Дудук – это что такое? Армянская музыка для души. Дудук (циранапох) — музыкальный инструмент — история, фото, видео Кто играет на дудуке

Дудук
Пример звучания
Диапазон
(и строй)

Армянский дудук типа «А»
Классификация Духовой инструмент с двойной тростью
Родственные инструменты Балабан
Медиафайлы на Викискладе

Варианты распространены среди народов Кавказа , Ближнего Востока и Балканского полуострова .

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Этимология

Различают дудук как разновидность свистковой или мундштучной флейты в разных странах (Турция, у курдов , юго-запад Боснии, Восточная и Южная Сербия, Албания, Болгария) и как армянский духовой инструмент с двойной тростью . Название дудука-флейты происходит от слова тур. duduk , düdük , которое в свою очередь произошло от перс. тутак ‎ .

Армянская народная этимология связывает «дудук» с имитацией слогов, произносимых во время игры на инструменте при атаке: ду, фу, туй . Отсюда же произошло и более раннее название армянского дудука туйтуй .

История

Про дудук под названием «циранапох» упоминал ещё армянский историк V века Мовсес Хоренаци .

Инструмент дудук и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих веков она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и другое .

Согласно исследованию этномузыковеда доктора Джонатана Макколама (Dr. Jonathan McCollum), дудук изображен на многочисленных армянских рукописях Средневековья, символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколман, наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка [ ] .

Общая информация

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Средняя длина трубки составляет 32 см, трости - 12 см. На передней поверхности дудука имеется восемь отверстий, на задней - одно .

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания : вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви . При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент дхол . Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются у многих народов:

Материалы для изготовления

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. Дудук изготавливается из тутового , абрикосового, сливового и орехового дерева. Язычок делается из двух кусков тростника . В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Изготовление армянского дудука

Армянский дудук (циранапох) делается из абрикосового дерева из-за его характерной способности резонировать. Армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос, в отличие от дудука, изготовленного из других материалов, для которых характерен довольно резкий звук. B 1920-1930-x годах армянский дудук был усовершенствован B. Г. Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора - «бунифон» . Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см .

На лицевой стороне инструмента имеется 7 (либо 8) игровых отверстий и одно (или два), для большого пальца, - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехе́г» (арм. եղեգ ), обычно равна 9-14 см.

Звучание

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Популяризация

Исполнение

Одним из самых известных исполнителей музыки на дудуке является музыкант и композитор Дживан Гаспарян , прозванный мастером дудука , автор саундтреков многих голливудских фильмов, таких как, например, «Последнее искушение Христа » (1988) и «Гладиатор » (2000) (за которую получил премию «Золотой Глобус» ) . Работал со многими известными музыкантами, среди которых Андреас Фолленвайдер , Лайонел Ричи , Стинг , Питер Гэбриел , Ханс Циммер , Брайан Мэй , Борис Гребенщиков , Ирина Аллегрова , Владимир Пресняков , Игорь Крутой , Майкл Брук и Дерек Шериньян .

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян (Լյուդվիգ Ղարիբյան), Дживан Гаспарян-младший (внук Дживана Гаспаряна) (Ջիվան Գասպարյան), Геворг Дабагян (Գեվորգ Դաբաղյան), Сергей Карапетян (Սերգեյ Կարապետյան), Мкртич Малхасян (Մկրտիչ Մալխասյան), Ваче Овсепян (Վաչե Հովսեփյան). Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна (Հովհաննես Կասյան), который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии .

См. также

Примечания

  1. Дудук // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 1. - 1999 (текст)
  2. Дудук - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  3. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/360.doc
  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - 2-е изд. - М. : Русский язык, 1994. - Т. 1. - С. 273. - ISBN 5-200-02283-5 .
  6. БСЭ
  7. Дудук // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  8. Duduk and its music (англ.) // UNESCO
  9. Игра на дудуке // Шедевры устного и нематериального наследия человечества (неопр.) . unesco.ru (2005). Дата обращения 21 декабря 2018.
  10. Армянские музыковеды утверждают о существовании дудука ещё в 1200 году до н. э., западные же оценивают его возраст в 1.500 лет (англ.)
  11. Дудук // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 1. - 1999
  12. С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. Дудук. - И:Норинт, 1998
  13. Turpin, Andy. Nothing Sounds Armenian Like a Duduk: ALMA Lecture (неопр.) . The Armenian Weekly (12 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010. Архивировано 22 февраля 2012 года.

Представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука - циранапох , что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам », который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - и .

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол . Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Уникальное звучание дудука

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным - изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом ».

Устройство

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.

Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос.

Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Происхождение, история дудука

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.

Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Дудук в наше время

Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским саундтрекам.

Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Халк», «Зена - королева воинов», «Русский дом», «Ворон», «Онегин».

Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна можно услышать более чем в трёх десятках фильмов. Гаспарян выступил соавтором немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера в написании музыки к «Гладиатору». В 2001 году саундтрек к фильму, в исполнении которого участвовал Гаспарян, выиграл Золотой глобус в номинации «лучшая музыка».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов.

В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Видео: Дудук (циранапох) на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Национальный армянский духовой инструмент, получивший мировое признание. В Армении его называют также и циранапох (дословно - «абрикосовая труба»). Дудук одновременно и очень простой и сложный инструмент. Он представляет собой трубку с восьмью отверстиями на передней стороне и одной на задней

Казалось бы, что может быть проще. Однако стоит мастеру заиграть, и этот маленький кусочек абрикосового дерева наполняет пространство невероятно прекрасной мелодией, полностью захватывая внимание слушателей.

Когда именно в Армении впервые появился этот инструмент точно сказать невозможно. О нем упоминал еще в V веке армянский историк Мовсес Хоренаци. Ясно одно, мелодии дудука были неотъемлемой частью армянской национальной культуры еще с давних времен. Под его звуки отмечали свадьбы и торжества и провожали в вечный путь людей покинувших этот мир. Дудук, лучше всех других инструментов, выражал чувства и эмоции армянского народа.

Приготовьтесь слушать дудук

Слышали ли вы когда-либо пение птиц на поляне, или тихое журчание горного ручья? А может вам больше по душе тихий шелест листвы, напевающей нежную мелодию леса? Всю глубину этой природной “музыки” способен передать армянский дудук. Инструмент передает теплый и мягкий звук. Он выразителен, эмоционален и лиричен.

Зачастую, при прослушивании мелодий дудука, возникает ощущение духовного умиротворения и отречения от всего земного. Мелодии дудука чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Неудивительно, что даже после тяжелого дня эта музыка способна подарить покой и умиротворение любому слушателю.

Но как же столь простой инструмент может таить в себе такое количество очаровательных и неповторимых звуков?

Один из главных секретов дудука - материал его изготовления. Абрикосовое дерево наделяет инструмент способностью резонирования. Благодаря этому звучание дудука очень похоже на голос. А разве может какой-либо звук сравнится по силе воздействия с человеческим голосом!

Чувственность, эмоции, надежды - ни один инструмент не в силах передать сущие человеческой душе переживания с той силой и страстью как это делает дудук. И если вложить этот мощный инструмент в руки опытного мастера, то сила его возрастет в разы. Возможно, именно поэтому музыка, исполняемая на дудуке Дживаном Гаспоряном, покорила весь мир, став одним из уже признанных шедевров Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Забудьте на миг обо всех заботах, закройте дверь перед всеми тяготами и окунитесь в чувственный и потрясающий мир дудука. Он откроет перед вами самые сокровенные уголки человеческой души.

DUDUK - Djivan Gasparyan-Kapuit Manushak (Blue Violet)


«Живая» музыка дудука

Инструмент, появившийся еще тысячелетия назад, все еще продолжает покорять своим незабываемым и прекрасным звучанием. Дудук может воспроизводить музыку в самых различных тональностях, но чаще всего из него звучат печальные мелодии. Они рассказывают слушателю историю целого народа, прошедшего великий путь. В этой истории есть и радость, и грусть, в ней сама жизнь, воплощенная в музыке. Вот почему мотивы дудука никогда не устареют и не угаснут, ведь в них сокрыта душа народа.

Но музыка дудука - это не только достояние самой Армении. Теперь она звучит по всему миру. В исполнении самых известных современных мастеров (Дживан Гаспарян, Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ованес Касьян) ее можно услышать как на мировых концертных сценах, так и в современных кинофильмах.

Так дудук прозвучал в нашумевшем на весь мир фильме «Последнее искушение Христа», а затем и в таких известных экранизациях как «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Страсти Христовы», «Онегин» и многих других.

И это лишь начало новой истории инструмента.

Дживан Гаспарян (дудук) саундрек из фильма Гладиатор

Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у многих народов:
в Азербайджане - тютяк, также употребляется название балабан;
в Грузии - дудуки;
в Турции - мей;
в Китае - гуан или гуанзи;
в Японии - хичирики или хитирики

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Описание

Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9-14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).

Основы игры

При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.

Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:

  • грудное или реберное
  • брюшное или диафрагментальное
  • смешанное или грудно-брюшное
Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.

Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.

Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.

Уход за инструментом

Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.

После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Мой дудук не играет, что делать?

1. Ознакомьтесь с
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.

Мой дудук не строит

1. Ознакомьтесь с
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.

