А.А.Фет. Стихотворения (из кодификатора)

Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()

8. "Шепот, робкое дыханье…" – дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Это утро, радость эта…» -1881 Поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и берёзы, эти капли – эти слёзы», - вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчёлы. «Это всё – весна», - резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней лёгкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает. Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Сдержанный в своих высказываниях, автор ещё раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда ценил.

3 слайд

Описание слайда:

«Шёпот, робкое дыханье…»- 1850 Поэт был сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине. Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слёзы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари. Особенностью стихотворения является то, что в нём нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придаёт особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

4 слайд

Описание слайда:

«Сияла ночь…» - 1877 В стихотворении, посвящённом музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии. По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию. Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь»). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера. Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчёркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца). Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину». Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

5 слайд

Описание слайда:

«Ещё майская ночь» - 1857 . Майская ночь, которой в своём стихотворении восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений. Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежную и полную достатка жизнь, поэтому его умиляет всё: и майская ночь, и шелест молодых берёзовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели. Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчёркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной берёзой, которая «застенчиво манит и тешит взор». Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд её убор». Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за неё до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит. Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!». О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Ещё майская ночь…», в которых автор признаётся: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть». Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой. О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить лёгкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина.

6 слайд

Описание слайда:

Светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в неё вплетаются философские размышления, в которых автор всё чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. Подобные настроения характерны для стихотворения. Автор описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления. Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погружённого во тьму леса, тень которого «растёт, как сон». В стихотворении выражает надежду, на то, что заря прощается с землёй не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Ямб. «Заря прощается с землёю» - 1858

7 слайд

Описание слайда:

"Одним толчком согнать ладью живую...« - 1887 В стихотворении, состоящем из трёх четверостиший, говорится о поэзии, о “певце... избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста - цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединённых мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение - радостно, мир наполняется движением, чувства обострены. Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “своё”. Тематическое единство стихотворения подчёркнуто его композицией. Весь текст - одно предложение. Ямб.

8 слайд

Описание слайда:

«Вечер» - 1855 «Природы праздный соглядатай» - так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Пейзаж стихотворения конкретен, детально выписан. В то же время он создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир «сопричастий», зеркальных отраже­ний, соприкосновений и мимолётностей. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику. Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент.

9 слайд

Описание слайда:

«Учись у них-у дуба, у берёзы» - 1883 Лирический герой предстает умудрённым опытом человеком. По его мнению, человеку для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил своё стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить её светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чём не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ямб.

Афанасий Афанасьевич ФЕТ
(1820–1892)

А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и
мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его
стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лирические шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богатства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новизну содержания и формы.
А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» поэзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных споров и бурь - в 60–70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии воплощен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстетической стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего предтечу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в русской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной силлаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Только первый его сборник - «Лирический пантеон» - можно считать подражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,«Осень», «Снега», «Мелодии» - говорят о формировании поэтического таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.
(«Добро и зло»)

В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много читает: и книги по философии, и мировую поэзию, - занимается переводами античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгляда и остротой чувств, как и в молодости:

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет, уходя...
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
(1890)

Работа над сопоставительным анализом усложняется, когда перед учащимися ставится задача — найти единство и различия сразу в нескольких стихотворениях обоих авторов. У Тютчева это «День и ночь» (1), «Святая ночь на небосклон взошла…» (2), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (3), «О чем ты воешь, ветр ночной?» (4).

У Фета — «На стоге сена ночью южной…»(1′), «Заря прощается с землею…» (2′), «Благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «От огней, от толпы беспощадной…» (4 ‘) (из цикла «Вечера и ночи»).

Сквозной образ предложенных стихотворений обнаруживается легко и безошибочно. Это образ ночи. Чему он противопоставлен? У Тютчева ночной мир противопоставляется миру дневному (1,2). В этой оппозиции светлое начало связано с образом дня. Он эмоционально притягателен, ему присваивается положительная оценочность: «день отрадный, день любезный», он как «покров златотканый» («золотой покров»), чья «ткань — благодатная». Наконец, прямо говорит поэт: день — «друг человеков и богов». Ночь же, несмотря на то что она святая, страшна; это «бездна безымянная», «с своими страхами и мглами», пропасть темная»; с ночью ассоциируется нечто таинственное, «чуждое, неразгаданное». Человек ночью одинок («на самого себя покинут он», «сирота бездомный»), слабосилен («упразднен ум», «мысль осиротела», «Нет… опоры, ни предела»), испытывает страх («ночь страшна»).

У Фета ночь иная. Ни одной темной краски нет в ее описании. Ощущение эстетического совершенства, эмоциональной притягательности исходит от этого образа: «благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «лазурная ночь» (3′, 4′), «полночь безмолвна, кротка, серебриста» (4′), «огни (звезды) золотые горят» (3′). Его стихам свойственна оппозиция «мир ночного неба» — «мир ночной земли».

