Конспект урока по самопознанию «Дорогою добра. "Наша школа — наш второй дом" я группа - «Директор и учителя Чудо-школы.»

Урок по самопознанию
2 класс

Тема: «Школа – наш общий дом»
Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы.
Задачи:
раскрыть значение понятий «школьный дом»;
развивать стремление к получению знаний, быть любознательным, больше познавать;
воспитывать бережное и уважительное, отношение к школе, уважительное отношение к учителям, к одноклассникам.
Ресурсы: музыка «Грёзы» Р.Шумана, фонограмма песни «Чунга-чанга», «Маленькая страна», аудиозапись песни «Чему учат в школе, картинки с изображением школьных принадлежностей.

Круг радости
Доброе утро, ребята. Я рада встречи с вами на нашем самом любимом уроке «Самопознания». Для начала урока предлагаю пройти на ковёр Дружбы. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами после долгого расставания. И похоже оно на яркий цветок.

А с каким настроением вы пришли на урок? Поприветствуем друг друга, поиграв в игру «Человек - человеку». Прислонитесь, друг к другу ладошками, - носочками, - обнимаемся и образуем наш круг Добра. Подарите улыбку друг другу.
-Добрый день!
И поют задорно птицы.
Добрый день!
Улыбаются озёра.
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
И в твое окошко ветер
Постучался на рассвете -
Просыпайся, поднимайся,
Добрый день!

Наедине с собой
Учитель предлагает детям сесть на ковер, закрыть глаза и представить под музыку, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как они. Он спускается с небес и щекочет щечки детей, целует глазки и прыгает на голову, путается в волосах, а потом спускается вниз. Он легкий-легкий, как пушинка.
Учитель предлагает взять его в руки и представить, как легкий ветерок подхватывает их и несет ввысь! Они поднимаются все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на них и улыбаются. Потом всем предлагается, не спеша вернуться в свой класс и открыть глаза.
- Кто смог полетать. Как вы себя чувствовали?
- Сядьте удобнее, можете опять закрыть глаза.
- Тишина и покой на земле… Недвижим воздух. Только на небе медленно движутся облака… Но вот небо озарилось нежно-розовым светом. Это солнышко проснулось и осветило своими лучами землю… Вы очутились в всеми вами любимом доме. Вам хорошо и приятно. Сделайте глубокий вдох… Откройте глаза…
- А хотите узнать, что это за дом, в котором вы очутились?
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья.
- Что это за дом? (Школа)
- Да, это наша школа. Сегодня я предлагаю поговорить о нашей школе.
- Ребята, а с чем можно сравнить школу?
- Из ваших слов я сделала вывод, что школу действительно можно назвать нашим общим домом, т.к. здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Здесь мы живем особой школьной жизнью.
- Итак, тема нашего урока «Школа – наш общий дом»
- Какую роль играет школа в нашей жизни?
- Какие качества воспитывает школа у каждого из вас?
- Многие из этих качеств вы познаете на уроках Самопознания. Назовите их.
- С кем вы общаетесь в школе?

Ребята, предлагаю вам продолжить предложение:
В школе мы узнаем…

Игра «Островки знаний»
- Играя, мы проверим, какие знания вы уже приобрели к данному моменту.
На полу чертятся три круга. Звучит мелодия песни «Чему учат в школе». Учащиеся свободно двигаются по комнате. Как только музыка перестает звучать, детям нужно занять место в одном из трех кругов - «островков». Затем детям предлагаются задания.
Первое задание: расположить в алфавитном порядке картинки с изображением школьных принадлежностей.
Второе задание: перечислить названия животных на казахском языке.
Третье задание: перечислить слова на тему «Школа» на английском языке.

Беседа
- Что интересного вы узнаете в школе?
- Чему вы научились в школе?
- Какие чувства у вас возникают при слове «школа»?

Творческая деятельность. Проект «Чудо-школа».
- Наша чудесная родная школа, особенная, не похожая ни на какую другую. Школа заполнена светом и теплом.. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс.
- А что вам особенно нравится в нашей школе?
- А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь?
- Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.
1-я группа
Задание: составить режим работы школы.
- Какие учебные предметы будут изучаться школе?
- Сколько минут будет длиться один урок?
- Сколько должно быть уроков в день?
- Сколько будут длиться перемены, и как они будут проходить?
- Пятидневка или шестидневка будет в школе?
- Какие должны ставить оценки учителя?
- Сохранятся ли каникулы как в нашей обычной школе? Сколько дней они будут длиться?

