Скачать презентацию на тему белла ахмадулина. О Белле Ахмадулине Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна, российский поэт, прозаик, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, перечислены награды, которыми она была удостоена при жизни. В презентации раскрываются особенности изысканной поэзии, основные темы, а также рассказано о необычной манере исполнения автором своих стихотворений. В презентации упомянуты стихи, ставшие основой романсов в известных кинофильмах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Поэзия изысканного вкуса»: по творчеству современной поэтессы Беллы Ахмадулиной Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель: Левина Е.Д., МОУ ОСОШ № 94 г. Ярославль

Задача: Осветить особенности личности и лирики знаменитой современной поэтессы Беллы Ахмадулиной.

Белла Ахмадулина (1937– 2010 г.г.) Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года. Б. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов нашего времени. Б. Ахмадулина – автор более 40 поэтических книг. Ее произведения переведены на многие европейские языки. Обладатель различных литературных и государственных наград и премий, награждена правительственными орденами. Жила и работала в Москве. Скончалась 29 ноября 2010 г.

Начало творческого пути Б. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, распавшуюся связь времен. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Литературный институт Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М.Горького. В институте Б. Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт.

Известность Известность Б. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры.

Творчество Беллы Ахмадулиной Стихи Беллы Ахмадулиной очень похожи на нее саму. Утонченная хрупкость и музыкальность, изящество и искренность, яркость и возвышенность, - все эти эпитеты одинаково точно характеризуют как поэтессу, так и ее произведения. Поэзия для Б. Ахмадулиной ― самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов.

Мир высокой духовности Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа».

Традиции русской классики Автор стихов и эссе о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и др. поэтах Во многих стихах она воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит черты, которые составляют этический идеал ее поэзии. Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой. В их судьбе она находит свою меру - любви, добра, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности - и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. Б. Ахмадулина в квартире А.С. Пушкина на Мойке

Ахмадулина пишет о любви 1. Б. Ахмадулина с мужем художником Б. Мессерером; 2. На картине мужа. В ее стихах есть предпочтение любви творчеству. Лирическая героиня тяготится своей уникальностью, избранностью, ее желание - быть "как все", жить любовью: Возникает стремление замаскировать свою сущность, скрыть от любимого свою "особость", чтобы не помешать любви. 1. 2.

"Друзей моих прекрасные черты" Да будем мы к своим друзьям пристрастны, Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, Бог не приведи! Творчество, и жизнь Ахмадулиной проходят под знаком Дружбы: глубоко уважая и любя своих друзей, поэтесса всегда их поддерживает, а при необходимости - и заступается за них. Лирика Б. Ахмадулиной переполнена признаниями в любви друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира. Участники альманаха «Метрополь» (слева направо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.

Природа, мир, тайник вселенной... У лирической героини - благоговейное отношение к природе. Этот мотив: восприятие природы, причем самой обыденной, как чего-то безмерно превосходящего, стремление преклониться перед ней или вовсе самоустраниться - наиболее характерен для Б.Ахмадулиной и выделяет ее на фоне традиций отечественной поэзии.

Взаимопроникновение слова и природы Для ранней лирики показателен образ дождя. В зрелой лирике центральным является образ сада. Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы. Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. В стихах последнего периода возрастает значение точно зафиксированной даты: впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца И – хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щётки. Он вырывался. Он летел на щёки, прозрачной слепотой вставал у глаз.

Переплетение архаики и современности Б. Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Поначалу доля необычного в стихах поэтессы была очень велика, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Манера выступления Б. Ахмадулина – уникальное явление в русской поэзии ХХ века. Уникальность её состоит, прежде всего, в самобытности. Стиль Ахмадулиной легко узнаваем. Принадлежность стихотворения её перу определяется и подбором слов, и их порой странным сцеплением, и “специфической интонацией традиционного русского фольклорного плача, невнятного причитания. Последнее особенно заметно на её выступлениях” [ И. Бродский ]

Кино В картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» Б. Ахмадуллина сыграла журналистку По улице моей По улице моей который год Звучат шаги, мои друзья уходят. Друзей моих бессмысленный уход Той темноте за окнами угоден. О одиночество! Как твой характер крут, Посверкивая циркулем железным, Как холодно, ты размыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным… И вот тогда, из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова. К/ф "Жестокий романс" Романс о романсе; Снегурочка; А напоследок я скажу; Романс о романсе

