Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик. Игровые технологии как фактор интеллектуального развития старших дошкольников Технологии интеллектуального развития

Использование инновационных технологий

в интеллектуальном развитии детей-дошкольников

КГКП №21 «Кішкентай данышпандар»ресурстық орталық

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников:

Основные

    Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова

    Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов

    Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер

    Технология проектного обучения. - Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М.

    Технология исследовательского метода обучения. Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин.

Вспомогательные

    Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

    Проблемное обучение. А.М. Матюшкин, Булгаков В.И.

    Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества».

    Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко).

    Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер.

    Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг.

Частно-предметные

    Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон,

    Блоки Дьенеша.

    Круги Эйлера.

    Развивающие игры В. Воскобовича.

    Таксономия Блума.

    Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

    Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П.Зайцева.

Основные технологии

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова , применяется во всех группах нашего сада.

В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал. Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов. Дети успешно осваивают схемные алгоритмы, легко читают их, с их помощью учатся составлять рассказы, сказки, заполняют классификационные таблицы, кодируют основные моменты содержания информации для дальнейшего воспроизведения. Применяется со 2 младшей группы во всех разделах образовательных областей.

Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер. Почти во всей организованной учебной деятельности, начиная со 2 младшей группы, применяется технология моделированного обучения. Проект «Обучение структурированию информации» помогает педагогам решать эту задачу в системе. К примеру - опора на символическую структуру страны и города поможет увидеть и понять разницу между этими понятиями.

Технология проектного обучения. Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В течении года реализуются: проект исследовательской деятельности, проект экономического образования, проект «Речевой ручеек», проект «Формула успеха», «Экологический марафон», «Быть здоровым». Все проектные мероприятия проводятся с детьми в игровой форме.

Исследовательский метод обучения Д. Т. Левитеса. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов). Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе и самостоятельной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. Применяется со 2 младшей группы.

Вспомогательные технологии

Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Направлена на интеллектуальное «умственное развитие» ребенка, формирование его способностей, развитие творческих качеств личности. Развитие различных видов мыслительной деятельности, психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности). Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Путешествие по Казахстану», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование: «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Казахстане, Экибастузе», «О чем думает уголь…». Создание коллажей, витражей, разгадывание кроссвордов и ребусов об Экибастузе (придумывание своих). Применяется со 2 младшей группы.

Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества». Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Например, дошкольники легко доказывали друг другу, почему одни предметы легче других, пытаясь объяснить противоречия различными способами действия, в конце обсуждая индивидуальные и, коллективные позиции. Применяется в предшкольных группах.

Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко) . Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия.При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.

Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер. В практике работы с детьми педагоги ясли-сада часто используют прием составления синквейна. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, педагог отбирает ту информацию, которая соответствует познавательным запросам детей, чтобы приобрести новые знания осознанно.Кластер – графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику ОУД, стимулирует мыслительную деятельность. Используется в предшкольных группах.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М.Матюшкин. Постановка проблемы помогает каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из факторов выводы, обобщения.При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом. Используется в предшкольных группах.

Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг. Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

    В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и картотека игр ТРИЗ.

    Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

    Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Применяется со средней группы.

Частно-предметные технологии

Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон. Основное внимание уделяется занятиям, направленным на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. В ходе занятий дети постепенно переходят от предметного моделирования объекта - собственно конструирования - к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т.е. наглядному моделированию и обобщенному пониманию математических отношений. В результате дети: моделируют отношения с помощью диаграмм Эйлера-Венна, решают конструкторские задания комбинаторного типа; решают конструкторские задачи, связанные с отработкой функциональных качеств объектов (устойчивость, скрытые детали постройки, пустоты). Используется в предшкольных группах.

Блоки Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Круги Эйлера. Круги Эйлера используются в детском саду в предшкольных группах, как в организованной учебной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Используется в предшкольных группах.

Развивающие игры В. Воскобовича. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

    «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

    Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

    В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

Используется со средней группы.

Таксономия Блума. Каждый уровень таксономии Блума направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания.

Педагогами используется «Ромашка» вопросов , основанная на таксономии Блума.

