Вы смотрите, но вы не замечаете? Развивайте наблюдательность! Развитие наблюдательности и зрительной памяти Как развить в себе наблюдательность.

Развитие наблюдательности и зрительной памяти

Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет способности человека, дает очень ясные образы, ясные впечатления и ощущения.

Известные ученые, писатели, люди с высоким интеллектом отличаются развитым вниманием. Их жизнь полна различными сильными впечатлениями и образами. Человек с неразвитым вниманием получает гораздо меньше впечатлений, меньше информации и все время испытывает ее недостаток.

В первую очередь надо развивать зрительную память и внимание, так как человек в основном воспринимает мир через органы зрения.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие слуховой памяти Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для тренировки внимания и наблюдательности Упражнение 1. Запомните детали облика Это упражнение можно выполнять всякий раз, когда вам приходится с кем-то общаться – лучше с незнакомым человеком. Можно и просто поставить себе задачу некоторое время

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги автора

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,

Из книги автора

Виды памяти Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.В сенсорной памяти хранится то, что мы воспринимаем непосредственно органами чувств: видим, слышим, ощущаем, обоняем и пробуем на вкус после того,

Помните, как Шерлок Холмс удивлял своими способностями доктора Ватсона? На первый взгляд, его метод является проявлением сверхспособностей. На самом же деле, в его основе качество, которое может развить в себе каждый человек, – наблюдательность.

Важно видеть и осознанно воспринимать происходящее, но внимание к деталям прогрессирует только благодаря практике. Развитие наблюдательности у детей, по легенде, было одной из тайн искусства ниндзя. Его адепты берегли свои знания от посторонних, передавали только свои прямым наследникам и тренировали это качество всю жизнь.

Доказано, что существование наблюдательного человека гораздо ярче и насыщеннее впечатлениями, чем у тех, кто многое пропускает. Он лучше осваивает науки, быстрее овладевает практикой сопоставления и анализа.

Способы развития наблюдательности

Процесс наблюдений у большинства взрослых и детей различен. Первые могут концентрировать внимание на каких-то событиях и предметах усилием воли, вторые внимательны, только если им интересно.

Дело в том, что маленьким детям свойственно жить здесь и сейчас, их мир наполняется впечатлениями каждый день, и им не настолько важны детали, как опыт. Первые упражнения для развития наблюдательности должны быть предложены взрослыми.

  • Гуляя с ребенком, привлекайте его внимание к особенностям времени года: какого цвета листья на деревьях, какие цветы на клумбах, какое небо, как ведут себя птицы и животные и т.д. Можно наблюдать и за облаками, стараясь найти как можно больше ассоциаций с предметами и фигурами
  • Приходя в зоопарк, остановитесь возле клетки со зверюшками, особенно расположенными к общению с людьми. Купите у служителей порцию корма, дайте ребенку возможность покормить животное, попутно объясняя его реакции: «Видишь, как ему понравилось? Это он еще просит», «Сердится, потому что у нас корм закончился», «Все, зверек устал, ему нужно отдохнуть. Видишь, он уходит?»
  • Очень важно уделять время рассматриванию иллюстраций и . При просмотре картинок обращайте внимание ребенка на детали: «Посмотри на яблочко. Почему оно выглядит, как настоящее? Художник применил не один, а три цвета, чтобы передать, какое оно сочное. Какие это цвета?» Когда в другой раз вы вместе захотите нарисовать яблоко, попросите ребенка вспомнить, какие цвета использовал художник и попробуйте воспроизвести увиденный эффект
  • Есть специальные упражнения на развитие наблюдательности. Как правило, они веселые и остроумные. Например, на картинке нарисованы лесные заросли, а в них прячутся животные и птички. Надо найти всех. Задания на сопоставление между собой картинок, различающихся незначительными деталями, которые надо заметить. Такие игры можно проводить в дороге: и полезно, и время летит незаметно
  • Для детишек постарше полезной будет игра в ассоциации (ее еще называют «Китайская рулетка»). Она хороша для больших компаний, когда собираются не только дети, но и взрослые.

