Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными. Игры для развития грамматического строя речи

Трудности согласования числительных

1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.

Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.

Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.

2. Согласование определений с числительными.

Определение, стоящее после числительного, при сочетании с существительным в женском роде ставится в именительном падеже: Две новые лаборантки .

Определение, стоящее после количественных числительных, при сочетании с существительным мужского рода ставится в родительном падеже: три известных бизнесмена . Ср. За последние три года. - За три последних года.

3. Синтаксическая связь числительных с существительными.

Числительные, сочетаясь с другими словами, способны быть и главными, и зависимыми словами. В качестве главных слов они управляют существительными, в основном только в родительном падеже: два студента, три девочки . В качестве зависимых слов они согласуются с главными словами:

1) числительное один (одна, одно, одни) и все порядковые числительные грамматически зависимы от существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже, как прилагательные: один год, одна неделя, одно окно, одни сутки; третий ряд, третья комната, третье событие, третьи ножницы;

  1. 1) все остальные числительные в сочетаниях с существительными являются или синтаксически главными, или зависимыми компонентами.

Словосочетание, в которое объединяются числительное и существительное (кроме один), обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных согласуется с ним: росли две сосны (управление); у двух сосен сломаны ветки (согласование).

Зависимое существительное стоит чаще всего в родительном падеже: десять (и.п.) дней (р.п. мн.ч.). Форму винительного падежа, одинаковую с формой родительного падежа, имеют существительные при числительных два, три, четыре и при собирательных числительных в сочетании с одушевленными существительными: отпустить троих студентов - отпустить трех студенток (в.п.). Падеж определяется по управлению глагола.

Числительные два (две), оба (обе), полтора (полторы) могут связываться с существительным двойной синтаксической связью : управление и согласование одновременно, то есть они управляют родительным падежом и согласуются с существительными в роде: полторы тысячи, полтора стакана, оба ученика, обе ученицы.

(для детей старшей логопедической группы)

Цели:

  1. Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна.
  2. Учить детей подбирать существительные к числительным один, одна.
  3. Развивать внимание, память.

Оборудование:

мягкие игрушки (зайчонок и лисичка), цифра 1, предметные картинки (мебель, овощи, фрукты), конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Орган. момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Мы сегодня ждем гостей из леса. А вот и они! (Появляются зайка и лиса) Здравствуйте, гости! Расскажите нам как вы живете в лесу?»

Зайка: «Учимся мы в лесной школе. Сегодня мы получили домашнее задание, но сделать его не смогли. Может быть, вы нам поможете?»

Логопед: «Ну, что, ребята, поможем лисичке и зайчонку?»

2. Лисичка показывает цифру 1. «А вы знаете, какая это цифра? Давайте с вами посчитаем».

Один диван, один стол, один шкаф, один огурец, один помидор . Какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Один.)

Одна кровать, одна груша, одна морковка . Какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Одна.)

3. Зайка: «Ребята послушайте стихотворение и назовите предметы, про которые можно сказать ОДИН, ОДНА».

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

Я один у мамы сын.

4. Лисичка: «Ребята, давайте поиграем в игру «Назови, не ошибись». Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, а вы должны правильно сказать ОДИН или ОДНА » (живот, нос, лоб, рука , нога, шея, спина, голова, глаз, рот ). Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

5. Динамическая пауза.

Логопед: «А теперь представьте, что вы в лесу, дома у наших гостей. Давайте вместе вспомним, как передвигаются дикие животные. Повторяйте движения.

Один медведь шагает, переваливаясь с лапы на лапу.

Один зайчик прыгает по тропинке.

Одна белочка перескакивает с ветки на ветку.

Одна лисичка тихо крадется.

6. Зайка: «Ребята, нам с Лисичкой подарили картинки. Лисичке все картинки, про которые можно сказать ОДНА, а мне - картинки, про которые можно сказать ОДИН. Но мы так к вам спешили, что перепутали картинки. Вы поможете нам их разобрать?». Проводится игра «Расставь картинки».

7. Лисичка: «В лесу мы встретили Незнайку. Он просил передать вам письмо. Но в этом письме есть ошибки. Давайте прочитаем письмо и исправим ошибки».

Незнайка пишет: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина. На столе стоит один ваза».

8. Лисичка и Зайка прощаются: «Ребята, вы нам очень помогли. Теперь мы будем учиться на одни пятерки. Но нам пора возвращаться домой в наш лес. До свидания!»

Татьяна Гречкина
Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными»

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН , ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ »

Подготовила и провела

учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ :

Коррекционно-образовательные :

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН , ОДНА ;

Подбирать существительные к этим числительным ;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела» .