Детям нравится формировать вопросы по любой теме, записывая их на лепестки ромашки. Используется в предшкольных группах.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина . Технология развивающих игр состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Используется со 2 младшей группы.

Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П. Зайцева. В работе с детьми используется замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. Мы убедились на практике, что эта методика доступна для педагогов и очень интересна дошкольникам. Они с большим удовольствием и интересом стали обучаться чтению и счету. Нам близка методика Зайцева еще потому, что она сохраняет здоровье: не нарушаются зрение, осанка, сохраняется двигательная активность в течение всего дня. Используется в предшкольных группах.

Преимущества педагогических технологий:

    в условиях системы организованной учебной деятельности технологии легко вписываются в учебный процесс;

    позволяют достигать поставленные программами воспитания и обучения цели по конкретной образовательной области и учебному разделу;

    обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;

    обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

    обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу;

    это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Формы работы:

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие гении»;

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие исследователи»;

    интеллектуальные марафоны в группе, в параллели;

    интеллектуальные игры, ринги, викторины;

    конференции по защите исследовательских проектов;

    кружки по интересам;

    творческие конкурсы;

    клуб «Магистр»; для детей с интеллектуальной одаренностью;

    клуб «Знак вопроса» для детей групп предшкольной подготовки;

    математические олимпиады.

Проектная деятельность

Годовые проекты

    Проект «Речевой ручеек». Содержание, формы, вся система проекта «Речевой ручеек» построены на включении детей в различные коммуникативные формы общения и направлены на формирование навыков коммуникативного поведения. Детей вовлекают в нетрадиционные для них формы общения (освоение роли диктора, журналиста, изменение статуса: ребенок – педагог), что дает хорошие результаты в группах

    Проект «Экологический марафон». Проект предполагает совместное участие детей и родителей. Мероприятия его вовлекают детей в активную деятельность: экологические листовки, призывы, выставки, организация птичьих столовых, изготовление экологических знаков

    Проект «Исследовательская деятельность», на основе внедрения инновационной практики педагогики, в частности технологии дифференцированного обучения, применение технологии формирования алгоритмического мышления, технологии ТРИЗ, проектного обучения, технологии проблемного обучения и критического мышления (Джуди А. Браус и Дэвид Вуд)

    Проект «Путешествие в мир». Использование возможностей работать в паре, сотрудничестве в малых группах при решении разнообразных проблем, моделирование определенных коммуникативных умений, создание возможности целенаправленного общения со сверстниками формирует умения коллективного мышления.

    Проект «Принцип Домино». Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс на основе алгоритмов, применения им на практике этих знаний.

    Проект «Формула успеха», формы, содержание которого направлены на выявление у детей творческих способностей и их развитие. Содержание входит в сетку регулярных, расписанных по дням недели мероприятий.

    Образовательный проект «Быть здоровым»

Тренинги по обучению структурированию информации

Результаты, к которым мы стремимся:

Активность мышления, формирование мыслительных умений:

Информационные:

    Умение кодировать, структурировать, моделировать информацию, читать схемы.

    Умение решать задачи с недостающими данными.

Логические

    Умение классифицировать по разным признакам.

    Устанавливать логические закономерности.

    Отличать существенные признаки от несущественных.

    Формировать формы мышления – суждение, умозаключение.

Исследовательские

    Навыки исследовательских умений.

Самостоятельное исследование по схеме-алгоритму

    Давать развернутые определения понятиям.

    Видение, формулировка проблемы, выдвижение, проверка гипотез

Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 15%, с высоким уровнем интеллекта – 46%, с возрастной нормой – 49%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств.

«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

Дайте ребенку что-нибудь в руки,

Чтобы он начал думать.

/народная мудрость/

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

· свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.

· творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

· эмоционально напряженная, приподнятая

· деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности , она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

Игровая основа

Открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

Вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми заданиями)

Целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка .

Творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.

3. развитие воображения, креативности мышления

4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально - образного и логического начал

5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. , . М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. . М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик»

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: 1. способности познавать; 2. обучаться; 3. мыслить логически, систематизировать информацию 4. находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации; сознание; память.

Вербальный интеллект Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т. д.

