Все мы – Россия. Все мы – Россия 1000 летие единения мордовского народа с народами российского государства

25 августа 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в торжественном акте, посвященном 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, который прошел в Республиканском доме культуры г. Саранска.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам собрания с приветственным словом.

Многоуважаемый Николай Иванович! Многоуважаемый Владимир Дмитриевич! Ваше Высокопреосвященство, владыка Варсонофий! Дорогие участники этого высокого торжественного собрания!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим праздником — 1000-летием единения мордовского народа с народами России. Праздник заставляет нас о многом подумать. Подумать о том, что такое единение, что такое жизнь в многонациональном государстве, о том, насколько разнообразие, в том числе национальное, этническое, добавляет силы людям, украшает жизнь человеческого общества, усиливает потенциал народа.

Ключевым словом здесь является слово «единение». Мы знаем, что в истории нередко шли войны между народами, каждый из которых защищал свою правду, свое понимание того, каким должно быть будущее, свои интересы — большие и малые. То же самое происходило и в сфере межрелигиозных отношений — иногда для того, чтобы защитить свои интересы, подавляли интересы других. Так многонациональность и многорелигиозность становились фактором разделения и ослабления.

Но вот опыт России — совершенно уникальный опыт. Это единственная, пожалуй, европейская страна, которая не знала и не знает такого понятия, как религиозная война. Те, кто изучал историю Западной Европы, знают, сколь разрушительными были эти войны, как долго они длились. Иногда жизнь целого поколения проходила под знаменем такой всё разрушающей войны. Разделялись народы, ослаблялись государства, тормозился общественно-экономический прогресс — только потому, что люди разных вер и разных этносов не могли жить в мире друг с другом.

История России — это история, связанная с огромными вызовами, проблемами, трудностями, которые очень часто проистекали из-за рубежа. Мы участвовали во многих войнах, мы иногда оказывались на пороге — быть или не быть стране. Но отражали внешнюю агрессию, равно как и созидали свою внутреннюю жизнь всегда вместе люди разных национальностей, в том числе принадлежащие к разным религиям. И это является фундаментом, основой бытия России как великого государства. Россия как великое государство может либо быть многонациональной, либо она не будет великим государством, потому что на этих колоссальных просторах живут люди разной исторической судьбы, разной культуры, разных вер, разных национальных обычаев и традиций.

Наша сила в единении. А почему? Является ли единство явлением со знаком плюс? Иногда нам говорят: лучше разъединиться, лучше разделиться, плохо жить вместе. Но если люди так говорят, кстати нередко апеллируя к своему собственному опыту, они ошибаются, потому что правда Божия заключается в том, что единство является положительным и богоугодным делом. Ведь разделение — это явление со знаком минус, а единение — со знаком плюс. Почему же так? Почему Богу было угодно, чтобы единство было положительной реальностью в жизни людей, а разделение — отрицательной? Да именно потому, что через единение усиливается потенциал личности и людей, объединенных в общество. Там, где единство, там сила. Это прописная истина. И когда кто-то вдруг призывает разделиться во имя неких высших интересов или во имя благополучия отдельных групп, будь то национальной, корпоративной или даже религиозной, то он проповедует нечто противное воле Божией. Конечно, единство есть дело добровольное. Единство по принуждению не приносит блага. Но тем-то и ценен опыт России, что в течение тысячи лет, как видно на примере мордовского народа, люди разных национальностей жили вместе, отстаивали свою землю, строили свое будущее.

И поскольку единение является краеугольным камнем нашего благополучия в условиях многонационального общества, мы должны как зеницу ока блюсти эту ценность. Вот почему провоцирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов, равно как и конфликтов между верующими и неверующими людьми, является делом чрезвычайно опасным для самого бытия нашего народа и нашей страны и не может восприниматься иначе, как провокация против самых основ бытия нашего Отечества.

