1. Какая из предложенных теорий образования звездной материи является научной?
1) теория «большого взрыва» и изначально «горячей Вселенной»;
2) теория образования звездной материи из холодных газово-пылевых облаков;
3) теологическая теория создания Вселенной.
2.Укажите, какая из стадий эволюции звездной материи является первоначальной:
1) гелиевое ядро; 2) стационарное развитие;
3) сжатие протопланетного облака.
3.Эволюция звезд осуществляется в направлении:
1) уменьшения давления газов и возрастания гравитационных сил;
2) возрастания давления газов и уменьшения сил гравитации;
3) равновесной тенденции сил давления и гравитации.
4.Какой из трех основных источников переноса энергии в хромосфере Солнца является определяющим:
1) теплопроводность; 2) конвекция; 3) лучеиспускание.
5.Почему потухшие звезды называют «белыми карликами»:
1) из-за белого цвета и слабой светимости;
2) из-за небольших размеров и отсутствия мерцания;
3) из-за светимости отраженным светом при малых размерах.
Глава 6 эволюция земли. Биосфера
Основные этапы истории развития Земли. История развития геосферных оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Возникновение и развитие живых организмов. Антропогенез. Эволюция мозга и развития сознания. Критерии здоровья человека, эмоции, творчество, работоспособность. Строение и функции нервной системы человека. Три стадии в эволюции психики (элементарная сенсорная; перцептивная; интеллект). Эволюция психической деятельности человека. Пограничные нервно-психические расстройства и меры профилактики.
6.1. Основные этапы истории развития Земли
В свете современных геохимических и космохимических данных дифференциация первичной мантии имела двухстороннюю направленность. С одной стороны, происходило выплавление наиболее легкоплавких, но тяжелых компонентов – железо-сернистых масс с опусканием их к центру ввиду высокой плотности и низкой вязкости. С другой стороны, выплавлялись менее легкоплавкие, но обогащенные летучими элементами силикатные фракции, что привело к образованию базальтовой магмы и впоследствии к формированию базальтовой коры. Этот процесс происходил при разогреве мантии от ее сжатия в результате воздействия сил тяготения, электромагнитных сил и реакций радиоактивного распада. Основная масса ядра образовалась в период формирования Земли за счет аккумуляции металлических частиц, а последующее выплавление железо-сернистых масс в нижних частях первичной мантии завершило формирование всего ядра Земли в целом.
В результате дифференциации вещества Земли все жидкое железо стекло в центральные области, образовав металлическое ядро. Внутренняя часть его перешла в твердую фазу под влиянием высокого давления, сформировав маленькое ядро на глубине 5000 км. Большая часть силикатов при завершении планетарной дифференциации образовало мощную мантию планеты, а продукты её выплавления дали начало развитию алюмосиликатной коры, первичного океана и первичной атмосферы, насыщенной углекислым газом.
У земного шара сложилась структура, состоящая из оболочек различной плотности и состава, концентрически обволакивающих друг друга. Верхними оболочками Земли являются атмосфера и гидросфера. Атмосфера прочно защищена от космического пространства радиационными поясами магнитного поля Земли. Твердое тело нашей планеты состоит из трех главных оболочек: тонкой коры, мошной мантии и центрального ядра (рис. 6.1.1). На рис. 6.1.1 в теле Земли представлены две границы: Мохоровича и Конрада.
В 1909 г. югославскому геофизику А.Мохоровичичу (1857–1936) удалось доказать, что наружная кора Земли по своим свойствам отличается от более глубоких слоев планеты. При землетрясениях упругие сейсмические волны в коре распространяются с меньшей скоростью, чем в более глубоких слоях (верхней мантии). Переходя из наружной оболочки в подстилающий слой, сейсмические волны меняют скорость скачком, могут преломляться и отражаться. Подошва наружной оболочки Земли была принята за основание земной коры. А.Мохоровичич предположил, что подошва земной коры соответствует границе, на которой кристаллическое вещество земной коры, вследствие давления и высокой температуры переходит в стекловатое состояние. Эту границу условно стали называть «граница Мохо». Наблюдение за изменением силы тяжести и прохождением сейсмических волн показали, что «граница Мохо» в разных местах планеты залегает на разной глубине: на континентах на 60-100 км, в океанах на глубине 5-15 км, на побережьях от 16-60 км. Вещество Земли, залегающее ниже «границы Мохо» считают подкорковым и относят к мантии.