2-я группа
Задание:
- Какая будет школьная форма у учеников?
- Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре?
- Нужна ли в нашей школе столовая? Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам?
- Какими должны быть учителя в школе?
- Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?

3-я группа
Задание: нарисуйте рисунок «Чудо-школа». Как будет выглядеть школа?

Игра «Волшебный мешочек»
Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет.

Размышляем над ситуацией
Учитель предлагает поразмышлять над ситуацией. (Дети делятся на группы и разыгрывают обозначенную ситуацию).
1. Друзья зовут товарища на улицу, но мама просит, чтобы он помог ей по дому...
2. Ребята решили пойти поиграть на территории стройки, но …
3. В воскресное утро родители просят сына выгулять собаку, но ему хочется еще поспать...
4. Сестре нужно готовиться к самостоятельной работе, а брат зовет ее посмотреть интересный фильм.
- Как вы думаете, трудно ли делать то, чего не хо¬чется делать?

Круг «От сердца к сердцу»
- Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее, любознательнее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут. Закончим наш урок фразой: «Я желаю своей школе…»

Звучит фонограмма песни «Чунга-чанга». Дети вместе с учителем поют песню «Чудо-школа».

Как мы дружно, весело живем,
Учим ноты, песенки поем.
Школа, школа - наш родимый дом,
И без школы мы не проживем.
Наша школа - это чудо,
В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям,
Пусть так будет!
Знает точно каждый ученик,
Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора.
Школа, школа - лучшая пора!

Звучит мелодия песни «Маленькая страна» и дети исполняют вторую песню.
За стадионом, за домами
Школа такая есть.
Там дети с умными глазами,
Грамот – не перечесть.
Там школа чистотой искрится,
Там и микробов нет.
Каждому наша школа снится,
Каждому дарит свет.
Припев:
Маленькая страна,
Умненькая страна,
Много и знаний, и умений
Дарит нам всем она.

Тема: Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника

Цель: 1. Дать целостное восприятие понятию «школа» и всего,

что с ней связано.

2. Рассмотреть правила поведения учащихся в школе.

3. Выявить основные права и обязанности школьников.

4. Воспитывать уважение к правам других;

Ход занятия:

Послушайте загадку, о чѐм в ней говорится?

Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретѐт.

Что это?

Школа

Тема урока – «Школа – мой второй дом».

Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

Игра «Ассоциация»

Класс делится на две команды. Участники по очереди подбегают к учителю и называют ассоциацию со словом школа. Команда, назвавшая последнюю ассоциацию, становится победителем игры.

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

Давайте вспомним основные правила поведения в школе?

Правила поведения в школе:

1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.

2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.

3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.

4. Не отвлекай соседей своими разговорами.

5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.

6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.

Сюжетно – ролевая игра

Класс делится на маленькие группы. Каждой группе даѐтся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.

Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.

Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».

Алѐша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо,

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеѐнке поползла,

Забралась на счѐты,

У неѐ свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе –

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухи!

А разве Лѐша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

«Виновата Муха!»

О чѐм это стихотворение?

Что вы можете сказать о поведении Лѐши?

Справедливо ли учитель поставил Лѐше замечание в дневнике?

Загадки

На столе учителя – «волшебный» сундучок со «школьными» загадками. Дети по очереди подходят к учительскому столу, достают из сундучка загадку и отвечают на вопрос.

1. Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретёт.

Школа

2. По чѐрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей –

Чистая страница.

Школьная доска

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

Мел

4. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведѐт обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

Парта

5. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

Тетрадь

6. В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своѐм значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

Линейка

7. В этой узенькой коробке

Ты найдѐшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Пенал

7. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

Ручка

Творческое задание «Новое расписание»

Однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать всѐ в школе. И он начал всѐ переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…

Помогите весѐлому директору и придумайте не менее трѐх названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.

Физкульминутка

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Упражнение " Собери пословицу"

Задача: Собрать пословицу из отдельных слов.

1. В книге ищут не буквы, а мысли.

2. Знанье – не водица – в рот само не станет литься.

3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

4. Красна птица перьями, а человек – ученьем.

6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

9. Чтение – лучшее учение.

10. От ученья человек с пути не сбивается.

Учитель - Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Обсуждение ситуации

Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

Кто защищает ваши права? (Государство.)

Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

Какие права ты считаешь главными для человека?

Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

В школе я должен...

В школе я имею право...

Дома я должен...

Дома я имею право...

На улице я должен...

На улице я имею право...

Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Разговор о домашних обязанностях

У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

Вымойте за собой посуду.

Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

Умейте постирать носовой платок, носки.

Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод . Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

Какие права есть у учащихся?

Какие есть обязанности?

Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Учитель: Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даѐт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоѐвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.

1) развитие воображения, фантазии, творчества, образности мышления учащихся;
2) формирование у учеников представления о разнообразии природы Земли;
3) закрепление навыков коллективного труда;
4) воспитание правильного понимания экологических проблем, бережного отношения к природе;
5) привитие интереса к учёбе, любви к школе;
6) показать учащимся, как из частей складывается единое целое.

Оборудование: лего-конструктор.

1. Объявление темы и целей классного часа.

Ребята, сегодня мы проводим классный час в виде конкурса. Во время конкурсов всегда бывают победители. В нашем конкурсе победителями могут стать все участники, если вы объедините свои старания и сумеете построить школу будущего.

2. Вступительная беседа.

Наша школа – наш второй дом, потому что мы в нём проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, здесь мы получаем знания. Мы хотим, чтобы наша школа стала центром экологического образования. Сейчас наша цель – представить проект нашей школы в будущем, где будет необыкновенная лаборатория по изучению и исследованию флоры и фауны нашей планеты.

Мы все – единая команда. Название команды: “Мур-мяу”, что означает: “Мы – умелые ребята, мы – ясные умы”.

Учитель: – Вы были заранее ознакомлены с темой и задачами классного часа и каждая группа получила задания. А теперь, объединившись, мы построим вместе школу будущего.

Команда была разделена на три группы: “Океанарий”, “Плоскогорье” и “Высокогорье”.

3. Представление групп.

“Океанарий”:

– Меньше слов, больше дела,
Чтоб в руках всё кипело.
Помни – рядом команда,
Не бойся заданий.
Вместе можно построить
Много Лего-зданий.
Главное, чтобы каждому было интересно.
Важно, чтобы трудности преодолели вместе.

“Плоскогорье”:

– Мы хотим радостно жить,
Мы хотим вместе играть,
Мы хотим крепко дружить,
Мы хотим учиться на 4 и 5!
Мы умеем задачи решать,
Мы умеем без ошибок писать,
Мы можем на помощь прийти
И силы приложим, чтоб счастье найти.
Мы любим трудиться на благо людей,
Мы любим слушать, как поёт соловей,
Мы любим читать и в компьютер играть,
Мы любим в конкурсах побеждать!

“Высокогорье”: (Звучит фонограмма “Школьный вальс”, муз. И.Дунаевского)

– Кругом новостройки, а нам - 50!
В школе учились сотни ребят.
Каждый из них благодарен за это судьбе.
За то, что обучен, воспитан был здесь,
Смело по жизни шагают они,
Трудом и творчеством наполняют дни.
А мы занимаемся Логомирами,
А мы своё будущее сочиняем,

В этом – помощница.
А мы занимаемся Логомирами,
А мы своё будущее сочиняем,
А мы фантазируем – и Легоигра
Нам нужна!

Учитель: – Каждая группа должна построить свой этаж и рассказать о своей лаборатории.

4. Работа с Лего-конструктором.

Группы собирают из Лего-конструктора свою “лабораторию”, а затем выстраивают три этажа: “океанарий”, “плоскогорье” и “высокогорье”.

5. Представление своего проекта каждой группой.

Учитель: – Вы построили прекрасное здание.

Расскажите, чем занимаются здесь ученики.

1-я группа (“океанарий”).

Приглашаем всех пройти в наш школьный океанарий. Навстречу нам выплывает дельфин Флиппер – он наш помощник, а сегодня он дежурный по океанарию. Подойдём к переговорному устройству. Дешифратор поможет нам понять речь дельфина.

Привет, Флиппер! Как тебе живётся в школьном океанарии?

Отлично!

Ты привык выполнять наши поручения?

Мне это очень нравится.

Чем ты сейчас занимаешься?

Я собрал для вас коллекцию морских раковин и моллюсков, ведь у вас завтра

А какая обстановка сейчас на глубине?

Всё нормально. Флора и фауна океанария находятся в естественных условиях.

Где сейчас твой друг Лидинг?

