Брюллов смерть инессы. Сказка о мертвой королеве

Злодейское убийство Инес де Кастро (Inês de Castro) придворными короля Португалии Альфонсу IV произошло в Коимбре, в монастыре Санта-Клара, руины которого вы сейчас видите.

Когда после смерти отца, совершившего такое страшное злодеяние, дон Педру стал королем, он заявил, что тайно женился на Инес и короновал ее мумию в кафедральном соборе Коимбры, где все знатные вельможи Португалии, присягая на верность мертвой королеве, целовали руку ее трупа.
А затем Педру I жестоко наказал убийц любимой Инес: у одного через спину, а у другого через грудь он лично, своими руками, вырвал их подлые сердца!..
- И СЪЕЛ!.. - тоненько пискнула я.
- Ах... - брезгливо отшатнулась от меня бразильянка.
- О, нет... Португальцы не были каннибалами... тогда, в те времена... - осеклась португальский экскурсовод, с опаской взглянув на бразильянку.
- Да-да-да, я прочитала в интернете! - с возмущением возразила я.
- Может быть... - все еще сомневалась португалка.
- Надо же! Действительно, какая впечатляющая история: просто португальские Ромео и Джульетта! - округлив глаза, восхитилась бразильянка. - Непременно расскажу ее в своем блоге!
- А я у себя уже несколько раз рассказывала, - протянула португалка.
- Да-да-да, девочки, мы непременно должны еще раз рассказать в своих блогах! - воодушевленно и уверенно подвела итог дискуссии я, и добавила в сторону по-русски:
- Страна должна знать своих героев.

Так что если вы прочитали в интернете, что король Португалии XIV века Педру I СЪЕЛ сердца убийц своей любимой Инес де Кастро, то, пожалуйста, знайте, что творец и источник этой легенды - ваша покорная слуга.
А тогда, на экскурсии в Коимбре, насчет поедания сердец я просто пошутила, извините. Не смогла удержаться...


Нет.
Нет, мумия Инес де Кастро в Португалии коронована не была . И португальские вельможи не целовали руку трупа, присягая мертвой королеве.

Более того, Инес не была злодейски убита кинжалами, как считал написавший картину "Смерть Инесы де Кастро" наш соотечественник Карл Брюллов, а казнена как государственная преступница посредством отсечения головы 7 января 1355 г. и не в монастыре, а во дворце Санта-Клара.

О мотивах, побудивших короля Альфонсу IV, избавиться от Инес де Кастро, можно рассуждать много, но все они носят исключительно политический характер. Ничего личного.

Став королем, несмотря на ранее данные клятвы о прощении всем участникам гражданской войны против отца, развязанной им, Педру I (Педру Злой и Педру Справедливый) жестоко расправился с некоторыми советниками покойного Альфонсу IV, в том числе и с вынесшими приговор Инес.

Именно после коронации Педру I заявил о том, что был женат на Инес де Кастро, но документальных подтверждений заключения этого брака не найдено.

Документально подтверждено, что Педру I был женат два раза: на Бланке Кастильской (детский брак аннулирован, детей нет) и на Констансе Кастильской (умерла в 1345, сын - Фернанду I Прекрасный, король Португалии, на котором закончилась Бургундская династия).

Также известно, что Педру I имел внебрачных детей от Инес де Кастро, входившей в свиту его жены Констансы Кастильской, и после смерти Инес от, по некоторым сведениям входившей в ее свиту, Терезы Лоуренсо (сын Жуан I, - Жуан Добрый или Жуан Великий, - положивший начало Ависской династии).

Что же послужило основаниями, предпосылками и поводами возникновения многочисленных легенд, связанных с Инес де Кастро?

Хотелось бы указать на три взаимно усиливающих влияние друг друга фактора.

Во-первых, Инес была торжественно перезахоронена в соборе при монастыре Алкобаса, самом большом соборе Португалии. Ее саркофаг находится напротив саркофага Педру I.

Во-вторых, заявление после коронации самого Педру I о том, что он был женат на Инес без предоставления каких-либо доказательств.