Выбирается ведущий, который выходит из помещения, и в его отсутствие все выбирают одного из игроков в качестве «секретной персоны». Когда водящий приходит, ему разрешается только задавать вопросы присутствующим на выявление ассоциаций:

– Если бы этот человек был блюдом, то каким?

– Если бы он был животным…

– Если бы он был мелодией…

При хорошо развитой наблюдательности ведущий заметит, на каких именно ассоциациях основывались игроки, и угадает, кто за ними скрывается, а тот, кого загадали, узнает о себе много интересного. Кстати, он и сам активно принимает участие в обсуждении, высказывая собственные мысли на свой счет.

Таким образом, может стать для ребенка увлекательным и очень полезным занятием, благодаря которому его мир станет насыщеннее и ярче.

Если вы хотите развить собственную наблюдательность и научиться видеть вещи, которых часто не замечают остальные, то вам помогут 7 этих упражнений.

Упражнение № 1

Самое простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности - это способность замечать обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обычнуюю вещь (мобильный телефон, книжку, ручку,…), положите или поставьте её перед собой. В ходе некоторого периода, спокойно, однако внимательно смотря на нее, постарайтесь запечатлеть её в собственной памяти. Уже после закройте глаза и мысленно, во всех деталях воспроизведите образ. Потом откройте глаза и сконцентрируйте внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте описание. Не переставайте до тех пор, пока вам в точности не удастся сформировать точный умственный образ в мельчайших деталях.

Упражнение № 2

Уже после этого как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, попробуйте вспомнить предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, набросайте его. Первоначально можно зарисовывать что-нибудь попроще, только не смотрите на объект, вспоминайте мысленный облик.

После того как вы нарисовали предмет посмотрите на него. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же, как и в первом упражнении: уберите предмет и дорисуйте то, чего не хватало.

Упражнение № 3

Весьма значимый метод развития наблюдательности является способность проанализировать детали предмета. Не пытайтесь с первого раза понять и запомнить весь предмет (объект) полностью. Это на первых стадиях формирования наблюдательности проделать трудно. Замечайте и запечатлевайте отдельные детали объекта и уже после переключаетесь к следующим.

Попробуйте вспомнить и в уме представить лицо какого-нибудь вашего знакомого. Вы удивитесь тому, насколько не точно вы его помните. Всё это лишь из-за того, что вы никогда хорошо к нему и не присматривались. Думаю, о менее близких людях говорить и не стоит. Главная ошибка людей,пытающихся запомнить лицо своего опонента в том, что они не обращают внимание на мелочи, детали, а пытаются зафиксировать в памяти целую картинку.

Начните со своих знакомых, всматривайтесь в их лицо, запоминайте цвет глаз, форму носа, подбородка, разрез глац, цвет волос. Уже позже пытайтесь запоминать лицы вовсе незнакомых людей. Вскоре вы увидите, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Такое упражнение можно применять ко всему. Воссоздайте у себя в памятикакое-нибудь здание, которое Вы встречаете каждый день по пути домой/в офис. Несомненно многие не смогут чётко его описать, лишь смогут составить о его внешнем виде нечёткое понятие – форма, цвет, количество этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон на каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.

Упражнение № 4

Данное упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на столик 7 - 10 объектов и пускай он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их прикрывает, и в течении 10 сек. постарайтесь отчетливо запомнить данные объекты. Прикрыв, попытайтесь как можно точнее изложить их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе предметов может увеличиваться.

Невероятно, какой наблюдательности добиваются с помощью подобных игр определенные лица. Сформированные аналогичным способом способности обострят вашу внимательность вплоть до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не увидят другие, и этим самым обретете большую помощь в делах. Данное упражнение зачастую в своей практике применяют индийские йоги.

