Образ учителя в художественной литературе. Учитель в художественной литературе и в современной жизни Произведения о школе и учителях

Многие книги об учителях знакомы нам по фильмам. Сценарий Георгия Полонского к фильму «Доживём до понедельника» превратился в самостоятельную одноимённую повесть, «Уроки французского» Валентина Распутина из литературы успешно переместились на экран. Сложная драма Эльдара Рязанова о конфликте поколений и эпох «Дорогая Елена Сергеевна» снята по пьесе Людмилы Разумовской. О «Педагогической поэме» Антона Макаренко (по которой тоже был снят фильм) наслышаны многие, хотя не каждый готов взять на себя труд прочитать увесистый том педагогического опыта 1920-х. Режиссёры не зря любят книги про учителей: фигура учителя всегда драматична и позволяет затронуть множество очень важных вопросов.

В своей подборке мы решили обратить внимание на книги писателей с педагогическим стажем, которые мудро и увлекательно рассказывают читателям о нелёгком, полном поисков и открытий труде учителя.

Фрида Вигдорова. «Мой класс: записки учительницы»

Фрида Вигдорова - педагог, журналист, общественный деятель. В 1950-е - 1960-е годы она играла заметную роль в общественной жизни, о ней тепло отзывались такие известные личности, как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Александр Галич. Сотрудничая ещё с 1940-х с «Комсомольской правдой» и другими газетами, Фрида Вигдорова занималась помощью людям, которые писали о своих проблемах в редакцию. В 1964 году она присутствовала на суде по делу Иосифа Бродского и сделала там запись, которая потом распространилась в самиздате и благодаря которой мы и теперь можем посмотреть на происходившее беспристрастно. Но кроме общественной жизни, Фрида Вигдорова интересовалась педагогикой и транслировала через свои литературные произведения собственный взгляд на то, какой должна быть работа учителя.

Повесть «Мой класс: Записки учительницы» была издана в 1949 году и воплотила в себе живое, очень личное представление об «индивидуальном подходе», который в то время официально потребовало от педагогов Министерство просвещения. Это тот случай, когда литературное произведение стало буквально методическим пособием для целого поколения учителей.

Книга написана от лица вымышленного персонажа - молодой учительницы Марины Николаевны, которая терпеливо и методично ищет «ключик» к каждому ученику своего мальчишеского класса. История получалась настолько живой (ещё бы, ведь в её основу лёг собственный опыт Фриды Вигдоровой, которая два года преподавала русский язык и литературу, и многочисленные журналистские наблюдения), что многие читатели присылали в издательства письма с просьбой дать им адрес настоящей Марины Николаевны.

«Многие учителя и студенты признавались, что узнали из этой книги о методах и приёмах педагогической работы больше, чем из всех прочитанных учебников», - отмечает Мария Майофис, посвятившая книге Вигдоровой отдельную главу в монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы».

Вот, например, некоторые наблюдения «Марины Николаевны»:

Прежде мне казалось, что преподавать в начальной школе может каждый грамотный человек и уж мне, с моим высшим образованием, это, во всяком случае, будет нетрудно. А оказалось другое: хочешь учить по учебнику, слово в слово, - пожалуйста, тогда вполне хватит того, что ты знаешь. Но если отвечать на все «почему» и вызывать новые «почему», тогда надо неутомимо читать, искать, смотреть во все глаза, и с каждым разом станешь убеждаться: мало ты знаешь! И ещё я замечала: чем больше узнаю сама, тем больше хочется знать ребятам.

Я увидела, что понимание и навык не одно и то же. Можно понимать, знать, а рука тем временем всё-таки пишет своё, привычное. Я стала приглядываться к ошибкам каждого. Теперь я знала, что у Выручки неладно с безударными гласными, у Лабутина - с падежными окончаниями, а Глазков просто рассеян и невнимателен - отсюда «курзинка» и «малчик». Поняв, у кого какое уязвимое место, я почувствовала себя увереннее, как врач, который сначала вздумал лечить своих пациентов одинаково от всех болезней, а потом разобрался, что глаз, ухо, печень, сердце и лёгкие – совсем разные вещи!

