Внеклассное мероприятие, посвященное пушкинскому дню россии. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику Разработка мероприятия 6 июня день русского языка

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

Этот совсем новый праздник отмечается в России 6 июня. Такое решение было принято в 2011 году, а связано с тем, что именно в этот день родился великий Пушкин. Называя нашего поэта основоположником современного русского языка, мы нисколько не лукавим. Воздавая заслуженную дань этому человеку, 6 июня отмечает два родственных праздника.

150 млн. человек на планете Земля считаются русскоязычными и еще 100 млн. владеют им, как вторым языком. Русский - самый распространенный славянский язык, более того, он является и самым распространенным европейским языком, если смотреть с географической точки зрения. А еще это язык, который обязательно изучают космонавты, которые желают попасть на Международную космическую станцию! В этот день проводятся различные концерты, в том числе славянской народной музыки, фестивали, выставки и конкурсы.

Выбор даты не игрушка -
В этот день родился Пушкин.
Каждый русский это знает,
Свой язык он уважает.

Славный, сильный и могучий,
Иногда бывает жгучий -
Гордость наша на века.
С Днем рожденья языка!

Как же прекрасен русский язык!
Как же могуч! Как же велик!
Лучше его конечно же нет -
То доказал любой русский поэт.
Как живописен
И разнообразен,
Как удивителен,
Как же прекрасен!
Сегодня, запомните вы на века,
День славного русского языка!

Поздравляю с Днём русского языка и хочу пожелать, чтобы всегда находились нужные и важные слова, с помощью которых можно выразить любые эмоции, чувства, надежды и желания. Пусть наш могучий живёт вечно, пусть никому не удастся осквернить или запятнать великий русский язык.

Великий и могучий
Любимый наш язык.
Его сегодня учит
Китаец и таджик.

Сам Александр Пушкин
Слагал на нем стихи,
Но правила, конечно,
Его не так легки.

И всех, кому он дорог,
Хочу поздравить я.
Пускай он процветает,
Летит во все края.

Пусть через поколения
Крепчает и живет.
Не знает пусть забвения,
Во веки не умрет!

С днем русского языка
Сегодня я вас поздравляю,
Всемирного понимания
Я языку пожелаю.

Желаю, чтоб русская речь
Звучала в любой стране,
Чтоб твердое русское слово
Ценилось на всей Земле.

Поздравляю всех, кто пишет,
Знает, любит, говорит,
Ну, а может, просто слышал,
Про великий наш язык!

В день рождения Саши Пушкина,
Чьи стихи звучат, как музыка,
В ряд с культурой и искусствами
Отмечаем мы день языка.

Целым миром встретим праздник.
Пусть он будет долговечным,
Пусть найдется собеседник
В этот праздник русской речи.

День русского языка -
Праздник России всей,
Честь нашего народа,
Доблесть русских людей!

Язык родной наш, любимый,
Привыкли мы с детства к нему,
Мы память наших предков
Не отдадим никому.

Будем беречь нашу гордость,
Детям передадим
Великий, могучий язык наш,
Он в мире непобедим!

Языка день отмечаем
И сегодня поздравляем
Всех, кто русский язык знает,
Верно пишет и читает.

Выражайтесь аккуратно,
Точно, емко и понятно:
Говорите, что хотите,
Но язык вы свой любите.

Скажем мы по-русски вам,
Верьте вы нашим словам,
Что могуч, красив, велик
Самый лучший наш язык!

В этот праздник русской речи
И родного языка
Жизни вам простой, беспечной,
Счастья пусть течет река,

Разливается пошире,
Ну а русский наш язык
Остается лучшим в мире
И могучее других!

Как велик и прекрасен наш русский язык,
Век от века лишь силы набравшись,
В наши жизни с младенческих лет он проник,
С молоком материнским впитавшись.

Мы горды тем, что мы говорим на одном
Языке, что в былом говорили,
Пушкин, Лермонтов, Репин, Брюллов,
Те, кто так как и мы, им гордились.

Мы хотим вас поздравить сегодня, друзья,
С днем великого русского слова,
С днем родного единственного языка,
Прославляя его вновь и снова.

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

1 день – Открытие недели русского языка и литературного чтения. Посещение городской библиотеки.

2 день – Викторина “РОДНАЯ РЕЧЬ”. Подготовка к конкурсу “Есть в осени первоначальной…”.

3 день – Олимпиада знатоков русского языка и литературного чтения. Выступления приглашённых артистов, писателей или интересных людей – любителей литературы (по возможности).

4 день – Литературная встреча в библиотеке школы.

5 день – Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной…”. Презентация иллюстраций поэтических произведений.

6 день – Закрытие недели русского языка и литературного чтения. Награждение победителей. В конце предметной недели подводятся итоги по всем мероприятиям и награждаются лучший класс и лучшие ученики.

Сценарий открытия недели русского языка и литературного чтения в школе.

В зале звучит музыка, вся школа собралась на открытие недели русского языка и литературного чтения.