Упражнение № 5

Большинство людей схватывают всё налету из этой статьи. Часто такую способность имеют занятые люди, которые бегло читают различные газеты или журналы. Журналисты также быстро понимают этот текст. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Однако всё зависит от практики. Попробуйте читать несколько слов одним взглядом, бегло проходиться по строкам и абзацам, пытаясь запомнить как можно больше. Чтобы развить наблюдательность нужно следовать примеру спортсменов, а именно начинать с малого, так, наращивая или улучшая мышечную систему, спортсмены начинают с маленьких отдельных мышц, а уже потом тренируют целые группы мышц.

Упражнение № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, бегло осмотрите её. Попробуйте сделать «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Обратите внимание на цвет стен, обои, картины.

Выйдите из комнаты и попытайтесь вспомнить о ней как можно больше. Вскоре Вы заметите, что запоминать подобные вещи становится намного проще.

Упражнение № 7

Вечером, перед сном анализируйте все Ваши действия на протяжении дня, и постарайтесь вспомнить предметы, события, лица людей, которых Вы видели. Вы удивитесь, ничтожности того, что будете вспоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после ежедневной практики. Позже Ваше подсознание осознает, что замечать мельчайшие детали, вроде лиц и предметов, необходимо.

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при изучении окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышле­ния. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явле­ний, с другой - восприятие может переходить и в процесс создания худо­жественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Для реализации этой задачи учитель должен знать ведущие свойства восприятия: целост­ность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, изби­рательность. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: Объем - количество объектов, которое может воспринимать чело­век в течение одной фиксации или в единицу времени; Быстрота или скорость - это время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; Точность - соответствие возникшего образа особенностям воспри­нимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком; Полнота - степень такого соответствия; Надежность - возможная деятельность восприятия с требуемой точностью. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, вклю­чающая целую систему действий, которые позволяют: -обнаружить объект восприятия; -опознать его по признакам; -измерить; -оценить. Состав действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, с какой целью человек смотрит, слушает в данный момент. Условия, необходимые для успешной организации восприятия. Что будет в конечном итоге способствовать развитию наблюдательности: 1) Процесс восприятия первоначально носит развернутый характер. По мере развития восприятия количество этих признаков сокращается и происходит формирование оперативных единиц восприятия и организуется сравнение. 2) необходимо учить детей выделять у объектов признаки при нахождении этого объекта в любой ситуации. 3) необходимо учитывать при организации восприятия опираясь на жизненный опыт ребенка. 4) учитель должен уметь осуществлять выбор наглядных средств и их количество, которое он будет использовать. Взаимосвязь между восприятием и наблюдательностью. Наблюдение – организованное восприятие. В организацию восприятия входит: 1) постановка цели или учебной задачи перед детьми; 2) отбор средств наглядности; 3) составление плана или алгоритма для наблюдения. 4) организация фиксации наблюдений – должна быть организована по-разному, т. к. вместе с развитием наблюдения это дает возможность обучать детей учебным действиям. Способы фиксации: 1) зарисовки увиденного 2) дневники наблюдений, настенный календарь труда 3) систематические записи по наблюдениям. Наблюдательность – это важнейшая познавательная способность, необходимая для успешного учения.



