Скрытый рынок труда в ссср. Политика эффективной занятости в ссср

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР 5
1.1. История рынка труда в советской России и СССР 5
1.2. Особенности «рынка труда» в СССР 10
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 19
3.1. Становление рынка труда в новой России 19
3.2. Особенности рынка труда в новой России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица практически неизбежное явление общественной жизни.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Многоукладная экономика любого государства предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, дальнейшее развитие лишь обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
На современном этапе развития рынка труда особое значение приобретают нестандартные формы занятости. «Нестандартная» занятость представляет собой форму трудоустройства с нестандартными условиями труда, работу в режиме неполного рабочего дня на основе срочного трудового договора на предприятии или организации. В нестандартной занятости выделяют такие подвиды занятости, как: частичная занятость, временная занятость, непостоянная занятость, неполная занятость, недозанятость, сверхзанятость, вторичная занятость, самозанятость, занятость в неформальном секторе, заемный труд (аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала), дистанционная или удаленная занятость.
Цель курсовой работы – выявление проблем становления и формирования рынка труда в СССР и России.
Исходя из цели, в данной работе поставлены следующие задачи:
- Определить особенности рынка труда;
- Изучить механизм функционирования рынка труда;
- Исследовать современное состояние рынка труда в СССР и России и определить проблемы его становления и формирования;
- Выявить пути совершенствования механизма функционирования рынка труда в СССР и России.
Объектом является рынок труда в СССР и России. Предмет исследования – механизм функционирования и особенности формирования рынка труда.
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских экономистов, таких как Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч., Агапова Т. А., Заславский И. К., Кязимов К. Г., Одегов Ю.Г. и др. При написании работы использованы законодательные акты РФ в области трудового законодательства, статистические данные по исследуемым вопросам по РФ.
При написании курсовой работы использовались следующие методы – изучение и анализ научной литературы и статистические методы обработки данных.
Курсовая работа состоит из введения, трёх основных частей, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР
1.1. История рынка труда в советской России и СССР

Институт рынка труда представляет собой одну из наиболее важных экономических основ, имеющих значение для социально-экономической жизни общества. Поэтому изучение его характеристик на различных этапах исторического развития позволяет наиболее полно представить, что происходило в экономической системе в разные временные периоды.
В 1915-16 гг. впервые в Российской империи была сделана попытка организовать распределение рабочей силы в стране: были организованы Всероссийское бюро труда, а также местные бюро труда, обслуживавшие преимущественно нужды беженцев. Затем к делу организации рынка труда приступили только в августе 1917 г., т.е. спустя шесть месяцев после февральской революции 1917: появился закон о биржах труда. Пока Россия находилась в состоянии войны, заметной безработицы не было. Наблюдалось, однако, обратное явление: оборонная промышленность и сельское хозяйство испытывали недостаток рабочих рук, проводилась экономическая политика “мобилизации труда промышленности”. Свободных рабочих на рынке труда не было, поэтому усиленно применялся труд военнопленных, солдат и иммигрантов (“инородцев”). Применение труда военнопленных происходило на всей территории России в течение периода времени с 1915 года (140 тыс.) по 1918 год включительно (95 тыс.). Максимальное число военнопленных в России было в 1917 г. и превышало 1,5 млн. человек. Этот бесплатный труд использовался на различных казённых предприятиях: горных заводах, портах, на лесои торфозаготовках, а также на фронтовых работах...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том что:
Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, то есть происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к дефициту труда.
Для снижения негативного воздействия на процессы формирования рынка труда и стабилизации его развития необходимо обеспечить перманентное повышение качества жизни и качества трудовой жизни.
Повышение качества жизни во многом зависит от развития таких сфер жизнедеятельности общества, как образование, здравоохранение, спорт, культура, наука и т. д. Это в свою очередь должно позитивно отразиться на качественном развитии воспроизводства населения и трудовых ресурсов. На национальном и региональном уровнях важным вопросом является создание благоприятного инвестиционного климата для малого и среднего бизнеса, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от обеспечения продвижения продукции товаропроизводителей в другие регионы страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Булгаков М.С. Из лучших произведений. М.: ИЗОФАКС, 1993. - 671 с.
2. Воронин В.П. Управление человеческим капиталом на основе процессного подхода в интересах инновационного развития [Текст] / В.П. Воронин, О.В. Осенева // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 11. – С. 45-47.
3. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 316 с.
4. Гимпельсон, В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. – С. 6
5. Гладарев, Б. Трудовые стратегии «советских специалистов» в конце 1990-х годов / Б. Гладарев // Вопросы экономики. - 2004. - № 12. – С. 144-151
6. Дашкова Е.С. Система вознаграждения персонала на основе комплексной оценки его деятельности: дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05 / Дашкова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. университет.]. – Воронеж, 2007. – 199 с.: ил. – РГБ ОД, 61: 07-8/5028.
7. Дашкова Е.С. Современные системы вознаграждения персонала: монография/ Е.С. Дашкова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 2010. – 112 с.
8. Демография России. URL: >9. Еремов, О. Трудовой кодекс: новые взгляды на старые нормы / О. Еремов // Социальная политика и социальное партнерство. - 2006. - № 7. – С. 3-7
10. Капелюшников, Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2004. - № 4. – С. 65-82
11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003. - 496 с.
12. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Из-во Моск. Унта, 2004. - 366 с.
13. Профсоюзы СССР. Документы и материалы в 4-х тт. 1905-1963 гг. – М.: Профиздат, 1963. – Т. 2: Профсоюзы в период построения социализма в СССР октябрь 1917-1937 гг. С. 100.
14. Разбор училищ // Ведомости. - 2002. - 13 марта.
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: >16. Ходоровский И. Рынок труда в России в 1918 г. // Вестник Народного комиссариата труда. М., 1919. – Выпуск 26. С. 4-6.
17. Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2001. - 672 с.