Логический интеллект Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т. д. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки. Как стандартные, так и нестандартные.

Пространственный интеллект Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и другие пространственные задачи и упражнения, использующие воображение.

Физический интеллект Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.

Музыкальный интеллект Включает в себя понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство, исполнительство и т. д. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.

Социальный интеллект Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждения, а также драматической деятельности или ролевых игр.

Эмоциональный интеллект Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т. д.

Духовный интеллект Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитации или молитвы.

Творческий интеллект Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т. д.

Существует масса видов деятельности, которые помогают развивать несколько типов интеллекта одновременно. Например, танец развивает социальный, музыкальный, пространственный и физический интеллект, а изучение языков – вербальный, социальный и творческий интеллект. Постоянно работая над собой, вы сможете:

четко и ясно излагать свои мысли; грамотно составлять тексты; легко и уверенно вести дискуссии; иметь отличную память; замечать то, чего не замечают другие; находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись; легко распознавать обман и попытки манипулировать вами;

опережать конкурентов; безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных; быстро обучаться новым навыкам; добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия; чувствовать других людей; контролировать ваши эмоции и многое другое.

В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.

1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе

2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер)

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Академические (или учебные) – способность к обучению; интеллектуальные - способность к решению мыслительных задач; творческие – способность к нахождению неординарных решений и созданию оригинальных продуктов деятельности; социальные (прежде всего, лидерские), музыкальные, художественные, психомоторные (спортивные) и т.д.

Умственное развитие связано с ростом запаса знаний, повышением их системности, обогащением интеллектуальных умений, совершенствованием качеств мышления: гибкости, критичности, продуктивности, самостоятельности; ростом любознательности, формированием познавательного интереса как к содержанию, так и методам (способам) работы; наращиванием темпа усвоения нового материала (Н.А.Менчинская).

Компоненты структуры умственного развития: фонд действенных знаний, в котором различают содержательный аспект (теоретические знания) и операциональный (приемы и способы получения знаний, их применение на практике) (З.И.Калмыкова).

Умственное развитие как целостная динамическая система связанных между собой сенсорных, мнемических, речевых, мыслительных, имажинативных и других ее компонентов.

Общие интеллектуальные способности (по В.А.Крутецкому): сосредоточенное внимание; умственная активность; критичность; самостоятельность; гибкость; вдумчивость; быстрота умственной ориентировки (сообразительность); высокий уровень аналитико-синтетической деятельности.

Креативность – способность личности к творчеству (Ф.Баррон, П.Торренс, Дж.Гилфорд и др.):

Способность осознавать проблемы и противоречия;
способность порождать оригинальные идеи;
способность отказываться от стереотипных способов мышления;
способность формулировать гипотезы;
способность привносить новое в опыт.



Креативные способности: развитый внутренний план действий; интуитивность; наблюдательность; зоркость в поиске проблем; способность к преобразованиям; способность к прогнозированию; ассоциативность; чувство юмора; синестезия; способность к импровизации; широкий фокус внимания.

Критерии креативности: продуктивность; гибкость; восприимчивость; оригинальность; разработанность; метафоричность.

Технологии развития критического мышления учащихся

В замысле технологии выделяют:

Социокультурный контекст: идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).

Технологический контекст: основу составляет модель из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

Методический контекст: совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (приемы активизации мыслительной деятельности).

"Мозговой штурм" относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил "мозгового штурма", а именно:

1. Условие задачи формулируется перед "штурмом" в общих чертах.

2. Группа "генераторов идей" за отведенное время (20-40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности "мозгового штурма" полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.



3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

4. Не решенная в процессе "штурма" задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе "штурма" рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

Модификации "мозгового штурма"

Письменный "мозговой штурм" состоит в том, что задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах "мозгового штурма". Организационно проходит аналогично.

Индивидуальный "мозговой штурм" представляет собой процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин с их записью, а оценка через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

Обратный "мозговой штурм" основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

Синектический метод, методика его использования

Синектика (греч. "совмещение разнородных элементов") - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие "мозгового штурма". Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблемы и формулировке ее в понимании синекторов.

Для решения сформулированной проблемы проводится "экскурсия" по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.