Итоги творчества Издала на Родине несколько десятков стихотворных сборников. Активно переводила поэзию народов СССР, в первую очередь, грузинскую. Печаталась в самиздатовском журнале "Синтаксис" (1959-60). Выпустила кн. стихов "Озноб" в изд-ве "Посев" (Франкфурт, 1968). Участвовала как прозаик в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1979). Публиковала стихи в эмигрантских изданиях. Издала Собр. соч. в 3 тт. М., “ПAN”, “Корона-Принт”, 1997. Печатается в журналах: "Октябрь"; “Знамя”, “Остров”, "Знамя", "Арион".

Поэтические сборники "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Нечаяние" (стихи-дневник, 1996-1999), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (2000).

Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)

Заключение Белла Ахатовна Ахмадулина нашла свою нишу в русской поэзии, и никто другой не может даже примериться к ней. Она создала своё уникальное звено в неразрывной цепочке русской поэзии. Белла Ахмадулина - одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX – начала XXI столетия. Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация ""старинного"" слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Список использованных источников Ахмадулина Б.А. http:// ru.wikipedia.org / wiki /% C0%F5%EC%E0%E4%F3%EB%E8%ED%E0,_%C1%E5%EB%EB%E0_%C0%F5%E0%F2%EE%E2%ED%E0 Ерофеев В. Новое и старое. Заметки о творчестве Б. Ахмадулиной // Октябрь. 1987, № 5; Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной // Вопросы литературы. 1995, вып. IV. Ахмадулина Б.А. Биография http:// chtoby-pomnili.com /page.php?id=1147 Ахмадулина Б.А. http:// www.library.ru /2/ lit /sections.php?a_uid=42


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева (р. 1951) в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету. В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей. Белла Ахмадулина неоднократно выступала в защиту преследуемых властями представителей советской интеллигенции: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в "Нью-Йорк таймс", неоднократно передавались по радио "Свобода" и "Голос Америки".

Слайд 5

Описание слайда:

С 1977 года Ахмадулина была почетным членом Американской академии искусств и литературы. С 1977 года Ахмадулина была почетным членом Американской академии искусств и литературы. Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ) Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В 1993 году Ахмадулина подписала "Письмо 42-х". В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Хрупкая снаружи и жесткая внутри (80-летию со дня рождения Б.Ахмадулиной посвящается...) Обучающаяся 2-го курса БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания» Баранова Ирина Андреевна Преподаватель Пушина Н.В.

Слайд 2

Знаете ли Вы, что Белла Ахатовна Ахмадулина родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина, ушла из жизни также через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого 1937-2010

Слайд 3

Семья Родной город Беллы Ахмадулиной – Москва. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама работала переводчиком в КГБ. В большей мере, из-за занятости родителей Беллу воспитывала бабушка. Она привила внучке любовь к литературе, которую та пронесла через всю жизнь. Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим: в ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Имя Изабелла сменила на более которое, которое переводится с итальянского как «красавица».

Слайд 4

Однажды к родителям пришли гости и, как это водится, спросили 5летнего ребенка: «Ну, кем, Белла, ты хочешь быть?». Она, насупившись, ответила: «Литератором».

Слайд 5

Учеба в литературном институте «Литературный институт научил меня тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь- это отчасти попытка отстоять суверенность души, не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Всю жизнь она будет идти против течения.

Слайд 6

Первые стихи 1955 г. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. В 1962 стараниями Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Чем отличаюсь я от женщины с цветком, от девочки, которая смеется, которая играет перстеньком, а перстенек ей в руки не дается? Я отличаюсь комнатой с обоями, где так сижу я на исходе дня и женщина с манжетами собольими надменный взгляд отводит от меня.

Слайд 7

1959 г. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, в СССР его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало причиной того, что студентка оказалась исключённой из института.

Слайд 8

Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало все, что угодно в этом мире вам. В той местности был лес, как огород, - так невелик и все-таки обширен. Там, прихотью младенческих ошибок, все было так и все наоборот. На маленьком пространстве тишины был дом как дом. И это означало, что женщина в нем головой качала и рано были лампы зажжены. Там труд был легок, как урок письма, и кто-то - мы еще не знали сами - замаливал один пред небесами наш грех несовершенного ума. Памяти Бориса Пастернака 1962 г.

