Классный час "учимся любить". Классный час "Умею ли я любить?" Классный час на тему: «Познай самого себя»

Открытый классный час

«Учимся любить ….»

Учитель. Каждому из вас хочется сказать такие слова: «Поверь в себя, полюби себя, и если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и ты сам сможешь ее щедро раздавать».

Разрешите себе полюбить себя . Любовь к людям начинается с любви к себе.

Попробуйте каждое утро просыпаться со словами: "Я - хороший, славный, любимый и замечательный". Это очень приятно. Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.

На плакате цитата: «Любовь к людям начинается с любви к себе...»

Учитель. Я прошу вас сейчас закрыть глаза и поднять руки тех, кто сам себе нравится.

Подростки выполняют задание. Учитель сообщает результат опроса: сколько рук было поднято и сколько человек руки не подняли.

Очень сложный и неоднозначный вопрос: нужно ли любить себя? Если да, то до какой степени? Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви к себе и окружающим нас людям. Для начала предлагаю поиграть.

Игра «Познакомьтесь – это я». Начинает игру учитель: «Меня зовут.... Я всегда выполняю свои обещания, у меня красивые волосы. А кто ты?» При этом учитель, а затем и остальные участники игры по очереди обращаются к одному из присутствующих. Тот к кому обратились, должен назвать свое имя и два своих достоинства: одно – положительная черта характера, другое – то, что ему нравится в своей внешности. Если подросток затрудняется сказать что-то хорошее о себе, ему помогают одноклассники.

Позвольте дать вам еще несколько советов.

Совет 1. Осознай, что ты не одинок.

1 ученик . Понаблюдайте за окружающими, и вы увидите, что многие люди испытывают скрытое чувство неуверенности.

2 ученик . Это чувство может маскироваться и проявляется в виде застенчивости или злобы и грубости; в виде глупого поведения или отказа участвовать в игре, в общественном деле; в виде гордыни и заносчивости или способности краснеть по любому поводу.

3 ученик. Поймите – вы не одиноки. Все боятся смущения и насмешек, все испытывают те же проблемы, что и вы.

Стихи читают ученики

1 . Если где-то на земле
Кто-то помнит о тебе,
Помнит, как бы ни был ты далёк,
Если в день и час любой
Кто-то мысленно с тобой –
Значит, в мире ты не одинок.

2. Если где-то в час ночной
Путеводною звездой
Для тебя не гаснет свет во мгле,
Если кто-то у окна
Ждёт тебя в ночи без сна,
Значит, не один ты на земле.

3. Если греет чей-то взгляд,
Если слышать кто-то рад
Каждый телефонный твой звонок,
Если кто-то без тебя
Загрустит на склоне дня,
Значит, в мире ты не одинок .

Совет 2. Найди «корень зла» и вырви его.

Учитель. А теперь ребята! Закройте глаза и сосредоточьтесь на проблемах, которые угнетают вас, отравляют вам жизнь, не дают вам покоя ни днём, ни ночью.

    Запишите все эти проблемы на двух листах бумаги. На первом листе – проблемы, которые невозможно исправить, которые не зависят от вашей воли (невысокий рост, длинный нос, низкий голос, слишком высокий лоб, редкие волосы, маленькая квартира, низкая зарплата родителей и т.п.)

    На втором листе – проблемы, которые исправить можно – это, прежде всего, недостатки вашего характера, поведения и привычек. (Я слишком вспыльчив, я не умею ясно и коротко выражать свои мысли, я слишком стеснителен, я чересчур медлительна, я неприветлив с людьми, и т.д.)

В первую очередь запишите проблемы, которые волнуют вас больше всего. Ничего не утаивайте в этом письменном признании. (Ученики выполняют письменно)

Обычно, чтобы выговориться, я звоню подругам или встречаюсь с ними лично. И они меня всегда выслушают и помогут советом. Так же и я, в свою очередь, выслушиваю их при необходимости.

( Ребята рассуждают)

    Если у тебя есть надежный взрослый друг, в котором ты уверен, которому ты доверяешь, и с которым ты можешь быть откровенен, поделись с ним.

    Это должен быть взрослый человек: кто-то из родителей, мамина сестра, папин друг, учитель.

    Обсуди с этим старшим товарищем свои проблемы, обсудите список, составленный тобой.

    Возможно, ты слишком придирчив к себе, и многое из твоего списка окажется мыльным пузырем.

    А вот с теми проблемами, которые окажутся действительно существующими, постарайтесь разобраться.

    Попроси подсказать тебе, как с ними справится.

    Если у тебя нет такого друга – ничего страшного – решай проблему самостоятельно. Это непросто, но возможно.

Совет 4. Прими себя таким, какой ты есть.

Учитель. Ребята, как вы понимаете этот совет?

    Всегда есть то, что мы не в силах изменить. Это относится и к внешним обстоятельствам, и частично к нашей внешности.

    Частично, потому что некоторые недостатки мы все же можем скрыть, сделать менее заметными. Возможно, какие-то пункты из первого списка перекочуют во второй.

Учитель. Но как быть с теми проблемами, которые мы не можем изменить? Это те проблемы, которые вы написали на первом листе.

    ученик . Просто нужно научиться принимать то, что не зависит от нашей воли.