Музыкальный инструмент: Дудук

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами Арарата, добрыми людьми, национальной кухней, самыми вкусными в мире абрикосами и интересными традициями. Но есть еще одна достопримечательность, к которой армянский народ относится с особым трепетом, его гордость - этнический музыкальный инструмент - дудук. Его называют инструментом с душой абрикосового дерева. Культурная жизнь Армении и дудук неотделимы друг от друга, он отражает общественную идентичность, присущую колоритному и разнообразному армянскому народу. Армяне уверяют, что дудук выражает все душевные тонкости и переживания, боль их сердец. Все важные события в жизни народа: свадьбы, похороны, различные торжества и государственные праздники сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента.

Историю дудука и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Слушая дудук невозможно оставаться равнодушным к его мягкому и теплому, похожему на человеческий голос, бархатному выразительному звучанию. Отличающийся лирической эмоциональностью тембр инструмента способен передавать тонкие душевные переживания и оттенки человеческой скорби.


Для более красочного исполнения музыки на дудуке характерно парное исполнение двумя музыкантами: один исполняет основную тему, а другой, которого называют дам или дамкаш, создает непрерывное фоновое звучание. Именно в подобном исполнении музыка несет ощущение умиротворённости, высокой духовности и дает возможность почувствовать дыхание времени.

Весьма небольшой диапазон дудука составляет чуть больше октавы. При диатоническом строе инструмента, но при не полном перекрытии звуковых отверстий на нем допустимо извлечение хроматических звуков. Поэтому на дудуке возможно исполнить музыку, написанную в разных тональностях.

Звук дудука появляется в результате вибрирования тростникового язычка и колебания в инструменте воздушной струи, создающей исполнителем.

Фото :

Интересные факты

  • Дудук на сегодняшний день имеет три названия: циранапох (в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»), дудук (название перешло от турок чуть более 100 лет назад) и армянский кларнет.
  • У многих народов имеется инструменты по своему строению напоминающие дудук. Македонский, сербский, болгарский, хорватский ковал; грузинский дудуки; дагестанский, азербайджанский, иранский балабан; китайский гуань; японский хичирики; корейский пири; русская, украинская и белорусская дудка; молдавский, румынский, узбекский, таджикский най; турецкий мей – это только небольшой перечень инструментов, которые по конструкции похожи на дудук.
  • Дудукист – так называется музыкант-исполнитель на дудуке.
  • Мастера, изготавливающие дудук, чтобы добиться красивого звука очень много экспериментировали с материалом, применяя различные сорта деревьев и даже хрусталь.
  • В Армении дудук изготавливается из абрикосовых деревьев, которые произрастают в этой стране, и по убеждению её жителей символизируют силу духа и верную долгую любовь.


  • Выдающийся армянский композитор А. Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать.
  • В Армении дудук является очень известным и любимым инструментом, а исполнители на нем очень уважаемы и почитаемы. Однако это было не всегда, в прошлом дудукистов считали несерьезными и несостоятельными людьми, презрительно называя «зурначами». В семьях даже отказывали им в сватовстве своих дочерей.
  • Варпет - это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Великим варпетом и королем дудука армяне до сих пор называют Ваче Овсепяна.
  • В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.
  • Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена - королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» - это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саунтреки которых украшены звуком дудука.
  • Международная организация ЮНЕСКО в 2005 году признало музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества.


  • В феврале 2015 года по оригинальной задумке режиссера-постановщика А. Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере оперы "Хованщина " дудук впервые в составе ансамбля армянских народных инструментов прозвучал в русской опере.
  • В Москве в 2006 году в Шемиловском переулке был установлен памятник армянскому дудуку. Памятник, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям, называется «Песня Родины».

Конструкция

Дудук, являясь язычковым деревянным духовым инструментов, за время своей многовековой истории практически не изменил свою внешнюю форму. Его весьма простое устройство включает в себя трубку и трость, представляющую собой двойной язычок.

  • На трубке, имеющей цилиндрическую форму, длина которой варьируется от 28 до 40 см (28, 33, 40), располагаются звуковые отверстия: 7, иногда 8, на передней и 1 или 2 на оборотной стороне. В качестве материала для изготовления трубки традиционно применяется особый сорт абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. Считается, что именно его древесина имеет особенные резонирующие свойства, которые придают звучанию инструмента такой душевный и эмоциональный звук.
  • Трость, длина которой составляет от 9 до 14 см, обычно имеет колпачок, а также она снабжена регулятором тона, который дает возможность подстраивать звук инструмента.

Разновидности

Семейство дудука можно условно разделить на солирующие и ансамблевые инструменты.Солирующие различаются между собой размерами и строем.

