Как воспитать в себе сильный дух. Что такое сила духа: определение и примеры

Психологи часто обсуждают проблемы психологического здоровья, но нечасто затрагивают вопрос точного определения, что такое психологическая устойчивость или сила духа. С моей точки зрения, сила духа означает, что Вы можете управлять своими эмоциями, руководить своими мыслями и вести себя позитивно, несмотря на обстоятельства. Развивать силу духа - значит находить смелость жить согласно своим ценностям и быть достаточно уверенным в себе, чтобы самому определять, что такое успех.

Сила духа - это больше, чем просто сила воли, она требует серьезной работы и отдачи. Это касается формирования здоровых привычек и осознанного выбора посвящать свое время и энергию самосовершенствованию.

Несмотря на то, что чувствовать себя сильным духом легче, когда жизнь проста и безмятежна, часто настоящая сила духа в полной мере проявляется именно в водовороте трагических событий. Развитие навыков, укрепляющих психологическую устойчивость, - это лучший способ подготовиться к неизбежным трудностям в жизни.

Существует много упражнений, которые помогают развить силу духа. Здесь я привожу пять упражнений, с которых Вы можете начать эту работу:

У всех нас развиты базовые убеждения о себе, своей жизни и мире в целом. Наши основополагающие убеждения развиваются с течением времени и в значительной степени зависят от нашего прошлого опыта. Осознаете ли Вы свои убеждения или нет, но они влияют на ваши мысли, Ваше поведение и Ваши эмоции.

Иногда базовые убеждения ограничивают Вас и являются неэффективными. Например, если Вы убеждены, что никогда не добьетесь в жизни успеха, то будете просто не готовы претендовать на новую работу и, как следствие, плохо покажете себя на интервью. Таким образом, Ваши базовые убеждения могут стать самосбывающимся пророчеством.

Определите свои базовые убеждения и дайте им оценку. Выявите в себе убеждения, согласно которым мир делится на черное и белое, а затем найдите исключения из этого правила. В жизни очень мало того, что определяется словами «всегда» или «никогда». Видоизменение основных убеждений требует целенаправленной серьезной работы, но это может изменить всю Вашу жизнь.

2. Тратьте свою психическую энергию с умом

Неэффективно тратить всю мощь интеллекта, постоянно размышляя о том, что не поддается Вашему контролю, т.к. это быстро истощает Ваш энергетический запас. Чем больше Вы будете думать о негативных проблемах, которые не можете решить, тем меньше энергии у Вас останется на творчество и созидание. Например, бессмысленно сидеть и переживать по поводу прогноза погоды. Если сильный ураган движется Вам навстречу, Ваши переживания не остановят его. Однако Вы можете взять и подготовиться к нему. Сосредоточьтесь только на том, что находится под Вашим непосредственным контролем.

Сохраняйте свои душевные силы для выполнения полезных дел, таких как решение проблем или постановка целей. Когда Ваши мысли становятся неэффективными, сделайте усилие над собой и направьте свою психическую энергию на обдумывание более полезных тем. Чем больше Вы будете практиковать «умное» распределение своей психической энергии, тем скорее это войдет в Вашу привычку.

3. Замените негативные мысли полезными

Большинство из нас не задумывается о том, как они мыслят, однако укрепление осознанности своих привычек в мышлении оказывается полезным для обеспечения своей психологической устойчивости. Преувеличенные негативные мысли, такие, как например, «я все делаю неправильно», сдерживают процесс полного раскрытия Вашего потенциала. Держите в узде свои негативные мысли, не позволяйте им выходить из-под Вашего контроля и влиять на Ваше поведение.

Выявите негативные мысли и замените их мыслями полезными. Полезные мысли не обязательно должны быть исключительно позитивными, однако они должны быть реалистичными. Более гармоничной, возможно, будет такая формулировка: «У меня есть слабости, но у меня также много сильных сторон». Изменение своих мыслей требует постоянного контроля, но этот процесс может стать тем инструментом, который поможет Вам стать лучше.

4. Практикуйте приемлемый дискомфорт

Быть сильным духом вовсе не означает, что Вы не должны выражать эмоций. Конечно, сила духа требует от Вас высокого осознания своих эмоций для более адекватного выбора своего ответа и реакции. Сила духа проявляется в признании своих чувств без подчинения им.