    ученик . ( читает слайд ) По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

Учитель . В последний раз прочитайте свой первый список неразрешенных проблем. Порвите его и навсегда забудьте о них.

1-2. ученики вместе. Любите себя такими, какие вы есть.

Совет 5. Работай над собой. Сотвори себя сам.

Учитель . Теперь у нас остался список проблем, которые исправить возможно. С этим списком следует поработать.

1 ученик. Конечно, полностью исправить характер человека, приблизив его к некоему эталону, нельзя.

2 ученик. Да и не нужно. Иначе мы будем все похожи друг на друга, как роботы, и жить будет нам очень скучно.

3 ученик. Но есть такие черты характера, которые мешают нам жить, приносят неудобства, дискомфорт и даже горе нам и окружающим нас людям (вспыльчивость, упрямство, грубость, эгоизм, лень и т. д.).

4 ученик. От таких личностных качеств надо избавляться вовсе или хотя бы учиться держать их под контролем.

1 ученик. В отличие от первого, второй список вам нужно сохранить. А еще лучше, если вы его напечатаете на хорошей цветной бумаге под заголовком «Я работаю над собой».

2 ученик. Если вы серьезно решили заняться самовоспитанием, попросите своих родных и близких друзей назвать черты вашего характера, которые им особенно не нравятся в вас, и дополните ваш список.

3 ученик. Теперь у вас есть четкий план действий. Дерзайте. Работайте. Совершенствуйтесь.

4 ученик. Идите четко по пунктам. Не хватайтесь за все сразу. Избавившись от одного недостатка, закрепите результат, и только потом приступайте к работе над следующим.

Учитель. Вы увидите, как с каждой очередной победой вы будете чувствовать себя увереннее и увереннее, вы увидите, как будет меняться отношение окружающих к вам. Постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.

Будьте готовы к мелким ошибкам и временным поражениям, но ни в коем случае не сдавайтесь, не опускайте руки. Успех ждет вас!

Одновременно развивайте те способности и положительные качества, которые у вас уже есть. А они обязательно есть.

Совет 6. Заведите настоящих друзей. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

1 ученик. Необязательно быть сверхкрасивым, умным или богатым, чтобы нравиться другим людям.

2 ученик. Для того чтобы обрести хороших друзей, надо самому научиться быть хорошим другом.

Ученики читают стихотворения

Когда Печаль Приходит Вдруг
С Дождливою Грозой...
Ты Помни То, Что я Твой Друг
Что я Всегда С Тобой...

Когда Метель Заполнит Дом
И Холод Зимних Вьюг...
И Днём, И Ночью Помни То
Что У Тебя Есть Друг...

Какая Б Не Была Беда
С Тобой В Который Раз...
я Буду Рядом Навсегда
И Завтра, И Сейчас...

Когда Тоска В Глазах Мелькнёт
И Помрачит Тебя...
Не Вешай Носа! (ё-моё)
Ведь У Тебя Есть я...

Какая Б Ни Была Фигня
Не Кипятись, Постой...
Ты только Вспомни Про меня...
я Друг Твой На Всё 100

1 ученик. Все начинается с любви...

2 ученик. Необходимо поверить в себя, полюбить себя. Если мы полюбим себя, мы дадим себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и мы сами сможем ее щедро раздавать.

3 ученик.

4 ученик. Что еще очень важно – обратная связь – такого человека начинают любить другие.

5 ученик. Твердая уверенность, ощущение в том, что я - достойный и интересный человек, убеждает в этом людей без всяких слов - на подсознательном уровне.

6 ученик. Как вы к себе относитесь, так и к вам будут относиться другие.

7 ученик. Душевно здоровый человек знает, что всегда достоин безусловной любви и уважения. Его любят хотя бы потому, что любить его легко, он открыт для добрых отношений.

8 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

9 ученик. Это вовсе не значит, что любящие себя люди лишены самокритичности. Доказано, что они не боятся ставить себе низкие оценки.

10 ученик. «Да, это у меня получилось плохо, и это не вышло. Но в следующий раз я обязательно постараюсь сделать лучше!»

11 ученик. Не отягощенный неврозами, искренне любящий себя человек не имеет препятствий в любви к другим.

12 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

13 ученик. Правда, есть одно существенное дополнение.

14 ученик . Я самый умный, я самый красивый, я самый лучший... мне хорошо... Вас ничто здесь не смущает?

15 ученик. Да, явная переоценка себя опасна. Но любовь к себе и переоценка себя – разные вещи.

16 ученик. Каждый интересуется в первую очередь собой и заботится о себе. Полностью преодолеть это невозможно, но скорректировать необходимо.

1 ученик. Чтобы со мной никому не было плохо, мне нужно стать еще и цивилизованным. Поведение цивилизованного человека всегда основано на принципе: «Я вижу и уважаю тебя как человека».

2 ученик. Начните с малого, проявите добрый интерес к людям. Вместо того чтобы сосредотачивать внимания на себе, оглянитесь вокруг.

3 ученик. Что за люди живут рядом со мной, чем они дышит? В чем нуждаются?

4 ученик. За этим непременно следует готовность понять и помочь другому.

5 ученик. Научитесь привлекать свое внимание к окружающим, тогда окружающие непременно обратят внимание на вас.