Рис. 6.1.1. Схема строения планеты Земля
В 1916 году австрийскому геофизику В. Конраду (1876–1962) удалось установить границу разделяющую «гранитные» и «базальтовые» слои Земли по увеличению скорости прохождения сейсмических волн.
Геологическая история Земли (во временном масштабе) подразделяется на крупные промежутки – эры; эры – на периоды, периоды – на века. Разделение на эры, периоды и века, конечно же, относительное, потому что резких разграничений между этими подразделениями не было. Но все же именно на рубеже соседних эр, периодов происходили существенные геологические преобразования: горообразовательные процессы, перераспределение суши и моря, смена климата. Кроме того, каждое подразделение характеризовалось качественным своеобразием флоры и фауны.
Геологические эры Земли:
1) катархей (от образования Земли 5 млрд. лет назад до зарождения жизни);
2) архей , древнейшая эра (3,5 - 2,6 млрд. лет);
3) протерозой (2,6 - 570 млн. лет);
4) палеозой (570 - 230 млн. лет) со следующими периодами:
кембрий (570 - 500 млн. лет);
ордовик (500 - 440 млн. лет);
силур (440 - 410 млн. лет);
девон (410 - 350 млн. лет);
карбон (350 - 285 млн. лет);
пермь (285 млн. - 230 млн. лет);
5) мезозой (230 - 67 млн. лет) со следующими периодами:
триас (230 - 195 млн. лет);
юра (195 - 137 млн. лет);
мел (137 - 67 млн. лет);
6) кайнозой (67 млн. - до нашего времени) со следующими периодами палеоген (67 - 27 млн. лет),
палеоцен (67 - 54 млн. лет),
эоцен (54 - 38 млн. лет),
олигоцен (38 - 27 млн. лет),
неоген (27 - 3 млн. лет),
миоцен (27 - 8 млн. лет),
плиоцен (8 - 3 млн. лет);
7) четвертичный (3 млн. - наше время):
плейстоцен (3 млн. - 20 тыс. лет),
голоцен (20 тыс. лет - наше время).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
К главе 1 «Предмет и структура естествознания»
1. Наука сформировалась:
1) в Древней Греции;
2) в Европе в XVI-XVIII вв.;
3) в Европе в XIII-XV вв.;
4) в Древнем Риме.
2. Науку от обыденного познания отличает:
1) актуальность объекта познания;
2) достоверность полученных знаний;
3) значимость результатов познания;
4) используемый язык.
3. Определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса или явления - это:
1) концепция;
3) гипотеза;
4) теория.
4. В научном исследовании выделяются уровни:
1) созерцательный и эмпирический;
2) созерцательный и концептуальный;
3) эмпирический и теоретический;
4) теоретический и концептуальный.
5. Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии:
1) натурфилософии;
2) аналитического естествознания;
3) синтетического естествознания;
4) интегрального естествознания.
6. Совокупным объектом естествознания является:
2) Галактика;
3) природа;
4) географическая оболочка Земли.
7. Теория - это:
1) предположительное знание, которое носит вероятностный характер;
2) истинное, доказанное, подтвержденное знание о сущности явлений;
3) утверждение, раскрывающее общие связи изучаемых явлений.
8. Методом эмпирического уровня познания является:
1) аналогия;
2) наблюдение;
3) моделирование;
4) синтез.
9. Классификация - это:
1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов;
2) объединение различных признаков исследуемых объектов;
3) отнесение объектов к определенному классу явлений.
К главе 2 «Фундаментальные понятия о материи»
1. Кварки - это:
1) космические тела с избыточным рентгеновским излучением;
2) элементарные частицы с дробным зарядом;
3) химические катализаторы нового поколения;
2. Физический вакуум - это:
1) особый вид материи, обеспечивающий физические взаимодействия материальных объектов;
2) основной вид материи, обладающий массой;
3) низшее энергетическое состояние квантового поля.
3. Сильное взаимодействие обеспечивает:
1) связь нуклонов в ядре;
2) химические превращения веществ;
3) распад элементарных частиц.
4. Какие элементарные частицы не относятся к андронам:
1) протоны;
2) нейтроны;
3) электроны;
4) нуклоны.