Сомнения и успехи молодой учительницы Марины Николаевны выдерживают испытания временем: разве сейчас идеи «гуманистической педагогики» менее актуальны, и разве сейчас каждый учитель не открывает для себя методом проб и ошибок, что значит «индивидуальный подход»?

Есть у этой книги ещё одна особенность: не так много произведений, созданных ещё до «Оттепели», честно и тонко показывают послевоенную школу, рассказывая о поколении детей, переживших военную травму.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»

Японский писатель Кэндзиро Хайтани сам получил хорошее образование благодаря большой настойчивости: он посещал вечернюю школу в послевоенной Японии, работая сварщиком, а затем смог поступить в университет Осако Киоки, который успешно окончил в 1956 году. После выпуска Хайтани устроился учителем начальных классов в Кобэ, крупном портовом и промышленном городе. Учителем он проработал 17 лет.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

«Получается, - думала про себя Котани-сэнсей, - что, как это ни странно, люди про мух толком ничего и не знают. И специалистов в этой области почти что нет…»

Сама она до этого знала про мух только то, что они питаются микробами. По крайней мере, она всегда так думала. Но выходило, что это не совсем так, и даже совсем не так. Как правило, в школе детям объясняли, что мухи - разносчики заразы, потому что они едят микробов.

Но теперь Котани-сэнсей поняла, что это было неверное объяснение. В справочнике было написано, что мухи предпочитают подгнившую еду, в которой содержится много микробов и бактерий. Следовательно, детей надо учить тому, чтобы они не разводили грязь и как можно скорее выкидывали испорченные продукты, пока мухи не успели до них добраться.

«Если вдуматься, то бедные мухи - жертвы ложных обвинений», - подумала учительница. Котани-сэнсей заинтересовалась мухами после недавней семейной ссоры. В тот день, потрясённая жестокостью Тэцудзо и непониманием мужа, она чувствовала себя ужасно одинокой. Подавленная и отчаявшаяся, она коротала вечер с бутылкой виски. И когда на бутылку села муха, Котани-сэнсей вдруг почувствовала в ней родственную душу. Может, это было связано с количеством выпитого, а может, с тем, что Котани-сэнсей до слёз хотелось, чтобы кто-нибудь, всё равно кто, пожалел бы её, разделил её одиночество. Как бы то ни было, но муха показалась ей родной и близкой.

Чтобы «заглянуть в глаза» Тэцудзо, молодой учительнице придётся многое преодолеть, и брезгливость к мухам - не самое сложное.

В книге есть и проблемы детской жестокости, и взрослой чёрствости, и вопросы солидарности в обществе, и претензии к системе образования, которая с трудом принимает не таких, как все. «Взгляд кролика» написан языком детской книги - для взрослых.

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Роман писательницы Бел Кауфман, известный многим по одноимённой экранизации, стал культовым для американских учителей 1960-х. Ей тоже приходили письма благодарных читателей, в которых было восхищение и удивление тем, как точно в романе подмечены особенности учительской работы, словно действие списывалось с каждой американской школы.

Бел Кауфман, внучка знаменитого писателя на идише Шолом-Алейхема, знала о буднях педагога по своему опыту: она не одно десятилетие проработала учителем литературы в нью-йоркских школах. Роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» был издан ею в 1965 году, в возрасте 54 лет. Но описывается в нём история совсем молодой учительницы, отчасти автобиографичная, которая приходит преподавать в непривилегированную школу к самым обычным подросткам.

«Отношения учителя с учеником - это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью», - говорится в книге. Вот главная героиня, Сильвия Баррет, и балансирует на этом канате всю книгу. И не только между дружелюбием и фамильярностью. Оказывается, что работа в школе в принципе - это сплошное хождение по канату, балансирование между личным участием в своих учениках и требованиями системы массового образования.

Имитируя нечто среднее между дневниковыми записями и корзиной черновиков, текст Кауфман создаёт объёмную картину того, что происходит в школе и за её пределами.

ОТ: Б. Шехтер.
КОМУ. С. Баррет.