6 ученик ( читает цитату на плакате ). «Нравитесь вы кому-то или нет - неважно. Главное, чтобы люди нравились вам».

7 ученик. Опережающая доброжелательность создает положительный настрой во взаимоотношениях, недоброжелательность - отрицательный.

Учитель . Из ростка любви вырастает любовь. Из ростка агрессии вырастает агрессия. Ростки чего вы носите в своей душе?

(Ц.Тимур читает стихотворение)

Любовь – вот главное из чувств.

Любовь – искусство из искусств.

Никто не скажет, как любить,

Любовь ведь надо заслужить.

Любовь бывает озорной,

Любовь бывает и слепой.

Любви начало не сыскать,

Любви конца не увидать.

Как удивительный цветок

Растет в душе любви росток.

Он нежен, хрупок и раним,

Нельзя жестоким, злым быть с ним.

Погибнет он – умрет любовь,

Лишь сердце будет вновь и вновь

Грустить о том, что нет любви.

Она умчалась… Там вдали,

За горизонтом, может быть,

Она сумеет вновь ожить

И вновь одарит нас теплом,

Чтоб не грустили мы о том,

Что нет любви, что мир так пуст.

Любовь – искусство из искусств

Учитель.

ЛЮБОВЬ ПОДОБНА ЦВЕТАМ

А сейчас Эльдана прочитает нам притчу

Притча

У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного в наследники. Это было очень трудно, потому что все трое были очень разумными и храбрыми. Невозможно было решить, кто достойнее. Тогда король обратился к великому мудрецу за советом, и тот дал ему идею. Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что собирается совершить паломничество: «Оно займет несколько лет – это испытание для вас. Отдайте мне семена, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником». И король отправился в паломничество.

Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?». Он стал держать их в железном сейфе – когда отец вернется, они будут такими, как были.

Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена вообще не семена». Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: «Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

А третий сын пошел в сад, посеял семена, и стал ухаживать за ростками, пока из них не выросли прекрасные цветы.

Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и высохли. Отец сказал : «Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат – а эти семена абсолютно сухие! Это не мои семена!» Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал: «Ты – материалист».

Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. «Это не те же самые семена!… Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе . Ты – психолог».

Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?». Третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал: «Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе. Отец сказал: « Ты – мой наследник. Вот так и нужно было поступать!»

Учитель. Запасающий ум не понимает жизнь, подсчитывающий ум теряет ее, но только творящий ум может понять ее суть. В этом красота цветов – они не могут быть запасены. Они олицетворяют истину, а ее нельзя накопить. Они символизируют любовь, а любовь нельзя сохранить.

Это не случайно, что цветы являются символом любви – во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам – если она зацвела в тебе – тебе нужно делиться ею, отдавать ее. И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.

Научитесь так же видеть себя со стороны. «А что бы мне понравилось или не понравилось во мне, если бы это был не я? Что бы я ему пожелал?» О чем-то догадаетесь сами, о чем-то надо спросить.

Любовь к себе – это постоянная работа над собой, желание быть лучше, желание нравиться другим, желание радовать своим присутствием других.

Учитель. У каждого из нас есть . Разница лишь в том, как мы к ним относимся и что извлекаем из них. Оказывается, их можно превратить в достоинства. Об этом повествует . (показ слайдов)

Трещина в кувшине Притча о наших недостатках

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече.

У одного из них была трещина, в то как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.

В течение 2-х лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.

Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:

- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.

Старая женщина усмехнулась.

- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет. На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке.

Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол.

Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нам. Каждый человек имеет свои странности, изюминки и . Эти особенности и трещинки делают нашу жизнь интересной и неповторимой.

Просто воспринимайте каждого (в том числе и себя) таким, какой он и вы есть, находите хорошее. Умейте этому радоваться и тогда благоухающие цветы будут сопровождать все ваши тропинки и дороги жизни!

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупыми, иначе все потеряете. Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет.

Любите себя и окружающих людей!

Сказка о любви

Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, когда в душе человека нет злобы, жадности, подлости, расчетливости и лживости.

Таков моряк Лонгрен. Потеряв жену, он сосредоточил «все

помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе» - своей дочери. Ассоль росла, окруженная вниманием и лаской отца, чьи забота и мудрые советы помогали ей преодолеть различные жизненные препятствия.

Постоянно сталкиваясь с непониманием сверстников, их жестокими насмешками, девочка не раз задавалась вопросом: почему меня не любят? Все ее попытки сблизиться с ребятами «оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения». Проблему Ассоль разрешил отец, уверенный, что жители рыбацкого поселка лишены любви: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».

Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.

Им стал Артур Грэй - молодой капитан «с живой душой». С детства он был не похож на других, отличаясь богатым внутренним миром, мечтательностью, состраданием. Даже мать отмечала «прекрасную обособленность» сына. Решительность и сила воли позволили ему отказаться от обеспеченной, но скучной жизни в родовом замке, а целеустремленность, выносливость и смекалка помогли быстро добиться поставленной цели - стать капитаном корабля.

Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.

Значение слова Любовь по словарю Ушакова:
ЛЮБОВЬ . Любовь к родине. Братская любовь. Любовь к людям. Материнская любовь.. Любовь к искусству. Любовь к работе.