Он поплыл к коралловым рифам. У него есть “маячок” и вы можете выйти с ним на связь.

Включаем экран монитора. Давайте посмотрим, какое задание выполняет дельфин Лидинг. Вот мы видим обтекаемое тело дельфина, а на его плавнике – термометр. Значит, Лидинг производит замер температуры воды в районе коралловых рифов.

2-я группа (“плоскогорье”).

Давайте перейдём на плоскогорье. Завтра у ребят 4-х классов по окружающему миру будет тема “Лесная зона”.

Наблюдаем за волком. Обратите внимание на его серьёзный вид, на то, как медленно и важно он идёт. Наверное, он обдумывает какое-то задание.

Включим переговорное устройство.

Акела, приветствуем тебя! Ты не знаешь, кто сегодня дежурный по “Красной книге”? Мы хотели узнать, нет ли в лесу истребления редких растений?

Только что мимо меня пролетела рассерженная пчела. Наверное, где-то сорваны медоносные растения.

Акела, а ты что сейчас делаешь?

Я, как санитар леса, обследую свой участок – нет ли загрязнённости.

Ну и как?

Всё в порядке! Мой участок экологически чистый.

Спасибо тебе, Акела. До встречи!

3-я группа (“высокогорье”).

А теперь давайте поднимемся в горы. Включаем установку ионизации воздуха и, таким образом, мы оказались высоко в горах, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Над нами парит осторожный и величественный орёл. Он снижается, и мы видим его мощные крылья и слышим его гортанный клёкот. Что он хочет нам сказать? Включаем переговорное устройство.

Орёл-зоркий глаз, какие прогнозы на ближайшее время?

Ребята, будьте осторожны! Начинается таяние снегов и возможны лавины.

Спасибо за предупреждение, Орёл-зоркий глаз.

Учитель: – Молодцы, ребята! Вы сумели сделать прекрасный проект школы будущего.

6. Итог.

Да, наша школа – это наш второй дом, потому что, самое главное – здесь мы учимся сохранять и строить наш общий большой дом, в котором всем нам предстоит жить в 21 веке. И помогает нам в этом Лего.

В заключении звучит песня В. Дубравина “Огромный дом построила природа”.

Шадрина Елена Владимировна

КГУ« СШ им. Лермонтова»

учитель самопознания.

План урока по самопознанию.

Школа : КГУ«СШ им. Лермонтова» дата______________ г. № 7 -1.

Тема: « Школа - наш общий дом».

Ценность: понимание, ответственность.

Качества: дружелюбие, доброта.

Педагог : Шадрина Е.В.

Класс: 2, кол-во учащихся:12

Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы. Задачи: раскрыть значение понятий «школьный дом»; развивать стремление к получению знаний, быть любознательным, больше познавать; воспитывать бережное и уважительное, отношение к школе, уважительное отношение к учителям, к одноклассникам.

Ресурсы

Музыка для релаксации «Бабочки», аудиозапись песни «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского),

« Блокнот мудрости», видеоролик «Учат в школе», стихотворение В.Лейкина «Размышление по дороге в школу», цветные кружки, листы с вопросами, карточки с наименованиями школьных предметов.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

«Путешествие на облаке»

Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Откройте глаза... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум.

1.Что вы почувствовали, путешествуя на облаке?

2.В какие места привело вас облако?

3.Получилось ли у вас побыть счастливыми?

Музыка для релаксации

«Бабочки»

2.Проверка домашнего задания.

Шкатулка мудрости.

Детям предварительно дается домашнее задание в тетради. Необходимо прочитать стихотворение В.Бильмана «Школа чудесный дом» и написать добрые пожелания и слова благодарности своей школе.

Опрос учащихся.

Тетрадь

3. Позитивное высказывание (цитата)

«Красна птица перьями, а человек ученьем».

(Русская народная пословица)

Чтение цитаты учителем;

Повторное чтение цитаты 1-2 учащимися;

Хоровое чтение цитаты.

1.Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2.Какая взаимосвязь с птичьими перьями и учением человека?

Учащиеся записывают цитату в «Блокнот мудрости»

Русская народная пословица

« Блокнот мудрости»

4.Рассказывания истории (беседа).

Сегодня на урок я принесла видеоролик «Учат в школе», давайте его посмотрим.

Беседа по видеоролику:

Чему учат в школе?

Для чего мы ходим в школу?