Дорогая Сил! Давайте кутнём - пообедаем в ресторане. Забудьте на полчаса своих «особо отстающих» и стряхните с себя меловую пыль. Мне надоел кофе, пахнущий бумажным стаканчиком. Я тут дежурю, как Цербер у врат Ада. Охраняя кого? И от кого? Я бы с удовольствием сменяла дежурство по вестибюлю на Ваше коридорное патрулирование. Скажите «ДА» херувиму, который принесет Вам эту записку, и поедим сегодня как дамы.

Даниэль Пеннак «Школьные страдания»

Судя по многочисленным отзывам в Сети, книга французского писателя Даниэля Пеннака стала «бальзамом на душу» всем родителям школьников, с трудом вписывающихся в школьную систему и хватающих постоянные «двойки».

Сам Пеннак был в школе двоечником, а потом стал известным писателем. И учителем. Об этом своём опыте он и рассказывает в «Школьных страданиях».

В отличие от многих других учителей, Пеннак прекрасно помнит, что такое - вечно отставать в учёбе, слушать от взрослых упрёки, видеть их сомнения в твоей полноценности. Поэтому в своей работе с «трудными детьми» он оказывается очень продвинутым учителем, потому что точно знает, что безнадёжных двоечников в природе нет.

В начале книги Пеннак задаётся вопросом: почему он, ребёнок из благополучной семьи, был абсолютно бессилен в учёбе? Почему маленькие дети, которые ещё ничему плохому не научились, становятся изгоями сначала в школе, а потом и в обществе в целом?

Тем, кто связывает появление банд единственно с проблемой окраин, я говорю: вы правы, да, безработица, да, скопление асоциальных элементов, да, этнические группировки, да, территориальная зависимость, да, неблагополучные семьи, да, теневая экономика и незаконный бизнес, да, да, да… Но не будем недооценивать единственного фактора, на который мы можем повлиять лично и который уходит корнями во тьму педагогических веков: стыд ученика, который не понимает того, что все вокруг понимают, и его одиночество в этом мире понимающих.

Трепетные истории под обложкой «Школьных страданий» рассказывают не только о детях. Взрослые - тоже в какой-то степени жертвы обстоятельств, не понимающие собственных детей, и им тоже способен помочь учитель.

Итак, мать. Сидит одна, поужинав наспех, не вымыв посуду, положив перед собой табель с отметками своего сыночка, который заперся на два оборота у себя в комнате с видеоигрой или уже умотал на улицу шляться с приятелями, невзирая на робкий мамин запрет… Она одна, сидит, взявшись за телефонную трубку, не решаясь позвонить…

В энный раз рассказывать о том, что происходит с сыном, излагать всю историю его провалов, боже, как она устала… А дальше будет еще хуже: снова искать школу, которая его примет… брать отгул в конторе, в магазине… ходить по начальству… прорываться сквозь заслон секретарш… заполнять бумаги… ждать ответа… собеседования… с сыном, без сына… тесты… ожидание результатов… документы… сомнения… какая школа лучше - эта или та? (Потому что вопрос преимущества той или иной школы - это первый и последний вопрос: лучшая школа для лучших учеников и лучшая для потерпевших крушение, в этом всё…)

Наконец она звонит. Она извиняется за беспокойство, она знает, что к вам все обращаются с просьбами, но она действительно просто не знает, что делать с сыном…

Книга Даниэля Пеннака граничит между художественной литературой и проповедью, в которой удивительным образом находится место здоровому житейскому юмору. А так как Пеннак был учителем литературы и разработал свою систему повышения грамотности, вы можете почерпнуть из книги пару очень практичных методических советов.

Алексей Иванов «Географ глобус пропил»

Писатель Алексей Иванов был учителем недолго и почти случайно, в 1990-е годы сменив целую череду рабочих мест в городе Пермь. Всё-таки своим призванием он чувствовал писательство, а не педагогику. Но этот мимолётный учительский опыт стал импульсом для появления романа «Географ глобус пропил». Благодаря экранизации, роман стал широко известен пару лет назад, хотя написан был ещё в 1995 году. Поэтому в нём - реальности школы «переходного периода», и главный герой Виктор Служкин становится учителем географии тоже случайно, как будто всё равно, куда идти: в школу ли, на завод или в литературу.

