Собор святой Варвары — один из главных готических храмов Чехии. Собор святой варвары в кутна горе Что смотреть снаружи и внутри

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие." В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись "литтерати" - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49"

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание - можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

В Беларуси расположен удивительный и неповторимый католический костел (Витебск). Собор за всю свою историю прошёл множество испытаний и пережил немало разрушений, что сделало его ещё более величественным и грандиозным. На сегодняшний день этот храм считается одной из главных достопримечательностей города, и практически все туристы, приезжающие сюда на экскурсию, начинают свой осмотр именно с этого места.

Путешествие в прошлое

Как свидетельствуют сохранившиеся записи города, был возведён ещё в 1785 г. этот костёл (Витебск). Собор Святой Варвары (история его очень интересна) строился вначале в качестве кладбищенского католического храма на пожертвования местного дворянина. Через некоторое время возле этого сооружения появились небольшой домик и часовня, построенные на деньги витебского хорунжего. Таким образом, собор, возведенный в честь прославленной мученицы и покровительницы от внезапной смерти, стал приходским.

Этот храм стал очень популярен среди местного набожного населения, и через сто лет его приход составил около двух тысяч человек, хотя сам собор Святой Варвары (Витебск) смог вместить только сто пятьдесят прихожан. Именно поэтому было решено возводить новое и более просторное сооружение.

Второе строение

Разработкой проекта здания занимался известный инженер и архитектор В. Пиотровский. По его задумке, новый храм должен был быть из камня, а не деревянным, каким ранее был этот католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары в своём обновлённом виде был открыт для прихожан в декабре 1885 г., накануне великого Рождества Христова.

Все жители города теперь могли посещать величественный собор, который отличался кардинальным образом от предыдущей постройки. В таком виде храм простоял до 1935 г., пока не был закрыт, как и многие другие религиозные сооружения, по распоряжению советской власти. Практически все храмы были разграблены, так как в эти годы переживал свой культурный упадок город Витебск. Собор Святой Варвары (Белорусия), к сожалению, ждала та же участь, и его здание использовали под склад удобрений.

Не пощадила красивый храм и Вторая мировая война. Во время боевых действий костёл был практически весь разрушен, в особенности пострадали его башни. В послевоенный период к ремонтным работам сооружения тоже никто не спешил приступать.

Реставрация здания

Только лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия местные городские власти решили, что нужно восстановить католический костёл (Витебск). Собор святой Варвары вначале хотели переделать в зал, предназначенный для проведения развлекательных мероприятий. К большой радости прихожан, этим планам не суждено было сбыться, и храм воскрес из руин, став вновь действующим приходом.

В 1993 г. в костеле произошло очень значимое для него событие - он был заново освещён архиепископом по многочисленным просьбам верующих католиков.

Внешний вид

На сегодняшний день одним из красивейших старинных зданий города считается этот католический Святой Варвары, архитектура которого была признана уникальным творением белорусского зодчества, нельзя назвать обычным и заурядным костёлом. Его здание сочетает в себе два наилучших стиля того времени: неоготику и неоромантизм.

Это сооружение представляет собой крестово-купольный храм из красного кирпича с двумя двухъярусными башнями на его главном фасаде. Здание разделено на нефы при помощи четырёх огромных столбов, а завершает такую конструкцию полукруглая аспида.

Окна храма разного размера и имеют форму арки. Весь костёл украшен снаружи разнообразными архитектурными деталями, созданными при помощи оригинальной кирпичной кладки, а его территория обнесена забором с красивыми воротами.

Все, кто видел это сооружение, говорят, что довольно торжественно и монументально выглядит данный католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары, фото, сделанные рядом с ним, - этому прямое подтверждение, очень органично вписывается в городскую застройку.

Внутреннее убранство

Это сооружение является поистине уникальным зданием среди других многочисленных архитектурных памятников прошлых лет не только благодаря своему величественному и красивому внешнему оформлению, отделка его помещений также весьма впечатляет туристов и местных жителей.