Коррекционно-развивающие :

Упражнять детей в употреблении числительных ОДИН , ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование : магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед : Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях . Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2. Артикуляционная гимнастика.

Л : Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения : «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан» .

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л : Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры : «Прогулка» , «Белка» .

4. Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку : Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН , ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее :

Мама на земле ОДНА ,

И ОДНА у нас страна .

Дом ОДИН , и нос ОДИН ,

Я ОДИН у мамы сын .

Б) Логопед поясняет , что количество названных в стихотворении предметов одинаковое , а говорим мы о них по-разному : мама, страна – ОДНА , дом, нос – ОДИН . Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям : это игрушки, но я о них скажу по-разному : пирамидка – ОДНА , кубик – ОДИН .

В) Игра «Назови, не ошибись» .

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она) .

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН , а лапа, спина, морда – ОДНА .

4. А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает :

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН ;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА .

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой) . Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается : У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН , а у Алеши – шея – ОДНА .

5. Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН ) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА ) . В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л : В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения :

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики.

7. Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели, Один стоит , другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает. Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» . Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям , что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки :

Я живу в маленьком домике. У меня один комната . В ней один кровать и одна диван , одна шкаф и один лампа . На стене висит один картина .

9. Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит : Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН , ОДНА .

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии . Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1. И. Лопухина «Логопедия » - Речь * Ритм* Движение. –С-П. -Дельта-2010г. 2. Т. В. Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3. В. В. Коноваленко Развитие связной речи «Человек : я, моя семья, мой дом, моя страна» . Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР . М : «Гном» - 2003

4. И. Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта» -2010г.

5. М. Ю. Картушина Логопедические занятия в детском саду . Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6. Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова Формирование слоговой структуры слова . ТЦ «Сфера» - М – 2007

7. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8. О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9. Л. Е. Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10. Е. А. Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками . Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М. - 2008

Публикации по теме:

«Путешествие в сказочную страну звуков». Логопедическое занятие с детьми старшей группы детского сада 1. Орг. Момент. Дети входят в кабинет. Логопед: - Сегодня мы с вами отправимся в гости в сказочную звуковую страну 2. Развитие дыхания.

Конспект НОД «Закрепление знаний о порядковых числительных в пределах 10» Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области познавательное развитие (РЭМП): «Закрепление знаний о порядковых.

Основная цель игры: формировать навык правильного использования формы числительного один с именами существительными разных родов; Сопутствующие.

Конспект логопедического занятия «Согласование имен прилагательных с именами существительными» Программные задачи: упражнять детей в умении согласовывать имена с именами существительными в роде, числе, падеже. Уточнить знания детей.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Вот семерка кочерга, у нее одна нога» Цель: «Уточнить представление детей о цифре «Семь», воссоздать по расчлененному образцу силуэты, последовательно называть дни недели и понимать.

Логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Мой маленький город Валуйки…» Коррекционно-образовательные задачи: расширить знания детей об истории родного города; закрепить и уточнить знания.

Логопедическое занятие по обученю грамоте в старшей группе ДОУ для детей с ОНР

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН, ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»

Подготовила и провела

Учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;

Подбирать существительные к этим числительным;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела».

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2.Артикуляционная гимнастика.

Л: Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры: «Прогулка», «Белка».

4.Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку: Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:

Мама на земле ОДНА,

И ОДНА у нас страна.

Дом ОДИН, и нос ОДИН,

Я ОДИН у мамы сын.

Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – ОДНА, дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному: пирамидка – ОДНА, кубик – ОДИН.

В) Игра «Назови, не ошибись».

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН, а лапа, спина, морда – ОДНА.

4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА.

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается: У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.

5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики .

7.Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели . Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели , Один стоит, другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает . Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8.Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:

Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.

9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит: Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН, ОДНА.

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Лопухина «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003

4.И.Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта»-2010г.

5.М.Ю.Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6.Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007

7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9.Л.Е.Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10.Е.А.Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008


В. Володи на

О согласовании существительного с числительным в речи детей 5- 6 лет

Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. (Известно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп.) С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Мы хотим предложить педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений познакомиться с занятиями, цель которых - помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Примерный ход занятия таков.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.
Кого много живет в доме? (Людей)
Чего много в большом доме? (Окон)
Кого много в зоопарке? (Животных)
Кого много в море? (Рыб.)
Чего много в море? (Воды, водорослей.)
Чего много летом на деревьях? (Листьев?)
Кого много в конюшне? (Лошадей.)
Кого много в курятнике? (Кур.)
Чего много в лесу? (Деревьев.)
Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.
Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!
На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).
Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).
Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.
Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Логопед.
Мы подпрыгнем столько раз,
сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
Мы присядем столько раз,
сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз,
сколько шариков у нас.
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.