Украина была первой из республик ссср, которая добывала газ или как украина газ поставляла в россию. Первый газопровод ссср Никому не нужный природный газ

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Газопрово́д - инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа и его продуктов (в основном природного газа) с помощью трубопровода . Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением .

Типы газопроводов

Газопроводы подразделяются на:

  • Магистральные газопроводы - предназначены для транспортировки газа на большие расстояния. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции , поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.
  • Газопроводы распределительных сетей - предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.

По давлению в магистрали:

Резервные газопроводы сооружаются по стратегическим соображениям, для обеспечения гибкости в погрузке газовозов и для снижения длины маршрута транспортировки.

Составные части газопроводов

В составные части газопроводов входят:

История

Известны случаи использование газа в древнем Китае ещё в 2-3 веке до н. э. Газ подавался от месторождений по бамбуковым трубам для освещения и для получения тепла, в частности, для выпаривания соли из соляного раствора. Стыки труб конопатились паклей. Газ по ним подавался «самотёком», т. е. за счёт давления источника газа. Использование газа для освещения и отопления в Европе началось в первой половине XIX века , тогда же появились и первые газопроводы. В Санкт-Петербурге первый газовый завод (производивший светильный газ из импортного каменного угля) и система распределения построены в 1835 году , в Москве - в 1865 году .

Затраты на сооружение и эксплуатацию газопроводов велики, поэтому первые газопроводы большой длины появились с началом эксплуатации месторождений природного газа.

Первым магистральным газопроводом в СССР стал газопровод Саратов - Москва , вступивший в строй в 1946 году.

Крупнейшей системой газопроводов в мире является Единая система газоснабжения .

Газопроводы

  • Подводный газопровод Норвегия - Великобритания (1200 км), компания Gassco
  • «Набукко » (Туркмения и Азербайджан - ЕС, 3300 км)

Российские магистральные

  • Нижняя Тура - Пермь - Горький - Центр (более 1700 км, 1974 г.)
  • Уренгой - Помары - Ужгород (4451 км, 1983 г.)
  • Ямал - Европа (2000 км, 2006 г.)
  • Ямал - Европа 2 (проектируемый)
  • Джубга - Лазаревское - Сочи (166 км, подводный)
  • «Южный поток » (строящийся, 900 км, подводный)
  • «Голубой поток » (1213 км, 2003 г., подводный)
  • «Северный поток » (1200 км, подводный)
  • «Сила Сибири » (проектируемый)
  • «Алтай » (проектируемый, 6700 км)

См. также

Напишите отзыв о статье "Газопровод"

Литература

  • Кудинов В. И. «Основы нефтегазопромыслового дела», изд. «ИКИ», 2005, 720 стр., ISBN 5-93972-333-0 .
  • Шаммазов А. М. и др. «История нефтегазового дела России», Москва, «Химия », 2001, 316 стр., УДК 622.276, ББК 65.304.13, ISBN 5-7245-1176-2 .
  • Шухов В. Г. «Расчёт газопровода» (техническая документация), 1920, Российской академии наук , фонд №1508, опись 1, дело № 18.
  • «Промышленное газовое оборудование»: справочник под ред. Е. А. Карякина - 6-е изд., перераб. и доп. - Саратов: Газовик, 2013. - 1280 с.

Ссылки

Примечания

Газопровод - сооружение для транспортировки горючих газов от места добычи или производства к пунктам потребления. Различают подземные, надземные (на опорах), в насыпи. Давление газа в магистральном газопроводе поддерживается газокомпрессорными станциями . В конечных пунктах магистрального газопровода сооружаются газораспределительные станции. Максимальный диаметр труб магистрального газопровода 1420 мм.

История

Первые упоминания о газопроводе относятся к началу нашей эры, когда для передачи природного газа в Китае применяли бамбуковые трубы. В конце 18 в. в Европе начали применяться газопроводы из чугунных труб, замененных в 19-20 вв. стальными , обеспечивающими транспортировку газа под более высоким давлением , чем по чугунным трубопроводам . Наибольшего размаха добыча природного газа достигла к началу 20 в. в США (20 млрд. м 3), где общая протяжённость многочисленных коротких газопроводов достигла 22 тыс. км (1918). В 1928-31 в США построены газопроводы протяжённостью от 800 до 1500 км, диаметром 508-660 мм.