Этим летом мы немножко поездили по Беларуси.
Знаете, у нас очень красивая страна, необычайная природа, своеобразная архитектура, интересная история.
Со мной иногда некоторые друзья пытаются спорить о том, что в Беларуси скудная архитектура. На эту тему со мной спорить, что небо красить.
Вот почему-то хочется спросить: "А вы эту архитектуру видели? А вы знаете, сколько войн прошло по нашей земле? Сколько на ней ран? Да, архитектура не испанская, не итальянская, не швейцарская и не австрийская. Архитектура наша, которую нужно беречь и реставрировать, воссоздавать, а не разрушать. Ее и так разрушали все, кому не лень".

Витебск...
Этот город создал впечатление уютного, домашнего уголка. Здесь любому человеку будет и тепло, и хорошо.
А если поехать во время "Славянского Базара", то этот город совершенно иной.
Но сегодня мне хочется рассказать об одной очень древней святыне.


Костел Святой Варвары просто поразил своей красотой.
Добраться до него совсем не сложно. Мы прошли пешком с вокзала в сторону рынка, а там рукой подать.
Костёл или собор, как его называют многие горожане, был построен в 1785 году на средства маршалака Антония Косова, во имя святой мученицы Варвары, покровительницы от мгновенной смерти, которая считается недоброй в христианстве собор был освящен могилевским архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем.

Хорунжий Петра Лиозко пожертвовал деньги на строительство часовни Святого Креста, которая была закончена в 1800 году.

Изначально костел Святой Варвары был небольшой, деревянный и рассчитан он был на 150 человек.
Но Витебск рос, население увеличивалось, прихожан стало на столько много, что было решено на месте старого костела строить новый, каменный.

Проект инженера-архитектора Виктора Пиотровского. Костел Св. Варвары является памятником архитектуры. В нем присутствуют черты неоготики и неороманского стиля конца XIX века.
Костел был построен и освящен 4 декабря 1885 года в честь святых Варвары и Иосифа.
Рядом с костелом были построены больница и дом ксендза.

Костел Святой Варвары был закрыт советскими властями в 1935 году и переоборудован в склад удобрений, а во время войны он был частично разрушен. В послевоенные годы он окончательно пришёл в упадок. Вы это увидите на фото.

Благодаря жителям Витебска и стараниям местного ксендза костел вновь стал действующим католическим храмом.
В 1988 году восстановили часовню Святого Креста, а в 1993 году повторно освятили костел Святой Варвары в Витебске.

Сегодня костел Святой Варвары представляет собой трехнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Само здание костела возведено из красного кирпича.
Костел не редко посещают туристы.

Костел был построен рядом с витебским католическим кладбищем. Мемориальные плиты сохранены и сегодня. Они вмурованы в стены.
Сохранены так же и могилы. Захоронения находятся в ужасном состоянии.

Если будете в Витебске, то можете посетить этот костел. Место уникальное. Адрес: ул.Ленинградская, 25

На протяжении двух столетий земпяя, рядом костелом Св. Варвары была последним пристанишем для сыновей и дочерей разных народов, сплоченных верой в Воскресение Христа.

Северная столица Беларуси , Витебск , обладает богатейшей историей наравне с Полоцком, Туровом и . Раскинулся город вдоль береговой линии Западной Двины в месте слияния реки Витьбы, в честь которой назван, и Лучесы. Заложен в качестве замка княгиней Ольгой в 974 году. Уже к XV в. относился к пятнадцати крупнейшим по величине городам ВКЛ , позже завладел Магдебургским правом, вместе с которым получил и герб – главу Спаса с клинком под ним . Город активно торговал с прибалтами, чехами, немцами, итальянцами, венграми и жителями Московской державы. Сегодня достопримечательности Витебская привлекают достаточное количество туристов каждый год. В этом материале мы рассмотрим :

Посполитую, в войнах которой витебские хоругви являли исключительную стойкость и смелость. Однако Витебск не раз сжигался, теряя каждый раз свои уникальные постройки. Европейские вкупе с двумя мировыми войнами отметили его шрамами, после Великой Отечественной победителей встречали 118 человек. Словно феникс, жемчужина севера восставала из пепла, а жители снова встречали врага во всеоружии. Партизанское движение всегда имело повсеместное распространение. Так, Наполеон до Бородино был вынужден усилить гарнизон в два раза, а безликие кладбища гитлеровцев раскинулись по всей Витебщине .