В-третьих, по крайней мере в течение 200 лет мифа о коронации мумии еще не было, иначе Камоэнс мимо него бы не прошел.
И легенда возникла позже. Но когда, почему и как?
Однако, не могли не впечатлить читателей написанные в 1572 году, более чем через двести лет после событий, строки "Лузиад":

Но грянул час безжалостной расправы,
В гробах усопших сонм зашевелился,
Узнав о даме, что всю жизнь страдала,
А после смерти королевой стала.

Конечно, есть еще и множество других факторов, обусловивших рождение мифа, всесторонне рассмотреть генезис которого - интереснейшее занятие. Ведь миф - самое интересное в истории. Разве нет?

А пока я пойду подкорректирую все же Википедию, статью про Инес де Кастро. Мой же текст пусть исправит тот, кто найдет больше доказательного материала, ура ему!

Глядя на картину русского художника Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро" в Русском музее никак не могла понять, почему столько времени меня мучает, как эта женщина, которая мне совсем не нравится, умерла в реальности и что в дальнейшем стало с ее телом. Почему, вместо того, чтобы наслаждаться произведениями искусства и легендами, упорно пытаюсь доказать, что это сказки, а в реальности все было не так романтично, а гораздо прозаичнее?


Карл Павлович Брюллов Смерть Инессы де Кастро. 1834, Русский музей, Санкт-Петербург, Россия,холст, масло, 213 х 299.5.
Интересна также история этой одной из многих на данный сюжет картины, написанной Боюлловым на спор за 17 дней под впечатлением от написанной в 1833 году "Казни Джейн Грей" Поля Делароша, которого Готье назвал идеальным художником для зрителя, пришедшего в Салон полюбоваться не искусством, но историческими анекдотами. По мнению Бенуа Брюллов был русским Деларошем, а тот наоборот - парижским Брюлловым.
Другие искусствоведы оценивают эту картину еще ниже, хотя мне она нравится, потому что помню это картину и легенды об Инесс с детства, хотя подумала, что впала в маразм, когда в интернете выяснила, что она находится в Третьяковке вместо Русского музея. В Русском Инесс висит, в русском - лично убедилась в прошлый визит в родной город.
Что же было на самом деле?


Этого ужаса коронации трупешника тоже не было. Несмотря на легенды и картину Pierre-Charles Comte Coronation of Inеs de Castro there 1361 circa 1849.

Итак, картины есть, а того, что на них нарисовано, нету и никогда не было, о чем я неоднократно писала:


(Inês de Castro)?



. Видео.

Итак, запомним:
ложь - что Инесс де Кастро заколота на глазах детей кинжалами, что это произошло в монастыре Санта-Клара и что ее труп короновал затем безутешный муж;
правда - что Инесс де Кастро отрубили голову как государственной преступнице по решению суда 7 января 1355 г. во дворце Санта-Клара и что она была перезахоронена в монастыре Алкобаса.

Хотя обманная романтика в этом вопросе всегда правду победит количественно и появится еще много публикаций с некритическим изложением португальских легенд, надеюсь, что это мой последний пост об Инесс де Кастро.


Такая поспешность была вызвана тем, что картина фактически писалась на спор. Находясь на одном из знатных приемов, Карл Брюллов получил язвительное замечание, что при всей его гениальности он наверняка не успеет написать новую картину к художественной выставке, которая вот-вот должна была открыться в Милане. Брюллов принял вызов, и заперевшись в одной из комнат особняка Брера, ровно через 17 дней явил миру новое художественное полотно под названием «Смерть Инессы де Кастро».


Картина была написана под впечатлением от работ Поля Делароша. Его картина «Леди Джейн Грей и ее палачи» была выставлена в том же Парижском салоне, где экспонировались знаменитые Брюлловские «Последние дни Помпеи». Деларош считался большим специалистом в работе с историческими костюмированными сюжетами, исполненными присущим этому жанру живописи драматизмом. В таких работах герои сюжета представали не как сильные мира сего, а как обычные люди, страдающие, переживающие, испытывающие физическую и душевную боль, вызывающие сочувствие зрителя.

Сюжет для своей новой работы Брюллов позаимствовал из поэмы под названием «Лузиада». Его автором был очень популярный в то время португальский поэт Луис Камоэнс. Поэма повествует о трагической судьбе реальной исторической личности - Инесс де Кастро.