К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»
1. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:
1) H2O (г) - H2O (ж);
2) HCl (р) - HCl (г).
2. Специальная теория относительности (СТО) решает задачи:
1) классической механики;
2) абсолютности пространства и времени;
3) приспособления пространственно-временной метрики к современной физике;
4) неинерциальных систем отсчета.
3. Энтропия - это:
1) внутренняя энергия системы;
2) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы;
3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения.
4. Корпускулярно-волновой дуализм - это:
1) теория квантования физических величин;
2) постулат, что всем микрочастицам одновременно присущи и корпускулярные, и волновые свойства;
3) квантово-релятивистские представления о физической реальности на основе СТО и ОТО Эйнштейна.
К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»
1. Вещество, уменьшающее скорость протекания химического процесса, называется:
1) катализатором;
2) ингибитором.
2. С современной точки зрения систематизирующим фактором Периодической системы Д. И. Менделеева является:
1) масса ядра атома;
2) заряд ядра атома;
3) заряд атома;
4) масса атома.
3. Как называется концепция о происхождении живого из неживого:
1) абиогенез;
2) филогенез;
3) онтогенез?
4. Количество органогенов, то есть элементов, которые в сумме являются основой живых систем и общая весовая доля которых, например, в организме человека 97 %, составляет:
5. Отбор химических элементов во Вселенной проявляется таким образом, что большую часть вещества в ней составляют всего два элемента, а именно:
1) кремний и углерод;
2) углерод и водород;
3) кислороди гелий;
4) водород и гелий.
6. Определите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание с учетом 4 концептуальных этапов: А - эволюционная химия, В - структурная химия, С - учение о химических процессах, D - учение о составе вещества:
К главе 5 «Нанотехнологии»
1. Нанотехнологии являются:
1) разделом химии;
2) разделом физики;
3) разделом астробиологии;
4) междисциплинарным направлением в естествознании.
2. Нанотехнологии оперируют объектами, линейные размеры которых составляют:
1) от1до10 9 м;
2) от 10 9 до10 -9 м;
3) от 10 -7 до10 -9 м.
К главе 6 «Мегамир и его свойства»
1. Космология - это:
1) раздел астрономии;
2) раздел космонавтики;
3) ненаучная форма познания Вселенной;
4) второе название космогонии.
2. Малые планеты, входящие в Солнечную систему, называются:
1) метеоры;
2) спутники;
3) астероиды;
4) кометы.
3. Наиболее крупная единица измерения космических расстояний:
1) парсек;
2) астрономическая единица;
3) световой год;
4) километр.
4. Вселенная однородна, поскольку она:
1) расширяется;
2) имеет одинаковые свойства во всех точках;
3) имеет одинаковые свойства по всем направлениям;
4) находится в горячем состоянии.
5. Возраст Вселенной исчисляется:
1) со времени образования галактик;
2) со времени образования Солнечной системы;
3) с момента Большого взрыва;
4) с начала фазы инфляции.
6. Наша Галактика имеет форму:
1) спиральную;
2) эллиптическую;
3) шаровидную;
4) неправильную.
7. Солнечная система в нашей Галактике располагается:
1) в плоскости, перпендикулярной галактической;
2) у галактической плоскости;
3) на периферии Галактики;
4) положение пока не выяснено.
8. Квазары - это:
1) новые звезды;
2) двойные звезды;
3) мощные источники радиоизлучения во Вселенной;
4) малые галактики - спутники нашей Галактики.
9. Звезды состоят преимущественно:
1) из водорода и азота;
2) из гелия и кислорода;
3) из водорода и гелия;
4) из гелия и азота.
10. Новые звезды образуются:
1) из межзвездного вещества;
2) из двойных звезд;
3) из красных карликов;
4) из переменных звезд.
11. Внешняя часть Солнца - атмосфера - состоит:
1) из ядра, конвективной зоны и короны;
2) из фотосферы, хромосферы и короны;
3) из ядра, области лучистого переноса энергии и короны;
4) из фотосферы, конвективной зоны и области лучистого переноса энергии.
К главе 7 «Планета Земля»
1. Известняк под влиянием повышенного давления и высоких температур превращается:
1) в мрамор;
2) в кварцит;
3) в гранит.