любить

- быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу
Пример: Л. красивые вещи. Он любит лесть ( предпочтительных условиях
Пример: Цветы любят (чтобы было тепло).
***
3. - иметь склонность, пристрастие к чему-нибудь
Пример: Л. музыку. Л. читать.
***
4. - испытывать любовь N1 к кому-чему-нибудь
Пример: Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем.

Классный час по теме «Учитесь дружить»

Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

1. Учитель: Ребята, у нас интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая». И это слово - (дружба)
- Сегодня наш классный час посвящен разговору о дружбе. А с чего начинается дружба? Об этом поётся и в песне о дружбе. (С улыбки) Слайд 2. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
- Сегодня наши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнышко.

2. Прошу выйти в круг. Стоя, приветствуем друг друга.
Здравствуй друг! (правая рука вперед)
Как дела? (правая рука на плечо соседу)
Где ты был? (правая рука за ухо соседа)
Я скучал! (обнять себя)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо? (обняться)

3. - О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Слайд 3) И мы с вами тоже говорили уже о дружбе, а сегодня мы этот разговор продолжим.
Слайд 4. Представьте, что вы идете по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь - дружбу найдешь. Направо пойдешь - друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберете вы?
Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба не нужна», на другом - «Дружба нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и доказать ее.

Слайд 5. – Возьмите бережно дружбу в ладошки и передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- на ощупь;
- на вкус;
- какого она цвета;
- с какой погодой её можно сравнить.
Выводы детей записываю на доске.

Вывод: дружба дарит нам приятные ощущения.

5. Слайд 6. Игра «Найди себе подобного»
Ученики встают в круг. Прошу их закрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалываю им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Задание: найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание, что один ученик остался.
- Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом». Действительно, очень важно самому уметь дружить. Об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

6. Актуализация знаний и представлений по теме.
- Итак, ключевое слово нашего разговора - дружба. Запишите его в своих тетрадях.

Итак, мы выяснили, что нужна. Хочется, чтобы люди дружили друг с другом, понимали друг друга и были счастливы. Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня (Слайд 7). Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)
- Чтобы вы не забыли об этом важном празднике, в ваших тетрадях есть напоминалочка.
Знакомство с понятием «дружба».
- Для того чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба (Слайд 8). Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба - это. Попробуйте совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание.
Мозговой штурм:
Дружба – это ______________________________________________________

Послушаем, что у вас получилось.
- А теперь сравните свои высказывания с толкованием данного слова из Толкового словаря С. И. Ожегова (Слайд 9, щелчок)

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
С. И. Ожегов «Толковый словарь»

Вывод: Вы не ошиблись в своих суждениях. Прекрасно, что вы понимаете, что такое дружба.

Понятие «настоящий друг».
- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. (Слайд 10)
- Как вы думаете, главный герой фильма – настоящий друг? (Нет, он только пользовался другом, а настоящий друг должен отдавать, а не брать).
- Каким же должен быть настоящий друг? (Слайд 11) Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброта, уважение, сострадание и т.д. Приобретите те качества, которые, по-вашему, должны быть в настоящем друге.
- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
- В ваших тетрадях есть макеты сердечек. Вы теперь знаете, какими качествами должен обладать настоящий друг. А какие из этих качеств есть у вас. Запишите, пожалуйста. (Слайд 12)
Обсуждение: « Я могу быть настоящим другом, потому что я ».
- В каждом из вас есть качества, присущие другу. Именно поэтому у нас в классе дружные отношения. Но в волшебной лавке остались качества (вывешиваю на другую сторону доски), которые вы не выбрали. Почему? (Такими качествами не должен обладать настоящий друг).
- На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши записи предназначены только для вас, их никто читать не будет.
- Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну).
7. Слайд 13. Творческое задание «Ищу друга»
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 5 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Кто хочет прочитать своё объявление? Уходя с нашей встречи, повесьте, пожалуйста, свои объявления на «Доску объявлений».
- Все ли объявления понравились?
- Трудно было писать о себе?
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
8. Игры.
Слайд 14. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга (свою подругу)?» В игре участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Любимое занятие. (Чем любит заниматься в свободное время?)
Какой кружок, секцию посещает?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Какой урок нравится в школе?
Какие книги любит читать?
Какое животное хотел бы иметь (имеет) дома?
- Ну, что ж, мы видим, хорошо знает, чем живёт его друг, какие у него интересы. Проверим, как обстоят дела у.
Энергизатор «Узнай друга»
Дети образуют 2 круга. Взявшись за руки, движутся в разные стороны с закрытыми глазами. По команде «Стоп» тот, кто стоит внутри круга, должен угадать имя того, кто стоит против него в другом кругу, не касаясь его руками, а по голосу. (Необходимо произнести фразу « Дружба всякому важна».
9. Правила дружбы
- Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы (Слайд 15). Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.
- Для этого познакомьтесь с перечнем правил и выберите те, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба - настоящей.
Напишите их на ладошках.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.

Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают выбранные правила).
- Вывод: Остальные правила вам тоже пригодятся. Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга. А чтобы эмблема нашего классного часа светилась дольше от улыбок, которые мы дарили друг другу во время общения, прикрепите к солнышку вашу «руку дружбы». (Слайд 16)

Заключительная часть.
- Вот и подошёл классный час к концу. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются только настоящие друзья.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

2. Рефлексия. Подведение итогов работы
Слайд 16. Рефлексия « Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.
Указательный –узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Оцени себя. Процесс самопознания.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями (слайд 9).
- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы).

