Социальная сензитивность. Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности

В окружении каждого человека есть люди с тонкой душевной организацией: они очень впечатлительны, чутко реагируют на происходящее с людьми, животными, не выносят жесткого обращения, и сензитивность – качество, характерное для этих людей.

Что такое сензитивность?

Сензитивность это (от лат. sensus чувства) – высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем:

  • сильная тревожность и страх перед будущими событиями;
  • повышенная саморефлексия;
  • низкий болевой порог;
  • неадекватная самокритика и самобичевание в случае неудач;
  • робость;
  • заниженная ;
  • ощущение недостойности;
  • высокая требовательность к себе;
  • боязнь критики и неудач;
  • застревание на прошлых переживаниях;
  • низкий уровень притязаний;

Причины возникновения сензитивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • органическое поражение мозга;
  • невроз;
  • депрессия;
  • психические заболевания;
  • тревожные расстройства.

Сензитивность в психологии

Психология рассматривает сензитивность не только как определенную личностную особенность отдельно взятого человека, но и как возрастную. Сензитивный период это благоприятный этап в развитии ребенка для условий формирования в нем определенного поведения, свойств психики, навыков и умений. Мария Монтессори (итал. педагог), активно использовала возможности окружающей среды в развитии ребенка и в результате своей работы, отметила несколько возрастных сензитивных периодов:

  • 0 - 6 лет – развитие речи;
  • 0 – 5,5 лет – сенсорное восприятие;
  • 0 – 3 года - развитие восприятия к порядку;
  • 1 – 4 года – активно развиваются двигательные навыки, действия;
  • 1,5 – 7 лет – восприятие мелких предметов;
  • 4,5 – 5 лет – фонематическая чувствительность;
  • 6 – 8 лет - сензитивный период развития навыков письма.

Сензитивность - плюсы

Высокий уровень сензитивности доставляет человеку немало переживаний, но в чувствительности есть свои положительные аспекты, таким людям свойственны:

  • добросердечие и мягкость;
  • высокие моральные принципы;
  • этичность;
  • добросовестность;
  • умение чувствовать боль или подавленность других;
  • талант распознавать тонкие нюансы в деятельности.

Виды сензитивности

Сензитивный может быть особо чувствительным в определенной области восприятия. Д.Г. Смит (амер. клинический психолог) классифицировал основные виды сензитивности:

  1. Теоретическая сензитивность – хорошая ориентация человека в различных теоретических концепциях личности и умение применить знания в соответствующей области (предсказание чувств, мыслей, поступков других людей)
  2. Наблюдательская сензитивность – способность одномоментно наблюдать и оценивать внешность собеседника, его речь, запах, мимику, перемещения и позы. Сюда входит и самонаблюдение.
  3. Идеографическая сензитивность – видение в каждой личности своеобразных, присущих только ей признаков.
  4. Номотетическая сензитивность – при наблюдении за поведением представителя какой-либо социальной группы, сензитивный человек может применить полученное знание для прогнозирования поведения других членов этой группы.

Существует и другая классификация сензитивности:

  • эмоциональная;
  • социальная;
  • сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность

Понятие сензитивности в эмоциональном контексте означает гиперчувствительность индивида, выраженная в подверженности влиянию негативных событий прошлого. Толчком к развитию может служить неадекватное жестокое или равнодушное воспитание в детстве. Эмоционально сензитивный человек страдает от того, что прошлые события переживаются им вновь и вновь, усугубляя психофизиологическое состояние.

Социальная сензитивность

Сензитивность в общении мешает человеку эффективно строить отношения в социуме, карьеру, завязывать близкие знакомства. Сензитивный страх проявляется у людей склонных к тревожным расстройствам и паранойе, такие люди подвержены переживанию, что их мысли могут быть «прочитаны» другими людьми. Социальная сензитивность базируется на отрицательных чувствах человека по отношению к самому себе:

  • собственная ущербность («я недостаточно хорош/умен/способен);
  • неуверенность и недостойность.

Сензитивность темперамента

Свойства темперамента сензитивность и реактивность характерны больше для людей меланхолического , тогда как флегматики, холерики и сангвиники сензитивны в меньшей степени. Меланхолики склонны долго переживать, ранимы и склонны к самокопанию – эти особенности позволили психологам сопоставить сензитивность с меланхолическим темпераментом личности.