Девушка принадлежала к королевскому роду и отличалась необыкновенной красотой. Став придворной фрейлиной, она в миг покорила сердце инфант Дона Педру. К тому времени инфант Педру был уже женат на Констансе Мануэль. В этом браке был рожден законный наследник португальского трона, будущий король Фернанду I. От связи с Инессой у Педру появилось еще четыре незаконнорожденных ребенка: дочь и три сына, один из которых умер в раннем возрасте. Отец инфанта, король Афонсу IV, в противостоянии двух женщин занял сторону законной невестки, опасаясь влияния братьев Инесс на политическую жизнь королевства. Он удалил фаворитку от двора, но отношения Педру и Инесс не были закончены и после этого.


В 1345 году Констанса Мануэль умирает при родах. После этого возникает вполне реальная угроза, что незаконнорожденные сыновья Инесс в будущем могут высказать свои претензии на португальский престол. Афонсу IV пытается женить своего сына второй раз, но тот отвергает все предложения. По одной из версий, сразу после смерти жены Педру тайно обвенчался с Инесс, однако, документальных доказательств этому не существует.

В ответ на неуступчивость сына Афонсу решается на самые радикальные меры. Инесс де Кастро выносится смертный приговор, который первоначально король намеревался осуществить собственноручно. В отсутствие дона Педру он приехал к Инесс во дворец Санта-Клара в Коимбре и вместе с придворными ворвался в ее спальню, где девушка отдыхала со своими детьми. Картина изображает эпизод, когда испуганная Инесс бросается к ногам короля и умоляет его о пощаде. Придворные хватают ее за руки и готовы вот-вот заколоть прямо на глазах у маленьких детей. Видимо, эта сцена все-таки растрогала сердце короля - он так и не решился осуществить задуманное. Он уже очень скоро советники короля добиваются разрешения на казнь, и 7 января 1355 года Инесс лишают жизни через отсечение головы.


Когда дон Педру вернулся после долгого отсутствия и узнал о случившемся, он пришел в бешенство. Решая во что бы то ни стало отомстить отцу, он поднимает народ на восстание против отца, которое в итоге выливается в затяжную гражданскую войну. Через два года Афонсу IV отходит в мир иной и дон Педру становится новым королем Португалии - Педру I Справедливым. Причастные к казни Инесс де Кастро советники предыдущего короля пытаются спастись бегством, уезжая в другие страны, однако, двум из трех не удалось избежать расплаты за содеянное. Они надеялись найти убежище в Кастилии, но после некоторых переговоров кастильские власти выдают беглецов Педру I и тот, не смотря на обещание сохранить им жизнь, устраивает жестокую публичную казнь. По легенде Педру собственноручно вырвал сердца из груди тех, кто лишил жизни его любимую.

Якобы вслед за этим король приказал вынуть тело Инесс де Кастро из могилы, обрядить ее в царские одеяния и посадить на трон подле себя, повелев подданным принести клятву верности новой королеве, целуя ее нежные ручки. Потом Педру все-таки решил вернуть свою королеву туда, где ей и полагалось быть, и тело Инесс перезахоронили в саркофаге в монастыре Санта-Мария де Алкубаса, который в течение 200 лет выполнял роль королевской усыпальницы.

Сам Педру I скончался 18 января 1367 года и в соответствии со своим завещанием был похоронен рядом со своей возлюбленной.


Король, одно скажите слово –
Порвём Инессу на куски!!!
- Ах, эти губы, снова, снова,
О, эти плечи и соски…

Король, пора, мы всё исполним!
Клинки хотят ужалить плоть!
Бокалы кровию наполним,
В какое место уколоть?!

О, государь, побойтесь Бога,
Пред вами женщина и мать!
Нас пощадить – совсем не много,
Ведь вам ума не занимать!

Я вас люблю, и эти дети –
Частица вас, моей души…
Без нас вы кто – один на свете!
Подать сигнал свой не спеши!

Король, пора, погаснут свечи,
Нам трудно сердце отыскать!
Всё это ложь – мольбы и речи!
Её – в могилу опускать?!

Вы – наш король, постыдна жалость!
Их ждёт иной, чудесный мир…
Один удар – такая малость,
И прекратится этот пир.

Её ждёт рай, а эти дети –
Два ангелочка, может быть…
Потом «спасибо» вам ответят,
И будут вас с небес любить!