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

[Введите текст]


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Одесского муниципального района Омской области

Методическая разработка

классного часа

«Познание самого себя»

Подготовила: Кукушкина Антонина Васильевна,

учитель физики и математики

высшей квалификационной категории

МКОУ «Комсомольская СОШ»

2014

Пояснительная записка стр.3-4

Сценарий часа общения c тр. 5- 11

1. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

а) упражнение «Узнавание»

2. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

4. «Познание себя»стр.6-10

а) Тест – игра «Мое место учебных делах »;

б) упражнение «Знакомство собой»;

в) упражнение «Кто я такой?»;

г) упражнение «Свет мне зеркальце скажи»;

д) тест на упитанность;

е) упражнение «Что в имени тебе моём?»;

ж) упражнение «Я в различных жизненных ролях»;

з) упражнение «Мой портрет»

5. Заключительное слово стр.11

6.Подведение итогов (рефлексия) стр.11

Литература стр.12

Приложение стр.13

Пояснительная записка

Методическая разработка «Познание себя» содержит формы и методы воспитательной работы классного руководителя по развитию и поддержке индивидуальности у каждого ребёнка, которая проявляется ещё с рождения. Индивидуальность следует понимать как единичность, неповторимость, непохожесть одного человека на другого. «Дети – это цветы. Нельзя …требовать, чтобы все цветы одинаково пахли» (В.И.Дорошевич). Важным признаком человеческой индивидуальности является активность творческой созидающей личности человека. Чтобы ребёнок стал индивидуальностью необходимо воспитание в комплексе: семьи в первую очередь, школы и общества. О сновная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного человека, с учётом его возрастных особенностей. Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Самые распространенные в практике методы – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся. Основным помощником педагогу и родителю при формировании индивидуальности у ребёнка является он сам. Познание себя напрямую связано со всеми видами самосовершенствования: самовоспитание, самоутверждение, самоопределение и т.д. Необходимо вовлечь подростка в процесс познания себя, раскрыть потенциальные возможности человека, его способность развиваться, тренировать себя, изменять, совершенствовать. Но надо всегда педагогу помнить: в поведении детей, а особенно в подростковом возрасте становятся заметными циклические перепады, когда в период подъёма подросток активен, общителен, а во время спада – апатичен, раздражителен, обидчив. В связи, с чем появляется неадекватная самооценка, комплекс неполноценности. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, а заниженная рождает тревожность, неуверенность.

Перед педагогом стоит задача создать условия для формирования адекватной самооценки, то есть помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

Цели:

- расширить представление детей о себе путём самопознании, самоопределении (знакомство с собственным «Я»); - развитие способности познания себя, эффективного взаимодействия с окружающими, осознание и выдвижение личностно-значимых проблем,

Способствовать формированию адекватной самооценки;

Вызвать интерес к себе, побуждать детей к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;

- повышение психологической культуры.

Оборудование: ИКТ; записи произведений Баха, Бетховена (музыка должна быть спокойной); слайды с инструкциями правил работы; раздаточный материал: фломастеры трёх цветов (красный, зелёный и черный); листы бумаги с изображением смайликов; чистые листы бумаги, где будет фиксироваться самооценка и перечень качеств личности (в будущем «Мой портрет»); небольшие зеркала по количеству учащихся; данные веса и роста каждого ученика и памятка со значением имени каждого учащегося. Форма проведения: час общения для учащихся 8-9 класса.

Место проведения: классная комната.

Время проведения : желательно в начале учебного года.

Методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, самохарактеристика, индивидуальная форма работы, игровые ситуации.

Результат: в конце часа общения каждый ученик должен составить характеристику «Мой портрет» (по предлагаемым упражнениям).

Оформление:

Написать тему часа общения на доске (при использовании ИКТ не обязательно); - эпиграфы - "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя", немецкий поэт И.В. Гете.

Методические советы: классный руководитель – тонкий психолог, организует атмосферу непритязательного, доброжелательного общения. На выполнение упражнений даётся не более 3-4 минут.

Сценарий часа общения

Классный руководитель обращается к ребятам с просьбой отметить своё присутствие (своё настроение) на бумаге с изображением смайликов, разукрасив его фломастером одного цвета (красный, зелёный и черный) (Приложение 1).

1. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?" (слайд 1)

Обычно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности, которое связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем не многие знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя или своих товарищей.

А как мы можем узнать о себе – хороший я или плохой?

Ответ : расскажут одноклассники, друзья, родители и т.д.

Классный руководитель : Хорошо, выясним насколько это так (выполняется упражнение «Узнавание» ). Прошу одного из учащихся выйти из класса (по считалке, желанию или жребию), в это время оставшиеся выбирают другого учащегося как объект загадки. Затем приглашается «водящий», и каждый из сидящих в классе характеризует загаданного несколькими словами. Водящий должен назвать этого загаданного ученика по его характеристике.

