Основные формы мышления кратко. Виды и формы мышления

Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.

Мыслительный процесс

Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, и операции мыслительного процесса.

  • Обобщение . Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
  • Еще один признак мышления - опосредованное познание окружающего мира , то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.

Рациональное и интуитивное мышление

Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.

Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию - это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.

Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».

Формы реализации мыслительных процессов

Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

Критерии

Характеристика

  • Понятийная форма

Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

Большой объем признаков - это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

  • Форма суждений

Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

  • Форма умозаключений

Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

Суждение

Суждение - форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие - «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные - неадекватно.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

Процессы мышления

Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

  • Анализ

Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

  • Синтез

Восстановление целого из разрозненных элементов - процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

  • Сравнение

Сравнить объекты (понятия, вещи) - значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

  • Абстракция

Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

  • Конкретизация

Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

  • Обобщение

Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

Научное мышление

Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.

Формы научного мышления - это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.

Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа - логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Особенности мышления

Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

  • Гибкость - умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
  • Глубина - умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
  • Скорость - способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
  • Самостоятельность - умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
  • Широта - способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
  • Последовательность - умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
  • Критичность - способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.

Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание : найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие - к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание : Суахили - это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ - «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные - белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления включают в себя понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).

Понятия бывают общие и единичные , конкретные и абстрактные . Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.

Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).

Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку начиная с определенного возраста и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Имеется две стратегии усвоения понятий - экземпляра и проверки гипотезы.

Понимание . Различают непосредственное понимание, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.

Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек - добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различают типы суждений :

  • формальное , характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» - истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
  • эмпирическое , характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).

Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик - человек спокойного нрава. Петров - спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик - человек спокойный» и «Петров - спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений :

  • индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); дедукция - когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики - люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);
  • аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
  • предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи лета и зимы).

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышления — понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Формы мышления изучает прежде всего логика. К их числу относятся: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Существенными чертами являются такие, каждая из которых, взятая отдельно, необходимо, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Отличительные черты могут быть присущи только одному предмету (например, отличительной единичной признаком планеты Меркурий является то, что ее орбита наименее удалена от Солнца по сравнению с другими планетами Солнечной системы), а могут быть и присущими только определенным предметам (например, отличительными признаками человека являются: способность создавать средства производства, способность к абстрактному мышлению и наличие языка).

Неотличимы признаки - это признаки, которые принадлежат не только этим предметам. Например, для металлов неотличимыми признаками являются теплопроводность, электропроводность; для львов-принадлежность к хищных животных, принадлежность к позвоночным и тому подобное.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания. Например: книга, лес, независимое государство, парламентская республика и тому подобное.

Источником понятий является объективная реальность, а сами понятия - не что иное, как мыслительная отображения реально существующих вещей. Каждое понятие имеет содержание и объем. Например, содержанием понятия "части речи" есть такая существенная отличительный признак, как общая грамматическая категория, которая выражает основные лексико-грамматические классы слов. В объем понятия "части речи" входят существительное, предлог, глагол, числительное, прилагательное, доля, числительное и т.п. .

Понятие можно вводить двумя способами: в "готовом" виде и путем "открытий". Второй путь, эвристический, является, как показывают исследования и передовая практика, более эффективным, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, поскольку способствует развитию продуктивного мышления, формированию приемов анализа, сравнения, обобщения. Так, понятие о существительное как часть речи можно ввести с помощью решения познавательных задач и выполнения упражнений. Представьте себе, что вы вышли из школы на прогулку. Вы видите очень много предметов. Приведите примеры существительных, называющих эти предметы. Какие из них отвечают на вопросы?, А какие на вопрос кто? И только после выполнения нескольких подобных задач дается определение существительного. В старшем школьном возрасте более эффективным является введение понятий и теорий в готовом виде, дедуктивно, то есть путем от общего к частному.

Формирование понятий тесно связано с их определением и объяснением. Под определением понимают логический прием, позволяет: а) отличать, отыскивать, строить предмет; б) уточнять значение уже введенного термина, а также формулировать значение термина, вводится.