Мы можем сказать,что школа - наш второй дом?

Учитель предлагает послушать стихотворение Вячеслава Лейкина

«Размышления по дороге в школу».

Я всем завидую. Коту, - Он бродит там, где хочет, И обожает темноту, И с воем когти точит.

И псу завидую. У пса Приятели повсюду, И каждый день по два часа Не моет пес посуду.

Цветку завидую. А что? - Цвети себе да пахни. А тут, чуть свет, влезай в пальто И на уроках чахни.

Синички прыгают на пнях, Не думая о школе… А вот и школа, вся в огнях. Опаздываю, что ли?

А там, на третьем этаже, Друзья и запах мела… И мне завидовать уже Почти что надоело.

О чем это стихотворение? - Кому завидовал мальчик? - А стоило ли завидовать? Почему? - Может кто-то из вас узнал себя в этом стихотворении?

Видеоролик «Учат в школе»

Стихотворение

В. Лейкина «Размышление по дороге в школу»

5. Творческая деятельность

Учащимся предлагается создать проект «Чудо-школы» и презентовать его.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Наш милый школьный дом. Особенный, непохожий ни на какой другой. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс. -А что вам особенно нравится в нашей школе? -А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь? -Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».

Класс делится на 3 группы с помощью цветных кружков (синих, зеленых, красных). Каждая группа получает задание. 1-я группа - «Директор и учителя Чудо-школы.»

Задание: составить режим работы Чудо-школы. На листе записать ответы на вопросы:

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе? - Сколько минут будет длиться урок? - А перемена? - Сколько должно быть уроков в день? - Какие надо давать домашние задания? - Какие должны ставить оценки? - Сохранятся ли каникулы?

2-я группа - «Ученики Чудо-школы.» Задание: На листе записать ответы на вопросы:

Какая будет школьная форма у учеников? - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре? - Нужна ли в нашей школе столовая? Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?

3-я группа - «Строители Чудо-школы»

Задание: нарисуйте рисунок «Чудо-школа». Как будет выглядеть школа?

Защита работ учащихся.

Игра «Волшебный мешочек»
Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет.

Вывод: Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Чудо-школа! Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут.

Листы с вопросами

Карточки

6. Групповое пение.

«Чему учат в школе».

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Песня «Чему учат в школе»

Слова:

Пляцковского М. Музыка:

Шаинского В.

7. Домашнее задание.

Задание в тетрадях стр.18, задание.1 Подумать и написать на кирпичиках, что вы цените в своей школе.

Тетрадь

8. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза. Вспомните все, что было хорошего на уроке и мысленно передайте всем людям на Земле. Спасибо за урок.

Музыка для релаксации.

« Вода»

Список использованной литературы:

1.Интернет ресурсы.

2.Самопознание. Методическое пособие, Токовенко О.М., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010г.

3.Учебник Самопознание для 2 класса, Кежегалиева Ж.Б., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек» , 2010г.

Приложение

Задание для 1 группы.

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе?______________________

Сколько минут будет длиться урок? _________________________________ - А перемена? ____________________________________________________ - Сколько должно быть уроков в день? ________________________________ - Какие надо давать домашние задания? ______________________________ - Какие должны ставить оценки? ____________________________________ - Сохранятся ли каникулы? _________________________________________

Задание для 2 группы

Какая будет школьная форма у учеников?__________________________ - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре?_______________________________________________________ - Нужна ли в нашей школе столовая?_________________________________ Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? _________________ - Какими должны быть учителя в школе? _____________________________ - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?_________________

Карточки с наименованиями школьных предметов:

математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение.

ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Конспект открытого занятия

«Мой школьный

дом»

Воспитатель: Калинина Е.В. 2013 г.

Цель: Формировать патриотическое сознание учащихся через изучение истории своей школы.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей школы,
  • расширять знания детей о школе.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к школе, бережное к ней отношение;
  • воспитывать дружеские отношения.

Коррекционные:

  • развитие элементов словесно-логического мышления через загадки;
  • обогащение словаря детей через знакомство с новыми словами;
  • развитие мышления, умение находить причинно-следственные связи;
  • коррекция зрительной памяти через карты опоры и презентации;
  • развивать интонационно-выразительную речь через чтение стихов.

