Нарисовать как выглядит поверхность нашего края рисунок. Презентация на тему "земная поверхность нашего края"

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «овраг», «балка».

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

«овраг», «балка».

Подготовка к усвоению нового материала

По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

Изучение нового материала

Ты уже знаешь, что на равнинах встречают-ся овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустар-никами, деревьями. Овраг перестаёт увеличи-ваться. Так он превращается в балку. Балка — это углубление с пологими, поросшими растени-ями склонами.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют по-верхность в вашем крае?

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воз-духа и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную зем-лю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств ис-пытываешь горечь и обиду. Например, у забро-шенного карьера. Когда-то здесь добывали пе-сок, глину или уголь. Теперь карьер — рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и би-тые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой строй ке, нарушили закон, который запрещает выбра-сывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам по-сле первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, ма-ленькие рытвины закапывают и на этом мес-те сеют траву. Поперёк небольшого оврага ста-вят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кус-тарники.

Правильная и неправильная распашка склонов

Вы тоже можете участвовать в охране поверх-ности своего края. Обследуйте вместе со взрос-лыми окрестности города, села. Если обнару-жите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в об-щество охраны природы. Примите участие в убор-ке мусора, в борьбе с оврагами

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воз-дух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый приро-де в этих случаях? Как это сделать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о поверхности своего края. 2. Как используют поверхность в вашем крае? 3. Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут при-нять школьники?

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных иско-паемых, выросли горы — терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добы-вая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы — пустую породу — в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что лю-ди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пы-ли, которая загрязняет воздух. Бывает, что тер-риконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их вы-равнивают, привозят почву и высаживают расте-ния. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно ис-чезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

Терриконы

Вывод

Занимаясь хозяйством, люди используют по- . верхность своего края. Делать это нужно бе-режно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: овраг, балка.

2.Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участ-ка (холма, оврага, горного хребта).

3.Если в вашей местности есть овраг, рас-спроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, что-бы остановить его рост. Подумай, чем ты мо-жешь помочь взрослым.

Киров : Тайны Земли Вятской

Вятские овраги

Раздерихинский овраг

Сокровища Вятки - Подчуршинское городище

Древние отвалы и терриконы Башкирии

Планета Земля гигантский выработанный карьер?

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир















Западно – Сибирская равнина Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор С юга на север ее пересекает другая река Сибири Обь Западно – Сибирскую равнину Ребята, давайте найдем Западно – Сибирскую равнину на карте



На побережье Каспийского моря находится Прикаспийская низменность, которая на 28 м ниже уровня моря. Давайте подумаем, что такое низменность? Низменность - равнина значительной протяженности, расположенная не выше 200 м над уровнем моря, с равнинной поверхностью










Среднесибирское плоскогорье От правого берега Енисея, до великой сибирской реки Лены простирается Среднесибирское плоскогорье Плоскогорье – тоже равнина, но она высоко – более чем на 500 м поднята над остальной местностью и обрывается по своим краям крутыми склонами.


На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, Западный Саян, Западный Саян, Восточный Саян Восточный Саян Далее, за озером Байкал, находятся Яблоневый и Становой хребты, которые открывают цепь гор и нагорий


Горный хребет – цепь гор, с четко выраженными склонами, имеющая значительную протяженность. Нагорье – это участок земной поверхности, в пределах которого расположены горные хребты, горы, ущелья. Ущелье - узкая и глубокая расселина, трещина между горами.

Слайд 1

Поверхность нашего края
4 класс

Слайд 2

Рельеф
Выпуклое изображение на плоскости. Строение земной поверхности.

Слайд 3

Поверхность равнинная
Когда бываешь за городом или селом, то вокруг видишь местность. Поверхность местности бывает разная. В одних местах на ней нет ни больших возвышенностей, ни глубоких понижений. Такую поверхность называют ровной или равниной. На некоторых равнинах можно наблюдать повышения. Это холмы. Равнину, на которой есть холмы, называют холмистой равниной.

Слайд 4

Плоская равнина

Слайд 5

Слайд 6

Овраг
И на холмистой и на плоской равнине бывают овраги. Часто овраги имеют крутые, отвесные склоны, тянутся в длину на несколько километров, достигая ширины и глубины несколько десятков метров. Нередко по дну оврагов текут ручьи. После сильных ливней и таяния снега ручьи становятся бурными, быстрыми и еще больше размывают овраг. Так овраг растет вширь и вглубь.

Слайд 7

Изображение равнины на карте
Равнины на картах изображают зеленым и желтым цветом. На территории России находятся две равнины: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

Слайд 8

Поверхность гористая
Вершины высоких гор часто покрыты сверкающими на солнце вечными льдами – ледниками. Нередко ледники имеют причудливую форму: то как шапка-ушанка, нахлобученная на голову скалы-великана; то как раскидистое дерево, протянувшее в сторону от ствола свои ледяные ветки. Склоны таких гор бывают крутыми, обрывистыми, а отдельные скалы, кажется, вот-вот сорвутся и полетят вниз, увлекая все за собой. Но нередко склоны таких гор покрыты пышными лесами.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Разновидность гор
Бывают горы низкие, на которых почти нет ледников. Обычно на их склонах и вершинах растут разные растения. Нередки в горах одни лишь голые скалы либо каменистые россыпи. Горные реки и ручьи бурные, стремительные. Красивы в горах озера. Они невелики по размерам, но часто очень глубокие, с кристально чистой водой.

