Болдырева И. Н

Время на чтение: 2 мин

Рефлексия - это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии - это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности - это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

Способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

Базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия - это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль - классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный - это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный - это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный - это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) - это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект - это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от .

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии - это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

Анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

Старайтесь оценивать себя адекватно;

Подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

Старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

Периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

Больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия - это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

1

Целью работы является изучение механизмов формирования социальной компетентности студентов высшей школы в процессе изучения социологии и разработка критериально-диагностических параметров социальной рефлексии и социальной компетентности. В работе раскрыты понятия: социальная рефлексия, социальная перцепция и социальная компетентность. Социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, детерминирующей процессы раскодирования актов социальной перцепции. Для измерения выделены структурно-функциональные (когнитивный, эмотивный, деятельностный), определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности. Выделены ключевые объекты рефлексивного анализа курса «Социология»: кризис семьи и проблемы первичной социализации; проблемы национальной и культурной идентичности россиян; ценностные ориентации молодежи, патриотизм как фактор консолидации; проблемы развития гражданского самосознания личности, способной к преобразованию общества. Основные показатели социальной компетентности: осмысление концепта социальной рефлексии; способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия; способность к проектированию жизненных стратегий.

компоненты и критерии социальной компетентности.

компоненты и критерии социальной рефлексии

социальная рефлексия

социальная компетентность

социальная перцепция

рефлексивная практика

рефлексия

рефлексивные методы

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с

2. Горбунова, М. Ю. Эмоции акторов и социальные трансформации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012 . – № 2. – С.47-52.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

4. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Электронное текстовое издание. – URL: http://credonew.ru/content/view/464/30.

5. Компетентность социальная Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

6. Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 61 с.

7. Тряпицина А.П. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Изд-во «Питер», 2013. – 304 с.

8. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. [Под ред. А.А. Орлова]. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.

9. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития. –Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 224 с.

Круг проблем современного образования закономерно связан с многоаспектными и многоуровневыми проблемами общества, обусловленными реорганизацией всех сфер социальной жизни. Качество образования сегодня рассматривается в терминах рыночной экономики и определяется качеством продукта-выпускника, который создает система.

Введение новых федеральных профстандартов, связанных с реализацией парадигмы компетентностного подхода, предъявляет высшей школе новые требования к подготовке кадров.

Очевидно, что вопрос о формировании комплекса необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов не просто важен, но и крайне актуален.

В настоящее время учеными и вузовскими коллективами разрабатываются компетентностные модели, в структуре которых существенную роль играют социальные компетенции.

Формирование у студентов социальной компетентности связано с необходимостью изучения, осмысления и понимания глобализационных процессов социокультурной трансформации современного общества. Высокий уровень социальной компетентности мы рассматриваем не только как существенный фактор успешной адаптации молодого поколения к новой социальной реальности, но и успешного, созидательного участия в ее преобразовании и совершенствовании.

Социальная реальность предъявляет членам общества бесконечное множество фактов взаимодействия на межличностном, социальном и профессиональном уровнях, требующих от «социальных акторов» адекватной включенности в драматургию события .

Успех социального взаимодействия индивидов зависит от уровня социальной компетентности всех субъектов образовательного процесса вуза, формирование и развитие которой представляет собой специально организованный, целенаправленный и управляемый педагогический процесс, основанный на практикоориентированном и компетентностном подходах в изучении дисциплин гуманитарного цикла.

В целостной системе личности, структурными элементами которой являются социальная перцепция - социальная рефлексия - социальная компетентность, социальная рефлексия функционирует как системообразующий механизм, совершенствуя который мы приходим к пониманию того, как меняется личность в результате таких преобразований. Социальная компетентность рассматривается нами как некий продукт социальной рефлексии, детерминирующий личностное и про-фессиональное саморазвитие, взращивание смыслов в образовательном процессе и в социокультурном пространстве.