Сила духа также означает, что Вы понимаете, когда нужно вести себя наперекор своим эмоциям. Например, если Вы испытываете беспокойство, которое мешает Вам пробовать что-то новое или использовать новые возможности, постарайтесь выйти из Вашей зоны комфорта, если хотите проверить себя на прочность. Спокойно отношение к неприятным эмоциям требует практики, но Вам станет легче это делать, как только возрастет Ваша уверенность в себе.

Старайтесь вести себя как человек, которым Вы хотите стать. Вместо того чтобы говорить: «Эх, стать бы мне более общительным!», начните вести себя более открыто, и не важно, чувствуете Вы себя таким человеком или нет. Часто некоторый дискомфорт даже необходим для достижения большего успеха, и спокойное отношение к такому дискомфорту может превратить Ваши мечты в реальность, это будет происходить не сразу, а постепенно.

5. Ежедневно отмечайте Ваши результаты

В сегодняшнем беспокойном мире очень мало времени остается на спокойные серьезные размышления. Специально выделите себе время, чтобы ежедневно анализировать свои успехи в развитии силы духа. В конце дня задавайте себе вопрос о том, что нового Вы узнали о своих мыслях, эмоциях и поведении. Подумайте о том, что Вы хотите улучшить или сделать завтра.

Развитие силы духа - это постоянная, непрекращающаяся работа. Всегда есть то, что требует улучшения, и временами будет казаться, что сейчас труднее, чем когда-либо. Привычка анализировать свои успехи поможет Вам укрепить способность понять, что для Вас является успехом, и при этом жить согласно своим ценностям.

Автор поста Эми Морин, лицензированный психолог по социальным проблемам в Линкольне, штат Мэн. Помимо психотерапевтической практики она также занимает должность адъюнкт-инструктора по психологии в университете и является экспертом по воспитанию подростков на сайте About. com.

С ила воли считается качеством, которое присуще каким-то особенным людям: героям, выдающимся спортсменам, знаменитым ученым. С ней часто связывают успешность, подчеркивая, что невозможно ничего добиться, если не преодолевать трудности и собственную лень. Силу воли объединяют с силой духа, рассматривая все вместе, как неотъемлемые признаки сильной, стойкой личности. Эти ценные качества не заложены в человеческом характере от рождения, тренировка силы воли необходима очень многим. Для этого требуется простое желание и не очень простая работа над собой.

Сильная воля и сильный дух

Сила духа и сила воли (определение их) отличаются друг от друга. Несмотря на то, что оба качества считают принадлежностью человека с характером, далеко не каждый волевой индивидуум обладает силой духа. Но наоборот бывает очень часто: духовно сильная личность чаще всего обладает и развитой силой воли.

Итак, сила воли: что это такое и чем она может быть полезна современному человеку? Этот термин подразумевает твердость в выполнении своих решений. Чаще воля (это в психологии) может рассматриваться как склонность следовать к намеченной цели. Иногда случается так, что любое начинание вызывает прилив энтузиазма только в начальной стадии, пока не остыло желание. Чуть позже, сталкиваясь с неизбежными трудностями, принявший некое решение человек начинает выполнять действия, связанные с его намерением, с некоторой долей сомнений.

В это время человеку и необходимо знать, как развить силу воли, чтобы преодолеть нежелание и лень, болезненные ощущения (например, на спортивной тренировке или при занятиях танцами), усиливающуюся тягу к привычному до принятия решения времяпрепровождению (при похудении или отказе от вредных привычек). При отсутствии осознанного желания добиться поставленной цели (как называет это психология, воли) человек утрачивает интерес к выполнению нужных для этого действий и отказывается от дальнейшего следования своей мечте.

Таких индивидуумов не напрасно называют безвольными или слабохарактерными. Неразвитая, слабая сила воли является чертой характера таких личностей. И далекая цель оказывается недостижимой вовсе не из-за того, что нет способностей или наследственность не самая лучшая: именно отсутствие воли и твердости в выполнении своих же решений приводит к отказу от того, что хотелось бы иметь. Тогда люди задаются вопросом о том, как воспитать в себе силу воли.