Упражнения для развития сензитивности

Сензитивность в разумном диапазоне необходимое качество успешного взаимодействия с людьми, понимания процессов происходящих с личностью. Тренинг сензитивности общее название групповых психологических тренингов личностного роста, направленных на развитие в человеке сензитивных способностей: эмпатии, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других. Техники и упражнения сенситивного тренинга:

  1. Упражнение на психологическую наблюдательность . В группе выбирается человек, который уходит за дверь, в это время участники процесса располагаются в комнате: кто-то садится на стулья, другие стоят. Тренер зовет вышедшего участника и просит запомнить в течение 1 минуты «картину» расположения остальных, затем снова просит выйти за дверь. Происходит смена половины членов группы в расположении. Снова заходит вышедший участник, и тренер просит его расположить всех так, как было в первый раз. В результате, оценивается насколько человек наблюдателен.
  2. Упражнение «Эмоции» на повышение восприятия партнера . Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых записаны разные эмоциональные реакции. Каждый участник по очереди выходит и становится спиной к остальным, его задача невербально изобразить эмоцию или состояние, записанные на его карточку. Цель остальных почувствовать что это: гнев, радость, печаль и т.д.
  3. Упражнение на развитие наблюдательной сензитивности . Участники садятся в круг и стараются почувствовать эмоциональное состояние соседа, находящегося по левую руку, получая при этом обратную связь, верно ли их предположение. Неверные интерпретации отмечаются тренером, как указывающие на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализировании поступков и эмоций других.

Сензитивность

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека , проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью , боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. ). С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сензитивность

   СЕНЗИТИВНОСТЬ (с. 538) (от лат. sensus - чувство) - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сещитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6-8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Наряду с описанной - возрастной - сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях - и невротические нарушения.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сензитивность" в других словарях:

    сензитивность - сущ., кол во синонимов: 2 психотип (15) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СЕНЗИТИВНОСТЬ Энциклопедия социологии

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

    Повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    сензитивность - , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

  • Сильная впечатлительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

Одной из психических сфер жизни человека являются его эмоции. Дети считаются , поскольку с годами люди начинают контролировать и управлять своими эмоциями. Сензитивность подразумевает повышенную чувствительность к различным внешним обстоятельствам у человека, который не научился контролировать свои эмоции и видит мир немного в искаженном свете. Таким образом выделяется возрастная сензитивность, которая говорит о том, что в каждом возрасте уровень эмоциональности отличается.

Если брать взрослых людей, то можно говорить о том, что более эмоциональными являются женщины, нежели мужчины. Это в первую очередь интернет-журнал сайт связывает с воздействием гормонов, которые ежемесячно вырабатываются женским организмом для возможного появления новой жизни. У мужчин тоже есть эмоции, которые часто возникают в стрессовых ситуациях, при виде красивых женщин, в момент достижения успеха или столкновения с неудачами.

Мужчины и женщины часто забывают об одной вещи, которая влияет на то, почему они иногда друг друга не понимают: они не похожи друг на друга. Женщины являются очень эмоциональными существами, а мужчины – рациональными. Вот почему женщины могут «сделать из мухи слона», а мужчины, наоборот, из любой проблемы делают ерундовую ситуацию.

Женщины смотрят на мир так же, как и мужчины. Но порой случается так, что женщину захлестывают эмоции. Мужчины могут вспомнить на собственном примере, как тяжело контролировать свои эмоции, когда они бушуют внутри. А эмоции у женщины могут появиться по любому поводу. Вот почему, когда что-то случается, женщина начинает развивать события, делать их более трагическими, захватывающими, что не соответствует реальности. Тяжело думать разумно, когда эмоции бушуют. Вот почему женщина часто нападает на мужчину, когда тот сделал что-то, с ее точки зрения, неприятное.

Мужчины более рациональные существа. Они умеют контролировать собственные эмоции, хоть и не всегда. Но в большей степени они трезво оценивают ситуацию, не добавляя в нее то, чего нет.

Мужчинам нужно дать женщинам всю необходимую информацию, чтобы им не захотелось «пилить» их мозг. Женщины делают «из мухи слона», потому что они в чем-то не уверены, чего-то не знают, не обладают информацией. Дайте им все, что нужно, чтобы не «раздувать проблему». Ведь, по сути, вы получаете по заслугам, когда женщины на вас начинают нападать с обвинениями. Вы не виноваты в том, в чем женщины вас обвиняют, но вы виноваты в том, что не рассказали им о том, что же на самом деле происходило. Ваша привычка замалчивать заставляет женщин заполнять пустующее место той информацией, которой им удобно ее заполнить. Вы, возможно, действительно ничего не сделали. Но вы и не дали женщине всей необходимой информации, чтобы она не додумывала ситуацию сама.

Женщины – эмоциональные существа. И под действием эмоций они могут придумать такое, чего не было на самом деле. Дайте женщинам все, что им нужно знать. И тогда даже эмоции не заставят их думать о вас плохое.

Однако такое поведение свойственно не только женщинам. Есть категории мужчин, которые тоже преувеличивают случившееся. Наибольшей эмоциональностью обладают подростки и маленькие дети.

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным. Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается ), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств. Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания. Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко. Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков. Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти. И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания. А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и . Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться. Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее. Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет. Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным. Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия. Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

Итог

Сензитивность является качеством, которое меняется с годами. Однако некоторые люди застревают на определенном этапе своего развития, когда их тело продолжает расти и стареть, а психика остается на прежнем уровне развития. Здесь человеку необходимо прилагать усилия, чтобы уровень чувствительности его менялся, а эмоции не находились на уровне реагирования 5-летнего ребенка.