Список литературы:
  1. Аникст А. Организация распределения рабочей силы. М., 1920.
  2. Аникст А. М. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., 1933.
  3. Аникст А. М. Организация рабочей силы в 1920 г. М., 1920.
  4. Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и перспективы. Л., 1924.
  5. Барчук В. Колхозы должны дать промышленности рабочую силу // Коллективист. 1931. № 3.
  6. Бахутов А. Безработица и пути ее изжития. М. – Л., 1930.
  7. Богдановский А. Перспективы промышленной колонизации Северо-западного района // Проблемы промышленно-промысловой колонизации: труды ГНИИ землеустройства и переселения. М., 1930. Т. XI.
  8. Гиндин Я. Борьба с безработицей и наем рабочей силы. М., 1927.
  9. Государственный колонизационный научно-исследовательский институт. Его задачи, организация и деятельность // Труды ГКНИИ. М., 1924. Т. 1.
  10. Гуров П. Я. Как занять лишние рабочие руки в деревне. М. – Л., 1927.
  11. Евдокимов А. Об отходничестве из колхозов. М. – Л., 1931.
  12. Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (за период 1917-1924 гг.). М., 1924.
  13. Исаев А. Безработица и борьба с ней в 1922 г. // Вестник труда. 1923. № 3.
  14. История Московского инструментального завода / под ред. Б. Ратнера. М., 1934.
  15. Калинин А. Не самотек, а организованный набор // Коллективист. 1931. № 15-16.
  16. Карело-Мурманский край. 1932. № 1-2.
  17. Кливанский С. Отходничество в СССР в 1928-1931 гг. // Вестник труда. 1932. № 10.
  18. Коган Л. М. Старые и новые кадры пролетариата. М., 1934.
  19. Колокольцев С. Изменения в рабочей армии Петрограда // Статистика труда. 1919. № 1-4.
  20. Колхозы СССР в 1930 г. Итоги рапортов колхозов XVI съезду ВКП(б). М. – Л., 1931.
  21. Колышкин Н. Первое всероссийское совещание по переселенческому делу // Карело-Мурманский край. 1927. № 4.
  22. Красильников М. П. Пятилетка и рабочие кадры // Советская Азия. 1931. № 1-2.
  23. Куплетский Б. Экспедиционные работы на Кольском полуострове 1927 г. // Карело-Мурманский край. 1928. № 1.
  24. Ларин Ю. Сельскохозяйственный пролетариат СССР. М., 1927.
  25. Лебедев П. Рабочий быт на копях Кузбасса // Жизнь Сибири. 1924. № 3-4.
  26. Ленинский сборник ХХ. М., 1932.
  27. Лубны-Герцык Л. И. Земельный вопрос в связи с проблемой населенности. М., 1917.
  28. Лубны-Герцык Л. И. Материалы по вопросу об избыточном труде в сельском хозяйстве СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. III.
  29. Лубны-Герцык Л. И. О работах Комиссии ГКНИИ для исследования вопроса об избыточном труде СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. II.
  30. Маркус Б. И. Труд в советском обществе. М., 1939.
  31. Мартенс Л. К. Иммиграция русских рабочих из зарубежных стран и наша промышленность // Экономическая жизнь. 1921 г. 20 июля.
  32. Материалы по вопросу об избыточном труде в сельском хозяйстве СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. III.
  33. Минц Л. Е. Использование рабочей силы // Вестник труда. М., 1921. Сб. 1.