Подготовка будущего специалиста, основанная на компетентностном подходе, предполагает решение ряда педагогических задач, включающих рефлексивные практики когнитивной, эмотивной и деятельностной направленности.

Особый ресурс, обеспечивающий эффективность формирования социальной рефлексии студентов, сосредоточен в учебной дисциплине «Социология», предлагающей к обсуждению широкий спектр социальных вопросов, актуальность которых определяется временем, а решение знанием социальных теорий и технологий, умением использовать их в социальной практике.

Изучение данной дисциплины предполагает проецирование ее содержания на профессиональную деятельность будущего специалиста, поэтому компетентностный подход в организации образовательного процесса на основе инновационных технологий является одним из ключевых условий формирования социальной компетентности студентов.

Социальная компетентность, по мнению И.А. Зимней и А.В. Хуторского, является интегральной совокупностью множества компетенций социального плана . А.П. Тряпицина также отводит социальным компетенциям ключевую роль в формировании профессиональной компетентности .

По мнению ряда западных специалистов (В. Э. Уайта, Ю. Хабермаса, Т. Кавела) социальная компетентность раскрывает степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации (эмоциональный компонент), достижение реальных целей в особом социальном контексте (деятельностный компонент), использование подходящих теорий и методов и позитивное развитие как результат умственной активности (когнитивный компонент). Социальная компетентность демонстрирует адекватность социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать других людей.

В поисках подходов к разработке структуры социальной компетентности и выбора диагностического инструментария мы опирались на исследования западных психологов, в частности В. Э. Уайта, который первым обратился к изучению этой проблемы. Он рассматривает социальную компетентность как определенную способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме.

В современной западной социальной психологии социальная компетентность определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. Роуз Крэснор) .

В процессе построения структуры социальной компетентности мы опирались на трехкомпонентную модель социальной компетентности Т. Кавела, включающую социальные способности, представления и достижения. В качестве критерия социальной компетентности им выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения .

Решая задачу формирования социальной компетентности, необходимо понимать механизмы, обеспечивающие этот процесс. Самым эффективным способом познания мира, механизмом «вживания» исследователя в духовную суть событий культуры и социума, благодаря которому человек учится осмысливать свои желания, мотивы поступков и на основе этого выстраивать стратегию своего поведения и продуктивной деятельности, по мнению Йохана Хейзинга, является рефлексия. Именно рефлексия позволяет формировать социальную компетентность личности .

Термин «рефлексия» несмотря на достаточно определённое конвенциональное значение в философии, психологии, педагогике, социологии имеет разные определения. Локк различает два вида опыта - чувственный опыт (ощущения) и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания о себе, как способ обращенности к самому себе, как метод познания внутренней сущности.

Рефлексия как механизм самоанализа и самокоррекция личности, по мнению Карена Хорни, ведет к сближению «реального и идеализированного образа Я», а самореализацию в профессиональной деятельности он считает «якорем спасения».

Принципиальной трактовкой рефлексии В.А. Лефевром стало понимание рефлексии через категории «смена позиции» или «рефлексивный выход». Кроме того, впервые рефлексия стала рассматриваться как средство управления изменением, развитием систем деятельности .

Современная философия сущность рефлексии в основном сводит к трем процессам - компонентам содержания самой рефлексии: первое, рефлексия - это процесс обращения назад; второе - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств; третье - это осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта. В формировании социальной компетентности существенное значение имеет третий компонент рефлексивного процесса, в котором рефлексия обретает особый смысл и новое качество .

Социальная рефлексия представляет собой рефлексивный акт, направленный во внешний план - социум с целью его осмысления, понимания и в случае необходимости - преобразования.

Говоря о социальной рефлексии, следует учитывать ее органичную связь с другим свойством психики - социальной перцепцией, описанной американским психологом Дж. Брунером как факт социальной обусловленности процесса восприятия, понимания и оценки людьми (социальными акторами) «социальных объектов и фактов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей и событий» .