О, наш король?!
- Что ж, я согласен…
В тупик дорога привела!??
Как облик ваш, мадам, прекрасен,
Но мы спешим, нас ждут дела…

Владимир Котовский
2006 г.

Карл Брюллов Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены Португальского инфанта дона Педро. 1834 г.

Инес де Кастро (Инеш де Каштру)
Inés de Castro

Dona Inês de Castro.

Дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.

Будучи придворной дамой супруги инфанта дона Педру, сына короля Афонсу IV Португальского, Инес де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены, Констанции Кастильской (1345), тайно с ней обвенчался. По признанию дона Педру, сделанному им уже после того, как он стал королём, это произошло в 1354.

У дона Педру был законный наследник Фернандо от Констанции, а также четыре незаконнорожденных ребёнка от Инес (три сына и дочь, один из сыновей умер в младенчестве). Король и его приближённые опасались, что один из сыновей Инес в будущем сможет оспаривать права на престол законного наследника Фернандо и тем самым спровоцировать гражданскую войну. В то же время братья Инес побуждали дона Педру вступить в борьбу за кастильский престол, что также неизбежно грозило войной с Кастилией и пугало короля Афонсу.

Советники короля выдали тайну инфанта. Дон Педру, допрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но, в то же время, не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инес де Кастро.
Однажды, когда Дон Педру отлучился на охоту, король отправился к Инес де Кастро в монастырь Санта-Клара в Коимбре, где она укрывалась с детьми, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение свое жестокое намерение.

Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день (7 января 1355) Инес де Кастро была умерщвлена.
После смерти Афонсу IV в 1357 убийцы Инес де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.

В июне 1360 король дон Педру торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инес де Кастро, приказал вынуть из могилы её тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести.
В 1361 году тело торжественно похоронили в царской гробнице в монастыре Алкобаса, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инес де Кастро с короной на голове.

Дон Педру I умер 18 января 1367 года и, согласно завещанию, был похоронен рядом со своей возлюбленной.

История несчастной Инес де Кастро неоднократно служила темой для трагедий.
Наиболее известен трогательный эпизод об Инес в «Лузиадах» Камоэнса.
Инес де Кастро стала главной героиней одноимённой новеллы, созданной в 1910 году известной писательницей и переводчицей Т. Л. Щепкиной-Куперник. В ней подробно рассказывается о церемонии коронации мёртвой королевы.
Оканчивается новелла такими словами: «Гробницы их стоят не рядом, а одна против другой, по воле короля: затем, чтобы, когда они встанут для вечной жизни в день страшного суда, - их первый взгляд был бы взглядом любви".

Источник - Википедия

О самом доне Педру интернет пишет не так уж положительно.

Педро I Справедливый

Pedro I of Portugal.

Король Португалии в 1357-1367 из Бургундской династии. Сын короля Афонсу IV и Беатрисы Кастильской.
Педру I был государем строгим и справедливым, но горячим и своенравным. Современники утверждали, что Педру был буйным и жестоким человеком, наводя ужас на своих подданных.
Еще будучи наследником престола, Педро вел распутную жизнь. Он часто переходил границы умеренности и приличий, необузданно предаваясь после серьёзных дел танцам, охоте и пирам.
В 1325 году 5-летнего Педру женили на 10-летней Бланке Кастильской (1315-1375), но в 1333 году брак был аннулирован. В 1339 году по приказу отца Педру I женился на Констансе Кастильской - дочери Мануэля Кастильского, графа Пеннфиэл. Женатый, он открыто жил с любовницей Инесс де Кастро, от которой имел четырех детей - Афонсу (1346), Беатриса (1347-1381), Жоао (1349-1397), Диниш (1354-1397).
Это вызывало гнев его отца. Когда умерла его законная жена, Педру наотрез отказывался бросить любовницу и жениться на другой, несмотря на уговоры отца.
От просьб Афонсу IV перешёл к угрозам. В 1355 г. король с отрядом солдат напал на монастырь святой Клары недалеко от Коимбры, где сын скрывал свою любовницу. Инесс была зарублена секирой.
Когда Педро узнал о смерти своей подруги, горе его было безмерно. В отчаянии Педро начал войну с отцом.
Инфант взялся за оружие и в Португалии началась гражданская война.Спустя несколько недель Афонсу вынужден был искать примирения и разделить власть с сыном.
Когда отец умер, Педру стал неумолимо преследовать убийц Инес. Он добился от кастильского короля выдачи убийц Инесс, бежавших в Кадис, и несчастных солдат четвертовали в 1360 г.