Под силой духа же обычно подразумевают совершенно другое: это способность сохранять веру в свои силы и нравственные принципы. Без опоры на силу духа сильная воля (понятие приведено выше) может сделать из человека настоящего тирана. Такая «сильная» личность сможет как подавить волю человека для достижения своих целей, так и опуститься до предательства или подлости, если это будет выгодно.

Духовно сильный человек будет следовать своим моральным установкам, чего бы это ему не стоило. В выполнении своего решения преобладающим мотивом может стать как раз вера в собственные силы, и тогда никакие трудности не смогут помешать добиться результата. Но, в отличие от бездуховного эгоиста, который ценит только собственные интересы, нравственность определяет и границы допустимого по отношению к окружающим: в выполнении собственных решений сильный духом не допустит и унижения других. Сила духа человека будет помогать преодолеть трудности, которые вызовет соблюдение чужих интересов и собственных моральных норм.

Можно ли развивать силу воли и духа?

Когда сила и воля совмещаются в одном словосочетании, то напрашивается сравнение с силой мышц. Из этого часто делают вывод о том, что существуют способы того, как тренировать силу воли и духа. Действительно, существуют многочисленные методики по формированию этих полезных качеств у детей и взрослых. Рассматривать развитие силы воли или духа придется отдельно, так как это очень разные понятия и в психологии, и в обыденном представлении людей.

Способы развития силы воли могут быть самыми разными. В зависимости от того, какую цель преследует человек, могут меняться и методики, как натренировать силу воли, одновременно выполняя часть принятого решения. Например, при намерении научиться играть на музыкальном инструменте, можно развивать усидчивость, как качество, которое дает возможность надолго сосредотачиваться на выполнении однообразного действия (играть гаммы). При стремлении снизить вес методика работы над силой воли может быть основана на разумном отказе от сладостей или соблюдении режима питания и тренировках.

Формирование волевых качеств у детей

Для мам, интересующихся, как воспитать силу воли у ребенка, методики должны включать игровой момент. Совсем необязательно стараться делать из маленького человечка исполина духа, запрещая ему наслаждаться естественными радостями его возраста. Соблюдение правил игры, содержащей элементы достижения поставленной задачи (пройти лабиринт, написать нужное количество крючочков в прописи и т. д.), исподволь готовят ребенка к выполнению более сложных действий, связанных с преодолением неких препятствий.

При удачном достижении конечной цели задания обязательно должно следовать поощрение. Это и в дальнейшем будет формировать прямую связь между результатом и удовлетворением от него. Желательно заранее оговорить с ребенком определенный вид этого поощрения: прогулка, просмотр мультфильма, лакомство или что-то еще. Но при выполнении задания стоит требовать ответственного подхода и сосредоточения не на поощрении, а действиях.

Если малыш не справляется с заданием, то причина может быть в слишком высоких требованиях к нему. Взрослому следует трезво проанализировать возможности своего ребенка и учесть это при подборе следующих заданий. Их усложнение должно происходить постепенно и только после того, как будущая волевая личность научится преодолевать трудности начального этапа. Иначе воспитание положительных качеств у ребенка может обернуться его уверенностью в собственном бессилии и неумении сделать что-то правильно. В будущем это обернется только умением вовремя спасовать перед самыми незначительными затруднениями и приведет к отказу от выполнения своего решения.

Как развивать силу воли самостоятельно?

Где взять силу воли, если человек впервые задумался об ее отсутствии, уже будучи взрослым? Проще всего записаться на какой-нибудь тренинг: собрать нужную сумму денег иногда удается только ценой самоограничения.

Но можно пойти более трудным путем, и сделать воспитание воли своей главной задачей. Все придется делать самостоятельно и полагаться только на собственные силы, хорошо уяснив себе, что такое сила воли, ведь тренера здесь уже не будет.

Разработать собственную методику можно по упомянутым выше принципам: худея, отказываться от чего-то, соблюдать режим и посещать спортивные тренировки. Один из героев американского писателя С.Кинга, стараясь сбросить вес, вынужден был даже собственную маму убедить в том, что готовить ему нужно совершенно определенную пищу. А наши олимпийские чемпионы ежедневно превозмогают себя, стараясь достичь новых высот в избранных ими видах спорта.