Я хотел бы с благодарением Богу сказать, что опыт Мордовии являет нам замечательный пример того, как межнациональное согласие может содействовать мобилизации интеллектуального, экономического, политического потенциала людей. Помню Мордовию совсем другой в 60-е, 70-е годы. Помню Саранск, который просто невозможно сравнить с тем, чем является сегодня столица Мордовии. Как я сегодня сказал, за год произошли перемены, которые не позволяют сориентироваться в центре города. Не было площади, по которой мы шли, — площади 1000-летия. Не было многих замечательных зданий, не было этого ансамбля — были лишь его фрагменты, а сейчас уже виден общий замысел тех, кто когда-то поставил перед собой задачу изменить лицо Саранска. Всё это удалось сделать, и ведь не в самое простое время — и в 1990-е годы, когда стоял вопрос «быть или не быть», да и в 2000-е как много было трудностей и проблем, но замечательно, что народ Мордовии, преодолев эти трудности, сегодня демонстрирует замечательные достижения.

В Мордовии нет ни нефти, ни газа, нет никаких других природных ресурсов, которые, как говорят, создают начальный капитал. Но здесь было горячее желание руководства и всего общества изменить ситуацию к лучшему, здесь было трудолюбие народа, здесь была уверенность в правоте курса и здесь всегда присутствовала горячая и сильная вера. И, сочетая духовное измерение, веру, церковную жизнь с профессиональными, общественными усилиями, вы достигаете результатов, которыми по праву можете гордиться. Поздравляя вас с этим замечательным праздником, я хотел бы всем вам пожелать мира душевного, здравия телесного, уверенности в правильности выбора пути, успехов в дальнейшем устроении духовной и материальной сторон своей жизни. Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным праздником и радуюсь тому, что мы все вместе можем его отметить.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Грядет событие национального масштаба. 23-26 августа в России будет отмечаться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Центром торжеств станет столица Мордовии ‑ город Саранск. Готовятся к этой дате и представители мордовского народа, живущие в нашей области. Накануне торжеств мы встретились с председателем Владимирской региональной общественной организации финно-угорских народов «Кидекша», директором школы № 44 Николаем Васильевичем Балькиным.