Дать характеристику, даже не полную, у ребят не получается. Убеждаются, что как мало знают о своих товарищах. Как трудно ответить на вопрос, «Какой он», хотя и проучились с ним не один год. Ещё труднее ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

2. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?" (слайд 2)

Классный руководитель . Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают)

Познание себя и самоанализ очень важны для человека. С познания самого себя начинается определение цели жизни, то есть выстраивание своего собственного «Я», формирование себя как социально-нужной и полезной для общества, значимой личности. Родившийся ребёнок становится человеком, личностью только в обществе. Познавать себя весьма не просто. Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Нельзя оценивать себя выше, чем есть на самом деле.

Про таких говорят: «Он много о себе мнит». Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.

Классный руководитель . Зачем вообще нужна правильная самооценка? Что она даст?Примерные ответы детей:

    Узнать призвание, выбрать профессию.

    Избежать ошибок и разочарований.

    Правильно вести себя с окружающими.

    Не браться за невыполнимые дела.

    Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель . Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок.

3. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Выслушиваются ответы.

Классный руководитель . Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

    Свои физические возможности, состояние здоровья.

    Свои таланты, способности (умственные, творческие).

    Свой характер, темперамент, волю.

    Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Да и с чего начать? Для этого сегодня обратимся к науке психологии, которая располагает разнообразными методиками (упражнениями).

4. «Познание себя». Выполнение психологических упражнений .

Классный руководитель . Каждый из учащихся знает об отношении друг друга к учёбе. Попытаемся подтвердить степень учебной мотивации каждого.

Тест – игра «Мое место в учебных делах» (ребята в движении). Проводится в форме игры с учащихся в классной комнате. Прошу сесть каждого по его желанию либо поближе к двери, либо к окну. Если нет места, то можно просто стать в то место класса, где ученику удобно.

Классный руководитель. По тому, как и какое место, школьник выбирает для себя в пространстве – ближе к окну или к двери, - можно косвенно судить о степени учебной мотивации личности. И объясняю, что окна нашей классной комнаты символизируют максимальные усилия человека хорошо учиться, а двери – минимальные. Каждый непроизвольно выбрал себе сейчас такое место в классе, которое отвечает его усилиям, вкладываемым в учебу.

Далее выполняется упражнение «Знакомство собой» (слайд 3 с вопросником). Классный руководитель. Перед вами чистый лист бумаги. Запишите по мере возможности продолжения фраз со слайда №3.. Затем ребята по очереди высказываются, кто-то может пропустить свой ход.

    Мои самые хорошие качества - это…

    Больше всего в себе мне нравится…

    Я люблю играть в …

    Мой любимый школьный предмет…

    Я люблю смотреть фильмы о…

    Мне нравится музыка…

    Моё любимое развлечение…

    Я чувствую себя счастливым (ой), когда…

    Я хотел (а) бы быть…

Классный руководитель . Ну, а как вы думаете, продолжая фразы, вы полно и объективно оценили себя? (Ответы учащихся, при необходимости убеждаю примером, что неполно). Далее (слайд 4)

Я – семья, во мне, как в спектре, живут семь «Я», невыносимых, как семь чертей. А самый синий свистит в свирель! А весной мне снится, что я восьмой! Роберт Рождественский.

Образ «Я» многогранен (слайд 5, звучит тихая, лёгкая музыка). Он проявляет себя в разных ситуациях и обстоятельствах: вы можете быть «скромным и тихим учеником» - на уроке, дома – «грозой семьи», на улице - «хорошим другом» и так далее или вовсе наоборот. Одно Я - внешнее (физическое), а есть ещё Я внутреннее (психическое). Есть Я сознательное (которое вы осознаёте), а есть Я неосознаваемое (вы не осознаёте, почему чувствуете такое отношение к чему-либо, например, почему нравится запах сирени). Есть Я, которое думает и чувствует «про себя», и есть Я, которое ведёт себя так или иначе (поведенческое) ролевое (в различных ролях). Вы помните себя в прошлом, представляете в будущем. Иногда вы воображаете нереальные, фантастические образы себя, у Вас, возможно, есть идеал Я, которым бы вы хотели стать. Основываясь на многогранном образе. Я ответьте на вопрос «Кто я такой?». Упражнение «Кто я такой?». При ответе на поставленный вопрос, дайте не менее 20 ответов (например: я учащийся, я – хоккеист, я – друг, я – красив), руководствуясь схемой «Я» (слайд5). Фиксируют вновь свои ответы на листе бумаги . По желанию могут несколько учащихся зачитать вслух свои мини - сочинения о себе. Классный руководитель. (слайд 6) Перед вами на столе у каждого небольшое зеркало. Возможно, кто-то в него уже себя рассматривал. Мудрец в нём видел мудреца, Глупец - глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху лохматого. К.Чуковский. Зачем вам нужно зеркало? (ответы учащихся). Верно, вы смотрите в зеркало и видите какой вы внешне: как обеты, какое у вас лицо, брови, глаза, волосы. Вы можете увидеть себя как физическое тело. Упражнение «Свет мне зеркальце скажи». Опишите, каким вы себя видите в зеркале (цвет глаз, волос, какие губы, нос, выражение лица и т.д.)? Классный руководитель . Кроме этого есть много других физических характеристик. Какие? (ответы: вес, рост, как быстро бегаете, каковы силовые качества, длина прыжка и др.) Выполним тест на упитанность (слайд №7) , который позволит вам при необходимости заняться самосовершенствованием. Каждому лично записаны данные о его росте (в дм) и весе тела (в кг), взятые заранее у школьной медсестры. Вычислить показатель упитанности по формуле: вес тела в кг разделить на рост в дм и выяснить состояние организма.