Как формируется сила воли, как развить и укрепить в себе это полезное качество, рассуждают и американские психологи:

  1. Общая задача (например, сделать генеральную уборку в кладовой), может быть разбита на несколько более мелких.
  2. Для каждого этапа следует определить четкий срок и обязательно выполнить его. Например, в течение 1 недели набраться смелости, открыть дверь подсобки и оценить уровень беспорядка, во 2 неделю разобрать верхние полки, в 3 - перейти к средним, затем выбросить вещи, которые старше 10 лет.
  3. Не забывать чувствовать удовлетворение от выполненной работы. Даже небольшое усилие, сделанное самостоятельно, уже достойно гордости. Тем более что в результате его выполнена какая-то работа, до которой никак не доходили руки, и теперь она больше не беспокоит своим наличием.

Сотрудники Северо-Западного университета (США) отметили, что в результате составления подобных расписаний экспериментальная группа стала меньше курить, регулярно питаться, посещать спортивные тренировки. Курсанты признались, что у них появилось и больше свободного времени.

Упражнения для воли

Другая методика, как укрепить силу воли, состоит в выполнении несложных заданий:

В результате следования решению формируется привычка обращать внимание на свои действия, укрепляется сила воли человека. Простота и доступность заданий самому себе в этом случае будет только полезна: не придется слишком уж корить себя за то, что не сдержался, забыл записать в блокнот трату на мороженое или не вынес мусор. Выполняя упражнения для развития силы воли, нужно обращать внимание только на соблюдение собственных правил игры, не особенно заостряя внимание на результате и способах, как прокачать силу воли. Скорее всего, она проявит себя в тот момент, когда придется столкнуться с реальной проблемой: пригодится и умение разбить ее на отдельные элементы, решая небольшие задачи, и привычка следовать изменившимся правилам поведения.

Как сделать сильным свой дух?

Говорят, что главная сила в человеке - это сила духа. Действительно, духовно сильный человек способен не пасовать перед трудностями и пытаться искать выход даже в безвыходной ситуации. Если сильная воля ведет человека к цели, то сила духа позволяет ему находить возможности для этого.

Разрабатывать методики для тренировки силы духа можно только самостоятельно. Невозможно развивать дух у ребенка, который еще не имеет четких моральных ориентиров. Но даже взрослому человеку помочь можно только самыми общими советами о том, как укрепить силу духа.

Чтобы обрести по-настоящему сильный дух, нужно проанализировать сильные и слабые стороны своей натуры. Делать это нужно предельно честно, не стараясь приукрасить себя. От осознания своих качеств зависит и способность изменить что-то в своей жизни.

После того как первичные выводы будут сделаны, нужно принять решение и четко следовать к намеченной цели. Это может быть одна из незначительных задач, подобных упражнениям для тренировки воли. Но выполнить ее придется, несмотря на возможный стыд, лишение каких-то удобств для себя. Все способы, как развить силу духа, направлены на определение своих моральных критериев и подразумевают преобладание духовных ценностей над комфортом низшего порядка.

Не следует предаваться самоуничижению, если сначала трудно решиться на поступок. Следует позволить себе осознать, что достижение поставленной цели в этом случае способно избавить от давно назревшей проблемы. Чувство вины, жалости к себе или зависти, ревности и другие изматывающие нашу душу состояния удается прекратить, только повернувшись лицом к собственному страху. Для религиозных людей решающей может оказаться их вера, а атеисту придется искать опору в самом себе.

Нужно обратить внимание и на свой круг общения: хорошие отношения с людьми, чей моральный облик не вызывает одобрения, калечит дух человека, заставляя искать оправдания для поступков друзей, поступаясь при этом собственными нравственными установками. В перспективе может быть только поиск оправдания собственной гнусной выходке и предательство собственных убеждений. О какой же силе духа придется говорить в этом случае?

Если приятели не соответствуют идеалу, который имеется у личности, лучше всего пойти на сознательный разрыв отношений с ними. Результатом будет сохранение чистоты своего духа. Разрыв может быть болезненным и лишить человека некоторых удобств, которые предоставляло ему такое общение. Но разговоры о силе духа бесполезны, если собственные ценности обмениваются на удовлетворение низменных потребностей или утрачиваются в угоду толпе.

Зачем все это нужно?