Наиболее распространенным видом определений является определение через род и видовые отличия. Часть предложения, которая определяет понятие, обязательно состоит из ближайшего рода (фонетика - раздел науки о языке; прямоугольник - параллелограмм) и видового отличия (фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи; прямоугольник - параллелограмм, в котором все углы прямые).

Процесс определения понятия через род и видовое отличие ясно и доступно раскрыл К.Д. Ушинский на примере понятия "вода". Чтобы ответить на вопрос, что такое вода, нужно перечислить все те признаки, по которым вода отличается от других предметов:

Предмет, о котором можно говорить или думать;

Тело, которое занимает место и имеет вес;

Неорганическое тело;

Жидкость

Прозрачная;

Без цвета

Без вкуса и запаха.

Таким образом, вода является жидкостью, прозрачной, без цвета, без вкуса и запаха. Такое различие предмета по его родовому признаку и видовой отличием К.Д. Ушинский назвал определением понятия.

Суждение это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связей между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. Примерами суждений являются: "Ледоколы существуют", "Украинские альпинисты совершили восхождение на Эверест", "Киев больше Львов". Если в суждении утверждается или отрицается наличие у предмета определенного признака или констатируется существование какого-либо предмета, или устанавливается отношение между предметами, и это соответствует действительности, то суждение правильное, истинное. Суждение "Все ужи пресмыкающиеся", "10 больше 3", "Некоторые птицы не водоплавающие" являются истинными, поскольку в них адекватно отражено то, что имеет место в действительности. В противном случае суждения неправильно.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса ("Все новорожденные питаются молоком"). В частных суждениях утверждение или отрицание относятся уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам («Некоторые грибы съедобные »). В единичных суждениях-только к одному ("Эверест - высочайшая вершина мира»).

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается ("Этот дом кирпичный") 2) опосредованно, путем умозаключений или рассуждений.

С помощью различных видов умозаключений мы можем получать новые знания. Построить умозаключение можно при наличии одного или нескольких истинных суждений (они называются посылками), поставленных в взаимосвязь.

Все углеводы горючие Алмаз - углевод Алмаз горюч

Структура любого умозаключения содержит ссылки, заключения и логическую связь между ссылками и заключениям. Логический переход от ссылок к заключения называется заключением. В приведенном примере два первых суждения, которые стоят над чертой, являются ссылками, а последнее - заключениям. Для проверки истинности заключения совсем не нужно обращаться к непосредственному опыту, то есть курить алмаз. Заключения о горючести алмаза можно сделать с высокой степенью достоверности с помощью умозаключений, опираясь на истинность ссылок и соблюдения правил вывода.

Умозаключение - это форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимой или определенной степенью вероятности, что следует из них.

Все логические формы мышления необходимы для нормального течения мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, таким образом, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, которая специально исследует такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключения, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Однако закономерности, изучаемые формальной логикой, необходимы, но совсем не достаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления. Изучая результаты (продукты) человеческого мышления, логика абстрагируется от исследования мышления как процесса. Эта сторона мышления изучает психология. Психологически исследовать мышление как процесс - значит изучать внутренние скрытые причины, которые приводят к образованию тех или иных познавательных результатов. Этими результатами являются, например, такие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник или не возник у него замысел решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действий и тому подобное. По всем этим внешним фактам стоит мыслительный процесс, имеющий свои внутренние закономерности.

Существуют 3 основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.

Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития.

Для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.

Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности. На процесс понимания большое влияние оказывает прошлый опыт человека, богатство тех впечатлений.

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия. Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, то есть раскрытие сущности понятия.

Суждение – это утверждение или отрицание каких‑либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.

Знание какого‑либо закона, научного положения – это умение высказать правильное суждение, то есть раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой‑либо закон, положение.

Каждое суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика.

Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.

Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.

Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.

Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Рассуждая о том или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не только обобщающего характера, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее полному раскрытию явлений, предметов действительности.

Виды мышления.

В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают наглядно‑действенное, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление.

Наглядно‑действенное мышление — это вид мышления , связанный с непосредственным включением его в практическую

Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, где требуется решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.

Наглядно‑образное мышление – это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.