В Санкт-Петербурге первый газовый завод (производивший светильный газ из импортного каменного угля) и система распределения построены в 1835 году, в Москве - в 1865 году.

Затраты на сооружение и эксплуатацию газопроводов велики, поэтому первые газопроводы большой длины появились с началом эксплуатации месторождений природного газа . Первый в СССР газопровод от Дашавских промыслов до Львова был построен в 1940-1941 годах (первый газопровод от Дашавы - до Стрыя был построен в 1924 году). Во время Великой Отечественной войны были построены газопроводы от Бугуруслана и Похвистнево до Куйбышева (160 км, диаметр трубы 300 мм), а также от Елшанки до Саратова.

Первым магистральным газопроводом в СССР стал газопровод Саратов - Москва вступивший в строй в 1946 году.

Крупнейшей системой газопроводов в мире является Единая система газоснабжения .

Классификация газопроводов

По способу прокладки различают газопроводы:

  • подземные,
  • наземные,
  • в насыпи.

Подземным способом магистральные газопроводы обычно укладывали в Европейской части СССР (в зоне сезонного промерзания грунта). В северных районах получила распространение надземная прокладка газопровода на опорах, т. н. «змейкой». В зоне распространения многолетнемёрзлых грунтов газопроводы укладывают в насыпь или надземным и подземным способами. В отдельных случаях газопроводы располагают на опорах или подвешивают к тросам (большие овраги, реки), а также прокладывают по дну водоёмов (т. н. дюкеры).

Для предохранения труб от коррозии (внутренней или внешней) применяют антикоррозийную изоляцию, а также катодную и протекторную защиту.

Давление газа в магистральных газопроводах большой протяжённости поддерживается

В настоящее время основным источником газообразного углеводородного сырья в нашей стране являются месторождения Крайнего Севера, расположенные, главным образом, на территории Ямало-Ненецкого национального округа. Однако не все знают, что впервые крупномасштабная добыча природного газа с целью использования его в промышленности и в быту была организована вовсе не в Сибири, а на территории Среднего Поволжья. И вот уже более 60 лет Самарская область занимает передовые позиции не только в разработке газовых месторождений, но и в деле практического использования «голубого топлива».

Великая Отечественная война подтолкнула к использованию природного газа. Из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. Возникла необходимость в альтернативном топливе.

Никому не нужный природный газ

Во второй половине 30-х годов ХХ века в Сызранском районе была начата промышленная разработка нефтяных месторождений. Позже значительные запасы «черного золота» были обнаружены на территории Самарской Луки и в Куйбышевском Заволжье. При этом уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах и при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими нефтяными компонентами?

На разных месторождениях процент содержания газа в нефти оказывался всегда различным. В основном его концентрация была небольшой и не могла мешать добыче «черного золота», однако на некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины.

Такие месторождения записывались в геологические карты уже не как нефтяные, а как нефтегазовые. При этом в 30-е годы в течение ряда лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии. Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходами производства и сжигался в факелах, которые и по сей день можно увидеть на некоторых самарских месторождениях. Правда, в 30-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать попутный газ в качестве топлива, для чего сооружались внутризаводские газопроводы, но промышленного значения этот опыт тогда не имел.

Веская причина

Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался: до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость — началась Великая Отечественная война.

Еще в самые первые ее месяцы в Куйбышеве, который в то время имел статус «второй столицы СССР», остро встала проблема скорейшей газификации промышленных предприятий, а также всей социальной сферы. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. И хотя еще с ноября 1941 года обе станции перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему ТЭЦ. В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы, к тому же он поступал в открытых вагонах, из-за чего оказывался смерзшимся и перемешанным со снегом. Поэтому руководство располагавшегося в Куйбышеве Управления особого строительства НКВД СССР (сокращенно — УОС или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов и других предприятий оборонного характера, оказывалось вынужденным постоянно отвлекаться от возведения этих объектов. На железнодорожную станцию отправляли большие бригады заключенных, которые кирками и ломами разбивали смерзшуюся массу угля в вагонах — в противном случае разгружать их не было никакой возможности.