Ход занятия

(Психологический настрой.) Здравствуйте дети и гости. Сегодня на улице пасмурно и холодно, а у нас в классе уютно и тепло, тепло от наших улыбок. Ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям. Я думаю, что на занятии мы не будем грустить, а будем улыбаться, и у нас будет хорошее настроение.

Ребята, а хотите попутешествовать?

Сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не пугайтесь, далеко нам с вами идти не придется. А куда мы отправимся, вы догадаетесь, разгадав вот этот кроссворд. Согласны?

1. У сены большой и важный- 2. По чёрному белым

Дом стоит многоэтажный. Пишут то и дело.

Мы на нижнем этаже Протрут тряпкой-

Всех жильцов прочли уже (шкаф) Чистая страница (доска)

3. Кулик- не велик 4.В черном поле заяц белый

Целой сотне велит: Прыгал, бегал, петли делал

То сядь да учись, След за ним был тоже бел,

То встань, разойдись (звонок) Кто же этот заяц? (мел)

5.Стоит чудесная скамья

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс. (Парта)

Какое же ключевое слово получилось?

Правильно- школа . Молодцы справились с заданием!

Кто догадался, в какое путешествие мы с вами отправимся? (мы отправимся путешествовать по школе)

Совершенно верно, путешествовать мы будем по нашей школе .(открывается тема занятия «Мой школьный дом»)(появляется на доске фото школы)

С чего начинается школа. Театр, говорят, начинается с вешалки, а школа?

1СЛАЙД (школьное крыльцо) (тихая музыка)

(Дети- Школа начинается со школьного крыльца.)

Да, совершенно верно. Давайте, молча мысленно, постоим немного на таком знакомом и родном крыльце нашей школы.

Между взрослостью и детством

Нет мостов и сказок нет

Остаются нам в наследство

Только память прошлых лет.

А сейчас войдем и посмотрим другими глазами на нашу школу, узнаем о ее прошлом, расскажем о настоящем, помечтаем немного о будущем. (задачи)

2 СЛАЙД «История школы» (фон школы с надписью)

То о чем мы сейчас расскажем

Все как следует знать должны,

Ведь история школы нашей

Часть истории нашей страны.

У каждого города, села, человека и даже здания есть своя история. И наша школа не исключение. Нашей школе исполнилось 20 лет.

20- в принципе только начало,

20- это для школы не срок,

Но ведь, сколько уже сверстала

В жизни удачных дорог.

Хочу обратить ваше внимание на фотовыставку « Наш школьный дом». Здесь вы видите, сколько за это время было выпусков. Их было 13. 109 учеников покинули наши школьные стены. Кто-то из них мог утвердиться в жизни, а кто- то, к сожалению, нет. Мне бы хотелось, чтобы наши будущие выпускники смогли найти себя в самостоятельной жизни.

Давайте обернемся на дорогу-

Узнаем то, чего еще не знали,

Повспоминаем вместе хоть немного

Странички жизни полистаем.

Как все начиналось, вам расскажут наши ребята, которые работают над проектом «История школы» Сосновская А. и Глазов М.

3 СЛАЙД (со школьным садом)

Сосновская А. Цветет и шумит школьный сад общеобразовательной Малышевской средней школы. И вдруг как в сказке: «Скоро дело делается…» появляется двухэтажное здание. На месте школьного сада строится здание для ребят, учившихся в средней школе, и называлось это здание интернатом.

Вы спросите, зачем нужен был этот интернат? Мы вам сейчас объясним. Раньше, да и сейчас, в средней школе ребята учились из разных населенных пунктов. Школьных автобусов не было и ребятам приходилось здесь жить. Для этого и было построено это здание, а назывался оно интернатом Малышевской средней школы. Всю неделю дети жили здесь, учиться ходили в здание школы, а на выходные дни уезжали домой. Построено и пущено в эксплуатацию это здание было в 1974 г. (на дороге «истории» появляется дата 1974 г. –интернат общеобразовательной Малышевской средней школы)

(обращаю внимание на «дорогу истории»)

А теперь внимание на экран! (появляется фото). Вы видите фотографию прошлых лет, внимательно посмотрите на неё и узнайте человека, который в школьные годы учась в средней школе жил в этом интернате, а теперь работает у нас. (если дети не узнали, то следующее фото)

Летом в этом здании работал школьный лагерь труда и отдыха.

Глазов М- Дорога истории нас ведет в 1984 год. (появляется дата) В этом здании открывается фильмотека (появляется это слово)

- Ребята, а кто знает, что это за организация такая?