  34. Минц Л. Е. Отход крестьянского населения на заработки в СССР. М., 1924.
  35. О переселении: Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1930 г. // Социалистическое земледелие. 1930. № 5.
  36. Очерк работы Мурманской железной дороги в 1923-24 гг. / под ред. А. А. Арнольдова. Л., 1925.
  37. Пасс С. О вербовке рабочей силы в деревне. М. – Л., 1933.
  38. Положение о колонизации Карело-Мурманского края: Декрет СТО от 25 мая 1923 г. // Переселенческое дело: сб. декретов и распоряжений по переселению / под ред. М. А. Большакова. М., 1927.
  39. Проблемы промышленно-промысловой колонизации // Труды ГНИИ землеустройства и переселения. М., 1930. Т. XI.
  40. Самойлова К. Современная безработица и борьба с ней. Пг., 1918.
  41. Самуэль И. И. "Интергельпо" – чехословацкий промысловый кооператив в Киргизии. М. – Л., 1935.
  42. Сахаров А. М. Перспективный пятилетний план переселения на земельные фонды общесоюзного значения // Вестник землеустройства и переселения. М., 1928. Кн. 5.
  43. Селезнев С. А. Итоги и перспективы развития районов Крайнего Севера // Хозяйство Севера. 1924. № 8.
  44. Симхович М. АМО в 1921-1924 гг. (IV часть истории Автозавода имени Сталина). М., 1933.
  45. Собрание узаконений. 1922. № 79. Ст. 997.
  46. Совинский М. Горные богатства Карелии // Карело-Мурманский край. 1927. № 3.
  47. Сонин М. Я. Вопросы переселения в третьей пятилетке // Проблемы экономики. 1940. № 3.
  48. Степанов Д. Увеличивает ли рационализация безработицу? М. – Л., 1929.
  49. Стоклицкий А. Как работает промышленная иммиграция // Экономическая жизнь. 1921. 20 октября.
  50. Струмилин С. Г. Два года диктатуры пролетариата в 1917-1919 гг.: сб. М., 1919.
  51. Третья сессия ЦИК Союза ССР 5-го созыва: стенографический отчет. М., 1931. Бюллетень № 20. С. 28-29.
  52. Федяев П. Об организованном наборе рабочей силы // Советское строительство. 1935. № 9.
  53. Фрейдман С. Организация отходничества в колхозах // Коллективист. 1930. № 22.
  54. Ходоровский И. Революция и рынок труда в России. М., 1920.
  55. Ходоровский И. Рынок труда в России в 1918 г. М., 1919.
  56. Цихон А. М. По-новому организовать труд // Вестник труда. 1931. № 8-9.
  57. Чиркин Г. Ф. Колонизационные задачи на русском Севере // Вопросы колонизации: периодический сборник. 1917. № 20.
  58. Чиркин Г. Ф. Хибинская проблема и Мурманская железная дорога // Карело-Мурманский край. 1930. № 2.
  59. Шахматов А. Безработица и борьба с ней. М., 1928.
  60. Шварцман Д. Как Советская власть и профсоюзы борются с безработицей. М. – Л., 1927.
  61. Шелепугин Ф. Чего не следует забывать при колонизации Карело-Мурманского края // Карело-Мурманский край. 1930. № 9-10.
  62. Шмидт В. В. Регулирование рынка труда сезонных рабочих в СССР. М., 1927.
  63. Эйнгорн И. Контрольные цифры Мурманского округа на 1931 г. // Карело-Мурманский край. 1931. № 1-2.
  64. Эйхфельд И. Минералогическая экспедиция // Карело-Мурманский край. 1929. № 2.

Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не всегда занимают равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Значительная политизация характерна, в частности, для европейских профсоюзов.

Профсоюзы в СССР и России

В дореволюционной России профсоюзное движение, подавляемое монархическим государством, не смогло достичь необходимой степени зрелости. Его реальное воздействие на трудовые отношения практически отсутствовало. Позднее, при советской власти, профсоюзы функционировали как часть партийно-государственного механизма. Они совершенно не вмешивались во многие вопросы, традиционно составлявшие ядро профсоюзной деятельности. Так, они даже не пытались добиваться повышения заработной платы, не проводили забастовки.

Будучи зависимыми от руководства страны, советские профсоюзы тем не менее играли важную роль в решении многочисленных социальных проблем. Без согласия профкома нельзя было уволить ни одного занятого. Через систему профсоюзов распределялись разнообразные льготные (продававшиеся не по полной стоимости) путевки в санатории, дома отдыха и т.п., проездные билеты, оказывалась материальная помощь нуждавшимся.

В настоящее время российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений и с государством, и с предприятиями. Им еще только предстоит занять самостоятельное место как в формирующейся рыночной системе в целом, так и на рынке труда. Крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - является прямым "наследником" советских профсоюзов и объединяет большинство занятых на государственных и приватизированных предприятиях. В деятельности ФНПР все еще велики элементы формализма и бюрократии, а способность реально отстаивать интересы трудящихся (например, добиться выплаты задолженности по зарплате на конкретной фирме) ограниченна. Что касается новых частных фирм, то там профсоюзные организации обычно вообще отсутствуют. Тем не менее современные российские профсоюзы (особенно на местном уровне) уже перестали быть послушными придатками государства. Организация ими забастовок и массовых акций протеста - первые признаки самостоятельной роли профсоюзного движения в экономике.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Модель стимулирования спроса на труд

Первая модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию).

Представим эту модель графически ( рис. 11.11).


Рис. 11.11.

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения в положение . В этом случае одновременно решаются две важнейшие задачи профсоюзов: увеличивается занятость (с до ) и возрастает ставка заработной платы (с до ). Очевидно, что рассмотренная модель является исключительно привлекательной, но на практике она трудно осуществима. Фактически профсоюзы в этом случае действуют в интересах и своих членов, и предпринимателей, так как улучшают качество ресурса труд. Такое возможно только в условиях социального мира и партнерства в обществе. Примером в данном отношении могут служить японские рабочие. В соответствии с установившимися в стране отношениями между трудом и капиталом они бесплатно и добровольно делают многое для процветания своих фирм. Например, организуют кружки качества, в которых после работы обсуждаются проблемы улучшения продукции.

Модель сокращения предложения труда

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

Графическое изображение данной модели приведено на рис. 11.12 .


Рис. 11.12.

Если профсоюз теми или иными способами добивается уменьшения предложения труда, то его кривая из положения смещается в положение . Следствием этого будет рост ставки заработной платы с до . Но одновременно занятость уменьшится с до .

. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже , грозя в противном случае забастовкой. Кривая предложения труда превращается в ломаную кривую (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработной платы с до сокращением числа занятых работников с до .

В третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращения занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.

10. Опишите рынок труда в советской экономике и современной России

Сложное становление российского рынка труда (как и рыночной системы в целом) обусловлено различными факторами и, прежде всего, противоречивым переплетением старого и нового. Исходным пунктом его развития была советская система трудовых отношений.

Обычно к достоинствам советской системы трудовых отношений относят полную занятость и уверенность в завтрашнем дне, а к недостаткам - заниженную заработную плату, дефицит рабочей силы и слабую мотивацию труда.