Исходя из этого, социальная рефлексия обнаруживает свойство механизма, обеспечивающего процесс раскодирования актов социальной перцепции, что играет особую роль в образовательном процессе.

Процесс развития социальной рефлексии у студентов, направленный на взращивание личностно-профессиональных и социально-значимых компетенций, реализуемых в социокультурном взаимодействии, способен обеспечить осмысление социальной реальности с опорой на социологическое знание и собственный опыт.

Таким образом, и социальная рефлексия, и социальная компетентность отражают степень конструктивности личности как субъекта социального взаимодействия на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровне.

Исходя из этого, социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, которая детерминирует динамику процессов социальной перцепции. Эти процессы обеспечивают новый уровень восприятия социальных объектов и фактов, качественно новый уровень их изучения, а главное, понимание и оценку самих себя, других людей, социальных общностей и событий.

Для измерения нами выделены структурно-функциональные компоненты социальной рефлексии, определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности.

Структура социальной рефлексии включает когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, каждый из которых имеет определенную функциональную специфику. Исходя из понимания нами социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции, функциональные компоненты описывают актуальные и проблемные зоны социальной реальности, а также сам процесс ее осмысления и осознания, что и является основой формирования социальной компетентности и ее показателями.

Наличие когнитивного компонента социальной рефлексии выражено в способности к осмыслению концепта социальной рефлексии во всем его многообразии. Во-первых, это рефлексивный анализ и осмысление социальных процессов, связанных с национальной самоидентификацией, с развитием гражданского самосознания и формированием чувства патриотизма; осмысление условий становления здоровой семьи, через осознание культурных традиций и ценностей, поведенческих паттернов и семейных сценариев, во-вторых, это рефлексивный механизм раскодирования актов социальной перцепции.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии выражен в способности к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия (социального партнера, социального оппонента); анализу уровня социальной аттракции субъектов общения, определяемых как симпатия, дружба, любовь; анализу уровня аффилиации, т.е. потребности в социальном общении.

Деятельностный компонент социальной рефлексии выражен в способности интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; в способности выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; в способности осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, обществе и т.д.). Способность проектировать жизненные стратегии (социальные паттерны и сценарии отношений в сфере семьи, учебы, работы).

В таблице 1 представлены структурные и функциональные компоненты социальной рефлексии.

Таблица 1

Компоненты социальной рефлексии

Компоненты социальной рефлексии

Структурные компоненты

Функциональные компоненты

Когнитивный компонент социальной рефлексии

(способность конструировать знание и понимание)

1.Осмысление концепта социальной рефлексии.

2. Осознание социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции.

3. Осознание социальной рефлексии как значимого фактора, обеспечивающего процесс национальной самоидентификации.

4. Осознание социальной рефлексии как фактора развития гражданского самосознания и патриотизма.

5. Осознание социальной рефлексии как фактора, обеспечивающего становление здоровой семьи, через осознание семейных ценностей и коррекцию поведенческих паттернов и семейных сценариев.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии

(способность чувствовать и понимать, что чувствую (ют)

1. Способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия.

2. Способность к рефлексивному анализу уровня социальной аттракции субъектов общения.

3. Способность к рефлексивному анализу уровня аффилиации.

Деятельностный компонент социальной рефлексии

(способность делать, понимать, что делаю)

1. Способность интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Способность выделять «индивидуальный» и «социальный»уровни идентичности.

3. Способность осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Способность проектировать жизненные стратегии.

В качестве критериев социальной компетентности нами выделены: рефлексия знания и понимания (когнитивный компонент), рефлексия чувств (эмоциональный компонент), рефлексия действий (деятельностный компонент). Показателями критериев социальной компетентности являются знания, умения и навыки, имеющие уровень выраженности (высокий, средний, низкий).