Состояние организма

Показатель упитанности

Истощение

2,9 -3,2

Слабая упитанность

3,21-3,6

Норма

3,61-4,5

Чрезмерный вес

4,51-5,4

Ожирение

5,41 и более

Анализируют своё состояние, используя таблицу, делают соответствующий вывод: есть над чем работать, кое-кому необходимо задуматься. Но не надо и огорчаться, так как физические данные возрастом меняются. К месту загадка. О ком идёт речь: «Утром на четырёх ногах. Днём - на двух, вечером – на трёх»? (ответ: младенец-взрослый-старик с клюкой) С возрастом человек не только меняется физически, но вы автор самого себя! Меняйте себя, улучшайте свои качества и внутренние и внешние. А вот имя вам при рождении дали родные: родители, бабушки, дедушки т.д. Загадки :1. Без чего человек не может жить? (без имени) и 2. На воде не тонет, на огне не горит, в земле не гниёт (имя человека). Упражнение «Что в имени тебе моём?» (слайд 8)Напишите своё имя крупными буквами и от каждой буквы слово, которое начинается с этой буквы и характеризует вас. Пример на своём имени на слайде: АНТОНИНА - А ктивная, Н астойчивая, Т алантливая, О собенная, Н енаглядная, И нтеллектуальная, Н астырная, А деватная Какие качества человека зашифрованы в его имени: внешние или внутренние?(ответы) Нравится ли вам ваше имя? Что оно означает? (выслушиваются ответ) Затем раздаю заранее подготовленные памятки отдельно для каждого со значение его имени. Например, Руслан – когда маленький – эмоционален, капризен, несколько хитёр. Любит, чтобы его хвалили. Ему нужна известность, тяга к славе, умение находить общий язык, происходит от тюркского - «арслан» -лев. Ольга - серьёзная, обидчивая, вдумчивая, способна, но учится без охоты. Очень женственная, следит за внешностью, не прочь поболтать с подружками, ранимая. Ребята зачитывают их. Выслушиваю их мнение о том, совпадает ли описание значения имени с его человеческими качествами. Информация взята из книги «Тайна имени» (смотри список литературы). Классный руководитель. Лет в 10 дома, со своими, Ты носишь собственное имя. Но чуть на улицу попал, Ты это имя потерял. Здесь нет имён, здесь носят клички. А в школе? Тут свои привычки, Большим тебя считают тут И по фамилии зовут. И так три звания, три роли: В семье, на улице и в школе. В. Берестов. Упражнение «Я в различных жизненных ролях».(слайд 9) Напишите, кем вы являетесь для окружающих, какие роли вы исполняете? Представьте, используя слайд 9 всю совокупность своих социальных ролей.

сын (дочь) брат (сестра) внук (внучка) Я = учащийся мальчик (девочка) член кружка одноклассник ………………..

Классный руководитель. Вы убедились, как широк спектр характеристики человека. Физические данные можно измерить, внешние – увидеть в зеркало, а внутренние качества личности? Перед вами ряд качеств личности (слайд 10). Упражнение «Мой портрет». Все ли они вам присущи? Отметьте их себе. Подумайте, есть ли отрицательные качества у вас? Пометьте и их. Как бы вы могли назвать этот список своих качеств, достоинств, недостатков? (ответ «Мой портрет»). Обращаюсь к учащимся: рассказать теперь по полученному описанию того, кого ребята характеризовали в начале часа общения. Обращаю их внимание на более полную характеристику.

5. Заключительное слово Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Составить объективную характеристику удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. Знакомлю с рекомендациями по самооценке и самонаблюдению (слайд № 11).

    Судите о себе по делам. Успех – показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.

    Сравнивайте себя с другими. С теми, кто лучше.

    Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один - задумайтесь, если два – проанализируйте своё поведение, если три – переделывайте себя.

    Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Сравнивайте своё мнение о себе с мнением, о вас со стороны. Во сне касаться звёзд и облаков. И верить в то, что это не напрасно. И знать, что в жизни все не так легко. Надеяться на Чудо, верить в сказку. Любить друг друга и тепло дарить. И жить по-настоящему, без маски. Смеяться, плакать и судьбу творить. 6. Подведение итогов (рефлексия). Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? (Ответы учащихся). Прошу вновь учащихся разукрасить каждому одного смайлика цветным фломастером и в конце занятия. Вывешиваю их отдельно (тех, что в начале часа общения и тех смайликов, которые разукрашены в конце занятия). Обращаю внимание ребят. Прошу проанализировать. Сожмите руку в кулак и: кому было интересно -разогните большой палец, кому знания пригодятся в жизни –указательный, кто хорошо потрудился средний, кто узнал много нового – безымянный, кому занятие понравилось - мизинец. И поаплодируем себе! Спасибо за общение (слайд12)!

Литература

1.Акимова М.В., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Москва,1992.

Учитель. На прошлом классном часе мы говорили о причинах нелюбви к себе. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Как полюбить себя?».

Каждому из вас хочется сказать такие слова: «Поверь в себя, полюби себя, и если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и ты сам сможешь ее щедро раздавать».