Знаете что такое библиотека? (дети объясняют)

А что же такое фильмотека? Кто догадался?

Правильно. Вы спросите, а зачем было хранить фильмы? Раньше не было компьютеров, ДВД, видеомагнитофонов, а учебные фильмы были нужны. Эти фильмы были записаны на плёнку и хранились в металлических коробках. Любая школа могла заказать нужный фильм, специальные люди отбирали данный фильм и отправляли в школу, людей этой профессии называли экспедиторами . Затем этот фильм вновь возвращался в фильмотеку, чтобы другая школа могла тоже заказать и посмотреть его. Теперь понято что это за организация?

(Дети- это организация где хранились фильмы)

Раньше многие молодые люди оставались в селе, были совхозы, была работа, парни работали трактористами.

Глазов М. А теперь нас история ведет в 1993 год. В селе Малышеве, в самом центре России, ровно 20 лет назад открывается специальная (коррекционная) школа-интернат, в которой мы с вами учимся.

Страницы прошлого листая, хотелось показать и вспомнить, как это было.

Еще раз напомните, сколько нашей школе лет? Посмотрите, как все начиналось.

4 СЛАЙД (надпись на слайде «Как это было?») Первое слово было дано директору школы. Тогда им был Максимов Иван Анатольевич. Затем дети и родители приняли поздравление от заведующей РОНО Бирюковой Татьяны Михайловны и заместителя главы Селивановского р-на по социальным вопросам Григорьева Александра Ивановича. Так же с приветственным словом выступила организатор внеклассной работы Белова М.В., которая,в последствии, работала у нас воспитателем. На крыльце школы, тогда оно еще было не таким как сейчас, собрались все работники школы. Заветный ключ передал директору школы инженер строительной бригады. Была разрезана красная лента и дети, и их родители впервые вступили в стены нашей школы, которая до сих пор принимает ребят, учит их читать, писать, считать и конечно же старается воспитать их честными, добрыми.

За это время происходят изменения. В 1999г. меняется директор школы- им становится Шишкина И.И., меняется и коллектив школы. Меняется и сама школа.

(ВЫВОД)Еще раз пройдемся по нашей « дороге истории». В каком году построено здание? Какие организации были в этом здании? Когда открылась наша школа? Сколько лет школе? А сколько выпусков было? Может кто-то запомнил, сколько всего детей вышло из школы? Молодцы! Давайте немного отдохнем.

Музыкальная физкульминутка.

Наша школа с каждым годом становится все краше. Классы становятся уютными. Нельзя пройти мимо кабинетов, где реалии жизни волшебным образом превращаются в чудесную сказку, готовую научить детей всему, объяснить все «почему». Вы, наверное, ребята, согласитесь со мной, что самое интересное, самое беззаботное время проходит здесь в школе. Давайте вспомним и посмотрим.

«Калейдоскоп школьной жизни» (презентация)

Корсаков В. Хотим сегодня оглянуться

На то, чем жизнь была полна,

На все счастливые минуты,

На все удачные дела.

Вспомним первое сентября. Наш калейдоскоп открывает первый праздник учеников «День знаний»

Учеба, здравствуй!

Школа, здравствуй!

Идем за знаниями в поход.

Сегодня праздник,

Школьный праздник-

Встречаем мы учебный год.

Никашов П. И вот уже на календаре октябрь, он дарит нам два праздника «День Учителя» (пауза)…. и праздник осени.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим!

Парамонов В. Следующая страничка календаря- ноябрь, праздник «День Матери». Есть день в году знакомый нам

День мамы называется.

Когда родных и крестных мам

Поздравить полагается.

В этот день самые желанные гости- это мамы.

Скотников С. Снежинки пролетая

Зовут, зовут вперед.

Мы календарь листаем

Декабрь уж настает,

А вместе с ним и праздник счастливый новый год!

Глазов М. открываем следующий лист календаря- начинается январь, замечательные сказочные вечера.

Две чудесные недели- то наступили Святки.

Гаданья, пляски, игры и колядки

Фролова Ю . Февраль, февраль зима и солнце!

В феврале праздник есть у нас один-

Это праздник- день мужчин.

Арнст А.

Не отмели еще метели,

Не отшумели до конца,

А наши души потеплели,

И в миг оттаяли сердца!

Пускай зима полна азарта,

Весна пришла сегодня к нам!

И мы желаем счастья вам!