2. Месторождения нефти и газа связаны с тектоническими структурами:
2) равнин;
3) дна океана.
3. Мировой океан включает в себя:
1) все моря и океаны;
2) все океаны и находящиеся под ними подземные воды;
3) все океаны и льды Антарктиды;
4) все океаны.
4. В водах Мирового океана среднее содержание солей от общей массы воды составляет:
5. К континентальным водным бассейнам относят:
1) озера, моря, реки, болота;
2) озера, реки, болота, водохранилища;
3) реки, заливы морей, моря, болота;
4) реки, озера, водохранилища, заливы морей.
6. На глубине 1 км подземные воды могут находиться:
1) только в жидком состоянии;
2) и в твердом, и в жидком состоянии;
3) только в твердом состоянии;
4) только в парообразном состоянии.
7. Главные катионы морской воды - катионы натрия, магния, кальция, калия - поступили в воду:
1) в результате выветривания горных пород;
2) из атмосферы;
3) из почвы;
4) вместе с подземными водами.
8. С увеличением высоты над поверхностью Земли температура воздуха возрастает:
1) в тропосфере;
2) в стратосфере;
3) в мезосфере;
4) в термосфере.
9. На высоте 10 км над поверхностью Земли воздух состоит преимущественно:
1) из углекислого газа и азота;
2) из водорода и гелия;
3) из азота и кислорода;
4) из азота и озона.
10. Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время называется:
1) альбедо;
2) погода;
3) климат;
К главе 8 «Живая материя»
1. Самоорганизующаяся система не характеризуется:
1) высокой упорядоченностью;
2) открытостью;
3) равновесностью;
4) отсутствием управления извне.
2. После прохождения точки бифуркации система:
1) перестает взаимодействовать с другими системами;
2) возвращается в исходное состояние;
3) случайно выбирает путь нового развития;
4) не подчиняется законам детерминизма.
3. Синергетика - это наука о превращении:
1) хаоса в космос (порядок);
2) простых систем в сложные;
3) сложных систем в простые;
4) порядка в хаос.
4. Ч. Дарвин показал, что под борьбой за существование понимается:
1) ожесточенная борьба особей одного вида;
2) установление между живыми организмами форм сотрудничества и взаимопомощи;
3) конкуренция между представителями разных видов животных;
4) борьба с неблагоприятными условиями природной среды;
5) противостояние живой природы индустриальной цивилизации.
5. Элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:
1) особь как элементарную эволюционную структуру;
2) изменение генотипического состава популяции как элементарное эволюционное явление;
3) генофонд популяции как элементарный эволюционный материал;
4) мутации как элементарные эволюционные факторы;
5) естественный отбор как элементарное эволюционное противодействие.
6. И. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:
1) концентрационных автоволн;
2) открытых каталитических систем;
3) диссипативных структур;
4) нестационарных, нелинейных систем.
7. Коэволюция - это:
1) современный этап эволюции живого на Земле;
2) разрушение биоценоза;
3) взаимное приспособление видов;
8. Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:
1) «Происхождение человека»;
2) «Происхождение видов путем естественного отбора»;
3) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;
4) «Выражение эмоций у человека и животных».
9. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это:
1) клетка;
2) организм;
3) популяция;
4) биоценоз.
10. В современной теории эволюции «волны жизни» - это:
1) периодическое изменение климата планеты;
2) волны Мирового океана;
3) количественные колебания в численности популяции;
4) увеличение числа близкородственных скрещиваний.
11. Единица строения и жизнедеятельности живого организма - это:
2) молекула;
4) клетка.
12. Ген представляет собой:
1) участок информационной РНК;
2) участок молекулы ДНК;
3) полипептидную цепь.
13. По наследству передаются:
1) модификационные изменения;
2) фенотип;
3) генные мутации.
14. Мутаген - это:
1) организм, в котором произошли мутации;
2) фактор, увеличивающий число мутаций;
3) наследственная передача признака.
15. Генотип - это:
1) совокупность наследственного материала популяции;
2) совокупность генов всех живых организмов;
1) Т. Морган;
2) Г. Мендель;
3) Н. Вавилов.
К главам 9 «Учение о биосфере» и 10 «Человек как предмет современного естествознания»
1. Ноосфера это:
1) часть биосферы;
2) минеральная оболочка Земли;
3) сфера разума;
4) сфера деятельности.