Костел Святой Варвары

Костел Святой Варвары датирован 1785 годом постройки, является базиликой с тремя нефами, двумя башенными ярусами, с первоначально деревянного преобразовался в неороманско – неоготического вида костел из красного кирпича. Через несколько лет рядом с храмом была построена также каплица святого Креста. Представляет собой базилику с двумя башнями на главном фасаде.

В конце 19 века количество прихожан было намного больше, чем церковь могла вместить. Поэтому было принято решение о строительстве нового храма. Новая церковь была освящена в декабре 1885 года в честь Святых Варвары и Иосифа.

В начале 20 века был закрыт и использовался как склад. Во время второй мировой войны здание было частично разрушено.

Пострадав от войны и советской переделки в склад. Восстановлен в 1990 году, сейчас действующий католический храм. До 2011 года являлся кафедральным.

Площадь Победы “Три штыка”

Практически в каждом городе Беларуси есть мемориальный комплекс, посвященный героям Второй Мировой Войны. Необычный комплекс в народе известный как «Три Штыка » возвышается на берегу реки Двины.

Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» (правильно он называется именно так) был возведен в 1974 году на площади Победы. Архитектором проекта выступил Ю.В. Шпит. Мемориальный комплекс, кроме центрального монумента, включает 2 бассейна с небольшими фонтанами, скульптурные композиции и 10 пилонов, расположенных по обеим сторонам площади.

Три штыка главного монумента символизируют подвиг героев кровавой войны. Каждый из 56-метровых обелисков-штыков украшен литыми рельефами: «Воины», «Подпольщики», «Партизаны». Пилоны главного комплекса объединены фундаментальным монолитным фризом. Внутри комплекса на подиуме в виде звезды зажжен Вечный огонь, который как будто подсвечивает надпись на внутреннем кольце, объединяющим 3 штыка, которая гласит «Слава Героям».

В начале первого десятилетия 21 века было принято решению о реконструкции одной из главных достопримечательностей Витебска. В начале мая 2010 символ города предстал перед жителями и туристами в новом облике. После реконструкции мемориальный комплекс открыл аллею воинской славы, которая включает в себя экспозицию боевой техники, большая часть которой сохранилась еще со времен Второй Мировой Войны. Символизм мемориального комплекса чем-то напоминает мемориальный комплекс Курган Славы .

Успенский собор

Успенский кафедральный собор находится на одноименной горе, построен по подобию взорванного советскими активистами здания. Изначально возведен в 1785 году, указом Павла I стал православным и обрел современное название в 1799 г.

В 1930-40 храм был разрушен до самого основания. Восстановлен в начале 21 века по проекту архитекторов И.Ротько и А.Михайлюковым. Успенский собор занял почетное место среди главных достопримечательностей Витебской области, является памятником виленского барроко.

С горы, на которой находится Успенский собор, открывается изумительный вид на город. История этого места полна тайн и загадок. Считается, что до строительства первой церкви тут (изначально эту гору называли Лысой) находилось языческое капище, на котором поклонялись Макоши - богине судьбы, плодородия и домашнего очага. Судьба храмов, которые предшествовали настоящему Успенскому собору в Витебске была трагичной - около семи построений сгорели, были разобраны или просто уничтожены.

Это святое место стоит посетить, чтобы послушать звон колокола, вес которого составляет 5200 кг. Является самым большим в Беларуси.

Свято-Покровский собор

Изучая достопримечательности Витебска, нельзя не упомянуть Свято-Покровский собор, который относится к главнейшим православным строениям синеокой. Создан собор в виде памятника классицизма.

Первоначально являлся костелом с католическим прошлым от монастыря тринитариев . Был модернизирован в каменную основу уже в начале 19 века, однако в 1831 году католиков изгнали, а через 9 лет костел стал приютом сирот и еще чуть позже – тюрьмой для женщин.

На начало 1858 года храм стал православным. В войну пережил серьезные разрушения основных элементов, а в 1980 году едва не был взорван. Сейчас под его крышей сестричество , мастерские швей и иконописцев, обширное хранилище книг и др.