Когнитивный компонент демонстрирует уровень знаний и понимания того, что знает студент о структурно-функциональных компонентах социальной рефлексии, механизмах действия и направленности, понимание механизмов социальной рефлексии в формировании социальной компетентности. Эмоциональный компонент характеризует умение чувствовать, понимать, что чувствуешь сам и что чувствуют другие, демонстрируя умение оценивать эмоциональные состояния, уровни социальной аттракции, уровни аффилиации субъектов социального взаимодействия. Деятельностный компонент характеризует действия социальной направленности и сознательное управление ими. Критериями являются умение интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; умение выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; навык анализа публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, групповая идентичность, общность ценностей в группе, социуме и т.д.); умение проектировать жизненные стратегии и т.д.

В таблице 2 указаны критерии и уровни социальной компетентности.

Таблица 2

Критерии и уровни социальной компетентности

Компоненты

Критерии

Когнитивный

(знаю, понимаю, что знаю)

Рефлексия знания и понимания

Знает, понимает

Знает, недостаточно понимает

Знает, не понимает

Структурно-функциональных компонентов социальной рефлексии

Значения социальной рефлексии в формировании социальной компетентности

Эмоциональный (чувствую, понимаю, что чувствую(ют)

Рефлексия чувств

Способен

Недостаточно готов

Эмоционального состояния,

Уровня социальной аттракции,

Уровня аффилиации

субъектов социального взаимодействия

Деятельностный

(делаю, понимаю, что делаю)

Рефлексия действий

Способен

Недостаточно готов

1. Интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности.

3. Осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Проектировать жизненные стратегии.

Социальная компетентность отражает интегративную сущность личности (когнитивную, эмоциональную и деятельностную), являясь продуктом социальной рефлексии, а ее содержание и направленность находят свое выражение в знаниях, ценностях, убеждениях, аналитических, конструктивных и преобразующих способностях, умениях и навыках субъекта образовательной деятельности осознавать и проектировать жизненные стратегии.

Наличие социальных компетенций студента и уровень их сформированности определяется в ходе анализа его образовательных продуктов, включающих контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, слайд-презентации, рефлексивные дневники, тестовые задания, экспресс-анкеты, рефлексивные карты, формы и активность интерактивного взаимодействия (беседа, дискуссия, инсценировка, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, социально-психологические тренинги и т.д.).

Библиографическая ссылка

Юрова Т.В. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24606 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социально-психологическая рефлексия- это способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы.Соц.-психолог. перцепция способность воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой. Следует различать интрагрупповую(оценка взаимоотношения своих товарищей по группе, членом которой он сам является) к и интергрупповую(воспринимает и оценивает группу,членом которой он не является(учитель оценивает своих учеников)) соц.-психол. перцепцию.Между этими понятиями есть глубокая связь Пример: познание субъектом взаимоотношений в группе происходит в неразрывной связи с оценкой собственной позиции и сквозь призму этой самооценки. Для изучения соц.-психол. рефлексии и перцепции были разработаны специальные и экспериментальные методы. Различные экспериментальные приёмы выявляют разные аспекты соц.-психол. рефлексии: уровень притязаний- метод «Выбор в действии» и атосоциоматрица, самооценка- атосоциограмма.для изучения соц.- психол. перцепции более продуктивный метод-аутосоциоматрицы, где результаты охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы к друг к другу, положение членов группы и социометрические установки.


37.Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения. В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:-обратной связи; -наличия коммуникативных барьеров; -существования различных уровней передачи информации. Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию). Цель предоставления обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций. Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин - наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.


38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции. Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Основные функции психологии социальной перцепции: 1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

УДК 316.61

Boldyreva I. N. Social Reflection - the Basis of Personality’s Socialization Mechanism

Аннотация ♦ Статья посвящена социально-философскому исследованию социализации личности через механизм рефлексии, которая реализуется в системе общественных отношений и регулирует социальные процессы.

По мнению автора, социальная рефлексия представляет собой основу для проявления в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, опытом деятельности во взаимоотношениях с другими субъектами. В статье показано, что рефлексия позволяет создать условия для развития субъекта, в том числе и социализации личности. Рефлексия является существенным основанием, без которого не может быть понято и проанализировано любое социогуманитарное знание.