В 1361 году Педро решил обвенчаться с мертвой Инесс. Ее труп извлекли из могилы в Коимбре, доставили в Лиссабон. Затем останки одели в королевские одежды, возложили корону и посадили на трон. Придворные в ужасе по очереди подходили к трупу и целовали край платья. Затем Инесс была торжественно, с чрезвычайной пышностью захоронена в королевской усыпальнице.
Запутанные любовные отношения Педру I создали благодатную почву для борьбы за власть между его детьми.
Констанса Кастильская (1320-1345) родила Педру Луиша (1340), Марию (1342-1367) и Фернанду I (1345-1383).
Интересный факт, уже после смерти Инесс (которую Педру безумно любил!) у короля родился сын Жуан (1357-1433) от Терезии Лоренцо (1330 - ?).
Умер Педру сравнительно молодым человеком, оставив государство в цветущем состоянии.

Источник - Википедия

Текст Т. Л. Щепкиной-Куперник "Инесса", увы, в интернете не нашел.
Еще вы можете прочесть рассказ Анны Андреевой

Инеш де Каштру (Ines de Castro) (убита 7 января 1355 г.) была дочерью кастильского знатного вельможи, Педро Фернандеса де Кастро.

Инеш прибыла в Португалию в 1340 г. в качестве фрейлины принцессы Констанцы Кастильской, недавно вышедшей замуж за наследника престола Инфанта Дона Педру. Принц страстно влюбился в нее и стал пренебрегать законной супругой, поставив под угрозу и без того сложные отношения с Кастилией. Более того, благоволение Педру к Инеш привело клику изгнанных кастильских дворян очень близко к власти. Братья Инеш стали друзьями принца и доверенными советниками. Король Афонсу IV, отец Педру, не одобрял влияния Инеш на сына и терпеливо ожидал, когда «интрижка» закончится. К несчастью для отношений между отцом и сыном, она не закончилась. Инеш и Педру продолжали встречаться вопреки недовольству короля.

В 1349 г. Констанца умирает. Афонсу тщетно пытается женить сына вторично - все напрасно: Педру отказывается жениться на ком-либо, кроме Инеш - неприемлемой для государства королевы. Тем временем, легитимный сын Педру (будущий король Фернанду Португальский) был хрупким ребенком, тогда как бастарды Инеш - цветущими. Это вызывало растущее беспокойство португальской знати, испуганной влиянием Кастилии на Педру. Афонсу IV изгнал Инеш со двора после смерти Констанцы, но Педру по-прежнему оставался с ней. После нескольких попыток разлучить влюбленных, Афонсу IV соглашается с советниками, настаивающими на необходимости ликвидировать Инеш. Перо Коэльо, Алваро Гонсалвеш и Дього Пашеко были подосланы в монастырь Св. Клары в Коимбре, где томилась Инеш, и убили ее 7 января 1355 г.



В ответ на это Педру поднял мятеж против отца и вверг страну в гражданскую войну. Два года шла гражданская война. Относительное примирение состоялось только в 1357 году, незадолго до кончины старого короля.Вскоре после восшествия на престол Педру I объявил, что был тайно обвенчан с Инес де Кастро, а посему она - королева Португалии, а их дети - законные наследники престола. Вскоре состоялась самая необычная коронация в истории всех времен и народов. В парадной зале сидела на троне извлеченная из склепа мумия Инес де Кастро в королевских одеждах. На ее голову возложили корону. Король Педру I провозгласил: «Кто присягнул мне, пусть присягнет и своей королеве!» Знатные вельможи, графы и бароны, один за другим преклоняли колена и целовали иссохшую руку мертвой королевы… Инес де Кастро перезахоронили в монастыре Алкобаса. Для нее был высечен из белого мрамора саркофаг необыкновенной красоты.

Король завещал похоронить себя там же, установив саркофаг напротив усыпальницы любимой.

Король Педру I успешно правил Португалией. Его царствование можно было бы назвать счастливым, если бы не постоянная скорбь, терзавшая сердце. Рассказывали, что он часто приходил в монастырь Алкобаса, опускался на колени перед саркофагом Инес де Кастро и подолгу говорил с нею. Педру I прожил еще лишь десять лет и последовал за своей возлюбленной.