Основание Троицкого монастыря заложено на стыке 14 и 15 веков, на его земле существовали как Троицкий собор , так и Покровская церковь . Около 1656 года патриарх Никон подарил Казанскую икону Богоматери. После пожара и последующего разрушения Покровской церкви возник и был освящен новый храм из камня. Казанская – единственная церковь, не закрытая властями после военных действий.

Экскурсии по Витебску

Стоит отметить громадный культурный вклад Витебска , внесенный Шагалом и Пеном, Кандинским и Малевичем , Репиным и Добужинским . Город стал оплотом авангардизма, не сдав позиций и ныне. Сейчас культурной визиткой являются Славянский Базар , театр им. Я. Коласа , музей Шагала .

Витебская ратуша

Витебская ратуша – один из немногих представителей подобных типов сохранившихся зданий. Первоначальное деревянное сооружение возвели в 1597 году при даровании Магдебургского права.

Современную конструкцию в стиле барокко, где размещен краеведческий музей, относят к 1775 г., тогда она состояла из двух этажей и башни посередине, в 1911 г. достроен и третий этаж.

Благовещенская церковь

Этот православный храм один из древнейших, так как был возведен в 974 году, на заре основания города Витебска. Именно поэтому храм считается одним из самых намоленных мест в городе. Конечно, за все время существования церковь была подвержена и погромам, и взрывам, и реконструкции, но, несмотря на это, она остаётся главным памятником архитектуры города.

Благовещенская церковь – представитель древнеполоцкого архитектурного направления 12 века, имеет шестистолпную трехапсидную крестово – купольную форму. Предполагается, что постройка произведена византийцами, это доказывает техника, замеченная только в Констатинополе .

При советской власти церковь была заброшена, находилась в запустении, и долгое время была закрыта. Во время Великой Отечественной войны здание храма было разрушено, но при этом храм оказался надежным кровом, и приютил в своих стенах огромное количество пострадавших жителей города, которые лишились своих домов. Была взорвана в 1961 году с руки Хрущева . В девяностых восстановлена на основе пятиметровой законсервированной кладки.

1992 год стал значимым для церкви, так как был разработан и утвержден проект восстановления церкви в ее первоначальном виде. Каменную кладку храма оставили неоштукатуренной, чтобы иметь представление как выглядели стены в первые века после постройки. Уже в начале января 1999 года в храме прошла первая служба.

Церковь Александра Невского

Деревянная церковь святого Александра Невского расположилась совсем рядом с Благовещенской, в парковой зоне, на площади тысячелетия. Необычная постройка 1990 года выполнена из дерева.

Воскресенская церковь

Храм обрел облик в 2009 году, однако церковь скопирована с храма 16 века, подорванного в 1936, относящийся к виленскому барокко, датирован 1772 годом. Изначально относился к униатам, а православным стал в 1834 г. Обладает одиннадцатью колоколами.


Музей Марка Шагала, а также арт-центр

Музей Шагала – часть ансамбля, посвященного этому великому творцу, авангардисту. Сам ансамбль – один из двух во всем мире, другой находится в Ницце. Музей основан на базе дома, построенным отцом Шагала в 1901 – 1905 гг. На дворовой площадке смонтирован памятник знаменитости. Экспозиция в доме выражена копиями архивов, фотографиями и трудами Шагала, а также элементами быта всей семьи.

Арт- центр Марка Шагала открыл свои двери в 1992 г, несмотря на недовольство горожан, ведь художник и его работы противоречили канонам жизни простого советского человека. В арт-центре можно встретить большое количество писем от жителей, с просьбой не открывать в Витебске еще один музей, посвященный художнику. В отличие от множества других музеев, посвященных жизни и творчеству Шагала, арт-центр в своей экспозиции делает акцент на показ внутреннего восприятия великого авангардиста через его картины и сценографии.

Арт-центр Марка Шагала действительно уникален: комнаты музея хранят более 300 различных работ авангардиста, включая литографии и офорты. Музей долго и кропотливо собирал работы художника со всего Мира. Дети и внуки Шагала, друзья и знакомые – многие подарили музею иллюстрации и графические работы разных периодов творчества. Также на базе арт-центра открыта научная библиотека, где хранится более 3 000 изданий. Благодаря щедрому дару немецкого доктора Генриху Манделю, который подарил арт-музею множество книг и образцов графики.