В зал входят 5 чтецов, за ними – сказочник. В руках сказочник держит волшебный ларец.

Сказочник:

– Добрый день и добрый час!

Я – весёлый сказочник.

Я из сказок к вам пришёл,

Я дорогу сам нашёл!

Я скажу немного позже.

Знаю только каждый час

Полон сказочных чудес.

В кабинетах, в вашей школе

Чудес будет и поболе!

Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?

Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.

Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?

Сказочник: Да, посмотрите.

Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово «Дождь». Далее ученики говорят по очереди.

– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?

– Он может «капать» еле-еле.

– Он может «расходиться».

– «Сыпать, как из сита»,

– «Лить стеной».

– «Лить как из ведра».

– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.

Говорят хором: Русский язык – богат и могуч.

– На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.

– На этой неделе мы побываем в библиотеке.

– Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.

– Расскажем и послушаем произведения об осени.

– Побываем в осеннем поэтическом лесу.

– Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.

Сценарий праздника «Минуты поэзии «Есть в осени первоначальной…» (закрытие недели)

Во время праздника звучит музыка на тему осени Свиридова, Чайковского и др..

Учитель: Сегодня последний день недели «Русского языка и литературного чтения » и наши минуты поэзии мы посвящаем осени. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

Учитель: Высоко над головой начинаеть желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний Иоан Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода.

Бестрепетно осень

Пустыми очами

Глядит меж стволами

Задумчивых сосен,

Прямых, тонколистных

Берёз золотистых…

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры- листопады, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Длиннее, чернее

Холодные ночи,

А дни всё короче,

И небо светлее…

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши:: «Скоро зима».

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Родители тоже решили принять участие в празднике поэзии.

Выступления родителей (материал подбирается учителем или родителями).

Учитель:

– Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,

И если твой талант – крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса.

для 1–2-го класса

1. Отгадайте загадки:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота. (Айболит)

Весел он, как балалайка,

А зовут его … (Незнайка)

В сумке у меня не киска,

В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)

2. Сказочный аттракцион.

Кому принадлежат сказочные вещи?

– Золотой ключик. (Буратино)

– Хрустальная туфелька. (Золушке)

– Цветик- семицветик. (Девочке Жене)

– Разбитое корыто. (Старухе)

Какие волшебные средства были у сказочных героев?

– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)

– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)

– У Бабы Яги. (Метла, ступа)

– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)

– У кота. (Сапоги)

Задания литературной викторины для 3-го класса

– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)

2. Сказочные объявления.

м, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)

Задания литературной викторины для 4-го класса

1. Интеллектуальная разминка.

– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)

– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)

– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)

– Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)

– «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)

– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

– Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев?» (Подснежники)

– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)

– Кот в русских сказках. (Баюн)

– Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С.Пушкин)

2. Сказочные объявления.

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)

– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… («Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин)

– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)

– Торговая фирма «Буян» предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)

3. Задание на смекалку.

– По хамбер-джамбер я шагал,

По хамбер-джамбер-джони.

И вдруг увидел-риг-ма-ждиг

За нею тащит бони.

Ах, будь со мной хоб-ма-гог,

Мой хоб-ма-гог-ма-гони.

Я застрелил бы ниг-ма-джиг

За кражу бедной бони. («Лиса и курица»)

Великий и могучий русский язык. Эту фразу можно рассматривать даже не как высказывание, а как констатацию факта. Ведь на самом деле, так оно и есть. Огромное количество людей в мире разговаривают на русском языке, пытаются самостоятельно выучить его, чтобы хоть на шаг, но приблизиться к великим стихам Пушкина, прочитать Достоевского и Толстого в оригинале. Язык такого могущественного народа содержит в себе не только мудрость всей людей, но и великую силу этого народа.

Историческая справка

6 июня на территории всей страны отмечается праздник родного языка. Неофициально этот праздник берет свое начало в 1996 году, именно тогда в Крыму Русской общиной было принято решение отмечать день защиты русского языка. Только спустя одиннадцать лет в этот день также состоялся первый Международный фестиваль «Великое русское слово», что был посвящен не только языку, но и всему славянскому культурному наследию. Открытие такого фестиваля также инициировала Русская община Крыма.

Иван Клименко известный человек в стране, создавший Русскую игру слов, предложил первым учредить праздник русского языка на уровне всей страны. Такое предложение было изложено им в «Парламентской газете» в 2007 году. В статье говорилось о том, что такой прекрасный язык должен развиваться, а это ему будет сделать намного проще, если будет проводиться праздник, что поможет не только развитию, но и сохранности всех ценностей и культурного наследия страны и языка в частности. Такое предложение не нашло поддержки у властей, так и оставшись статьей в журнале.

В 2010 году по инициативе ООН было принято решение учредить праздники для тех страх, языки которых являются официальными в организации. Для России датой празднования родного языка стало 6 июня. Этот день совершенно неслучайный в истории страны и литературы в том числе, именно 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин. Как ни странно, но власть снова осталась в стороне от такого события и на государственном уровне указ о назначении Дня русского языка подписан президентом только через год. В указе также шла речь, что день рождения А. С. Пушкина и молодой праздник помогут сохранить и приумножить традиции и культуру страны.