Спрос и предложение труда в СССР

Полная занятость выражалась в отсутствии безработицы (напротив, имелся избыток вакансий), а уверенность в завтрашнем дне была связана с практически полной гарантией от увольнений, стабильностью выплаты зарплаты и ее постепенным ростом по мере, продвижения по службе.

Занижение заработной платы выражалась в существенно более низком уровни жизни трудящихся в СССР, чем в развитых странах. Особенно же резко она проявлялась в нищенских зарплатах высококвалифицированных специалистов, прежде всего инженеров. Постоянный дефицит рабочей силы дезорганизовывал работу предприятий, он же-вместе с уже упомянутым низким уровнем зарплаты - резко снижал мотивацию труда. Директор просто не мог себе позволить уволить бездельника или пьяницу и так работать некому, а работники не дорожили своим местом.

Графическое изображение системы найма трудящихся на предприятиях в СССР позволяет понять, что и положительные, и отрицательные черты были взаимосвязаны.

В СССР, как и во всякой ресурсоограниченной экономике, спрос многочисленных предприятий на рабочую силу превышал ее предложение, более того, был больше, чем все потенциальные трудовые ресурсы страны. Кривая спроса поэтому пересекала кривую предложения на ее неэластичном отрезке

Современные же российский рынок труда переживает существенные перемены. Первое, что бросается в глаза, - это общий рост дефицита кадров, связанный с ростом экономики и усилением конкуренции во многих областях. Это похоже на то, что мы наблюдали до кризиса 1998 года, однако внутренние механизмы этого процесса иные, и, соответственно, иная структура спроса на специалистов. Если до кризиса фокус был сосредоточен на продажах и финансовых операциях, то после кризиса безусловным лидером всех процессов на рынке труда становится производство.

Динамика развития событий на кадровом рынке в послекризисный период соответствовала естественной логике развития бизнеса. В 1999 году увеличился спрос на специалистов по маркетингу в связи с изменением стратегии тех компаний, которые стремились остаться на рынке. В 2000 году эта тенденция сменилась другой: стал возрастать спрос на специалистов по продажам, что обусловлено началом восстановления рынка и переходом к активной фазе в деятельности компаний. Были определены новые продукты и новые ниши (в основном более дешевых товаров) для продаж. В 2001 году наблюдалось повышение спроса на специалистов производственной сферы, что явилось следствием предыдущего периода: покупательский спрос растет, а дешевых товаров недостаточно. 2002 год стал продолжением той же тенденции: усиление спроса в двух основных сферах - торговле (персонал для торговых сетей), пик развития которой мы сейчас наблюдаем, и в производстве (рабочие специальности и технический персонал).

В настоящее время торговые предприятия осваивают нишу розничной торговли, поэтому привлекают большое количество персонала для обслуживания супермаркетов. В свою очередь производственные предприятия испытывают серьезные трудности в комплектовании штата квалифицированными рабочими.

И наконец, сегмент рынка, в котором сейчас особенно высокий дефицит, - это административный персонал, необходимость в котором вызвана общим ростом деловой активности.

11. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?

Все более настоятельной необходимостью для России является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Уповать и надеяться лишь на позитивные результаты саморегуляции рынка трудовых ресурсов ни в коей мере нельзя. Ведь в нашей стране широко распространена монопсония, сравнительно слабы профсоюзы, отсутствуют традиции поиска компромиссов и социального партнерства между трудом и капиталом, словом, крайне велика степень несовершенства рынка и, следовательно, крайне ограничены возможности автоматического устранения существующих.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа.

Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных региона, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

В этой вязи необходимо качественной регулирование рынка труда со стороны государства путем создания эффективной законодательной базы.


