Проект по географии круговорот воды в природе. Экологический проект «Круговорот воды в природе

ЕЛЕНА КАЛУГА
Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе»

Введение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека . Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы .

Экспериментально-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка раннего возраста и основ культурного познания окружающего мира. Оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи . Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская , поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать , открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одним из первых природных материалов , с которым он встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы увидели интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды , её состояниях и роли в жизни человека, животных, растений.

При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе . Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют , проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.

Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе , подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять , прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо. Детям кажется, что количество воды не ограничено . То есть основой проекта является вопрос-проблема :

"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"

Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы .

Проект исследовательской работы

«Круговорот воды в природе »

Подготовила : Калуга Елена Анатольевна

Цель проекта :

Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле : систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия : активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Задачи :

Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?

Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё? Почему вода имеет разные состояния?

Исследовать свойства воды опытным путём .

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельность детей .

Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Проведение экспериментов и опытов с водой

С чего начались наши исследования ? Сначала мы изучили свойства и качества воды . Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски, подсолнечное масло и т. д.

Самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Как движется вода» . Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской , познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы .

Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений) :

1. Вопрос : Где мы можем наблюдать воду?

"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "

2. Вопрос : А где и для чего используется вода?

- «Для приготовления супов, и т. п.»

- «Для мытья посуды, полов»

- "Для того чтобы путешествовать по морю. "

А также : «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и т. д.»

Вывод : «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»

3. Вопрос : Всю ли воду можно использовать для этого? «Какая вода бывает в природе

Вывод : «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая) »

1. Опыт «Твердые и жидкие человечки»

Цель : Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формирования действия превращения.

Проблема : почему снег и лед превращаются в воду?

2. Опыт : Конденсация

Цель : Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Проблема : Как превратить пар в воду.

Описание :

Воспитатель : Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу, но сначала вспомним загадку :

Если сильный, сильный жар,

Из водички будет …. (пар) .

(нагреваем) .

Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит, не то что зимой - холодно и мороз. Шла Настенька по лесу собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды -то в лесу нигде не видать. Вот зимой везде снег лежит, и если захочешь попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?

Дети. Да! Снег растает и будет вода.

Воспитатель : Но это зимой везде снега много, а летом снега нет. И вот шла Настенька искала ручеек, из которого можно попить. Но ручейка нигде не было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка» , - сказала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, - ответила Баба-яга. – Что тебя привело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой, большой котел с кипящей водой.

Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала : «Значит ты Настенька хочешь водички попить?» Ну хорошо я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!

И показала Баба-яга большой котел с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый, горячий пар – вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как выходит пар из горячей воды . И вот Баба-яга говорит : «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а

загадка такая – попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети : Нужно охладить воду.

«Значит пар нужно охладить!» - решила Настенька. Что же у нее есть холодное… Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце – оно холодное.

Пар –горячий, зеркало – холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось :

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды .

Вода превращается в пар, если мы ее (нагреваем) .

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды ! Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и разгадала загадку Бабы-яги.»

Вывод : что бы из пара получилась вода, его надо охладить.

Опыт 3. Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги , цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод : камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт 4. «Играем с красками»

Цель : познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) ; развивать наблюдательность, сообразительность.

Вывод : капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт 5. «Мыло- фокусник»

Цель : познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом .

Опыт 6. «Разноцветные льдинки»

Цель : познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

Следующим нашим шагом был выбор литературы по экспериментальной деятельности, создание совместно с детьми карточек по экспериментированию.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети наглядно увидели, для чего нужна вода, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды , познакомились с водоемами родного края. Ребята использовали знания о воде в

творческой игре «Цветок, распустившийся на воде» , фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о воде и ее путешествиях. Была разработана сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора!» .

Дети принимали активное участие удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности .

Рассказ "Как люди речку обидели"

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным отношением к природе , способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Заключительный этап

В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу , не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет беречь воду для себя и окружающих нас.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому в проекте «Круговорот воды в природе » мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить новое в уже известном.

Художественная литература и наблюдения, опыты и эксперименты послужили средством в экологическом воспитании детей и способствовали формированию первых понятий о единстве человека и природы , помогли развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дали возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке.

Подводя итоги работы , хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, птицами, работая с водой в группе , со снегом на улице, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания : дождь бывает разный, при повышении температуры тает снег, вода приобретает разную форму.

Так постепенно в процессе работы , мы постарались воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе , желание заботиться о ней.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе , интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам :

Вода полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека.

Вода - источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.

Список литературы

1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» . Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» . Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.

3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» . Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Детство-Пресс, 2013.

6. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Алябьева Е. В. «Природа . Сказки и игры для детей» , Сфера, 2012

8. Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников» , Учитель, 2011

9. Иванова А. И., «Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду» , Человек, 2010

10. Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012

11. Интернет ресурсы.

Комментарии (0 )

Сначала новые

Сначала старые

Сначала лучшие


ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ


Последние комментарии на сайте


⇒ "Самолет прямо на глазах горит. Даже видно, как он все больше и больше поглощается пламенем. Эвакуация хоть и 55 секунд, но уже хорошо, что хоть кто-то смог спастись. Интересно, что в этот момент внутри самолета творилось. Была ли паника между людьми? Обычно в такие моменты толпа неадекватно себя ведет. Спасибо погибшему бортпроводнику. Благодаря ему, наверняка, удалось многих перепуганных спасти. Видимо пассажиры были в таком шоке, что не понимала, куда бежать и как себе помочь. Надо информировать людей перед полетом по поводу спасения. "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Довольно прикольный и не обычный мультик, смотрим его вместе с дочкой, некоторые серии прям смеемся до слез! "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Такое ощущение, что крыша была даже не закреплена. Хотя такого вряд ли бы допустили. Наверное, не рассчитывали на сильный ветер. А вот те, кто снимал, видимо ожидали такого исхода. Не зря же камеру вовремя включили. Зрелище не из приятных, но смотреть со стороны интересно. Вот только страшно становится даже от мысли, что в это время мог кто-то проходить мимо и крыша бы просто придавила бы человека. Интересно теперь, что было потом. Как эту крышу поднимали? И вообще, кто-то ответственность должен нести за происшествие? "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Такие видео- мои самые любименькие. Потому что животные не притворяются. А если притворяются, так это еще смешнее и интереснее, едь они же не люди, а думать и хитрить, оказывается, умеют не хуже. Правда, в ходящих по кругу птичках смысла я не увидела, но мы, люди, вообще не все понимаем даже в себе, не то, что в животных. А вот мишка-воришка насмешил). И дружба львов с гиенами в природе действительно редкость. Приятно смотреть такие натуральные, живые кадры, о тех, кого мы считаем своими сородичами по планете, а некоторых и друзьями. "
Добавлено - 02.09.2019
⇒ "Видео конечно странное, не совсем понятно с чего все началось, но думаю, адекватный человек, даже с одной ногой, не стал бы просто так громить магазин. Скорее всего довели человека, чтобы он так начал все с полок сметать. Видно же, что не пьяный, не накуренный, просто раздосадованный чем то человек. Если честно, мне бывает жалко таких людей, и не из-за того, что он инвалид, а именно когда проявляются такие эмоции, вино, что человека "достали", и он уже не контролирует себя. Надеюсь ему не сильно досталось от работников магазина. "
Добавлено - 02.09.2019

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 открытого

« Российские железные дороги»

« Приключения капельки Капитошки или круговорот воды в природе»

Подготовила воспитатель старшей группы:

Проект «Приключение капельки воды Капитошки или круговорот воды в природе».

Начинающий воспитатель.

Полное наименование ДОУ

Частное дошкольное образовательное учреждение» детский сад № 000 «российские железные дороги».

Сроки реализации

Долгосрочный: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2016 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживания за цветами, был сделан вывод в актуальности выбранной темы. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природ е, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Перспективный план

«Круговорот воды в природе, берегите воду»;

«Вода в жизни человека?»;

Вода - друг или враг;

Художественное творчество

Рисование «Сосульки на крыше нашего дома»;


Ручной труд

Аппликация « Чайник с паром»;

Снежная крепость на участке;

Коллаж «берегите воду»;

Аппликация «ободок капелька»


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Кому, что нужно для работы на воде»,

«Водоплавающие птицы нашей области»

«Продолжи пословицу»

«Путешествие по Волге»

Подвижная игра «Капельки и тучки»

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»

Потешка «Дождик»;

«Мойдодыр», «Федорино горе»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

А. Барто «Девочка – чумазая»,

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»


Работа с родителями

Выпуск плакатов» круговорот воды в природе»

Проведение с экспериментами

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».

Цветные фонарики из льда;

Проведение опытов

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая

и может течь», «Вода может быть твердой»;

Опыты со снегом;

Опыты со льдом;

Продукты проекта

Презентация « Все о воде»;

Музей « вода-это жизнь»;


Пословицы и поговорки о воде.

Твердое состояние воды. Свойство снега и льда.

В твердом состоянии сохраняется форма и объем.

При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело.

Лед при определенных условиях может « течь».

На земле существуют огромные «ледяные реки».

Медленно стекающие с высоких гор.

Их называют ледниками.

Продуктивная деятельность с детьми.