Ключевые слова : социализация, социальная рефлексия, механизм социализации, творческий потенциал личности, развитие субъекта.

Abstract ♦ The article discusses the social and philosophical research into socialization of the personality through the reflection mechanism which is implemented in the system of social relations and regulates social processes.

According to the author, the social reflection is the basis for manifestation of personal independence and activity while acquiring knowledge and life experience in relationship with other subjects. The article shows that reflection allows to create conditions for the development of the subject, including the socialization of the individual. Reflection is an essential foundation, without which it is impossible to understand and analyze any social and humanities knowledge.

Keywords : socialization, social reflection, socialization mechanism, creative potential of the personality, development of the subject.

Исследование феномена социализации осуществляется социогуманитарными науками: социологией, философией, психологией, педагогикой и другими. Социализации личности - одна из главных категорий социального познания, актуальность которой со временем становится еще более значительной. В рамках философии проблема социализации определяется на стыке философии детства и философии культуры. К концу XX в. дефиниция социализация распространилась на зрелый возраст, а также на старость, потому что проблема включения в социум этих возрастных этапов бывает конфликтной и несет в себе много противоречий. К середине XX в. данная проблема превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования, где ведущим механизмом является социальное рефлексирование.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Так как человек - создание социальное, то с рождения он уже окружен себе подобными, включен в социальные связи. Первоначальный опыт коммуникации человек получает в своей семье еще до того, как начинает говорить. Именно в семье закладываются основные принципы личности человека. В дальнейшем, являясь элементом социума, человек постоянно получает субъективный опыт, который становится неотделимой составляющей его личности. Освоение этого опыта индивидуально: оценка тождественных социальных ситуаций может быть неоднозначной. Личности выносят из идентичных обстоятельств различный социальный опыт, что проявляется в другом процессе - индивидуализации. Под индивидуализацией мы понимаем процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотнесение индивидуализации и социализации человека вызывает разногласия. Одни исследователи полагают, что индивидуализация личности - это отрицательная особенность, которая должна быть восполнена процессом социализации, другие же утверждают, что социализация затрудняет раскрытие творческих возможностей человека. Мы разделяем следующую точку зрения российского психолога и общественного деятеля А. А. Реана: «Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом . <…> …лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится еще и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает» (Реан, 2013: 15; выделения курсивом и полужирным шрифтом автора. - И. Б. ).

По нашему мнению, социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм, знаний, ценностей, принятых в данном социуме, с помощью воспитания и образования.

Отметим, что для социальной философии социализация личности является значительной проблемой взаимодействия личности и общества. Социально-философский аспект исследования социализации предполагает ее сопоставление с социальным целым, проясняя основное содержание. Человек реализовывается как социальный субъект во взаимодействии с другими субъектами через процесс социализации.

Одновременно с социализацией происходит и процесс усвоения человеком элементов культуры. Если социализация - это приобретение социального опыта, то инкультурация - это «процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий», в которых отражены духовные и материальные результаты функционирования человека в различных эпохах (см.: Маклаков, 2003: 485–486).

Отметим, что социализация - это многофункциональный процесс, а инкультурация, процесс культурно самобытный. Следовательно, между данными понятиями нет тождественности. Нередко мы наблюдаем отставание одного процесса от другого. Так, успешная социализация не всегда свидетельствует о необходимом уровне инкультурации, а благополучное усваивание человеком культуры не значит присутствие у него определенного социального опыта.