Жизнь Инеш де Каштру увековечена в нескольких классических пьесах и поэмах португальской и испанской литературы, в том числе в "Лузиадах" Камоэнса.

И в России образ Инес нашел свое воплощение в живописи. В Академии художеств в Санкт-Петербурге хранится полотно Брюллова "Смерть Инесы де Кастро".

Сюжет с коронацией мертвого тела настолько необычен, что будил и будит воображение многих художников.

Такова легенда. А как же с исторической правдой?

Афонсу Храбрый действительно был выдающимся правителем Португалии. Он защищал свою страну от многих напастей: от нашествия мавров, стремившихся вернуть былые завоевания; от вторжений самого сильного государства на Пиренейском полуострове - Кастилии. Когда-то власть кастильских королей простиралась на королевства Арагон, Леон, Наварра и графство Португальское. Поэтому и двести лет спустя после обретения португальцами независимости, кастильские короли втайне считали Португалию своей провинцией. Внутри самой Португалии бушевали политические страсти: каждый феодал мнил себя суверенным корольком, безбожно тиранил простой люд, сам творил суд и расправу. Объединяясь, мятежные феодалы представляли серьезную опасность для королевской власти. Ко всем бедам, именно в период правления Афонсу по стране прошлась со своей косой свирепая чума, не хватало рабочих рук, чтобы обрабатывать землю, строить дома, ковать оружие. Со всеми этими заботами Афонсу IV худо-бедно справлялся. Но собственная семья - это было особое государство со своими бедами. К тому же семейные дела были тесно связаны с внешней политикой. На протяжении столетий между представителями иберийских королевств заключались династические браки. Так что король Португалии или Кастилии не мог с уверенностью сказать, кто он по национальности - испанец или португалец. Брачные союзы считались самым действенным инструментом внешней политики. В самом деле, уж лучше воевать на брачном ложе, чем на поле брани. Но горячие иберийские парни не всегда отделяли любовь от политики, браки не только заключались, но и довольно легко расторгались. Одна из дочерей Афонсу IV, Мария, была замужем за королем Кастилии. Но вот кастильский монарх покинул жену, да еще подверг ее унизительному обращению. Отец-португалец вступился за честь дочери, началась война, прекратившаяся лишь после примирения супругов и заступничества самой Марии. Сына Педру король женил дважды. В первый раз - на дочери испанского гранда. Но затем этот гранд стал неугоден своему королю. Поэтому король Кастилии настоял на расторжении брака. Второй брак оказался более прочным и продолжительным: в 1339 году португальский инфант Педру женился на Констансе Кастильской. Она-то и включила в свою свиту Инес де Кастро из знатного галисийского дворянского рода. По внебрачной линии Инес происходила от одного из кастильских королей; ее семья состояла в родстве со многими могущественными кланами. Именно «опасные связи», тянувшиеся за фрейлиной, больше всего беспокоили короля Афонсу IV. В частности, Инес состояла в родстве с Афонсу Саншешем, незаконнорожденным братом португальского короля. Этот Саншеш чуть не захватил португальский трон. Четыре года законный наследник воевал с незаконным. В конце концов побежденный Саншеш бежал в Кастилию, но и там не успокоился, постоянно подстрекал кастильцев против португальцев. После смерти Констансы Кастильской фрейлина Инес де Кастро фактически лишилась должности. В каком качестве она оставалась при дворе? Только как фаворитка инфанта. Но такой должности нет, при дворе нужен хоть какой-то официальный статус. Таким образом, лишь король Афонсу IV имел право распорядиться судьбой Инес, по крайней мере, ее карьерой: возвысить или отставить, выслать в Кастилию или подвергнуть опале в Португалии. Он решил сослать ее в Коимбру, что не было таким уж тяжким наказанием. Но положение еще более осложнилось, когда в Кастилии началась гражданская война - мятежные дворяне выступили против короля. Они стремились через семейство Кастро втянуть Португалию в свою междоусобицу, а в случае успеха предложить кастильский трон португальскому