Ночное небо предстает с «сонмами звезд», «хором светил, живым и дружным», «небесной зарей», месяцем. Земля ночью также прекрасна. Она, «как смутный сон немая», — тиха. Сад ли перед нами или стог сена, или лес и долины — неважно. Этот мир русской природы, которая ночью умиротворена. Самые громкие звуки здесь — плеск ключа, шепот струй воды, напев гитары.

Есть ли пропасть между этими мирами? Нет. Есть грань… Но! Есть и готовность слиться. Связующим звеном может стать человек, деревья, звезды, месяц — образы как небесного, так и земного мира.

Прежде всего, лирический герой ощущает тонкую связь с миром ночного неба, таким близким, в котором он «все невозвратнее тонет»:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Обращается к ночи:

Все бы слушал тебя.

Один из своих излюбленных приемов — олицетворение — использует Фет, чтобы показать связь и между неживыми образами того и другого мира: «распахнется окно / Поглядеть в серебристую ночь», «месяц в лицо прямо смотрит», «От людей утаиться возможно,/ Но от звезд ничего не сокрыть…». Деревья «как будто, чуя жизнь иную / И ей овеяны вдвойне, / И землю чувствуют родную /И в небо просятся оне» (небо, конечно же, ночное.

Ночь пробуждает в человеке не страх, а мысли о вечном, чистом (полночь «видит…, что вечно и чисто, что навеяно ею самой…»). Ночь — олицетворение высшего человеческого предназначения, жизни его души и духа. Иными словами, ночь открывает человеку небо (дух!), отрешая его от дневной суеты земной жизни (материя!). Эта мысль довольно понятна ученикам. Труднее бывает постичь смысл образов стихотворений Тютчева. Почему в ночном (чуждом и неразгаданном!) мире человек узнает наследье родовое (т.е. что-то изначально присущее роду человеческому вообще), а светлое и живое (дневное начало!) чудится ему всего лишь сном, чем-то нереальным? (2) Не парадоксален ли конец стихотворения? И почему бездной поэт называет еще и душу человека (в душе своей, как в бездне, погружен)? Нет ли здесь сближения, разгадки? Несомненно.

Две бездны — бездна ночного неба и бездна души человека — имеют единые черты. Они непостижимы, иррациональны, неупорядоченны, и человеческое сознание не в силах постичь законы, которым они подчинены. Поэтому ночь и пугает человека, и манит одновременно. Одно из лучших стихотворений, в котором сближены два эти образа — «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Образ ночного сада в начале стихотворения дан в поистине фетовской манере. Здесь переливы цветов (темно-зеленый, голубой, убеленный, золотой) и гармоничных звуков (музыки дальней, говор ключа), природа изображена в состоянии покоя («изнемогло движенье», «труд уснул», «спящий град»). Но это — не картина ночи, это картина уходящего дня. И все изображение еще носит отпечаток его гармонии, упорядоченности и красоты.

Настоящую тютчевскую ночь мы видим только в последних пяти строках. Проснулся чудный, еженочный гул… гул непостижимый. Какие ассоциации рождает этот образ? Гул — нечто немузыкальное, а значит, дисгармоничное; стихийное, а значит, неуправляемое и опасное, страшное. Если Фет рисует ночное небо как гармоничный космос, то Тютчев как хаос. И это слово звучит в последней строке — «хаос ночной». Откуда этот гул? Его рождает не природа. Это гудят смертные (значит, человеческие) думы, освобожденные сном. Так в сознании поэта сближается мир человеческой души и природы. Критерий сближения — дисгармоничность, непостижимость, неуправляемость.

Образ ветра ночного («О чем ты воешь, ветр ночной?») — олицетворение стихийности мира.

Ветер издает не гул, а вой, но смысл звучания тот же — это голос стихии, враждебной человеку. И вновь парадокс — голос ветра понятен человеческому сердцу. Потому что звуки сердца тоже могут быть неистовыми, потому что хаос чувств сердечных и хаос мира — родимый. Душа ночная, жаждущая слияния с общим хаосом представляется стихией, дисгармонией.

А.Д.Баландина

После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она пережива-ла кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели.



Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре­кою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности.



1. Особенности поэзии «чистого искусства»



А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и мыслителе Ф. Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей» . То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лириче­ские шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богат­ства русской поэзии как XIX, так и XX века . Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новиз­ну содержания и формы.



Стихотворение написано в 1855 году. «Природы праздный соглядатай» - так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Афанасий Афанасье­вич Фет (1820-1892) - без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Пейзаж стихотворения «Вечер» очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая».



Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А. А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте - мир как красота. Для А. А. Фета - красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.