- Николай Васильевич, в 2010 году в России отмечалось 525-летие окончательного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. А 11 января 2009 года Президент России подписал Указ «О праздновании единения мордовского народа с народами Российского государства». Как соотносится 1000-летие единения мордовского народа с народами России с 525-летием окончательного вхождения мордовского народа в состав Российского государства?
- Наука рассматривает исторический процесс в постоянном развитии. Начиная с IХ-Х веков мордовский народ активно участвовал в строительстве российской государственности, ее защите и развитии. С этого времени славяне и мордва тесно взаимодействовали в рамках древнерусского государства. Мордва, как и другие финно-угорские народы, являются государствообразующими народами Руси. Развитие этих связей, формирование единого политического, экономического и культурного славяно-финно-угорского сообщества катализировались совместной борьбой русских и мордвы с монголо-татарским нашествием. А в XIV-XV веках, когда в результате объединения земель вокруг Москвы происходило становление Российского государства, значительная часть мордвы вошла в состав Московского княжества. А к середине 80-х годов XV века этот процесс завершился окончательным вхождением мордовского народа в состав России.
- О том, что земли, на которых создавалась Северо-Восточная Русь, изначально, еще до прихода сюда славян, были заселены финно-угорскими племенами и народами, говорят многие географические названия Владимирской области: Муром (от имени финно-угорского племени мурома), Мещера, Колокша, Кидекша, Пекша...
- Территория нашего региона является частью земель, где была прародина нынешней мордвы. Владимиро-Суздальская земля и соседние земли были той точкой пространства, где сошлись славянская, тюркская и финно-угорская цивилизации, православие и ислам. В нашей совместной истории, конечно, бывало всякое. Однако именно здесь возник уникальный опыт мирного и равноправного сосуществования и сотрудничества различных народов, который и создал государство Российское, укрепил его, взаимно обогатил все народы, участвовавшие в этом историческом единении.
- Многие народы за свою историю полностью утратили свои национальное самосознание, культуру, язык, ассимилировались с другими этносами. Как мордве удалось сохранить свое национальное самосознание?
- Во-первых, наш народ был сравнительно многочисленным. Во-вторых, он к моменту начала контактов со славянами обладал устойчивыми языковыми традициями, самобытной многогранной культурой, развитой экономикой, которая опиралась на обильные природные ресурсы. Мордва имела активные торговые отношения не только с Русью, но и с Византией, Булгарией и другими странами. Безусловно, сказались и национальные качества мордовского народа: природная сметка, открытость и толерантность.
Мордва - один из самых древних народов России. Первое письменное свидетельство о ней датируется VI веком в книге «История готов» историка Иордана. В IX веке о «стране Мордия» писал византийский император Константин Багрянородный. «Не знаем, когда они в России поселились, но не знаем также никого старобытнее их» - писал о нашем народе великий русский историк Николай Карамзин.
Я считаю, что основным фактором сохранения и развития мордовского народа, его богатой хозяйственной и нематериальной культуры стало 1000-летнее единение с другими народами Российского государства. Вот почему для всех нас эта дата так важна. Предстоящий юбилей призван подчеркнуть в первую очередь историческую общность всех народов России, вносящих свой вклад в укрепление ее государственности, участие в процессе формирования Российского государства многих этносов, в том числе и мордвы как одного из государствообразующих народов, огромную значимость сохранения уникального социокультурного ландшафта на территории России. Это стало основой ее целостности и эффективного, поступательного развития. Юбилейные мероприятия будут способствовать также и консолидации финно-угорского сообщества, развитию культуры финно-угорских народов, обогащению международных культурных связей.
- Николай Васильевич, мы с вами не ошибемся, если скажем, что выдающаяся роль в сегодняшних успехах Мордовии в том, что общественность России сегодня активно говорит о единении финно-угорских народов с другими народами России, принадлежит бывшему главе Республики Мордовия Николаю Ивановичу Меркушкину.
- Вы правы, это удивительный человек. Вся его энергия, весь его талант были направлены на развитие экономики и культуры Мордовии. Он возглавлял республику с 1995 года, и за это время Мордовия совершенно преобразилась, став одним из наиболее успешных регионов России. Трижды на этот пост его избирало население республики, еще два раза высокое доверие ему оказывали Президенты РФ Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Высокая эффективность работы Николая Ивановича, его искренняя нацеленность на достижение позитивных результатов привели к тому, что Президент России Владимир Путин назначил его на ответственный пост губернатора ключевой для России Самарской области.
- Что собой представляет владимирская мордовская диаспора?
- Во Владимирской области постоянно проживают около 4000 представителей мордовского народа. В 2004 году мы создали общественную организацию «Вайгель» («Голос»). Однако, учитывая культурную и историческую общность всех финно-угорских народов, впоследствии мы расширили свой состав, создали Владимирскую региональную общественную организацию финно-угорских народов «Кидекша». В нее входят представители не только мордовского народа, но и марийцы, удмурты и другие владимирские финно-угры.
Душой нашей организации является Петр Герасимович Борисов, генеральный директор Владимирской офсетной типографии. Его имя очень авторитетно среди представителей власти, общества и СМИ Республики Мордовия. Благодаря Петру Герасимовичу финно-угорская общественность страны знает о деятельности мордовской диаспоры в регионе-33 и очень ценит ее.
Хотел бы отметить таких наших подвижников, как Валентина Семеновна Зинякова, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, депутаты областного ЗС Михаил Иванович Вязгин и Сергей Васильевич Девятаев, предприниматель Прокопий Петрович Кабаев, председатель Владимирской коллегии адвокатов Василий Васильевич Сызганов и многие другие.
Видимо, в том числе и благодаря нашей общественной активности между Владимирской областью и Республикой Мордовия были заключены и действуют несколько соглашений об экономическом и культурном сотрудничестве, которые в свое время подписали Николай Владимирович Виноградов и Николай Иванович Меркушкин. Особенно хотелось бы отметить, что в праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства примет участие большая делегация из нашей области.