Эти и другие трудности в конце 1941 — начале 1942 года заставили руководство области и всей советской авиационной отрасли, к которой относились наиболее важные куйбышевские заводы, искать альтернативные источники энергоснабжения промышленных предприятий. Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей — в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслана.

В конце 30-х годов в этих местах, как и во многих других точках Среднего Поволжья, проводились геологоразведочные работы на нефть, однако вместо «черного золота» буровые станки здесь вскрыли подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда скважины были забиты, а в народнохозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отнесено на неопределенное будущее.

Первый в СССР газопровод

Вспомнить об этом источнике природного газа хозяйственникам пришлось в самое напряженное время Великой Отечественной войны. После обсуждения ряда вариантов для бесперебойного снабжения предприятий Безымянки топливом было решено в кратчайшие сроки проложить гигантский по тем временам газопровод, по которому газ можно было бы подавать в запасную столицу СССР из западных районов Оренбургской области.

Вопрос решался на уровне председателя Государственного комитета обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина, который подписал секретное постановление № 1563с от 7 апреля 1942 года «О строительстве газопровода Бугуруслан—Куйбышев». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в декабре 1942 года. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 млн кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 млн кубометров.

В соответствии с правительственным постановлением 20 мая 1942 года в областной столице было создано Управление строительства газопровода Бугуруслан—Куйбышев. Но несмотря на все усилия строителей, ввести трассу в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. На стройплощадках остро не хватало рабочей силы, особенно в первые месяцы, и поэтому на прокладку газопровода были переброшены 3 тыс. заключенных из Безымянлага УОС НКВД СССР, которые до этого были заняты на возведении авиационных заводов в Куйбышеве. Кроме того, зимой 1942-1943 годов из Баку в Куйбышевскую область срочно командировали 800 квалифицированных нефтяников, до этого уже имевших немалый опыт в прокладке трубопроводов. А чтобы еще больше увеличить темпы сооружения этого важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода Ишимбаево—Уфа, трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и затем распределялись по будущей трассе.

Основной участок топливной магистрали между Куйбышевом и Похвистневом протяженностью 160 км был введен в эксплуатацию 15 сентября 1943 года. С этого дня ведет отсчет своей истории первое отечественное газотранспортное предприятие, которое сегодня, после неоднократной смены названия, именуется ООО «Газпром трансгаз Самара». А в конце декабря того же года к трубе подключили отрезок трассы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла 180 км. В то время эта газовая магистраль была крупнейшей в СССР.

Параллельно с подключением Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ к газопроводу шло строительство еще одного его участка, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. Уже 31 декабря 1943 года вступил в строй участок топливной трассы от Безымянки до Мехзавода протяженностью 5,6 км. В общей сложности с сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 млрд кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тыс. тонн каменного угля. Тогда же было подсчитано, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники в те годы высвободили от перевозки угля 20 тыс. вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов. Но во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала поступать сюда по нефтепроводу из района Зольного.

Еще в годы войны, после того как природный газ подали в котлы энергетических предприятий, началась массовая газификация жилых домов и социальных объектов Куйбышева и области — раньше, чем в Москве и Ленинграде. К 1950 году протяженность внутригородских газовых сетей в области превысила 200 км. В том году в области насчитывалось около 10 тыс. газифицированных квартир. Их число стало расти ускоренными темпами после того, как 27 декабря 1957 года был сдан в эксплуатацию газопровод Муханово—Куйбышев протяженностью 120 км.