Случай для книги об учителе удивительный: обычно герои не сомневаются в своём учительском призвании и искренне пытаются решить педагогические проблемы. Виктор Служкин не такой: он точно знает, что не на своём месте, ученики одерживают над ним моральные победы одна за одной, а он даже не уверен, что какие-либо проблемы нужно решать. Формальные отношения стираются, и в школе, оказывается, сталкиваются и вынуждены как-то взаимодействовать не «учителя» и «ученики», а личности с разным жизненным опытом, пониманием правды и силой духа. Поэтому кто кому преподаёт урок в школьном походе по уральским лесам и рекам - «отцы» (как называет своих подопечных Служкин) географу или наоборот - большой вопрос.

Я вижу, как мокрый, блестящий катамаранчик боком плывёт по ещё пенному, но уже усмирившемуся быстротоку. Вёсла больше не летают молниями, а тихо топорщатся над водой. Семь человечков в красных спасжилетах смотрят назад, на грозные ступени Долгана, через которые они только что кубарем перекатились.
Отцы всё сделали не так, как я учил. Все сделали неправильно. Но главное -они прошли.
И лёд в моей душе тает. И мне становится больно от того, что там, в Долгане, меня вместе с отцами не было. Так болят руки, которые ты на стуже отморозил, а потом отогрел, оживил в тепле. Мне больно. Но я обреченно рад этой боли. Это - боль жизни.

С какой стати мы, взрослые, сами неприкаянные и неуверенные в собственных словах, выстраиваем детям правила поведения? Может, они способны справиться с горной рекой и без нас?

Мы не пытались объять необъятное, а именно - вспомнить абсолютно все книги об учителях, которые полезно и приятно прочитать. Надеемся, что в комментариях вы дополните список своими любимыми призведениями!

ТЕМА: Образ учителя в произведениях русской литературы.

Проблема взаимодействия педагога и общества.

Актуальность исследования продиктована временем. Меняются эпохи, требования к образованию и учителю, но во все времена учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. Литературный образ Учителя – этому подтверждение. Выбранная для исследования тема актуальна, поскольку большая часть жизни каждого из нас связана с учителями: сначала мы в течение 11 лет обучаемся в школе, затем, спустя какое-то время, ведём в школу своих детей, доверяя зачастую своим же педагогам их воспитание.

Объектом исследования являются произведения русской литературы.

Предмет исследования : образ учителя, его личностные качества.

Цель исследовательской работы : проследить динамику личностного развития учителя в русской литературе, а также отношения к нему общества.

Задачи:

    Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

    Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

    Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.

    Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

    Провести анкетирование «Образ Учителя» среди учащихся, сделать диаграмму. [Приложение 1,2,3]

    Сопоставить результаты анкетирования и анализа художественных произведений.

    Создать презентацию.

    Обобщить работу.

    Подвести итоги работы.

Гипотиза:

Любое изменение в обществе, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.

Методы:

    Анализ специальной литературы;

    Классификация материала;

    Опрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звёзд,

Но слово тёплое «Учитель»

Всегда растрогает до слёз,

Всегда заставит вспомнить что-то,

Родное, близкое тебе.

В 20-м веке и в 200-м –

Учитель вечен на Земле!

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь формируются истоки характеров, идеалов, убеждений. Учитель - это помощник, наставник и просто друг. Это человек, на которого следует равняться, которому следует подражать. Учитель – самая благородная профессия. Его работа - это, прежде всего, любовь к детям, открытость, искренность и доброта. Эта профессия требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости и любви к детям. Особенность ее в том, что к ней причастен каждый, поэтому и слово «учитель» вызывает в каждом какой-то особый трепет, напоминает нам о чем-то очень добром, теплом и родном. Учителя - это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, он оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир ребенка, поэтому здесь необходим индивидуальный подход к каждому.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Преподаватель-самозванец живет и в доме отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринёва, героя романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Вот как о нем вспоминает главный герой указанного произведения Петр Гринев: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но так как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.»

Все приведенные выше примеры из текстов произведений русских писателей ещё раз доказывают несостоятельность многих учителей в России XVIII столетия, а также пренебрежительное отношение к фундаментальному образованию со стороны родителей, которые больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась. Личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе. Любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками. Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении анализируемых произведений.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

    Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.

    Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00066401184864264942/

[ 2 ]

[ 3 ]

Публикации раздела Литература

7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня

К оллеги из интернет-издания в области образования Newtonew собрали для нас из русской литературы 7 отрывков о школе, актуальных и сегодня.

Горькая доля репетиторов в исполнении Фонвизина, профессиональное выгорание педагога по версии Толстого, груз бумажной работы, подмеченный Чеховым.

Литературные произведения - то самое зеркало, на которое пенять нельзя. Образы и декорации, мастерски отрисованные талантливыми современниками, многое расскажут внимательному читателю о людях, их взаимоотношениях, особенностях эпохи и ценностях, проверенных временем.

Мы выбрали несколько образов, связанных с учительской практикой, из произведений тех писателей, кого проходят в школе и благополучно забывают после ее окончания. Эти отрывки, может статься, не только воскресят неоднозначные воспоминания из собственного школьного детства, но и пробудят интерес к классике русской литературы.

Бестолковая наука в «Недоросле»

Денис Фонвизин. «Недоросль» (1782)

Злободневная комедия о провинциальном дворянстве. Цыфиркин - один из учителей лентяя Митрофанушки, отставной сержант. Отличная иллюстрация особенностей времени: учителей во многих купеческих семьях нанимали для галочки - чтобы обучить подрастающих юношей обязательной грамоте, получить «венечную грамоту», отдать на службу и женить.

Похоже на позднесоветское и постсоветское «Учись, балбес, а то в институт не поступишь, в дворники пойдешь»?

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая) . Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Авторитарность учителя в «Отрочестве»

Ссыльный учитель из «Записок мертвого дома»

Как бы чего не вышло из «Человека в футляре»

Директорская честь в «Кадетском монастыре»

Николай Лесков . «Кадетский монастырь» (1880)

Окончившие школу помнят Лескова разве что по повести о подкованной блохе. А ведь Николай Семенович - личность в русской литературе не менее резонансная, чем Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин . Бывший канцелярский служащий, а затем работник промышленной и сельскохозяйственной компании, Лесков стал знатоком российской казенщины, коррупции и повседневной жизни, а живость ума и наблюдательность позволили заняться ему литературной и журналистской деятельностью. Этот рассказ действительно представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета. Знакомимся с положительным персонажем - Михаилом Степановичем Перским, директором кадетского корпуса.

«Он был с нами в корпусе безотлучно. Никто не помнил такого случая, чтобы Перский оставил здание, и один раз, когда его увидали с сопровождавшим его вестовым на тротуаре, - весь корпус пришел в движение, и от одного кадета другому передавалось невероятное известие: «Михаил Степанович прошел по улице!»

Ему, впрочем, и некогда было разгуливать: будучи в одно и то же время директором и инспектором, он по этой последней обязанности четыре раза в день непременно обходил все классы. У нас было четыре перемены уроков, и Перский непременно побывал на каждом уроке. Придет, посидит или постоит, послушает и идет в другой класс. Решительно ни один урок без него не обходился. Обход свой он делал в сопровождении вестового, такого же, как он, рослого унтер-офицера, музыканта Ананьева. Ананьев всюду его сопровождал и открывал перед ним двери.

Перский исключительно занимался по научной части и отстранил от себя фронтовую часть и наказания за дисциплину, которых терпеть не мог и не переносил. От него мы видели только одно наказание: кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя, и скажет своим чистым, отчетливым голосом:

Ду-ур-рной кадет!.. - И это служило горьким и памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил и не ел и всячески старался исправиться и тем «утешить Михаила Степановича».

Надо заметить, что Перский был холост, и у нас существовало такое убеждение, что он и не женится тоже для нас. Говорили, что он боится, обязавшись семейством, уменьшить свою о нас заботливость. И здесь же у места будет сказать, что это, кажется, совершенно справедливо. По крайней мере знавшие Михаила Степановича говорили, что на шуточные или нешуточные разговоры с ним о женитьбе он отвечал:

Мне провидение вверило так много чужих детей, что некогда думать о собственных, - и это в его правдивых устах, конечно, была не фраза.