Слайд 9

Первые стихи Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, П.Антакольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении Не трактир, так чужая таверна. Не сейчас, так в столетье любом. Я молюсь на тебя суеверно, На коленях и до полу лбом. Родилась ты ни позже, ни раньше, Чем могла свою суть оценить. Между нами, дитя-великанша, Протянулась ничтожная нить. Эта нить - удивленье и горечь,- Сколько прожито рядом годов В гущине поэтических сборищ, Где дурак на бессмертье готов! Не робей, если ты оробела. Не замри, если ты замерла. Здравствуй, Чудо по имени Белла Ахмадулина, птенчик орла Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов «Уроки музыки».

Слайд 10

Сборник «Сны о Грузии» Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. Малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, нежность родины чужой. 1960 г.

Слайд 11

Фильм «Застава Ильича», 1965 г. режиссер М.Хуциев И снова, как огни мартенов, Огни грозы над темнотой. Так кто же победил - Мартынов Иль Лермонтов в дуэли той? Дантес иль Пушкин? Кто там первый? Кто выиграл и встал с земли? Кого дорогой этой белой На черных санках повезли? Но как же так? По всем приметам, Другой там победил, другой, Не тот, кто на снегу примятом Лежал кудрявой головой. Что делать, если в схватке дикой Всегда дурак был на виду. Меж тем, как человек великий, Как мальчик, попадал в беду? Чем я утешу пораженных Ничтожным превосходством зла, Прославленных и побежденных Поэтов, погибавших зря?...

Слайд 12

Символ оттепели Собственный поэтический стиль сформировался к середине 1960-х годов. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.

Слайд 13

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость, и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. 1959 г. « В тот месяц май…»

Слайд 14

«Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб, и жизнь к вам благосклонна», - так написал мне мальчик из Перми. Кинофильм «Живет такой парень», 1964 г. Б. Ахмадулина в роли журналистки. В чужих потемках выключатель шаря, хозяевам вслепую спать мешая, о воздух спотыкаясь, как о пень, стыдясь своей громоздкой неудачи, над каждой книгой обмирая в плаче, я вспомнила про мальчика и Пермь... 1965 г.

Слайд 15

Многогранность творчества Б. Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях: Владимире Набокове («Робкий путь к Набокову»), Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома. В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». В 1993 году Б. Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий».

Слайд 16

«Ты­ человек! Ты баловень природы....» Кинофильм «Спорт, спорт, спорт», 1970 г. Ты ­ человек! Ты баловень природы. Ты в ней возник, в её добре, тепле, Возьми себе урок её свободы, Не обмани её любви к тебе! Страдает и желает совершенства Души твоей таинственная суть. Так в совпаденье муки и блаженства Вершит Земля свой непреклонный путь. Ты созидаешь сам себя и лепишь. И никому невидимым резцом, Ты форму от бесформенности лечишь. И сам себе приходишься творцом. Твори и впредь, верши заботу эту! Повержен ты? Твоя печаль темна? Но побеждённый ты вкусил победу Над ленью мышц, над скудостью ума!

Слайд 17

А.Вознесенский о Б.Ахмадулиной Б. Ахмадулиной Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть - для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят и вышлют к воротам патруль, когда на предельном спидометре ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: "Какая печаль! права у меня отобрали...

Слайд 18

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания.

Слайд 19

По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья… "По улице моей который год..." – песня из кинофильма «Ирония судьбы или С легким паром» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. М. Таривердиева)

Слайд 20

Песни из кинофильмов О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. «О, мой застенчивый герой…»-песня из х/ф «Служебный роман» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А.Петрова)

Слайд 21

Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Кто знает - вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благословляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину.

Слайд 22

Личная жизнь О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут.

Слайд 23

Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Слайд 24

Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин. Женившись на Белле, записал в своем дневнике: «Она обрушилась на меня, как судьба». В 1974 году Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем. С ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

К 80-летию Беллы Ахмадулиной Учитель русского языка и литературы Успенской ОШ Торская Л.В. 2017год

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Биография Белла (Изабелла)Ахмадулина - советская, российская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших лириков второй половины XX века. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - татарин, заместитель министра, а мать - русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Белла начала писать стихи ещё в школьные годы.