Согласно проведенным исследованиям русский язык является очень трудным для изучения иностранцам. Уступает он только китайскому языку. Причин много для этого, ведь тем, кто совершенно им не владеет нужно постигнуть тонкости произношения и понимания слов. Ведь порой одно и то же по звучанию слово может означать совершенно противоположные вещи, все зависит только от контекста, который его окружает. Но все эти трудности преодолимы для тех, кто действительно хочет понять, о чем писал Пушкин и Гоголь. Иностранцы, которые приезжают на обучение и постепенно учат совершенно чужой язык, сначала испытывают настоящий ужас оттого, что менталитет страны совершенно индивидуальный и язык такой сложный. Но постепенно трудности сменяются первыми радостями победы над собой, приходит понимание к окружающим и чувства настоящей любви, как к стране, так и к языку.

Естественно, что практически идеально русским языком владеют только братские народы, языки которых довольно схожи по произношению и имеют еще много похожих черт. Это украинский и белорусский языки. Бывшие жители огромной страны СССР также очень хорошо владеют русским языком. Это естественно и закономерно, но и далеко за границами бывших республик Советского Союза многие очень радуются, когда слышат родную речь в Чехии, Германии, Австрии, Болгарии и США.

Какие мероприятия обычно посвящены празднику родного языка?

Подготовка к празднику самым тщательным образом ведется, конечно же, в учреждениях образования. Начиная с детского сада и заканчивая университетами и научными кафедрами самых известных институтов.

Традиционными считаются концерты, театральные постановки, представления на которых у зрителей есть возможность познакомиться с известными отрывками из великих произведений. Конечно, в детском саду мало кто читает Гоголя, однако, сказки Пушкина любят слушать все дети. Воспитатели стараются подготовить пусть небольшие, но самые яркие отрывки из любимых сказок. Дети с удовольствием рассказывают стихи. В подготовке берут участие и родители, именно благодаря их стараниям дети облачаются в традиционные или сказочные костюмы и максимально стараются передать свои эмоции и переживания каждому зрителю.

В школе, конечно, все намного ответственнее. Как правило, празднику посвящается целая неделя, на протяжении которой ученики зачитывают свои любимые стихи или отрывки из произведений русских классиков. Учителя, в свою очередь, стараются заинтересовать учеников ранее неизвестными фактами о жизни писателей, творчество которых изучается на уроках. Традиционными также являются викторины с литературной и языковой тематикой. Старшие классы могут устраивать чаепития, на которых также разыгрываются сценки из произведений, что стали любимыми для многих. Также в некоторых школах могут быть организованы встречи с молодыми писателями, творчеством которых интересуются подростки. Такие литературные вечера не всех могут заинтересовать, но в душе некоторых точно способны оставить яркий след, особенно если писатель или поет в молодом возрасте самостоятельно смог добиться каких-то литературных вершин. Это может стать прекрасным стимулом для изучения языка и литературы не только в школе, но и в университете, сделав филологию своей специальностью. Такие мероприятия, несомненно, вызывают у детей интерес к изучению родного языка.

Всю красоту родного языка может отобразить не только литература, но и песня. В преддверии такого замечательного праздника многие фольклорные коллективы организовывают выступления, как для детей, так и для взрослых. С помощью музыки красота слов только усиливается, что позволяет слушателю с удовольствием окунуться в прекрасный, красочный мир.

Также в праздничные дни можно еще посмотреть тематические музыкальные спектакли. Конечно, они идут не только в это время, но почему-то многие обращают внимание на них только с воспитательной целью и раз в год – 6 июня. На самом деле это ошибка родителей, ребенок должен с раннего детства, если такая возможность есть посещать театры.

Тематические семинары и конкурсы

В праздничные дня для всех желающих слушателей специалистами проводятся тематические лекции и семинары, на которых открывается множество секретов родной речи. Такие занятия очень познавательны, они помогают лучше узнать не только язык, но и всю культуру родной страны в целом.

Как можно обойтись без литературных конкурсов? Для участия, как правило, участники должны написать небольшой рассказ или стих по заданной теме, многие ученики и студенты с интересом занимаются выполнением таких заданий, получая вместе с этим новый опыт и знания, а победители, конечно, получают призы.

Немного странным может показаться тот факт, что даже национальная кухня позволяет лучше узнать родной язык. Именно с этой целью в праздничные дни также могут быть проведены фестивали кулинарии с заданным направлением. Приготовление традиционных блюд действительно поможет многим хозяйкам узнать некоторые секреты и много интересных рецептов, которые любили их бабушки.

Русский язык богат своими гранями, которые нужно внимательно и с интересом изучать всю жизнь, но даже ее не хватит, чтобы постичь все могущество слова. День русского языка – это праздник государственного масштаба, его нужно развивать, так же как и любовь детей к традициям и национальной культуре.