Устный опрос на уроках письма. Методы опроса Письменный опрос

Устный опрос - метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый - сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке - этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос - это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос - учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализациидифференцированного подхода .
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная - содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант - требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

Углубимся в терминологию

Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике - это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Недостатки одновременного группового опроса

Фронтальный опрос на уроке - это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

  • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
  • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
  • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
  • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

Виды фронтального опроса

Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

Устный опрос: определение

К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

Плюсы и минусы фронтального опроса

Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

  • гибкость и быстрота;
  • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
  • способствует развитию всех видов устной речи;
  • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
  • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

  • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
  • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
  • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
  • занимает значительный промежуток времени.

В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

Приемы устного опроса: кратко

Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном - в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором - отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

Приемы проведения фронтального опроса

Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

  1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае - красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
  2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
  3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
  4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
  5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

Письменные опросы: плюсы и минусы

Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

  • отсутствие давления авторитета учителя;
  • обеспечивает глубокий контроль;
  • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

  • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
  • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
  • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.

Опрос - Один из методов экспериментальной психологии и психологии вообще, получение необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Письменный,

Свободный.

Устный опрос

Применяется в случае необходимости вести оперативное наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Более гибкий, в сравнении с письменным, вид опроса, позволяет алгоритмически более гибко опрашивать испытуемого. Как и письменный, требует тщательной подготовки. Необходима специальная подготовка у исследователя. Возможно нежелательное (и при этом плохо контролируемое) влияние личности исследователя на поведение испытуемого.

Письменный опрос

Позволяет охватить большее количество людей, в сравнении с устным опросом, за тот же промежуток времени. Опрос проводится обычно с помощью заранее составленной анкеты. По сравнению с устным также отличается в лучшую сторону большей объективностью результата.

Свободный опрос

В отличие от стандартного опроса (устного или письменного) при свободном опросе перечень (алгоритм) задаваемых вопросов заранее не определяется. По ходу исследования можно достаточно гибко менять тактику и содержание опроса, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. Свободный опрос хорошо подходит для практических (не общепсихологических) исследований, круг изучаемых явлений которых заранее точно не очерчен (предварительное, содержательное изучение объекта).

Текущая проверка осуществляется путем постоянного наблюдения учителем за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере, и др.

Тематическая проверка - ее суть раскрывается самим названием. Она проводится теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер, например, по окончании изучения определенной темы или раздела или как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может реализовываться в виде коллоквиума.

Периодическая проверка осуществляется в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

Заключительная (итоговая) проверка - это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения, чаще всего в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

Всесторонность;

Систематичность;

Объективность;

Гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

Учет специфики учебного предмета;

Индивидуализация;

Дифференциация;

Разнообразие форм и методов.

Методы контроля и самоконтроля

1 . устные - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос

Индивидуальный опрос , когда ученик вызывается к доске и спрашивается домашнее задание, - один из самых распространенных методов в этой группе. Этот вид опроса самый трудный как для учителя, так и для уче­ников: для учителя потому, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому се­бе. Ученика надо спросить основательно; дав ему возможность высказать­ся полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому многие учителя проводят такой опрос не­часто, в результате нередки ситуации, когда ученик в течение года ни ра­зу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим отве­том: Это приводит к тому, что на экзамене он не может вразумительно сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Для учителей, особенно молодых, трудно дать оценку знаний учени­ка и сформулировать объективное и убедительное оценочное суждение, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить, насколько полно и содержательно отве­чал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно об­ратить внимание при последующей подготовке заданий и ответах. От­метка обязательно должна обобщаться сразу после того, как высказано оценочное суждение. Можно предложить самому ученику по оценочно­му суждению определить, какой будет оценка, можно предложить вы­сказать оценочное суждение самому отвечающему или другим учени­кам. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос . Для получения экспресс-информации о сте­пени готовности класса к усвоению нового материала и актуализа­ции имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, при котором вопросы обращены ко всему классу. Его проведение ускоря­ют разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показыва­ют в ответ на вопрос учителя: сразу же видно, кто отвечает правиль­но, а кто не знает ответа. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос должен устранить многие недостатки индивиду­ального опроса Вызываются два-три ученика, и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. Четыре-шесть человек приглашаются сесть за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые они отвечают письменно. Задания также должны быть рассчитаны на этот же временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй - ученика. Учитель класса координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшаяся часть класса должна подготовить дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готова к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке - другая половина При этом надо следить, чтобы дававшие письменные ответы при проведении уплотненного опроса по другой теме или индивидуальна опроса отвечали устно.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, устной речи, осознанию своего знания или незнания, так как, пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выучил домашнее задание.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также "поурочный балл".

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько "уплотняя", т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.