Козлов Г. Вот апрель в окно стучится,

Что несет нам наш апрель?

Прилетают с юга птицы,

Тает снег, звенит капель

Праздник Космонавтики

Отмечают в этот день!

Киреев В.

В апреле проходит ярмарка профессий. «Народные промыслы»

Хорошо в старину жили,

Деревянны ложки были,

Нет столовых, нет десертных,

Чайных ложек тоже нет.

Зато много так красивых

Деревянных, сердцу милых.

Ложки, плошки и шкатулки

Расписали хохломой.

Пискунова К.

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

Корсаков В. И последняя страничка нашего веселого калейдоскопа

Прозвенит звонок веселый,

Позовет с собой ребят.

До свиданья наша школа!

Пели с вами и плясали,

И порядком все устали.

Школьный наш калейдоскоп

Прощается с вами на целый год!

Вот мы и вспомнили каждый месяц, прожитый в нашей школе. Все-таки интересная школьная жизнь, вы согласны со мной? В это нам помогает наша школьная дружба. Давайте немного отдохнем.

(физкульминутка) Руки на пояс сейчас положите,

Вправо и влево тихонько качнитесь.

Теперь над собою давайте помашем-

Голубем мира вспорхнут руки наши!

Нашей планете раздоров не нужно,

Ребятам и взрослым нужна только дружба!

Дружба! Дружба! Дружба!

Я повторюсь, для того чтобы школьная жизнь была веселой интересной нам нужна дружба.

Каждый из вас знает каждый уголок своей школы.

Сосновская А, Когда осенним хмурым днем

Впервые в школу я вошла,

Меня овеяло теплом,

Как от нежгучего огня.

Брела я медленно по холлу

Мне было не знакомо все.

Теперь я знаю свою школу

И каждый уголок ее.

И по знакомым коридорам

Привычно направляюсь в класс

И вопреки всем разговорам

Идти я рада каждый раз.

И хоть теперь мне все знакомо

Но в хмурый день, как в первый раз

Меня теплом согреет школа..

И я войду в знакомый класс.

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Кто лучше знает свою школу». Я задаю вам вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

  1. В каком году открылась школа (1993)
  2. Сколько ступенек на школьном крыльце?(1)
  3. Сколько учебных кабинетов в школе?(13)
  4. Сколько окон в нашей школе?(51)
  5. Сколько школе лет? (20)
  6. Сколько ступенек на школьной лестнице в коридоре?(18)
  7. Сколько спален в школе?(9)
  8. В каком году было построено здание?(1974)
  9. Сколько выпусков было за эти годы? (13)

10.В каком году открылась фильмотека?(1984)

11. в каком году размещался класс профессионального училища?(1990)

Молодцы, большинство ребят давали верные ответы, а те, кто ошибался еще раз пройдут по школе и найдут правильный ответ.

Хочу обратить ваше внимание на нашу выставку рисунков «Мой школьный дом». Какие яркие, красочные рисунки. Наверное в каждом таком доме царит добро, дружба, радость, взаимопонимание. Я думаю, что и вы будите делать все, чтобы в нашей школе тоже было весело жить, дружить и учиться.

Мы уже говорили, что наша школа в этом году празднует юбилей. Сейчас стало модно на праздники запускать в воздух фейерверки или воздушные шары. Вот и мы сейчас с вами запустим над нашей школой воздушные шарики с вашими пожеланиями нашей школе, и пусть каждое наше желание исполнится. (когда дети прикрепляют «шарики» они проговаривают свое пожелание) (Музыка).

(процветания,

терпения,

хороших учеников,

долголетия,

хорошего спортзала,

гордости за своих учеников,

счастья,

чтобы она была светлой, уютной,

Чтобы школа не старела,

крепких нервов и здоровья учителям и воспитателям

оставаться теплым и родным домом,

чтобы ученики становились лучше, послушнее.)

От себя я хочу пожелать школе светиться огнями счастливых детских глаз, понимания, вдохновения, достижений и побед.

Никашов П. Наша школа маленькая Родина

Здесь мы много нового узнали.

Много книжек мы перечитали.

Школа учит нас добру и терпению,

Любить друзей, учителей и само учение.

Из школы наши судьбы начинаются,

И в сердце никогда не забывается

Счастливая школьная пора.

С 20 летием! Ура!

Вот на такой веселой, позитивной ноте мне бы хотелось закончить наше занятие.