СПРАВКА

В РФ проживает свыше 740 тысяч представителей мордовского народа. Треть мордовского народа проживает в Мордовии. Кроме того, значительные мордовские диаспоры имеются в Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской и Московской областях, а также в Москве, Татарстане и Удмуртии.
Мордва исторически делится на два субэтноса: мокша и эрзя. Кроме русского говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Религия - в основном православие.
16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского национального округа в составе Средне-Волжской области. В 1930 году он преобразован в Мордовскую автономную область, которая в 1934 году была преобразована в Мордовскую АССР. С 1994 года - Республика Мордовия.

СКАЗАНО

Петр Герасимович Борисов:
- Оргкомитет праздника возглавляет Владимир Владимирович Путин. Это свидетельствует об огромной исторической и политической значимости предстоящего события.
Как отмечал Николай Иванович Меркушкин, впервые в России будет отмечаться не дата вхождения народа в состав государства, а тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства. Эта юбилейная дата имеет исключительное значение не только для мордовского народа, но и для всей нашей многонациональной страны. Главный смысл этой даты ‑ подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, дружбы и взаимоуважения ее народов.

Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия Мухарбек Дидигов и Заместитель Председателя Правительства Республики Ингушетия Павел Пущин приняли участие в праздновании 1000-летия единения Мордовии с Россией.
Масштабное празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства отмечалось как всероссийский праздник. В январе 2009 года указ о праздновании этой даты подписал Президент России. Торжества в Саранске продолжили серию мероприятий, уже состоявшихся в регионах страны с компактным проживанием мордвы.
С 23 по 25 августа в столице Мордовии прошли фестивали, конкурсы, концерты, встречи ученых, деятелей культуры и представителей органов государственной власти. Комментируя мероприятия, спикер республиканского парламента отметил: «Праздник тысячелетия единения народов Мордовии и Российского государства имеет глубокий смысл для дружбы между народами, укрепления российской государственности. Как известно идею праздника поддержал Президент России Владимир Путин. Главная заслуга в том, что мордовский народ сумел сохранить свою самобытную культуру, свой язык. Этот праздник залог дружбы и единства всех народов. В рамках празднования Тысячелетия единения была опробована и отлично себя зарекомендовала важная форма культурного обмена - в дни празднеств в Саранске проходил фестиваль «Все мы – Россия! ». Благодаря этому фестивалю разные народы, принимавшие участие в торжествах, больше узнали друг о друге, почувствовали общее родство и взаимное притяжение».
В праздничных мероприятиях приняли участие Президент России Владимир Путин, патриарх Московский в всея Руси Кирилл, главы трех иностранных государств финно-угорской языковой группы, главы ряда национальных республик России, всего более 7 тысяч гостей из различных регионов России и стран мира.

Информационно-аналитический отдел Аппарата Народного Собрания РИ

Прокуратурой Республики Ингушетия проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в региональном Комитете транспорта, энергетики, связи и информатизации.
Прокуратура
30.10.2019 Председатель Народного Собрания РИ Магамет Яндиев принял сегодня участие в мероприятии, посвященном событиям осени 1992 года и Дню памяти жертв политических репрессий.
Народное собрание
30.10.2019 Прокуратура Республики Ингушетия провела проверку соблюдения должностными лицами министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия требований антикоррупционного законодательства.
Прокуратура
30.10.2019 Прокуратурой г. Магаса по обращению местного жителя проведена проверка по факту нарушения земельного законодательства.
Прокуратура
30.10.2019 Председатель Правительства РИ Константин Суриков провел совещание с членами кабинета министров республики,
Правительство Республики Ингушетия
29.10.2019 Сотрудники экономического отдела администрации г.Малгобек, совместно с работниками налоговой службы провели рейдовые мероприятия по более 18 торговым обьектам, расположенным по ул.Нурадилова 79 и ул.Базоркина 13.
Администрация г. Малгобек
28.10.2019 По обращению местного жителя проведена проверка по факту нарушения земельного законодательства при строительстве объекта в Магасе, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе республиканской прокуратуры.
Ингушетия
30.10.2019 Участники траурного митинга на мемориальном кладбище "Гlоазот кашмаш" в Назрани высказали недовольство тем, что на нем не дали слова пострадавшим во время осетино-ингушского конфликта 1992 года.
Кавказский узел
30.10.2019 Сегодня в Международном открытом колледже современного управления им. М.М.Абрекова прошло мероприятие, посвященное 27-й годовщине трагических событий осени 1992 года.
Magas.Ru
30.10.2019 В рамках проекта «Презентация художника» 31 октября 2019 года в 14:30 в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия пройдет презентация мастера декоративно-прикладного искусства Юлии Чаниевой.
Magas.Ru
29.10.2019 Сегодня при поддержке депутата ГД РФ Алихана Харсиева в спортклубе «Ади Ахмад» в станице Троицкая прошло мероприятие, посвященное Дню памяти жертв трагических событий осени 1992 года.
30.10.2019 Представитель спортивного клуба «Чингиз» Таипов Саид-Магомед стал победителем Первенства Европы по греко-римской борьбе (спорт глухих) в весовой категории до 71 кг.
Министерство по физической культуре
30.10.2019