инфанту Педру. И Дон Педру готов был принять это предложение. А в этом случае кастильская гражданская война неизбежно захватит Португалию. В таких обстоятельствах Афонсу IV не рассчитывал на благоразумие сына. Многие придворные считали страсть инфанта к Инес де Кастро «любовным помешательством». Неизвестно, была ли Инес де Кастро посвящена в планы своих родственников, влияла ли она на своего пылкого любовника. Или, может быть, она была лишь невольной участницей интриг? В таком случае это родственники навлекли на нее королевский гнев и кару. Это они - прямые виновники разыгравшейся трагедии. Афонсу IV собрал королевский совет. Государственные мужи долго решали, как поступить с этой опасной женщиной. Кинжал - оружие тайной интриги, топор палача - орудие закона. Несчастная Инес де Кастро была казнена, а не убита : по решению совета ее обезглавили в Коимбре 7 января 1355 года. Все дальнейшее происходило примерно так, как было изложено раньше. За исключением одного: не было коронации и присяги мертвой королеве. Кстати, нет этого эпизода и в поэме Камоэнса. Нет его и в трагедии Антонио Феррейры «Инес де Кастро», написанной примерно тогда же. В финале трагедии, сразу после гибели возлюбленной, Дон Педру говорит: Инес, не кори, что не умер с тобой: Я здесь, на земле, задержался, чтоб мстить, Но скоро я встречусь с тобой в небесах, И там я тебя назову королевой, Когда не успел на земле… Только позднее, и постепенно, реальное событие обрастало легендарными эпизодами. Сначала в народных романсах (старинные романсеро воспевали и воинские подвиги, и подвиги любви), потом в творениях профессиональных авторов. Начиная с XVIII века к этому сюжету обращались драматург Антуан Удар де Ла Мотт, писатели Виктор Гюго и мадам Жанлис, композиторы Николо Антонио Цингарелли и Джузеппе Персиани, художники и многие другие. В России историю Инес де Кастро узнали в XVIII веке благодаря опере Цингарелли, исполнявшейся в Санкт-Петербурге; в начале XIX века в Императорском театре с большим успехом шла трагедия де Ла Мотта, в которой блистал молодой Каратыгин в роли инфанта. В 1834 году Карл Брюллов создал впечатляющее полотно «Смерть Инесы де Кастро» (хранится в Русском музее). В 1910 году известная писательница и переводчица Т.Л.Щепкина-Куперник написала новеллу «Инеса ди Кастро». В ней подробно описана ужасная сцена коронации мертвой королевы. Оканчивается новелла такими словами: «Гробницы их стоят не рядом, а одна против другой, по воле короля: затем, чтобы, когда они встанут для вечной жизни в день страшного суда, - их первый взгляд был бы взглядом любви». И, наконец, кинофильмы о несчастной Инес де Кастро (самый ранний - «Мертвая королева» - вышел в 1910 году в Португалии) окончательно закрепили в общественном сознании легенду о ней. В Португалии история любви Инес де Кастро и Дона Педру давно обрела статус национального мифа. Именем Инес названы школы, творческие конкурсы, подростки разыгрывают этот сюжет на любительской сцене. И пусть в этой легенде немало фантазий - они подчас ценнее, чем историческая точность. Здесь правда и вымысел не противоречат друг другу, а вместе подтверждают библейскую истину: «Сильна, как смерть, любовь!»
Инес де Кастро посвящены романс Г. де Резенде из сборника "Общий Каисьонейру" (1516), несколько октав 3-й песни "Лузиады" (1572) Л. ди Камоэнса; трагедии А. Феррейры "Инес" (1587), Лoпe де Веги "Трагедия донны Инее" (17 в.; утеряна), Л. Белеса де Гевары "Королева после смерти" (1-я пол. 17 в.), Удара де Ла Мота "Инес де Кастро" (1723), Р. Фейта "Инес де Кастро" (1793), Л. Арно "Педру Португальский" (1823), А. де Моятерлана "Мертвая королева" (1942), драма (1811; назв. не сохранилось) 15-летнего В. Гюго; романы А. Бен "Агнес де Кастро" (1688), Г. Блажа "Королева после смерти" (1933) и др. (всего ок. 200 литературных произведений, во многих из которых исходный исторический сюжет подвергнут значительным изменениям в зависимости от господствовавших во время создания того или иного произведения литературных тенденций); многочисленные оперы, в том числе и Джузеппе Персиани.