Вечер свой Перский проводил за инспекторскими работами, составляя и проверяя расписания и соображая успехи учеников с непройденными частями программы. Потом он много читал, находя в этом большую помощь в знании языков. Он основательно знал языки французский, немецкий, английский и постоянно упражнялся в них чтением. Затем он ложился немного попозже нас, для того чтобы завтра опять встать немного нас пораньше».

Школа, учителя, одноклассники… Это важная и незабываемая часть жизни каждого из нас. В День учителя мы, конечно, поздравляем и благодарим тех, кто учит наших детей, тех, кто когда-то учил нас, а также всех своих близких, выбравших эту замечательную профессию.

Про учителей и их труд написано немало и песен, снято много кинофильмов. А мы сегодня вспомним самые известные и просто любимые и добрые книги, посвященные школе и учителям.

Виктор Драгунский

Денискины рассказы: «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Тиха украинская ночь», «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», «Фантомас»

Эти веселые и вместе с тем достаточно глубокие истории от лица Дениса Кораблева, ставшего уже школьником, интересно читать даже первоклассникам. Но и их родители с удовольствием перечитывают «Денискины рассказы», снова то сочувствуя Дениске и его другу Мишке, то смеясь над их приключениями. Учителя здесь - персонажи вроде бы и не главные, но их участие в судьбе мальчишек, конечно, велико.


Николай Носов

Витя Малеев в школе и дома

Еще одна веселая, хотя вместе с тем и немного назидательная, книга для младших школьников. Автору знаменитого «Незнайки» удалось очень просто и понятно рассказать о многих ребячьих проблемах. О том, как важна настоящая дружба и взаимовыручка, о том, как организовать свое время и поверить в свои силы, как стать ответственнее и взрослее. И даже о том, как решить трудную задачку! Ну, а учительница - всегда рядом, готовая поддержать и направить своих четвероклассников.


Яков Аким

Учитель Так-так и его разноцветная школа

Менее известная, чем предыдущие, но замечательная сказка, поэтичная и загадочная, веселая и порой очень серьезная. Школа, построенная чудаковатым учителем прямо на лесной поляне из разноцветных кирпичей, необыкновенна. И понятно, что в ней проходят только необычайные уроки - о том, что мы постоянно видим и слышим, но не замечаем, с чем сталкиваемся, но не задумываемся… Здесь как бы ненароком приходится учиться говорить правду, приходить на помощь, просто дружить.


Фазиль Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла

Рассказы Фазиля Искандера, наверное, одни из самых смешных произведений для школьников. Хотя смех тут - с большой долей иронии, подводящий к вполне серьезным выводам.
Многим из нас, наверное, встречался в жизни такой же несгибаемый и невозмутимый учитель, как математик Харлампий Диогенович. И кто же, учась в школе, ни разу не попытался увильнуть от вызова к доске!


Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак

Время всегда хорошее

В отличие от большинства книг из нашего обзора, эта сказочная повесть написана совсем недавно, но уже заслужила высокие оценки читателей, как взрослых, так и детей (точнее, подростков - книга именно для них).
На ее страницах встретились два школьных мира: меняются местами мальчик Витя из 1980 года и девочка Оля, живущая в 2018 году. Кроме понятных «технических» проблем,
у героев возникает и немало трудностей в общении, в построении отношений. Оказывается, всего за несколько десятилетий и нормы общения, и школьные уроки, и даже понятие дружбы весьма изменились! Но подростки остались подростками, а учителя учителями…


Владимир Железников

Жизнь и приключения чудака

Две повести, объединенные в одну книгу, предназначены для ребят постарше. Главный герой - ученик шестого (в повести «Тетрадь с фотографиями»), а затем седьмого класса («Женитьба дяди Шуры»).
У нескладного, слабохарактерного, но доброго Бори всё идет наперекосяк. Постепенно, совсем не просто и не гладко, через проживание трудных ситуаций, идет взросление. Приходит и первая любовь, и настоящая ответственность. Наверное, многим взрослым, читающим эту книгу, вспомнятся свои школьные годы, а подростки почувствуют, что это - чуть-чуть и про них.