Балакирева Татьяна
«Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства посвящается…» Педагогическое эссе

Педагогическое эссе

Балакирева Татьяна Михайловна

МДОУ «Детский сад №116 комбинированого вида»

«Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства посвящается…

Земля Мордовская . Край тенистых дубов и тихих озер, широких полей и голубого неба. О многом может рассказать она, о многом поведать.

Одно придание гласит : однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила ее в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, красивый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

Рядом с мордовским народом жил русский народ : могучий, сильный. И стали русские и мордва плечом к плечу пахать землю, сеять хлеб и оборонять свою общую землю от чужеземных захватчиков. И с тех самых времен дружба мордовского и русского народов начала крепнуть день изо дня.

2012 год для народа Мордовии станет годом празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства . Сегодня процесс подготовки к юбилею набрал полный обороты и уже выходит на финишную прямую. На моих глазах в столице Мордовии уже построены много спортивных и культурных объектов.

Я искренне счастива, что являюсь свидетельницей таких грандиозных событий и преобразований, происходящих в моей республике. И так как я работаю в детском саду, мне особо приятно осознавать, что все происходящие совершенствования станут неотъемлемой частью того прекрасного будущего, которое ожидает тех детей, которых мы все вместе воспитываем.

Нельзя не сказать о людях, которыми полнится мордовская земля . Сколько героев Советского Союза, России , прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии . Мы и наши потомки будет вечно помнить и гордиться своими земляками, которые внесли большой вклад в современную культуру, искусство. Будем гордиться величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, знаменит по всему миру. Замечательный художник Федот Васильевич Сычков. Известные писатели – Кузьма Абрамов, Яков Пинясов, Федор Атянин. Наши прославленные спортсмены –Валерий Борчин, Елена Каниськина, Алексей Мишин и многие другие. Если рассказывать о всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. Мне лично очень бы хотелось, чтобы и среди моих воспитанников оказались те, кто смог бы покорить вершины и прославить нашу республику.

Я надеюсь, что торжества, посвящённые 1000-летию единения мордовского народа с народами России , напомнят всем россиянам о взаимоуважении , этнической солидарности, добрососедстве. А для жителей Мордовии и представителей диаспоры празднование будет прекрасной возможностью укрепить дружеские связи и вместе полюбоваться преобразившейся республикой. Ведь жизнь моей Родины - это и моя жизнь, и жизнь каждого его жителя. От каждого из нас зависит, каким будет Мордовия завтра . И стоит ли сомневаться в том, что любой из нас сейчас может сказать : «Я горжусь своей республикой!» . И мне очень хотелось бы по максимуму приложить свои усилия, воспитывая у детей чувство собственного достоинства, справедливости, патриотизма, тем самым внося свой вклад в развитие и процветание моей малой Родины - моей Мордовии .

Публикации по теме:

Жизненный уклад мордовского народа. Мордовская национальная культура Программное содержание: продолжать знакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской живописи национальной.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Образовательный проект «Культура и традиции мордовского народа» Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем.