5 слайд

Описание слайда:

Семья Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина. От союза с киносценаристом Эльдаром Кулиевым в 1973 году родилась дочка Елизавета.

6 слайд

Описание слайда:

Семья В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Белла Ахмадулина с мужем – художником Борисом Мессерером

7 слайд

Описание слайда:

Творчество Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно такие корифеи русской литературы ХХ века как Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.

8 слайд

Описание слайда:

Творчество Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения "шестидесятников". Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели".

9 слайд

Описание слайда:

Творчество Героями стихотворений Ахмадулиной становились русские поэты - от Александра Пушкина, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой до современников - Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Булата Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко Окуджавы.

10 слайд

Описание слайда:

Творчество Белла Ахмадулина «Андрею Вознесенскому» Ремесло наши души свело, заклеймило звездой голубою. Я любила значенье свое лишь в связи и в соседстве с тобою. Несказанно была хороша только тем, что в первейшем сиротстве бескорыстно умела душа хлопотать о твоем превосходстве. Про чело говорила твое: - Я видала сама, как дымилось меж бровей золотое тавро, чье значенье - всевышняя милость.

11 слайд

Описание слайда:

Творчество Белла Ахмадулина - автор многочисленных эссе - о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

12 слайд

Описание слайда:

Белла Ахмадулина «ТЕАТР» В. Высоцкому Эта смерть не моя есть ущерб и зачет жизни кровно моей, лбом упершейся в стену. Но когда свои лампы Театр возожжет и погасит - Трагедия выйдет на сцену. Вдруг не поздно сокрыться в заочность кулис? Не пойду! Спрячу голову в бархатной щели. Обреченных капризников тщетный каприз - вжаться, вжиться в укромность - вина неужели? Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет. Я не помню из роли ни жеста, ни слова. Но смеется суфлер, вседержатель судеб: говори: все я помню, я здесь, я готова. Говорю: я готова. Я помню. Я здесь. Сущ и слышим тот голос, что мне подыграет. Средь безумья, нет, средь слабоумья злодейств здраво мыслит один: умирающий Гамлет. Донесется вослед: не с ума ли сошед Тот, кто жизнь возлюбил да забыл про живучесть. Дай, Театр, доиграть благородный сюжет, бледноликий партер повергающий в ужас.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Творчество Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. "По улице моей который год..." - одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М.Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром! «По улице моей» .

15 слайд

Описание слайда:

Творчество «Не уделяй мне много времени» Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай. Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю - снова не получится из этой встречи ничего. Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости - из горести так прямо голову держу.

16 слайд

Описание слайда:

Творчество Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Одно из таких стихотворений – "О, мой застенчивый герой…" - проникновенно читает героиня Светланы Немоляевой в "Служебном романе" Эльдара Рязанова.

17 слайд

Описание слайда:

«О, мой застенчивый герой» О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой - все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. О, как ты гоготал, партер! Ты не прощал мне очевидность бесстыжую моих потерь, моей улыбки безобидность. И жадно шли твои стада напиться из моей печали. Одна, одна - среди стыда стою с упавшими плечами. Но опрометчивой толпе герой действительный не виден. Герой, как боязно тебе! Не бойся, я тебя не выдам. Вся наша роль - моя лишь роль. Я проиграла в ней жестоко. Вся наша боль - моя лишь боль. Но сколько боли. Сколько. Сколько.

18 слайд

Описание слайда:

«Заклинание» Не плачьте обо мне - я проживу счастливой нищей, доброй каторжанкой, озябшею на севере южанкой, чахоточной да злой петербуржанкой на малярийном юге проживу. Не плачьте обо мне - я проживу той хромоножкой, вышедшей на паперть, тем пьяницей, поникнувшим на скатерть, и этим, что малюет Божью Матерь, убогим богомазом проживу. Не плачьте обо мне - я проживу той грамоте наученной девчонкой, которая в грядущести нечёткой мои стихи, моей рыжея чёлкой, как дура будет знать. Я проживу. Не плачьте обо мне - я проживу сестры помилосердней милосердной, в военной бесшабашности предсмертной, да под звездой моею и пресветлой уж как-нибудь, а всё ж я проживу. 1968

    Слайд 1

    (10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

    Слайд 2

    Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

    Слайд 3

    В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, Ахмадулина, птенчик орла!»