2. Биогенное вещество:
1) создается в процессе жизнедеятельности организмов;
2) образовано совокупностью организмов;
3) образуется без участия живых организмов;
4) является результатом взаимодействия живого и неживого.
3. Жизненная пленка, лежащая на границе атмосферы и гидросферы, называется:
1) бентос;
2) планктон;
4. Превращение биосферы в ноосферу происходит под воздействием:
1) климатических факторов;
2) геологических факторов;
3) разумной деятельности человека;
4) биологической эволюции.
5. Состояние здоровья зависит в большей степени:
1) от состояния здравоохранения;
2) от индивидуального образа жизни;
3) от наследственности;
4) от факторов окружающей среды.
6. Полноценное здоровье характеризуется:
1) отсутствием болезней;
2) устойчивым эмоциональным состоянием;
3) равновесием между функциями организма и факторами внешней среды;
4) высокими физическими показателями.
7. Здоровый образ жизни - это:
1) отсутствие вредных привычек;
2) поведение, направленное на достижение успеха и благополучия;
3) отсутствие болезней;
4) поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья.
К главе 11 «Основы экологии»
1. Термин «экология» ввел ученый:
1) К. Линней;
2) Ж. Б. Ламарк;
3) Г. Гаузе;
4) Э. Геккель.
2. Почву как среду обитания сближает с водной средой:
1) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных формах, присутствие солей и органических веществ;
2) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;
3) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;
4) одинаковое значение pH среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.
2) атмосфера;
3) пресные воды;
4) моря и океаны.
4. Наиболее быстро в крупных промышленных городах из-за загрязнения среды идет рост таких заболеваний, как:
1) заболевания желудочно-кишечного тракта;
2) легочные заболевания и заболевания верхних дыхательных путей;
3) заболевания кожи;
4) заболевания суставов и костей.
5. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой:
1) океан и суша связаны между собой;
2) все живое связано между собой и с окружающей средой;
3) все неживое взаимодействует между собой;
4) компоненты географической оболочки изолированы.
6. Основными экологическими факторами, способными влиять на демографическую ситуацию в мире, продолжают оставаться:
1) пищевые ресурсы и болезни;
2) особенности климата и рельефа местности;
3) особенности географического положения страны;
4) климатические условия.
7. Основной причиной выпадения кислотных дождей является:
1) попадание в воздух оксидов серы и азота - отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута;
2) попадание в воздух оксидов фосфора и углерода - отходов сгорания любого вида топлива, особенно сланцев и торфа;
3) попадание в воздух большого количества хлора;
4) попадание в воздух пыли, содержащей частицы металла.
8. Считают, что озоновый экран разрушается в результате воздействия на него:
1) радиации;
2) сернистого газа;
3) фреона;
9. Наибольшее выпадение атмосферных осадков с растворимыми загрязняющими веществами происходит в районе:
1) Архангельска;
2) Екатеринбурга, Омска;
3) Верхоянска;
4) Якутска.
10. Мониторинг среды означает в первую очередь:
1) систему защиты среды обитания;
2) систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды;
3) систему правовых законодательных актов по защите природной среды;
4) систему наблюдений за отдельным видом организмов.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
К главе 1
1. Ответ: 2;
2. Ответ: 4;
3. Ответ: 2;
4. Ответ: 3;
5. Ответ: 2;
6. Ответ: 3;
7. Ответ: 2;
8. Ответ: 2;
9. Ответ: 3.
К главе 2
1. Ответ: 2;
2. Ответ: 3;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 3.
К главе 3
1. Ответ: 2;
2. Ответ: 3;
3. Ответ: 3;
4. Ответ: 2.
К главе 4
1. Ответ: 2;
2. Ответ: 2;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 2;
5. Ответ: 4;
6. Ответ: 3.
К главе 5
1. Ответ: 4;
2. Ответ: 3.
К главе 6
1. Ответ: 1;
2. Ответ: 3;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 2;
5. Ответ: 3;
6. Ответ: 1;
7. Ответ: 2;
8. Ответ: 3;
9. Ответ: 3;
10. Ответ: 3;
11. Ответ: 2.