И население обеспечили

Что касается подключения к газовым сетям сел и деревень Куйбышевской области, то в 50-60-е годы таких работ у нас практически не велось. Тем не менее уже в это время в регионе сложилась разветвленная сеть снабжения городских и сельских потребителей баллонным газом. В конце 60-х годов газовые заправки уже работали практически во всех районных центрах, где баллоны разной емкости наполнялись сжиженной смесью «бутан-пропан», а затем они развозились по селам. А в 1970 году в сельских районах началось массовое строительство магистралей местного значения для подачи сетевого газа. При этом первым селом, куда по новым сетям пришло «голубое топливо», стали Белозерки Волжского района, где 27 марта 1971 года зажглись газовые плиты сразу в 200 квартирах.

Массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Куйбышевской области началась с конца 70-х годов. До более отдаленных региона сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

В целом же все села Волжского района подключились к сетевому газу уже в середине 70-х годов. К тому времени начались работы по прокладке местных газовых магистралей в Ставропольском, Красноярском, Безенчукском, Кинельском, Сергиевском и ряде других районов нашей области. Положение в деле обеспечения «голубым топливом» сел и деревень еще более улучшилось после того, как 17 февраля 1974 года был введен в эксплуатацию газопровод Оренбург—Куйбышев. Тогда в нашей области появились дополнительные ресурсы для существенного расширения сельской газификации.

С конца 70-х годов началась массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Красноармейского, Нефтегорского, Приволжского, Кинель-Черкасского, Большеглушицкого, Шенталинского и других районов. До более отдаленных мест Куйбышевской области сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

Без риска замерзнуть

В послевоенные годы на энергетических объектах Куйбышевской области ускоренными темпами продолжалась замена топлива: вместо угля все больше и больше стали сжигать тяжелые нефтяные фракции (мазут) и природный газ. В частности, на основе собственных месторождений нефти 31 декабря 1947 года начала свою работу первая очередь Сызранской ТЭЦ, где вступил в эксплуатацию один котел и один турбоагрегат.

Следующим энергопредприятием области, работающим на нефти и газе, стала Новокуйбышевская ТЭЦ, предназначенная для обеспечения энергией строящегося Новокуйбышевского НПЗ. Первую очередь этой теплоэлектроцентрали сдали в эксплуатацию 1 октября 1951 года. При этом сам нефтеперерабатывающий завод заработал через месяц после пуска ТЭЦ. А дальнейшее строительство новых тепловых мощностей в Новокуйбышевске было вплотную связано с ростом промышленного производства. В начале 60-х годов здесь вошел в строй действующих завод синтетического спирта, а затем начал расширяться и реконструироваться нефтеперерабатывающий завод. В 1964 году из его цехов выделился ряд производств, на основе которых тогда же было создано производственное объединение «Новокуйбышевский нефтехимкомбинат». К тому времени в городе уже завершилось строительство ТЭЦ-2, также работающей на газе.

В связи с намеченным еще в начале 50-х годов сооружением крупных химических и нефтехимических предприятий в районе Ставрополя и Жигулевска здесь параллельно с возведением Куйбышевской ГЭС началось и строительство теплоэлектроцентралей. Первая очередь Ставропольской ТЭЦ была сдана в эксплуатацию 28 сентября 1960 года, когда здесь заработал котел мощностью 420 тонн пара в час.

Что касается областного центра, то к началу 70-х годов растущий город, число жителей которого перевалило за миллион, испытывал острую потребность в новых энергетических источниках. Выход был найден в строительстве Куйбышевской ТЭЦ на улице Алма-Атинской, работающей на газовом топливе. Ее первая очередь вошла в строй действующих 1 ноября 1972 года, а остальные в течение двух последующих лет. В тот же период в Куйбышеве уже работали Центральная и Привокзальная отопительные котельные, которые также работали на природном газе.

В течение последнего десятилетия в Самарской области не осталось ни одного крупного теплоэнергетического объекта, который бы не перевели на снабжение «голубым топливом». Одновременно на территории региона были закрыты десятки небольших котельных, которые ранее отапливались мазутом, а все потребители тепла, ранее поступавшего от этих объектов, оказались подключенными к крупным централизованным источникам. Такое решение, кроме перевода всей системы отопления нашей области с тяжелых нефтепродуктов на более дешевое газовое сырье, за счет снижения загрязненности выбросов помогло заметно улучшить экологическую обстановку во многих городах и поселках.