Педагогическое эссе «Цвет и пальчики» «ЦВЕТ И ПАЛЬЧИКИ» Сидоровой Надежды Анатольевны Все мы с детства хорошо помним одну истину - каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Педагогическое эссе Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого,.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Многие блогеры предстоящее празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства называют как празднование 1000-летия "непонятно чего непонятно с кем".

Празднование с внушительной финансовой поддержкой 1000-летия Казани с приездом Путина на него для Мордовии оказалось заразительным - Мордовия тоже решила подправить/обновить облик своей столицы за счёт федеральных средств с не менее звучащей датой.

Дата была "найдена", руководство страны её узаконила, т.к. считало себя обязанным отблагодарить мордовского губернатора за итоги выборов. Финансы потекли на строительство/реконструкцию множества запланированных объектов.

То ли умные головы не подрассчитали с финансами, то ли они "по дороге" малость подрастерялись - не все запланированные объекты будут готовы к знаменательной дате, как было ранее обещано.

Но... празднику быть!


Оригинал взят у purgine в Памятные даты мордвы

Как известно мордовская http://www.livejournal.com/allpics.bmlистория начинается с 1928 года , однако мордва всячески пытается удревнить свою историю и выглядит это чрезвычайно смешно. Следим за руками:

1985 год - 500-летие добровольного вхождения мордвы в состав Руси
2006 год - 1000-летие мордовского народа в составе Руси
2012 год - 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

в сети можно найти и более подробную картину по вехам мордвовской истории:




1611-1612. Участие мордвы в ополчении под предводительством К. Минина и Д. Пожарского против польско-шведских интервентов.
17 век. Основание г. Краснослободска.
1641. Основание г. Саранска. 1647. Основание г. Инсара.
1779. Основан город Ардатов. 1928, 16 июля. Образование в составе Средневолжской области Мордовского округа с центром в городе Саранске.
1930, 10 января. Преобразование Мордовского округа Средневолжского края в Мордовскую автономную область.

или совсем широкую

VI в. н. э. Первое письменное упоминание о мордве (Иордан: «Mordens»).
IV-IХ вв. Переход мордвы к пашенному земледелию.
IХ-ХII вв. Зарождение феодальных отношений у мордвы.
ХI-ХII вв. Начальная русская летопись о мордве.
1223. Нашествие монголо-татар на Русь (битва на реке Калке).
1236. Вторжение монголо-татар в Поволжье.
1237-1239. Завоевание монголо-татарами народов Поволжья: мордвы, марийцев, чувашей и др.
1239. Восстание мордвы против монголо-татар.
1389. Присоединение к Московскому княжеству мордовского населения, жившего в бассейне рек Оки, Мокши, Пьяны.
1485. Завершение вхождения мордовского народа в состав Российского государства.
1536. Основание города Темникова.
1606-1607. Участие мордовского населения в Крестьянской войне под предводительством И. Болотникова.
1611, февраль. Участие мордвы в первом ополчении против польских интервентов.
1611-1612. Участие мордвы во втором ополчении под предводительством К. Минина и Д. Пожарского против польско-шведских интервентов.
1627. Основание г. Краснослободска.
1638. Начало строительства Атемарской (Саранской) сторожевой черты.
1641. Основание г. Саранска.
1647. Основание г. Инсара.
1722. Введение воинской повинности для мордовского населения.
1740. Начало массового насильственного крещения мордвы и других нерусских народов Поволжья.
1753. Открытие в Казани двух духовных школ, куда стали принимать детей мордовских крестьян.
1773, 27-30 июля. Пребывание руководителя крестьянского восстания Е. Пугачева в Саранске.
1775. Принят закон о проведении губернской реформы, в соответствии с которой территория Мордовии была поделена между вновь образованными Пензенской, Симбирской и Тамбовской губерниями.
1779. Основан город Ардатов.
1785. Открыта Кондровская бумажная фабрика.
1812, лето. Организация Ф. Ф. Ушаковым в Темникове лазарета для лечения солдат, раненных в боях с наполеоновскими войсками.
1855-1886. Просветительская и педагогическая деятельность И. Н. Ульянова в Пензенской, Нижегородской и Симбирской губерниях.
1893. Открыто движение по железной дороге от Москвы до Рузаевки. Летом 1903 г. завершено строительство железной дороги от Рузаевки до Нижнего Новгорода (дорога прошла через Саранск).
1917, 30 октября (12 ноября). Установление Советской власти в Рузаевке.
1918, 8 (21) января. Крестьянский съезд Инсарского уезда, приветствовавший переход власти в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
1924, сентябрь. В Москве проходил 1 Всероссийский съезд по
просвещению мордвы. Он был создан по инициативе Мордовской секции при ЦК РКП(б).
1937, 30 августа. Утверждение Чрезвычайным II съездом Советов Мордовской АССР Конституции МАССР.
1939. Осуществление в МАССР в основном всеобщего семилетнего образования.
1944, 16июня. Принятие СНК СССР постановления «О мерах по оказанию помощи сельскому хозяйству Мордовской АССР».
1945, 9 мая. День Победы над фашистской Германией. 20-тысячная демонстрация в Саранске в честь Дня Победы.
1991, 26 октября. На Внеочередной сессии Верховного Совета МССР был принят закон об учреждении поста Президента Мордовии и назначены выборы Президента на 14 декабря.
1991, 14 декабря. Прошел 1-й тур выборов Президента Мордовии.
1991, 22 декабря. Состоялся 2-й тур выборов Президента Мордовии. Большинством голосов Президентом становится В.Д. Гуслянников. Вице-президентом - В. П. Нарежный.
1992, 20 января. Указ Президента Мордовской ССР «О реорганизации колхозов и совхозов».
1992, 22 января. Указ Президента Мордовии «Об образовании Министерства экологии и природопользования Мордовской ССР».