Дружим с красками всегда.

Потому-то есть вода.

Нарисуем капельки, летящие с сосульки.

Сделаем фонарики на участке зимнем.

Стихи, загадки про твердое состояние воды.

На стёклах нарастает лёд,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идёт,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кт о прячется в саду?

Снежные постройки на нашем участке.

Снежную крепость построить решили,
Чтоб, как взаправду, в войну там играть.
Снег собирали, на санках возили,
Прочная вышла, должна устоять.

Жребий бросали, кто в крепости будет
Смело держаться, а кто нападать.
Криком УРА кто округу разбудит,
Кто-то внутри будет насмерть стоять.

Домик в деревне, теплая печка.
Звездное небо над самым крылечком.
Иней на окнах. Узоры как в сказке.
Щеки румяные - зимняя ласка.

Горка, горка ледяная! Лучше я игры не знаю,
Чем по горке ледяной Прокатиться мне зимой.

На санях лечу я. Ух! Аж захватывает дух!
А за мною на дощечке Вслед несется
Друг мой Петька.

Газообразное состояние воды (в виде пара).

Вода способна испаряться - переходить из жидкого

состояния в газообразное.

Начинается этот процесс уже при температуре 0 °С.

Но чем выше температура, тем испарение больше.

Наиболее интенсивно оно протекает

при температуре +100 °С (при кипении воды).

В природе вода испаря­ется с поверхности суши,

рек, озёр, морей и океанов.

Вследствие этого в воздухе образуются облака.

Когда вода теплее окружающего воздуха,

то можно заметить над водой туман.

Вода испаряется и превращается в пар

Пар-это газ, его не видно.

Он находится в воздухе вместе с другими газами.

В виде водяного пара(газа)

молекулы теряют между собой связь

и свободно перемещаются в воздухе.

Стихи загадки о газообразном состоянии воды в природе.

Из чего была корова?

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

А куда за окном всё пропало, Пока спал я на правом боку?
Может, улица просто сбежала? Или кто-то просыпал муку?

Водяное покрывало С неба сыростью упало.
Как молочный океан По земле плывет туман

Продуктивная деятельность детей.

с прикладными элементами

(крупа) с добавлением образа пара

сделанного из ваты.

Работа с родителями.

Плакат « Круговорот воды в природе»

(сделанные родителями с детьми).

Экспериментирование с детьми в домашних условиях.




Круговорот воды в природе в больших масштабах Круговорот воды осуществляется благодаря испарению, передвижению водяного пара в атмосфере, его конденсации и выпадению осадков. Начинается круговорот с испарения воды. Водяные пары перемещаются из одной области в другую. Большая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана, в который вода поступает из сточных и подземных вод. Меньшая доля испарившейся воды переносится на сушу воздушными течениями. В связи с процессами конденсации влаги происходит выпадение осадков.



Круговорот воды в маленьких масштабах Также можно рассмотреть пример с горячей водой в кастрюле. Если мы накроем кастрюлю крышкой, то через некоторое время, сняв её, мы увидим на ней капли воды. Накрыв кастрюлю крышкой снова, то капли «упадут» в воду, а далее вода снова окажется на крышке, вот он, круговорот. Но как же вода появляется на крышке? При помощи парообразования и конденсации. Далее эти понятия я рассмотрю более подробно.




Парообразование Из названия термина можно понять, что парообразование – это образование пара из воды. В мировом водяном круговороте пар поднимается над Землёй и двигается вверх. Далее, как мы знаем, образуются облака, но не из пара, а из воды. Потому что пар превратился в неё при помощи конденсации. Теперь я рассмотрю её.




Конденсация Конденсация – не такое понятое слово, как парообразование. Если парообразование – превращение воды в пар, то конденсация – превращение пара в воду. Из этой воды образуются облака, когда они наберут большую массу, то выплеснут свою воду на Землю и пойдёт дождь, снег или град. Но как зимой пар поднимается так высоко, ведь он просто может заледенеть. Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрю термин испарение




Испарение Когда парообразование происходит с поверхности воды, его называют испарением. Испарение обусловлено тем, что в жидкости всегда есть какая-то доля быстрых молекул, кинетическая энергия которых достаточна для того, чтобы они могли вылететь из жидкости. Такие быстрые молекулы есть при любой температуре, поэтому испарение происходит при любой температуре. И именно поэтому зимой идёт снег.