«Российская газета» о мигрантах и брошенных детях
«Slon.Ru» о низкой мобильности в России
«Финансовые известия» о программе «Переезд»
«Ведомости» о пенсионном бремени российской экономики

… об истории рынка труда в России

Весной 1930 года в СССР было официально объявлено о преодолении безработицы. В Стране Советов ее, по мнению властей, не было. "Труд" решил разобраться, как менялись условия работы и отношение к карьере в нашей стране.
После 1917 года отечественный рынок труда разительно отличался от мировых аналогов. В стране реализовывались сотни нововведений, порой революционных, порой бессмысленных и почти всегда страшных. Но некоторые из них серьезно повлияли на то, как относимся к труду и работаем все мы сегодня.
Советская власть не стеснялась использовать заключенных на всех видах работ. Больше того, труд зэков впервые превратился в отлаженную, гигантскую систему, своего рода госкорпорацию. Точных цифр нет, но, по разным оценкам, в СССР работали на стройках и лесоповалах от 1,5 до 3 миллионов человек.
Сегодня сидельцев почти не гонят на лесоповалы и стройки века, однако принципы работы с заключенными перекочевали в некоторые виды производства. Почти полное отсутствие техники безопасности в таких сферах, как заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, особенно угля, "помогают" России держаться в верхних строчках рейтингов по травматизму и смертности на работе. Это же явление привело к тому, что в нашей стране ускорение темпов строительства или производства означает не использование новых технологий, а привлечение большего числа работников. Подневольный труд породил и массовое желание меньше вкалывать и чаще отдыхать, практику перекуров.

Неподготовленные
Еще одно советское наследство - полное отсутствие внутренней трудовой миграции в стране. Процесса, который помогает развиваться малому бизнесу и экономике, расти благосостоянию граждан. В СССР сменить город и профессию несколько раз за жизнь было невозможно. Институт прописки жестко держал в узде всех желающих поколесить по стране. Подобные ограничения появлялись каждые десять лет.

20-е годы
Через четыре дня после переворота Совет народных комиссаров уже выпустил декрет, согласно которому рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки. В Кодексе законов о труде (КЗоТе), принятом в 1922 году, всем был гарантирован отдых - 42 часа в неделю, да еще и двухнедельный оплачиваемый отпуск. Это было существенным послаблением: в царской России рабочий день длился 11,5 часа в будни и 10 - по субботам, а отпуска полагались только чиновникам. В том же кодексе запрещалось использовать труд подростков до 16 лет, а женщинам предоставлялись декретные отпуска (шесть недель до и шесть недель после - для работниц умственного труда, восемь недель - физического). С некоторыми поправками этот КЗоТ действовал до 1971 года.
Профсоюзы возникли практически сразу после революции 1917 года, в царской России они были запрещены. В первые годы советской власти профсоюзы сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, а также обеспечивали продовольствием и топливом рабочих и их семьи.
В 20-х же появились такие привычные понятия, как коллективный и трудовой договоры, расчетная книжка и выходное пособие. 12,5 миллиона человек начали работать в городах

30-е годы
В 1930 году закрылась Московская биржа труда. Последнее направление на работу было выдано слесарю Михаилу Шкунову. Советский Союз стал первой в мире страной, покончившей с безработицей.
В 30-е в СССР стали жить по новому графику с выходным после каждых четырех рабочих дней, но вернулись к 7-дневной рабочей неделе в 1939 году. Тогда же были утверждены трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих. В 30-е за счет коллективизации и индустриализации изменилось соотношение рабочих и крестьян. К концу второй пятилетки (1937 год) в СССР было организовано уже свыше 243 тысяч колхозов, где трудилось более 90% крестьян.
Всего пятилеток было 11, и сейчас эксперты признают, что рост производительности труда происходил за счет увеличения количества рабочих, а не за счет новых технологий. Так, производительность труда в промышленности выросла за пятилетку на 41% (в планах было 110%), а число рабочих и служащих за первую пятилетку удвоилось и в 1932 году достигло 22,9 млн. (по плану было 15,8 млн.). Предприятия перешли на непрерывную рабочую неделю - "непрерывку" (до этого заводы по воскресеньям простаивали). Комсомольцы восторженно восприняли идею индустриализации, в 1930 году было развернуто строительство около 1500 объектов - заводов, электростанций, железных дорог.
В 1935 году возникло стахановское движение, названное по имени забойщика донбасской шахты Александра Стаханова, добывшего за смену - 5 часов 45 минут - 102 тонны угля при норме 7 тонн. Движение стало всероссийским. Премии были прямо пропорциональны превышению нормы, поэтому в переработках были заинтересованы все.