Как пишет Е. А. Мартынова, социогуманитарные науки изучают социализацию как процесс осваивания следующим поколением опыта духовной и материальной культуры своей нации (Мартынова, 2010). Также, под социализацией рассматривается включение следующего поколения в социальные коммуникации. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако высшая ступень собственно социализации относится к периоду детства и юности. Интересно, что процесс социализации реализовывается беспрерывно и не заканчивается даже в зрелости. Социализация личности относится к процедуре с неопределенным концом, хотя и с четко определенной целью. Следовательно, социализация никогда не бывает полной, но и никогда не заканчивается. Субъект является членом своего сообщества, активно социализируясь через деятельность. Социальная жизнедеятельность индивидов и групп происходит в границах конкретного социума, которая как создает эвентуальность для их взаимосвязи, так и ограничивает их.

Социализация есть процесс, влияние которого испытывает личность и субъекты, социализирующие ее. Кроме того, человек не пассивно репродуцирует то, что ему диктует социум. Он всегда обладает выбором, проявляя свой творческий рефлексивный потенциал, влияет на сферы общественного бытия через деятельность.

Эволюция человека как социального субъекта есть сложный процесс и в разные временные периоды имеет свою специфичность, но есть и общие характеристики. Содержание социализации определяется, с одной стороны, совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные рефлексивные механизмы, а с другой - отношением личности ко всему этому.

Механизм социализации рефлексивно связан с внутренним диалогом, в котором человек анализирует, просчитывает, приходит к адекватному решению. Это основа социальной корректировки понимания, т. е. осознание человеком того, какими способами он взаимодействует с другими. Социокультурные значения реальности, измененные под воздействием рефлексивного анализа социальных образцов, позволяют наметить новые ориентиры формирования себя как личности (Топольская, 2014).

Социализация субъекта происходит как с помощью названных выше механизмов, так и с помощью конкретных средств.

Познание, общение, деятельность в целом обеспечивают постепенную инициализацию субъекта к многочисленным видам отношений в разных сферах его жизни. Это закрепляет стратегию и тактику поведения личности в обществе, а также показывает ее отношение к другим людям.

Социальная эволюция личности служит средством и вместе с тем является результатом социализации. Предназначение социализации определяется ее значительностью для воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, в поддержании устойчивого существования социума как целостной системы путем адаптации личности к социальной среде.

Социальный опыт передается через воспитание и обучение, социализирующее субъект и вписывающее его в конструкцию социума. О том, какое знание необходимо субъекту и какие способности должны в результате социализации у него раскрыться, писал К. В. Сергеев. Он отмечал, что особый тип социализирующего знания - знание о взаимодействиях индивида, универсума и социума, знание об инструментах рефлексии, позволяющее как понимать чужой опыт, так и уметь интерпретировать нестандартные жизненные ситуации. Именно такой тип рефлексии позволяет осуществлять социальные инновации, теоретически прорабатывать собственную линию поведения в тех или иных социальных связях и отношениях (Сергеев, 2003).

Можно сделать вывод, что рефлексия есть процесс, благодаря которому происходит любое развитие: системы мышления, деятельности, личности и ее взаимодействия с социумом. Как следствие этого происходит возникновение новых исследовательских моделей социального пространства (Щедровицкий, 2005).

Таким образом, социальная рефлексия представляет собой основу для механизма, который способствует проявлению в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, в овладение опытом деятельности, во взаимоотношениях с другими субъектами. Социальная рефлексия побуждает человека к самореализации, к стремлению осуществлять свободный выбор, постигать ценности и нормы общества. Она является основой, создающей условия, благодаря которым происходит любое развитие субъекта, в том числе и социализация личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маклаков, А. Г. (2003) Общая психология: учеб. для вузов. СПб. : Питер. 592 с.

Мартынова, Е. А. (2010) Философия в системе гуманитарного знания // Гуманитарные науки и образование. № 2 (2). С. 60–62.

Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб. : Питер. 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

Сергеев, К. В. (2003) «Периферийное знание» в дискурсе креативности: социальные сети интересного // ПОЛИС. Политические исследования. № 1. С. 50–62.

Топольская, Е. А. (2014) Стадии развития социально-культурной рефлексии // Образование и общество. № 1 (84). С. 60–67.

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.

Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.

Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.


Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:

  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.