Удельная теплота парообразования Удельную теплоту парообразования можно рассчитать. Опыты показывают, что количество теплоты, необходимое для того, чтобы превратить жидкость в пар при постоянной температуре, пропорционально массе жидкости. Получается формула: Q – количество теплоты L – удельная теплота образования m - масса Q = Lm




Испарение без выпадения осадков Когда вода только начнёт испаряться, на Земле произойдут незначительные изменения. Но уже через неделю объём мирового океана сильно уменьшится. Ещё через две недели у некоторых стран возникнут проблемы с событием питьевой воды, в засушливых странах начнётся массовое вымирание. Спустя месяц «водная проблема» станет мировой. Ещё через 4-5 месяцев пересохнет весь мировой океан.


Выпадение осадков без испарения Вода испарилась и конденсировалась в последний раз. Образовались облака. Пошёл дождь (снег, град). Но испарение не произошло, поэтому после повторных осадков некоторые части планеты начинает затапливать (реки, моря, океаны выходят за свои границы). Запасы облаков истощаются, осадков всё меньше и меньше. После прекращения выпадения осадков вода начинает перемещаться по территории планеты. Людям придётся использовать искусственное орошение.




Выводы Круговорот воды в природе очень важен для всей планеты С помощью свойства испарения осадки выпадают при любой температуре Удельную теплоту парообразования возможно рассчитать Если бы не было конденсации, то вся вода с поверхности Земли просто испарилась бы При прекращении круговорота воды в природе планета Земля может погибнуть от засухи, или людям придётся искусственно орошать землю

МБДОУ «ЦРР - детский сад №6 «Сказка»

Исследовательский проект

«Круговорот воды в природе»

Руководитель: Иванова Наталья Максимовна

Введение

Однажды я посмотрел мультфильм «Капитошка». Тогда я подумал: Почему капелька улетела на тучку? И я решил найти ответ на свой вопрос.

Основная часть

Цель: Выяснить что такое круговорот воды в природе.

Задачи:

  • Что такое круговорот воды в природе
  • Откуда берутся тучи
  • Почему летом идет дождь, а зимой снег
  • Почему идет град
  • Вред и польза от дождей

Что такое круговорот воды в природе.

Чтобы найти ответ на этот вопрос я решил спросить у мамы, и она мне рассказала, что вода испаряется, превращается в пар и поднимается кверху, образуя облака и тучи, которые, при изменении погодных условий, всегда готовы разразиться дождем, градом, а зимой — снегом. Таким образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается на нее. Если пофантазировать немного, то мы пьем ту же воду, которую пили динозавры, и купаемся в тех же водах, в которых плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.

Откуда берутся тучи?

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, где очень холодно, даже летом. Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, и отлично держатся в воздухе, они летают то вверх, то вниз; сливаются вместе. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако. Постепенно капли увеличиваются в размере и становятся тяжелее, а также темнее. Именно поэтому белые облака превращаются в темные тучи.

Почему зимой идет снег, а летом дождь?

В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно и они превращаются в очень легкие и маленькие кристаллы, что позволяет им с легкостью держаться на воздухе и летать по небу. Так, летая из стороны в сторону, под действием ветра, они приклеиваются друг к другу, образуя снежинки. Склеившись в достаточном количестве, чтоб набрать веса, снежинки становятся тяжелее, чем воздух и начинают спускаться на землю. Мы это называем снегопадом. Но если на улице тепло, то падая на землю, они тают, снова становятся капельками воды — и на землю идет дождь.

В интернете мы узнали, что град образуется, когда капли дождя остывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются в крохотные градинки, но дальше с ними происходят удивительные превращения! Падая вниз, такая градинка сталкивается со встречным потоком воздуха от земли. Тогда она опять поднимается вверх. Незамерзшие капельки дождя прилипают к ней, и она вновь опускается. Таких перемещений снизу вверх и обратно градинка может совершить очень много, и размер ее будет увеличиваться. Но наступает момент, когда она становится настолько тяжелой, что восходящие потоки воздуха уже не в состоянии поддерживать ее на весу. Вот тогда и наступает момент, когда градина стремительно несется к земле.

Вред и польза от дождей

Если представить только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных и рыб, а в конечном итоге - и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага - это благо! Влага для природы - необходимость. Но не всегда дожди приносят пользу.

Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.

Тогда я подумал, как можно организовать круговорот воды в квартире и мы с мамой провели опыты: «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её подоконнике на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!


Затем мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (под крышкой кастрюли во время кипения) и проливается дождем обратно в кастрюлю. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!


Заключение

В моем исследовании я выяснил, что:

  • Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
  • Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде осадков возвращается на землю.
  • Узнал, как образуется дождь, снег или град и теперь самостоятельно могу «вызвать» дождь в домашних условиях.
  • Круговорот воды - одно из уникальных природных явлений

Список ресурсов

Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

Печатные ресурсы:

Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, - М., 2004

Танасейчук В. Экология в картинках. - М., «Детская литература», 1989

Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004