Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов, А

Что такое патриотизм? В буквальном переводе с древнегреческого данное слово означает «отечество», если искать информацию еще глубже, то можно понять, что оно такое же древнее, как и род людской. Наверное, поэтому о нём всегда говорили и спорили философы, государственные деятели, писатели, поэты. Среди последних необходимо выделить Михаила Юрьевича Лермонтова. Он, дважды переживший изгнание, как никто другой знал истинную цену любви к родине. И доказательством тому служит его удивительное произведение «Родина», которое он пишет буквально за полгода до своей трагической гибели на дуэли. Читать стих «Родина» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к родному отчеству - России. Но с первой же строчки поэт предупреждает, что чувство его не соответствует установленному «образцу». Оно не «штампованное», не официальное, не казённое, и потому «странное». Далее автор объясняет свою «странность». Он говорит, что любовь, к кому бы или к чему бы она ни была, не может руководствоваться рассудком. Именно рассудок обращает её в ложь, требует от неё безмерных жертв, крови, неустанного поклонения, славы. В таком облике патриотизм не трогает сердце Лермонтова, и даже древние предания смиренных иноков-летописцев не проникают в душу. Тогда что же любит поэт?

Вторая часть стихотворения «Родина» начинается с громкого заявления, что поэт несмотря ни на что любит, и истинность этого утверждения ощущается в словах, что он и сам не знает за что. И ведь, действительно, чистое чувство невозможно объяснить, увидеть. Оно внутри, и оно связывает человека, его душу какой-то невидимой нитью со всем живым. Поэт говорит об этой духовной, кровной, бесконечной связи с русским народом, землей и природой, и тем самым противопоставляет родину государству. Но голос его не обличительный, наоборот - ностальгический, нежный, тихий и даже смиренный. Описывает он своё сокровенное переживание с помощью создания ярких, выразительных и образных картин русской природы («безбрежное колыханье лесов», «печальные деревья», «ночующий обоз в степи»), а также благодаря неоднократному повторению глагола «люблю»: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок спаленной жнивы». Учить текст стихотворения Лермонтова «Родина» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,


Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Год написания: 1841


Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова


Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.

Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».

Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.

Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.




Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова (2)


Стихотворение Лермонтова "Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ "Родина” по плану.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры – "слава, купленная кровью”, "степей холодное молчанье”, "лесов безбрежных колыханье”, "чета берёз".

Эпитеты – "тёмная старина”, "заветные придания”, "отрадное мечтание”, "холодное молчание”, "печальные деревни”, "безбрежные леса”, "росистый вечер”.

Сравнение – "разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо "Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на "Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как ""странную”", потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели ""законы”" высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Жанр

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам ""факт любви”". Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Метафоры : ""слава, купленная кровью”, "степей холодное молчанье”, "лесов безбрежных колыханье”, "чета берёз"".

Сравнение : ""разливы рек её, подобные морям”".

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным:" "Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”." Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: "Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”."

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

Люблю отчизну я, но странною любовью! ‎ Не победит ее рассудок мой. ‎‎ ‎ Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. ‎‎ Но я люблю - за что, не знаю сам, - ‎‎ Ее степей холодное молчанье, ‎‎ Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. ‎‎ ‎ Люблю дымок спаленной жнивы, ‎‎‎ ‎ В степи ночующий обоз ‎‎‎ ‎ И на холме средь желтой нивы ‎‎‎ ‎ Чету белеющих берез. ‎‎‎ ‎ С отрадой, многим незнакомой, ‎‎‎ ‎ Я вижу полное гумно, ‎‎‎ ‎ Избу, покрытую соломой, ‎‎‎ ‎ С резными ставнями окно. ‎‎‎ ‎ И в праздник, вечером росистым, ‎‎‎ ‎ Смотреть до полночи готов ‎‎‎ ‎ На пляску с топаньем и свистом ‎‎‎ ‎ Под говор пьяных мужичков.

Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.

Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».

Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.

Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.

Любовь к родине, чувство патриотизма. Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть сбоку, достойные материнской любви. Но это – если сбоку. –

Так и любовь к родине. Она есть, потому что есть

Страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, а следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую трудно объяснить: видишь все ее несовершенства и все-таки любишь. Есть родная речь, которую ты слышишь с детства, которой ты произнес первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книгу на родном языке и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет речь твоей мамы, язык, на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родная речь – это тоже часть твоей родины.

Мир твоего Детства. Из него много чего запало в душу. Вот милый дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я чувствовал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца – это тоже моя родина.

Есть школа, где мы слово “родина” впервые прочитали по слогам”. Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них – Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все по очереди. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они – мой школьный причал, моя родина.

Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красивый, но главное – не многолюдный. Тогда нам кажется, что он только наш. Которые ивы купают свои ветви в воде! Которые поляны! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хотя это может кому-то показаться странным, но наши воскресенья в этом парке – это мое родное, моя родина.

Совсем недавно мне стали более понятны чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихотворении “Родина”:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Состояние крестьян радовал поэта. Понятие о состояние сейчас другое, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками у красивых ворот, у меня нет желания пробурмотіти: “Откуда у людей такие деньги?” Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Потому что чем больше богатых и обеспеченных людей – тем лучше моей родине. А руины, заброшенность, нищета – это должно остаться в прошлом.

Я люблю свою страну, но любовь моя не слепая. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и возмущение. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и возмущение я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений вроде “Наш народ никогда не научится честно работать!” Да, хватает еще у нас лентяев, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ – это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, хорошие соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они – моя родина. Странными выглядят, наверное, мои рассуждения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

Сочинения по темам:

  1. Был такой случай. В редакцию одной молодежной газеты пришел молодой человек. Он готов был заплатить большие деньги за то, чтобы...
  2. Родившись в России, чувствуешь, что она, как Родина, как мать любит своих детей. Она дарит им так много, что никогда...

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Стихи М.Ю. Лермонтова - это почти всегда внутренний напряженный монолог, искренняя исповедь, вопросы, себе же задаваемые, и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Искренней любовью к Родине наполнены многие поэтические строки М.Ю.Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, остро чувствует красоту родной природы. В стихотворении «Родина» поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «болеющих берез». Родные просторы, природа как бы лечит поэта, он чувствует свое единение с Богом:

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Но Россия Лермонтова - не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные бескрайние просторы; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это «… немытая Россия, страна рабов, страна господ…»

Такая рабски покорная страна ненавистна поэту, такая Родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение «Прощай, немытая Россия…»

В произведении «На смерть поэта», бесконечно скорбя о безвременной кончине А.С.Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник не может быть одиноким странником. Он не просто видит проблемы своей страны, он болеет ими. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он не понимал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.

В 30-е годы поэта стала волновать историческая тема, в ней он черпает силы и уверенность в величии народа и страны. Он создает «Бородино» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В стихотворении «Бородино» Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов 19 века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри - не вы!

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».

Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например былинным богатырям.

Купец Калашников благороден и смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить честь жены, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянною могилою,

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стал человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приостановится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

М.Ю.Лермонтов искал среди современников деятельную личность, которая способна изменить «неидеальность» мира, и не находил, а вот в историческое прошлое пестрило такими героями. Поэт остро чувствовал этот диссонанс, поэтому стремился вызвать своей патриотической лирикой яркие, неоднозначные реакции окружающих.

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Многие из его стихов были переложены на музыку еще при жизни поэта, и еще больше стали песнями и романсами после его кончины. Так что дело великого творца не угасло, а продолжает жить и рождать в сердцах миллионов глубокие и сильные чувства.