Советуем посетить арт- центр Марка Шагала именно 7 июня. В этот день отмечается день рождения признанного мастера. Дом-музей и арт-центр имени Марка Шагала устраивают красочные мероприятия и выставляют самые известные работы художника, собранные по всему Миру. Не только эти два музея, но и весь город окунается в атмосферу праздника. На улицах проходят чтения и выступают артисты.

Национальный академический драматический театр Якуба Коласа

Театр расположился на берегу реки Западная Двина. Строительство здания театра, которое украшает своим фасадом площадь Тысячелетия Витебска, было начато в 1956 году. Через 2 года проект двух архитекторов И. Рыскиной и А. Максимова был завершен.

Середина 50-х гг 20 века была непростой для архитекторов: политика отказа от «ненужных излишеств» и отказ от стиля «Сталинский ампир» заставила И.Рыскину и А. Максимова упростить проект и сделать его похожим на многие другие. Главный вход украшает дорический портик, оформленный восьмью колоннами и треугольным фронтоном. Со стороны берега реки Двины фасады украшают пилястры, классические для того периода лепные вставки и руст. Задний фасад венчает еще один четырехколонный портик.

С момента открытия на сцене национального академического театра имени Якуба Коласа было поставлено множество спектаклей и пьес, как белорусских драматургов, так и мировых писателей. Театр по праву носит имя Якуба Коласа: зритель увидел практические все пьесы народного писателя. Однако самым известным, по праву, считается спектакль-комедия «Нестерка» В. Вольского, премьера которого состоялась еще в далеком 1946г. и идет и по сей день. На сцене театра с аншлагом проходит множество концертов и творческих проектов: «У девяти муз» и «Музыкальные собрания», Международный конкурс молодых исполнителей «Витебск» и многие другие. Десятки известных драматических актеров неразрывно связаны с этим театром. И труппа театра неустанно пополняется новыми талантами – выпускниками БГХТИ и других учебных заведений.


гимназия мужская Неруша, середина 19 века.
Здание бывшего женского епархиального училища (конец 19 века).
бывший дворец губернатора (начало 19 века). В этом месте останавливался Наполеон в 1812 году
Сейчас в здании бывшего поземельно-крестьянского банка находится ветеринарная академия

Достоины внимания также следующие сооружения: монастырь базилиан 1682 года основания, обладающий тремя этажами и Т – образной формой; Свято – Духов монастырь 15 века, также восстановленный из ничего, обладающий церковью в один купол и 2 – этажной постройкой; памятник героям войны 1812 года в виде колонны с уникальной композицией; еврейское училище “Талмуд Тора”, представленное заведением по изучению иврита для бедных и сирот; женское епархиальное училище в виде здания в три этажа с поразительным декором.

Подытожив, хочется отметить противоречивый дух Витебска с его странной очаровывающей смесью современности и древней основы, проглядывающей из каждого угла города. Для горожан это привычно, для гостей же представляется возможным окунуться в древнее эхо нашей Беларуси .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Интересно, как формируется, как закладывается чувство разделения на своих и чужих? В моём белорусском детстве, а почти каждое лето я проводил в городе Слониме Гродненской области (Западная Белоруссия, до 1939-го - Польша), в соседнем от бабушкиного доме жила женщина по имени Ядвига или тётя Ядя, как мы её называли. Так вот, мы - дети - чётко знали, что она католичка. Откуда в советском малолетстве, с господствующей атеистической идеологией, было у нас это знание, которое в реальной жизни мало что значило, я не помню. Но почему-то в белорусских яблоках и конфетах, которыми она нас угощала, всегда был странный католический привкус, ощущаемый, как я теперь понимаю, не вкусовыми рецепторами, а какой-то областью мозга, отвечающей за родоплеменные чувства. Как-будто за спиной тёти Яди, с её слегка высокомерным голосом и видом, несмотря на абсолютную бедноту и простоту существования, стоял мощный, великий - чего уж там, эгрегор, отягощённый более чем тысячелетней историей - с подвигами и крестовыми походами, с кострами инквизиции и всеми Папами вместе взятыми. И дело было не в том, что она полячка. В Западной Белоруссии поляками никого не удивишь. Дело было именно в её Вере. И в её непогрешимой уверенности, что Истина только в этой Вере.