Юрий Нагибин

Зимний дуб

Небольшой рассказ о молодой учительнице и «неуспевающем» ученике. Как оказалось, этот вечно опаздывающий и отстающий в учебе мальчишка умеет видеть и знает много такого, о чем и не догадываются окружающие. И мы верим, читая рассказ, что для учительницы только начинается путь к настоящему мастерству, к пониманию каждого ребенка.


Виктор Астафьев

Фотография, на которой меня нет

Рассказ, входящий в повесть «Последний поклон» - это, по сути, эпизод из детства самого автора. За внешней сюжетной линией о редчайшем случае в жизни глухой деревни - приезде фотографа для того, чтобы сделать снимок класса - читатель заметит многое. Как всегда у Астафьева, выразительные персонажи и сцены очень ненавязчиво рассказывают и о настоящей дружбе, и о любви родных. И еще - о неравнодушном и понимающем учителе.


Григорий Белых, Леонид Пантелеев

Республика Шкид

Этой, во многом автобиографической, повести, написанной двумя совсем юными выпускниками школы для беспризорных подростков, исполнилось уже 90 лет. Но, хотя те бурные времена ушли в прошлое, приключения мальчишек с непростыми судьбами, а главное, талантливо написанная галерея очень разных педагогов и сейчас захватывают читателя.
Как найти подход к изломанным молодым душам, не знает ни один учитель. Во многом школа держится на личности своего директора, Виктора Николаевича (ВикНикСора).


Антон Макаренко

Педагогическая поэма

Совсем серьезная книга для достаточно взрослых читателей. Это - тоже автобиографическая повесть, теперь от лица педагога, о перевоспитании беспризорников и малолетних преступников. Но здесь и педагогическая система выстраивается достаточно четкая и строгая, и условия жизни в организованной Макаренко колонии весьма суровые и жесткие. И так же, как в «Республике Шкид», успехи сменяются провалами, радости - трагедиями.


Валентин Распутин

Уроки французского

Очень нелегкая повесть о послевоенной деревенской школе. Главный герой Володя ради учебы в восьмилетке живет у чужих людей, голодает и вынужден добывать средства игрой в «чику». Но в центре книги - фигура молодой учительницы французского языка, «нездешнего», аристократического предмета. Она впервые в полной мере сталкивается с такой трудной жизнью, как у Володи, и старается помочь ему всеми средствами. Увы, дорогой ценой…
Книга о настоящем учителе, о взрослении, о нелегком выборе каждого из героев.


Юрий Бондарев

Простите нас!

В завершение нашего обзора - книга в первую очередь для тех, кто уже давно расстался со школой. Она о том, как может влиять на наши судьбы личность учителя. Ведь наши успехи, карьерные и иные - результат во многом труда тех, кто нас учил и воспитывал.
Герой повести Бондарева, Павел Сафонов, много лет не вспоминал о своей учительнице, как и его одноклассники; да и вспомнил-то случайно…
Повесть учит всех нас быть благодарными. Благодарными за непростой труд Учителя.

(387 слов) Учитель – это тот человек, который встречается на нашем пути в самом его начале. От его старания и таланта зависит наш интерес к учебе. Также благодаря его чуткости и внимательности, мы открываем в себе новые грани и возможности, можем поверить в себя. В литературе есть великое множество образов учителей, как плохих, так и хороших, но мне бы хотелось написать о положительных примерах для всех представителей данной профессии.

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает Лидия Михайловна и решает аккуратно помочь мальчику. Сначала учительница приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Женщина даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди.

В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений.

Еще один пример – герой повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим, Николай даже обижается на него, но вскоре понимает, что старик добр к нему, поэтому так сильно стремится вложить в него полезные знания и умения. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение.

Таким образом, все авторы подмечают, что учителю недостаточно быть специалистом в своей сфере, нужно по-настоящему любить свою работу и с нежностью подходить ко всем детям, ведь их будущее зависит от того, как и чему их научит педагог. Поэтому все изображенные преподаватели отличаются чуткостью, ответственностью и безграничной добротой, которую всегда чувствуют ученики.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!