К главе 7
1. Ответ: 1;
2. Ответ: 2;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 3;
5. Ответ: 2;
6. Ответ: 2;
7. Ответ: 1;
8. Ответ: 2, 4;
9. Ответ: 3;
10. Ответ: 2.
К главе 8
1. Ответ: 3;
2. Ответ: 3;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 1, 3, 4;
5. Ответ: 2, 3, 4;
6. Ответ: 3;
7. Ответ: 3;
8. Ответ: 2;
9. Ответ: 3;
10. Ответ: 3;
11. Ответ: 4;
12. Ответ: 2;
13. Ответ: 3;
14. Ответ: 2;
15. Ответ: 3;
16. Ответ: 1
К главам 9 и10
1. Ответ: 3;
2. Ответ: 1;
3. Ответ: 2;
4. Ответ: 3;
5. Ответ: 2;
6. Ответ: 3;
7. Ответ: 4.
К главе 11
1. Ответ: 4;
2. Ответ: 1;
3. Ответ: 1;
4. Ответ: 2;
5. Ответ: 2;
6. Ответ: 1;
7. Ответ: 1;
8. Ответ: 3;
9. Ответ: 2;
10. Ответ: 2.
ЛИТЕРАТУРА
Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1995.
Авраменко И. М. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов. - СПб., 2003.
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. - М., 1991.
Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики: Пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2002.
Азимов А. Язык науки. - М.: Мир, 1995.
Аистов И. А., Голиков П. А., Зайцев В. В. Концепция современного естествознания. - СПб.: Питер, 2005.
Алексеев П. В., Панин А. В. Возможности и границы познания. - М., 1995.
Андреев И. Я. - Происхождение человека и общества - М., 1982.
Атмосфера: Справочник. - Л., 1991.
Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. - М.: Дрофа, 1999.
Биология: Энциклопедия / Под ред. М. С. Гилярова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
БСЭ. - М., 1978.
Будыко М. И. Климат в прошлом и будущем. - СПб., 1995.
Бялко А. В. Наша планета - Земля. - М.: Наука, 1995.
Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994.
Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. - М., 1991.
Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения - М., 1987.
Войткевич Г. В. Химическая эволюция Солнечной системы. - М.: Наука, 1991.
Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера - М., 1987.
Голицын А. Н. Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд-во «Академия», 2004.
Горбачев В. В. КСЕ. - М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Горелов А. А.
Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. - М., 1995.
Грибов Л. Б., Прокофьев П. И. Основы физики - М., 1985.
Грушевицкая Т. Г., Садохин Б. П. Концепции современного естествознания. - М., 2003.
Данилова В. С., Кожевников П. П. Основные концепции современного естествознания. - М., 2001.
Девис П. Случайная Вселенная. - М., 1995.
Демин В. П., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. - М., 1993.
Долгов Б. Д., Зельдович Я. Б., СажинМ. В. Космология ранней Вселенной. - М., 1994.
Дубнищева Т. Я. Концепция современного естествознания. - Новосибирск,
Игнатова В. Б. Естествознание. - М.: Академкнига, 2002.
Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. - М., 1989.
Ишханов Б. С., Капитонов И. М., Юдин П. П. Частицы и атомные ядра. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
Капке В. Б. Концепция современного естествознания. - М.: Логос, 2002.
Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. - М., 2004.
Кедров Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. - М., 1997.
Кивенко П. В. Принципы познания живого. - Киев, 1991.
Климишин И. Б. Релятивистская астрономия. - М., 1980.
Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной // Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. Сост. Н. В. Кузнецов. - М., 1998.
Кочергин Б. П. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 1991.
Кузнецова П. И. Наука в ее истории. - М., 1992.
Кузовлев В. Б. Техническая термодинамика и основы теплопередачи. - М., 1983.
Кэрри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. - М., 1991.
Лобашев М. Е. Генетика (курс лекций). - 2-е изд. - Л: Изд. ЛГУ, 1967.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. - Ярославль, 1993.
Моисеев П. П. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 1998.
Пебел В. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М., 1993.
Пиколис Г., Пригожин И. Р. Познание сложного. - М., 1990.
Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. - М., 1960.
Пахомов Б. Я. Становление современной научной картины мира. - М., 1995.
Петров Ю. А., Никифоров А. Л. Логика и методология научного познания. - М., 1988.
Пономарева И. Н. Экология. - М.: Вентана-Графф, 2001.
Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. - Ижевск, 1999.
Ревич Б. А. Экологическая эпидемиология: Учебник для вузов. - М., 2004.
Редже Т. Этюды о Вселенной. - М., 1995.
Садохин А. П. Концепции современного естествознания. - М., 2007.
Садохин А. П. Концепция современного естествознания. - М.: Омега, 2006.
Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.
Современное естествознание: Энциклопедия: В 10-ти томах. - М.: ИД «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - Т. 1. - Физическая химия.
Современное естествознание: Энциклопедия: В 10-ти томах. - М.: ИД «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - Т. 2. - Общая биология.
Сутт Т. Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. - М., 1986.
Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Воронцов Н. Н. Краткий очерк теории эволюции. - М., 1969.
Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
Торосян В. Г. Концепция современного естествознания (Учебное пособие). - М.: Высшая школа, 2003.
Традиции и революции в развитии науки. - М., 1991.
Трофимова Т. И. Курс физики. - М., 2003.
Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. - М., 1996.
Фролов И. Т. Жизнь и познание. - М.: Мысль, 1981.
Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М., 1993.
Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. - М., 2001.
Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. - М., 1995.
Шкловский И. С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. - М., 1995.
Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? - М.: Атомиздат, 1972.
Примечания
1
Собственный момент импульса микрочастицы, который не зависит от ее положения в пространстве.
2
Формулировка принадлежит известному физику Д. Бому.
3
СТО - одна из самых сложных областей современной физики. Она базируется на громоздком математическом аппарате уравнений Эйнштейна, которые представляют собой систему ковариантных уравнений в частных производных.
4
К - кельвин, единица измерения температуры. Соотношение между температурой в кельвинах (Г) и температурой, выраженной в градусах Цельсия (t°), следующее: Ф = t° + 273,15.
5
ГПа - гигапаскаль. Паскаль (Па) - единица измерения давления. 1 Па ~10-5 атм. 1 ГПа = 109 Па.
6
Мамонтов С. Г. Биология: справочное издание. М., 1992. С. 99.
2. Обозначением строки в электронной таблице является:
-
а) 18D
б) К13
в) 34
г) АВ
3. Строка формул используется в табличном процессоре для отображения:
-
а) только адреса текущей строки
б) только адреса текущей ячейки
в) только содержимого текущей ячейки
г) адреса и содержимого текущей ячейки
4. Ввод формул в таблицу начинается со знака:
-
а) $
б) f
в) =
г) @
5. Ровно 20 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:
-
а) E2:F12
б) C2:D11
в) СЗ:Г8
г) A10:D15
6. В электронной таблице выделили группу четырёх соседних ячеек. Это может быть диапазон:
-
а) А1:В4
б) А1:С2
в) А1:В2
г) В2:С2
7. Среди приведённых ниже записей формулой для электронной таблицы является:
-
а) A2+D4B3
б) =A2+D4*B3
в) A1=A2+D4*B3
г) A2+D4*B3
8. В ячейки АЗ, А4, ВЗ, В4 введены соответственно числа 7, 4, 6, 3. Какое число будет находиться в ячейке С1 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(АЗ:В4)?
-
а) 4
б) 20
в) 14
г) 15
9. В электронной таблице при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:
-
а) преобразуются независимо от нового положения формулы
б) преобразуются в зависимости от нового положения формулы
в) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
г) не изменяются
10. Укажите ячейку, адрес которой является относительным:
-
а) D30
б) Е$5
в) $А$2
г) $С4
11. Укажите ячейку, в адресе которой не допускается изменение имени строки:
-
а) Е$1
б) Н5
в) $В$6
г) AG14
12.
Значение в ячейке ЕЗ после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:
-
а) 60
б) 180
в) 170
г) 135
13. Дан фрагмент электронной таблицы, содержащий числа и формулы:
Значение в ячейке Е2 после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:
-
а) 60
б) 180
в) 170
г) 135
14. В ячейку Е4 введена формула =C2*D2. Содержимое ячейки Е4 скопировали в ячейку F7. Какая формула будет записана в ячейке F7?
-
а) =D5*E5
б) =D7*E7
в) =С5*Е5
г) =С7*Е7
15. В ячейку В7 записана формула =$A4+D$3. Формулу скопировали в ячейку D7. Какая формула будет записана в ячейке D7?