Религиозная история Белоруссии очень сложа и трагична. Это сегодня Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь (4,5 млн человек, примерно половина населения страны). А было время, когда само существование Православной веры на этих землях было под угрозой.

Эти земли были крещены практически одновременно с другими землями Киевской Руси. Но после монгольского нашествия на Русь все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников ВКЛ (которых было всё ещё много и в Полесье, и на территории нынешней Литвы) по латинскому обряду. Католикам были созданы привилегии, и часть православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года влияние католицизма стало усиливаться, началась активная полонизация белорусских земель. Почти вся белорусская элита (продажная или скажем... дальновидная, как это часто бывает) сменила и Веру, и язык. Православную Веру предков хранил простой народ...

В 1596 году по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой была провозглашена Бресткая уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии,

сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Римскому Папе.

Православное население и духовенство сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известный пример сопротивления - самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Православные горожане объединялись в братства для защиты своих церквей и священников от насаждения чуждой веры. Но Речь Посполитая год от года усиливала религиозные гонения на народ. Католицизм и грекокатолическое вероисповедание навязывались всеми возможными способами.

Жестокие, насильственные методы насаждения религии, конечно, дали определённые результаты: в 18-м веке большинство населения находились в лоне униатской греко-католической церкви. Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе и в крупных городах. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи.

Но даже самые жестокие гонения католиков не смогли нанести православным в Белоруссии такой урон, который нанесла им советская власть. В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР, почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших храмов была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74...

Сейчас в Белоруссии 10,5% населения исповедуют католицизм. Но католическая церковь ведёт активную миссионерскую деятельность. Строятся новые храмы. Заигрывает с католицизмом и белорусское руководство. В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе. Религия как всегда активно используется в политике.


Костёл Святой Варвары в Витебске, находится в стороне от центральных улиц, недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с Полоцким рынком и выделяется своей высотой и архитектурой из окружающей малоэтажной застройки. Костёл был построен в конце 19-го века по проекту инженер-архитектора Виктора Пиотровского. Архитектура храма сочетает черты неоготики и неороманских стилей. Представляет собой трёхнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Объём храма разделён на нефы четырьмя мощными столбами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф завершается полукруглой апсидой.

Первый ярус башен — четырёхгранный, второй - шестигранный. Башни, каждая из которых украшена шестью небольшими фронтонами, завершаются шатрами с крестами. Между башен - треугольный щипец на ширину центрального нефа. Костёл Святой Варвары имеет арочные, различного размера, окна. Снаружи костёл украшен созданными кирпичной кладкой карнизными поясками, завершениями окон. Внутренняя отделка представлена густым антаблементом по периметру главного нефа. Алтари в романо-готическом стиле.

Территория костёла обнесена кирпичной оградой с брамой (воротами). Костёл является памятником республиканского значения и включён в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»


Службы проводились до 1935 года. Потом здание отдали под склад удобрений, что со временем очень плохо сказалось на кирпичной кладке. В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены.

Здание медленно разрушалось до 1988 года, когда костёл Святой Варвары начали восстанавливать, первоначально планируя организовать здесь концертный зал. Но стараниями польского миссионера Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом.

Он был повторно освящён архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. До июня 2011 года был кафедральным собором в Витебском диоцезе (епархии). Но 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал новый костёл Иисуса Милосердного.

Януша Скечека прихожане до сих пор вспоминают добрым словом - восстановление храма проходило, в основном, его стараниями. Это был его самоотверженный совместно с прихожанами немногочисленного тогда, им же организованного прихода труд. Несколько лет после восстановления он служил в костёле, а потом, когда из Польши пришло распоряжение сменить приход, «он с одной сумкой, как приехал, сел в поезд и уехал в Польшу». Сейчас приход костёла насчитывает 500 человек