - искусство построения войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов вооруженных сил и родов войск1.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооруженных сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооруженных сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооруженных сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своем существовании истории Войск противовоздушной обороны страны, Ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учет которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография , воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология , исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом; геральдика - гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооруженных сил, специальным войскам и службам, и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма-ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что все ранее изложенное военными историками в корне неверно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих принципах других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики (единство и борьба противоположностей, взаимный переход количества и качества, отрицание отрицания), а также категории (причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д.). Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, - а также логические приемы: индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

3. Функции военной истории. Развитие военного искусства.

Военная история как наука и учебная дисциплина, объективно воспроизводя прошлое, формирует взгляды и представления, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, истории военного строительства и т. д. Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций и, прежде всего, познавательную . Будучи исторической формой познания, органически связанной с теоретической, следующая общим закономерностям познания, она специфична, поскольку направлена на познание событий прошлого, которые не воспроизводимы экспериментальным путем и в этом смысле неповторимы. Военно-историческое познание всегда включает в себя момент оценки событий, ибо в вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

Военно-исторические явления и события, их ход и исход, исследуются (познаются), как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт и как основа, и как результат познания. А это не что иное, как умение понять сущность военно-исторических событий и закономерности, которые в них проявляются. Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-политическим состоянием народа и армии. При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соотношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рожденное войной, боролось с отжившим, как на руководство войсками оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.

Многогранный опыт военной истории несет значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель ее - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Таким образом, военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом, то есть выполняет мировоззренческую функцию .

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, дает возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая исторический опыт предшествующих поколений в области военного дела, она вооружает современников конкретными формами и способами этого вида деятельности.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что эта наука несет в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи, стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается в наличии больших возможностей военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории их борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Правильно понять и объяснить военно-исторические события невозможно без опоры на определенные методологические основы, которые дают верное направление познания, указывает на его пути, способы и средства. Методология подсказывает, как надо подходить к исследованию связей и отношений в военно-исторических событиях, к выявлению сущности войн и их закономерностей.

Особую роль играют философские и общенаучное принципы и, в первую очередь, – принципы всесторонности, историзма, объяснения истории на основе материалистического понимания истории, закона причинности (детерминизма), а также таких фундаментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и такие логические приемы, как индукция, дедукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их использование. Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов, способствующих более быстрому и целенаправленному поиску истины. Важную роль играют эмпирические методы – анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Методологическую роль играет положение о преемственности военно-исторического опыта, необходимости сохранять и развивать все ценное, накопленное в теории и практике военного дела, и одновременно выявлять тенденции и перспективы его развития.

В современных условиях можно выделить некоторые методологические проблемы военно-исторической науки. Во-первых, это проблема личной ответственности человека за ход истории и связанные с ней вопросы о смысле военной истории, отрицании и преемственности в ней, о критериях прогресса и его цене. Например, вопрос о том, что оставили после себя мировые войны XIX в. человечеству приобрел не только научное, но и важное мировоззренческое и политическое значение. В этом контексте особо важное значение имеет проблема цены победы в войне и цены войны в целом.

Во-вторых, в процессе изучения военной истории возрастает интерес к проблеме уроков военно-исторических событий, войн и вооруженных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом опыте. Последний – это итог познавательного и духовного освоения человеком социального мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.

В-третьих, в познании явлений и процессов минувших войн, в развитии военного дела все большее место занимает проблема выбора. Поскольку история – это человеческая деятельность, то она в самой себе заключает необходимость выбора из ряда возможностей. Решить проблему выбора – значит правильно определить задачу деятельности личностей, партий и движений.

В-четвертых, возрастает значение проблемы исторической памяти. Чем бы человек не занимался, он так или иначе вынужден задумываться над военной историей отечества, определяя свое место в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент – принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.

Методологическое значение имеет повышение роли военно-исторической науки в системе общественных наук. Она играет все более важную роль в выработке военной политики государств и в определении задач, стоящих перед вооруженными силами, национальной доктрины безопасности страны и общества как в мирное, так и в военное время.

Реалии XXI в. с его глобальными угрозами обязывают военную историю давать такие знания, которые помогали бы укреплять международную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы, как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе "человек - оружие", наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооруженные силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса Российской армии.

Заключение.

К числу проблем фундаментальных военно-исторических знаний отнесены вопросы строительства и развития вооруженных сил, возникновения, хода и исхода наиболее значимых войн, военного искусства, деятельности великих полководцев и военачальников в истории Отечества, а также особенности военного строительства и военного искусства зарубежных стран. В целях углубления профессиональных знаний предусмотрено освоение опыта организации и проведения воспитательной работы, морально-психологического обеспечения боевых действий.


См.: Арзамаскин Н.Ю. и др. История. Учебник. – М.: Кучково поле, 2014 .

См.: Орлов А.С. и др. История Россия. Учебник. – М.: Проспект, 2014 .

1 См.: Военный энциклопедический словарь. М., 1986. С. 514, 711, 724.

|