-
а) = $C4+F$3
б) =$A4+F$3
в) =$A4+D$3
г) =$B4+D$3
16. Уличный продавец газет получает 3 рубля за продажу каждой из первых 50 газет. За продажу каждой из остальных газет он получает 5 рублей. В ячейке СЗ находится количество газет, проданных продавцом за день. Какая из формул позволяет подсчитать заработок продавца за день?
-
а) =ЕСЛИ(СЗ<50;СЗ*Э; СЗ*5-100)
б) =ЕСЛИ(СЗ<=50;СЗ*3; 150+СЗ*5)
в) =ЕСЛИ(СЗ<=50;СЗ*3; 150+(СЗ-50)*5)
г) =ЕСЛИ(СЗ=50; 150; С3*5)
17. Для наглядного представления площадей крупнейших государств мира целесообразно использовать:
-
а) круговую диаграмму
б) график
в) столбчатую диаграмму
г) ярусную диаграмму
18. Для наглядного представления изменения температуры воздуха в течение месяца следует использовать:
-
а) круговую диаграмму
б) график
в) столбчатую диаграмму
г) ярусную диаграмму
19. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
После выполнения вычислений по значениям ячеек диапазона A2:D2 было построено несколько диаграмм. Укажите диаграмму, которая не могла быть получена.
20. Кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике каждый из учеников 9-х классов выбрал для итоговой аттестации еще по два предмета. На диаграммах отражено количество учеников, выбравших тот или иной предмет, и соотношение численности учеников в 9-х классах:
Какое из следующих утверждений истинно?
-
а) Все ученики 9А класса сдают информатику.
б) Все ученики 9Б класса сдают только химию и биологию.
в) Все ученики, выбравшие английский язык, могут учиться в 9В классе.
г) Историю могли выбрать только ученики 9Б класса.
1) Исходя из особенностей выплат, различают зарплату:
1. Основную;
2. Косвенную;
3. Прямую;
4. Дополнительную.
2) К основной относят оплату:
2. По должностным окладам;
3. Отпусков;
4. По сдельным расценкам;
5. По среднему заработку;
3) К дополнительной относят оплату
1. Проработанного времени по тарифным ставкам;
2. По должностным окладам;
3. Отпусков;
4. По сдельным расценкам;
5. По среднему заработку;
6. Листков нетрудоспособности;
7. Сверхурочных и ночных часов;
8. Времени выполнения государственных и общественных обязанностей;
9. Простоев не по вине работников.
4) Из прибыли организации могут оплачиваться
1. Листки нетрудоспособности;
2. Персональные надбавки к пенсиям работников;
3. Ежегодные отпуска;
4. Страховые платежи по договорам личного, имущественного страхования
в пользу своих работников;
5. Дивиденды по акциям;
6. Продукция в порядке натуральной оплаты труда;
7. Жилье, переданное в собственность работников.
5) Заработная плата, начисленная административно-управленческому персоналу организации, отражается по дебету счета
1. 20 «Основное производство»;
2. 23 «Вспомогательные производства»;
3. 25 «Общепроизводственные расходы»;
4. 26 «Общехозяйственные расходы».
6) Отчисления в государственные внебюджетные фонды осуществляются в процентах от:
1. Суммы затрат на производство;
2. Объема выручки;
3. Суммы чистой прибыли;
4. Суммы начисленной заработной платы.
7) Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от:
1. Членства в профсоюзе;
2. Стажа работы;
3. Страхового стажа работника;
4. Среднего заработка.
8) Начисление заработной платы работникам, занятым исправлением брака продукции в цехе основного производства, отражается в учете записью:
1. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
2. Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 70 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»;
3. Дебет 28 «Брак в производстве» - Кредит 70 «Расчеты с персоналом п
оплате труда».
9) Начисление взносов в государственные внебюджетные фонды от
заработной платы рабочих, занятых изготовлением продукции, отражается в учете записью:
1. Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 69 «Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению»;
2. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 70 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»;
3. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 69 «Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению».
10) Депонирование сумм заработной платы отражается в учете записью:
1. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит 76 «Расчеты с
2. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит 73 «Расчеты с
персоналом по прочим операциям»;
3. Дебет 51 «Расчетные счета» - Кредит - Кредит 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами»;