В исследованиях Л. В. Зан-кова основное внимание было обращено непосредственно на анализирую­щую деятельность в процессе наблюдения, развитие полноты и много­гранности восприятия предметов и явлений. При исследовании наблюда­тельности авторы исходили из того, что к началу систематического обуче­ния у детей имеется определенная основа, на базе которой и осуществля­ется продвижение учащихся в данной познавательной способности (на­блюдательности). С тем, чтобы выявить исходные данные умения наблюдать, с перво­классниками был проведен констатирующий эксперимент. Методика эксперимента предусматривала задания, которые давали учащимся широкие возможности для наблюдений. Детям предлагалось рассмотреть два объекта: птицу крачку и растение землянику. Анализ всех полученных в эксперименте ответов позволил авторам методики выделить отдельные группы учащихся. К первой группе были отнесены учащиеся с низким уровнем деятель­ности наблюдения. Ответы их не отражают характерных особенностей рассматриваемых объектов. Ко второй группе были отнесены учащиеся, которые односторонне характеризуют объект, выделяя главным образом только цвет. Учащиеся третьей группы достаточно полно выделяли при­знаки объекта. Затем был организован обучающий эксперимент: после чего сравнили результаты экспериментальных и контрольных классов и сделали сле­дующие выводы: 1) одним из важнейших показателей развития наблюдательности яв­ляется полнота воспринимаемых ребенком свойств предмета и явления. У учащихся в процессе обучения проявляется тенденция к увеличению ко­личества подмечаемых свойств; 2) в экспериментальных классах у детей усиливается тонкость и точ­ность анализа - умение подметить малозаметные признаки и свойства; 3) наряду с тонкостью анализа учащиеся после обучения дают обоб­щенную характеристику объекта; 4) некоторые психологи, классифицируя стадии наблюдения, по ко­торым идет развитие ребенка, называют их стадиями осознания, осмысле­ния наблюдаемого в свете прежнего опыта. С. А. Рубенштейн характери­зует их как стадии интерпретации восприятия. Количество элементов ин­терпретации наблюдений у учащихся экспериментальных классов увели­чивается. Кроме того, у них появляется тенденция к объяснению воспри­нятого, к умозаключениям, основанным на наблюдениях. Происходит ка­чественное изменение в умении наблюдать. Например, наблюдая внешний вид птицы, они относят её к водоплавающим или хищным. Наблюдаемость учащихся развивается в школе под руководством учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому учени­ку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности при организации "изучения окру­жающего мира разнообразны: использование различных средств наглядно­сти, организация наблюдений к уроку и на уроке; организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы; организация наблюдений на экскурсиях и при камеральной обработке материалов. Рассмотрим некоторые из путей развития наблюдательности.

1. Развитию наблюдательности, формированию чувственного опыта способствует использование различных средств наблюдательности: слово «наглядность» означает доступность визуального наблюдения, то очевид­ное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Организация работы с наглядными средствами чаще всего осуществ­ляется учителем на уроках. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные, модели, муляжи, условные и графические изображения. При использовании на­глядности необходимо учитывать какую конкретную роль она выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и спо­соб его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. По­этому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллю­стративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразо­вания), объяснительную, операторную, то есть не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом. В высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организо­вать наблюдение, как утверждал С.Л. Рубинштейн, опирается на достаточ­но обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отно­шения наблюдателя к наблюдаемому.

2. Перед использованием наглядности на уроке учитель должен по­ставить перед учащимися цель наблюдения или учебную задачу, которая может быть в виде вопроса или проблемной ситуации. Например, учите­лем на доску вывешиваются изображения птиц (без подписей). Затем ор­ганизуется беседа следующего содержания:-Рассмотрите внимательно эти изображения птиц, каких из них вы узнали, назовите? (Правильные названия птиц помещает учитель рядом с изображением); -Почему вы не могли назвать всех птиц и допускали много ошибок при их узнавании? -Что надо уметь делать, чтобы узнать любые природные и не природ­ные объекты? (Выделять существенные признаки объекта, заполнить их и при встрече с ним по этим признакам узнать). ...... -Нужно ли этому учиться? -Почему этому надо учиться?

3. Чтобы наблюдение было более эффективным, необходимо не про­сто стимулировать учащихся к рассмотрению объекта, а организовать их деятельность. Это связано с тем, что наглядность, особенно предметная, в силу сво­ей красочности и новизны привлекает внимание учащихся. Но постепенно интерес к ним пропадает, и если учитель специально не организует учеб­ную деятельность учащихся по анализу наглядного материала, они пере­стают работать. Для организации этой деятельности необходимо научить учащихся рациональным приемам наблюдения, которые усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

Первая группа приемов – поисковые, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать.

Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну.

Третья группа приемов – собственно исследовательские. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Например, учащимся предлагается определить название растений, используя для этого атлас-определитель А. А. Плешакова «