Разрешите себе полюбить себя . Любовь к людям начинается с любви к себе.

Попробуйте каждое утро просыпаться со словами: "Я - хороший, славный, любимый и замечательный".

Это очень приятно. Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.

Позвольте дать вам еще несколько советов.

1 ученик. Совет 1. Осознай, что ты не одинок.

2 ученик. Понаблюдайте за окружающими, и вы увидите, что многие люди испытывают скрытое чувство неуверенности.

1 ученик. Это чувство может маскироваться и проявляется в виде застенчивости или злобы и грубости; в виде глупого поведения или отказа участвовать в игре, в общественном деле; в виде гордыни и заносчивости или способности краснеть по любому поводу.

2 ученик. Поймите – вы не одиноки. Все боятся смущения и насмешек, все испытывают те же проблемы, что и вы.

3 ученик. Совет 2. Найди «корень зла» и вырви его.

4 ученик. Выберите для себя время и место, чтобы вам никто не мешал думать. Сосредоточьтесь на проблемах, которые угнетают вас, отравляют вам жизнь, не дают вам покоя ни днем, ни ночью.

3 ученик. Запишите все эти проблемы на двух листах бумаги. На одном листе – проблемы, которые невозможно исправить, которые не зависят от вашей воли (невысокий рост, длинный нос, низкий голос, слишком высокий лоб, редкие волосы, маленькая квартира, низкая зарплата родителей и т.п.)

4 ученик. На другом листе – проблемы, которые исправить можно – это, прежде всего, недостатки вашего характера, поведения и привычек. (Я слишком вспыльчив, я не умею ясно и коротко выражать свои мысли, я слишком стеснителен, я чересчур медлительна, я неприветлив с людьми, и т.д.)

3 ученик. В первую очередь запишите проблемы, которые волнуют вас больше всего. Ничего не утаивайте в этом письменном признании.

5 ученик. Совет 3. Поделись своими переживаниями.

6 ученик. Если у тебя есть надежный взрослый друг, в котором ты уверен, которому ты доверяешь, и с которым ты можешь быть откровенен, поделись с ним.

5 ученик. Это должен быть взрослый человек: кто-то из родителей, мамина сестра, папин друг, учитель.

6 ученик. Обсуди с этим старшим товарищем свои проблемы, обсудите список, составленный тобой.

5 ученик. Возможно, ты слишком придирчив к себе, и многое из твоего списка окажется мыльным пузырем.

6 ученик. А вот с теми проблемами, которые окажутся действительно существующими, постарайтесь разобраться.

5 ученик. Попроси подсказать тебе, как с ними справится.

6 ученик. Если у тебя нет такого друга – ничего страшного – решай проблему самостоятельно. Это непросто, но возможно.

1 ученик. Совет 4. Прими себя таким, какой ты есть.

2 ученик. Всегда есть то, что мы не в силах изменить. Это относится и к внешним обстоятельствам, и частично к нашей внешности.

1 ученик. Частично, потому что некоторые недостатки мы все же можем скрыть, сделать менее заметными. Возможно, какие-то пункты из первого списка перекочуют во второй.

2 ученик. Но как быть с теми проблемами, которые мы не можем изменить?

1 ученик. Просто нужно научиться принимать то, что не зависит от нашей воли.

2 ученик. (читает плакат ) По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

1 ученик. В последний раз прочитайте свой список неразрешенных проблем и навсегда забудьте о них.

2 ученик. А лучше всего – сожгите этот список вместе с проблемами где-нибудь в саду или на пустыре.

1 ученик. Любите себя такими, какие вы есть.

3 ученик. Совет 5. Работай над собой. Сотвори себя сам.

4 ученик. Теперь у нас остался список проблем, которые исправить возможно. С этим списком следует поработать.

3 ученик. Конечно, полностью исправить характер человека, приблизив его к некоему эталону, нельзя.

4 ученик. Да и не нужно. Иначе мы будем все похожи друг на друга, как роботы, и жить будет нам очень скучно.

3 ученик. Но есть такие черты характера, которые мешают нам жить, приносят неудобства, дискомфорт и даже горе нам и окружающим нас людям (вспыльчивость, упрямство, грубость, эгоизм, лень и т. д.).

4 ученик. От таких личностных качеств надо избавляться вовсе или хотя бы учиться держать их под контролем.

3 ученик. В отличие от первого, второй список вам нужно сохранить. А еще лучше, если вы его напечатаете на хорошей цветной бумаге под заголовком «Я работаю над собой».

4 ученик. Если вы серьезно решили заняться самовоспитанием, попросите своих родных и близких друзей назвать черты вашего характера, которые им особенно не нравятся в вас, и дополните ваш список.

3 ученик. Теперь у вас есть четкий план действий. Дерзайте. Работайте. Совершенствуйтесь.

4 ученик. Идите четко по пунктам. Не хватайтесь за все сразу. Избавившись от одного недостатка, закрепите результат, и только потом приступайте к работе над следующим.

Учитель. Вы увидите, как с каждой очередной победой вы будете чувствовать себя увереннее и увереннее, вы увидите, как будет меняться отношение окружающих к вам. Постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.

Будьте готовы к мелким ошибкам и временным поражениям, но ни в коем случае не сдавайтесь, не опускайте руки. Успех ждет вас!

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!