Развитие воли у человека обязательно заставляет его обращать внимание на некоторые энергозатратные состояния. Обнаружив возникновение жалости к себе из-за лишений или усталости, легко заметить и то, сколько времени и сил уходит на это чувство. Замещая его удовлетворением от выполнения решения человек повышает самооценку.

Пытаясь избежать неприятных действий, проблему решить невозможно. В некоторых случаях она может и усугубляться (например, больной зуб). Но воспитание воли, как победа над собственными страхами, позволяет без особого надрыва выполнить эти действия, решить существующую проблему и наслаждаться результатом.

Часто возникающее чувство гордыни и собственной исключительности мешает открытому общению. Развитая сила духа, которая дает возможность достойно оценивать и других, позволяет адекватно относиться и к их силе, и к их слабостям. В итоге сильная личность приобретает возможность постоянно пребывать в спокойном и уверенном состоянии, не обвиняя других в собственных неудачах и просчетах. Но это именно те черты, которые свойственны успешному и умеющему добиваться успеха индивидууму.

Часто о людях, отличающихся сильным характером, говорят, что они обладают силой воли или силой духа. Такая черта позволяет человеку добиваться поставленных целей, невзирая ни на какие жизненные преграды. Сила духа помогает выстоять человеку в трудных ситуациях. Поэтому вполне закономерным является вопрос, как развить силу воли. Но перед тем как что-либо предпринимать следует непосредственно понять довольно определение самого психологического понятия воли.

С точки зрения психологии

Воля — это в психологии одно из самых сложных понятий для понимания. Но, несмотря на это для того, чтобы знать, как выработать силу воли, необходимо обязательно для себя прояснить, что такое сила воли. Данное понятия формулируется в разных источниках по-разному, поэтому осознавать его нужно интуитивно. Психология воли связана с тем, что поведение и вся деятельность человека базируется не только на эмоциях и чувствах. При принятии решений обязательно нужна воля. Это значит, сила духа является обязательным условием успешности.

По своей структуре волевое поведение человека можно условно разделить на следующие этапы:

  • Принятие решения;
  • Реализацию планов.

В психологии выделяется несколько видов воли:

  • Побудительная или инициирующая. Это сознательное принятие решений, которые помогают продвигаться к поставленным целям.
  • Стабилизирующая. Это усилия, которые необходимы человеку для поддержания своей активной деятельности.
  • Тормозная. Это действия, направленные на ограничение наиболее сильных желаний, препятствующих достижению цели.

Психологи утверждают, что обязательными составляющими силы духа и силы воли являются:

  • Желания, которые являются мотивацией, отбрасывающей все второстепенное. Они изначально указывают человеку, куда нужно стремиться, чтобы достичь поставленных целей.
  • Вера в собственные силы. Именно она позволяет двигаться в нужном направлении, чтобы воплотить мечту в жизнь.
  • Смелость, отвечающая за принятие важных решений. Она дает толчок к стремлению воплотить собственные желания.
  • Решительность, позволяющая своевременно без колебаний делать выбор.
  • Терпение, которое позволяет сохранить верность поставленным целям и не отступить, невзирая ни на что.
  • Дисциплинированность. Она заставляет человека принимать решения в соответствии с правилами и нормами общества.

Развитие

Сила духа гарантирует целеустремленность человека и упорядочивает его жизнь. Поэтому вопрос, как развить силу воли не является праздным. Без такой черты характера невозможно стать успешным человеком. Сила духа делает человека свободным и независимым. Он становится активным членом общества, а способность к саморегуляции делает его устойчивым к негативным внешним обстоятельствам. Сталкиваясь с преградами на пути к цели, человек способен принять правильное решение по поводу того, выбрать ли другой способ достижения желаемого или увеличить усилия для преодоления возникших препятствий.

Вопрос, как развить силу воли, часто возникает у человека в трудные жизненные периоды. Но он не относится к сложным дилеммам. Это связано с тем, что у любого человека стремление стать сильным заложено самой природой. Вследствие этого задаваясь вопросом, как воспитать в себе силу воли, не следует сразу прибегать к первым попавшим упражнениям и тренингам. Изначально сформулируйте для себя, что такое сила духа в вашем понимании. После этого оцените, как такая черта характера может повлиять на вашу жизнь.