    Слайд 4

    Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

    Слайд 5

    Б.Ахмадулина и Грузия

    В 1970-е поэтесса посетила Грузию, полюбила её культуру и поэзию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

    Слайд 6

    Сборник стихов "Сны о Грузии"(1977,1979) был написан под влиянием грузинских встреч.

    Слайд 7

    Сборник «Сны о Грузии» включает следующие стихотворения:«Биографическая справка», «Клянусь», «Четверть века, Марина, тому…», «Варфоломеевская ночь», «Я столько раз была мертва…», «Помню – как вижу, зрачки затемню…», «Из неоконченной поэмы», «Покуда жилкой голубою…», «Тифлис», «Путешествие», «Ленинград», «Не добела раскалена…», «Приметы мастерской», «Москва ночью при снегопаде».

    Слайд 8

    Слайд 9

    Я столько раз была мертваИль думала, что умираю,Что я безгрешный лист мараю,Когда пишу на нем слова.Меня терзали жизнь, нужда,Страх поутру, что все сначала.Но Грузия меня всегдаЗвала к себе и выручала.До чудных слез любви в зрачкахИ по причине неизвестной,О, как, когда б вы знали, - какМеня любил тот край прелестный.

    Слайд 10

    Поэтесса говорит о том, что, какие бы трудности и сомнения ни встречались на её пути, ей всегда помогала Грузия, звала к себе, потому что её «любил тот край прелестный». Это чувство «до чудных слёз любви в зрачках».

    Слайд 11

    Тифлис, не знаю, невдомек -Каким родителем суровымЯ брошена на твой порогПодкидышем большеголовым?Тифлис, ты мне не объяснялИ я ни разу не спросила:За что дарами осыпалИ мне же говорил «спасибо»?Какую жизнь ни сотворюИз дней грядущих, из тумана, -Чтоб отслужить любовь твою,Все будет тщетно или мало...

    Слайд 12

    Поэтесса, обращаясь к Тифлису, называет себя его «подкидышем большеголовым». Героиня не знает, за что этот край осыпал её дарами и при этом ещё говорил ей «спасибо».Поэтесса считает, что, какой бы ни сложилась её жизнь, всего будет мало, чтобы отплатить этому краю за его любовь.

    Слайд 13

    В стихотворении «Помню – как вижу, зрачки затемню…» героиня рассуждает о грузинском языке. Поэтесса считает его чудом, но, так как в ней нет грузинской крови, выговорить эти слова невозможно.Чуждое чудо, грузинская речь,Тереком буйствуй в теснине гортани,Ах, я не выговорю - без предтечКрови, воспитанной теми горами.

    Слайд 14

    Поэтесса готова считать своими предками грузинских классиков, потому что чувствует, что в них ней есть что-то близкое ей.Вас ли, о, вас ли, Шота и Важа,В предки не взять и родство опровергнуть?Ваше - во мне, если в почву вошлаКосточка, - выйдет она на поверхность.

    Слайд 15

    Поэтесса, которая не умеет говорить по-грузински, говорит, что «слепы уста» её. Героине во всём, даже в звуках природы, слышится грузинская речь.Слепы уста мои, где поводырь,Чтобы мой голос впотьмах порезвился?Леса ли оклик услышу, воды ль -Кажется: вот говорят по-грузински.

    Слайд 16

    И только во сне лирической героине удаётся наговориться на этом прекрасном языке.Только во сне - велика и чиста,Словно снега, разрастаюсь и рею,Сколько хочу, услаждаю устаРечью грузинской, грузинскою речью...

  • Слайд 20

    Последняя строфа стихотворения усиливает эмоциональное восприятие. Это наиболее яркое выражение любви лирической героини к грузинской земле. Поэтесса мысленно просит позволения умереть за Тифлис.А когда остановит дыханье и речь та, последняя в жизни превратность, я успею подумать: позволь умереть за тебя, мой Тифлис, моя радость!

  • Слайд 21

    Рассмотрев отношение Б.Ахмадулиной к Грузии, выраженного в различных стихотворениях сборника «Сны о Грузии», можно сделать вывод, что эта страна навсегда оставила свой след в душе поэтессы. Её лирическая героиня считает эту землю своей родной, называет себя её ребёнком, готова считать грузинских писателей своими предками. Она восхваляет грузинскую речь, слышит её даже в звуках природы. И даже умереть она хочет за Тифлис – столицу Грузии.

Посмотреть все слайды