40-е годы
В 1939-1941 годах в СССР был очередной голод, рабочие были озабочены поисками еды гораздо больше, чем трудом. Тогда рабочим (а вскоре трактористам и комбайнерам) запретили как по собственному желанию увольняться с предприятия, так и переходить с одного предприятия на другое. Уйти с работы можно было только на пенсию по старости либо при зачислении в ПТУ или институт. Была введена уголовная ответственность за самовольный уход и переход на другую работу с наказанием тюрьмой на 2-4 месяца. При прогуле без уважительной причины отправляли на исправительно-трудовые работы по месту работы на срок до полугода. Всего до начала войны по этому указу было осуждено свыше 3 млн. человек.
Другой указ позволял мобилизовывать по 1 млн. подростков 14-17 лет в год для обучения рабочим профессиям. Окончившие училища и фабрично-заводские школы молодые люди считались мобилизованными и были обязаны проработать четыре года подряд на указанных предприятиях.
Во время войны закон был ужесточен: за самовольный уход с работы давали 5-8 лет тюрьмы, время работы было увеличено до 10-12 часов. 480 тысяч рабочих было отправлено в тюрьму за самовольную смену работы, за прогулы - около 2,5 миллиона

50-е годы
50-е годы - это десятилетие восстановления страны после войны, время крупных строек. Существовали два вида строек - стройка коммунизма, в которой могли участвовать все желающие, и ударная комсомольская стройка, в которой принимали участие лишь комсомольцы. Многие из строек велись силами студентов. Именно в 50-е годы возникают стройотряды - студенческие бригады, которые приезжали на стройки во время каникул.
Кроме строительства развивается и промышленность, появляются тысячи новых рабочих мест. Строятся гигантские нефтеперерабатывающие заводы в районе Уфы, Горького, Волгограда. Появляются крупные предприятия металлургической промышленности - Орско-Халиловский комбинат, Череповецкий завод и Южный горно-обогатительный комбинат. Промышленность вырастает почти в два раза. В моду входят движения передовиков, соцсоревнования, во время которых бригады рабочих пытаются достигнуть наивысших показателей производства, чаще всего за счет скорости работы и пренебрежения отдыхом.
Большие деньги вкладываются в деревни: туда поступает более 400 тысяч тракторов. Тысячи людей проходят обучение на трактористов, комбайнеров и водителей грузовых машин. Однако их квалификация остается достаточно низкой, поэтому техника быстро приходит в упадок.
В 50-е годы принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, отменены все платы за обучение, в 1959 году введено обязательное восьмилетнее обучение. На 3 миллиона увеличилось количество рабочих, занятых в промышленном производстве

60-е годы
Возрастает уровень подготовки рабочих, становится больше учителей и врачей. Количество последних увеличивается на 43%. В 60-е годы проходит единственная в истории СССР семилетка. За это время доходы людей увеличиваются на треть - средняя зарплата составила 128 рублей.
Однако в самом начале десятилетия государство начало гонения на личные и подсобные хозяйства, была запрещена торговля на рынке, которая спасала многих крестьян. Было объявлено, что спекулянты - это тунеядцы, и колхозники были изгнаны с рынков. На этом трудности в сельском хозяйстве не закончились. В 1962 году правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением цен на мясо в полтора раза. Новые цены вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них - в Новочеркасске, его подавили с помощью оружия.
За последние четыре года десятилетия построено 1900 крупных промышленных предприятий и объектов. В их числе Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтерске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце.
Государство отказывается от плана освоения целины - не слишком подходящая для сельского хозяйства почва и песчаные бури приводят к тому, что зерно приходится закупать. После окончания кампании в Казахстане остаются около 6 млн. русских и украинцев.