  • Дудук в строе G. Диапазон - ми малой октавы - ля первой октавы Длина - 38 см. Имеет самый низкий звук. Тембр бархатистый, но пронизывающий.
  • Дудук в строе A. Диапазон - фа-диез малой октавы - си первой октавы. Длина - 36 см. Самый распространенный инструмент.
  • Дудук в строе B. Диапазон - соль малой октавы - до первой октавы. Длина - 34 см. Также весьма распространен.
  • Дудук в строе H. Диапазон - соль-диез малой октавы - до-диез второй октавы. Длина - 33 см. Окрас звучания светлый и яркий. Применяется в исполнении танцевальных мелодий.
  • Дудук в строе C. Диапазон - ля малой октавы - ре второй октавы. Длина - 30 см. Звучит ярко, высоко и пронзительно. Используется в ансамблях как солирующий и аккомпанирующий инструмент.
  • Дудук в строе D. Диапазон - си-бемоль малой октавы - ре-диез второй октавы. Длина - 29 см. Звук светлый и чистый. Довольно часто применяется в качестве и солирующего и аккомпанирующего инструмента.

К ансамблевым инструментам относятся дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Их сконструировали сравнительно недавно для создания уникального ансамбля, который состоит из инструментов только этого вида.

Применение

Дудук за всю свою многовековую историю стал неотъемлемой частью культуры Армении. Все жизненно важные события жителей страны сопровождаются звуком этого уникального инструмента. Его тихий философский плач сопровождает человека в «последний путь». Он эмоционально поет на различных праздниках: свадьбах, днях рождениях, государственных торжествах. Кроме этого, привлекая звучанием исполнителей в различных современных музыкальных жанрах, на сегодняшний день спектр его применения весьма обширен. Помимо участия в народных ансамблях голос дудука очень часто украшает своим тембральным окрасом саундтреки к различным кинофильмам, а также композиции в таких музыкальных направлениях, как джаз , рок, блюз, поп музыка, рок-н-ролл и классическая музыка .

Репертуар для дудука из-за небольшого диапазона весьма ограничен и в основном базируется на народной армянской музыке. В последнее время, с появлением новых разновидностей инструмента таких как дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас, диапазон его звучания значительно расширился. В ансамблевом исполнении на этих инструментах стало возможным услышать произведения классической музыки И.С. Баха , В.А. Моцарта , С. Рахманинова , Д. Гершвина, а также армянских композиторов А.Хачатуряна , А. Спендиарова, Комитаса, Г. Нарекаци, Н. Шнорали, М. Екмаляна.

Исполнители

В Армении считают, что по настоящему красиво играть на дудуке могут только музыканты, имеющие в роду армянские корни, так как это у них заложено генетически.

Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте, доныне считается Ваче Овсепян.

В нынешнее время выдающимся исполнителем, хорошо известным во всем мире и много сделавшим для популяризации инструмента и его международного признания, является Дживан Гаспарян. Его концерты, проходящие в лучших концертных залах, расписаны на многие месяцы вперед.

Особо следует отметить вклад в развитие инструмента одаренного музыканта–исполнителя, педагога Георгия Минасова. Расширив диапазон и исполнительские возможности инструмента, он создал уникальный в своем роде ансамбль дудукистов.

Среди талантливых исполнителей, которые в нынешнее время достойно представляют дудук на концертных сценах и восхищают слушателей звучанием уникального инструмента, хочется отметить О. Касьяна, Г. Малхасяна, Л. Гарибяна, С. Карапетяна, Г. Дабагяна, А. Мартиросяна, К. Сейраняна, О. Казаряна, Н. Барсегяна, Р. Мкртчяна, А. Аведикяна, Аргишти́.

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной - дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

История

Когда появился дудук и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры на территории, которое сейчас частично принадлежит Армении, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.


А вот благодаря дошедшим до нас изображениям в старинных рукописях Средних веков мы узнаем, что дудук был весьма популярным инструментом не только на территории Армении, но и в странах Ближнего Востока, в Крыму и на Балканах.

За годы своего долгого существования дудук фактически не изменился, но в Армении с древних времен существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, если он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя могли слиться в одно целое. В настоящее время этой традиции уже никто не придерживается, и изготовлением инструментов занимаются умельцы, которые знают потаенные секреты этого тонкого дела.

Одним из инициаторов усовершенствования дудука, который тысячелетиями оставался неизменным, является энтузиаст и одаренный музыкан-исполнитель Георгий Минасов. В содружестве с талантливым мастером музыкальных инструментов Сергеем Аванесовым ими был создан комплект инструментов: дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Суммарный диапазон инструментов теперь стал составлять три октавы и позволил исполнителям значительно расширить репертуар.

Дудук – это древнейший инструмент, всегда пользовавшийся уважением и любовью. Исполнительское искусство на нем процветает и привлекает к себе все большее количество музыкантов и просто любителей музыки. Дудук своим страстным и глубоким голосом, доходит до каждого сердца в независимости от национальности и вероисповедания, тем самым покоряя города и страны.

Видео: слушать дудук