Если после этого желание узнать, как тренировать силу воли или, как укрепить силу воли, не исчезнет, то для того чтобы настроиться на эффективную работу над собой выполните такие действия:

  • Кратко и точно сформулируйте собственные цели в письменном виде. Проанализируйте каждую цель и спрогнозируйте, насколько вам быстрее удастся достичь намеченного, если тренировка силы воли будет успешной, и вы научитесь преодолевать себя.
  • Запишите те черты собственного характера, которые развитие воли позволит вам видоизменить. Не имеет значения, от скольких недостатков вы наметили избавиться, главное, все их учесть. Если вы будете знать, как развить силу духа, то сможете успешно их побороть в кратчайшее время.

Такой подход позволит глубже осознать, что представляет в вашем конкретном случае сила воли и то, как ее развить и укрепить.

Виды тренировок

Интересуясь, как укрепить силу духа, нужно, прежде всего, понимать, что в течение длительного времени нужно будет каждый день предпринимать определенные усилия, не делая себе абсолютно никаких поблажек. Натренировать силу воли можно специальными упражнениями, которые заключаются в следующем:

  • В ведении дневника. В нем нужно фиксировать свои планы и контролировать их выполнение. Планирование обеспечит большую эффективность жизненного процесса и позволит воспитывать обязательность. Не следует отмечать в дневнике собственные достижения.
  • В выработке привычки действовать целенаправленно. Для этого стремитесь наблюдать за всеми своими действиями, как бы со стороны. Развитие силы воли предполагает объективную оценку собственных поступков. Нельзя преувеличивать свои достижения и льстить себе. Любая неудача должна стать стимулом, чтобы успешно сделать следующий шаг.
  • В избавлении от стремления бороться и разрушать. Натренированная воля заставляет человека трансформировать и строить. Для этого учитесь к собственным ошибкам относиться строго, но обязательно разумно. Это позволит развивать волевую сторону характера, связанную со стремлением стать лучше.
  • В правильной постановке задач, с учетом того, что нужно двигаться от простого к сложному. Укрепление характера не может связываться с желанием объять необъятное.

Кроме этого среди укрепляющих характер способов можно акцентировать внимание на то, что нужно стремиться давать себе реальные обещания. Причем их необходимо обязательно выполнять. Это научит держать слово, данное другим людям.

Также важно приучить себя никогда не бросать начатое дело. Доводить его нужно до логического завершения, даже в тех случаях, когда энтузиазм пропал или пришло понимание бессмысленности занятия. В этой ситуации нужно немного передохнуть и подождать пока откроется «второе дыхание». Привычка бросать начатое действует пагубно на человека и быстро останавливает его дальнейшее развитие.

Разбираясь в вопросе, что это такое сила воли, необходимо осознать, что данная черта характера не совместима с ленью. Нежелание что-либо делать — это серьезная помеха. Лень способна разрушить волю человека и заставить отказаться от самых заветных желаний. Поэтому вырабатываемое в процессе тренировок укрепление характера, всегда связано с борьбой с ленью. Для этого рекомендуется хвалить себя за любое преодоление. Нужно заставлять себя получать удовольствие даже от самого незначительного положительного результата в вашей деятельности. Выполняя сложную или неприятную работу, никогда не жалейте об этом. Отбросьте даже мысли о том, что намного более приятным для вас оказалось бы ваше хобби или общение с друзьями.

Эффективным способом является самовнушение. Только очень важно для этого использовать конкретные стимулы. К примеру, настраивайте себя в процессе аутотренинга на то, что вам вполне под силу достичь поставленных целей. Помните, что благодаря сильному характеру каждый из нас может стать распорядителем собственных сил, которые даны нам природой. Другими словами – это позволит человеку стать хозяином своей судьбы.

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.

Старец Паисий Святогорец

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.

Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.

Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?

Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.

Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства - Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.

Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе - это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.

Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?

Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.

Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа - с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.

Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный - через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный - через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.

Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее - ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу - рано еще говорить о сильной воле.

Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?

Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?

Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное - временному, высокое - низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.

При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.

Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.

Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения - она не развивается самопроизвольно.

Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?

Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, - немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую - от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.

Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.

Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут внести существенный вклад в мощь и обороноспособность нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их развитие должно быть одним из приоритетных направлений в программах государственной поддержки. К сожалению, подобная поддержка на сегодняшний день практически отсутствует. Относительно того, что «некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще», замечу: наша Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.

От некоторых батюшек мне приходилось слышать подобные «пацифистские» суждения… Хотя ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.

Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие - это следствие нестяжания человеком Духа Святого?

Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.

Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу духу, так укрепить волю верующего, что способности последнего могут превысить естественные человеческие силы. Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том, что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой Божественной благодати, оказывались неспособными перенести мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих мучителей.

Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

Которой может быть сформировано с помощью упорства в преодолении трудностей. Только благодаря силе духа человек имеет возможность добиваться своих целей, преодолевать самые сложные препятствия.

Божественное в человеке

О том, что такое сила духа, было сказано немало. Нередко данное качество сравнивают с силой воли или же говорят, что эти два качества идут рука об руку. Воля человека представляет собой умение принимать решения и неукоснительно им следовать. Сила духа непосредственно связана с волей, однако она скорее является мировоззренческой концепцией.

У славянских волхвов древности существует молитва. В ней одна из цитат - о силе духа: «Тело мое - это ножны для клинка моего духа». Во многих религиозных, а также эзотерических трактатах можно проследить одну и ту же идею: дух наделен природой огня, или же эфира - то есть, того места вселенной, где обитают боги. Независимо от концепций, эта часть человека считается дарованной ему свыше.

Некоторые психологи считают, что алкоголикам и наркоманам неизвестно, что такое сила духа. Именно поэтому самые дорогие средства лечения оказываются бессильными перед этими зависимостями. Отсюда вытекает известный принцип о том, что зависимость невозможно вылечить - она лишь переходит из одной формы в другую. Поэтому измениться как личность человек может только посредством укрепления своего духа. Сила воли является лишь одним из инструментов на пути к личностным переменам.

Сила духа: определения

У словосочетания «сила духа» есть несколько определений. Во-первых - это качество, которое делает человека более мужественным. Оно состоит из нескольких компонентов: упорства, силы воли, стойкости. О людях, обладающих этим качеством, метафорически говорят, что они сделаны из железа. В связи с этим можно привести цитату о силе духа поэта Н. Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей». Поэт говорил так о моряках, которые готовы принять смерть. Однако развитие внутренней силы возможно для каждого человека, не обязательно этот процесс происходит в условиях военной службы.

Есть еще одно определение силы духа: это способность человека терпеть дискомфорт и неприятные условия ради достижения будущей цели. С этой точки зрения, сила духа может быть развита, когда человек умеет сказать себе: «Сегодня я потерплю дискомфорт ради того, чтобы завтра моя желанная цель была достигнута».

Что дает сила духа?

Во-первых, сильный человек быстрее способен обезоружить своего внутреннего критика. Ведь на пути к любой цели не избежать препятствий. И в какой-то момент есть риск опустить руки, решив, что сил дойти до конца не хватит. Только у того, чей дух силен, будут шансы победить этот негативный внутренний голос и дальше продвигаться к цели.

Также данное качество позволяет делать правильные выводы из совершенных ошибок, не застревать в самообвинениях. Сильный человек не станет тратить свою жизненную энергию на ненужные раскаяния. Не будет он и игнорировать свои ошибки. Его стратегия - это ответственность за совершаемые действия. Поэтому сила духа позволяет каждый шаг рассматривать как приобретение нового опыта.

Помимо этого, данное качество позволяет человеку честно смотреть в глаза своим страхам. Выйти из «зоны комфорта» всегда нелегко. Однако если человек силен, он знает, что у него получится справиться со стрессом и идти вперед, несмотря ни на что.

Примеры

Одним из примеров силы духа является Паша Пасынков из одноименного произведения К. Чуковского. Ценой собственной жизни он решает принять огонь всех зениток противника на себя. Самолет Пасынкова горит и становится неуправляемым, однако все-таки ему удается приземлиться на Неву. Так герою удалось сохранить в целости не только дома и несколько мостов, но и множество людских жизней. Все это - благодаря силе воли главного героя.