Слайд 12

Слайд 13

Изображение на карте
Горы на картах изображают коричневым цветов. Чем выше горы, тем темнее их окраска на карте. На территории России находятся Кавказские горы, Уральские горы, Алтай.

Слайд 14

Равнины и горы в жизни человека
Человек по-разному использует различные формы поверхности. На равнинах люди распахивают землю, сеют хлеб, сажают овощи, разводят сады. Часть равнин занята лугами и пастбищами. На пастбищах пасут скот, на лугах заготавливают сено. Огромные территории равнин покрыты лесами. В лесах заготавливают древесину. На равнинах удобно строить дороги, города, поселки.

Формы земной поверхности

Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности
Горы -это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Почти все горы возникли вследствие движения тектонических плит. Они бывают трех основных видов - складчатые, блочные и купольные. Большая часть самых высоких гор, например, Гималаи (Азия), - складчатые; они простираются на огромные расстояния, формируя цепи. Некоторые горы еще растут, другие разрушаются, или подвергаются эрозии, под воздействием атмосферных явлений.
Части горы и холма
У горы и холма части называются одинаково, всего их три: вершина, склон и подошва, либо по другому подножие. Склон может быть крутой и пологий. Гору от холма будет отличать высота.

Нарисуй гору и подпиши её части

Какая поверхность в вашем крае? Нарисуй или наклей фотографию

Равнины

Горы

Высоко в горах ты можешь увидеть некоторые из самых поразительных, впечатляющих пейзажей нашей планеты: зубчатые, заснеженные горные пики, глубокие ущелья, широкие долинные ледники, стремительные реки и водные потоки. Горы постоянно бросают вызов человеческому стремлению к приключениям.






















Включить эффекты

1 из 22

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Земная поверхность нашего края" описывает варианты использования поверхности земной коры человеком (распашка земель, карьеры, свалки и др.), а также экологические проблемы, возникающие от деятельности людей, опасности, которые они вызывают и возможные варианты борьбы.

  • Физическая карта России;
  • Горы и равнины России;
  • Использование земной поверхности человеком;
  • Овраг и балка;
  • Карьеры и терриконы;
  • Свалки.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Скороход Н.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Физическая карта России

  • Слайд 3

    Равнины России

    • Восточно-Европейская равнина
    • Западно-Сибирская равнина
    • Средне-Сибирское плоскогорье
  • Слайд 4

    Холмистая равнина

  • Слайд 5

    Горы России

    • Уральские горы
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Саяны
  • Слайд 6

    • Саяны
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Уральские горы
  • Слайд 7

    Как люди используют поверхность нашего края

    • Строят города, сёла
    • Прокладывают дороги
    • Обрабатывают землю
  • Слайд 8

    Боль природы

  • Слайд 9

    • Овраг - крутые, осыпающиеся склоны.
    • Балка - пологие склоны, поросшие травой, кустарниками и деревьями.
  • Слайд 10

    Как образуются овраг и балка

    • Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.
    • Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, дферевьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Как образуются овраги

    Одной из причин образования оврагов является неправильная распашка земель!

    Слайд 13

    Как правильно распахивать почву на склонах

    Проводить вспашку можно только поперёк склонов.

  • Слайд 14

    Борьба с оврагами

    • Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.
    • Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
    • По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.
  • Слайд 15

    Карьер

  • Слайд 16

    Как можно использовать заброшенный карьер

    • Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес.
    • Можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.
  • Слайд 17

    Терриконы

    Проблемы:

    • Распространяют вокруг себя тучи пыли, (загрязняют воздух)
    • Загораются (распространяют едкий дым)
    • Отравляют почву и водоёмы (после дождей стекает загрязненная вода)
  • Слайд 18

    Меры борьбы с терриконами

    1. Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.
    2. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
  • Слайд 19

    Свалка

  • Слайд 20

    Чем опасны свалки

    • Занимают огромные пространства земли.
    • Загрязняют воздух и почву.
    • Загораются.

    Меры борьбы со свалками:

    • Сортировка и переработка мусора на специальных заводах.
    • Разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
  • Слайд 21

    Игра "Узнай меня"

  • Слайд 22

    Использованные ресурсы

    • Физическая карта России.
    • Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.
    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Оборудование:

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Слайд 3, 4

    )

    Слайд 5,6.

    Слайд 7

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Слайд 9,10

    (Это холмистая равнина.)

    . .)

    оврага

    балку.

    Слайд 11

    )

    Слайд 12, 13

    )

    Слайд 14

    .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер

    Слайд 17,18

    терриконы

    Чем опасны терриконы? )

    Слайд 19,20

    Г) Свалка

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    6. Домашнее задание.

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации (по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.

    Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».

    Презентация «Поверхность нашего края».

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

    Слайд 3, 4

    - Покажите на карте равнины и плоскогорье России.

    Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

    Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

    Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы )

    Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

    Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

    Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

    Слайд 5,6.

    Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

    Слайд 7

    Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

    Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

    А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

    Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

    Слайд 9,10

    А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? (Это холмистая равнина.)

    На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками .)

    Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)

    Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

    Слайд 11

    Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте, посмотрим на него. )

    Слайд 12, 13

    Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам. )

    Слайд 14

    Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы? � (- Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

    - Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

    - По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.

    Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу)

    Слайд 17,18

    В) Посмотритена необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

    К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.

    Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. )

    Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

    Слайд 19,20

    Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.

    Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    6. Домашнее задание.

    Скачать конспект