70-е годы
Повышается уровень производства - изделиям присваивают государственный знак качества. При этом улучшается и квалификация рабочих, появляются Дома культуры при предприятиях, санатории и детские лагеря отдыха. В 1972 году вводится новый КЗОТ. В кодексе закрепляются такие важнейшие трудовые обязанности рабочих и служащих, как соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к народному добру, выполнение норм труда, установленных государством с участием профсоюзов. КЗОТ ввел 40-часовую рабочую неделю, добавил новые праздничные дни и льготы, в том числе установил право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им одного года. 51% женщин работало на предприятиях в СССР на начало десятилетки. Слабый пол на производстве начал преобладать

80-е годы
С приходом в 1982 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова в стране началась активная борьба с тунеядцами и прогульщиками. Милиция и даже сотрудники КГБ совершали рейды по магазинам и кинотеатрам в рабочее время. Всех граждан трудоспособного возраста отлавливали и сообщали на место работы о прогуле. Порой доставалось даже школьникам, удравшим с уроков. 209 статья УК СССР, предусматривавшая наказание за тунеядство, стала одной из самых популярных в 1982-1984 годах. Если вы нигде официально не работали больше четырех месяцев, то вам присваивался статус лица без определенного места работы (БОРЗ, кстати, эта аббревиатура быстро превратилась в жаргонное слово "борзый", которым называли человека, отлынивающего от дела). "Борзым" грозили исправительные работы на срок до четырех лет или даже тюремное заключение, хотя последняя мера применялась редко.
После смерти Андропова борьба с тунеядством пошла на спад, а в 1991 году само понятие "тунеядец" исчезло из Уголовного кодекса.
С началом перестройки в стране начали открываться кооперативы - по сути, первые частные компании, занимавшиеся торговлей, оказанием услуг населению, посредничеством. Работа в кооперативе сулила хорошую зарплату, выше стандартных для большинства населения 120 рублей в месяц. За место в кооперативе была конкуренция. Определяющим фактором стали умения и способности, а не членство в партии. Впервые в стране при приеме на работу начали проводиться профессиональные собеседования, на которых говорили о деле, а не о годе проведения первого съезда РСДРП. Работать там было престижно.

90-е годы
Первая половина десятилетия полностью перевернула рынок труда. В 1991 году появился закон "О занятости населения", который регулировал трудовые отношения между работником и работодателем. Кроме того, этим же законом отменялись все виды наказания за тунеядство.
В 1992 году в России открылось более 700 совместных предприятий с участием иностранного капитала. В таких компаниях зарплата платилась в долларах, а не в рублях.
С 1993 года в России большинство населения (около 65%) получали часть или всю зарплату в конверте, а не официально - через бухгалтерию после уплаты налогов.
Середина десятилетия прошла под знаком забастовок шахтеров в Кузбассе и других районах страны. Шахтеры не получали зарплаты по несколько месяцев. Самая громкая акция протеста горняков - перекрытие Транссибирской железнодорожной магистрали в 1998 году. Правда, действия горняков и ситуация с зарплатами были связаны с политической борьбой, а не с чисто экономическими причинами. В том же году в стране начался экономический кризис. Работы лишились почти 1,5 миллиона человек. 578 тысяч рабочих участвовало в забастовках по всей стране

2000-е годы
30 декабря 2001 года в России был принят Трудовой кодекс, заменивший собой устаревший советский КЗоТ. 1 февраля 2002 года ТК введен в действие. По оценкам экспертов, российский Трудовой кодекс стал едва ли не самым лояльным к работникам во всей Европе. Их нельзя увольнять без выплаты двухмесячного содержания, нельзя уволить человека во время болезни или во время отпуска. При сокращении персонала необходимо предложить сокращаемому другие свободные вакансии в компании.
Увы, на практике ТК оказался слишком неприспособленным к жизни. Формулировки размыты, а некоторые статьи, например, о порядке увольнения персонала, заставляют работодателей идти на хитрости, чтобы избавиться от действительно плохих работников.
Если 90-е годы - время, когда 37% молодежи хотели заниматься своим бизнесом, то 2000-е - эпоха чиновников. С 2001 года последовательно увеличивалось число тех, кто хочет работать в органах государственной власти. Среди молодежи таких 18%, среди взрослого населения - почти 40%.
В 2008 году рынок труда тряхнул кризис. За два года без работы осталось более 2 миллионов россиян. Больше всего пострадали "синие воротнички" - рабочие производственных предприятий и промышленности. 7,2 миллиона человек являются безработными на конец марта 2010 года