Также пример твердости силы духа можно найти и в текстах Л. Овчинниковой. В них речь идет о детях блокадного Ленинграда. Многие из них остались без родителей, на их глазах рушились дома, падали от голода люди. Дети по первому зову собирались во Дворце пионеров, несмотря на голод, холод и обездоленность. Там они занимались вязанием, шитьем, рисованием, танцами и пением. Тогда они еще не знали о той силе, которой обладает искусство. Ребятишки приехали с выступлением на военный крейсер. Взрослые, которым каждый день приходилось сталкиваться со смертью, были поражены силой духа детей.

В. П. Астафьев: образец духовной мощи

Также пример силы духа человека можно найти и в тексте журналиста Г. К. Сапронова, который также является членом Ассоциации книгоиздателей России. Автор раскрывает данную тему на примере биографии Виктора Петровича Астафьева. Он смог пройти через множество жизненных тягот - сиротство, бездомность, военные годы, а также послевоенную нищету и разруху. Однако он сумел справиться со всеми бедами, остаться самим собой. Астафьев при этом работал, не покладая рук. Он каждый день садился за рабочий стол и дописывал созданные им сюжеты, чтобы прокормить родных людей. Несмотря на все тяготы, он не опускал руки, продолжал трудиться ради себя и своей семьи. Автор уверен, что только сильный духом человек способен перенести все жизненные испытания, преодолеть преграды на пути и одновременно сохранить свои лучшие личностные качества. С этой позицией нельзя не согласиться.

История летчика Маресьева

О том, что такое сила духа, рассказывает также история летчика Алексея Маресьева. Его самолет разбился во вражеском тылу. После этого он в течение 18 дней добирался ползком до своих, так как его ноги были повреждены. После того, как конечности у летчика были ампутированы, он стал учиться ходить на протезах, а затем и снова управлять самолетом. Преодоление Маресьевым всех трудностей говорит о его несгибаемой воле и мужестве. Это истинный пример стойкости и силы духа, который вошел в историю.

Лучше всего узнать о том, что такое сила духа из цитат великих людей. Вот что говорил по этому поводу Лукреций: «Дух силен радостью». С утверждением этим нельзя не согласиться. Ведь именно благодаря внутренним психологическим ресурсам человек может быть силен. Жизненные силы, любовь и запас энергии позволяют двигаться дальше, несмотря ни на какие преграды. Радостные события прошлого могут забываться, однако они продолжают существовать в бессознательной памяти, давая силы для преодоления препятствий и новых свершений. Когда на душе становится грустно, нет веры в собственные силы, одолевает тревога или усталость, важно помнить слова Лукреция. Размышляя о хороших событиях, человек имеет возможность укрепить свой дух.

Укрепление внутренней стойкости

А вот что говорил по данному поводу французский писатель и энтомолог Ж. Фабр: «Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют». Считается, что проходя через жизненные трудности, человек становится сильнее. Ведь кризисом называется такая поворотная точка, когда прежние действия оказываются неэффективными, а новые способы поведения человек еще не придумал.

Сильный духом человек - это тот, кто умеет изобрести эти способы совладания с трудной жизненной ситуацией. Тот, кто не знает, что такое сила духа, имеет все шансы обрести ее именно в сложных обстоятельствах. Закаляет человека именно положительный опыт встречи с непростыми ситуациями. Ведь эти знания придадут ему уверенности и в будущем. Если раньше у него получилось расправиться с проблемами, он будет знать, что решение этих задач ему по силам.

Обстоятельства, в которых человек имеет шанс стать сильнее

Иногда случается и так, что сложная ситуация в жизни человека не находит решения в течение длительного времени. В таком случае дух человека не становится сильнее. Один не теряет надежды, что все может измениться к лучшему. Другой просто адаптируется к новым условиям жизни. В последнем случае человек не становится сильнее, его дух остается слабым. Ведь уход от непростой ситуации не является способом преодоления жизненных препятствий.

Например, человек может бросить работу, на которой у него возникли проблемы. И на следующем рабочем месте его будет ожидать аналогичная ситуация. Или же он не может построить хороших отношений, стремится найти нового мужа или жену. В таком случае он тоже столкнется с подобными проблемами. Ведь в прежней ситуации он не вынес ценного урока, а значит, жизнь будет продолжать сталкивать его с подобными обстоятельствами до той поры, пока он не научится укреплять свой дух, преодолевать стоящие перед ним препятствия.