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».



Украина была первой из республик СССР, которая добывала газ . В Дашаве (Львовская область) газ начали добывать еще в 20-х годах прошлого века. Этот год принято считать годом основания газовой промышленности Украины.

18 апреля 1921 года в Дашаве была запущена первая газовая скважина. В 1922 году построен газопровод Дашава—Стрый протяжённостью 14 км. В 1929 году прокладывается газопровод длиной 68 км до Львова.

Затем, во время Второй Мировой войны, немцы начали строить газопровод от Дашавы через Польшу на Берлин, но войну они проиграли, и после войны тот газопровод был демонтирован, и проложен газопровод Дашава—Киев (1946—1948 — на то время самый мощный газопровод в Европе). На то время «Дашава-Киев» был самым мощным газопроводом в Европе, его пропускная способность составляла около 2 млрд.куб.м. в год.

1948 природный газ из этой трубы получил и Тернополь.

Также было создано Управление по эксплуатации газопровода «Дашава-Киев», которое имело в своем составе 5 районных управлений в городах Тернополь, Красилов, Бердичев, Киев и в с. Гнездычев. Строительство трубы началось в 1946 году и уже через два года она была готова к транспортировке природного газа. После ввода в эксплуатацию этого уникального магистрального газопровода началась широкая газификация послевоенных городов Украины. Даже несмотря на дефицит мощной техники и квалифицированных кадров.

В 1951 году «Дашава-Киев» был продлён до Москвы (Дашава—Москва).

Еще позже через Минск были проложены газопровод в Ленинград. По сути,Дашава была одним из крупнейших газовых месторождений в Советском Союзе . В 1950-х — 1970-х годах были построены газопроводы Дашава—Минск—Вильнюс—Рига и другие. Затем было открыто мощное месторождение Шебелинка (Харьковская обл.). В 1967 году после введения в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина-Ужгород-Западная граница» (газопровод «Братство») началась подача украинского газа в страны Центральной и Западной Европы. В 1973 году украинская добыча газа достигла максимума в 68 миллиардов кубометров. В 70-80 годы началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», Уренгой-Ужгород, «Прогрес» и ряда других.

После этого началось падение добычи, и сегодня Украина добывает 20-21 миллиарда кубометров газа.

Былонесколько государственных программ, еще советских, которые предусматривали увеличение добычи газа до 34 миллиардов до 2010 года . Затем объемы были подкорректированы до 28 миллиардов кубометров в год. Но и эти цели не были достигнуты, потому что финансирование геологоразведочных работ, финансирование освоения новых месторождений, капитальный ремонт существующих скважин — все это было, фактически, остановлено. В Западной Сибири были открыты огромные залежи нефти и газа. А в независимой Украине был взят курс на импорт газа. И поначалу Украина потребляла даже 120 миллиардов кубов, потом 76, потом еще меньше, где-то до 50, но все было огромным расточительством.

Потому что по подсчетам экспертов, Украине было бы достаточно добывать и потреблять 40, а то и меньше кубов. В действительности же Украина на единицу валовой продукции потребляет газа в 4 раза больше, чем европейские страны. Если поляки для коммунальных нужд потребляют 4 миллиарда кубов газа, то Украина — 32. Если учесть эти показатели на количество населения, и если бы украинцы потребляли так, как поляки, то их нужно было бы шесть миллиардов кубов.

Сегодня Украина не добывает в достаточном количестве газ не только потому, что месторождения были частично исчерпаны, но и потому, что в разработку новых месторождений ничего не вкладывается. Кроме того, и самих новых месторождений, кроме Черного моря, фактически, не открывалось. Нет средств — и все. Но даже и задача такая не ставилась - вводить в эксплуатацию новые месторождения. Новые Черноморские месторождения также были "провалены" — от потребности, определенной даже в государственных программах, финансировалось только 10%.