А теперь посмотрим что у нас такого было в 1485 году (1985-500=1485)? Да ничего особенного не было, за основу были взяты вот эти даны - "в 1402 и 1447 гг. была достигнута договорённость между московскими и рязанскими князьями о разделении владений в мордовских «местах»". Ну и накинули чуток годочков, чтобы закрепить вхождение мордовскоо народа в сустав. По сути в 1985 году мордвитяне праздновали интервенцию и оккупацию немецко-фашисткими войсками территории мокшан и эрзян. Стыдобень.

В.Н.Татищев в «Истории Российской» приводит свидетельства о договоре 1006 г. между Русью и Волжской Булгарией, который разграничил сферы влияния этих государств в мордовском крае. На значимость этого договора указывал и С.М.Соловьев.

Здорово, опять ноги вытерли захватчики, а мордва и рада праздновать. Вадря.

К нынешней дате подводят вот такой расклад:

Исторические свидетельства говорят о полиэтническом характере Древнерусского государства. Характеризуя эпоху его наивысшего расцвета (X-I вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Ему вторит автор «Слово о погибели Русской земли» (начало ХIII в.): «...от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до черемисъ, от черемисъ до моръдви, - то все покорено было богомъ крестияньскому языку.., великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю кыевьскому; деду его Володимеру и Манамаху... Моръдва бортьничаху на князя великого Володимера». Автором дается четкая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси - время княжения Владимира Мономаха (1053-1125 гг.), Юрия Долгорукого (конец 90-х гг. ХI в. - 1157 г.) и Всеволода Большое Гнездо (1154-1212 гг.).

Нормальный ход, здесь празднование основано из-за того, что дань платили, т.е. были под игом. Русские монголо-татрское иго не отмечают, а мордва русское иго отмечает, случай клинический. Причем башкиры возносят Салавата Юлаева, русские Евпатия Коловрата, а у мордвов денег на своих героев видимо нет, да и героев у нее своих нет, потому что Нарчатка мокшанская героиня, а Пургас эрзянский и т.д.

Интересно, что придумает через 6 лет Лузгин, который сменил обличие и стал министром по национальной политике РМ.